Княжев Виктор Борисович,
доктор юридических наук, кандидат военных наук, доцент, начальник центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Viktor Borisovich Kniazhev,
Doctor of Law, Candidate of Military, Associate Professor, Head of the Center for Command and Staff Exercises, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
E-mail: [email protected]
56
Грищенко Леонид Леонидович,
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Егоров Константин Анатольевич,
старший преподаватель-методист центра командно-штабных учений, Академия управления МВД России, Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
E-mail: [email protected]
Научная специальность: 5.1.2. Публично-правовые (государственно-правовые) науки
УДК 351.74
DOI 10.24412/2072-9391-2023-165-56-66
Дата поступления: 1 февраля 2023 г.
Дата принятия статьи в печать: 10 марта 2023 г.
О современных подходах к подготовке управленческих кадров органов внутренних дел для решения задач специальной военной операции
On Modern Approaches to the Training of Managerial Personnel of Internal Affairs Bodies to Solve the Tasks of the Special Military Operation
Leonid Leonidovich Grischenko,
Doctor of Law, Professor,
Professor at the Department of Management
of Internal Affairs Bodies in the Special Conditions
of the Center for Command and Staff Exercises,
Management Academy of the Ministry
of the Interior of Russia,
Russian Federation, 125171, Moscow,
Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8
E-mail: [email protected]
Konstantin Anatol'evich Egorov,
Senior Lecturer-Methodist of the Center for Command and Staff Exercises, Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia, Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
Scientific specialty: 5.1.2. Public Law (State Law) Sciences
Аннотация
Актуальность: статья отражает мнение авторов об особенностях оперативно-служебной
Abstract
Relevance: the article reflects the authors' opinion on the specifics of the operational and service
деятельности органов, организации и подразделений системы Министерства внутренних дел Российской Федерации в начальный и текущий период специальной военной операции по защите населения Донбасса. Мероприятия, проводимые в рамках специальной военной операции, хотя и не предусматривают непосредственного участия органов внутренних дел в их проведении, в целом оказывают определенное влияние на характер выполняемых оперативно-служебных задач.
Представленные в статье материалы являются результатом анализа угроз общественному порядку и общественной безопасности, которые возникают при резком усилении международной напряженности и обострении по этой же причине социальных противоречий внутри государства.
Постановка проблемы: для повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в период проведения специальной военной операции руководящему составу необходимо иметь достаточный уровень компетентности для принятия решений, наиболее точно соответствующих особенностям сложившейся обстановки. В связи с этим в статье рассмотрены основные угрозы и опасности для общественного порядка и общественной безопасности, возникновение которых может оказать существенное влияние на деятельность органов внутренних дел.
Поскольку проводимая специальная военная операция является новой формой деятельности по обеспечению национальной безопасности государства, прежде всего, подразделений и частей Минобороны и войск национальной гвардии Российской Федерации, то указанная форма нуждается в детальном изучении и дополнительной правовой регламентации. С учетом этого в статье приведены результаты научного анализа терминологии, а также представлено авторское определение термина «специальная военная операция». Кроме того, приведены некоторые данные, позволяющие осуществить сравнение между текущей специальной военной операцией и чекистско-войсковыми операциями, проводившимися войсками Министерства внутренних дел СССР и частями Красной Армии при ликвидации бандитизма, внутреннего и зарубежного подполья, действующего после завершения Великой Отечественной войны на территории СССР по заданию и на средства разведок иностранных государств.
Цель исследования: изучить основные угрозы и опасности для общественного порядка и общественной безопасности на территории Российской Федерации, возникающие при проведении в масштабах государства меро-
activities of the bodies, organizations and divisions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the initial and current period of the special military operation to protect the population of Donbass. The activities carried out within the framework of the special military operation, although they do not provide for the direct participation of the internal affairs bodies in their conduct, generally have a certain impact on the nature of the operational and service tasks performed.
The materials presented in the article are the result of an analysis of threats to public order and public security that arise with a sharp increase in international tension and aggravation of social contradictions within the state for the same reason.
Problem statement: in order to increase the effectiveness of the activities of the internal affairs bodies during a special military operation, the leadership must have a sufficient level of competence to make decisions that most accurately correspond to the peculiarities of the current situation. In this regard, the article considers the main threats and dangers to public order and public safety, the occurrence of which can have a significant impact on the activities of internal affairs bodies.
Since the ongoing special military operation is a new form of activity to ensure the national security of the state, first of all, units and units of the Ministry of Defense and the National Guard troops of the Russian Federation, this form needs detailed study and additional legal regulation. With this in mind, the article presents the results of a scientific analysis of terminology, as well as the author's definition of the term "special military operation". In addition, some data are given that allow for a comparison between the current special military operation and the chekist-military operations conducted by the troops of the Ministry of Internal Affairs of the USSR and units of the Red Army during the liquidation of banditry, domestic and foreign underground operating after the end of the Great Patriotic War on the territory of the USSR on the instructions and with the means of intelligence of foreign states.
The purpose of the study: to study the main threats and dangers to public order and public security on the territory of the Russian Federation that arise during state - wide measures to prevent, and with the entry of new subjects into the state, to repel external aggression. And also to present the author's recommendations on the prevention and minimization of the consequences of the identified threats and dangers.
In the process of conducting scientific research, the following research methods were used: dialectics, comparative legal analysis, hermeneutics, philosophical conceptology.
58
приятий по предотвращению, а с вхождением в состав государства новых субъектов - отражению внешней агрессии, а также представить авторские рекомендации по предупреждению и минимизации последствий выявленных угроз и опасностей.
В процессе проведения научных исследований были использованы следующие методы: диалектика, сравнительный правовой анализ, герменевтика, философская концеп-тология.
При подготовке материалов статьи основной выбор был сделан в пользу диалектического метода, который позволил осуществить аргументацию существенной значимости правовых аспектов выполнения органами внутренних дел оперативно-служебных задач в период проведения специальной военной операции. Применяя сравнительный правовой анализ, авторы исследовали исторический материал проведения чекистско-войсковых операций и имеющийся к настоящему времени опыт оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел при выполнении задач в особых условиях.
Результаты и основные выводы: в статье представлены предложения авторов о путях совершенствования оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности в условиях, связанных с решением задач специальной военной операции.
Ключевые слова: специальная военная операция; чекистско-войсковые операции; угрозы; опасности; национальная безопасность; общественный порядок и общественная безопасность; оперативно-служебная деятельность; органы внутренних дел; научный анализ.
When preparing the materials of the article, the main choice was made in favor of the dialectical method, which allowed for the argumentation of the essential significance of the legal aspects of the performance of operational and official tasks by the internal affairs bodies during the special military operation. Applying a comparative legal analysis, the authors investigated the historical material of the chekist-military operations and the experience of operational and service activities of the internal affairs bodies available to date when performing tasks in special conditions.
Results and main conclusions: the article presents the authors' proposals on ways to improve the operational and service activities of the internal affairs bodies of the Russian Federation to ensure public order and public safety in conditions associated with solving the tasks of the special military operation.
Keywords: special military operation; chekist-mi-litary operations; threats; dangers; national security; public order and public safety; operational and service activities; internal affairs bodies; scientific analysis.
Проводя анализ развития международных отношений на современном этапе, можно уверенно утверждать, что они отличаются повышенной сложностью и напряженностью. Подобная ситуация существовала только в период Карибского кризиса в 1962 г., когда человечество столкнулось с угрозой ядерной войны, а взаимоотношения между СССР и США носили непримиримый характер.
В настоящее время основной причиной обострения отношений между государствами является отказ США и их союзников, считающих себя победителями в холодной войне, от признания многополярной модели мироустройства. Эта группа стран стремится утвердить приемлемый для них порядок: однополярная система,
при которой все государства должны существовать не по нормам международного права, а по правилам, установленным «победителем». Таким образом, став сувереном, США и страны НАТО в контексте этой доктрины не считаются с национальными интересами других государств, а их попытки проводить независимую национальную политику рассматривают как неповиновение, которое должно быть пресечено с использованием политических, экономических, идеологических, а также иных форм оказания воздействия. Одним из таких инструментов является создание угроз для национальной безопасности Российской Федерации путем расширения НАТО на восток и включения Украины в зону своих агрессивных интересов
в целях поддержания направленности этого государства в политике — на национализм, в экономике — на милитаризм.
Напомним хронологию событий, предшествующих началу проведения специальной военной операции (далее — СВО). 21 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал Указ о признании независимыми государствами Донецкой Народной Республики (далее — ДНР) и Луганской Народной Республики (далее — ЛНР). Он объяснил, что принятие этого решения вызвано отказом Украины от выполнения Минских соглашений. Накануне за принятие такого решения высказались все члены Совета Безопасности Российской Федерации.
22 февраля 2022 г. были подписаны два договора между Российской Федерацией и ДНР, ЛНР о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. 24 февраля 2022 г. глава государства выступил с обращением к нации, в котором объявил о начале СВО в Донбассе [14]. Решение носило вынужденный характер и было принято в ответ на официальное обращение ДНР и ЛНР с просьбой о помощи в отражении агрессии со стороны Украины, стремящейся к силовому разрешению конфликта. В связи с этим, а также в соответствии со ст. 51 гл. 7 Устава Организации Объединенных Наций, с санкции Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации1 и во исполнение ратифицированных Федеральным Собранием договоров о дружбе и взаимопомощи с ДНР и ЛНР было принято решение о проведении СВО [14].
Но прежде чем рассматривать политические, экономические или иные, хотя и важные, составляющие данной операции, необходимо дать научное определение понятию «специальная военная операция».
В научных источниках можно встретить следующее определение термина «специальная операция» — это совокупность согласованных по целям, задачам, месту и времени специальных действий войск (сил), проводимых по единому замыслу и плану для достижения определенных целей [9]. Данное определение нами принимается, но с учетом ведомственной специфики его содержание необходимо уточнить и дополнить: «специальная операция — это комплекс непрерывных действий сил и средств органов внутренних дел и взаимодействующих органов, которые согласованы и взаимосвязаны по цели, задачам, месту, времени, направле-
1 Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации: Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2022 г. № 35-СФ // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/View/0001202202240001 (дата обращения: 25.04.2022).
ниям и осуществляются на определенной территории по единому замыслу и под общим руководством».
Рассматривая определение «военная» из словосочетания «специальная военная операция», обратимся к однокоренному понятию — «война». Под войной понимается организованная вооруженная борьба с использованием вооруженных сил как главного и решающего средства достижения победы [3]. Поэтому, как нам представляется, основной составляющей СВО является ее направленность на достижение целей путем проведения, прежде всего, оперативных военных действий (ударов, маневров, сражений), которые имеют единый замысел и проводятся в конкретный период времени. В настоящее время в СВО конкретизирована цель — поражение только военных объектов противника, а для мирных жителей создание коридоров выхода из зоны боевых действий и оказание гуманитарной помощи [9].
По нашему мнению, для более точной формулировки определения СВО необходимо рассмотреть еще один термин — «контртеррористическая операция» (далее — КТО), которая в соответствии с п. 5 ст. 3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» является комплексом специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта2.
Приведенные нами сведения свидетельствуют о том, что цели и задачи СВО и КТО имеют ряд отличий, а также разный уровень нормативно-правовой проработки и правового регулирования. Как показывает осуществленный анализ, СВО — это особенное решение исполнительной и законодательной властей Российской Федерации, а КТО предусмотрена и конкретно регламентируется Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму».
Найти в современных научных источниках целостное, тем более законодательно закрепленное определение термина «специальная военная операция» не представилось возможным. Полагаем, что дать точное, юридически обоснованное определение этому термину предстоит ученым и юристам в ближайшем будущем, так как российское право предусматри-
2 О противодействии терроризму [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
60
вает положение о том, что происходящие в Российской Федерации социальные, экономические, общественные и политические процессы могут иметь свои особенности, а нормы закона корректируются и дополняются по мере их проявления в практической деятельности.
Тем не менее в правовых документах СССР мы обратили внимание на использование понятия «чекистско-войсковая операция» при осуществлении мер по ликвидации националистического подполья, действующего на отдельных территориях Советского Союза после разгрома немецко-фашистских войск. Это понятие в современной ситуации, по нашему мнению, наиболее близкое по форме и содержанию к СВО.
Проведя анализ Наставления по оперативно-боевому использованию внутренних войск МВД СССР (НОБИ-46) (далее - Наставление), которое было подготовлено в целях организации оперативно-боевой деятельности по ликвидации бандформирований, внутреннего и зарубежного подполья, действующего на территории СССР по заданию разведок иностранных государств после окончания Великой Отечественной войны [8], мы установили, что че-кистско-войсковая операция являлась основной формой проведения оперативно-боевой деятельности, представленной в данном Наставлении.
Так, основными задачами, решаемыми в ходе чекистско-войсковых операций, являлись:
— ликвидация бандформирований;
— ликвидация диверсионно-разведывательных групп и террористов-одиночек;
— задержание и арест изменников, других пособников вражеских разведок;
— освобождение территории от агентов-нелегалов;
— изъятие нелегально хранящегося оружия и т. д.
Как следует из документов тех лет, для борьбы с националистическим подпольем при проведении чекистско-войсковых операций использовались подразделения МВД СССР (до 1946 г. ведомство носило название Народный комиссариат внутренних дел СССР (НКВД СССР)) в тесном взаимодействии с частями и соединениями Красной Армии (с февраля 1946 г. — Советская Армия). Такая тактика включала в себя: проведение оперативной работы с населением; выявление мест нахождения вооруженных националистических бандформирований, их блокирование или окружение; огневое подавление противника с применением артиллерии и авиации; прочесывание местности с использованием бронетехники; захват или уничтожение бандгрупп; восстановление и обеспечение безопасности деятельности местных органов власти.
Полагаем, можно сделать вывод о схожести тактики проведения СВО с чекистско-войско-выми операциями, которые МВД СССР и части Красной Армии совместно осуществляли в 1940—1950 гг.
На основании приведенной нами аргументации сформулируем авторское определение термина «специальная военная операция», под которым будем понимать: «проводимый по решению Президента Российской Федерации (Верховного главнокомандующего) комплекс специальных и войсковых мероприятий, согласованных и взаимосвязанных по целям, задачам, месту, времени и направлениям действий разноведомственных сил и средств, а также проводимых на определенной территории по единому замыслу и под общим руководством с целью защиты национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз».
В связи с проведением СВО прежде всего следует обратить внимание на содержание тех вызовов и угроз, которые имеют место или могут возникнуть. При этом необходимо учитывать территориальные изменения государства, состоявшиеся после подписания 5 октября 2022 г. Президентом Российской Федерации В. В. Путиным четырех федеральных конституционных законов о вхождении ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей в состав Российской Федерации.
Как показывает практика, такие угрозы носят объективный — чрезвычайный, либо субъективный — социальный характер. При этом следует понимать, что наше представление о природных и техногенных авариях, социальных чрезвычайных обстоятельствах сегодня требует несколько иных подходов. Не характеризуя весь спектр опасностей, целесообразно выделить наиболее значимые из них. Ими, по нашему мнению, являются следующие угрозы и опасности, возникновение которых может оказать максимальное влияние на деятельность органов внутренних дел в создавшихся условиях.
Во-первых, с точки зрения применения новейших технологий представляется более значимым негативное воздействие на сознание населения и участников СВО применение информационно-психологических технологий. Опасность заключается в передаче, прежде всего, по сети Интернет непроверенной, ложной или провокационной информации, а также дезинформации.
Созданные и отработанные на Западе технологии введения в заблуждение или обман населения активно применяются в целях подрыва внутренней стабильности государства, создания панических настроений в обществе, стимули-
рования митинговой и протестной активности. Взятый на вооружение украинскими центрами информационно-психологических операций (далее — ЦИПсО)3 современный инструментарий пропаганды работает не только на западного обывателя, но предназначен и для пользователей в Российской Федерации. Достаточно вспомнить лживую пропаганду, распространяемую посредством ЦИПсО, о непричастности Вооруженных сил Украины (далее — ВСУ) к обстрелам на протяжении более 8 лет населенных пунктов ДНР и ЛНР с одновременным возложением вины за подобные действия на формирования народной милиции этих же республик. Откровенной дезинформацией являются сообщения о действиях частей и подразделений силовых ведомств Российской Федерации, которым в ходе СВО приписывались ковровые бомбардировки, химические атаки, постоянные обстрелы населенных пунктов и объектов критической инфраструктуры с массовым уничтожением мирных жителей. Осуществляемая западными политтехнологами дезинформация направлена на снижение уровня морально-психологического состояния населения и одновременно — увеличение его протестной активности, что должно по их расчетам способствовать росту социальной нестабильности как на вновь присоединившихся территориях, так и в отдельных регионах Российской Федерации.
В-вторых, группой недружественных стран осуществляется активное спонсирование террористической деятельности на территории Российской Федерации. С их подачи для достижения целей, связанных с нарушением социальной стабильности в государстве, террористы с территории Украины используют технически новые средства и более действенные методы для устрашения и уничтожения населения. Поэтому в своем выступлении на расширенном заседании коллегии МВД России Президент Российской Федерации В. В. Путин поставил задачу органам внутренних дел жестко пресекать любые попытки противника и его агентуры на территории государства «раскачать» наше общество [11].
Однако противоборствующая сторона периодически осуществляет такие попытки. Это прежде всего террористические акты, направленные против отдельных должностных лиц и в целом против органов государственной власти, а также осуществляемые на объектах критической инфраструктуры страны. Кроме того, обстрелы со стороны ВСУ объектов Запорож-
3 Специальные военные подразделения, использующие средства психологического воздействия на противника. С 2004 г. были включены в состав разведки военно-морских сил Украины, с июня 2016 г. - в состав сил специальных операций вооруженных сил Украины.
ской АЭС, плотины Каховской ГЭС из артиллерийского и ракетного вооружения также могут быть квалифицированы с учетом возможных последствий как акты терроризма, массового убийства людей.
Кроме того, крупномасштабные поставки на Украину средств уничтожения, осуществляемые США и их союзниками по НАТО, а также широкая поддержка распространения идеологии национализма и фашизма среди ее населения в буквальном смысле слова соответствуют понятию «терроризм в глобальном масштабе».
Вместе с тем не является секретом осуществление на территории ФРГ, Польши и Латвии профессиональной подготовки диверсионно-разведывательных групп, состоящих из украинских националистов, военными инструкторами НАТО по специальным операциям. Такой выбор обучаемых неслучаен: они хорошо знают русский язык и легко могут адаптироваться на территории России для совершения терактов. К числу потенциальных террористов, принятых на службу в ВСУ, можно причислить выпущенных досрочно на свободу лиц, отбывавших наказания за совершение уголовных преступлений, а также гражданских лиц из состава территориальной обороны, мотивированных к агрессивным действиям и вооруженных стрелковым оружием, включая переносные зе-нитно-ракетные комплексы (далее — ПЗРК). В связи с этим перечисленные категории лиц могут представлять реальную угрозу для общественной безопасности нашего государства.
Вооружая украинских националистов, США и страны НАТО провоцируют их на более активные, в том числе диверсионно-террористи-ческие действия на территории Российской Федерации. При этом следует обратить внимание на состав вооружения, поставляемого на Украину. Это прежде всего ПЗРК, которые могут быть использованы для осуществления терактов в отношении судов гражданской авиации. ПЗРК также могут наносить значительный ущерб при совершении терактов на объектах критической инфраструктуры, включая ядерно-энергетические, а также предприятия, на которых в производственных целях осуществляется применение различных химических веществ и агрессивных жидкостей.
Принимая во внимание подобные угрозы, в целях обеспечения безопасности граждан и стабилизации ситуации на территориях ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 было введено военное положение4. Такой пра-
4 О введении военного положения на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запо-
62
вовои режим на этих территориях, во-первых, позволяет на законных основаниях формировать чрезвычайные органы власти; во-вторых, предоставляет правовые гарантии сотрудникам органов внутренних дел в ходе осуществления оперативно-служебной деятельности, участия в операциях по уничтожению незаконных вооруженных формирований.
В связи с этим МВД России следует находиться в готовности к оперативному выявлению и перекрытию каналов проникновения террористов и поставки оружия в регионы Российской Федерации, предупреждению и пресечению террористических актов на всей ее территории [4].
В-третьих, заслуживает особого внимания эпидемиологическая ситуация, ставшие известными секретные сведения о деятельности химических лабораторий на Украине, в которых персонал американских частных компаний «СН2М Hill», «Battelle», «Metabiota», находящийся под дипломатическим прикрытием, активно осуществлял биологические опыты без прямого контроля со стороны принимающего государства и мирового сообщества. И это не исключительный случай [1].
Как стало известно из официальных источников, за последние годы Грузия, Азербайджан, Узбекистан и Казахстан в обмен на американское финансирование и с согласия Организации по запрещению химического оружия предоставили не только свою территорию для проведения биологических экспериментов специалистами военного ведомства США, но и коллекции возбудителей опасных болезней, в составе которых имелись в том числе советские боевые штаммы микроорганизмов5.
Кроме того, в секретных лабораториях, находящихся вне территории США, осуществляются работы не только по созданию новых видов биологического оружия, но и совершенствованию технологий по доставке болезнетворных штаммов, в том числе на территорию Российской Федерации. Подобные действия США могут привести к непредсказуемым чрезвычайным последствиям, связанным с распространением эпидемий и эпизоотий.
В-четвертых, тревожная ситуация складывается вокруг усиления процессов миграции населения. Но, если 17 февраля 2022 г. на расши-
рожской и Херсонской областей: Указ Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 г. № 756 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov. ru/Document/View/0001202210190002?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 25.10.2022).
5 Российская Федерация, присоединившись к Конвенции о запрещении химического оружия от 30 ноября 1992 г., полностью ликвидировала все имеющиеся запасы к 2017 г., в отличие от США, где боевые отравляющие вещества до настоящего времени находятся на вооружении.
ренной коллегии МВД России Президентом Российской Федерации перед ведомством были поставлены конкретные задачи по выработке самых жестких мер по вопросам нелегальной миграции, то стремительно усиливающаяся миграция беженцев и вынужденных переселенцев с Украины может создать непредвиденные и существенные трудности [12]. Кроме того, можно предположить, что в обозримом будущем гуманитарные чрезвычайные ситуации, связанные с нехваткой продовольствия, а также с недостаточностью водных ресурсов и энергоснабжения на Ближнем Востоке, в Африке и Европе, приведут к значительно возросшим темпам миграции жителей из этих регионов.
Не меньшую озабоченность в настоящее время вызывает ситуация в среднеазиатском регионе, в бывших республиках Советского Союза. В частности, нереализованную попытку по осуществлению государственного переворота в Республике Казахстан можно считать только началом деструктивного процесса по созданию очага напряженности на южных рубежах Российской Федерации [2].
Следует также учитывать, что вместе с мирными гражданами, мигрирующими в связи с военной опасностью в Российскую Федерацию с территории Украины и вновь присоединившихся регионов, могут проникнуть лица с экстремистской и террористической мотивацией. Их ассимиляция на территории нашего государства и создание так называемых «спящих ячеек» в дальнейшем могут быть использованы для подрыва социальной стабильности в отдельных регионах страны, то есть в зоне ответственности территориальных органов МВД России.
В-пятых, увеличение за последние годы в Российской Федерации количества преступлений, связанных с экстремизмом, требует всестороннего анализа. Так, в 2021 г. их количество выросло более чем на четверть [12]. При этом происходит увеличение количества попыток со стороны различного рода экстремистов и национальных радикалов использовать Интернет в целях эскалации межнациональной, религиозной вражды и социальной розни. В связи с тем что это направление экстремистской деятельности стало критически опасным, на государственном уровне были приняты дополнительные меры по его профилактике, контролю и пресечению. Так, 15 апреля 2022 г. была создана и начала работу межведомственная комиссия Совета Безопасности по обеспечению технологического суверенитета Российской Федерации, в состав которой вошел в том числе Министр внутренних дел. Позже в составе центрального аппарата МВД России было создано Управление по организации борьбы с проти-
воправным использованием информационно-коммуникационных технологий. Положение об этом подразделении утверждено приказом МВД России от 29 декабря 2022 г. № 11106.
Но, несмотря на активизацию работы по противодействию экстремизму, необходимо дальнейшее наращивание усилий по искоренению этого вида общественно опасных преступлений.
В-шестых, нельзя исключить военную угрозу как в отношении отдельных регионов, так и в целом для Российской Федерации. Что касается приграничных с Украиной территорий, то события последних дней достаточно убедительно показывают имеющиеся угрозы для жителей Белгородской, Брянской, Курской, Ростовской, Саратовской и Тульской областей. Обращает на себя внимание ряд заявлений государственных чиновников и политиков США, стран Евросоюза «о насильственном принуждении России к прекращению специальной военной операции» [10]. По своей сути провокационным является заявление верховного представителя Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Ж. Борреля о необходимости военного разрешения конфликта на Украине [15].
Кроме того, США и НАТО приступили к рассмотрению проектов военного решения вопросов территориальной принадлежности Южных Курил, Калининградской области и полуострова Крым. Но территориальная целостность и национальная безопасность Российской Федерации будет надежно защищена. Так, в своем обращении 24 февраля 2022 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин, говоря об ответных мерах по отношению к тем, кто попытается создать угрозы для России, подчеркнул, что «ни у кого не должно быть сомнений в том, что прямое нападение на нашу страну приведет к разгрому и ужасным последствиям для любого потенциального агрессора» [14]. Глава государства отметил, что российские власти готовы к любому развитию событий и приняли все необходимые решения, включая перевод средств ядерного сдерживания в режим повышенной готовности. Одним из фактов подтверждения решимости Российской Федерации защищать свою независимость стало испытание 20 апреля 2022 г. баллистической ракеты «Сармат», которая не имеет аналогов в мире [6]. К настоящему времени несколько частей ракетных войск стратегического назначения Минобороны России оснащены изделиями данного типа и приступили к несению боевого дежурства по обеспечению безопасности Российской Федерации.
6 Об утверждении Положения об Управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий Министерства внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 29 декабря 2022 г. № 1110.
Президент также отметил, что «в марте 2021 года Украина приняла новую Военную стратегию. Этот документ практически целиком посвящен противостоянию с Россией, ставит целью втягивание иностранных государств в конфликт с нашей страной. Стратегия предполагает организацию в российском Крыму и на территории Донбасса, по сути, террористического подполья» [13]. В ней прописаны и контуры предполагаемой войны, которая должна закончиться «при содействии международного сообщества на выгодных для Украины условиях».
Таким образом, вероятность военной угрозы для нашего государства значительно возрастает. В этих условиях основным предназначением органов внутренних дел является эффективное выполнение задач при проведении в масштабах государства мероприятий по предотвращению, а с вхождением в состав Российской Федерации четырех новых субъектов (ДНР, ЛНР, Запорожская область, Херсонская область) — отражению внешней агрессии.
Учитывая перечисленные угрозы в период проведения СВО и связанную с ними опасность, следует отметить, что процесс подготовки управленческих кадров для органов внутренних дел в современных условиях требует совершенствования. При этом полагаем, что следует учесть формы и виды деятельности органов внутренних дел, положительно зарекомендовавшие себя в ходе КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, а также опыт проведения чекистско-войсковых операций на территории Западной Украины после окончания Великой Отечественной войны.
Главное, в настоящих условиях оперативно провести коррекцию и обновление нормативных правовых актов, касающихся этого направления деятельности, во вновь образованных МВД по Донецкой, Луганской народным республикам, ГУ МВД России по Запорожской, Херсонской областям, оказать содействие в осуществлении нормативно-правового обеспечения. Следует также осуществлять планомерное совершенствование организации деятельности по подготовке органов, организаций и подразделений системы МВД России к решению задач оперативно-служебной деятельности при резком осложнении оперативной обстановки. На наш взгляд, является необходимым проведение командно-штабных учений для отработки совместных действий вновь образованных территориальных органов и ГУ, УМВД России по приграничным с Украиной областям Российской Федерации.
В данной ситуации будет целесообразным поиск современных форм и методов предотвращения попыток дестабилизировать и разрушить единство российского общества [11]. При этом
64
немаловажное значение имеет заблаговременная подготовка сотрудников органов внутренних дел к возможному негативному изменению состояния оперативной обстановки.
Современные тенденции в развитии науки и техники предоставляют для решения этих задач различные технологические возможности, реализация которых позволяет планировать, прогнозировать и контролировать происходящие процессы. Одним из таких направлений является создание цифровых двойников объектов, структур, событий.
Фундаментально цифровой двойник можно определить как постоянно развивающийся цифровой профиль, в котором содержатся исторические и наиболее актуальные современные данные о состоянии физических объектов и процессов. Это позволяет существенно и в реальном масштабе времени оптимизировать эффективность планируемых и осуществляемых мер по охране общественного порядка и обеспечения общественной безопасности в современных условиях. Данное положение обосновано тем, что в цифровом двойнике сосредоточивается огромный объем данных, полученных в процессе измерений ряда различных показателей в реальном мире и реальном масштабе времени [5].
Для работы с перечисленными массивами данных следует использовать различные системы ситуационного управления. В контексте нашей статьи под ситуационным управлением следует понимать деятельность органов управления, при которой решения и управляющие воздействия субъекта управления основываются на анализе вариантов принятия решения с учетом текущего состояния объекта управления, располагаемых вариантов действий и прогноза последствий принимаемых управленческих воздействий [7].
Отличие сущности ситуационного управления от управления по ситуации заключается в том, что создаваемая управленческая структура в виде системы ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия, должна обладать способностью не только осуществлять автоматический сбор, анализ данных, но и заблаговременно осуществлять прогноз вариантов изменения обстановки, а также последствий принятых управленческих решений.
Основополагающими задачами для повышения эффективности ситуационного управления в органах внутренних дел в условиях проведения СВО должны стать формирование и штатное обеспечение служебных коллективов центров ситуационного управления технически и профессионально подготовленными специалистами как в области информационных технологий, так и практической деятельности органов внутренних дел. Эта работа также требу-
ет существенных материальных и временных затрат. Но именно активное внедрение методов ситуационного управления в деятельность органов внутренних дел в условиях проведения СВО во многом может обеспечить значительное повышение ее эффективности, а также прорывное развитие собственно системы МВД России в предстоящей перспективе.
При этом в материально-техническом обеспечении органов внутренних дел имеется ряд проблем, в том числе из-за введенных санкций со стороны группы недружественных стран. Это, прежде всего, обеспечение компьютерной техникой и средствами автоматизации. Существуют некоторые проблемы с отечественным программным обеспечением, которое для эффективного функционирования должно обладать такими характеристиками, как быстродействие, надежность и необходимая степень защиты используемой информации.
Решение этих проблем требует комплексного подхода. И если для разрешения технической составляющей ситуационного управления имеется определенная отечественная научно-производственная база, налажено эффективное замещение импорта товарами, произведенными внутри страны, осуществляются закупки оборудования и техники по государственному оборонному заказу, то для всеобъемлющего перехода к ситуационному управлению в системе МВД России необходима подготовка нового типа управленческих кадров, способных применять методологию ситуационного управления в деятельности органов внутренних дел. В связи с этим следует обратить внимание на корректировку содержания программ подготовки и повышения квалификации сотрудников полиции и органов управления в образовательных организациях системы МВД России. Новые задачи, связанные с проведением СВО, а также изменения, происходящие в международной обстановке и внутри страны, предъявляют к обучению специалистов этой категории несколько иные требования. И главным итогом этого обучения должна стать практическая подготовленность сотрудников органов внутренних дел к использованию ситуационного управления в целях эффективного решения оперативно-служебных задач.
Кроме того, представляется необходимым дальнейшее углубленное теоретическое изучение проблемы антитеррористической безопасности для постоянного и позитивного развития личности, общества и государства в силу особой важности ее решения. По нашему мнению, целесообразно проведение в том числе цикла межведомственных научно-практических конференций с привлечением представителей правоохранительных ведомств, ученых, политиков, государственных и общественных деятелей Рос-
сийской Федерации с целью совместного определения оптимальных направлений, способов и средств пресечения террористической деятельности в современных условиях. При этом следует сделать доступным для специалистов изучение нормативных документов, содержащих факты о разработке и ликвидации диверсионно-разведывательных и бандформирований на территории Советского Союза в военный и послевоенный периоды, а также незаконных вооруженных формирований при проведении КТО на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации.
Для эффективной защиты прав граждан, общества и государства в современных условиях системе МВД России необходимы эффектив-
ные управленческие кадры, профессионалы высокого уровня квалификации, способные в полном объеме обеспечивать общественный порядок и общественную безопасность, специалисты по профилактике, выявлению, пресечению преступлений и административных правонарушений, связанных с новыми вызовами и угрозами, в том числе в сфере информационно-коммуникационных технологий, а также способные производить дознание по уголовным делам в ходе проведения СВО, вести розыск преступников и террористов, проникающих на территорию Российской Федерации, обеспечивать правопорядок в общественных местах и безопасность дорожного движения в непростой, непредсказуемо меняющейся обстановке.
Список литературы: References:
1. Биологическая война против России 1. [Электронный ресурс]. URL: https:// matveychev-oleg.livejournal.com/471729.html (дата обращения: 25.04.2022).
2. В ходе беспорядков в Алма-Ате сожгли бо- 2. лее 120 автомобилей [Электронный ресурс]. URL: https://russian.rt.com/ussr/ news/945781-avtomobil-kazahstan-protest?ys clid=lg139ag7ui435643966 (дата обращения: 25.04.2022).
3. Война // Военная энциклопедия: в 18 т. / 3. под ред. В. Ф. Новицкого [и др.]. Санкт-Петербург; Москва, 1911—1915.
4. Грищенко Л. Л. Современные угрозы на- 4. циональной безопасности. Взгляды потенциального противника на развязывание и ведение современных войн: методическая разработка учебного занятия. Москва, 2021. 5.
5. Грищенко Л. Л., Корабельникова Ю. Л. Цифровой двойник города как инструмент обеспечения безопасности его жителей // Градостроительное право. 2021. № 1. 6.
6. ИА Новости. Проведены успешные испытания ракеты «Сармат» с наибольшей в мире дальностью поражения целей [Электронный ресурс]. URL: https://www.1tv. ru/news/2022-04-20/426927-provedeny_ uspeshnye_ispytaniya_rakety_sarmat_s_ naibolshey_v_mire_dalnostyu_porazheniya_ts eley?ysclid=lg13se9wib899741459 (дата обращения: 25.04.2022). 7.
7. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л., Егоров К. А. О перспективных направлениях совершенствования ситуационного управления в органах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58).
8. Кулешов Р. В. Об особенностях борьбы с 8. бандитизмом на территории западной Укра-
Biologicheskaya vojna protiv Rossii [Elektron-nyj resurs]. URL: https://matveychev-oleg.live-journal.com/471729.html (data obrashcheniya: 25.04.2022).
V hode besporyadkov v Alma-Ate sozh-gli bolee 120 avtomobilej [Elektronnyj resurs]. URL: https://russian.rt.com/ussr/ news/945781-avtomobil-kazahstan-protest?ys clid=lg139ag7ui435643966 (data obrashcheniya: 25.04.2022).
Vojna // Voennaya enciklopediya: v 18 t. / pod red. V. F. Novickogo [i dr.]. Sankt-Peterburg; Moskva, 1911-1915.
Grishchenko L. L. Sovremennye ugrozy nacional'noj bezopasnosti. Vzglyady potencial'nogo protivnika na razvyazyvanie i vedenie sovremennyh vojn: metodicheskaya razrabotka uchebnogo zany-atiya. Moskva, 2021.
Grishchenko L. L, Korabel'nikova Yu. L. The digital twin of the city as a tool to ensure the safety of its residents // Town-planning law. 2021. № 1.
IA Novosti. Provedeny uspeshnye ispy-taniya rakety «Sarmat» s naibol'shej v mire dal'nost'yu porazheniya celej [Elektronnyj resurs]. URL: https://www.1tv.ru/news/2022-04-20/426927-provedeny_uspeshnye_ispy-taniya_rakety_sarmat_s_naibolshey_v_ mire_dalnostyu_porazheniya_tseley?ysclid= lg13se9wib899741459 (data obrashcheniya: 25.04.2022).
Knyazhev V. B, Grishchenko L. L, Egorov K. A. About perspective directions of improvement of situational management in internal affairs bodies // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2021. № 2 (58).
Kuleshov R.V. Specifics of Fighting against Ban-ditism in the Territory of Western Ukraine in
бб
ины (40-е — 50-е годы ХХ века) // Право и образование. 2012. № 11.
9. Литвиненко В. И. Сущность категорий «война» и «специальная военная операция» // Армейский сборник. 2022. № 7.
10. Новая доктрина (Doctrine for Joint Nuclear Operations) превентивного применения ядерного и термоядерного оружия США [Электронный ресурс]. URL: https://avkrasn.ru/ sbornik-statei-problemy-bezopasnosti-rossii-statia-l-pavel-aksenov-novaia-doktrina-doctrine-for-joint-nuclear-operations-preventivnogo-primeneniia-iadernogo-i-termoiadernogo-oruzhiia-ssha-statia-2-vla/?ysclid=lgl3v64lkx95934499 (дата обращения: 25.04.2022).
11. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенной коллегии МВД России 20 марта 2023 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// www.kremlin.ru/events/president/news/70744 (дата обращения: 20.03.2023).
12. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на расширенной коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http:// prezident.org/tekst/stenogramma-vystuplenija-putina-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-mvd-rossii-l7-02-2022.html (дата обращения: 11.03.2022).
13. Стенограмма обращения Президента Российской Федерации В. В. Путина к гражданам России 21 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: https: //rg.ru/2022/02/21/obrashchenie-prezidenta-rossijskoj-federacii-stenogramma.html (дата обращения: 25.02.2022).
14. Стенограмма обращения Президента Российской Федерации В. В. Путина к гражданам России 24 февраля 2022 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/ events/president/news/67843 (дата обращения: 25.04.2022).
15. Федеральное агентство новостей. Боррель выступил за военное решение ситуации на Украине [Электронный ресурс]. URL: https:// riafan.ru/22872l07-borrel_vistupil_za_ voennoe_reshenie_situatsii_na_ukraine (дата обращения: 25.04.2022).
Для цитирования:
Княжев Виктор Борисович, Грищенко Леонид Леонидович, Егоров Константин Анатольевич. О современных подходах к подготовке управленческих кадров органов внутренних дел для решения задач специальной военной операции // Труды Академии управления МВД России. 2023. № 1 (65). С. 56 -66.
40ies-50ies of 20th century // Law and Education. 2012. № 11.
9. Litvinenko V. I. Sushchnost' kategorij «vojna» i «special'naya voennaya operaciya» // Armejskij sbornik. 2022. № 7.
10. Novaya doktrina (Doctrine for Joint Nuclear Operations) preventivnogo primeneniya yadernogo i termoyadernogo oruzhiya SSHA [Elektronnyj resurs]. URL: https://avkrasn.ru/ sbornik-statei-problemy-bezopasnosti-rossii-statia-1-pavel-aksenov-novaia-doktrina-doc-trine-for-joint-nuclear-operations-preven-tivnogo-primeneniia-iadernogo-i-termoiader-nogo-oruzhiia-ssha-statia-2-vla/?ysclid=lg13v6 4lkx95934499 (data obrashcheniya: 25.04.2022).
11. Stenogramma vystupleniya Prezidenta Rossij-skoj Federacii V. V. Putina na rasshirennoj kol-legii MVD Rossii 20 marta 2023 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/70744 (data obrashcheniya: 20.03.2023).
12. Stenogramma vystupleniya Prezidenta Rossij-skoj Federacii V. V. Putina na rasshiren-noj kollegii MVD Rossii 17 fevralya 2022 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://prezident. org/tekst/stenogramma-vystuplenija-puti-na-na-rasshirennom-zasedanii-kollegii-mvd-rossii-17-02-2022.html (data obrashcheniya: 11.03.2022).
13. Stenogramma obrashcheniya Prezidenta Rossij-skoj Federacii V. V. Putina k grazhdanam Rossii 21 fevralya 2022 g. [Elektronnyj resurs]. URL: https://rg.ru/2022/02/21/obrashchenie-prezidenta-rossijskoj-federacii-stenogramma. html (data obrashcheniya: 25.02.2022).
14. Stenogramma obrashcheniya Prezidenta Rossij-skoj Federacii V. V. Putina k grazhdanam Rossii 24 fevralya 2022 g. [Elektronnyj resurs]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ news/67843 (data obrashcheniya: 25.04.2022).
15. Federal'noe agentstvo novostej. Borrel' vystu-pil za voennoe reshenie situacii na Ukraine [Elektronnyj resurs]. URL: https://riafan. ru/22872107-borrel_vistupil_za_voennoe_ reshenie_situatsii_na_ukraine (data obrash-cheniya: 25.04.2022).
For citation:
Kniazhev Viktor Borisovich, Grischenko Leonid Leonidovich, Egorov Konstantin Anatol'evich. On Modern Approaches to the Training of Managerial Personnel of Internal Affairs Bodies to Solve the Tasks of a Special Military Operation // Proceedings of Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia. 2023. № 1 (65). P. 56-66.