Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ'

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
346
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ПРАВО / ПРАВОВАЯ ОСНОВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Берест А. О.

В статье рассматриваются правовые основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики как специфического вида войск, включенного в общую систему вооруженной защиты государства. На современном этапе внутренние войска занимают важное место в системе государственных институтов и правоохранительных органов, принимают участие в специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, находятся на передовом рубеже борьбы за соблюдение законных прав и свобод граждан Донецкой Народной Республики. Анализ структуры и состава внутренних войск, полномочий органов государственной власти и высших должностных лиц по их руководству позволяет заключить, что внутренние войска имеют все необходимые признаки относительно самостоятельной военной организации, способной выполнять возложенные на нее служебно-боевые задачи. Содержание и объем перечисленных прав не выходят за рамки правоохранительной деятельности внутренних войск, которая представляет собой специфический вид деятельности уполномоченного государством специального органа в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, для охраны и обороны важных государственных объектов. Целью статьи, учитывая отсутствие комплексных теоретических исследований категории «правовая основа» в современной юридической литературе, является систематизация представлений об административно-правовой основе деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, поиск путей усовершенствования на основании внедрения новых концептуальных подходов к решению проблем в данной сфере. Методологическую и теоретическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные методы, позволившие прийти к выводу об уточнении административно-правого статуса внутренних войск МВД ДНР путем упорядочения норм базового закона в части унификации их функций, устранения дублирования, четкого определения круга вопросов, которые возлагаются на подразделения внутренних войск.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BASIS OF THE ACTIVITY OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE DONETSK PEOPLE’S REPUBLIC

The article discusses the legal basis of the activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People’s Republic, as a specific type of troops included in the general system of armed protection of the state. At the present stage, the internal troops occupy an important place in the system of state institutions and law enforcement agencies, take part in a special military operation to denazify and demilitarize Ukraine, are at the forefront of the struggle for the observance of the legitimate rights and freedoms of citizens of the Donetsk People’s Republic. Analysis of the structure and composition of the internal troops, the powers of state authorities and According to their leadership, it allows us to conclude that the internal troops have all the necessary signs of a relatively independent military organization capable of performing the service and combat tasks assigned to it. The content and scope of the listed rights do not go beyond the law enforcement activities of the internal troops, which is a specific type of activity of a special body authorized by the state in order to ensure the security of the individual, society and the state, the protection of human and civil rights and freedoms from criminal encroachments, for the protection and defense of important state facilities. The purpose of the article, taking into account the lack of comprehensive theoretical studies of the category «legal basis» in modern legal literature, is to systematize ideas about the administrative and legal basis of the activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People’s Republic, to search for ways to improve on the basis of the introduction of new conceptual approaches to solving problems in this area. The methodological and theoretical basis of the study was made up of general scientific and private scientific methods, which allowed us to come to the conclusion about clarifying the administrative and legal status of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the DPR by streamlining the norms of the basic law in terms of unifying their functions, eliminating duplication, and clearly defining the range of issues that are assigned to the units of the internal troops.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ»

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ДОНЕЦКОЙ

НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

LEGAL BASIS OF THE ACTIVITY OF THE INTERNAL TROOPS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE DONETSK PEOPLE'S REPUBLIC

Аннотация: в статье рассматриваются правовые основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики как специфического вида войск, включенного в общую систему вооруженной защиты государства. На современном этапе внутренние войска занимают важное место в системе государственных институтов и правоохранительных органов, принимают участие в специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины, находятся на передовом рубеже борьбы за соблюдение законных прав и свобод граждан Донецкой Народной Республики. Анализ структуры и состава внутренних войск, полномочий органов государственной власти и высших должностных лиц по их руководству позволяет заключить, что внутренние войска имеют все необходимые признаки относительно самостоятельной военной организации, способной выполнять возложенные на нее служебно-боевые задачи. Содержание и объем перечисленных прав не выходят за рамки правоохранительной деятельности внутренних войск, которая представляет собой специфический вид деятельности уполномоченного государством специального органа в целях обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных посягательств, для охраны и обороны важных государственных объектов. Целью статьи, учитывая отсутствие комплексных теоретических исследований категории «правовая основа» в современной юридической литературе, является систематизация представлений об административно-правовой основе деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, поиск путей усовершенствования на основании внедрения новых концептуальных подходов к решению проблем в данной сфере. Методологическую и теоретическую основу исследования составили общенаучный и частнонаучные методы, позволившие прийти к выводу об уточнении административно-правого статуса внутренних войск МВД ДНР путем упорядочения норм базового закона в части унификации их функций, устранения дублирования, четкого определения круга вопросов, которые возлагаются на подразделения внутренних войск.

Ключевые слова: государство, право, правовая основа, правовое регулирование, правовое обеспечение, внутренние войска.

Для цитирования: Берест А.О. Правовые основы деятельности внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2022. - № 4. - С. 90-99.

Abstract: the article discusses the legal basis of the activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People's Republic, as a specific type of troops included in the general system of armed protection of the state. At the present stage, the internal troops occupy an important place in the system of state institutions and law enforcement agencies, take part in a special military operation to denazify and demilitarize Ukraine, are at the forefront ofthe struggle forthe observance ofthe legitimate rights and freedoms of citizens of the Donetsk People's Republic. Analysis ofthe structure and composition ofthe internal troops, the powers of state authorities and According to their leadership, it allows us to conclude that the internal troops have all the necessary signs of a relatively independent military organization capable of performing the service and combat tasks assigned to it. The content and scope ofthe listed rights do not go beyond the law enforcement

УДК 351.74

А.О. БЕРЕСТ,

ANTON O. BEREST,

Postgraduate

(F.E. Dzerzinskiy Academy ofthe Ministry ofthe Internal Affairs ofthe Donetsk People's Republic, Donetsk, Russia)

адъюнкт

(Академия Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики имени Ф.Э. Дзержинского, Россия, Донецк) [email protected]

activities of the internal troops, which is a specific type of activity of a special body authorized by the state in order to ensure the security of the individual, society and the state, the protection of human and civil rights and freedoms from criminal encroachments, for the protection and defense of important state facilities. The purpose of the article, taking into account the lack of comprehensive theoretical studies of the category «legal basis» in modern legal literature, is to systematize ideas about the administrative and legal basis of the activities of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People's Republic, to search for ways to improve on the basis of the introduction of new conceptual approaches to solving problems in this area. The methodological and theoretical basis of the study was made up of general scientific and private scientific methods, which allowed us to come to the conclusion about clarifying the administrative and legal status of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the DPR by streamlining the norms of the basic law in terms of unifying their functions, eliminating duplication, and clearly defining the range of issues that are assigned to the units of the internal troops.

Keywords: state, law, legal framework, legal regulation, legal support, internal troops.

For citation: Berest A.O. Legal basis of the activity of the internal troops of the Ministry of Internal Affairs of the Donetsk People's Republic // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2022. - № 4. - P. 90-99.

События, происходящие в Донецкой Народной Республике с апреля 2014 года, наглядно показали значение и роль внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики1 в поддержании высокого уровня правопорядка и безопасности, защите суверенитета и отражении внешней агрессии со стороны Украины. Годы независимости стали периодом глубоких преобразований во всех сферах общественной жизни. Это время было сопряжено не только с ведением боевых действий на территории государства, но и с трудностями политического, экономического и социального плана, другими негативными процессами. В условиях проведения специальной военной операции как никогда необходима активизация деятельности государственных органов и общественных организаций по обеспечению общественной безопасности и правопорядка на территории нашего государства. Именно внутренние войска МВД ДНР, в соответствии с Законом ДНР от 20.03.2015 № 22-1НС «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств, охраны и обороны важных государственных объектов (ст. 1).

Рассматривая особенности организации и деятельности внутренних войск МВД ДНР, логично предположить, что они подчиняются определенным алгоритмам, которые должны иметь силу официально установленных правил, принятых в определенном порядке государственными органами или должностными лицами, имеющими на это право. Если подойти к этой проблеме несколько иначе, то можно утверждать, что деятельность внутренних войск МВД ДНР должна быть стро-

1 Далее-МВД ДНР.

го регламентирована нормами права, которые установлены государством и обеспечиваются его принудительной силой. Другими словами, деятельность внутренних войск должна иметь основы осуществления собственных полномочий и общей организации, что в научной юридической литературе чаще всего называют «правовой основой» деятельности или организации. Если проанализировать научные исследования категории «правовая основа», то можно констатировать, что в юридической литературе почти нет комплексных теоретических исследований сущности этого явления, поэтому вначале мы обратимся к выяснению содержания понятия «правовая основа», касающегося деятельности органов внутренних дел2 в общем, затем рассмотрим его в соответствии с деятельностью внутренних войск, поскольку они входят в систему МВД ДНР. Мы проанализируем те достижения, которые нам удалось найти в работах по теории права, государственного управления, административного права, а также нормативных правовых актах по вопросам организации и деятельности правоохранительных органов.

Вопросы нашего исследования в той или иной степени нашли свое отражение в научных трудах С.С. Алексеева, Ю.Е. Аврутина, М.Н. Альтшулле-ра, В.Г. Афанасьева, A.B. Венгерова, Л.А. Григорян, В.В. Дралова, H.H. Карташова, Ю.М. Козлова, В.Я Кикотя, В.М. Корельского, М.Н. Кузьминой, Б.М. Лазарева, С.С. Миронова, B.C. Основина, В.Д Перевалова, E.H. Пинчугиной, И.М. Погребного, Т.Н. Радько, С.Г. Серегиной, И.И. Сыдорук, Е.С. Фролова, В.Н. Хропанюка, A.B. Юсупова, А.Ф. Шебанова и других российских ученых. В правовой науке ДНР эти вопросы практически не рассматривались. В научной юридической литературе используется немало синонимов понятия

2 Далее - ОВД

«правовая основа». Употребляются такие термины, как нормативно-правовая основа, нормативно-правовое обеспечение, правовое обеспечение, правовое регулирование, юридическая регламентация, правовая (документально-юридическая) форма, нормативно-правовое закрепление [1, с. 37]. Да и правовая основа функционирования государственных органов также рассматривается неоднозначно. Данным понятием обозначают обычно совокупность исходных правил, основополагающих начал, выраженных в разных формах, или качественно и организационно обособленную однородную деятельность по установлению соответствующих нормативных актов [2, с. 78].

Обратимся к понятию самого термина «основы». При буквальном толковании он означает «исходные, главные положения чего-нибудь»3, «твердые начала... фундамент»4. Если мы обратимся к научным достижениям специалистов в области теории права, то можем найти такие мысли. По мнению А.Б. Венгерова, государственные органы являются структурными звеньями государственного аппарата. Для образования государственного органа необходима правовая основа, то есть издание специального нормативного правового акта [3, с. 92]. В.М. Корельский и В.Д. Перевалов считают, что совершенствование процессуального законодательства укрепляет правовые основы деятельности должностных лиц и органов [4, с. 414]. Как отмечает В.Н. Хро-панюк, государственная политика выражается в официальных актах правотворчества. В них государство определяет правовые основы не только своей деятельности, но и всех звеньев политической системы общества [5, с. 313]. Некоторые ученые нормативной основой деятельности ОВД признают совокупность нормативных правовых актов, регулирующих организацию и деятельность ОВД [6, с. 39]. При этом они не разграничивают понятий «нормативная основа» и «правовая основа». М.Н. Кузьмина определяет правовые основы деятельности как «совокупность исходных правил, выраженных в различных формах, в соответствии с которыми строится и функционирует система ОВД» [7, с. 21]. Поскольку они имеют источником само право, а право проявляется главным образом в правосознании, правовых нормах и правоотношениях, формами выражения последнего является нормативный правовой акт, правовой обычай и прецедент, но воплощены они преимущественно именно в основном в законодательных актах.

3 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - Москва, 2011. С. 451.

4 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. - Москва, 2012. С. 332.

Ядром правовой основы организации и деятельности ОВД являются нормы права [8]. Как полагает С.Г. Серегина, правовая основа представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе организации и функционирования органов публичной власти, закрепляющих элементы их организации и деятельности. Нормы, составляющие правовую основу организации и деятельности органов публичной власти, наполнены единым юридическим содержанием, но могут быть дифференцированы и по другим признакам. Она также отмечает, что правовые нормы закреплены в нормативных актах различной юридической силы - от Конституции и законов Украины до подзаконных актов. Правовая основа деятельности органов публичной власти не ограничивается нормами актов национального законодательства, а включает и международно-правовые нормы [9]. Кроме этих норм при характеристике правовых основ деятельности ОВД следует учитывать и конкретные правоотношения и процедуры, складывающиеся при возведении их в статус нормативных предписаний, то есть правотворческую деятельность в целом, а также используемые при их формулировании и последующей правореализации правовые способы и средства. Не следует упускать из виду и момент правореализации. Тем самым в правовую основу деятельности ОВД, кроме правовых норм и правотворчества, входят правоприменительные акты, сама правоприменительная деятельность, юридические знания, правопорядок и др. [10, с. 159].

Нормативно-правовая основа деятельности ОВД представляет собой совокупность нормативных правовых актов, участником которых являются ОВД и их сотрудники [11, с. 23]. В таких актах определяются цели и задачи деятельности ОВД, их функции и принципы работы. Значительное количество таких актов регламентирует порядок формирования ОВД, их полномочия, формы деятельности, внутриорганизационную структуру и внешние связи, в том числе иерархического типа. Исследуя содержание термина «правовое регулирование», согласимся с мнением Т.Н. Радько, что регулирование, понимаемое большинством теоретиков права в правовом ракурсе, представляет собой регламентацию общественных отношений посредством общеобязательных правил поведения и основанных на них предписаний индивидуального значения, обеспеченных в необходимых случаях государственным принуждением [12]. Мы полностью поддерживаем и точку зрения С.С. Алексеева, который под правовым регулированием понимает осуществляемое при помощи правовых средств (юридических норм, правоотношений,

индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания, охраны, развития в соответствии с требованиями экономического базиса, общественными потребностями данного социального строя [13].

На наш взгляд, заслуживают внимания и научные исследования в теории управления. Так, B.C. Основин регулированием в теории управления называет совокупность действий, направленных на обеспечение состояния упорядоченности управляемой и управляющей систем [13]. В.Г. Афанасьев указывает, что оно позволяет сохранить, поддержать и усовершенствовать состояние упорядоченности, организации управляемой и управляющей систем, а также коммуникаций между ними [14]. Г.И. Петров полагает, что регулирование в социальном управлении - это действие, направленное на установление, изменение или прекращение тех или иных управленческих отношений, складывающихся между его участниками, на упорядочение их поведения. Регулирование осуществляется путем принятия соответствующими государственными или общественными органами актов, которые содержат правила (нормы) поведения людей в сфере социального управления [16, с. 50]. Ю.М. Козлов и Е.С. Фролов придерживаются мнения о том, что регулирование - общая функция управления, заключающаяся в корректировке повседневной деятельности объектов, в оперативном внесении изменений и дополнений в установленные задания, в устранении условий и ситуаций, нарушающих нормальный ход процесса управления [17, с. 142]. Ученые-административисты Ю.Е. Аврутин, В.Я. Кикоть, И.И. Сыдорук считают, что суть регулирования заключается в том, что по смыслу своего содержания оно осуществляется главным образом путем установления наиболее общих правил управления (программ), которыми должны руководствоваться участники управленческих отношений, корректировки этих правил в связи с изменением ситуации в сфере управления (внесение в них изменений и дополнений), устранения условий, нарушающих нормальный ход управления (контроль и его последствия) [18, с. 87].

Следует отметить, что в административном праве вопрос о регулировании, и в частности правовом регулировании административного надзора, имеет дискуссионный характер. С одной стороны, органы, осуществляющие административный надзор, не наделяются полномочием по правовому регулированию определенной сферы правоотношений. Это принадлежит специальным государственным органам - министерствам, ко-

торые устанавливают правовые нормы в данной области. Однако реализация административного надзора невозможна без «определения рамок и порядка осуществления какой-либо деятельности, поведения управляемых, так как регулирование проводится посредством всевозможных правил, выдачи разрешений, а также путем косвенного экономического и идеологического влияния на эту деятельность» [19]. Отметим, что через правовые нормы регулируются наиболее сложные и важные общественные отношения. В то же время многогранность общественной жизни не позволяет все общественные отношения урегулировать правовыми средствами. Многочисленные общественные отношения имеют несложный характер и в результате повседневного проявления не требуют правового регулирования и применения иных мер государственного обеспечения, а поддерживаются общественным правосознанием, высокой правовой культурой, правилами общественного общежития, сложившимися моральными нормами, обычаями.

Что же касается термина «правовое обеспечение», то до настоящего времени нет его единого понимания. Причем это касается не только доктри-нальных подходов, но и на уровне законодательства и правоприменительной практики. По нашему мнению, сложность уяснения его содержания заключается и в том, что сущность данного явления не раскрывается не только в энциклопедических и толковых словарях5, но и в юридических энциклопедиях и словарях как советского6, так и постсоветского [20; 21] периодов. Неопределенность в понимании его сущности отрицательно сказывается в правотворческой и правоприменительной практике. Особенно это касается деятельности органов внутренних дел, которые, как мы уже отмечали выше, занимаются не только реализацией законов, но сами принимают многочисленные нормативные правовые акты, от качества которых во многом зависит эффективность их управленческой деятельности. Среди научных точек зрения по вопросу о сущности понятия «правовое обеспечение», на наш взгляд, интерес представляет точка зрения В.В. Дралова, который рассматривает его исходя из смыслового значения слова «обеспечение». Содержание понятия «правовое обеспечение» он оправданно выводит из другого слова - «обеспечить», т.е. «снабдить чем-нибудь

5 Иллюстрированный энциклопедический словарь. - Москва: Большой Российский цикл, 1995. - 894 е.; Толковый словарь русского языка: 80 ООО слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - Москва: Азбуковник, 1999. - 944 с.

6 Юридический энциклопедический словарь / гл. редактор А.Я. Сухарев. - 2-е изд., доп. - Москва: Сов. энциклопедия, 1987. - 528 с.

в нужном количестве»; «предоставить достаточные материальные средства к жизни»; «сделать вполне возможным, действительным, реально выполнимым»; «оградить, охранить»; «создать необходимые условия для осуществления чего-либо, гарантировать что-нибудь» [22]. Отсюда сущность обеспечения определяется как «то, чем обеспечивают кого-нибудь, что-нибудь». В диссертационной работе, посвященной управлению органами внутренних дел, В.В. Дралов дает следующее определение термину «правовое обеспечение» - «это комплекс юридических средств и способов деятельности, нацеленных на регулирование построения и функционирования системы управления МВД России, который включает в себя: правовую деятельность (правотворчество, правоприменение и правоохрану в сфере управления органами внутренних дел), правовые средства (юридические нормы, индивидуальные правовые предписания и правовые акты, нацеленные на упорядочение системы управления), правовое сознание участников управленческих отношений (представления о правовых явлениях, их субъективный образ), процесс формирования правосознания (юридическое образование, приобретение правового опыта, правовое мышление)» [23, с. 8-9].

Исходя из анализа исследований содержания терминов «правовая основа», «правовое регулирование», «правовое обеспечение», которые нам удалось найти в трудах упомянутых ученых, мы приходим к выводу, что эти термины отождествлять нельзя. Они близки по смыслу, связаны между собой, но по некоторым позициям отличаются. По нашему мнению, правовые основы - это совокупность правовых норм, принципов, институтов, определяющих содержание правового регулирования общественных отношений. Правовое регулирование - это воздействие на общественные отношения посредством издания соответствующих правовых норм и индивидуальных правовых предписаний, исполнение которых обеспечивается государственным принуждением. Правовое обеспечение - это создание правовой базы для функционирования субъектов правоотношения. Что касается использования этих терминов в законодательных актах, то в их большинстве законодатель отдает предпочтение термину «правовая основа». Так, ст. 6 Закона ДНР «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» имеет название «Правовые основы деятельности внутренних войск». Помимо Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», содержание правовой основы является почти идентичным и в законах от 14.08.2015 № 84-1НС «Об обороне», от 15.05.2015 № 46-1НС «О противодействии терроризму», от 09.06.2015 № 51-1НС «О противодействии экстремистской деятельности», от

03.08.2018 № 238-1НС «О Министерстве государственной безопасности», от 24.03.2015 № 23-1НС «Об особых правовых режимах», от 29.11.2019 № 72-1НС «О Государственной границе Донецкой Народной Республики» и др. На этих примерах мы видим, что в большинстве случаев ученые и законодатели под правовой основой понимают определенные нормативные акты, регулирующие деятельность того или иного субъекта права. Зато, как известно, в нормативных актах закрепляются отдельные правовые нормы, которые являются подвидом социальных норм и представляют собой общеобязательное формально определенное правило социально значимого поведения, установленное или санкционированное государством, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников и обеспеченное возможностью применения государственного принуждения [29]. Поэтому считаем, что когда говорят о правовой основе, более правильно говорить о совокупности правовых норм, которые закрепляются в официальных документах соответствующих субъектов правотворчества (нормативных правовых актах). На основании этого можно прийти к выводу, что правовой основой деятельности внутренних войск является совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и функционирования внутренних войск, а также определяют ее задачи, функции, полномочия и основные элементы организации. Указанные правовые нормы закрепляются в соответствующих нормативных правовых актах различной юридической силы.

Следует также отметить, что к таким нормативным актам, согласно Конституции ДНР, относятся и международные договоры ДНР, ратифицированные Народным Советом ДНР. Однако в законодательстве ДНР международные договоры не относятся к правовым основам деятельности государственных органов, однако это тема для отдельного научного исследования. Проанализируем перечень таких актов в зависимости от юридической силы последних и приведем основания их отнесения к правовой основе деятельности внутренних войск. Иерархия нормативных правовых актов установлена ст. 8 Закона ДНР от 07.08.2015 № 72-1НС «О нормативных правовых актах»:

1. Конституция ДНР. Конституция составляет базу всей системы нормативных правовых актов нашего государства. Она определяет права и свободы человека, соблюдение и защита которых - обязанность каждого органа государства и его должностных лиц. Кроме того, она непосредственно регулирует ряд вопросов правоохранительного направления и обороноспособности государства.

Конституция является базой для дальнейшего развития законодательства, на основе ее положений принимаются все другие нормативные правовые акты. Нормы Конституции являются первичными отправными точками для дальнейшей организации и деятельности всех органов государства, осуществления охраны прав и свобод человека и гражданина.

2. Законы Донецкой Народной Республики. Среди них необходимо отметить:

- Закон ДНР от 20.03.2015 № 22-1НС «О внутренних войсках Министерства внутренних дел», который определяет назначение, правовые основы, принципы, полномочия внутренних войск МВД ДНР, перечень и порядок выполнения ими возложенных задач, устанавливает гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в указанных войсках, и членов их семей. Должностные и специальные обязанности военнослужащих внутренних войск и порядок их исполнения определяются этим законом, другими законодательными актами ДНР, общевоинскими уставами Вооруженных Сил ДНР (Устав внутренней службы Вооруженных Сил ДНР, Строевой Устав Вооруженных Сил ДНР, Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил ДНР), Уставом внутренних войск Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики и нормативными правовыми актами МВД ДНР;

- Закон ДНР от 20.06.2014 № 15/04-ВС «О Вооруженных Силах Донецкой Народной Республики», который определяет Вооруженные Силы как структурный элемент военной организации государства, предназначенный для обеспечения военной безопасности и вооруженной защиты ДНР, ее суверенитета, независимости и территориальной целостности. Под военной организацией понимается совокупность войск и воинских формирований, политических, экономических, научных, учебных учреждений и институтов государства, занимающихся военной деятельностью и обеспечивающих оборону, внешнюю и внутреннюю безопасность республики. Внутренние войска отнесены к другим войскам и воинским формированиям ДНР, создаваемым в соответствии с законодательством ДНР;

- Закон ДНР от 14.08.2015 № 84-1НС «Об обороне» предусматривает, что другие воинские формирования и органы, к которым отнесены внутренние войска, наряду с другими полномочиями, участвуют в разработке Плана применения Вооруженных Сил ДНР, Плана оперативного оборудования территории ДНР в целях обороны; в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил - в отражении агрессии против ДНР; в подготовке граждан Донецкой Народной Республики к военной службе; обеспечивают осуществление мероприятий по

оперативному оборудованию территории ДНР и подготовке коммуникаций в целях обороны; привлекаются к оперативной и мобилизационной подготовке; выполняют иные задачи в сфере обороны в соответствии с законами и нормативными правовыми актами Главы ДНР;

- Закон от 13.02.2015 № 08-1НС «О воинской обязанности и военной службе» устанавливает, что военная служба является особым видом государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах ДНР и во внутренних войсках МВД ДНР, а также в других войсках, перечень которых установлен в законе, определяет порядок комплектования Вооруженных Сил ДНР. Вместе с тем МВД ДНР предоставлено право самостоятельно осуществлять отбор кандидатов для поступления на военную службу по контракту во внутренние войска в соответствии с требованиями, установленными Министром внутренних дел;

- Закон ДНР от 13.02.2015 № 09-1НС «О статусе военнослужащих», в соответствии с Конституцией ДНР, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих и лиц, к ним приравненных, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих и лиц, к ним приравненных, граждан ДНР, уволенных с военной службы, и членов их семей. К военнослужащим отнесены и граждане, проходящие службу во внутренних войсках;

- Закон ДНР от 24.03 2015 № 23-1НС «Об особых правовых режимах», в соответствии с п. 6 ст. 59 Конституции ДНР, является законодательной основой особых правовых режимов, временно вводимых в ДНР в случаях возникновения чрезвычайных внутренних или внешних обстоятельств, представляющих реальную угрозу человеку, обществу, конституционному строю и государству. Для обеспечения режима чрезвычайного или военного положения используются внутренние войска МВД ДНР;

- Закон ДНР от 15.05.2015 № 46-1НС «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Донецкой Народной Республики в борьбе с терроризмом. Внутренние войска могут участвовать, наряду с другими подразделениями, воинскими частями и соединениями, в составе группировки сил и средств при проведении контртеррористической операции и обеспечении правового режима контртеррористической операции в соответствии с нормативными правовыми актами ДНР;

- Закон ДНР от 15.01.2020 № 91-ИНС «О государственной гражданской службе» регулирует отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу ДНР, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) государственного гражданского служащего. Поскольку личный состав внутренних войск включает военнослужащих и гражданский персонал (государственных гражданских служащих и работников), трудовые отношения гражданского персонала регулируются законодательством о труде и о государственной службе (ст. 14 Закона «О внутренних войсках Министерства внутренних дел»).

3. Кодексы Донецкой Народной Республики. Среди них необходимо выделить Кодекс об административных правонарушениях, который регулирует вопросы применения административного принуждения военнослужащими внутренних войск; Кодекс законов о труде, в соответствии с которым регулируются трудовые отношения работников внутренних войск; Уголовный кодекс, в соответствии с которым военнослужащие внутренних войск могут быть привлечены к ответственности за совершение преступлений.

4. Нормативные правовые акты Народного Совета Донецкой Народной Республики. Народный Совет ДНР, наряду с другими уполномоченными на то органами, осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов; исполнением Республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; соблюдением порядка распоряжения государственной собственностью. Утверждает программы социально-экономического развития ДНР, заслушивает ежегодные отчеты Председателя Правительства, принимает постановления и вносит в них изменения (ст. 69 Конституции).

5. Нормативные правовые акты Главы Донецкой Народной Республики. Глава Донецкой Народной Республики является главой государства, гарантом Конституции, прав человека и гражданина. Он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 56 Конституции ДНР). Непосредственно назначает министров и руководителей иных республиканских органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, гражданской обороны, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий. Во исполнение Конституции и законов ДНР издает обязательные для исполнения указы (постановления) и распоряжения. Полномочия главы государства, кроме Конституции ДНР, предусмотрены и другими нормативными правовыми актами. Являясь главнокомандующим Воо-

руженных Сил ДНР, к которым отнесены внутренние войска, издает, утверждает или согласовывает нормативные правовые акты, направленные на обеспечение безопасности и территориальной целостности государства. Поэтому его нормативные документы имеют весомое значение для организации и регулирования деятельности внутренних войск МВД ДНР.

6. Нормативные правовые акты Правительства Донецкой Народной Республики. Правительство ДНР - это высший орган государственной исполнительной власти, который формирует и реализует государственную политику во многих сферах, в том числе и правоохранительной. Правительство Донецкой Народной Республики в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции ДНР, законов ДНР, указов Главы ДНР, международных договоров ДНР, осуществляет систематический контроль их исполнения органами исполнительной власти, принимает меры по устранению нарушений законодательства ДНР. В сфере деятельности внутренних войск Правительство принимает меры по бюджетному финансированию их деятельности и обеспечивает выделение необходимых материально-технических ресурсов; утверждает перечень видов оружия и боеприпасов, боевой и специальной техники, специальных средств, состоящих на вооружении внутренних войск, правила их применения и обеспечивает оснащение ими внутренних войск; утверждает правила и нормы определения численности внутренних войск, выполняющих задачи по охране важных государственных объектов и специальных грузов, и осуществляет ряд других функций и полномочий (ст. 11 Закона «О внутренних войсках МВД»).

7. Нормативные правовые акты министерств и иных органов исполнительной власти. Органы исполнительной власти в сфере деятельности внутренних войск обеспечивают соблюдение действующего законодательства, создают внутренним войскам необходимые условия для их деятельности. Порядок реализации обязанностей государственных органов и их должностных лиц определяется Правительством Донецкой Народной Республики (ст. 13 Закона «О внутренних войсках МВД»). Министр внутренних дел ДНР осуществляет непосредственное руководство внутренними войсками и несет ответственность за правомерность выполнения возложенных на них задач, а его заместитель по должности - Командующий внутренними войсками - осуществляет непосредственное повседневное управление внутренними войсками. Министр внутренних дел ДНР утверждает Положение «О Командовании внутренних войск МВД ДНР» и Положение «О военном совете»; военную форму одежды и знаки различия для военнослужащих внутренних войск;

устанавливает временные нормы положенности вооружения, боеприпасов и других материально-технических средств для внутренних войск, принимающих участие в проведении специальных операций и мероприятий; определяет порядок обеспечения военнослужащих внутренних войск денежным довольствием; устанавливает временные нормы продовольственного пайка для военнослужащих внутренних войск при выполнении ими отдельных оперативно-служебных и боевых заданий; осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством ДНР

8. Органы местного самоуправления Донецкой Народной Республики в сфере деятельности внутренних войск участвуют в рассмотрении предложений о дислокации соединений и воинских частей внутренних войск на административных территориях ДНР; содействуют призыву граждан на военную службу во внутренние войска в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе»; привлекают в случаях, не терпящих отлагательства, личный состав специальных моторизованных соединений и воинских частей внутренних войск по месту их постоянной дислокации для ликвидации последствий аварий, катастроф, пожаров, стихийных бедствий, эпидемий и эпизоотий с немедленным уведомлением об этом Министра внутренних дел ДНР (ст. 12 Закона «О внутренних войсках МВД»).

На основании вышеизложенного можно сделать определенные выводы и очертить перспективные направления дальнейшей работы.

1. В соответствии с Законом ДНР «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» правовой основой их деятельности являются Конституция ДНР, указанный закон, законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти (ст. 6).

2. Под правовой основой деятельности внутренних войск МВД ДНР следует понимать совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе организации и функционирования внутренних войск МВД ДНР, а также определяют их задачи, функции, полномочия и основные элементы организации.

3. На сегодняшний день правовая основа деятельности внутренних войск находится на этапе развития и характеризуется отсутствием определенной системы. Это связано прежде всего с тем, что эти подразделения выполняют как функции по обеспечению безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств (сфера деятельности МВД ДНР), так и иные функции. В частности, принимают участие в мероприяти-

ях по территориальной обороне ДНР, оказывают содействие пограничным органам государственной безопасности в охране Государственной границы ДНР, принимают участие в обеспечении режима военного и чрезвычайного положения, режима контртеррористической операции (сфера деятельности других органов исполнительной власти). Поэтому часть их полномочий регулируется подзаконными актами МВД ДНР, другая же - подзаконными актами иных органов исполнительной власти (Министерства государственной безопасности, Министерства обороны, Министерства связи, Министерства транспорта, Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий).

4. На основании анализа содержания нормативных правовых актов, которые определяют административно-правовой статус внутренних войск, можно сделать вывод о необходимости их оптимизации. В частности, требуют надлежащего правового регулирования путем принятия отдельных нормативных правовых актов:

- Порядок организационного и тактического взаимодействия внутренних войск во время реагирования на чрезвычайные ситуации с другими субъектами обеспечения национальной безопасности, в частности, Министерством государственной безопасности,Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и др.;

- Порядок организационного и тактического взаимодействия внутренних войск с подразделениями территориальной обороны в условиях мирного, военного и чрезвычайного положения;

- Порядок несения военной службы по охране дипломатических и консульских учреждений, других важных государственных объектов и специальных грузов.

5. Существует необходимость в уточнении административно-правого статуса внутренних войск МВД ДНР путем упорядочения норм базового закона в части унификации их функций, устранения их дублирования, четкого определения круга вопросов, которые возлагаются на подразделения внутренних войск, определения штатной численности личного состава с учетом государственных служащих и в условиях правовых режимов и т.п.

6. Считаем, что некоторые положения действующего Закона ДНР «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» требуют доработки. В частности, речь идет о ст. 6 указанного закона, в которой дается понятие правовой основы деятельности внутренних войск. Мы предлагаем, во-первых, ввести термины «со-

вокупность правовых норм», «международные нормативные правовые акты и договоры», так как существует определенный перечень международных нормативных документов, которые не относятся к договорам, но зато имеют важное значение для деятельности правоохранительных органов; во-вторых, в обязательном порядке отдельно выделить акты МВД ДНР, которые в большинстве своем регулируют правовой статус военнослужащих внутренних войск.

7. На основании вышеизложенного содержание ст. 6 Закона ДНР «О внутренних войсках Министерства внутренних дел» предлагаем сформулировать следующим образом:

«Статья 6. Правовые основы деятельности внутренних войск.

Правовую основу деятельности внутренних войск составляет совокупность правовых норм, содержащихся в Конституции Донецкой Народной Республики, настоящем Законе, законах, актах Главы Донецкой Народной Республики и Правительства Донецкой Народной Республики, иных нормативных правовых актах органов государственной власти, издан-

ных в соответствии с ними нормативных правовых актах Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики, а также международных нормативных правовых актах и договорах, ратифицированных в установленном порядке Народным Советом Донецкой Народной Республики».

8. Существует необходимость принятия унифицированного положения «О подразделениях и воинских частях внутренних войск МВД ДНР», поскольку выполнение задач, возложенных на внутренние войска, должно осуществляться органами управления внутренних войск, соединениями и воинскими частями оперативного назначения, специальными моторизированными подразделениями и воинскими частями, подразделениями и воинскими частями по охране важных государственных объектов и специальных грузов, разведывательными воинскими частями (подразделениями), воинскими частями (подразделениями) специального назначения, учреждениями и воинскими частями обеспечения деятельности внутренних войск.

= Литература =

1. Драпов В.В. Теоретические и организационно-методические вопросы совершенствования правового обеспечения управления ОВД: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2001. - 190 с.

2. Шебанов А.Ф. Форма советского права. - Москва, 1968. - 213 с.

3. ВенгеровА.Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. - 3-е изд. - Москва: Юриспруденция, 2000. - 328 с.

4. Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. - Москва: НОРМА-ИНФРА-М, 2000. - 558 с.

5. Хропанюк В.Н. Теория государства и права: учебное пособие для высших учебных введений; под ред. профессора В.Г. Стрекозова. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Дабахов, Ткачев, Димов, 1995. - 384 с.

6. Альтшуллер М.Н. Нормативная основа деятельности ОВД: лекция. - Горький, 1983. - 253 с.

7. Кузьмина М.Н. Правовые основы формирования и деятельности органов внутренних дел (теоретико-правовой аспект): дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 1996. - 236 с.

8. Пинчугина E.H. Правовая основа деятельности органов внутренних дел: понятие, специфика, уровневая организация // Огарев-ОпИпе. - 2014. - № 11 (25). - С. 2.

9. Державне будшництво i мюцеве самоврядування в УкраТж: пщручник для студентт вищих навчальних закладщ / за ред. С.Г. СерьопноТ. - Харьюв: Право, 2005. - 256 с.

10. Юсупов A.B. К вопросу о понятии «административное» нормотворчество // Ученые записки: сб. статей. - Волгоград, 2011. С. 157-164.

11. Карташов H.H. Организация нормотворческой деятельности в системе МВД России. - Москва, 2002. - 170 с.

12. Радько Т.Н. Теория государства и права. - Москва, 2009. - 744 с.

13. Алексеев С.С. Общая теория права: учебник. - Москва, 2009. - 744 с.

14. Основин B.C. Основы науки социального управления. - Воронеж, 1971. - 260 с.

15. Афанасьев В.Г. Научное управление обществом (опыт системного исследования). - 2-е изд., доп. - Москва: Политиздат, 1973. - 391 с.

16. Петров Г.И. Основы советского социального управления. - Ленинград, 1974. - 288 с.

17. Козлов Ю.М., Фролов Е.С. Научная организация управления и право. - Москва, 1986. - 247 с.

18. Аврутин Ю.Е., Кикоть В.Я., Сыдорук И.И. Правопорядок: организационно-правовое обеспечение в Российской Федерации. Теоретическое административно-правовое исследование: монография. - Москва, 2003. - 456 с.

19. Лазарев Б.М. Государственное управление на этапе перестройки. - Москва, 1988. - 318 с.

20. Барихин А.Б. Большой юридический энциклопедический словарь. - Москва: Книжный мир, 2004. - 720 с.

21. Тихомиров J1.B., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. - Москва, 1997. - 556 с.

22. Драпов В.В. Правовое обеспечение федеральных органов государственной власти: понятие и сущностная характеристика // Чиновник. - 2004. - № 2.

23. Драпов В.В. Теоретические и организационно-методические вопросы совершенствования правового обеспечения управления органами внутренних дел: дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2001. - 190 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24. Погребной И.М. Теория права: учебное пособие. - 3-е изд., испр. и доп. - Харьков: Основа, 2003. - 128 с.

ТРИБУНА

2022'4

References

1. Dralov V.V. Teoreticheskie i organizatsionno-metodicheskie voprosy sovershenstvovaniya pravovogo obespecheniya upravleniya OVD: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2001. - 190 s.

2. Shebanov A.F. Forma sovetskogo prava. - Moskva, 1968. - 213 s.

3. Vengerov A.B. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik dlya yuridicheskikh vuzov. - 3-e izd. - Moskva: Yurisprudentsiya, 2000. - 328 s.

4. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / pod red. V.M. Korel'skogo i V.D. Perevalova. - Moskva: NORMA-INFRA-M, 2000. - 558 s.

5. Khropanyuk V.N. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnoe posobie dlya vysshikh uchebnykh vvedenii; pod red. professora V.G. Strekozova. - 2-e izd., ispr. i dop. - Moskva: Dabakhov, Tkachev, Dimov, 1995. - 384 s.

6. Al'tshullerM.N. Normativnaya osnova deyatel'nosti OVD: lektsiya. - Gor'kii, 1983. - 253 s.

7. Kuz'mina M.N. Pravovye osnovy formirovaniya i deyatel'nosti organov vnutrennikh del (teoretiko-pravovoi aspekt): dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 1996. - 236 s.

8. Pinchugina E.N. Pravovaya osnova deyatel'nosti organov vnutrennikh del: ponyatie, spetsifika, urovnevaya organizatsiya // Ogarev-Online. - 2014. - № 11 (25). - S. 2.

9. Derzhavne budivnitstvo i mistseve samovryaduvannya v Ukraíni: pidruchnik dlya studentiv vishchikh navchal'nikh zakladiv / za red. S.G. Ser'oginoí. - Xar'kiv: Pravo, 2005. - 256 s.

10. Yusupov A.V. K voprosu o ponyatii "administrativnoe" normotvorchestvo // Uchenye zapiski: sb. statei. - Volgograd, 2011. S. 157-164.

11. Kartashov N.N. Organizatsiya normotvorcheskoi deyatel'nosti v sisteme MVD Rossii. - Moskva, 2002. - 170 s.

12. Rad'ko T.N. Teoriya gosudarstva i prava. - Moskva, 2009. - 744 s.

13. Alekseev S.S. Obshchaya teoriya prava: uchebnik. - Moskva, 2009. - 744 s.

14. Osnovin V.S. Osnovy nauki sotsial'nogo upravleniya. - Voronezh, 1971. - 260 s.

15. Afanas'ev V.G. Nauchnoe upravlenie obshchestvom (opyt sistemnogo issledovaniya). - 2-e izd., dop. - Moskva: Politizdat, 1973. - 391 s.

16. Petrov G.I. Osnovy sovetskogo sotsial'nogo upravleniya. - Leningrad, 1974. - 288 s.

17. Kozlov Yu.M., Frolov E.S. Nauchnaya organizatsiya upravleniya i pravo. - Moskva, 1986. - 247 s.

18. Avrutin Yu.E., Kikot' V.Ya., Sydoruk I.I. Pravoporyadok: organizatsionno-pravovoe obespechenie v Rossiiskoi Federatsii. Teoreticheskoe administrativno-pravovoe issledovanie: monografiya. - Moskva, 2003. - 456 s.

19. Lazarev B.M. Gosudarstvennoe upravlenie na etape perestroiki. - Moskva, 1988. - 318 s.

20. Barikhin A.B. Bol'shoi yuridicheskii entsiklopedicheskii slovar'. - Moskva: Knizhnyi mir, 2004. - 720 s.

21. Tikhomirov L.V., Tikhomirov M.Yu. Yuridicheskaya entsiklopediya. - Moskva, 1997. - 556 s.

22. Dralov V.V. Pravovoe obespechenie federal'nykh organov gosudarstvennoi vlasti: ponyatie i sushchnostnaya kharakteristika // Chinovnik. - 2004. - № 2.

23. Dralov V.V. Teoreticheskie i organizatsionno-metodicheskie voprosy sovershenstvovaniya pravovogo obespecheniya upravleniya organami vnutrennikh del: dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2001. - 190 s.

24. Pogrebnoi I.M. Teoriya prava: uchebnoe posobie. - 3-e izd., ispr. i dop. - Khar'kov: Osnova, 2003. - 128 s.

(статья сдана в редакцию 31.08.2022)

480130315332

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.