Научная статья на тему 'Совершенствование административно-правовых методов осуществления антитеррористической деятельности'

Совершенствование административно-правовых методов осуществления антитеррористической деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
189
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИЦИЯ / POLICE / ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА / INTERNAL TROOPS / БОЕВАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ТЕХНИКА / MILITARY AND SPECIAL EQUIPMENT / АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ / ADMINISTRATIVE COERCION / ANTI-TERRORIST ACTIVITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сидоров Э. Т.

Рассмотрены проблемы в области применения административно-правового принуждения, с которыми сталкиваются органы внутренних дел и внутренние войска МВД России при осуществлении противодействия терроризму и экстремизму. Проводится анализ применяемых административно-правовых средств противодействия терроризму и экстремизму. Особое внимание уделено находящейся в подразделениях МВД России боевой и специальной технике: правовым основаниям ее применения, видам и предъявляемым к ней требованиям. Обоснованы конкретные предложения по совершенствованию административно-правовых средств противодействия терроризму и экстремизму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сидоров Э. Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Advancement of anti-terrorist methods under administrative law

Touched upon the problems of application of administrative coercion measures by Russian law-enforcement bodies and internal troops when fighting terrorism and extremism. The authors analyze administrative means countering terrorism and extremism, while paying special attention to the matters related to military and special equipment in possession of the Ministry of Internal Affairs of Russia: legal grounds for its application, types and specified requirements. They put forward suggestions to advance administrative methods of fighting terrorism and extremism.

Текст научной работы на тему «Совершенствование административно-правовых методов осуществления антитеррористической деятельности»

3. Ugolovno-protsessual'nyi kodeks Rossiiskoi Fed-eratsii ot 18.12.2001 № 174-FZ (v redaktsii 03.02.2015).

4. Federal'nyi zakon ot 12.08.1995 № 144-FZ «Ob op-erativno-rozysknoi deyatel'nosti» (v redaktsii 03.02.2015).

5. Federal'nyi zakon ot 20.08.2004 № 119-FZ «O go-sudarstvennoi zashchite poterpevshikh, svidetelei i inykh uchastnikov ugolovnogo sudoproizvodstva» (v redaktsii 03.02.2015).

6 Belozerov Yu.N., Marfitsin P.G. Obespechenie prav i zakonnykh interesov lichnosti v stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela: Uchebnoe posobie. M.: UMTs pri GUK MVD Rossii, 1994.

7. Vereshchagina A. Sub"ekty stadii vozbuzhdeniya ugolovnogo dela // Ugolovnoe pravo. 2008. № 6.

8. Gladysheva O., Solonnikova N. Nesovershennolet-nie zayaviteli o prestuplenii // Zakonnost'. 2008. № 8.

9. Mikhailenko A.R. Vozbuzhdenie ugolovnogo dela v sovetskom ugolovnom protsesse. Saratov, 1975.

10. RyzhakovA.P. Predvaritel'noe rassledovanie // SPS Konsul'tant Plyus, 2013.

11. Ternovskii N.A. Yuridicheskie osnovaniya k suzh-deniyu o sile dokazatel'stv i mysli iz yuristov praktikov i prisyazhnykh zasedatelei. Tula. 2006.

12. Tolkovyi slovar' pod red. S.I. Ozhegova i N.Yu. Shvedovoi [Elektronnyi resurs] // http://poiskslov.com.

13. Ugolovno-protsessual'noe pravo Rossiiskoi Feder-atsii: Uchebnik, 2-e izd., pererab. i dop. / L.N. Bashkatov (i dop.) / Otv. red. I.L. Petrukhin. M.: Prospekt, 2006.

14. Ugolovno-protsessual'noe pravo Rossiiskoi Feder-atsii: Uchebnik / Otv.red. P.A. Lupinskaya. M.: Yurist, 2004.

15. Shadrin KS. Obespechenie prav lichnosti pri rassle-dovanii prestuplenii. Volgograd, 1997.

16. Yashin V.N., Aksenov V.V. Problemy stadii vozbu-zhdeniya ugolovnogo dela po novomu Ugolovno-protses-sual'nomu kodeksu Rossiiskoi Federatsii // Sledovatel'. 2004. № 1.

УДК 342.95 ББК 67.308

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-

ПРАВОВЫХ МЕТОДОВ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭДУАРД ТОМОВИЧ СИДОРОВ,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры административного права и оперативно-разыскной деятельности ОВД

Московского областного филиала Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя Научные специальности 12.00.09 - уголовный процесс; 12.00.14 - административное право, административный процесс; 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены проблемы в области применения административно-правового принуждения, с которыми сталкиваются органы внутренних дел и внутренние войска МВД России при осуществлении противодействия терроризму и экстремизму. Проводится анализ применяемых административно-правовых средств противодействия терроризму и экстремизму. Особое внимание уделено находящейся в подразделениях МВД России боевой и специальной технике: правовым основаниям ее применения, видам и предъявляемым к ней требованиям. Обоснованы конкретные предложения по совершенствованию административно-правовых средств противодействия терроризму и экстремизму.

Ключевые слова: полиция, внутренние войска, боевая и специальная техника, антитеррористическая деятельность, административно-правовое принуждение.

Annotation. Touched upon the problems of application of administrative coercion measures by Russian law-enforcement bodies and internal troops when fighting terrorism and extremism. The authors analyze administrative means countering terrorism and extremism, while paying special attention to the matters related to military and special equipment in possession of the Ministry of Internal Affairs of Russia: legal grounds for its application, types and specified requirements. They put forward suggestions to advance administrative methods of fighting terrorism and extremism.

Keywords: police, internal troops, military and special equipment, anti-terrorist activity, administrative coercion.

Противодействие терроризму и экстремизму является важной государственной задачей, которая требует комплексного решения всеми органами государственной власти. Для осуществления эффективного противодействия органы государственной власти используют весь комплекс административно-правовых методов управления, важное место среди которых занимают методы административно-правого принуждения. Административно-правовое принуждение часто применяется органами исполнительной власти, ответственными за противодействие терроризму и экстремизму в рамках введенных специальных административно-правовых режимов, в том числе и режима контртеррористической операции (КТО). Для успешного решения задач в ходе проведения КТО государство мобилизует все имеющиеся ресурсы, при этом важную роль играет согласованность действий подразделений органов внутренних дел МВД России, внутренних войск МВД России и подразделений Вооруженных Сил России.

В рамках проведения КТО полиция, подразделения внутренних войск МВД России, подразделения Вооруженных Сил России, действуя совместно по пресечению деятельности незаконных вооруженных формирований, вынуждены применять огнестрельное оружие, боевую и специальную технику.

В настоящее время принимается большое количество нормативно-правовых актов в целях усиления взаимодействия между подразделениями МВД России, ФСБ России, Министерства обороны России, выполняющими задачи по противодействию терроризму и экстремизму. Эта положительная тенденция - усиление взаимодействия и координации государственных органов исполнительной власти - имеет место и в других развитых странах. Например, в США принята концепция «единых сил».

В то же время, даже в вопросах применения наиболее жесткого вида административно-правового принуждения - мер административного пресечения, среди которых наиболее важными можно назвать применение огнестрельного оружия и специальных средств, нет единого подхода. Нормативно-правовые акты, регулирующие основания применения огнестрельного оружия и боевой техники сотрудниками ОВД, военнослужащими внутренних войск МВД России и военнослужащими Вооруженных Сил России при проведении специальных операций в рамках осуществления административно-правового режима контртеррористической операции, в настоящее время разнообразны и по юридической силе, и по используемой терминологии, и по своему содержанию.

Как отмечается специалистами, работа по созданию действенного механизма противодействия терроризму в этих вопросах в России только ведется [1]. Притом что сотрудники подразделений МВД России, ФСБ России, Министерства обороны России выполняют данные задачи в экстремальных условиях, и решения по применению огнестрельного оружия и специальных средств принимаются в кратчайшие сроки.

В чем же состоят данные проблемы? Первая проблема связана с техническими вопросами применяемых средств. Применяемая полицией и внутренними войсками МВД России боевая и специальная техника во время проведения контртеррористической операции не всегда отвечает требованиям, вытекающим из специфики задач и условий, в которых она используется.

Многие специалисты обращают внимание на непростую ситуацию для государства, заключающуюся в том, что с одной стороны, органы государственной власти обязаны использовать весь арсенал имеющихся правовых средств для подавления террористической деятельности, с другой стороны, государство не должно использовать меры, подрывающие его собственные фундаментальные ценности, которые оно призвано защищать [2]. Так профессор И.Л. Трунов в своих работах отмечает, что опасность терроризма заключается и в том, что он провоцирует власть на ответное насилие, дестабилизируя демократические институты общества, поощряя практику нарушений прав и свобод человека [3]. Уполномоченные органы государственной власти, которые наделены полномочиями осуществлять силовое противодействие терроризму и экстремизму, используя боевую и специальную технику в рамках применения мер административного пресечения, невольно причиняют вред и интересам проживающего на этой территории населения. Объясняется это тем, что территория, на которой проводятся специальные операции правоохранительных органов,- это дома и земельные участки самого местного населения. А сами граждане в лучшем случае становятся свидетелями, которым приходится приспосабливаться в этих условиях, в худшем - участниками. Одной из причин этого является использование военной техники, разработанной для проведения войсковых операций, проводимых, как правило, на территории противника. Военная техника разработана для применения военнослужащими в качестве основных средств воздействия, использование которых регламентировано не административно-правовыми, а международно-правовыми нормами, регулирующими методы ведения войны. В связи с этим при ее применении не всегда возможно соблюдение международных и национальных принципов применения силы и огнестрельного оружия при поддержании должностными лицами общественного порядка. Все это обусловливает серьезное противоречие между современной законодательной базой и реальным состоянием дел в вопросах применения федеральными органами исполнительной власти огнестрельного оружия и боевой и специальной техники.

По исследованию Д.Г. Грибанова, при проведении специальных операций на Северном Кавказе на одного раненного или убитого преступника зачастую приходилось до 200 000 выстрелов стрелкового оружия, не считая остальной огневой мощи. Следствием этого являются страдания невиновных людей. Так, из 113

человек, погибших в результате применения на территории России сотрудниками ОВД в январе - октябре 2003 г. огнестрельного оружия, 38 человек не являлись правонарушителями, что составило 1/3 от общего количества погибших [4].

С другой стороны, данная техника не обеспечивает сотрудникам ОВД, военнослужащим внутренних войск МВД России необходимый уровень защиты. По данным, приведенным Департаментом государственной службы и кадров МВД России, «существенными остаются потери личного состава, связанные с гибелью и ранениями сотрудников в ходе выполнения ими оперативно-служебных задач». Причем если общее количество погибших ежегодно начиная с 2009 г. уменьшается (в 2012 г. этот показатель составил 963 человека по сравнению с 973 сотрудниками в 2011 г.), то в зоне вооруженного конфликта потери за 2012 г. выросли в два раза (с 30 человек до 60 человек). По состоянию на 1 января 2013 г. при исполнении служебных обязанностей погибли 390 человек личного состава органов внутренних дел и внутренних войск, из них 105 сотрудников - на территории Северо-Кавказского региона. Наибольшие потери понесли сотрудники спецподразделений ООН и ОСН. Такой показатель, как количество погибших сотрудников МВД России в расчете на 10 тыс. человек личного состава, составляет 10,7. Показатель раненных и травмированных в этих подразделениях составляет 150,5. Эти данные превышают аналогичные в других службах и подразделениях МВД России минимум в полтора раза. Сотрудники МВД России выполняют свои служебные обязанности в условиях, опасных для жизни и здоровья. А потери представляют собой плату за обеспечение в России спокойствия и безопасности. В России, как свидетельствуют данные ЮНЕСКО, сотрудники правоохранительных органов погибают в 2,5 раза чаще, чем сотрудники полиции в США и Франции [5]. По нашему мнению, приведенные цифры свидетельствуют о том, что одной из причин потерь личного состава спецподразделений МВД России является недостаточная защищенность личного состава ООН и спецподразделений, участвующих в проведении специальных операций по ликвидации вооруженных террористов. Причиной недостаточной защищенности личного состава, на наш взгляд, являются имеющиеся недостатки в специальной и боевой технике, состоящей на вооружении в МВД России.

В Министерстве внутренних дел Российской Федерации уже давно пришло понимание того, что органы внутренних дел и внутренние войска МВД России должны использовать боевую и специальную технику, разработанную под специфические задачи, отличные от тех, которые стоят перед Вооруженными Силами России. Еще в 2000 г. генерал-лейтенант П.Н. Ровен-ский признавал: «Сейчас мы остро нуждаемся в специальной полицейской технике с хорошей защитой, достаточно мощным и удобным вооружением» [6].

За прошедший период было много сделано. Так,

генерал армии Н.Е. Рогожкин в 2014 г. отмечал, что внутренние войска отказались от тяжелого вооружения и техники: танки и артиллерию крупных калибров полностью передали в Минобороны, так как это вооружение не отвечает задачам, которые сегодня стоят перед внутренними войсками [7].

В настоящее время органы внутренних дел и внутренние войска МВД России имеют на вооружении как технику, переданную в свое время из Министерства обороны Российской Федерации (БМП, БТР, БРДМ), так и новую. К последней можно отнести СПМ-3 «Медведь» (ВПК-3924), СТС ГАЗ-2330 «Тигр-М», разработанную отечественной промышленностью, и Iveko LMV M65 Lynx («Рысь»), выпускаемую по лицензии итальянской компании. Оснащение полиции и подразделений внутренних войск МВД России проходит в рамках государственной программы перевооружения на 2011-2020 гг.

Тем не менее, по нашему мнению, проблема обеспечения МВД России собственной боевой и специальной машинами, разработанными под задачи, стоящие перед органами внутренних дел и внутренними войсками, еще не решена. При этом ряд специалистов считает, что при реализации этой программы необходимо придерживаться такого направления, как перевод боевой и специальной техники с гусеничного шасси на колесное шасси.

Аргументация данной программы следующая. Это может позволить боевой и специальной технике использовать дороги общего назначения и быть на них полноправным участником дорожного движения. Колесная техника позволяет развить скорость по шоссе до 100 км/час и выше. В то же время, при решении задач в условиях Северного Кавказа преимущества колесной боевой и специальной техники перед гусеничной, на наш взгляд, сомнительны. В горной местности при отсутствии хороших дорог колесная техника существенно может уступать гусеничной в такой важной характеристике, как тактическая подвижность. По результатам проведенных специалистами исследований в периоды весенней и осенней распутицы подвижность колесной техники снижается до 5-11%, в то время как у гусеничной она не опускается ниже 48%. Важной характеристикой боевой и специальной техники является способность преодолевать водные преграды, где преимущество также имеет техника на гусеничном ходу. Другой недостаток колесной техники заключается в ее низкой боевой живучести. И хотя многоосные машины при подрыве мин и отрыве 1-2 колес сохраняют способность к движению, при огневом воздействии данная проблема обостряется. Поэтому, на наш взгляд, решая задачи строительства и развития внутренних войск, необходимо учитывать потребности и в технике, позволяющей эффективно проводить специальные операции в более сложных условиях. По нашему мнению, предъявляемым требованиям будет отвечать машина, созданная на базе сочлененной гусеничной машины, которая должна

быть многоцелевой, т.е. использоваться не только на слабонесущих, но и на твердых грунтах. При этом использование корпуса и ходовой части БМП и моторно-трансмиссионной установки КАМАЗ-4310 упростило и удешевило бы ее промышленное производство. Применение в ходовой части машины металлических гусениц позволило бы использовать ее на твердых грунтах, при этом двухзвенная сочлененная схема позволила бы двигаться по грунтам с низкой несущей способностью (болото, снежная целина).

Вторая проблема является правовой и заключается в следующем. Анализ правовых оснований применения оружия военнослужащими внутренних войск и военнослужащими Вооруженных Сил на основании Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» и военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации на основании Постановления Правительства от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»» показывает наличие следующих противоречий и проблем.

1. Проблема нормативно-правового закрепления условий и порядка применения оружия и боевой техники во время участия в проведении КТО военнослужащими внутренних войск и военнослужащими Вооруженных Сил России разными по юридической силе нормативно-правовыми актами.

2. Проблема неоднозначной правовой регламентации оснований применения военнослужащими внутренних войск и военнослужащими Вооруженных Сил России оружия во время проведения КТО.

3. Проблема отсутствия единого понятийного аппарата, используемого в нормативных правовых актах, регулирующих применение федеральными органами исполнительной власти (полицией, внутренними войсками МВД России, Вооруженными Силами России) вооружения и техники.

По первой проблеме. Огнестрельное оружие и специальные средства применяются военнослужащими внутренних войск МВД Российской Федерации на основании правовых норм, содержащихся в Федеральном законе от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России». Военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации применяют огнестрельное оружие и специальные средства на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»».

По второй проблеме. Сравним основания применения огнестрельного оружия военнослужащими внутренних войск и военнослужащими Вооруженных Сил России в схожих ситуациях.

1. В частности, при применении оружия военнослужащими ВС России на основании п. «б» ч. 5. Положения о применении Вооруженными силами оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции, ут-

вержденного постановлением Правительства от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму», установившего возможность применения для «освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и районов (участков) местности, если другими способами и средствами такое освобождение осуществить невозможно». П. «в» ч. 1 ст. 28 «Применение оружия» Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» в схожей ситуации предусматривает применение оружия для «освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях и военной техники». При этом законодательство не требует от военнослужащего внутренних войск выяснять, возможно ли это сделать другими способами.

2. Военнослужащие внутренних войск МВД России могут применять оружие при нападении на военные городки, воинские эшелоны, транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы на основании п. «ж» ч. 1 ст. 28 только при отражении группового или вооруженного нападения. Военнослужащим Вооруженных Сил России для открытия огня на основании пункта «г» для отражения нападения на охраняемые объекты не требуется ни групповое, ни вооруженное нападение. Законодательство предоставляет им право на применение оружия даже при угрозе этих действий.

3. Военнослужащие внутренних войск МВД России вправе применять оружие для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления на основании п. «г», только если преступление относится к тяжкому или особо тяжкому виду преступления против жизни и здоровья граждан либо собственности, и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление.

Военнослужащие Вооруженных Сил России на основании пункта «з» применяют оружие для задержания лиц, причастных к террористической деятельности и пытающихся скрыться, если другими способами и средствами осуществить задержание невозможно.

Можно предположить, что «участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом», относится к преступлениям, причастным к террористической деятельности (ст. 208 «Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем»). При этом на основании п. 3 ст. 15 «Категории преступлений» Уголовного кодекса России «преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное Уголовным кодексом России, не превышает пяти лет лишения свободы.

За участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом, установлено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до одного года, т.е. военнослужащие Вооруженных Сил России вправе

применять оружие на основании п. «з» против лиц, совершивших преступления средней тяжести.

4. Военнослужащие внутренних войск МВД России вправе применить оружие на основании п. «е» ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» для остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих внутренних войск.

Для остановки транспортного средства путем его повреждения (уничтожения) военнослужащему Вооруженных Сил России на основании п. «е» достаточно отказа водителя транспортного средства остановиться после предъявления военнослужащим законных требований, если другими способами и средствами остановить транспортное средство невозможно; при этом действие режима чрезвычайного положения не предусмотрено.

В табл. 1 представлен сравнительный анализ рассматриваемых положений.

Таблица 1

Военнослужащие внутренних войск МВД России, участвующие в проведении КТО, применяют оружие на основании ч.1 ст. 28 «Применение оружия» Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» для: Военнослужащие Вооруженных Сил, участвующие в проведении КТО, применяют оружие на основании п. 5 Постановления Правительства России от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму», утвердившего «Положение о применении Вооруженными силами оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции», для:

в) освобождения заложников, захваченных охраняемых объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях и военной техники б) освобождения заложников, захваченных зданий, помещений, сооружений, транспортных средств и районов (участков) местности, если другими способами и средствами такое освобождение осуществить невозможно

ж) отражения группового или вооруженного нападения (в том числе с использованием транспортных средств) на военные городки, воинские эшелоны (транспорты), транспортные колонны, охраняемые объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, жилые помещения граждан, помещения, занимаемые органами государственной власти, предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями г) отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты, транспортные средства и военнослужащих, а также пресечения попытки завладеть их оружием и военной техникой

з) подавления сопротивления вооруженных лиц, отказывающихся выполнить законные требования военнослужащих внутренних войск о прекращении противоправных действий и сдаче имеющихся у этих лиц оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств и военной техники д) пресечения сопротивления, оказываемого военнослужащему Вооруженных Сил Российской Федерации при исполнении им своих обязанностей, если другими способами и средствами пресечь сопротивление невозможно

е) остановки транспортного средства в условиях режима чрезвычайного положения путем повреждения транспортного средства, если водитель отказывается остановиться, несмотря на законные требования сотрудников полиции или военнослужащих внутренних войск е) остановки транспортного средства путем его повреждения (уничтожения), если водитель транспортного средства отказывается остановиться, несмотря на законные требования военнослужащих, если другими способами и средствами остановить транспортное средство невозможно

г) задержания лиц, застигнутых при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни и здоровья граждан либо собственности, пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление з) задержания лиц, причастных к террористической деятельности и пытающихся скрыться, если другими способами и средствами осуществить задержание невозможно

По третьей проблеме. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» предусматривает в ст. 21 «Применение специальных средств» применение таких спецсредств, как «водометы» и «бронемашины», в том числе и во время участия сотрудников полиции в КТО. Постановление Правительства от 6 июня 2007 г. № 352 «О мерах по реализации Федерального закона «О противодействии терроризму»», утвердившего «Положение о применении Вооруженными Силами Российской Федерации оружия, боевой техники и специальных средств при участии в проведении контртеррористической операции» установило основания и условия применения военнослужащими, обеспечивающими административно-правовой режим КТО, «боевой техники» и «специальных средств».

Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках МВД России» в ст. 29 предусматривает применение «боевой и специальной техники», хотя ч. 2 данной статьи предусматривает применение по указанию командира воинской части или его заместителя в случаях, установленных пп. «г», «е», «ж», «з» ч. 1 ст. 27 этого закона, «водометов и бронемашин».

В целях совершенствования административно-правовых средств противодействия терроризму и экстремизму предлагается следующее:

1. На законодательном уровне закрепить условия и порядок применения оружия и боевой техники сотрудниками полиции, военнослужащими внутренних войск и военнослужащими Вооруженных Сил России при проведении КТО.

2. Унифицировать законодательство, регламентирующее порядок и основания применения оружия сотрудниками полиции, военнослужащими внутренних войск и военнослужащими Вооруженных Сил России во время проведения КТО.

3. Унифицировать применяемый понятийный аппарат. Формулирование понятийного аппарата необходимо с точки зрения методологии и с учетом того, что он тесно связан с решением практических вопросов.

Реализация данных предложений позволила бы

значительно расширить возможности подразделений МВД России и Вооруженных Сил России и повысить эффективность противодействия терроризму и экстремизму.

Литература

1. Борьба с терроризмом: теория и практика. М.: ЦОКР МВД России, 2005. 383 с.

2. Пчелинцев C.B. Новое законодательство о противодействии терроризму и ограничения прав и свобод граждан // Журнал российского права. 2006. № 5.

3 . Трунов И.Л. Терроризм и совершенствование правовых основ контртеррористических действий // Адвокат. 2004. № 12.

4. Состояние преступности в России за январь -октябрь 2003 г. М.: ГИЦ МВД России, 2003. 40 с.

5. Прогноз криминогенной ситуации в Российской Федерации в начале XXI в. / Под общ. ред. С.И. Гирь-ко. М.: ВНИИ МВД России, 2003. 120 с.

6. Броня по прежнему крепка // Щит и меч. 2003. № 18.

7. Войска, проверенные временем // Полиция России. 2014. № 3.

References

1. Bor'ba s terrorizmom: teoriya i praktika. M.: TsOKR MVD Rossii, 2005. 383 s.

2. Pchelintsev S.V. Novoe zakonodatel'stvo o protivodeistvii terrorizmu i ogranicheniya prav i svobod grazhdan // Zhurnal rossiiskogo prava. 2006. № 5.

3. Trunov I.L. Terrorizm i sovershenstvovanie pravovykh osnov kontrterroristicheskikh deistvii // Advokat. 2004. № 12.

4. Sostoyanie prestupnosti v Rossii za yanvar' -oktyabr' 2003 goda. M.: GITs MVD Rossii, 2003. 40 s.

5. Prognoz kriminogennoi situatsii v Rossiiskoi Federatsii v nachale XXI v. / Pod obshch. red. S.I. Gir'ko. M.: VNII MVD Rossii, 2003. 120 s.

6. Bronya po prezhnemu krepka // Shchit i mech. 2003. № 18.

7. Voiska, proverennye vremenem // Politsiya Rossii. 2014. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.