МЕТОДЫ ПОЛИЦЕЙСКОГО НАДЗОРА В СФЕРЕ ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ (ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ)
METHODS OF POLICE SUPERVISION IN THE SPHERE OF DRUG TRAFFICKING: CONCEPT AND TYPES (THEORETICAL AND LEGAL ASPECT)
Аннотация: незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров выступает социально негативным явлением, представляющим одну из угроз для современного общества. Сегодня перед Донецкой Народной Республикой стоит целый ряд актуальных социально-правовых и социально-политических задач, решение которых требует очень взвешенной правовой политики во многих сферах, в том числе и в сфере противодействия незаконному обороту наркотических средств. Противодействие незаконному обороту наркотиков продолжает оставаться одной из важных задач органов внутренних дел и включает комплекс взаимосвязанных правовых мер, которые полиция предпринимает для минимизации негативных последствий в этой сфере. Эффективность и результативность контрольно-надзорной деятельности полиции напрямую зависит от правильного выбора форм и методов полицейского надзора. В статье проводится теоретико-правовой анализ категорий «контроль», «надзор», «метод», «полицейский надзор», раскрываются основные подходы научных исследований российских ученых к определению этих понятий, дается авторское определение некоторых понятий. При этом автор выделяет полицейский надзор в самостоятельный институт административного права. Основное внимание уделяется определению методов государственного контроля (надзора), раскрытию их содержания в сфере оборота наркотических средств, а также механизму реализации.
Ключевые слова: право, полиция, государственный надзор, полицейский надзор, контроль, государственный контроль, методы.
Для цитирования: Берест О.В. Методы полицейского надзора в сфере оборота наркотических средств: понятие и виды (теоретико-правовой аспект) // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина.-2022. - № 4. - С. 14-20.
Abstract: illicit trafficking in narcotic drugs, psychotropic substances and precursors is a socially negative phenomenon that poses one of the threats to modern society. Today, the Donetsk People's Republic faces a number of urgent socio-legal and socio-political tasks, the solution of which requires a very balanced legal policy in many areas, including in the field of countering illicit drug trafficking. Countering drug trafficking continues to be one of the important tasks of the internal affairs bodies and includes a set of interrelated legal measures that the police are taking to minimize negative consequences in this area. The effectiveness and efficiency of the control and supervisory activities of the police directly depends on the correct choice of forms and methods of police supervision. The article provides a theoretical and legal analysis of the categories «control», «supervision», «method», «police supervision», reveals the main subtypes of scientific research of Russian scientists to the definition of these concepts, gives the author's definition of some concepts. At the same time, the author distinguishes police supervision into an independent institute of administrative law. The main attention is paid to the definition of methods of state control (supervision), disclosure of their content in the sphere of drug trafficking, as well as the mechanism of implementation.
Keywords: law, police, state supervision, police supervision, control, state control, methods.
УДК 343.575
кандидат юридических наук, доцент (Академия Министерства внутренних дел Донецкой Народной Республики имени Ф.Э. Дзержинского, Россия, Донецк)
О.В. БЕРЕСТ,
OLEG V. BEREST,
Candidate of Law, Associate Professor (F.E. Dzerzinskiy Academy of the Ministry of the Internal Affairs of the Donetsk People's Republic, Donetsk, Russia)
For citation: Berest O.V. Methods of police supervision in the sphere of drug trafficking: concept and types (theoretical and legal aspect) // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia.-2022. - № 4. -P. 14-20.
Сегодня о наркомании говорят и пишут много и по-разному. Социально-негативное явление, относящееся к разряду наиболее острых глобальных проблем современности, обрело такой масштаб, который представляет реальную угрозу существованию человечества как биологического вида. Положение усугубляется еще и тем, что незаконная деятельность в сфере оборота наркотических средств является сверхприбыльным международным преступным бизнесом, что подтверждает слова K.M. Гриненко о том, что наркомания и наркобизнес стали «проблемой без границ» [1, с. 7]. Вот почему вопросы о разработке и применении эффективных мер противодействия этому негативному явлению волнуют в одинаковой степени политиков, представителей общественности, ученых, медиков, работников правоохранительных органов. Одной из таких мер противодействия незаконному обороту наркотиков является полицейский надзор в этой сфере. Методы полицейского надзора в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров воплощаются в конкретных приемах, способах деятельности и отражают прежде всего содержательную сторону этой деятельности. При рассмотрении общих вопросов форм и методов контроля и надзора, правовой регламентации и организации деятельности органов внутренних дел, в том числе и полиции, автор опирался на труды таких ученых, как Ю.Е. Аврутин, С.С. Алексеев, P.A. Александров, М.И. Байтин, Д.Н. Бахрах, К.С. Вельский, О.И. Бекетов, Н.В. Ви-трук, В.М. Горшенев, С.М. Зырянов, А.Д. Ершов, И.Ш. Килясханов, A.B. Мартынов, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина, Д.М. Овсяненко, В.Е. Чиркин, И.Б. Шахов, Е.В. Шорина и др.
Теоретические, методологические и практические аспекты борьбы с незаконным оборотом наркотиков рассматривались в научных работах И.И. Батыршина, А.Ю. Гордеева, Д.А. Зассеева, Т.В. Клименко, Ю.Ю. Комлева, О.Н. Корчагина, A.C. Литвиненко, Ю.А. Никитина, Н.Г. Новоселова, Л.И. Романовой, Д.К. Чиркова, A.B. Шеслера и др. Труды упомянутых и других ученых, разрабатывающих различные аспекты противодействия незаконному обороту наркотиков, внесли значительный вклад в исследование этой проблематики, однако логически безупречного как научного, так и прикладного решения данной проблемы пока не достигнуто. В правовой науке Донецкой Народной Республики1 вопросы о методах по-
1 Далее -ДНР
лицейского надзора вообще и в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в частности не исследовались, поэтому цель статьи состоит в определении методов полицейского надзора, выяснении их сущности и особенностей применения в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. В дальнейшем, если иное специально не оговорено, будет использоваться термин «наркотические средства», что означает совокупность - наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры. Это относится и к названию статьи. Определение того или иного понятия - один из важных моментов любого исследования, поскольку такое определение демонстрирует меру истинности понимания его автором природы этого явления (предмета), которое находит отображение в соответствующем определении.
В правовой науке на сегодняшний день не существует единой точки зрения на место и роль как надзора, так и контроля в государственном регулирующем механизме. В нормативных правовых актах ДНР термины «контроль» и «надзор» используются как синонимы. Мы же считаем, что термины «контроль» и «надзор» являются самостоятельными правовыми категориями, а полицейский надзор - самостоятельным институтом административного права. В настоящей статье мы не ставим цели вступать в полемику с авторами, которые имеют иной взгляд на эти правовые категории. Формирование современной правовой системы ДНР является процессом сложным и многофункциональным, поэтому требует как глубокого научного анализа правовой действительности, так и выявления основных тенденций ее развития. Система права ДНР сейчас находится на стадии эволюционной трансформации: происходит совершенствование имеющихся отраслей права и формирование новых институтов, имеющих свой предмет и методологию правового регулирования.
Стоит заметить, что в условиях построения системы права и законодательства ДНР приобретают особую актуальность общественные отношения, которые в совокупности определенной отраслью права всесторонне не изучаются. К ним следует отнести полицейские отношения. Учитывая изложенное, необходимо подчеркнуть, что именно эти отношения создаются в процессе реализации органами внутренних дел определенных задач. Совокупность таких задач и составляет полицейскую деятельность.
Полицейская деятельность государства появилась из необходимости постоянно охранять публичный порядок. Об этом порядке государство обязано постоянно заботиться под страхом потери своего авторитета в глазах населения и даже под угрозой собственной ликвидации. По мнению А.П. Гуляева, «необходимо запрещать или ограничивать те действия, последствия которых наносят ущерб правам других лиц, уменьшают их свободу или состояние, а также действия, которые могут с высокой вероятностью иметь такие последствия» [2, с. 6-7]. На наш взгляд, это высказывание характеризует функцию обеспечения внутренней безопасности и выделяет такой вид государственной деятельности, как полицейская деятельность. Полицейская деятельность ориентирована на общество, а именно на публичный порядок и личные неимущественные и имущественные права. Цель полицейской деятельности заключается в охране публичного порядка, направленной на противодействие правонарушениям в обществе. В современных условиях все большее значение приобретает научное управление обществом. Составной частью такого управления является особый вид деятельности полиции - полицейский надзор. К числу специфических свойств полицейского надзора относятся: субъектный состав надзорных органов, правоохранительный характер, специальные правовые средства принудительного обеспечения и методы, негласное (оперативно-розыскное) обеспечение, строго определенные объекты [3, с. 20]. Учитывая то, что полицейский надзор является элементом системы обеспечения законности и дисциплины в процессе управления, то его можно отнести к самостоятельному институту административного права. Полицейский надзор реализуется в различных организационных и правовых формах.
Для определения понятия «методы полицейского надзора в сфере оборота наркотических средств», а также для возможного устранения разногласий не только в терминологии, но и в подходах к классификации этих методов необходимо уяснить, что означает само понятие «метод». Определения термина «метод полицейского надзора в сфере оборота наркотических средств» действующее законодательство ДНР не содержит. В Толковом словаре русского языка приводятся следующие значения слова «метод» (от греч. methodos - путь исследования или познания): 1. Способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь. 2. Способ действовать, поступать каким-н. образом, прием (в 3 знач.). м. воздействия, вну-
шения2. В Педагогическом терминологическом словаре «метод» обозначается как совокупность относительно однородных приемов, операций практического или теоретического освоения действительности, подчиненных решению конкретной задачи3. В Философском словаре «метод» определяется в самом общем значении как способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность4. Однако в теории права среди ученых нет единой точки зрения о понятии и видах методов контроля (надзора). Так, Е.В. Шорина считает, что методы контроля - это тактические приемы, которые разрабатываются и применяются контрольными органами для достижения цели, осуществления необходимого влияния на подконтрольный объект [4]. Ю.Ш. Ни-конова под методами государственного контроля (надзора) предлагает понимать «набор приемов, способов и средств (набор действий), используемых при реализации той или иной формы контрольно-надзорной деятельности. Методами следует считать рассмотрение документов, осмотр и обследование, отбор образцов, проведение исследований, испытаний и измерений,проведение экспертиз и расследований, информирование, предостережение, наблюдение, анализ, прогнозирование и другие мероприятия по контролю, а также контрольную закупку» [5, с. 204]. Методы бюджетного контроля, как считают А.К. Измоде-нов и A.B. Курдюмов, представляют собой конкретные способы осуществления контрольных действий. К наиболее распространенным методам контроля они относят ревизию, проверку, обследование, мониторинг, экспертизу, санкционирование операций, анализ. Применение того или иного метода контроля зависит от цели, которую запланировал достичь контрольный орган или пользователь результатов его деятельности.
Каждый метод применяется в соответствии со стандартами, методиками или методическими рекомендациями, разработанными самим органом, вышестоящей организацией или заимствованными у аналогичных контрольных органов [6, с. 54]. Д.М. Бахрах указывает, что метод - это способ, средство, прием достижения определенной цели, выполнения поставленных задач. Методы деятельности - это средства достижения целей, методы управления - средства, способы, приемы целенаправленного влияния на управляемую социальную
2 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://ozhegov.info/slovar/
3 Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - Москва, 2005. С. 79.
4 Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. - Москва:
Политиздат, 1991. - 560 с.
систему. «Понятие метода, прежде всего, связано с деятельностью, с процессом. Однако не с какой-либо деятельностью, а с целенаправленной. Такая деятельность выступает как совокупность приемов, способов достижения желаемого результата» [7, с. 74]. А.Д. Ершов считает, что метод - это совокупность приемов и способов влияния на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей [8, с. 85]. В.К. Колпаков под методом любой деятельности понимает способы, приемы, средства, которые используются для достижения поставленной цели и составляют содержание этой деятельности [9, с. 180].
Что касается понимания метода государственного управления, то, по мнению ДМ. Овсяненко, это способ реализации его функций, средство влияния органов исполнительной власти на объекты управления [10, с. 65]. М.И. Еропкин определял методы государственного управления как способы целенаправленного воздействия на участников управленческих отношений в целях обеспечения с их стороны поведения, необходимого для решения задач, достижения целей, осуществления функций управления [11, с. 167]. А.Е. Лунев под методами государственного управления предлагал понимать способы и средства достижения поставленных целей, решения возникающих задач в сфере государственного управления [12, с. 5, 26]. Таким образом, большинство ученых считают, и мы их поддерживаем, что методы государственного управления - это способы, приемы, пути достижения целей, решения задач и осуществления его функций и полномочий. Таким образом, государственный контроль (надзор) является закономерным и естественным продолжением управленческой функции государства, государственного управления. Как отмечает В.Е. Чиркин, «у любого государства есть универсальная контрольная функция, вытекающая из существа публичной, государственной власти» [12, с. 11-12]. Характерным моментом соотношения государственного контроля (надзора) и государственного управления является наличие у них комплементарности (от. лат. Complementum - дополнение, довершение5): управление предполагает контроль, а контроль предполагает управление.
Контрольно-надзорной деятельности, как и любой другой деятельности, присущи определенные, предусмотренные законодательством, правовые средства достижения ее целей. Ориентируясь на стадии контроля, являющиеся совокупностями определенных процессуальных действий, которые объединяет ближайшая цель, мы, в зависимости от объема опосредованных указанных стадий,
5 Словарь иностранных слов. - Киев, 1974. - 346 с.
различаем в пределах контрольно-надзорной деятельности специализированные, специальные, комплексные методы. Специализированные (однопрофильные) методы имеют информационное (фактоустановительное) значение в контрольном процессе. Специальные средства имеют не только информационный (фактоустановительный), но и оценочный характер. Комплексные средства опосредствуют все стадии контроля, включая регулятивную. Примером специализированных правовых методов контроля являются статистические наблюдения, бухгалтерская отчетность и бухгалтерский учет, инвентаризация, депутатский запрос, отчет и т.п. Примером специальных правовых методов контроля является экспертиза, аудит и т.п. Примером комплексных правовых методов контроля является лицензирование, регистрация, аттестация, сертификация и т.п. Обобщающим понятием в отношении прежде всего специальных и комплексных методов контроля, по нашему мнению, является понятие «проверка». Неслучайно слово «проверять» определяется как обследование с целью контроля6. Проверка как оценочная деятельность предполагает установление соответствия или несоответствия объекта контроля определенным критериям. Отсутствие проверки, ее результатов исключает применение мер контроля. В словоупотреблении нередко термины «контроль» и «проверка» используются как синонимы. Поэтому проверкой (в широком смысле этого слова) является регистрация, сертификация, аттестация, лицензирование, экспертиза и т.д., то есть указанные методы контроля есть не что иное, как специфические проверки. Специфика тех или иных правовых методов контроля обусловлена природой объекта контроля (материальный, нематериальный, физическое или юридическое лицо и т.д.), особенностью статуса субъекта контроля, его конкретными полномочиями.
Обзор действующего законодательства ДНР подтверждает наши выводы о методах контроля7 (надзора). Так, Закон ДНР от 21 августа 2015 года № 1-307П-НС «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» определяет правовые и организационные основы, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля в сфере хозяйственной деятельности, полномочия органов государственного надзора, их должностных лиц, а также права, обязанности и ответственность субъектов хозяйственной деятельности во время осуществления государственного надзора. Определяя правовые и организационные основы государственного надзора и
6 Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Электронный ресурс]. - URL: https://ozhegov.info/slovar/
7 Далее - государственный надзор.
контроля, законодатель термины «надзор» и «контроль» использует как синонимы. Это дает нам основания для вывода, что в законодательстве ДНР содержание термина «контроль» раскрывается с помощью термина «надзор» и имеет два основных значения, это: а) определенная деятельность; б) субъекты соответствующей деятельности. Экстраполяция лексических значений слова «контроль» («надзор») на государственно-правовую действительность предполагает вывод, что контроль (надзор) в контексте категории «государство» - это: 1) вид государственной деятельности; 2) субъекты государственного контроля (надзора). Наше умозаключение дает ответ на вопрос о возможности двусмысленного существования термина «государственный контроль (надзор)» в юриспруденции (в широком его понимании, то есть как совокупности юридической практики, юридического образования и юридической науки). Однако это умозаключение не дает ответа на вопрос о целесообразности такого словоупотребления. Целесообразность двусмысленного статуса термина «контроль» («надзор») в понятийном аппарате юридической практики, по нашему мнению, вызывает сомнения. Факт синонимии терминов «контроль» и «надзор» в текстах отдельных нормативных правовых актов - объективная реальность, этот факт можно оценивать как основание для возможной констатации синонимии данных терминов с названием «отраслевая», поскольку те или иные нормативные правовые акты всегда являются частью определенной отрасли законодательства. Одновременно возникает вопрос: существует или не существует общеотраслевая синонимия этих терминов? Она имеет «узкий» или «широкий» характер, т.е. существует в пределах только определенной группы нормативных правовых актов нескольких отраслей законодательства или существует во всех отраслях законодательства, являясь одним из общих «сквозных» явлений?
Обзор действующего законодательства ДНР показывает, что общеотраслевой синонимии не существует, поскольку законодательство дает основания в определенных случаях различать контрольные и надзорные органы. В Законе ДНР «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» (ст. 1) используются термины «государственный надзор», «мероприятия государственного надзора», «проверка», «способ осуществления государственного надзора» и применяются в следующем значении: государственный надзор - деятельность уполномоченных законами республиканских органов исполнительной власти, их территориальных органов8 и их должностных лиц в пределах полномочий,
8 Далее - органы государственного надзора.
предусмотренных законами, по выявлению и предотвращению нарушений требований законодательства ДНР субъектами хозяйственной деятельности и обеспечению интересов общества, в том числе по обеспечению надлежащего качества продукции (товаров), работ и услуг, допустимого уровня опасности для населения и окружающей среды; мероприятия государственного надзора - плановые и внеплановые мероприятия, которые осуществляются путем проведения ревизий, проверок, обследований, осмотров и других действий, предусмотренных законодательством ДНР; проверка - совокупность проводимых органом государственного надзора в отношении юридического лица, физического лица - предпринимателя мероприятий по контролю для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), производимых и реализуемых ими товаров (выполняемых работ, предоставляемых услуг) обязательным требованиям, установленным законодательством ДНР; способ осуществления государственного надзора - процедура осуществления государственного надзора, определенная указанным законом. Мы видим, что термин «надзор» как бы «поглощает» термин «контроль», а контролирующие органы называются «органами государственного надзора». Закон ДНР от 07.08.2015 № 72-1НС «О нормативных правовых актах» содержит требования о единообразном содержании нормативных правовых актов (ст. 28). Используемые в нормативных правовых актах понятия и термины должны применяться единообразно в соответствии с их значением, исключающим возможность различного толкования. Иначе говоря, термин, употребляемый в одном нормативном правовом акте (в данном случае Закон «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности»), на что мы уже ранее обращали внимание, должен иметь «сквозной» характер и в таком же значении должен применяться и в других нормативных правовых актах. Однако законодатель не всегда выполняет эти требования. Более того, действие Закона «О государственном надзоре в сфере хозяйственной деятельности» не распространяется на проведение оперативно-розыскной деятельности, дознания, досудебного следствия и правосудия, а также если специальными законами ДНР предусматриваются иные формы и порядок осуществления государственного надзора в сфере хозяйственной деятельности, то применяются нормы таких специальных законов.
Управление в сфере внутренних дел направлено на воплощение в жизнь законов и других нормативных правовых актов, профилактику правонарушений, создание гражданам, государственным органам, предприятиям, учреждениям,
организациям условий для реализации их прав и возложенных на них обязанностей, воспитания у граждан правосознания, уважения к закону и общечеловеческих моральных принципов. Большинство субъектов управления в сфере внутренних дел выступают представителями власти, которые наделены правом в пределах своей компетенции давать распоряжения, выдвигать требования, обязательные для всех граждан и должностных лиц, обладают полномочиями применения мер административного принуждения. Отдельные субъекты управления в этой сфере наделены правом осуществления оперативно-розыскных и уголовно-процессуальных действий. Правовой основой полицейского надзора в ДНР является законодательство о полиции и профильное законодательство в отдельных сферах. Контрольно-надзорные полномочия полиции установлены как Законом ДНР от 07.08.2015 № 85-1НС «О полиции» и Указом Главы ДНР от 23.04.2020 № 110 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Донецкой Народной Республики», так и нормативными правовыми актами в отдельных сферах. Определенную роль в правовом регулировании полицейского надзора играют административные регламенты, утвержденные приказами МВД ДНР. Административные регламенты устанавливают порядок осуществления конкретного вида полицейского надзора, последовательность действий сотрудников полиции, граждан и должностных лиц организаций, сроки осуществления надзорных мероприятий. Анализ указанных нормативных правовых актов позволяет нам выделить следующие виды полицейского надзора:
- общий полицейский надзор, который заключается в систематическом наблюдении полицией за точным исполнением должностными лицами и гражданами общеобязательных правил, регулирующих общественный порядок и безопасность, в целях предупреждения и пресечения их нарушений, выявления правонарушителей и привлечения их к ответственности или принятия к ним мер общественного воздействия;
- лицензионно-разрешительный полицейский надзор, который заключается в систематическом наблюдении за соблюдением организациями, должностными лицами и гражданами правил, изложенных в нормативных правовых актах, регулирующих отношения, складывающиеся по поводу оборота предметов, веществ, функционирования объектов, бесконтрольное пользование которыми может создать угрозу безопасности обществу и государству (оборот оружия, оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, частная детективная и охранная деятельность, правила регистрации граждан и т.п.);
- персонифицированный полицейский надзор, т.е. надзор полицейских органов за отдельными категориями лиц - а именно освобожденными из мест лишения свободы, соблюдением установленных для них судом в соответствии с законом запретов и ограничений, а также осуществление контроля поведения осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно.
Таким образом, полицейский надзор - это особый вид государственной управленческой деятельности, осуществляемой полицией в отношении организационно не подчиненных им предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан по поводу исполнения ими общеобязательных норм, правил, стандартов, требований с использованием комплекса мер административного принуждения с целью предупреждения, выявления и пресечения правонарушений, восстановления установленного порядка и привлечения виновных к административной ответственности. При осуществлении полицейского надзора применяются все правовые методы надзора - специализированные, специальные, комплексные. Для раскрытия сущности методов государственного контроля (надзора) в сфере оборота наркотических средств и определения, какие из них можно отнести к методам полицейского надзора, необходимо провести характеристику законодательства, регламентирующего государственный контроль (надзор) в этой сфере. Так, Законом ДНР от 20.03.2015 № 28-1НС «Об обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на территории Донецкой Народной Республики» установлены порядок государственного контроля (надзора), полномочия органов исполнительной власти, права и обязанности физических и юриди-ческихлицвсфере оборота наркотическихсредств. Наркотические средства изъяты из свободного оборота или существенно ограничены в нем, над ними установлен как внутригосударственный, так и международно-правовой контроль. Определены органы, осуществляющие противодействие незаконному обороту наркотических средств, в перечень которых входит Министерство внутренних дел ДНР. Координация деятельности в сфере противодействия незаконному обороту наркотическихсредств возложена на Министерство внутренних дел. В законе установлен перечень наркотических средств, подлежащих контролю, при этом использованы такие термины, как меры контроля, строгий контроль, общие меры контроля, особые меры контроля, специальный контроль. К ним отнесены: лицензирование; регистрация; установление определенных ограничений, правил, требований; установление порядка допуска лиц к работе, связанной с наркотическими средствами;
2022'4
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
выдача справок и заключений; досмотр граждан, почтовых и багажных отправлений, транспортных средств и перевозимых грузов; определение территорий, в пределах которых осуществляется контроль; административный надзор за лицами, совершившими преступления в этой сфере; наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, и т.п. Таким образом, методы контроля, которые используют контролирующие органы, разнообразны, их выбор и применение зависит от вида контролирующего органа и его полномочий. Для методов государственного контроля (надзора) в сфере оборота наркотических средств характерны особенности: реализуются органами, прямо предусмотренными в законе; выражают управляющее влияние на субъекты оборота наркотических средств и тесно связанных с ними отношений; составляют содержание этого влияния и всегда имеют своим адресатом конкретного субъекта
оборота наркотических средств; в них выражаются властные полномочия контролирующих органов и их должностных лиц; используются должностными лицами контролирующих органов как средство, прием, способ реализации своей компетенции и т.п. Методы государственного контроля в сфере оборота наркотических средств практически идентичны методам, применяемым во всех видах полицейского надзора. Поэтому можно сделать вывод, что методы полицейского надзора в сфере оборота наркотических средств - это средства, способы, приемы практического осуществления целей, задач, функций и полномочий полицейских органов и их должностных лиц в этой сфере. Результаты исследования методов полицейского надзора в сфере оборота наркотических средств дают нам возможность наиболее рационально достигать целей надзора, а усовершенствование этих методов будет способствовать повышению эффективности полицейского надзора за соблюдением законодательства в этой сфере.
= Литература =
1. Гриненко K.M. Наркобизнес и национальная безопасность. - Киев, 2004.
2. Гуляев А.П. Правоохранительная деятельность: понятие, виды и система субъектов // Правоохранительные органы и организации России. - Москва: Б.и., 1999.
3. Бекетов О.И. Полицейский надзор: теоретико-правовое исследование: автореф. дис.... д-ра юрид. наук. - Челябинск, 2011. -36 с.
4. Шорина Е.В. Контроль за деятельностью органов государственного управления в СССР: монография. - Москва: Наука, 1981. -304 с.
5. Ни ко нова Ю.Ш. Формы и методы государственного контроля (надзора) // Юридическая наука и правоохранительная практика. - 2017. - № 3 (41). - С. 202-210.
6. Измоденов А.К., Курдюмов A.B. Основы государственного контроля, надзора и аудита: учебное пособие. - Екатеринбург, 2018. - 109 с.
7. Бахрах Д.Н. Основные понятия социального управления. - Пермь: Изд-во Пермск. ун-та, 1978. - 102 с.
8. Ершов А.Д. Основы управления и организации в таможенном деле: учебное пособие.-Санкт-Петербург: ЛГУ, 1999. -415 с.
9. Колпаков В.К. Адмшютративне право Украши: пщруч. - Кшв: Юршком 1нтер, 1999. - 736 с.
10. Овсяненко Д.М. Административное право: учебное пособие. - Москва: Юрист,1995. - 525 с.
11. Административное право: учебник / М.И. Еропкин [и др.]; под ред. А.Е. Лунева. - Москва: Юрид. лит., 1970. - 415 с.
12. Методы и формы государственного управления / под ред. А.Е. Лунева. - Москва: Юр. лит., 1977.
13. Чиркин В.Е. Контрольная власть// Государство и право. - 1993. - № 4. - С. 10-18.
References
1. Grinenko K.M. Narkobiznes i natsional'naya bezopasnost'. - Kiev, 2004.
2. Gulyaev A.P. Pravookhranitel'naya deyatel'nost': ponyatie, vidy i sistema sub»ektov // Pravookhranitel'nye organy i organizatsii Rossii. - Moskva: B.i., 1999.
3. Beketov O.I. Poiitseiskii nadzor: teoretiko-pravovoe issiedovanie: avtoref. dis. ... d-ra yurid. nauk. - Chelyabinsk, 2011. - 36 s.
4. ShorinaE.V. Kontroi'za deyatei'nost'yu organovgosudarstvennogo upravleniya vSSSR: monografiya.-Moskva: Nauka, 1981.-304s.
5. Nikonova Yu.Sh. Formy i metody gosudarstvennogo kontrolya (nadzora) //Yuridicheskaya nauka i pravookhranitel'naya praktika. -
2017. - № 3 (41). - S. 202-210.
6. Izmodenov A.K., Kurdyumov A.V. Osnovy gosudarstvennogo kontrolya, nadzora i audita: uchebnoe posobie. - Ekaterinburg,
2018.-109 s.
7. Bakhrakh D.N. Osnovnye ponyatiya sotsial'nogo upravleniya. - Perm': lzd-vo Permsk. un-ta, 1978. - 102 s.
8. ErshovA.D. Osnovy upravleniya i organizatsii v tamozhennom dele: uchebnoe posobie. - Sankt-Peterburg: LGU, 1999. - 415 s.
9. Kolpakov V.K. Administrativne pravo Ukraíni: pidruch. - Ki'ív: Yurinkom Inter, 1999. - 736 s.
10. Ovsyanenko D.M. Administrativnoe pravo: uchebnoe posobie. - Moskva: Yurist,1995. - 525 s.
11. Administrativnoe pravo: uchebnik / M.I. Eropkin [i dr.]; pod red. A.E. Luneva. - Moskva: Yurid. lit., 1970. - 415 s.
12. Metody i formy gosudarstvennogo upravleniya / pod red. A.E. Luneva. - Moskva: Yur. lit., 1977.
13. Chirkin V.E. Kontrol'naya vlast' // Gosudarstvo i pravo. - 1993. - № 4. - S. 10-18.
(статья сдана в редакцию 31.08.2022)