Научная статья на тему 'Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе'

Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3820
385
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / КОНТРОЛЬ МИГРАЦИИ / КОНТРОЛЬ ОБОРОТА НАРКОТИКОВ / CONTROL AND SUPERVISION ACTIVITIES / ROAD SAFETY / MIGRATION CONTROL / DRUG TRAFFICKING CONTROL

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чекашкин Г.Ф.

В статье рассматриваются вопросы реализации полицией контрольно-надзорных полномочий, делегированных ей законодательством. Анализируется особая роль правоохранительных органов в целом и полиции в частности при осуществлении контрольной и надзорной деятельности. Выделяется, что контрольно-надзорные полномочия полиции установлены как Федеральным законом «О полиции» и Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», так и профильными законодательными и нормативными правовыми актами в отдельных сферах. Анализ позволил выделить четыре основных сферы контрольно-надзорной деятельности полиции: надзор за безопасностью дорожного движения, миграцией и регистрацией граждан России, оборотом наркотиков и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Также выделены дополнительные сферы контроля и надзора, к которым относится контроль оборота оружия совместно с Росгвардией, контроль пограничного режима совместно с пограничными органами, контроль за условно-досрочно освобожденными лицами совместно с ФСИН России и контроль за народными дружинами. Первые две сферы контролируются полицией на основании риск-ориентированного подхода (кроме соблюдения ПДД). Ожидается перевод на данный подход сфер оборота наркотиков и оружия. Проводится анализ перспектив преобразования контрольно-надзорной деятельности полиции в рамках общегосударственной реформы. Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, безопасность дорожного движения, контроль миграции, контроль оборота наркотиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FRAMEWORK FOR CURRENT POLICE MONITORING AND OVERSIGHT

The article deals with the exercise by the police of the supervisory powers delegated to it by law. The special role of law enforcement agencies in general and the police in particular in monitoring and oversight activities is analysed. The control and supervisory powers of the police are established, both by the Federal Law «On Police» and the Decree of the President of the Russian Federation «On Approval of the Regulation on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation...,» and by relevant legislative and normative legal acts in certain spheres. The analysis allowed to allocate four main spheres of control and supervising activity of police: supervision of traffic safety, migration and registration of citizens of Russia, drug trafficking and administrative supervision of the persons released from places of detention. Additional areas of control and supervision have also been identified, which include the control of arms trafficking together with Rosgvardia, the control of the border regime together with border authorities, the control of parole of persons together with the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation and the control of people ‘s groups. The first two areas are monitored by the police on the basis of a risk-oriented approach (other than compliance with SDA). It is expected that the areas of drug and arms trafficking will be transferred to this approach. The prospects for the transformation of police monitoring and oversight activities within the framework of the State-wide reform are being analysed.

Текст научной работы на тему «Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе»

ПРАВОВАЯ ОСНОВА КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИЦИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

LEGAL FRAMEWORK FOR CURRENT POLICE MONITORING AND

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы реализации полицией контрольно-надзорных полномочий, делегированных ей законодательством. Анализируется особая роль правоохранительных органов в целом и полиции в частности при осуществлении контрольной и надзорной деятельности. Выделяется, что контрольно-надзорные полномочия полиции установлены как Федеральным законом «О полиции» и Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации», так и профильными законодательными и нормативными правовыми актами в отдельных сферах.

Анализ позволил выделить четыре основных сферы контрольно-надзорной деятельности полиции: надзор за безопасностью дорожного движения, миграцией и регистрацией граждан России, оборотом наркотиков и административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Также выделены дополнительные сферы контроля и надзора, к которым относится контроль оборота оружия совместно с Росгвардией, контроль пограничного режима совместно с пограничными органами, контроль за условно-досрочно освобожденными лицами совместно с ФСИН России и контроль за народными дружинами.

Первые две сферы контролируются полицией на основании риск-ориентированного подхода (кроме соблюдения ПДД). Ожидается перевод на данный подход сфер оборота наркотиков и оружия. Проводится анализ перспектив преобразования контрольно-надзорной деятельности полиции в рамках общегосударственной реформы.

Ключевые слова: контрольно-надзорная деятельность, безопасность дорожного движения, контроль миграции, контроль оборота наркотиков.

Для цитирования: Чекашкин Г.Ф. Правовая основа контрольно-надзорной деятельности полиции на современном этапе // Проблемы правоохранительной деятельности. 2019. № 3. С. 6.

Abstract: the article deals with the exercise by the police of the supervisory powers delegated to it by law. The special role of law enforcement agencies in general and the police in particular in monitoring and oversight activities is analysed. The control and supervisory powers of the police are established, both by the Federal Law «On Police» and the Decree of the President of the Russian Federation «On Approval of the Regulation on the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation...,» and by relevant legislative and normative legal acts in certain spheres.

OVERSIGHT

УДК 343

Г.Ф. ЧЕКАШКИН

(Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, Россия, г. Москва) gchekashkin2@mvd.ru

GRIGORY F. CHEKASHKIN

(Special Forces Center for Road Safety of the Russian MIA, Moscow, Russia)

The analysis allowed to allocate four main spheres of control and supervising activity of police: supervision of traffic safety, migration and registration of citizens of Russia, drug trafficking and administrative supervision of the persons released from places of detention. Additional areas of control and supervision have also been identified, which include the control of arms trafficking together with Rosgvardia, the control of the border regime together with border authorities, the control of parole of persons together with the Federal Penal Correction Service of the Russian Federation and the control of people 's groups.

The first two areas are monitored by the police on the basis of a risk-oriented approach (other than compliance with SDA). It is expected that the areas of drug and arms trafficking will be transferred to this approach. The prospects for the transformation of police monitoring and oversight activities within the framework of the State-wide reform are being analysed.

Keywords: control and supervision activities, road safety, migration control, drug trafficking control.

For citation: Chekashkin G.F. Legal framework for current police monitoring and oversight // Problems of Law Enforcement Activity. 2019. № 3. P. 6.

Контрольно-надзорная деятельность является одной из основных функций государственной власти и осуществляется органами государственной власти и управления на всех уровнях. При этом контроль и надзор, которые осуществляют различные органы государственной власти и охраны правопорядка, в том числе полиция, отличаются как по своему функциональному подходу, так и по особенностям проведения. Полномочия государственных органов охраны правопорядка, как правило, шире, чем полномочия «гражданских» министерств и ведомств. Это обусловлено тем, что, как неоднократно отмечалось многими исследователями, правоохранительные органы осуществляют не только проверку выполнения гражданами и организациями установленных норм и правил, но и предупреждают преступления и правонарушения, а также привлекают виновных лиц к ответственности [1-4]. Другие ученые, продолжая мысль об участии органов охраны правопорядка в противодействии противоправным проявлениям, указывают, что сама деятельность правоохранительных органов является «формой государственного контроля над преступностью и другим деви-антным поведением» [5, 6].

Кроме общих функций по охране правопорядка и законности правоохранительным органам делегированы полномочия по контролю за определенными сферами жизнедеятельности общества [7]. Каждое ведомство в рамках своих особенностей и полномочий осуществляет контроль или надзор за определенными вопросами. Полиция как самый многочисленный правоохранительный орган имеет наиболее обширные контрольно-надзорные полномочия.

Особенностью контрольно-надзорной деятельности правоохранительных органов явля-

ется наличие у них полномочий не только по выявлению нарушений в определенной сфере, но также и по осуществлению дальнейшего расследования и последующего применения мер юридической ответственности. Указанное объединение полномочий характерно не только для органов охраны правопорядка, но характерно именно для них. Практически все правоохранительные органы наделены правом не только расследования нарушений, но и применения к нарушителям властных полномочий в виде мер ответственности.

Правовой основой контрольной и надзорной деятельности органов внутренних дел является законодательство о полиции и профильное законодательство в отдельных сферах. Общие обязанности органов внутренних дел, в том числе контрольно-надзорные полномочия, установлены в Федеральном законе от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»1 (далее - ФЗ «О полиции») и Указе Президента Российской Федерации от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Феде-рации»2 (далее - Указ Президента № 699). Полномочия полиции по контролю и надзору в отдельных сферах устанавливаются также профильными федеральными законами,

1 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 18.07.2019) «О полиции» // Собрание законодательства РФ. 14.02.2011.№ 7. Ст. 900.

2 Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 (ред. от 06.11.2018) «Об утверждении Положения о Министерстве

внутренних дел Российской Федерации и Типового положе-

ния о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Феде-

рации» // Собрание законодательства РФ. 26.12.2016. № 52

(Часть V). Ст. 7614.

Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства Российской Федерации. Особую роль в правовом регулировании контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел играют административные регламенты, утвержденные приказами МВД России. Административные регламенты устанавливают порядок осуществления конкретного вида контроля или надзора, последовательность действий сотрудников полиции, граждан и должностных лиц организаций, сроки осуществления контрольных мероприятий.

Полиция осуществляет контроль и надзор за следующими основными четырьмя сферами:

1. Сферой безопасности дорожного движения (п. 19 ст. 12 ФЗ «О полиции», подпункты 27 и 28 пункта 11 Указа Президента № 699, статья 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»3). Надзор осуществляется ГИБДД МВД России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.08.2013 № 7164 за соблюдением:

- правил дорожного движения его участниками (приказ МВД России от 23.08.2017 № 6645);

- норм при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог (приказ МВД России от 30.03.2015 № 3806);

3 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О безопасности дорожного движения» // Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.

4 Постановление Правительства РФ от 19.08.2013 № 716 (ред. от 11.10.2018) «О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения: (вместе с «Положением о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения»)» // Собрание законодательства РФ. 26.08.2013.№ 34. Ст. 4446.

5 Приказ МВД России от 23.08.2017 № 664 (ред. от 21.12.2017) «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения» // Российская газета. 2017. № 232.

6 Приказ МВД России от 30.03.2015 № 380 (ред. от 30.12.2016) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения, правил, стандартов, технических норм и иных требований нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения при строительстве, реконструкции, ремонте и эксплуатации автомобильных дорог» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www.pravo.gov.ru

- требований к техническому состоянию ав-томототранспортных средств, их конструкции, предметов дополнительного оборудования, порядок пассажирских и грузовых перевозок (приказ МВД России от 14.11.2016 № 7277).

2. Сферой миграционного учета иностранных граждан и регистрационного учета граждан России (п. 33 ст. 12 ФЗ «О полиции», подпункты 25, 26, 30, 33, 34, 35, 49-54 пункта 11 Указа Президента № 699, Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»8). Главное управление по вопросам миграции МВД России и его территориальные подразделения осуществляют контроль и надзор за:

- законностью пребывания на территории России иностранных граждан и лиц без гражданства, а также их трудоустройством (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.11.2012 № 11629, приказ ФМС России № 367, МВД России № 807 от 31.07.201510);

- выполнением Государственной программы по содействию добровольному переселе-

7 Приказ МВД России от 14.11.2016 № 727 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения в части соблюдения осуществляющими деятельность по эксплуатации транспортных средств, выполняющими работы и предоставляющими услуги по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями и гражданами-участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и иных нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации авто-мототранспортных средств и предметов их дополнительного оборудования, изменению их конструкции, перевозкам пассажиров и грузов» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru

8 Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» // Российская газета. 20.07.2006.

9 Постановление Правительства РФ от 13.11.2012 № 1162 (ред. от 27.12.2017) «Об утверждении Положения об осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

10 Приказ ФМС России № 367, МВД России № 807 от

31.07.2015 «Об утверждении Административного регламента по исполнению Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел

Российской Федерации государственной функции по осу-

ществлению федерального государственного контроля (над-

зора) за пребыванием и проживанием иностранных граждан

и лиц без гражданства в Российской Федерации и трудовой деятельностью иностранных работников» // Российская газета. 02.11.2015.

нию в Россию соотечественников (Указ Президента Российской Федерации от 22.06.2006 № 63711);

- регистрационным учетом граждан России по месту пребывания и по месту жительства (ст.ст. 3 и 5 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»12; Постановление Правительства Российской Федерации от 17.07.1995 № 71313, приказ МВД России от 24.04.2018 № 24914);

- лицензированием деятельности организаций, трудоустраивающих российских граждан за границей (Постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2012 № 102215, приказ МВД России от 03.10.2017

11 Указ Президента РФ от 22.06.2006 № 637 (ред. от 31.05.2019) «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (вместе с «Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом»)» // Российская газета. 28.06.2006.

12 Закон РФ от 25.06.1993 № 5242-1 (ред. от 01.04.2019) «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 10.08.1993.

13 Постановление Правительства РФ от 17.07.1995 № 713 (ред. от 25.05.2017) «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» // Российская газета. 27.07.1995.

14 Приказ МВД России от 24.04.2018 № 249 «Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации, его территориальными органами государственной функции по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru

15 Постановление Правительства РФ от 08.10.2012 № 1022 (ред. от 30.12.2017) «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] -Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

№ 76016).

3. В сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (п.п. 43 и 44 ст. 12 ФЗ «О полиции», подпункты 24, 29, 31, 32, 40 и 41 пункта 11 Указа Президента № 699,Федеральный закон от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»17, Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 68118). Главное управление по контролю за оборотом наркотиков и его территориальные подразделения осуществляют контроль и надзор, а также последующую выдачу:

- разрешений организациям и индивидуальным предпринимателям на осуществление оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (приказ МВД России от 26.06.2017 № 41119);

- разрешений на право ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (приказ МВД России от 02.08.2017 № 59320);

- заключений о том, соответствуют ли средства охраны и оснащение помещения или объекта требованиям законодательства об обороте наркотиков (приказ МВД России

16 Приказ МВД России от 03.10.2017 № 760 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа -http://www.pravo.gov. ru

17 Федеральный закон от 08.01.1998 № З-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «О наркотических средствах и психотропных веществах» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

18 Постановление Правительства РФ от 30.06.1998 № 681 (ред. от 22.02.2019) «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

19 Приказ МВД России от 26.06.2017 № 411 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) в сфере деятельности, связанной с оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http: //www.pravo.gov.ru

20 Приказ МВД России от 02.08.2017 № 593 (ред. от

28.03.2019) «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по

предоставлению государственной услуги по выдаче разре-

шений Министерства внутренних дел Российской Федерации

на право ввоза (вывоза) наркотических средств, психотроп-

ных веществ и их прекурсоров» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru

от 21.07.2017 № 49521);

- заключений об отсутствии у работников, которые будут работать с наркотическими средствами, судимости средней тяжести (или более тяжкой) или судимости в сфере оборота наркотиков, в том числе за границей (приказы МВД России от 17.07.2017 № 46922 и от 17.07.2017 № 47023).

4. В сфере административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы (п. 26 ст. 12 ФЗ «О полиции», подпункт 45 пункта 11 Указа Президента № 699, Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»24; приказ МВД России от 08.07.2011 № 81825).

21 Приказ МВД России от 21.07.2017 № 495 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляются деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров, и (или) культивирование наркосодержащих растений, установленным требованиям к оснащению этих объектов и помещений инженерно-техническими средствами охраны» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru

22 Приказ МВД России от 17.07.2017 № 469 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в силу своих служебных обязанностей получат доступ непосредственно к прекурсорам наркотических средств и психотропных веществ, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое и особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе совершенное за пределами Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru

23 Приказ МВД России от 17.07.2017 № 470 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче заключений об отсутствии у работников, которые в соответствии со своими служебными обязанностями должны иметь доступ к наркотическим средствам, психотропным веществам, внесенным в Список I прекурсорам или культивируемым наркосодержащим растениям, непогашенной или неснятой судимости за преступление средней тяжести, тяжкое, особо тяжкое преступление или преступление, связанное с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров либо с незаконным культивированием наркосодержащих растений, в том числе за преступление, совершенное за пределами Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo.gov.ru

24 Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ (ред. от

29.07.2017) «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

25 Приказ МВД России от 08.07.2011 № 818 (ред. от

23.03.2018) «О Порядке осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консультант-Плюс».

Помимо вышеперечисленных сфер полиция осуществляет совместный с другими ведомствами контроль за:

1. Оборотом оружия совместно с Росгвар-дией (п. 21 ст. 12 ФЗ «О полиции», пп. 21 п. 11 Указа Президента № 699, ст. 28 Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»26; Постановление Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 № 81427; приказ МВД России № 652, Росгвардии № 360 от 18.08.201728; приказа МВД России от 12.04.1999 № 28829).

2. За лицами, которым назначено условное наказание или наказание, не связанное с лишением свободы совместно с уголовно-исполнительными инспекциями ФСИН России (п. 26 ст. 12 ФЗ «О полиции», ст. ст. 25, 33, 39, 47.1 и 187 Уголовно-исполнительного кодекса РФ30; ч. 6 ст. 79 Уголовного кодекса РФ31).

3. За соблюдением пограничного режима совместно с пограничными органами (п. 30 ст. 12 ФЗ «О полиции», п. 5 ст. 28 Закона РФ от

26 Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об оружии» // Российская газета. 18.12.1996.

27 Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 29.03.2019) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему»)» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

28 Приказ МВД России № 652, Росгвардии № 360 от 18.08.2017 «О некоторых вопросах участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан (вместе с «Порядком участия полиции в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан»)» [Электронный ресурс] - Режим доступа - http://www.pravo. gov.ru

29 Приказ МВД России от 12.04.1999 № 288 (ред. от 19.06.2018) «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 г. № 814 (вместе с «Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации»)» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. № 32. 09.08.1999.

30 Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 26.07.2019) [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

31 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.

01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»32).

Также необходимо упомянуть контроль полиции за деятельностью народных дружин (подпункт 23 пункта 11 Указа Президента № 699, ст.ст. 12 и 24 Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»33; приказ МВД России от 21.07.2014 № 59934).

Учет контрольно-надзорных мероприятий, проводимых подразделениями МВД России, осуществляется в специализированной государственной информационной системе федерального уровня «Единый реестр проверок». Порядок взаимодействия указанной системы и подразделений МВД России установлен приказом МВД России от 31.10.2016 № 68335. Указанный Порядок предусматривает обязательность внесения в систему информации о проверках в сфере безопасности дорожного движения, оборота наркотиков, а также миграции и регистрационного учета граждан России. Другие направления контрольно-надзорной деятельности полиции не учитываются в федеральном Едином реестре проверок.

Особенность подхода к указанным трем сферам контрольно-надзорной деятельности МВД России подтверждается последними изменениями в порядке осуществления данных видов контроля. В настоящий момент две из трех выделенных сфер, в которых полиция осуществляет контроль и надзор, Постановлением Правительства РФ от 17.08.2016 № 80636

32 Закон РФ от 01.04.1993 № 4730-1 (ред. от 26.07.2019) «О Государственной границе Российской Федерации» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

33 Федеральный закон от 02.04.2014 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об участии граждан в охране общественного порядка» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Консуль-тантПлюс».

34 Приказ МВД России от 21.07.2014 № 599 «О Порядке формирования и ведения регионального реестра народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности» // Российская газета. 29.08.2014.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35 Приказ МВД России от 31.10.2016 № 683 «Об утверждении Порядка внесения информации в федеральную государственную информационную систему «Единый реестр проверок»» [Электронный ресурс] - Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс».

36 Постановление Правительства РФ от 17.08.2016 № 806 (ред. от 21.03.2019) «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации: (вместе с «Правилами отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности»)» // Собрание законодательства РФ. 29.08.2016. № 35. Ст. 5326.

переведены на риск-ориентированный подход. Определение риска для установления частоты контрольных мероприятий применяется при осуществлении надзора в сфере безопасности дорожного движения и в сфере миграции. Причем в сфере безопасности дорожного движения риск-ориентированный подход применяется при осуществлении надзора за строительством дорог, состоянием транспортных средств, а также пассажирскими и грузовыми перевозками.

После принятия нового Федерального закона «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации» планируется распространить риск-ориентированный подход также на контрольно-надзорную деятельность в сферах оборота оружия и оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Анализируя современное состояние правового регулирования контрольно-надзорной деятельности полиции, можно сделать следующие выводы.

1. Вся деятельность органов внутренних дел, как и других правоохранительных органов, носит контрольный и надзорный характер и направлена на недопущение нарушений законодательства, а также расследование совершившихся нарушений, выявление виновных и применение к ним мер юридической ответственности. Однако часть полномочий полиции направлена именно на осуществление контрольно-надзорных действий в определенных сферах жизни Российской Федерации.

2. Правовую основу контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел составляют правовые акты, устанавливающие полномочия полиции, к которым относятся Федеральный закон «О полиции» и Указ Президента РФ от 21.12.2016 № 699 «Об утверждении Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типового положения о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации». В качестве второй группы правовых актов, устанавливающих полномочия полиции по осуществлению контроля и надзора, необходимо выделить отраслевые законодательные и нормативные правовые акты. К ним можно отнести федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ», «О безопасности дорожного движения» и другие. Как правило, порядок распределения контрольно-надзорных полномочий между ведомствами, обязанности граждан и организаций установлены Постановлениями Правительства Российской Федерации

или Указами Президента Российской Федерации. Непосредственно порядок осуществления сотрудниками полиции государственных функций по осуществлению контроля и надзора в конкретных сферах определяется административными регламентами, утвержденными приказами МВД России или совместными с другими ведомствами приказами.

3. К основным сферам, в которых полиция осуществляет контрольно-надзорные действия, относятся обеспечение безопасности дорожного движения, миграция и регистрация граждан России, оборот наркотических средств и осуществление административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

Надзор за соблюдением правил участниками дорожного движения, строительством и реконструкцией автомобильных дорог, техническим состоянием автомототранспорта, перевозками пассажиров и грузов осуществляет ГИБДД МВД России.

Контрольные полномочия в области миграционного учета иностранных граждан, а также их трудоустройства на территории нашей страны, осуществляются Главным управлением по вопросам миграции МВД России и его территориальными подразделениями. ГУВМ МВД России также контролирует регистрацию граждан России по месту жительства и месту пребывания, предоставление помещений для регистрации мигрантов и граждан России, осуществление трудоустройства российских граждан за границей и переселение соотечественников в Российскую Федерацию.

Сферу оборота наркотических средств и психотропных веществ контролирует Главное управление по контролю за оборотом наркотиков и его территориальные подразделения. ГУНК МВД России осуществляет выдачу разрешений на оборот прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ и на ввоз или вывоз наркотических средств. Кроме того, сотрудниками полиции осуществляется выдача заключений о соответствии помещений для работы с наркотическими средствами и психотропными веществами, контроль отсутствия судимостей у лиц, которые допущены к работе с наркотическими и психотропными веществами.

4. Три вышеперечисленные сферы контрольно-надзорной деятельности особо выделены на современном этапе, поскольку они или уже переведены на риск-ориентированный подход или их перевод ожидается в ближайшее время. Из указанных сфер риск-ориентированный подход не распространяется на надзор

за соблюдением ПДД участниками дорожного движения. Риск-ориентированный подход предполагает, что частота и основательность проверок в данных сферах определяется в зависимости от тех рисков жизни и здоровью людей, а также собственности, которую несет деятельность организаций и индивидуальных предпринимателей. Таким образом, законопослушные предприниматели, которые осуществляют, например, перевозку пассажиров без ДТП или оборот наркотических средств без нарушений, будут проверяться реже. А лица, которые постоянно нарушают установленные нормы и правила, например, привлекают на работу незаконных мигрантов, будут проверяться чаще, более углубленно и комплексно.

Кроме сфер миграции, оборота наркотиков и безопасности дорожного движения планируется перевести на риск-ориентированный подход сферу оборота гражданского и служебного оружия, контроль которой осуществляется сотрудниками полиции совместно с сотрудниками лицензионно-разрешительных подразделений Росгвардии. Другие направления контрольно-надзорной деятельности полиции, которые осуществляются ею самостоятельно или совместно с другими министерствами и ведомствами не планируется в ближайшем будущем переводить на риск-ориентированный подход.

5. Административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, контроль за условно-досрочно освобожденными лицами, а также за лицами, осужденными к наказанию, не связанному с лишением свободы, осуществляется сотрудниками полиции по осуществлению административного надзора самостоятельно или совместно с сотрудниками уголовно-исполнительной инспекции ФСИН России. Соблюдение пограничного режима контролируется сотрудниками полиции совместно с пограничными органами и предполагает патрулирование приграничной территории и контроль допуска на режимные объекты на границе. Контроль за созданием и деятельностью народных дружин производится сотрудниками полиции самостоятельно и заключается в регистрации их создания и проверках их деятельности.

Контроль сферы оборота оружия, пограничного режима, народных дружин и лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осуществляется сотрудниками подразделений по охране общественного порядка, преимущественно участковыми уполномоченными полиции. Также участие в реализации данных контрольно-надзорных полномочий органов

внутренних дел принимают сотрудники по административному надзору, патрульно-постовой службы, ГИБДД МВД России и другие. Данные сферы контрольно-надзорной деятельности полиции не подвергаются преобразованиям в рамках общенациональной реформы контрольной деятельности.

В целом можно констатировать, что изменения, которым подвергается система контроль-

но-надзорной деятельности в стране в целом и в полиции в частности, должна обеспечить большую прозрачность и понятность проверок, снизить риски для жизни граждан. Уменьшатся проверки честного и добросовестного бизнеса, однако чаще будут выявляться мошеннические схемы. Это позволит оживить экономику нашей страны и снизить затраты на осуществление государственного контроля и надзора.

Литература

1. Тарасов А.М. Государственный контроль в России: монография. - Москва: Континент, 2008. - 672 с.

2. Беляев В.П. Контроль и надзор в Российском государстве: монография. - Москва: Проспект, 2005. - 272 с.

3. Мартынов А.В. Проблемы правового регулирования административного надзора в России. Административно-процессуальное исследование: монография. - Москва: Notabene, 2010. - 548 с.

4. Яблонская А.Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти в Российской Федерации (теоретико-правовое исследование): дис. ... канд. юрид. наук. - Москва, 2009. - 175 с.

5. Харитонов А.Н. Государственный контроль над преступностью (вопросы теории): дис. ... д-ра юрид. наук. - Н. Новгород, 1997. - 354 с.

6. Гилинский Я.И. Девиантология: социология преступности, наркотизма, проституции, самоубийств и других «отклонений». 3-е изд. - Санкт-Петербург: Алеф-Пресс, 2013. С. 506-521.

7. Чанов С.Е. Контрольно-надзорная деятельность как самостоятельный способ обеспечения законности // Вестник Саратовской юридической академии. 2016. № 2 (109). С.178-182.

= References =

1. TarasovA.M. Gosudarstvennyj kontrol' v Rossii: monografiya. - Moskva: Kontinent, 2008. - 672 s.

2. Belyaev V.P. Kontrol' i nadzor v Rossijskom gosudarstve: monografiya. - Moskva: Prospekt, 2005. - 272 s.

3. Martynov A.V. Problemy pravovogo regulirovaniya administrativnogo nadzora v Rossii. Administrativno-processual'noe issledovanie: monografiya. - Moskva: Notabene, 2010. - 548 s.

4. Yablonskaya A.B. Kontrol'no-nadzornaya funkciya gosudarstvennoj vlasti v Rossijskoj Federacii (teoretiko-pravovoe issledovanie): dis. ... kand. yurid. nauk. - Moskva, 2009. - 175 s.

5. HaritonovA.N. Gosudarstvennyj kontrol' nad prestupnost'yu (voprosy teorii): dis. ... d-ra yurid. nauk. - N. Novgorod, 1997. -354 s.

6. Gilinskij Ya.I. Deviantologiya: sociologiya prestupnosti, narkotizma, prostitucii, samoubijstv i drugih «otklonenij». 3-e izd. -Sankt-Peterburg: Alef-Press, 2013. S. 506-521.

7. ChanovS.E. Kontrol'no-nadzornaya deyatel'nost' kak samostoyatel'nyj sposob obespecheniya zakonnosti // Vestnik Saratovskoj yuridicheskoj akademii. 2016. № 2 (109). S.178-182.

(статья сдана в редакцию 01.08.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.