Научная статья на тему 'Актуальные вопросы взаимодействия полициии Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы'

Актуальные вопросы взаимодействия полициии Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4167
1103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ADMINISTRATIVE AND LEGAL REGIME / CONTROL OF GUN CIRCULATION / LICENSING SYSTEM / ORGANIZATION OF JOINT AC• TION / POLICE / RUSSIAN NATIONAL GUARD / АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / КОНТРОЛЬ ЗА ОБОРОТОМ ОРУЖИЯ / ЛИЦЕНЗИОННО-РАЗРЕШИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПОЛИЦИЯ / РОСГВАРДИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Невежин П.Н.

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия полиции и Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы в новых условиях осуществления лицензирования, определяются направления взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности на этапе формирования новой нормативно-правовой базы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Невежин П.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Topical Aspects of Organizing Joint Action by the Police and the Russian National Guard to Enforce Administrative and Legal Regulations for Licensing Guns and Private Security Business

The article offers an analysis of organizing joint action by the police and the Russian National Guard to enforce administrative and legal rules of gun control and licensing private security business. Principal aspects of this joint action are singled out, all looked into in the light of the current revision of the abovementioned rules.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы взаимодействия полициии Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы»

П.Н. НЕВЕЖИН,

начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции

и подразделений по делам несовершеннолетних (ГУ МВД России по Краснодарскому краю)

P.N. NEVEZHIN, Chief Organizer for Neighborhood Police Commissioners and Units for the Affairs of Minors (Branch of the Ministry of Internal Affairs of Russia for the Region of Krasnodar)

УДК 342.591

Актуальные вопросы взаимодействия полиции и росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы

Topical Aspects of organizing Joint Action by the police and the Russian National Guard to Enforce administrative and Legal regulations for Licensing guns and private security Business

В статье рассматриваются вопросы взаимодействия полиции и Росгвардии по обеспечению административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы в новых условиях осуществления лицензирования, определяются направления взаимодействия при осуществлении контрольно-надзорной деятельности в сфере оборота оружия и частной охранной деятельности на этапе формирования новой нормативно-правовой базы.

Административно-правовой режим, контроль за оборотом оружия, лицензионно-разреши-тельная система, организация взаимодействия, полиция, Росгвардия.

The article offers an analysis of organizing joint action by the police and the Russian National Guard to enforce administrative and legal rules of gun control and licensing private security business. Principal aspects of this joint action are singled out, all looked into in the light of the current revision of the abovementioned rules.

Administrative and legal regime, control of gun circulation, licensing system, organization of joint action, police, Russian National Guard.

В условиях реформирования правоохранительной системы Российской Федерации произошли существенные изменения законодательства, регулирующего правоотношения, складывающиеся при реализации государственной политики в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности.

Обеспечение административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы осуществляется федеральными органами испол-

нительной власти в рамках законодательного закрепления за ними полномочий в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности.

Лицензионно-разрешительная система в административном праве определяется как совокупность норм, правил, стандартов, тарифов и других требований, определяющих установленный порядок (режим), действующий в соответствующей сфере управления, а также органов, обеспечивающих его соблюдение в целях

99

100

поддержания безопасного развития общественных отношений [10].

Указом Президента РФ органы управления и подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющие федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства РФ в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности, включены в структуру Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации [5, п. 4].

Решение задач по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства РФ в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности возложено на Федеральную службу войск национальной гвардии Российской Федерации (далее — Росгвардия) [2, п. 7 ч. 1 ст. 2].

Войска национальной гвардии наделены полномочиями: контролировать оборот гражданского, служебного и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, сохранность и техническое состояние боевого ручного стрелкового и служебного оружия, находящегося во временном пользовании у граждан и организаций, а также соблюдение гражданами и организациями законодательства Российской Федерации в области оборота оружия [2, п. 16 ч. 1 ст. 9].

Вместе с тем в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ [3] полиция остается субъектом контроля в лицензи-онно-разрешительной сфере. Так, на полицию возлагаются следующие обязанности:

— участвовать в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан;

— осуществлять прием и хранение до передачи в территориальные органы Росгвардии добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств, взрывчатых веществ;

— в местностях, в которых отсутствуют подразделения Росгвардии, изымать оружие, принадлежавшее умершему собственнику, с последующей передачей в территориальный орган Росгвардии;

— уничтожать оружие, боеприпасы, патроны к оружию, изъятые полицией по уголовным делам [3, ст. 12].

В целях обеспечения режима лицензионно-разрешительной системы полиции предоставлены права:

— проверять места хранения, торговли, коллекционирования и экспонирования оружия,

основных частей огнестрельного оружия, если имеются данные, дающие основания подозревать граждан в совершении преступления, либо имеется повод к возбуждению дела об административном правонарушении;

— проверять у граждан документы, подтверждающие законность владения (использования) ими гражданским или служебным оружием [3, ст. 13].

Порядок участия в мероприятиях по контролю определяется МВД России совместно с Росгвардией. Новые условия осуществления лицензирования требуют от сотрудников полиции обеспечить эффективный государственный контроль за предметами и объектами лицензи-онно-разрешительной системы, учитывая подход к данному виду деятельности как к оказанию государственных услуг населению [11].

Перераспределение государственных контрольно-надзорных функций в указанных сферах в связи с созданием Росгвардии влечет образование новых, как внутриведомственных, так и межведомственных механизмов их реализации.

На этапе формирования новой нормативно-правовой базы органы внутренних дел и подразделения лицензионно-разрешительной работы Росгвардии руководствуются нормативными правовыми актами МВД России, определяющими порядок реализации контрольно-надзорных функций в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности [5, п. 14].

Складывающаяся практика совместной деятельности, проработка проблем самостоятельного и совместного решения задач взаимодействующих органов, связанных с контролем за оборотом оружия и частной охранной деятельностью в Российской Федерации, позволяет выработать обоснованные подходы к реализации норм законодательства в рассматриваемых сферах, определить наиболее эффективные формы и методы правоохранительной и правоприменительной деятельности, организационные и тактические основы сотрудничества всех субъектов взаимодействия в целях обеспечения правопорядка, безопасности общества и государства, противодействия преступности.

При организации взаимодействия федеральных органов государственной власти обеспечивается согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; оптимизируется практическое исполнение мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью; укрепляется взаимосвязь с институтами гражданского общества путем непрерывного поддержания прямых и обратных связей, что способствует росту доверия населения к полиции и формиро-

ванию партнерской модели взаимоотношении с гражданами [12].

В соответствии с Типовым регламентом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [7], порядок взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при осуществлении ими согласованных действий по реализации государственных функций и оказанию государственных услуг, включая образование координационных и совещательных органов, определяется нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, а также согласованными или совместными актами федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент или Правительство.

В соответствии с п. 4 ст. 9 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [2] порядок организации взаимодействия войск национальной гвардии с МВД России, его территориальными органами (подразделениями) при выполнении задач по охране общественного порядка, обеспечению общественной безопасности, а также полномочия должностных лиц в рассматриваемой сфере определяются совместными нормативными правовыми актами.

Правонарушения в сфере оборота оружия, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации, посягают на общественный порядок и общественную безопасность. Составление протоколов об административных правонарушениях отнесено к компетенции должностных лиц как органов внутренних дел, так и войск национальной гвардии, а расследование преступлений осуществляется дознавателями и следователями органов внутренних дел. Соответственно, указанное направление организации взаимодействия обоснованно может рассматриваться как мера обеспечения правопорядка, общественной безопасности и противодействия преступности в целом.

В свою очередь, организация доступа (в том числе удаленного) к имеющимся банкам данных МВД России и Росгвардии позволяет органам внутренних дел получать в режиме реального времени информацию об охраняемых частными охранными организациями объектах для их включения в «единую дислокацию», а также способствует привлечению организаций, осуществляющих частную охранную деятельность, к оказанию содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 3 Закона РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» «организации, осущест-

вляющие частную охранную деятельность, оказывают содействие правоохранительным органам в обеспечении правопорядка... в местах оказания охранных услуг и на прилегающих к ним территориях [4].

Правила предоставления права содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка утверждены Правительством РФ [6], а соглашение о содействии оформляется в соответствии с приказом МВД России от 17 апреля 2013 г. № 211 «Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений» [9].

Кроме того, информация о владельцах оружия позволяет применять к лицам, представляющим для органов внутренних дел оперативный интерес, превентивные меры, направленные на предупреждение преступлений, совершаемых с использованием оружия.

На основании анализа законодательства, регулирующего правоотношения в сферах оборота оружия и частной охранной деятельности, и практики его реализации необходимо закрепить в межведомственных нормативных правовых актах основы сотрудничества, позволяющие обеспечить выполнение полномочий как Росгвардии, так и органов внутренних дел при минимальных ресурсных затратах, не допустив при этом снижения качества государственного контроля.

В целях нормативно-правового закрепления вопросов организации взаимодействия органов внутренних дел и подразделений Росгвардии п. 8 Плана-графика подготовки актов Президента РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, необходимых для реализации положений Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации», предусмотрена разработка совместного приказа МВД России и Рос-гвардии в сфере обеспечения режима лицензи-онно-разрешительной системы.

Еще одним направлением взаимодействия при обеспечении административно-правового режима лицензионно-разрешительной системы является обеспечение юридических и физических лиц отдельными видами, типами и моделями оружия и патронами к нему, выдаваемыми

101

102

до 1 января 2018 г. во временное пользование органами внутренних дел.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об оружии» оружие и патроны к нему во временное пользование юридическим и физическим лицам выдают органы внутренних дел на основании заключений Росгвардии. Там же указано, что порядок подготовки таких заключений устанавливается Федеральной службой войск национальной гвардии Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации [1]. Таким образом закрепляются правовые и организационные основы взаимодействия Росгвардии и МВД России по вопросам временного обеспечения юридических, должностных и других определенных законом категорий лиц отдельными видами, типами и моделями оружия и патронами к нему. Соответствующий нормативный правовой акт обеспечит реализацию нормы Федерального закона «Об оружии» в части подготовки и оформления Росгвардией заключения о возможности выдачи во временное пользование юридическим и физическим лицам оружия и патронов к нему, а также урегулирует порядок взаимодействия указанных федеральных органов государственной власти в части выдачи органами внутренних дел хранящегося у них оружия и патронов на основании поступивших из Росгвардии заключений.

Также к вопросам взаимодействия относится обеспечение контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом. В соответствии с федеральными законами «О войсках национальной гвардии Российской Федера-

Список литературы:

1. Об оружии: Федеральный закон от 13 декабря 1996 г. № 150-ФЗ (ред. от 06.07.2016) // СЗ РФ. 1996. № 51. Ст. 5681.

2. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ // СЗ РФ. 2016. № 27 (ч. 1). Ст. 4159.

3. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) // СЗ РФ. 2011. № 7. Ст. 900.

4. О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации: Закон РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 (ред. от 03.07.2016) // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 17. Ст. 888.

5. Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации: Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 // СЗ РФ. 2016. № 15. Ст. 2072.

ции» и «О полиции» до оборудования в территориальных органах Росгвардии помещений для хранения оружия и производства контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом, но не позднее чем до 1 января 2018 г., полицией осуществляются функции по производству контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом.

В настоящее время контрольный отстрел производится в подразделениях тылового обеспечения и экспертно-криминалистических подразделениях территориальных органов МВД России [8]. Оружие отстреливается сотрудниками указанных подразделений, в том числе сотрудниками службы вооружения. Федеральная пулегильзотека, соответственно, находится в ведении МВД России, в связи с чем организация взаимодействия по данному направлению останется актуальной и после указанной даты.

Исходя из вышеизложенного, взаимодействие Росгвардии и МВД России по обеспечению административно-правового режима лицензи-онно-разрешительной системы предполагает согласованное по целям, месту, времени, полномочиям, формам и методам их реализации взаимовыгодное сотрудничество, обеспечивающее в пределах компетенции выполнение возложенных на них задач при наиболее эффективном использовании ресурсных возможностей.

Перечисленные аспекты организации взаимодействия полиции и Росгвардии направлены на повышение эффективности реализации правоохранительной функции государства в лицензионно-разрешительной сфере, на укрепление системы органов государственной власти Российской Федерации.

6. Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности: постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 (ред. от 09.09.2015) // СПС Консуль-тантПлюс.

7. О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти: постановление Правительства РФ от 19 января 2005 г. № 30 (ред. от 27.08.2015) // СЗ РФ. 2005. № 4. Ст. 305.

8. Об утверждении Инструкции о порядке контрольного отстрела огнестрельного оружия с нарезным стволом: приказ МВД России от 12 апреля 1994 г. № 118 // СПС Кон-сультантПлюс.

9. Об утверждении типовых форм соглашений о содействии частных охранных организаций правоохранительным органам в обеспечении правопорядка и о содействии частных

детективов правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений: приказ МВД России от 17 апреля 2013 г. № 211 // СПС Кон-сультантПлюс.

10. Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: учебник / под ред. В.В. Гордиенко. М., 2012.

11. Тулев В.О. Реализация лицензионно-разре-шительных функций начальника террито-

риального органа МВД России на районном уровне: возможности совершенствования // Труды Академии управления МВД России. 2013. № 1 (25).

12. Тулев В.О. Теоретико-правовые аспекты организации взаимодействия в деятельности руководителей территориальных органов МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2014. № 2 (30).

E-mail: nevejin_petr15@mail.ru

S

н и о X

л

<

ы н к

»S о X

л

<

ы н S

X

<

а

X о о

са

<

а

С

<

ЬЙ S н

ЬЙ <

а С

к S а О ы е-

103

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.