Научная статья на тему 'Об обновлении перечня государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации'

Об обновлении перечня государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1329
143
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УСЛУГИ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА / КЛАССИФИКАЦИЯ / МВД РОССИИ / THE PUBLIC SERVICES / THE STATE FUNCTIONS / THE ADMINISTRATIVE RULES / IMPROVEMENT OF QUALITY / CLASSIFICATION / THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Добров А.Н.

В статье обозначены актуальные вопросы повышения качества государственных услуг. Автором приведена классификация государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации. В связи с перераспределением государственных функций между МВД России и Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, упразднением ФМС России и ФСКН России автор обосновывает необходимость внесения изменений в Перечень государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации. В целях исключения дублирующих функций предлагается переработать отдельные административные регламенты предоставления государственных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Добров А.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE UPDATED LIST OF PUBLIC SERVICES PROVIDED BY LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents issues to improve the quality of public services. The author gives a classification of public services provided by law-enforcement bodies of the Russian Federation. In connection with redistribution of the state functions between the Ministry of Internal Affairs of Russia and Federal Service of armies of national guards of the Russian Federation, abolition of the Federal Migration Service of Russia and the Federal Drug Control Service of Russia the author proves to amend the List of public services provided by law-enforcement bodies of the Russian Federation. In order to avoid functions duplication it is offered to process several administrative rules granting the public services.

Текст научной работы на тему «Об обновлении перечня государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации»

А. Н. Добров

ОБ ОБНОВЛЕНИИ ПЕРЕЧНЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫХ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В статье обозначены актуальные вопросы повышения качества государственных услуг. Автором приведена классификация государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации. В связи с перераспределением государственных функций между МВД России и Федеральной службой войск национальной гвардии РФ, упразднением ФМС России и ФСКН России автор обосновывает необходимость внесения изменений в Перечень государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации. В целях исключения дублирующих функций предлагается переработать отдельные административные регламенты предоставления государственных услуг.

Ключевые слова: государственные услуги, государственные функции, административный регламент, повышение качества, классификация, МВД России.

A. N. Dobrov

ON THE UPDATED LIST OF PUBLIC SERVICES PROVIDED BY LAW ENFORCEMENT BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article presents issues to improve the quality of public services. The author gives a classification of public services provided by law-enforcement bodies of the Russian Federation. In connection with redistribution of the state functions between the Ministry of Internal Affairs of Russia and Federal Service of armies of national guards of the Russian Federation, abolition of the Federal Migration Service of Russia and the Federal Drug Control Service of Russia the author proves to amend the List of public services provided by law-enforcement bodies of the Russian Federation. In order to avoid functions duplication it is offered to process several administrative rules granting the public services.

Keywords: the public services, the state functions, the administrative rules, improvement of quality, classification, the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Одним из основных показателей успешного экономического развития Российской Федерации в современном мире является эффективность государственного управления.

В целях совершенствования системы государственного управления в России уже более десяти лет проводится административная реформа, основными задачами которой являются:

- снижение избыточного государственного регулирования;

- повышение качества государственных услуг;

- повышение эффективности органов власти;

- повышение информационной открытости.

Решение указанных задач является комплексным, так как все они соотносятся с главной целью реформирования - повышением уровня и качества жизни граждан Российской Федерации. Остановимся на одной из них более подробно.

Повышение качества государственных услуг.

Разработка стандартов качества и доступности государственных услуг (далее также - госуслуг) позволяет систематизировать и конкретизировать содержащиеся в законах, иных нормативно-правовых актах обязательства органов исполнительной власти перед обществом, гражданами и юридическими лицами, а также реализовать процедуры общественного контроля и оценки деятельности органов исполнительной власти.

В целях решения поставленных задач в 2010 г. был принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [4], который позволил повысить качество и доступность госуслуг, ориентировать деятельность министерств и ведомств на законные интересы граждан; исключить истребование избыточных документов, существенно сократить количество обращений, а также повысить эффективность административно-управ-ленческих процессов в органах исполнительной власти.

В целях исполнения закона была проведена работа по регламентации деятельности органов исполнительной власти в части предоставления услуг населению, а также по созданию сети многофункциональных центров предоставления услуг по принципу «одного окна» и переводу госуслуг в электронную форму. Подготовлена нормативная и методическая база, повысившая эффективность предоставления государственных услуг.

В настоящее время министерства и ведомства, участвующие в контрольно-надзорной деятельности, реализуют 806 административных процедур предоставления государственной услуги и исполнения государственной функции, для которых должны быть разработаны соответствующие регламенты.

Правила разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг (утверждены постановлением Правительства РФ от 16 мая 2011 г. № 373) [5].

Регламент предоставления государственной услуги - нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур, осуществляемых по запросу заявителей (физические или юридические лица либо их уполномоченные представители) в пределах установленных полномочий в соответствии с требованиями федерального законодательства к организации предоставления государственных и муниципальных услуг.

Регламент исполнения государственной функции - нормативно-правовой акт федерального органа исполнительной власти, который устанавливает сроки и последовательность административных процедур при осуществлении государственного контроля (надзора).

При разработке регламентов органы исполнительной власти обязаны учитывать наличие избыточных административных процедур, по возможности сокращать сроки предоставления госуслуг (исполнения госфункции).

МВД России является одним из ключевых органов власти, предоставляющих различные государственные услуги населению. Наиболее востребованные из них - проверка штрафов ГИБДД и заявка на получение водительского удостоверения.

На сегодняшний день перечень государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации, закреплён приказом МВД России от 29 декабря 2014 г. № 1144 «О повышении качества предоставления государственных услуг в системе МВД России». Приложение 1 данного приказа содержит исчерпывающий перечень государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел. Всего их 35 видов.

Однако в настоящее время назрела необходимость проведения мониторинга государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации. Актуальность проведения мониторинга обусловлена реализацией очередного этапа административной реформы, выразившейся в упразднении действующих и создании новых федеральных органов исполнительной власти.

5 апреля 2016 г. Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о создании национальной гвардии и внёс в Государственную Думу соответствующие законопроекты. Одновременно с этим были ликвидированы ФСКН России, ФМС России с передачей их функций МВД России.

В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [3] на войска национальной гвардии возлагаются контрольно-надзорные функции в области оборота оружия и частной охранной деятельности.

В связи с этим существует необходимость поэтапного внесения изменений в федеральную государственную информационную систему «Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)» в части, касающейся перечня государственных услуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации, а также в приказ МВД России от 29 декабря 2014 г. № 1144.

Проведём классификацию госуслуг, предоставляемых органами внутренних дел Российской Федерации по различным основаниям:

1. По категории заявителей:

- услуги, предоставляемые только физическим лицам (выдача архивных справок);

- услуги, предоставляемые только юридическим лицам (получение адресно-справочной информации в отношении физического лица);

- услуги, предоставляемые физическим и юридическим лицам (выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий).

Физические лица в свою очередь могут подразделяться на граждан РФ, иностранных граждан, индивидуальных предпринимателей и отдельные категории военнослужащих и должностных лиц.

2. По направлению деятельности подразделений, оказывающих государственные услуги.

Информационно-справочная работа.

Всего 4 вида услуг, подведомственных ГИАЦ МВД России:

- выдача архивных справок;

- выдача справок о наличии (отсутствии) судимости;

- выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий;

- проставление апостиля на официальных документах.

Лицензионно-разрешительная работа.

Самое большое направление - 27 видов государственных услуг в сфере федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности. После прохождения определённого переходного периода по передаче полномочий в сфере федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия и в области частной охранной деятельности у МВД России из этого блока останется только одна услуга по выдаче лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность и удостоверения частного детектива.

В новом ведомстве уже созданы Главное управление госконтроля и лицензионно-разрешительной работы Росгвардии, территориальные подразделения лицензионно-разрешительной работы (ЦЛРР Управления войск национальной гвардии по Иркутской области). Нормативно-правовые акты МВД России в этой сфере применяются вплоть до принятия соответствующих нормативно-правовых актов Федеральной службы войск национальной гвардии РФ.

Услуги в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

Всего 3 вида услуг предоставляются подразделениями Госавтоинспекции ГУОБДД МВД России:

- регистрация автомототранспортных средств и прицепов к ним;

- предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;

- проведение экзаменов на право управления транспортными средствами и выдача водительских удостоверений.

Услуги по добровольной дактилоскопической регистрации - одна государственная услуга. Предоставляется структурными подразделениями территориальных органов МВД России на районном уровне по месту жительства гражданина.

Услуги в сфере миграции:

Всего 17 видов услуг, предоставляются вновь созданным Главным управлением по вопросам миграции МВД России.

Услуги в сфере оборота наркотических средств - всего 4 вида услуг. Предоставляются вновь созданным Главным управлением по контролю за оборотом наркотиков МВД России.

3. По возмездности:

- услуги, за предоставление которых взимается государственная пошлина (7500 руб. за предоставление лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность и удостоверение частного детектива);

- услуги, оказываемые на безвозмездной основе (справка о наличии (отсутствии) судимости).

4. По виду выдаваемого документа:

- лицензия на частную детективную (сыскную) деятельность;

- разрешение юридическому лицу на хранение и использование оружия на стрелковом объекте;

- уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги;

- миграционная карта, выданная иностранному гражданину;

- патент на осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности;

- заключение о соответствии объектов и помещений, в которых осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств, психотропных веществ;

- приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина и лица без гражданства;

- проездной документ, выдаваемый беженцу;

- водительское удостоверение, удостоверение вынужденного переселенца;

- свидетельство о регистрации транспортного средства, свидетельство о предоставлении временного убежища;

- государственные регистрационные знаки транспортных средств;

- паспорт гражданина РФ;

- справка о наличии (отсутствии) судимости и другие виды документов.

5. По сроку выполнения услуги:

- 2 минуты (предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения);

- 1 час (регистрация автомототранспортного средства);

- 45 календарных дней (получение лицензии на частную детективную (сыскную) деятельность и удостоверение частного детектива);

- 3 месяца (выдача справок о реабилитации жертв политических репрессий).

6. По способу предоставления.

- электронный способ, при котором подача заявления и необходимых документов для получения услуги осуществляется в электронном виде через веб-сайт (по итогам принятия решения заявителю может предоставляться результат в форме электронного документа, к примеру, госуслуга по информированию о наличии административных правонарушений в области

дорожного движения предоставляется только в электронном виде через сайт ГУОБДД МВД России);

- неэлектронный способ, при котором получение услуги невозможно без непосредственного контакта с заявителем (добровольная дактилоскопическая регистрация, получение паспорта гражданина РФ и т. д.).

Изложенное позволяет констатировать необходимость приведения в соответствие перечня государственных услуг, предоставляемых МВД России, «Федерального реестра государственных услуг (функций)», а также перечня государственных услуг, утверждённый приказом МВД России от 29 декабря 2014 г. № 1144. Указанные документы на сегодняшний день не отражают последние изменения, внесённые в ФЗ «О полиции», связанные с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции [2], а также с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [1].

Кроме этого, после передачи функций ФМС России в МВД России возникает дублирование госуслуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации. После создания Главного управления по вопросам миграции МВД России в органах внутренних дел имеются два различных по функциям подразделения, предоставляющих одну и ту же госуслугу по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации на основании различных административных регламентов. Сейчас в МВД России порядок проведения административной процедуры добровольной государственной дактилоскопической регистрации регулируется сразу двумя административными регламентами:

- приказ МВД России от 14.07.2012 № 696 «Об утверждении административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;

- приказ ФМС России от 22.03.2013 № 81 «Об утверждении административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации граждан Российской Федерации».

По нашему мнению, необходимо разработать единый административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению госу-дарственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, исключив дублирующие и избыточные функции.

В дальнейшем МВД России предстоит большая работа по принятию соответствующих нормативно-правовых актов (административных регламентов госуслуг), заменяющих приказы, изданные упразднёнными ведомствами.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации»: федер. закон Рос. Федерации от 03.07.2016 № 227-ФЗ // СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. I). - Ст. 4160.

2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции: федер. закон Рос. Федерации от 03.07.2016 № 305-Ф3 // СЗ РФ. - 2016. - № 27 (ч. II). - Ст. 4238.

3. О войсках национальной гвардии Российской Федерации: федер. закон Рос. Федерации от 03.07.2016 № 226-ФЗ. // Рос. газ. - 2016. - № 7014 (146).

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федер. закон Рос. Федерации от 17.07.2010 № 210-ФЗ // СЗ РФ. - 2010. -№ 33 (ч. I). - Ст. 3431.

5. О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг: постановление Правительства РФ от 16.05.2011 № 373 // СЗ РФ. - 2011. - № 22. - Ст. 3169.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.