Научная статья на тему 'Социальные риски в системе профессиональной компетенции офицеров внутренних войск мвд России'

Социальные риски в системе профессиональной компетенции офицеров внутренних войск мвд России Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ СИТУАЦИИ / SOCIAL RISKS / EXTREME SITUATIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Капорин Иван Николаевич

Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД России осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, непосредственно реализует основные направления деятельности правоохранительных органов [1]. Для каждого военнослужащего внутренних войск необходимо четкое понимание того с чем придется сталкиваться в своей служебной деятельности, а именно с социальными рисками как в большинстве своем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Капорин Иван Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL RISKS IN THE SYSTEM OF THE PROFESSIONAL SCOPE OF THE OFFICERS OF THE INTERNAL TROOP OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Being the federal organ of executive power, MVD of Russia achieves within the limits of its scope state administration in the sphere of the protection of rights and freedoms of man and citizen, it directly realizes the basic directions of the activity of law-enforcement agencies. For each soldier of the internal troops necessarily the clear understanding of that with which it is necessary to encounter in its official activity, namely with the social risks as in majority its.

Текст научной работы на тему «Социальные риски в системе профессиональной компетенции офицеров внутренних войск мвд России»

СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОФИЦЕРОВ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК МВД РОССИИ

Капорин Иван Николаевич

адъюнкт адъюнктуры ПВИ ВВ МВД РФ, г. Пермь

E-mail: _ [email protected]

SOCIAL RISKS IN THE SYSTEM OF THE PROFESSIONAL SCOPE OF THE OFFICERS OF THE INTERNAL TROOP OF MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Ivan Kaporin

The graduated in a military academy of the Perm military institute of internal troops

of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Perm

АНОТАЦИЯ

Являясь федеральным органом исполнительной власти, МВД России осуществляет в пределах своей компетенции государственное управление в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, непосредственно реализует основные направления деятельности правоохранительных органов [1]. Для каждого военнослужащего внутренних войск необходимо четкое понимание того с чем придется сталкиваться в своей служебной деятельности, а именно с социальными рисками как в большинстве своем.

ABSTRACT

Being the federal organ of executive power, MVD of Russia achieves within the limits of its scope state administration in the sphere of the protection of rights and freedoms of man and citizen, it directly realizes the basic directions of the activity of law-enforcement agencies. For each soldier of the internal troops necessarily the clear understanding of that with which it is necessary to encounter in its official activity, namely with the social risks as in majority its.

Ключевые слова: социальные риски; экстремальные ситуации.

Keywords: social risks; extreme situations.

В ч. 1 ст. 45 Конституции России провозглашено: «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

гарантируется». Эти и другие конституционные гарантии, по сути, требуют участия в государственной охране прав и свобод человека и гражданина всех государственных структур Российской Федерации. Однако понятно, что для эффективной реализации данной функции необходимы специализированные органы, ибо для всех других эта деятельность неизбежно будет носить лишь побочный, вспомогательный, факультативный характер. В системе исполнительной власти таковыми являются органы внутренних дел и внутренние войска МВД РФ, на которые возложено непосредственное государственное управление внутренними делами [4].

Особое место МВД России в правоохранительной системе российского государства, а также в системе органов исполнительной власти в первую очередь, по мнению автора, определяется:

• многообразием правоохранительных и иных функций, реализуемых органами и учреждениями данного министерства;

• наличием исключительных сфер правоохранительной деятельности, отнесенных к его ведению;

• наличием организационных структуру на всех уровнях государственнотерриториального устройства Российской Федерации;

• существенным объемом полномочий сотрудников, в том числе исключительных, например применение мер принуждения, физической силы и оружия;

• особым порядком комплектования и прохождения службы;

• наличием значительного количества вооружения, в том числе армейских (боевых) образцов, специальной и иной техники, средств связи и другого имущества;

• традиционным восприятием МВД основной массой населения как главной правоохранительной силы государства.

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации основными задачами МВД России являются:

• разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, объектов, независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности;

• организация и проведение мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений;

• обеспечение исполнения уголовных наказаний; совершенствование нормативной правовой основы деятельности органов внутренних дел и внутренних войск, а также обеспечение законности в их деятельности и др.

МВД России определяет основные направления деятельности внутренних войск по защите прав и свобод человека и гражданина, защите объектов независимо от форм собственности, обеспечению общественного порядка, общественной безопасности, а также принимает участие в разработке и выполнении федеральных целевых программ в сфере борьбы с преступностью. Оно осуществляет анализ состояния правопорядка и преступности, разрабатывает прогнозы развития криминогенной ситуации, на основе которых вносит в федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации предложения по укреплению законности, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности, усилению борьбы с преступностью [3, с. 16].

В систему МВД России входят внутренние войска, состоящие из округов внутренних войск, соединений, воинских частей, военных образовательных учреждений, учреждений обеспечения деятельности внутренних войск, органов управления внутренними войсками.

МВД России принимает участие в обеспечении режима чрезвычайного положения или военного положения в случае их введения на всей территории Российской Федерации или в ее отдельных местностях, в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечивает выполнение правил паспортного режима, правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без

гражданства, организует мероприятия разрешительно-регистрационной системы по вопросам своей компетенции и т. д.

В связи с тем, что человек обладает способностью обеспечить функционирование системы в незапрограммированных условиях (аварийных, дефицита времени и т. д.), порождающих состояние напряженности, его надежность зависит от того, насколько сохранится эффективность деятельности под влиянием этих состояний.

Анализ научной литературы показывает, что под экстремальными условиями понимают такие условия, при которых деятельность человека протекает под воздействием различного рода стресс-факторов, вызывающих выражение физиологических реакций, изменения в устойчивости психических функций и в поведении [8, с. 24].

Социально опасные формы активизируют целый комплекс факторов повышения социальных рисков в зонах чрезвычайных образований. Они не только дестабилизируют общественный порядок, но и существенным образом деформируют индивидуальное сознание. В результате осложняется психологическая обстановка как среди населения, так и в среде сотрудников сил правопорядка, действующих в экстремальных условиях.

Под «экстремальными условиями» авторы понимают «предельно сложные условия», «неблагоприятные условия для жизнедеятельности», условия «требующие мобилизации обычных буферных «резервов организма», требующие «аварийных» резервов функционирования, «совокупность обстоятельств, создающих опасность для жизни», и т. д. [2, 5, 6, 10, 11].

Совершенно ясно, что во всех приведенных выше условиях речь идет о деятельности человека не в обычных условиях, а в особых обстоятельствах, когда человек подвергается воздействию различных экстремальных факторов.

Следовательно, характеристики социальных рисков имеют прямое отношение к обеспечению надежности деятельности — охране общественного порядка. Г.С. Никифоров [9] отмечал, что среди многочисленных факторов обусловливающих ее, значение психологических факторов трудно переоценить.

Как показал проведенный анализ, в педагогической литературе для описания и прогнозирования состояния подготовленности человека к профессиональной деятельности используется понятие «готовность к труду». Так, Г.И. Перекопский [12] отмечает, что различают временную (ситуативную) и долговременную (устойчивую) готовность; функциональную и личностную; общую и специальную; готовность к умственной и физической деятельности.

Анализ работ отечественных ученых по изучаемой автором проблеме показал, что большинство ученых определяют профессиональную подготовку как относительно самостоятельный процесс формирования у человека готовности к активным и эффективным действиям в условиях социальных рисков.

Деятельность личного состава внутренних войск МВД РФ чрезвычайно многогранна, многопланова и требует большого объема знаний, умений, навыков, наличия огромного количества морально-боевых, моральнонравственных, физических, специальных и волевых качеств.

Анализ литературы по проблеме социальных рисков в профессиональной деятельности в экстремальных ситуациях показал, что она тесно связана с разработанностью и развитием психолого-педагогической подготовки, так как одной из целей психолого-педагогической подготовки является формирование психологической готовности к деятельности в экстремальных ситуациях. Ряд военных ученых относит морально-психологическую подготовку к одной из острых современных проблем военной педагогики и психологии, актуальность которой подтверждает опыт боевых действий в так называемых «горячих точках» в Карабахе, Фергане, Азербайджане, Молдове, Дагестане, Чеченской Республике, в которых резко проявились психологические особенности вооруженного противоборства [3, с. 27].

В настоящее время активный интерес проявляется к проблеме подготовки военнослужащих внутренних войск в условиях социальных рисков.

Сущность проблемы и тенденции для ее решения, прежде всего, в профессиональной подготовке военнослужащих внутренних войск в условиях

социальных рисков складывается общее понимание психологической подготовки и терминология. Все чаще употребляется такое словосочетание, как «морально-психологическая подготовка». Оно встречается в документах, научных публикациях, употребляется на практике и часто трактуется как общее направление воспитательной работы информированию ориентации у личного состава на определенные действия и отношение к ним.

Учитывая необходимость и важность совершенствования системы профессиональной подготовки военнослужащих внутренних войск в условиях социальных рисков, разработано и утверждено приказом Министра внутренних дел, с учетом специфики деятельности внутренних войск разработано «Наставление по организации боевой подготовки во внутренних войсках МВД России». Наставлением закреплены следующие основные образовательные уровни, в структуре которых психологическая подготовка находит свое соответствующее место специальное первоначальное обучение; обучение в образовательных учреждениях среднего профессионального образования МВД России; обучение в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России; повышение квалификации и переподготовка (дополнительное профессиональное образование); обучение в процессе служебной деятельности (служебно-боевая подготовка).

Определены основные задачи профессиональной подготовки военнослужащих внутренних войск МВД РФ:

• подготовка квалифицированных кадров в соответствии с требованиями современной служебно-боевой деятельности;

• обучение умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение служебно-боевых задач;

• совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику служебной деятельности достижений науки и техники, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда;

• формирование профессионального самосознания военнослужащих, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях в внутренних войск;

• обучение приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;

• выработка и постоянное совершенствование практических умений и навыков применения мер принуждения в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации и соблюдением прав человека;

• поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и боевое стрелковое оружие, находящееся на вооружении;

• совершенствование навыков обращения со специальной техникой и специальными средствами, эксплуатации транспортных средств и средств связи, электронно-вычислительной техники;

• -формирование высокой морально-психологической устойчивости личного состава внутренних войск, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и психических процессов [13].

Организация процесса овладения и постоянного совершенствования профессиональных психологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на внутренние войска МВД России.

Исходя из сущности и состояния разработки теории и практики проблемы моделирования социальных рисков в системе профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России, можно отметить пробелы, нерешенные вопросы.

Во-первых, до настоящего времени не сложилась целостная оценка моделирования социальных рисков в системе профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России как обеспечивающей мобилизацию человека, оценку его состояния и управления им.

Во-вторых, система моделирования социальных рисков в профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России не получила своего узаконенного места в мышлении командиров, начальников и их подчиненных и в системе специальной подготовки личного состава.

В-третьих, начальники (руководители) подразделений внутренних войск, не получая в вузах достаточной содержательной и методической ориентации по проблеме моделирования социальных рисков как компонента психологической подготовленности личности к активным и решительным действиям при осложнении оперативной обстановки, при выполнении внезапно возникающих задач не проявляют к ней достаточного интереса, не прилагают усилия для всестороннего совершенствования процесса психологической подготовки подчиненных и формирования их психологической готовности к деятельности в чрезвычайных ситуациях.

В-четвертых, теоретический поиск в отношении содержания, структуры, критериев оценки социальных рисков не имеет должной координации с усилиями практиков, не выводится на уровень психологических технологий, разработки условий и методов внедрения в практику учебной и служебной деятельности. Таким образом, процесс моделирования социальных рисков в системе профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России и военнослужащих внутренних войск МВД России ведется зачастую стихийно и малоэффективно.

Анализируя состояние проблемы моделирования социальных рисков в системе профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России к деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, можно сделать следующие выводы:

1. Проблема моделирования социальных рисков в системе профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России вошла в теоретические приобретения, стала фактом повседневной практики профессиональной подготовки, одним из важнейших направлений работы командиров подразделений.

2. Имеющиеся теоретические и методические разработки по данной проблеме позволяют на более объективном и достоверном уровне понять психологические особенности поведения военнослужащего внутренних войск МВД России при осуществлении деятельности в условиях социальных рисков и, тем самым по-новому оценить опыт деятельности личного состава, выполнявшего служебно-боевые задачи в экстремальных ситуациях.

Теория и практика разработки проблемы моделирования социальных рисков в системе профессиональной компетенции военнослужащих внутренних войск МВД России к деятельности в экстремальных и чрезвычайных ситуациях с новых сторон высветила известный принцип: учить бойца тому, что необходимо на войне. Обострила актуальность решения проблемы профессионального отбора, адаптации, научно обоснованного комплектования команд и подразделений, нацеленных на выполнение задач в сложной оперативной обстановке, а также проблему обучения всего личного состава, особенно руководителей, умению контролировать свое поведение, управлять собой, проявлять самообладание, снимать психологическую напряженность [3, с. 42].

Исследование психологии социальных рисков при массовых формах внеколлективного поведения позволяет выявить его скрытые механизмы, определить направление и методы профессионального воздействия с целью восстановления общественного порядка, открывает возможности организации подготовки военнослужащих внутренних войск к действиям по предупреждению и пресечению социально опасных форм внеколлективного поведения. Изоляция обычно связана с проявлением силы, однако это не означает ее применение. Чаще всего необходимости применения силы по

отношению к возбужденным и агрессивным участникам толпы не возникает, ведь сам факт присутствия большого количества военнослужащих внутренних войск в полицейской форме как проявление силы уже ведет инцидент к ослаблению [7, с. 111].

Увеличение количества массовых мероприятий как фактор проявления социальных рисков за последнее время в стране требуют постоянного совершенствования управленческой деятельности органов внутренних дел с тем, чтобы имеющимися силами успешно решать стоящие перед ними задачи по предупреждению противоправных проявлений.

Эффективность управленческой деятельности подразделений внутренних войск при проведении массовых мероприятий можно повысить путем правового урегулирования порядка проведения этих мероприятий, четким нормативным закреплением организационных и тактических основ управления силами и средствами, строгим разграничением компетенции руководителей структур МВД различного уровня, внедрением в процесс управления современных технических средств.

Так, нормативное урегулирование порядка организации в проведении митингов, собраний, демонстраций в Российской Федерации, установление ответственности за его нарушение позволяет органам правопорядка более предметно действовать в различных ситуациях на улицах и в других общественных местах.

Укрепление правопорядка при проявлении социальных рисков способствуют и такие меры, как дополнения перечня обстоятельств, отягчающих ответственность за административные правонарушения, так как административные проступки, совершенные в условиях массового скопления людей, нередко являются поводом для возникновения групповых нарушений общественного порядка, мешают нормальному проведению мероприятий и значительно усложняют охрану общественного порядка и безопасности.

Обеспечение готовности органов правопорядка к действиям при

проявлении социальных рисков с учетом их особых условий является залогом

надежной охраны общественного порядка и безопасности.

Список литературы:

1. В соответствии с Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 18 июля 1996 г. № 1039 // СЗ РФ. — 1996. — № 30. — Ст. 3605.

2. Ковалев В.И. мотивы поведения и деятельности. — М.: 1988.

3. Колонтаевский Ф.Е. Организационные основы охраны общественного порядка в современных условиях. Дисс. д. ю. н. — М.: Академия МВД России, 1996.

4. Конституция Российской федерации. — М.: 1997.

5. Мануйлов М.Г. Психологические особенности мотивации профессиональной деятельности руководителей ОВД МВД России: Дисс. к. пс. н—М., 2004.

6. Марищук В.Л. Методики психодиагностики в спорте. — М., 1984.

7. Марьин М.И., Мягких Н.И., Рыбников В.Ю. и др. Организация психологического обеспечения сотрудников ОВД в экстремальных условиях: Методическое пособие. — М.: ИМЦ ГУК МВД России. 2004.

8. Медведев В.И. Устойчивость физиологических и психологических функций человека при действии экстремальных факторов. — Л.: Наука, 1982.

9. Никифоров Г.С. Психология здоровья. — СПб.: Изд—во Речь, 2006.

10. Офицеров В.В. проблемы морально—психологической подготовки личного состава. — М.: МО СССР, 1978.

11. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. — М.: 1996.

12. Перекопский Г.И. Повышение эффективности формирования психологической готовности курсантов вузов ВВ МВД России к

служебно—боевой деятельности в экстремальных ситуациях. Дисс. к. п. н. — СПб.: 2000.

13. Приказ МВД России от 08.10.2002 г. № 965 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников ОВД Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.