Особенности деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции
ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ГРИЩЕНКО,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
Features of the Activities of the Internal affairs bodies in the Context of a special military Operation
LEONID LEONIDOVICH GRISHCHENKO,
Professor of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
УДК 351.74
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы, относящиеся к особенностям деятельности органов внутренних дел в условиях проведения специальной военной операции. Анализируется понятийный аппарат предметной области и на основе современного представления о специальных операциях, исторических материалах чекистско-войсковых операций, проводимых в 40-50-е гг. ХХ столетия, дано авторское определение специальной военной операции. Основное внимание в статье отводится вопросам значения специальной военной операции на возрастание угроз, которые оказывают непосредственное влияние на деятельность органов внутренних дел. Выдвигаются предложения по развитию системы управления, по подготовке сил и средств органов внутренних дел в современных условиях.
Annotation. The article deals with issues related to the peculiarities of the activities of the internal affairs bodies in the context of a special military operation. The conceptual apparatus of the subject area is analyzed, and on the basis of the modern idea of special operations, historical materials during the conduct of security and military operations conducted in the 40-50s of the twentieth century, the author's definition of a special military operation is given. The main attention in the article is given to the issues of the influence of a special military operation on the increase in threats that have a direct impact on the modern activities of the internal affairs bodies. Proposals are put forward for the development of the management system, for the training of forces and means of the internal affairs bodies in modern conditions.
Ключевые слова и словосочетания: специальная во- Keywords and phrases: special military operation; activ-
енная операция; деятельность; угрозы; управление; ity; threats; management; preparation.
подготовка.
На долю нашего государства за его многовековую историю выпало немало тяжелых испытаний. На протяжении
столетий для сменяющих друг друга поколений главной задачей оставалось обеспечение защиты Российского государства, что являлось,
по сути, средством выживания народов, населяющих огромное евро-азиатское пространство, которое сегодня получило название «Русский мир».
Объективная оценка ситуации в мире в начале XXI в. подтверждает тезис о том, что человечество переживает один из сложнейших этапов в развитии мирового сообщества. Имевший место в XX столетии шанс на переход к стабильному миру человечество не использовало. Одержав победу в холодной войне, США и их вассалы создали однополярную систему, при которой все человечество должно жить по правилам, установленным сувереном. Неповиновение или попытка защитить национальные интересы со стороны каких бы то ни было стран и народов жестко пресекалась с использованием политического, экономического, идеологического, в том числе военного, инструментария. Только за последние 25 лет США и их союзники по НАТО развязали и вели войны в Ливане (1982 г.), Сомали (1992 г.), Гаити (1994 г.), Югославии (1999 г.), Боснии и Герцеговине (1999 г.), Ливии (2011 г.), Ираке (2003 г.), Либерии (2003 г.), Пакистане (2004 г.), Афганистане (2001-2021 гг.), Сирии (2014-2022 гг.) и т. д.
Одним из инструментов обеспечения своего доминирования стал военно-политический блок НАТО. Подписанный в Брюсселе в марте 1948 г. Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом и Ирландией Договор об экономическом, социальном и культурном сотрудничестве и коллективной самозащите, в апреле 1949 г. преобразуется в Североатлантический союз (НАТО). На тот период в его состав входило 12 государств. Необходимость создания военно-политического блока объяснялась потенциальной советской угрозой. Первоначальная цель НАТО заключалась в упрочнении стабильности и обеспечении безопасности Североатлантического региона. Усилия всех участников альянса должны были направляться на сохранение мирной обстановки и повышение благосостояния в государствах, состоящих в альянсе. Ситуация могла измениться после распада СССР и прекращения деятельности Варшавского договора. Однако в 90-е гг. прошлого столетия этого не произошло.
Более того, именно в конце XX в. НАТО превращается в инструмент политики, используемый США в целях закрепления статуса одного суверена и перехода в мировых отношениях на позиции единовластного доминирования. Именно с этого времени НАТО начинает расти. С 1999 по 2017 г. в блок НАТО вошли Польша, Венгрия, Чехия, Болгария, Румыния, Латвия, Литва, Эстония, Словакия, Словения, Xорва-
тия, Албания, Черногория, Северная Македония. К 2022 г. в его состав входят уже 30 государств Европы и Северной Америки. И этот процесс становится неудержимым. Под давлением США и стран Западной Европы в начале двухтысячных о своих амбициях по вступлению в НАТО заявили Грузия и Украина. В мае 2022 г. Финляндия и Дания, пойдя на поводу у США, подали заявки на вступление в блок.
Такой масштабный рост военно-политического блока НАТО предполагает наличие врага. Отсутствие такового в конце XX столетия вынудило США существенно сократить военно-промышленные амбиции, что не могло удовлетворить интересы представителей промышленного капитала. Кроме того, кредитные линии банковского капитала США в начале тысячелетия перестали пользоваться популярностью. Трофеи крупномасштабных войн XX в. (Первая (1914-1918 гг.) и Вторая (1939-1945 гг.) мировые войны, холодная война (1945-1991 гг.) перестали приносить баснословные прибыли. План Маршалла был реализован. Территория государств Восточной Европы и основные рынки независимых стран СССР поделены. Встал вопрос об обновлении экономики, которую можно было запустить, как и раньше, через эскалацию напряженности в Европейско-азиатском регионе, а именно развязывание очередной крупномасштабной войны.
Именно Россия еще в начале тысячелетия была избрана в качестве основного врага для США. Иные государства не представляли для Запада интерес в силу их неспособности противостоять мощи созданного Америкой альянса. Это, коротко, причины созданной сегодня военно-политической ситуации в Европе. Однако необходим повод. Но не просто повод. Необходимо государство, желательно из бывших союзных республик СССР, которое создаст иллюзии агрессивности России. Первая попытка вынудить Россию к активным военным действиям в Европе была предпринята в 2008 г. Грузией. Потерпев неудачу, США сделали выводы и во втором десятилетии XX в. все внимание сосредоточили на Украине. Именно Украине Запад отвел роль государства, которое должно «поджечь фитиль войны» в Европе.
Незаконное свержение власти в 2014 г. и последующие национализация и милитаризация Украины зеркально повторили события 30-х гг. прошлого века, а именно приход к власти Гитлера и превращение Германии в оплот фашизма. Украина «назначается» Западом в качестве военного противника для России. Весь ход развития событий и анализ информации показывал, что столкновение России с нацио-
налистическими силами на Украине были неизбежны. Это был вопрос времени. В этой связи становится понятным решение Президента Российской Федерации В. В. Путина о проведении специальной военной операции по денационализации и демилитаризации Украины [1]. Не рассматривая политические, экономические и иные, хотя и важные, составляющие данной операции, необходимо обратить внимание на особенности деятельности органов внутренних дел в новых условиях и влияние специальной военной операции на эффективность выполнения полицией законодательно возложенных на нее задач.
Как известно, федеральным законодательством России на полицию возложен ряд задач по следующим основным направлениям:
1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;
2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;
4) розыск лиц;
5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;
6) обеспечение правопорядка в общественных местах;
7) обеспечение безопасности дорожного движения;
8) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
9) осуществление экспертно-криминали-стической деятельности1.
Все эти задачи выполняются сотрудниками органов внутренних дел в пределах государственной границы Российской Федерации. Какие же факторы могут повлиять на объем и содержание правоохранительных мер в связи с проведением специальной военной операции за пределами территории России? А таковых немало.
Прежде всего, следует обратить внимание на разделение общества, а именно тех, кто поддерживает политику России в отношении денационализации и демилитаризации Украины, тех, кто категорически против, и тех, кто не определился со своей позицией. Для нас в наибольшей степени представляют интерес две вторые категории граждан.
1 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 7. Ст. 900.
Во-первых, именно из тех, кто против, сегодня формируется так называемая пятая колонна. Следует отметить, что таковые «против» в России были и до специальной военной операции. Достаточно вспомнить формирование митинговой активности сторонниками А. Навального. По городам России (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург и т. д.) в январе 2021 г. прокатились митинги, основными участниками которых были подростки. Активизация молодежи осуществлялась с использованием социальных сетей, через различные мессенджеры, где была раскручена реклама «захватывающего шоу».
Такая технология, хотя и не новая, однако работает достаточно эффективно. Более того, современные информационные технологии взяты на вооружение экстремистскими группировками, которые нередко находятся за пределами России. Если в 2021 г. количество экстремистских преступлений в стране выросло более чем на четверть [3], то только за первые пять месяцев 2022 г. показатели прошлого года существенно перекрыты.
Особую озабоченность вызывают попытки экстремистов и разного рода радикалов использовать сеть Интернет для разжигания межнациональной, религиозной и социальной вражды. Именно это направление стало сегодня критически опасным. Становится понятным актуальность создания 14 апреля 2022 г. Межведомственной комиссии Совета Безопасности по обеспечению технологического суверенитета России2, в которую вошел глава Министерства внутренних дел В. А. Колокольцев. Несмотря на активизацию работы по противодействию экстремизму приходится констатировать, что данная деятельность еще требует совершенствования.
Во-вторых, существенная часть населения России еще не в полной мере определилась со своей позицией в отношении специальной военной операции. Есть граждане, которые относятся к ситуации достаточно нейтрально, пока это не касается их лично, есть те, кто не в полной мере понимают угрозу, исходящую от Запада. Все они пребывают в состоянии безразличной неопределенности и достаточно легко поддаются информационному «зомбиро-ванию». Именно для такой категории граждан России западные средства массовой информации создали целую «империю лжи».
2 О Межведомственной комиссии Совета Безопасности Российской Федерации по вопросам обеспечения технологического суверенитета государства в сфере развития информационной инфраструктуры Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 14 апреля 2022 г. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Следует отметить, что современный человек не может по факту быть вне информационного поля. Однако проблема не в объективной информации. Опасность заключается в фейковой, ложной, провокационной информации, которую используют как внешние противники, так и внутренние провокаторы в самой России.
Созданные и отработанные технологии введения населения в заблуждение достаточно эффективно работают на подрыв внутренней стабильности, создание панических настроений в обществе, митинговой и протестной активности. Взятые на вооружение Западом современные инструменты пропаганды работают не только на внутреннего обывателя, они импортируются в Россию и используются внутри страны. Достаточно вспомнить провокации по отношению к действиям Российской армии в ходе специальной военной операции. Фейки о химических атаках, массовом убийстве мирных жителей и обстрелах населенных пунктов. Все это направлено на разинтеграцию российского общества, формирование внутренней напряженности, подъем протестной активности, что в конечном итоге может привести к социальному взрыву в отдельных районах России.
Существенное влияние на деятельность органов внутренних дел сегодня оказывают миграционные процессы. И если по вопросам нелегальной миграции Президент России на расширенном заседании коллегии 17 февраля 2022 г. поставил перед МВД России конкретную задачу по выработке самых жестких мер [2], то начавшиеся миграционные процессы беженцев и вынужденных переселенцев с Украины могут создать значительные трудности в деятельности полиции.
Кроме того, можно предположить, что в обозримом будущем гуманитарные чрезвычайные ситуации, связанные с продовольствием, водо-обеспечением, энергоснабжением на Ближнем Востоке и в Европе могут привести в движение многомиллионные массы. Следует обратить внимание на ситуацию с русскоязычным населением Южной Осетии, Абхазии, Приднестровья.
Не меньшую озабоченность вызывает ситуация в среднеазиатских государствах, бывших союзных республиках. Попытка в январе 2022 г. государственного переворота в Казахстане -это только пробный шар в процессе создания на южных рубежах России очага напряженности. При этом русскоязычное население обозначенных выше территорий объективно будет искать убежища в России.
Следует иметь в виду, что с беженцами, мирными людьми, убегающими от опасностей, в колоннах мигрантов могут идти самые ярые
враги России. Их ассимиляция на нашей территории, создание так называемых «спящих ячеек», в любой момент времени может быть использована для подрыва внутренней стабильности в любом регионе, на любой территории ответственности территориальных органов внутренних дел.
Значительной угрозой в современной ситуации становится диверсионно-террористиче-ская деятельность специальных подразделений на территории Российской Федерации. Объективный анализ войн и вооруженных конфликтов современности дает нам основание утверждать, что терроризм становится грозным оружием, которое использует сторона, терпящая поражения на поле боя. Кроме того, следует иметь в виду, что современный терроризм в значительной степени отличается от того, который имел место еще 10-20 лет назад. Сегодня мы имеем дело с терроризмом на государственной основе, а именно терроризмом, формируемым, подготавливаемым, обеспеченным и сопровождаемым специальными структурами враждебных стран Запада в отношении населения России.
Как еще может быть истолкована деятельность США и ряда стран Европы по накачиванию Украины оружием и поддержки идеологии фашизма? Кроме того, не является секретом профессиональная подготовка специалистами по спецоперациям НАТО диверсионно-терро-ристических групп из фанатиков-националистов, которые не только хорошо знают русский язык, но и легко адаптируются на любых территориях России. Добавить в состав потенциальных террористов уголовных преступников, освобожденных из тюрем, и гражданских лиц, так называемой территориальной обороны, которые получили в свои руки сотни и тысячи единиц оружия, и становится понятной угроза, которая может быть импортирована к нам.
Вооружая и профессионально готовя националистов на Украине, США и Запад подталкивают их на активные, в том числе дивер-сионно-террористические действия на нашей территории. Обратим внимание на состав поставляемого националистам вооружения: переносные зенитно-ракетные комплексы, которые могут быть использованы для проведения террористических актов против гражданских воздушных судов; джавелины - комплексы, являющиеся эффективными при совершении террористических актов на жизненно важных объектах, в том числе ядерно-энергетических, и имеющие в производстве химические отравляющие вещества. Поставляют в Украину и другие специальные средства, которые сегод-
ня находятся на вооружении так называемых подразделений специальных операций войск НАТО. В этой связи следует быть готовыми к перекрытию каналов проникновения террористов и оружия на территорию нашего государства, предупреждению и пресечению террористических актов на всей территории России.
Нельзя исключать и военные угрозы, имеющие место в отношении ряда регионов и в целом для России. Что касается приграничных территорий с Украиной, то события последних дней достаточно убедительно показывают имеющие место опасности для жителей Белгородской, Брянской, Курской, Ростовской областей, Краснодарского края, Республики Крым. Тревогу вызывают заявления политиков и общественных деятелей Запада о насильственном принуждении России к прекращению специальной военной операции.
Появляются данные о подготовке к военному решению вопросов Южных Курил, Калининградской области, Крыма. Являясь ядерной державой, Россия готова и может обеспечить свою национальную безопасность и территориальную целостность. В своем заявлении 24 февраля 2022 г. Президент России В. В.Путин, говоря об ответе тем, кто попытается создать угрозы для России, отметил, что «...если кто-то вознамерится вмешаться в происходящие события со стороны и будет создавать для России неприемлемые для нас угрозы стратегического характера, они должны знать, что наши ответно-встречные удары будут молниеносными, быстрыми. У нас есть для этого все инструменты, такие, которыми не может сейчас похвастаться никто. А мы хвастаться не будем, мы будем их использовать, если потребуется. И хочу, чтобы все об этом знали, все решения у нас на этот счет приняты» [1].
Объективно, сегодня мир подошел к опасной черте, после которой может произойти исчезновение человечества как вида, что эквивалентно полной потере смысла зарождения и существования разума, которым природа наделила Homo 8ар1еша. В этой связи военная угроза сегодня становится весьма актуальна. Понять свое место и роль при отражении внешней агрессии и подготовиться к деятельности в условиях внешней агрессии является важнейшей задачей органов внутренних дел.
Исходя из темы статьи, следует отметить важную особенность современной ситуации, которая заключается в том, что территория Украины, где проводится специальная военная операция, не входит в юрисдикцию органов внутренних дел Российской Федерации. В этой связи ряд угроз и опасностей, которые
имеют место вследствие боевых действий, пока напрямую не влияют на правоохранительную деятельность полиции. Однако согласно ст. 2 Федерального закона «О полиции» по решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности1. В этой связи есть необходимость уже в настоящее время активизировать работу по подготовке сил и средств для их участия в выполнении мероприятий в комплексе специальной военной операции.
В данной ситуации будет целесообразным развитие форм и способов по предупреждению негативных событий, заблаговременная подготовка органов управления МВД России к возможным ее изменениям. Среди многообразия подходов в вопросах совершенствования организации деятельности органов внутренних дел необходимо выделить, на наш взгляд, наиболее важные.
Во-первых, следует ускорить процесс перехода от управления по ситуации к ситуационному управлению, под которым следует понимать деятельность субъекта управления, основанную на использовании автоматизированных методов анализа, оценки состояния оперативной обстановки, ранее подготовленных решений, располагаемых вариантов действий, моделирования и прогноза последствий принимаемых решений по управлению силами и средствами в реальном масштабе времени2.
Во-вторых, при проведении реорганизации силового блока России в 2016 г. из структуры МВД России в состав войск Национальной гвардии были переданы СОБР и ОМОН, которые являлись подразделениями специального назначения. Возникший в силовом блоке МВД России дефицит специальных сил требует создание и подготовку собственных резервов в каждом территориальном органе внутренних дел, совершенствование организации взаимодействия применительно к новым условиям.
В-третьих, следует обратить внимание на обучение и подготовку сотрудников органов внутренних дел к выполнению задач при резком осложнении оперативной обстановки. Необходима корректировка содержания подготовки сотрудников полиции и органов управления. Новые задачи, изменившиеся условия внутри страны и вне предъявляют к обучению несколько иные требования. И главным в процессе
1 О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // СЗ РФ. 2017. № 7. Ст. 900.
2 Проект Концепции создания системы ситуационных центров МВД России до 2030 года. Москва: Академия управления МВД России. 2021.
подготовки должен стать принцип: «Учить сотрудников органов внутренних дел тому, что им необходимо при выполнении оперативно-служебных задач».
Системе МВД России нужны профессионалы по защите личности, общества, государства от новых противоправных посягательств, специалисты, способные эффективно предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения в киберпространстве,
выявлять и раскрывать преступления, в том числе связанные с новыми вызовами и угрозами, производить дознания по уголовным делам, которые связаны с последствиями проведения специальной военной операции, вести розыск преступников и террористов, проникших на территорию России, обеспечивать правопорядок в общественных местах и безопасность дорожного движения в непростой и непредсказуемо меняющейся обстановке.
Список литературы:
1. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL. http://kremlin.ru/events/president/ news/by-date/24.02.2022 (дата обращения: 20.05.2022)
2. Расширенное заседание коллегии МВД России 17 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://siteofficial.ru/mvd/ (дата обращения 20 мая 2022).
3. Состояние преступности в России за январь - декабрь 2021 года // Официальный сайт МВД России.иКЬ: https://media.mvd. ги/И^/аррЬсаиоп/2315310 (дата обращения: 20.05.2022).