Несистемная оппозиция - современная угроза общественной безопасности
ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ ГРИЩЕНКО,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
АЛЕКСЕЙ АНАТОЛЬЕВИЧ ИЗМАЙЛОВ,
заместитель начальника 2-го отдела (правовой работы) ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации
по городу Москве» Российская Федерация, 109390, г. Москва, ул. Люблинская, д. 16 E-mail: [email protected]
Non-Systemic Opposition is a Modern Threat to Public Security
LEONID LEONIDOVICH GRISHCHENKO,
Professor at the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
ALEXEY ANATOLYEVICH IZMAILOV,
Deputy Head of the 2nd Department (legal work)
FGKU "Department of Private Security of the Troops of the National Guard of the Russian Federation
in the city of Moscow" Russian Federation, 109390, Moscow, Lublinskaya St., 16 E-mail: [email protected]
УДК 351.74
Аннотация. В статье исследуются подходы к определению понятия «несистемная оппозиция». Рассматриваются исторические предпосылки создания несистемной оппозиции, ее изначальные цели и тактика действий. На основе изменения политической обстановки в мире в начале XXI в. выявляются предпосылки и характер изменений задач, которые берет на себя несистемная оппозиция в условиях усиления
Annotation. This article explores approaches to the definition of the concept of "non-systemic opposition". The historical prerequisites for the creation of a non-systemic opposition, its initial goals and tactics of actions are considered. On the basis of the change in the political situation in the world at the beginning of the 21st century, the prerequisites and nature of the changes in the tasks that the non-systemic opposition takes on in the face of increased
конфронтации между Западом и Россией. Делаются выводы об использовании потенциала несистемной оппозиции для подрыва внутренней стабильности и общественной безопасности в России с началом специальной военной операции. На основе проведенного анализа вносятся предложения по развитию правовой базы применения правоохранительных органов по минимизации угроз, вызванных противоправной деятельностью несистемной оппозицией, и предложены направления совершенствования деятельности органов внутренних в рассматриваемых условиях.
confrontation between the West and Russia are revealed. Conclusions are drawn about the use of the potential of the non-systemic opposition to undermine internal stability and public security in Russia with the start of a special military operation. Based on the analysis, proposals are made for the development of the legal framework for the use of law enforcement agencies to minimize the threats caused by the illegal activities of the non-systemic opposition, and directions for improving the activities of internal organs in the conditions under consideration are proposed.
Ключевые слова и словосочетания: несистемная оп- Keywords and phrases: non-systemic opposition; threats; позиция; угрозы; опасность; органы внутренних дел; danger; internal affairs bodies; special military operation. специальная военная операция.
Оценка современной ситуации в России показывает неоднозначное отношение населения к происходящим событиям. Данное состояние общества является объективной реальностью, которая сформировалась в процессе демократических преобразований последних лет.
Однако в современной России наряду с традиционными оппозиционными партиями и движениями все большую активность стала проявлять так называемая несистемная оппозиция, к которой относят различные политические партии, движения и другие объединения граждан, несогласных с действиями органов власти и выступающих за их смену.
Как правило, несистемная оппозиция состоит из непримиримых либералов и примкнувшим к ним левых и националистов всех мастей, вплоть до открыто признающихся в исповедовании нацизма, фашизма и других теорий национального и расового превосходства. Данные движения нередко включает в себя деятелей антикультуры и постмодерна, в том числе гомосексуальных активистов, непримиримо воюющих с традициями и культурой народов России. Этих активных оппозиционеров поддерживает пассивный, но сравнительно многочисленный креативный класс.
Первые упоминания о несистемной оппозиции в России появились в 2003 г. после выборов в Государственную Думу, когда партии «Яблоко», возглавляемая Г. Явлинским, и Союз правых сил (СПС) под руководством Б. Немцова не прошли в парламент. Таким образом, ряд личностей, которых ранее принято было считать «тяжеловесами политического Олимпа», остались вне парламентской жизни страны. Этот факт вызвал с их стороны обвинения в фальсификации выборов представителями
власти. Одним из наиболее важных действий несистемной оппозиции является спорная политика (contentious politics). Способность мобилизовать общество вокруг чисто политических вопросов является большим успехом несистемной оппозиции, даже если граждане не идентифицируют себя с ее политической программой.
Не имея возможности влиять на жизнь страны парламентскими, демократическими методами, представители вышеназванных партий взяли на вооружение несколько иную тактику. Они стали организовывать массовые протест-ные акции, имеющие форму неповиновения властям. Так как такой вид деятельности был нов для них, а популярность среди населения все больше падала, либеральные силы, оставшиеся вне парламента, вынуждены были искать себе более опытных союзников. Ими оказались различные оппозиционные группировки, имеющие в России полулегальный статус или вообще запрещенные. Наиболее значимыми из них были Национал-большевистская партия Э. Ли-монова и Авангард красной молодежи С. Удаль-цова. Таким образом, все эти вышеназванные организации и составили ядро структуры, получившей название «несистемная оппозиция» [5].
Не вызывает сомнений установленный факт того, что одной из причин возникновения неправомерного поведения, правонарушений, преступных деяний, несанкционированных митингов, перерастающих под влиянием негативно настроенных референтных (от лат. referens — сообщающий) групп, призывающих к радикализму, экстремизму и терроризму, выступает деликт девиантного поведения, отторгающего устойчивые общественные взаимосвязи и приводящего к серьезной деформации сложившейся идеологии общественных и политических отношений [1, с. 144—147].
М. Л. Челнокова определяет несистемную оппозицию как многомерный, внутренне неоднородный сегмент российского политического пространства, находящийся вне либо на периферии правового поля, как правило, не участвующий в электоральных процессах и выступающий за радикальную смену нынешнего политического курса, а также за кардинальные институциональные изменения существующей конфигурации власти и политической системы в целом [8, с. 30—34].
Н. П. Пименов, обращает внимание, что «...несистемная оппозиция активно старается использовать имеющийся в обществе протест-ный потенциал путем распространения информации через различные каналы коммуникаций о волнующих социум темах: коррупция, бюрократизм, мошенничество и др. В результате подобная деятельность приобретает общественный резонанс, который способствует увеличению популярности конкретных представителей несистемной оппозиции» [7, с. 10].
Таким образом, несистемная оппозиция в начале XXI в. стала являться угрозой для общественного порядка и общественной безопасности, что входит в противоречие с теми целями и задачами, которые ставит перед собой Российская Федерация.
Следует отметить, что специальные службы США и Запада незамедлительно взяли под свою опеку изначально часть, а впослед-ствиии всю несистемную оппозицию в России. Поняв для себя выгоду и потенциал несистемников, Запад не только поддерживает лидеров оппозиционных движений, но и обеспечивает деятельность радикальных групп, направленную на подрыв государственных устоев России. Характерным примером создания, финансирования, обеспечения и сопровождения незаконных действий несистемной оппозиции являются события 2020—2021 гг., связанные с «отравлением» А. Навального. Итогом проведенного шоу стали несанкционированные митинги, которые в январе 2021 г. несистемная оппозиция организовала в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах. В основном в незаконных мероприятиях участвовали подростки. Активизация молодежи осуществлялась с использованием социальных сетей, через различные мессенджеры, где была раскручена реклама шоу.
Именно на потенциал несистемной оппозиции был расчет у западных спецслужб при подготовке к военным действиям на Донбассе, которые планировалось начать в марте 2022 г. Сегодня мы получили неопровержимые доказательства включения в потенциал анти-
правительственных сил России целого ряда организаций несистемной оппозиции в планируемой операции. Более того, в целях расширения протестных настроений и создания поводов для повышения активности среди населения заблаговременно готовились и формировались так называемые санкционные пакеты. Если внимательно посмотреть на содержание первых пакетов санкций, введенных США и странами Запада в феврале—марте 2022 г., то в их структуре явно прослеживается попытка ущемить интересы простых граждан России, в основном молодежи.
Запреты на обучение, свободное перемещение по миру, ограничение информации, уход с российского рынка популярных среди подростков фирм и производств, конфискация частной собственности россиян за рубежом и т. д., то есть сделана попытка существенно расширить электорат несистемной оппозиции, укрепить его экономическими тяжеловесами и молодежью. Все это демонстрирует не просто влияние Запада на несистемную оппозицию, а показывает их заинтересованность в использовании потенциала деструктивных сил в своих интересах.
Весь ход событий после 24 февраля 2022 г., когда Президент Российской Федерации В. В. Путин объявил о решении провести специальную военную операцию по денационализации и демилитаризации Украины [6], демонстрирует, что именно несистемной оппозиции отводилась роль «пятой колонны», которая должна была снести государственность в России, подорвать стабильность и обеспечить победу Запада. Однако этого не случилось. Встал вопрос о смене тактики использования потенциала несистемной оппозиции.
Современная обстановка внутри страны предоставила идеологам несистемной оппозиции значительный материал для их деятельности. Прибавив к этому масштабную информационную кампанию Запада по дискредитации России и ее Вооруженных Сил на территории Донбасса, становится очевидным всплеск активности различного рода структур и отдельных граждан. Наиболее весомой угрозой для населения страны в настоящее время является склонность ряда движений, относящихся к несистемной оппозиции, к экстремизму и стремление к проведению массовых акций, нарушающих общественную безопасность. В конце февраля 2022 г. руководителям и активистам несистемной оппозиции удалось вывести на несанкционированные акции незначительное количество жителей российских городов в Томске, Красно-
ярске, Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Новосибирске.
Сегодня любые просчеты и малейшие недостатки при проведении специальной военной операции на Донбассе используются Западом для нагнетания русофобии и продуцирования различного рода пропагандистских клише, что незамедлительно подхватывает несистемная оппозиция внутри страны. Следует признать, что сегодня инструментом несистемной оппозиции в России стали мобилизованные Западом силы пропаганды и агитации США, Великобритании, Польши и Украины, которые, как показывает анализ, организованы и работают под управлением специальных служб Пентагона. В свою очередь, по мнению Вашингтона, неоднородное российское общество и его несформировавшаяся, неустойчивая идентичность могут быть подвергнуты атакам с применением потенциала несистемной оппозиции, основанным на манипулятивных технологиях, известных как «мягкая сила».
Термины «мягкая сила» и «жесткая сила» были предложены американским политологом Дж. Наем для исследования способов, которыми государства могут использовать доступные им ресурсы во внешнеполитических отношениях. «Жесткая сила» подразумевает наращивание военной и экономической мощи, применение насилия или санкций. «Мягкая сила» характеризует способность одной страны влиять на политику другой через ценности и культуру. И именно на ценностную сферу российского общества обрушивается сегодня шквал критики, что является частью процессов американизации, установления глобального доминирования США через навязывание собственной идеологии.
Таким образом, созданная в начале столетия несистемная оппозиция в России к настоящему времени превратилась в оружие, из которого Запад сформировал целостную систему по подрыву единства и целостности России, разъединению гражданского населения и в конечном итоге угрожающую общественному порядку и общественной безопасности.
В этой связи следует обозначить современный стратегический ориентир в государственной политики России как максимальную защиту конституционных прав, свобод и интересов граждан в условиях необъявленной войны против не только нашей страны, но и всего русского мира. Основу такого ориентира может обеспечить совершенствование национальной, общественной и личной безопасности каждого человека и гражданина, чья идентичность неразрывно связана с русским миром и теми
базовыми ценностями, которые человечество накопило за многовековую историю своего развития.
В нормативных документах России безопасность определяется как состояние защищенности национальных интересов Российской Федерации от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан, достойные качество и уровень их жизни, гражданский мир и согласие в стране, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, социально-экономическое развитие страны1.
Несомненно, безопасность выступает ключевой характеристикой, обеспечивающей состояние функционирования любой системы и ее элементов, способных выдерживать воздействие неблагоприятных факторов изменения внешней и внутренней среды, своевременно реагировать на них и сохранять целостность, надежность и эффективность развития. Общее определение исследуемого понятия вполне применимо и к современной ситуации.
Однако предметное использование категории «безопасность» имеет межотраслевое практическое применение и специфическую смысловую конструкцию правового регулирования для каждого вида общественных отношений. Поэтому, например, в научной среде зарубежных стран исследуемое понятие рассматривается комплексно в общей концепции национальной безопасности (англ. паНошЬесигНу), зародившейся в период подъема национального сопротивления и реакции политики ряда европейских государств, противостоящих наполеоновским войнам, и уже сегодня коренным образом утвердившей современную концепцию общей безопасности (англ. соттотесигЫу) ввиду изменения роли субъектов и объектов по степени важности в модели «государство-общество—люди» [3, с. 54—55]. При этом, де-юре ставя во главу человека, западная парадигма ориентирована и подчинена отнюдь не интересам каждого, а жестко ориентирована на избранных.
Как показывает анализ истории развития США, при всей демократичности американского общества, права и свободы человека в этой стране жестко подчинены интересам правящей коалиции, и выход за рамки дозволенного влечет незамедлительные карательные меры. Кроме того, характерной особенностью амери-
1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 г. № 400. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
канской демократии является приоритет интересов исключительно граждан США над правами и свободами людей в других странах мира. Иные нации и народности имеют право на национальную, общественную и личную безопасность исключительно исходя из интересов Америки. И именно данную концепцию США пытаются внедрить в реальность, причем не только России, но и всего мира.
Следует подчеркнуть, что на современном этапе развития Российской Федерации проблематика обеспечения ее национальной безопасности, равно как и общественной безопасности, не только не утратила своей значимости, но и приобрела еще более актуальный аспект решения серьезных общественно-политических противоречий во многих сферах жизнедеятельности ввиду усиления политического и экономического давления на государственные структуры, агрессивной информационной экспансии на российский социум. Угрозы и вызовы внешней среды, начавшиеся еще в первом десятилетии XXI в. на фоне роста русофобии и ксенофобии в ряде зарубежных стран, сегодня провоцируют распространение экстремизма, насилия и террора, религиозного радикализма, агрессивности отдельных субкультур, вызывая социальную напряженность между многонациональными и многоконфессиональными социальными группами населения [4, с. 400—401].
В этой связи следует обратить внимание на ад-министративно-юрисдикционную деятельность правоохранительных органов России, которая в настоящее время в большей степени корреспондирует с обеспечением общественной безопасности в условиях негативных тенденций вследствие проведения специальной военной операции. Так, органы внутренних дел совместно с другими силовыми структурами (Росгвардия, ФСБ, МЧС и т. д.) страны выполняют ряд масштабных задач по обеспечению общественной безопасности граждан России, борьбе с терроризмом и экстремизмом. Силы органов внутренних дел, защищая личность, общество и государство от противоправных посягательств, предупреждая и пресекая преступления и административные правонарушения, обеспечивая правопорядок в общественных местах, вносят весомый вклад в защиту общественной безопасности России.
Следует отметить, что одно из направлений в деятельности органов внутренних дел, которое закреплено в ст. 9 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»1, является противодей-
1 О противодействии экстремистской деятельности [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ. До-
ствие в создании и деятельности общественных объединений, преследующих распространение экстремистских идей, к которым относятся немало структур несистемной оппозиции.
Проблема экстремизма в настоящее время обретает особое значение в силу глобализации данного явления, а следовательно, и роста масштабов его угрозы при использовании несистемной оппозицией. Актуальность данного социально-опасного явления касается прежде всего использования данного инструментария несистемной оппозицией для подготовки и осуществления так называемой цветной революции.
В новых условиях различные проявления экстремизма прочно вошли во многие сферы жизни общества. В современной геополитической обстановке экстремизм как вид преступности — это реальная угроза государственной и общественной безопасности России. Он вносит раскол в общество, ослабляет нашу страну, провоцирует рост этнонациональной конфликтности, дестабилизирует политическую, экономическую и социальную жизнь общества. Общественная опасность данного явления заключается в объединении экстремистской деятельности с другими формами организованной преступности для достижения целей несистемной оппозиции, руководимой Западом [2].
Необходимо отметить, что в настоящее время МВД России активно работает над реализацией Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года2, которая, хотя и является достаточно актуальной, уже требует своего развития, исходя из новых реалий, возникших после начала специальной военной операции. Таковыми направлениями развития могут стать:
— подготовка и записывание психологических и социальных «портретов» руководителей и активных членов несистемной оппозиции;
— сбор и обобщение исчерпывающих сведений о родственниках, друзьях, бывших коллегах по учебе, работе и т. д. руководителей и активных членов несистемной оппозиции;
— выявление и ликвидация новых механизмов оказания влияния членами несистемной оппозиции на различные социальные группы и отдельных граждан, прежде всего молодежи;
— минимизация последствий использования несистемной оппозицией так называемого уличного потенциала, а именно их способность вывести на протестные акции определенное число граждан при обострении ситуации.
ступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
2 Об утверждении Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года [Электронный ресурс]: Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2020 г. № 344. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
Как было отмечено ранее, следует активизировать и юридически закрепить разработку своеобразного «паспорта» организаций несистемной оппозиции через его оформление с использованием технологий «цифровых двойников».
Для совершенствования взаимодействия территориальных органов МВД России с органами государственной власти и местного самоуправления при противодействии незаконной деятельности несистемной оппозиции назрела необходимость подготовки межведомственного «банка объединенных данных», в котором будут содержаться сведения обо всех организациях несистемной оппозиции в России и за рубежом. Как показало исследование, современный международный экстремизм имеет тенденцию на постоянное развитие и уже давно оказывает свое воздействие на российские соответствующие структуры.
Непосредственно для совершенствования правовых основ организации деятельности территориальных органов МВД России при выполнении задач по противодействию несистемной оппозиции целесообразно разработать методические рекомендации по направлениям проявления их деятельности, которые необходимо обновлять в реальном времени. Таковые методические рекомендации следует разрабатывать с привлечением потенциала ученых, прежде всего Академии управления МВД России, и практиков территориальных органов МВД России.
Следует расширить ведомственные нормативные правовые акты в плане закрепления положений по противодействию несистемной оппозиции в информационном и киберпро-странстве. Более детального разъяснения требуют проблемные вопросы работы с молодежью, особенно подростками 12—16 лет. Особое значение приобретает правовое закрепление реализации в практику современных позиций ситуационного управления с использованием системы распределенных ситуационных центров МВД России.
Следует более четко закрепить в ведомственных нормативных документах вопросы взаимодействия конкретных подразделений МВД России при выполнении ими комплекса задач по противодействию несистемной оппозиции. Основными мерами при организации взаимодействия выступают вопросы обмена информацией, согласование усилий различных подразделений при проведении мероприятий по противодействию незаконной деятельности несистемной оппозиции. Данные меры осуществляются по линиям экономической безопасности, уголовного розыска,
противодействия коррупции, обмена оперативно-розыскной информацией. Важное значение играет взаимодействие, осуществляемое оперативно-поисковыми бюро и бюро специальных технических мероприятий, между подразделениями по вопросам миграции, управлениями (отделами) ГИБДД. Специальные задачи решают управления (отделы, отделения) организации дознания и главные следственные управления (управления, отделы), экспертно-криминалистические подразделения и информационные центры.
Другим направлением работы органов внутренних дел должно стать выявление в рядах протестующих фигур готовых к началу диалога с представителями государственной власти и перевод их с радикальных позиций на умеренные. Для этого нужно перестать воспринимать всю активизировавшуюся оппозицию как единое целое, действующее под управлением враждебного внешнеполитического игрока. Однако, разумеется, наличие таких деструктивных элементов в несистемной оппозиции отрицать нельзя. Необходимо действовать в отношении них соответствующим образом в интересах защиты конституционного строя Российской Федерации.
В целях повышения эффективности действий власти в отношении несистемных игроков политической оппозиции необходимо Концепцию общественной безопасности Российской Федерации дополнить конкретными направлениями деятельности правоохранительных органов при обеспечении общественной безопасности в условиях противоправных действий несистемной оппозиции.
В частности, предлагается предусмотреть в числе направлений деятельности органов внутренних дел следующие мероприятия:
— моделирование, прогнозирование тактических ходов субъектов несистемной оппозиции и совместное с органами власти, общественностью принятие мер по предупреждению противоправных действий;
— осуществление мониторинга обстановки в тех социальных средах, на которые пытаются опереться игроки несистемной оппозиции;
— проведение на плановой основе разъяснительной работы среди тех групп и категорий граждан, которые могут по различным мотивам поддерживать идеологические воззрения несистемной оппозиции;
— виктимологическая профилактика среди населения в целях повышения защитной реакции общества, а также его объединения на базе осознания необходимости повсеместной борьбы с проявлениями деструктивных воззрений.
Список литературы:
1. Голубков Д. А. Комплекс мер, форм и методов противодействия терроризму // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 17.
2. Демин Г. И., Снеговой А. В., Щукин В. М., Киреев М. П., Махаков Б. Д., Балаева Д. Р., Жирнов Ю. Н. Противодействие экстремистской деятельности, создающей чрезвычайные обстоятельства криминального характера: курс лекций. Москва: Академия управления МВД России, 2021.
3. Закирова Р. И. Развитие российского антитеррористического законодательства на рубеже двух веков // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ: материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941— 1945 годов (Барнаул, 14 апреля 2020 г.). Барнаул: Азбука, 2020.
4. Коблов Ф. Ч., Чаттаев А. Р. О роли научного подхода в решении вопроса борьбы с терроризмом // Евразийский юридический журнал. 2020. № 4 (143).
5. Несистемная оппозиция: понятие, представители и лидеры. URL: https://autogear. ru/article/243/949/nesistemnaya-oppozitsiya-ponyatie-predstaviteli-i-lideryi/ (дата обращения: 20.05.2022).
6. Обращение Президента Российской Федерации 24 февраля 2022 г. // Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://kremlin.ru/events/president/ news/by-date/24.02.2022 (дата обращения: 20.05.2022).
7. Пименов Н. П. Политические коммуникации как фактор формирования общественного мнения в современной России (на примере внесистемной оппозиции): автореф. дис. ... канд. полит. наук. Санкт-Петербург, 2016.
8. Челнокова М. Л. Несистемная оппозиция в современной России: этапы трансформации и технологии политической деятельности // Общество: политика, экономика, право. 2020. № 11 (88).