Научная статья на тему 'Несистемная оппозиция в контексте проблем безопасности в современной России'

Несистемная оппозиция в контексте проблем безопасности в современной России Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
383
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ПРОБЛЕМЫ ВНУТРЕННЕЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ / СТРАТЕГИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / NON-SYSTEM OPPOSITION / POLITICAL EXTREMISM / INTERNAL SECURITY PROBLEMS / NATIONAL SECURITY STRATEGY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Давыденко Денис Игоревич

В статье рассматриваются основные угрозы внутренней безопасности России, представляемые современной несистемной оппозицией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NON-SYSTEM OPPOSITION AS A SECURITY PROBLEM IN MODERN RUSSIA

The paper examines the main threats to internal security of Russia, represented by a modern non-system opposition.

Текст научной работы на тему «Несистемная оппозиция в контексте проблем безопасности в современной России»

минобрнауки. рф/документы/817 (дата обращения: 22.10.2012).

9. Российская Федерация. Президент. Об

утверждении приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации [Электронный ресурс] : указ от 7 июля 2011г. № 899. - URL: http://M^ нобрнауки.рф/документы/359 (дата обращения: 22.10.2012).

dokumenty/817 (data obrashhenija: 22.10.2012).

9. Rossijskaja Federacija. Prezident. Ob

utverzhdenii prioritetnyh napravlenij razvitija nauki, tehnologij i tehniki v Rossijskoj Federacii i perechnja kriticheskih tehnologij Rossijskoj Federacii : ukaz ot 7 ijulja 2011g. № 899. URL: http://minobrnauki. rf/dokumenty/359 (data obrashhenija: 22.10.2012).

УДК 329

НЕСИСТЕМНАЯ ОППОЗИЦИЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

© Давыденко Денис Игоревич

аспирант кафедры политических наук, Саратовский государственный университет им. Н. Г. Чернышевского

И warg313@yandex.ru

В статье рассматриваются основные угрозы внутренней безопасности

России, представляемые современной несистемной оппозицией

Ключевые слова: несистемная оппозиция, политический экстремизм, проблемы внутренней безопасности России, стратегия национальной безопасности.

Проблемы национальной безопасности современной России обозначены в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утверждённой указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. [2, с. 7]. В данном документе указаны основные угрозы национальной безопасности страны, а также приоритетные задачи и интересы России, обозначено «развитие демократии и гражданского общества» [10]. Одним из традиционных элементов гражданского общества является политическая оппозиция.

В современной России наряду с традиционными оппозиционными партиями большое значение имеют несистемные оппозиционные организации. Зачастую к их числу относят движения откровенно экстремистской направленности, представляющие угрозу для внутренней безопасности страны.

В политической науке не существует единого определения несистемной оппозиции. Данной проблеме посвящён ряд исследований отечественных учёных. Так, В. И. Козодой определяет несистемную оппозицию как «лево-»

и «праворадикальные» партии и группировки, программные установки которых полностью (либо частично) отрицают преобладающую систему политических ценностей. Их деятельность нацелена на дискредитацию функционирующих институтов государственной власти, подрыв их легитимности и нарушение нормального хода политического процесса» [8, с. 10].

Зачастую в российской политической науке несистемной оппозицией обычно называют политические образования, которые вообще не хотят иметь ничего общего с существующей властью и легальным порядком. Они считают возможным проявлять свою политическую активность в рамках «уличной демократии», провоцируют массовые беспорядки.

Однако исходя из системного подхода существует и другое определение. По мнению И. Большакова, «системность характеризуется отношением оппозиции к политической системе в целом и её институтам в частности. Но по этому параметру почти все оппозиционные структуры, включая представленные в парламенте, являются несистемными» [1, с. 111]. Подобное

толкование несистемной оппозиции значительно реже встречается в российской политической науке. Традиционно предпочтение отдаётся первому варианту.

Относительно такого подхода также есть оговорки. Не все незарегистрированные организации можно отнести к несистемной оппозиции. Необходимо различать экстремистские и оппозиционные образования. Так, социолог Ю. Е. Волков отмечает, что «некоторые из организаций такого рода, например, объединения фашистского, нацистского толка, оппозицией не могут быть названы, это просто антиобщественные образования. Все они являются внесистемными явлениями по отношению к обществу как метасистеме, имеющей высшие нравственные ценности, и поэтому требующими соответствующего к себе отношения» [5, с. 125].

Таким образом, по нашему мнению, под терминами «несистемная» или «внесистемная» оппозиция необходимо понимать организации, не зарегистрированные Министерством Юстиции России в качестве партий, противопоставляющих себя действующему режиму и не носящих экстремистского характера.

Несистемная оппозиция появилась в России в 2006 г., когда была создана коалиция «Другая Россия», позже распущенная и преобразованная в незарегистрированную партию с таким же названием [7]. В зарубежных СМИ именно несистемную оппозицию зачастую рассматривают в качестве реального противовеса действующему политическому режиму. С другой стороны, власть обвиняет оппозиционеров в отстаивании интересов «Запада» [6, с. 72], что, в свою очередь, представляет угрозу для национальных интересов страны.

Незарегистрированные партии являются неотъемлемой чертой современной российской демократии. Несистемная оппозиция представляет собой значительную силу, которую необходимо учитывать в интересах внутренней безопасности государства и сохранения стабильности.

Одной из наиболее актуальных проблем внутренней безопасности современной России стал экстремизм. Явление, которому уделяется значительное внимание со стороны государства, представляющее значительную угрозу стабильности общества.

Слово экстремизм происходит от латинского exstremus, что означает крайний. Достижение определённых политических целей предполагается осуществлять любыми, в том числе насильственными средствами. Экстремизм как сложный политико-правовой феномен может иметь различное содержание и направленность в зависимости от целей» [9,

с. 116]. Кроме религиозного, этнического экстремизма в отдельных регионах России, существует угроза радикализма со стороны несистемных оппозиционных организаций.

В своеобразную группу риска организаций, склонных к экстремизму, относится Другая Россия, возглавляемая Э. Лимоновым. Она представляет собой менее радикальный вариант запрещённой за экстремизм его же Национал-большевистской партии. Руководят Другой Россией соратники Лимонова по НБП. Сам лидер организации неоднократно задерживался правоохранительными органами при проведении массовых акций.

К этой же категории стоит причислить националистические движения. Они не стремятся создавать партии, выдвигать кандидатов на выборы и участвовать в политической жизни страны в рамках системы. Это стихийная сила, балансирующая на грани экстремизма, которую нельзя не учитывать при исследовании несистемной оппозиции в современной России.

Основной проблемой при исследовании деятельности националистов является их раздробленность. Они не имеют единой структуры, стремящейся к партийной организации, как у либерального крыла несистемной оппозиции. Однако уличные акции, такие как «Русский марш», собирают значительное число сторонников. Только в Москве 4 ноября 2011 г., по данным СМИ, приняло участие от 3,5 до 7 тыс. человек [4]. При этом среди членов националистических объединений имеется значительное число запрещённого ныне Движения против нелегальной иммиграции.

Кроме склонности к экстремизму, несистемную оппозицию зачастую обвиняют в нарушении общественной безопасности. Агрессивные массовые акции, собирающие от нескольких сотен до нескольких тысяч человек, регулярно вызывают опасения у правоохранительных органов и городских администраций. Митинги и шествия являются основной формой деятельности оппозиционеров из-за минимальных возможностей воспользоваться иными каналами представления своих взглядов и интересов. В меньшей степени современная несистемная оппозиция представляет угрозу для информационной безопасности страны. Отсутствие у оппозиционных организаций значительных информационных ресурсов ограничивает их деятельность в данном направлении. Фактически распространение влияния несистемной оппозиции ограничивается аудиторией сети Интернет и гораздо ниже оно в традиционных СМИ (радио и телевидение).

Данная проблема может частично решиться после принятия изменений в закон «О поли-

Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731

тических партиях», предложенных Президентом России в декабре 2011 г. [3]. Поправки упростили процесс регистрации политических партий в России. В результате у несистемных оппозиционеров появилась возможность зарегистрироваться в Министерстве Юстиции РФ и принимать участие в выборах всех уровней, что повлечёт за собой возможность использования иных каналов связи, а не только массовых собраний и СМИ.

Таким образом, наиболее весомые угрозы безопасности страны - это склонность ряда

оппозиционных организаций к экстремизму и стремление к проведению массовых акций. Данные проблемы отчасти могут решиться при легализации оппозиционеров. Придание официального статуса партии позволяет получить новые инструменты достижения собственных интересов и снизит уровень риска экстремизма.

Материалы поступили в редацию 06.09.2012 г.

Библиографический список (References)

1. Большаков И. Несистемная оппозиция: «терминологическая» ошибка или политическая реальность [Текст] // Свободная мысль. - 2011.

- № 3 (1622). - ISSN 0869-44435.

2. Витковский А. И. Национальная безопасность: понятие и нормативное правовое обеспечение [Текст] // Аналитический вестник Совета федерации ФС РФ. Проблемы национальной безопасности. - 2010. - № 17(403).

3. В Думу внесены поправки в закон о политических партиях [Электронный ресурс]. - URL: http://www.vesti.ru/doc.html?id=668941 (дата обращения: 16.02.2012 г.).

4. В Москве начался «Русский марш» [Электронный ресурс]. - URL: http://lenta. ru/news/2011/11/04/rus/ (дата обращения:

01.12.2011 г.).

5. Волков Ю. Е. Социальные системы как объект социологического анализа [Текст] // Социологические исследования. - 2009. - № 9.

- ISSN 0132-1625.

6. Давыденко Д. И. Особенности освещения деятельности российской внесистемной оппозиции в иностранных СМИ [Текст] // Молодежная политическая наука в Саратове. Вып. 2. - Саратов, 2011. - ISBN 978-59999-0324-2.

7. Коалиция «Другая Россия» [Электронный ресурс]. - URL: http://kommersant.ru/ factbook/189254 (дата обращения: 08.12.2011 г.).

8. Козодой В. И. Общественно-политическая жизнь Сибири (вторая половина 1980-х - середина 1990-х) [Текст] : автореф. дис. ... докт. ист. наук. : 07.00.02. - М.,2009.

9. Смертин А. Н. Экстремизм в современной России и проблемы борьбы с ним [Текст] // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 7 (145). - (Серия «Право»).-ISSN 1994-2796.

10. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.scrf. gov.ru/documents/99.html (дата обращения:

16.02.2012 г.).

1. Bol'shakov I. Nesistemnaja oppozicija: «termi-nologicheskaja» oshibka ili politicheskaja real'nost'. Svobodnaja mysl'. 2011. № 3 (1622). ISSN 086944435.

2. Vitkovskij A. I. Nacional'naja bezopasnost': ponjatie i normativnoe pravovoe obespechenie. Analiticheskij vestnik Soveta federacii FS RF. Problemy nacional'noj bezopasnosti. 2010. № 17

(403).

3. V Dumu vneseny popravki v zakon o politicheskih partijah. URL: http://www.vesti.ru/doc. html?id=668941 (data obrashhenija: 16.02.2012 g.).

4. V Moskve nachalsja «Russkij marsh». URL: http://lenta.ru/news/2011/11/04/rus/ (data obrashhenija: 01.12.2011 g.).

5. Volkov Ju. E. Social'nye sistemy kak ob#ekt sociologicheskogo analiza. Sociologicheskie issledovanija. 2009. № 9. ISSN 0132-1625.

6. Davydenko D. I. Osobennosti osveshhenija dejatel'nosti rossijskoj vnesistemnoj oppozicii v inostrannyh SMI. Molodezhnaja politicheskaja nauka v Saratove. Vyp. 2. Saratov, 2011. ISBN

978-59999-0324-2.

7. Koalicija «Drugaja Rossija». URL: http:// kommersant.ru/factbook/189254 (data obrashhenija: 08.12.2011 g.).

8. Kozodoj V. I. Obshhestvenno-politicheskaja zhizn' Sibiri (vtoraja polovina 1980-h - seredina 1990-h) : avtoref. dis. ... dokt. ist. nauk. : 07.00.02. M.,2009.

9. Smertin A. N. Jekstremizm v sovremennoj Rossii i problemy bor'by s nim. Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009. № 7 (145). (Serija «Pravo»). ISSN 1994-2796.

10. Strategija nacional'noj bezopasnosti Rossijskoj Federacii do 2020 goda. URL: http://www.scrf. gov.ru/documents/99.html (data obrashhenija: 16.02.2012 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.