4. Кузин В. С. Изобразительное искусство. 2 класс. М.: Дрофа, 2007.
5. Кузин В. С. Методика преподавания изобразительного искусства в 1-3 классах. М.: Просвещение, 1971,1983.
6. Молева Н. М. Выдающиеся русские художники педагоги. М.: Просвещение, 1991.
7. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. М.: Педагогика, 1981.
8. Ондоралов Н. В. Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве. М.: Просвещение, 1988.
9. Орлов А. Б. Психология детства: новый взгляд // Творчество и педагогика: материалы Всесоюз.
науч.-практ. конф. Секц. V. Детство и творчество. М., 1988.
10. Педагогика / под. ред. П. И. Пидкасистого. М.: ВЛАДОС, 1998.
11. Петровский В. А. Личность в психологии. Ростов н/Д., 1996.
12. Ростовцев Н. Н. История методов обучения рисованию. М.: Просвещение, 2000.
13. Ростовцев Н. Н. Методика преподавания изобразительного искусства в школе. М.: Агар, Рандеву-АМ, 2000.
14. Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. М.: Академия, 2002.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ТРЕНЕРА И РОДИТЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ
PARENTS-COACH INTERACTION IN TERMS OF ORGANISATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF TRAINEES
Н. В. Гасанов
В статье приводятся основные результаты, полученные в ходе исследования взаимодействия тренеров, юных спортсменов и их родителей в организации культурно-досуговой деятельности.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, тренер, юные спортсмены и их родители.
N. V. Gasanov
The article presents the results obtained in the experiment connected with the interaction of coaches, young sportsmen and their parents in terms of organization of cultural and leisure activities.
Keywords: cultural and leisure activities, coach, young sportsmen and their parents.
Проблема воспитания, роли семьи и школы и их взаимодействие в этом процессе остаются актуальными и в наше время. Особую актуальность приобретает эта проблема, когда речь заходит о взаимодействии родителей и тренеров при воспитании юных спортсменов. По мнению И. П. Волкова (1998), основное время, в течение которого тренер может воспитывать спортсмена, влияя на него своей педагогической позицией и используя определенные педагогические методы, это время учебно-тренировочной деятельности, то есть в процессе тренировки или соревнований в аудитории, в спортивном зале, на стадионе и т. п., а все остальное время их окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие, вот здесь-то и отводится ведущая роль родителям. От взаимодействия тренера и родителей зависит результативность воспитания спортсмена.
Прежде чем рассмотреть особенности взаимодействия родителей и тренера в организации культурно-
досуговой деятельности спортсменов, необходимо рассмотреть сущность и роль взаимодействия людей.
В результате анализа философской литературы нами установлено, что взаимодействие - это объективная и универсальная форма движения, развития, определяющая существование и структурную организацию любой материальной системы. Как материальный процесс, взаимодействие сопровождается передачей материи, движения и информации. Оно относительно, осуществляется с определенной скоростью и в определенном пространстве-времени.
С точки зрения психологии взаимодействие - это процесс непосредственного или опосредованного воздействия людей друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь (В. Г. Крысько, 2010).
Под взаимодействием в психологии также понимают не только влияние людей друг на друга, но и непосредственную организацию их совместных действий, позволяющую группе реализовывать общую для ее членов деятельность. Именно в этом контексте мы и будем рассматри-
вать взаимодействие тренера и родителей в организации культурно-досуговой деятельности юных спортсменов.
Нами также проведен анализ литературы, посвященный исследованию отдельных аспектов воспитания юных спортсменов, опыт отдельных авторов использовался в разработке методики культурно-досуговой деятельности. Н. Б. Кутергин (2007) предложил методику формирования оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов; С. В. Галкин (2005) - методику спортивно-патриотического воспитания учащихся детско-юношеских спортивных школ; И. В. Королев (2005) исследовал роль Европейского движения «Фэйр Плэй» в повышении духовно-нравственной ценности спорта; И. В. Зуб (2005) разработал методику нравственно-волевого воспитания младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо; Л. В. Логинов (2007) предпринял попытку развития физических и нравственно-волевых качеств у юных спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой; В. А. Маркова (2006) занималась формированием морально-этических качеств личности у детей 6-8 лет, занимающихся спортом; А. В. Козлов (2007) посвятил свое исследование формированию нравственной культуры у спортсменов школьного возраста; С. В. Кабанов (2005) - методику развития нравственно-волевой сферы у юных боксеров на начальном этапе подготовки.
Особого внимания в контексте нашей работы заслуживает диссертационное исследование А. Д. Чехонина (2010) «Нравственное воспитание подростка в процессе занятий айкидо». Автором разработана система средств и методов воспитания, определены цели и задачи нравственного воспитания детей средствами айкидо.
По результатам анализа литературы, посвященной проблемам воспитания спортсменов, нами были сделаны выводы, что никто из авторов не использует потенциал культурно-досуговой деятельности, а также не привлекает родителей к решению задач воспитания.
В результате проведенного нами в 2010-2012 гг. опроса свыше 150 тренеров из г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ленинградской области, а также более 1000 спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания по теннису, тяжелой атлетике, армрестлингу, каратэ, боксу, баскетболу, было установлено, что эффективность культурно-досуговой деятельности школьников целиком и полностью зависит от организации взаимодействия тренера и родителей.
В ходе опроса получено следующее: все 100% тренеров и спортсменов считают, что тренеру необходимо систематически проводить воспитательную работу как с отдельными спортсменами, так и с группой или командой. И при этом также все 100% опрошенных тренеров недооценивают роль культурно-досуговой деятельности в воспитании спортсменов, считая, что только учебно-тренировочный процесс приносит свои плоды. Такая позиция тренеров по отношению к решению воспитательных задач по формированию личности учащихся, в том числе спортсменов детско-юношеских спортивных школ (ДЮСШ), акцентирует внимание в основном на аудиторные (зальные) формы официального общения тренера с воспитанниками, с пошаговым
решением образовательных и воспитательных задач по утвержденной учебной программе, и совершенно недооценивает потенциал культурно-досуговой деятельности.
По данным опроса, нами установлено, что воспитательное воздействие тренеров проявляется в их стремлении оказывать воспитательное воздействие своим личным примером, хорошими профессиональными знаниями, умением предупреждать конфликтные ситуации, проводить разъяснительную работу с воспитанниками в случае их «вызывающих действий и поведения», умением найти «общий язык» с коллегами, родителями детей. Все тренеры считают, что, действительно, культурно-досуговая деятельность обладает воспитательным потенциалом, но в силу занятости или других причин они его полностью не используют. А в период участия в соревнованиях, на выезде, они не хотят отвлекаться от главной цели - победы на соревнованиях, хотя сами спортсмены испытывают дефицит внимания тренера именно в этот период.
На основе анализа и обобщения современного состояния проблемы организации культурно-досуговой деятельности, в ходе которого был проведен теоретический анализ специальной литературы, диссертационных исследований, сборников материалов конференций, а также опрос тренеров и спортсменов, были сформулированы гипотеза, объект и предмет, цель и задачи исследования, разработана методика организации культурно-досу-говой деятельности спортсменов и намечен план проведения опытно-экспериментальной работы.
Разработанная методика организации культурно-досуговой деятельности спортсменов проходила экспериментальную проверку в 2011-2012 гг. в г. Москве. Для проведения экспериментальной работы были сформированы две группы - контрольная и экспериментальная. В состав контрольной группы вошли 20 воспитанников ДЮСШ по боксу 1998-1999 гг. рождения и их родители, в состав экспериментальной группы были включены школьники, занимающиеся боксом в фитнес-центре, в количестве 20 человек 1998-1999 гг. рождения, вместе со своими родителями.
Перед началом педагогического эксперимента и по его окончании был проведен опрос членов экспериментальной и контрольной групп: для оценки понимания занимающимися различных нравственных категорий - по методике незаконченных предложений, описанной Н. И. Дереклеевой (2001), система ценностных ориентаций изучалась по методике М. Рокича, направленность личности по методике «Определение направленности личности», общекультурные компетенции оценивались по разработанной нами методике.
По окончании тестирования с членами экспериментальной группы проводились мероприятия по разработанной нами методике культурно-досуговой деятельности. С родителями детей, входящих в экспериментальную группу, было проведено собрание, во время которого им были сообщены результаты тестирования детей, а также были разъяснены принципы взаимодействия с тренером в организации культурно-досуговой деятельности.
Во время экспериментальной работы группа школьников-спортсменов под руководством тренера и вместе с родителями посещали раз в неделю теоретические занятия, в каждый выходной день (как во время соревнований, так и во время пребывания в родном городе), свободный от тренировок, посещали выставки, театры, ходили в туристические походы, в зимний период катались на лыжах. Особый акцент в культурно-досуговой деятельности приходился на период пребывания детей в летнем спортивном лагере.
По окончании работы по результатам тестирования было установлено, что в экспериментальной группе детей наблюдался значительный прирост в результатах, по сравнению с контрольной. Прежде всего это коснулось общекультурных компетенций, уровень которых в десять раз превысил исходный членов контрольной группы. Все юные спортсмены выразили мнение о целесообразности участия родителей в организации культурно-досуговой деятельности, так как во взаимодействии с тренером повышается ее эффективность.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кутергин Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 17 с.
2. Галкин С. В. Методика спортивно-патриотиче-
ского воспитания учащихся детско-юношеских спортивных школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград. 2005. 27 с.
3. Королев И. В. Европейское движение Фэйр Плэй и его роль в повышении духовно-нравственной ценности спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 25 с.
4. Зуб И. В. Нравственно-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с.
5. Логинов Л. В. Развитие физических и нравственно-волевых качеств юных спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль. 2007. 160 с.
6. Маркова В. А. Формирование морально-этических качеств личности детей 6-8 лет средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 24 с.
7. Козлов А. В. Формирование нравственной культуры школьника в процессе физкультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 24 с.
8. Кабанов С. В. Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 18 с.
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
WAYS OF INCREASING THE QUALITY OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WORKING WOMEN, WHO LEAD A SLOW-MOVING WAY OF LIFE
Н. А. Поляничко
В статье описаны пути повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, пути повышения качества.
N. A. Polyanichko
The article deals with ways of increasing the quality of cultural and leisure activities of working women, leading a slow-moving way of life.
Keywords: cultural and leisure activities; ways of increasing the quality.
Актуальность исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни, обусловлена необходимостью для женщин в жизни современного общества играть определенные роли, позволяющие им брать на себя выполнение огромного многообразия общественных, политических, производственных, семейных, воспитатель-
ных и других функций. Именно понимание того, что проблемы со здоровьем, возникающие из-за малоподвижного образа жизни, не позволяют женщинам выполнять свои функции эффективно, определило цель исследования - выявить ресурсы культурно-досуговой деятельности в преодолении работающими женщинами малоподвижного образа жизни и разработать пути повышения ее качества.