Научная статья на тему 'Педагогическая позиция тренера в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников'

Педагогическая позиция тренера в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
282
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ / PEDAGOGICAL POSITION / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ВОСПИТАНИЕ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ / EDUCATION OF YOUNG ATHLETES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гасанов Н. В., Козынченко В. Г., Малахов В. В.

В статье приводятся данные о педагогической позиции и методике ее диагностики у тренеров, а также результаты исследования педагогической позиции тренеров по различным видам спорта городов Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гасанов Н. В., Козынченко В. Г., Малахов В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL POSITION OF A COACH IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF STUDENTS

This article presents the data concerning pedagogical positions, the method of their diagnosis for coaches and the results of the research of the pedagogical position of coaches in various sports in Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg and other cities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая позиция тренера в организации культурно-досуговой деятельности воспитанников»

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ТРЕНЕРА В ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ

PEDAGOGICAL POSITION OF A COACH IN THE ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF STUDENTS

Н. В. Гасанов, В. Г. Козынченко, В. В. Малахов

В статье приводятся данные о педагогической позиции и методике ее диагностики у тренеров, а также результаты исследования педагогической позиции тренеров по различным видам спорта городов Калининграда, Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области и др.

Ключевые слова: педагогическая позиция, куль-турно-досуговая деятельность, воспитание юных спортсменов.

Термин «педагогическая позиция» не является новым для педагогической науки, тем не менее не получил широкого распространения. Впервые о нем было заявлено в исследовании Е. В. Конеевой (1991). Автором была определена сущность и содержание этой дефиниции. Под педагогической позицией автор понимает систему отношений к педагогической деятельности, выражающуюся в наличии педагогических установок, соответствующих мотивов и стремлении к инновациям, основанных на личном взгляде на цели и характер педагогической деятельности. Е. В. Конеева (2002) исследовала педагогическую позицию у учителей физической культуры учебных заведений разного типа, студентов, арбитров по баскетболу.

Отдельные аспекты исследования категории «педагогическая позиция» раскрываются в исследованиях М. В. Прохоровой, О. Б. Томашевской, Д. Ю. Федорова, А. М. За-харычевой, С. С. Романова, И. В. Ишбулдиной и других.

Комплексный анализ педагогической позиции, по мнению Е. В. Конеевой, подразумевает использование различных методик оценки, взаимно дополняющих друг друга и пересекающихся по отдельным параметрам, что позволяет оценивать не только педагогическую позицию в целом, но и выявлять факторы, ее определяющие.

Разработанные автором методики диагностики включают методику выявления степени сформированности педагогической позиции, методику выявления степени выраженности педагогической позиции, методику выявления характера занимаемой позиции.

Принципы, заложенные Е. В. Конеевой в диагностику педагогической позиции, использовались нами при ее исследовании у тренеров по тяжелой атлетике, армрестлингу, карате, боксу.

N. V. Gasanov, V. G. Kozynchenko, V. V. Malakhov

This article presents the data concerning pedagogical positions, the method of their diagnosis for coaches and the results of the research of the pedagogical position of coaches in various sports in Kaliningrad, Moscow, St. Petersburg and other cities.

Keywords: pedagogical position, cultural and leisure activities, education of young athletes.

Методика выявления степени сформированности педагогической позиции (ССПП) предназначена для самооценки сформированности педагогической позиции тренеров по спорту.

Нами была использована форма тестов-опросников. При разработке перечня вопросов, характеризующего педагогическую позицию, взята за основу структура деятельности тренера, разработанная В. Н. Прохоровым. Сохранив общую структуру педагогической деятельности, состоящую из пяти основных компонентов, и их условные названия, мы добавили еще один компонент и первоначально модифицировали ее для самооценки педагогической позиции тренеров. Построение теста осуществлялось в соответствии с тремя принципами: 1) сжатия (дидактически адаптированная концепция инженерии знаний); 2) модульности; 3) проблемности.

Принцип модульности и сжатия использовался нами при построении теста-опросника по выявлению степени сформированности педагогической позиции тренеров. Весь он состоял из шести основных модулей, для простоты изложения переименованных нами в блоки. Каждый блок имел свое название в соответствии с названием компонента педагогической деятельности: гностический, организаторский, конструктивный, проектировочный, коммуникативный и инновационный.

Структура и содержание блока определялись исходя из специфики деятельности тренера. В анкете каждый блок представлен по принципу модульности, лаконичным набором вопросов-компонентов. Для этого нами использовались специально разработанные шкалы, а также модифицированные варианты шкал М. В. Прохоровой (1974), Н. В. Кузьминой (1976), В. Н. Прохорова (1982), И. Х. Кобера (1987), В. М. Корнилова (1988), Н. И. Степанченко (1989),

А. П. Зверева (1990), И. Х. Мухамадеева (1990), Н. Э. Пфей-фер (1991), В. В. Кольтиновой (1993), Л. П. Сербиной (1995), О. И. Дранюк (1996), Л. В. Богдановой (1999).

Таким образом, каждый из шести блоков состоял из 10 показателей, всего анкета насчитывала 600 характеристик.

Для получения количественной оценки педагогической позиции и оценки педагогической позиции, которая должна быть в «идеале», предлагалась 10-балльная шкала. 10 баллов - высшая степень сформированности педагогической позиции, а 1 балл - полное ее отсутствие.

Баллы для оценки своей педагогической позиции выставлялись в анкете в графу под названием «реальная», баллы для оценки педагогической позиции, которая должна быть у тренера в идеале, в графу под названием «идеальная».

Полученная по каждому блоку сумма баллов рассматривалась как идеальный показатель по данному блоку. Среднее арифметическое по шести блокам являлось показателем сформированности педагогической позиции. Таким образом, респонденты могли получить оценку своей педагогической позиции по каждому блоку, самостоятельно определить среднее по шести блокам, а также сравнить его с «идеальным» показателем.

В исследовании приняли участие свыше 150 тренеров из г. Москвы, Московской обл., г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ленинградской обл. и др. Опрос тренеров проводился в рабочее время. Заполнение анкет осуществлялось в присутствии диссертанта, что позволяло уточнить неясные для опрашиваемых моменты.

Результатом исследования степени сформированности педагогической позиции у тренеров явилось следующее. Педагогическая позиция тренеров зависит от понимания ими основных проблем подготовки спортсменов, от новичка до высококлассного спортсмена, а также от понимания своей воспитательной миссии. Проявляя свою педагогическую позицию во взаимоотношениях с воспитанниками, коллегами, судьями, в основном полагаются на свой личный опыт в воспитании, на жизненный опыт, и только в последнюю очередь - на психолого-педагогические знания. И все 100% опрошенных тренеров недооценивают роль культурно-досуговой деятельности в воспитании спортсменов, считая, что только учебно-тренировочный процесс приносит свои плоды.

Нами также использовалась методика самооценки СВПП, предназначенная для ее самооценки у тренеров по спорту.

В качестве основных показателей проявления СВПП мы избрали показатели, разработанные В. Н. Мя-

сищевым (1960) в теории измерения субъективных отношений: модальность, интенсивность, широта, устойчивость, доминантность, эмоциональность, активность, сознательность.

Начиная с третьего вопроса все ответы респондентов переводились в баллы по схеме. Максимальная сумма баллов, которую может набрать респондент, равна 100 баллам, это и есть идеальный показатель СВПП тренера.

Педагогическая позиция тренеров характеризуются низкой степенью выраженности (40,1 балла) как в общем, так и по отдельным показателям - широта, эмоциональность, активность, устойчивость. Хотя в основном (99%) считают, что тренер должен иметь свою педагогическую позицию, которая проявляется в его стремлении оказывать воспитательное воздействие своим личным примером, хорошими профессиональными знаниями, умением предупреждать конфликтные ситуации, проводить разъяснительную работу с воспитанниками в случае их «вызывающих действий и поведения», умением найти «общий язык» с коллегами, родителями детей.

На сформированность и выраженность педагогической позиции у тренеров влияют специфика деятельности, стаж работы, образование, возраст.

Таким образом, в заключение необходимо отметить следующее: в педагогике спорта утверждается, что спортсмен формируется на тренировках и соревнованиях при определяющем влиянии на него педагогической позиции его тренера. Основное время, в течение которого тренер может воспитывать спортсмена, влияя на него своей педагогической позицией и используя определенные педагогические методы, - это время учебно-тренировочной деятельности, то есть процесс тренировки или учебной подготовки спортсменов в аудитории, в спортивном зале, на стадионе и т. п. (И. П. Волков, 1998). Такая позиция тренеров по отношению к решению воспитательных задач формирования личности учащихся, в том числе спортсменов ДЮСШ, акцентирует внимание в основном на аудиторные (зальные) формы официального общения тренера с воспитанниками, с пошаговым решением образовательных и воспитательных задач по утвержденной учебной схеме, совершенно недооценивает потенциала культурно-досуговой деятельности.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конеева Е. В. Формирование педагогической позиции специалиста по физической культуре в процессе вузовской подготовки: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. М., 2001. 32 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.