Научная статья на тему 'Пути повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни'

Пути повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / WAYS OF INCREASING THE QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Поляничко Н. А.

В статье описаны пути повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Поляничко Н. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS OF INCREASING THE QUALITY OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WORKING WOMEN, WHO LEAD A SLOW-MOVING WAY OF LIFE

The article deals with ways of increasing the quality of cultural and leisure activities of working women, leading a slow-moving way of life

Текст научной работы на тему «Пути повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни»

Во время экспериментальной работы группа школьников-спортсменов под руководством тренера и вместе с родителями посещали раз в неделю теоретические занятия, в каждый выходной день (как во время соревнований, так и во время пребывания в родном городе), свободный от тренировок, посещали выставки, театры, ходили в туристические походы, в зимний период катались на лыжах. Особый акцент в культурно-досуговой деятельности приходился на период пребывания детей в летнем спортивном лагере.

По окончании работы по результатам тестирования было установлено, что в экспериментальной группе детей наблюдался значительный прирост в результатах, по сравнению с контрольной. Прежде всего это коснулось общекультурных компетенций, уровень которых в десять раз превысил исходный членов контрольной группы. Все юные спортсмены выразили мнение о целесообразности участия родителей в организации культурно-досуговой деятельности, так как во взаимодействии с тренером повышается ее эффективность.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кутергин Н. Б. Формирование оптимальной агрессивности у спортсменов-борцов: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007. 17 с.

2. Галкин С. В. Методика спортивно-патриотиче-

ского воспитания учащихся детско-юношеских спортивных школ: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Волгоград. 2005. 27 с.

3. Королев И. В. Европейское движение Фэйр Плэй и его роль в повышении духовно-нравственной ценности спорта: автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2005. 25 с.

4. Зуб И. В. Нравственно-волевое воспитание младших школьников в процессе начальных занятий дзюдо: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 24 с.

5. Логинов Л. В. Развитие физических и нравственно-волевых качеств юных спортсменов, занимающихся греко-римской борьбой: дис. ... канд. пед. наук. Ярославль. 2007. 160 с.

6. Маркова В. А. Формирование морально-этических качеств личности детей 6-8 лет средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Краснодар, 2006. 24 с.

7. Козлов А. В. Формирование нравственной культуры школьника в процессе физкультурного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2007. 24 с.

8. Кабанов С. В. Развитие нравственно-волевой сферы юных боксеров на начальном этапе подготовки: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Майкоп, 2005. 18 с.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАБОТАЮЩИХ ЖЕНЩИН, ВЕДУЩИХ МАЛОПОДВИЖНЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

WAYS OF INCREASING THE QUALITY OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF WORKING WOMEN, WHO LEAD A SLOW-MOVING WAY OF LIFE

Н. А. Поляничко

В статье описаны пути повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, пути повышения качества.

N. A. Polyanichko

The article deals with ways of increasing the quality of cultural and leisure activities of working women, leading a slow-moving way of life.

Keywords: cultural and leisure activities; ways of increasing the quality.

Актуальность исследования проблемы организации культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни, обусловлена необходимостью для женщин в жизни современного общества играть определенные роли, позволяющие им брать на себя выполнение огромного многообразия общественных, политических, производственных, семейных, воспитатель-

ных и других функций. Именно понимание того, что проблемы со здоровьем, возникающие из-за малоподвижного образа жизни, не позволяют женщинам выполнять свои функции эффективно, определило цель исследования - выявить ресурсы культурно-досуговой деятельности в преодолении работающими женщинами малоподвижного образа жизни и разработать пути повышения ее качества.

Достижение поставленной цели осуществлялось за счет решения задач при помощи следующих методов: теоретического анализа и обобщения, опроса, педагогических наблюдений, тестирования, педагогического эксперимента, математической статистики.

В ходе исследования, проводившегося в период с 2009 по 2013 г., нами была изучена психологическая, философская и педагогическая литература, посвященная образу жизни современной женщины, исследовались труды теоретиков в области социально-культурной деятельности М. А. Ариарского, Т. И. Бакланова, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, М. Б. Зацепиной, Ю. Д. Красильникова, Т. С. Комаровой, Е. В. Литовкина, Ю. А. Стрельцова, А. А. Сукало, В. Я. Суртае-ва, Б. А. Титова, В. В. Туева, В. М. Чижикова, Н. Н. Ярошенко, а также проблемам повышения ее качества М. В. Истоминой (2008), А. П. Васильева (2000), Н. А. Коняевой (2005), Д. В. Шамсутдиновой (2002). В результате нами установлено, что значительный ресурс социально-культурной деятельности заключается в возможности компенсировать недостающие условия личностного развития, независимо от их характера, создать дополнительное пространство личностного развития, помочь человеку решить актуальные жизненные проблемы (Л. Г. Брылева, М. А. Арианский).

Рассмотрим качество культурно-досуговой деятельности с точки зрения философии, понимающей под качеством того или иного объекта его специфическую внутреннюю сущность, видимым выражением которой является совокупность свойств данного явления. Философское определение качества, несомненно, имеет методологическое значение. Оно фиксирует внимание исследователя на качестве как на внутреннем состоянии явления или предмета и подчеркивает объективность качества (А. В. Бурков, 2009).

Однако в рыночной экономике понятие «качество» приобретает некоторые специфические черты, обусловленные рынком и спросом. Большинство современных зарубежных и отечественных специалистов связывают качество товаров и услуг с потреблением. Так, Д. Джуран, Т. Бенделл, А. Фейгенба, И. И. Мазур, В. Д. Шапиро, А. В. Бурков определяют качество как «решение потребителя, а не инженера или маркетолога. Качество основано на взаимодействии потребителя с товаром и измеряется в соответствии с удовлетворением его требований» [1]. Таким образом, качество - это удовлетворение клиента.

Исходя из логики нашего исследования, качество культурно-досуговой деятельности - это социальная потребность, понимаемая как способность того или иного объекта (носителя качества) данную потребность удовлетворять.

Таким образом, путями повышения качества культур-но-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни, можно назвать такие мероприятия, которые способны удовлетворить потребность женщин в приобщении к здоровому образу жизни, увеличению двигательной активности как в рабочее время, так и во время досуга.

Также в ходе изучения литературы, по данным анализа работы С. В. Савина (2008) [2], нами установлено, что только 10% граждан Российской Федерации, в числе которых и женщины в возрасте от 25 до 55 лет, в свободное от работы время, в часы досуга, занимаются физическими упражнениями. Проведенные нами педагогические наблюдения, тестирование (уровня физического развития и двигательной активности) и опрос женщин, работающих в фирмах и в организациях в г. Москве (Россия), г. Калининграде (Россия), в г. Бергене (Норвегия) и в г. Роттердаме (Голландия), подтвердили выводы С. В. Савина (2008) о том, что очень мало женщин занимается физическими упражнениями и спортом, ведут здоровый образ жизни, это связано в основном с «сидячей» работой.

В ходе исследования установлено, что качество культурно-досуговой деятельности в организациях, фирмах, на предприятиях в г. Москве (Россия), г. Калининграде (Россия), в г. Бергене (Норвегия) и в г. Роттердаме (Голландия) оставляет желать лучшего. Так, к примеру, в международной компании VAAGE SHIP MANAGEMENT AS (ВОГЕ ШИП МЕНЕДЖМЕНТ АС) практикуется проведение лишь нескольких мероприятий, в число которых входят:

- встреча с капитанами и их женами (2 раза в год, принимают участие приблизительно 40 человек);

- рождественские банкеты (проводящиеся 1 раз в год) для б0 человек персонала офисов компании;

- курсы английского языка для жен капитанов (2 раза в неделю, 12 человек);

- выезд всего персонала на природу (1 раз в 2 года, принимают участие более 200 человек, из них 40 детей разного возраста).

На основе полученных результатов нами было установлено, что путями повышения качества культурно-досуговой деятельности являются:

1. Проведение регулярной диагностики факторов здоровья и нормального функционирования организма женщин (образа жизни и двигательной активности).

2. Разработка модели культурно-досуговой деятельности.

3. Реализация модели и финансирование культурно-досуговых мероприятий.

Рассматривая каждую группу в отдельности, можно сказать следующее.

Проведение регулярной диагностики факторов здоровья и нормального функционирования организма женщин (образа жизни и двигательной активности) заключается в сборе информации при помощи методов опроса (в том числе и экспертного), тестирования, наблюдения. В ходе работы диагностика осуществлялась нами в начале и в конце педагогического эксперимента, целью которого была проверка путей повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

Модель культурно-досуговой деятельности, разработанная нами, состояла из следующих компонентов: цель, задачи, принципы, содержание, технология, педа-

гогические условия и результаты. Опишем вышеуказанные компоненты.

Цель - повысить качество культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

Задачи:

1. Изучить влияние культурно-досуговой деятельности на здоровье, двигательную активность женщин.

2. Разработать условия для повышения эффективности культурно-досуговой деятельности работающих женщин, ведущих малоподвижный образ жизни.

Принципы:

1. Единство социально-нравственного и общекультурного развития личности.

2. Демократизация культурно-досуговой деятельности, предполагающая добровольность входа и выхода, учет интересов и потребностей, развитие активности, творчества и инициативности.

3. Изучение и внедрение оздоровительных технологий.

4. Методологическое обеспечение формирования ценностных ориентаций оздоровительной направленности.

5. Систематичность, преемственность и поэтапность приобщения к культурно-досуговой деятельности.

Содержание включало в себя направления культур-но-досуговой деятельности - развлекательное, культурологическое, туристическое, оздоровительное, теоретическое.

Технологии, используемые в ходе работы - игровые, физкультурно-оздоровительные, здоровьесберегающие, психологические тренинги, ролевые игры, моделирования и проектирования.

К числу педагогических условий, способствующих реализации модели, относятся организационные, нормативно-правовые, научно-методические.

Для реализации модели нами был проведен педагогический эксперимент, целью которого была проверка эффективности модели культурно-досуговой деятельности работающих женщин, и обобщены его результаты. Для проведения эксперимента были сформированы две группы женщин, одна - контрольная, в состав которой

вошло 15 сотрудниц международной компании VAAGE SHIP MANAGEMENT AS (ВОГЕ ШИП МЕНЕДЖМЕНТ АС), другая экспериментальная - 15 сотрудниц, ЗАО «Русская Лизинговая Компания» (г. Москва), работа с которой проводилась в соответствии с разработанной моделью. Экспериментальная группа женщин в возрасте от 20-56 лет, у всех высшее образование. Члены экспериментальной группы в рамках исследования были привлечены к занятиям современными системами оздоровительной (кондиционной или фитнес) тренировки, с использованием циклических упражнений (ходьба, бег, плавание, упражнения на кардиотренажерах), различные направления фитнеса (аэробика, шейпинг, стретчинг, пилатес, слай-динг, атлетическая гимнастика, аквааэробика). В свободное от работы время экспериментальная группа ездила в 2012 г. обучаться катанию на горных лыжах в Австрию, в июле 2012 г. посещали Карелию для обучения сплавам на лодках по реке.

По окончании педагогического эксперимента было вновь проведено тестирование и опрос в контрольной и экспериментальной группах, произведены систематизация и обобщение научных результатов, их качественно-количественный анализ, сформулированы выводы, которые подтвердили эффективность разработанных нами путей повышения качества культурно-досуговой деятельности работающих женщин.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бурков А. В. Методология статистического исследования качества высшего образования как фактора занятости специалистов - выпускников вузов (на примере России и США): автореф. дис. ... канд. экон. наук. Самара, 2009.

2. Савин С. В. Педагогическое проектирование занятий фитнесом с женщинами зрелого возраста: автореф. ... канд. пед. наук. М., 2008. 24 с.

3. Шамсутдинова Д. В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности: дис. ... д-ра пед. наук. СПб., 2003. 411 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.