Таким образом, проведенные нами компьютерные обследования с помощью системы АМСАТ показали, что в течение всего мезоцикла показатели функционального состояния сердца до начала тренировок постепенно снижаются. Более интенсивное снижение отмечается в последние дни микроциклов. Эти данные могут указывать на постепенно развивающееся утомление, что свидетельствует о недостаточной степени восстановления в межтренировочный период. Объяснение данному состоянию может служить тот факт, что в учебно-тренировочный план данного мезоцикла не были включены организованные восстановительные мероприятия, и каждый спортсмен решал вопросы восстановления самостоятельно, в соответствие со своими субъективными ощущениями, возможностями и желанием.
На основании полученных данных можно сделать следующие выводы.
1. В целях совершенствования учебно-тренировочного процесса при занятиях каратэ необходимо постоянно контролировать уровень функционального состояния как всего организма, так и отдельных органов и систем, которые наиболее быстро реагируют на физические нагрузки. К таким органам прежде всего относится сердце, функциональное состояние которого при физических нагрузках повышается. Поэтому по степени изменения
функционального состояния сердца в процессе тренировки можно судить об адекватности величины физических нагрузок к функциональным возможностям сердца.
2. Оценку функционального состояния сердца на различных этапах учебно-тренировочного процесса можно проводить с помощью инновационных медицинских технологий, в частности аппаратно-программного комплекса АМСАТ. Данные, полученные с его помощью, позволяют в скрининговом режиме (12 сек) получить показатели уровня функционального состояния и своевременно оценить влияние физических нагрузок и при необходимости внести необходимые изменения в тренировочный процесс.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Масутацу О. Это каратэ. М.: Эксмо, 2003. 256 с.
2. Танюшкин А. И., Игнатов О. В., Фомин В. П. Система подготовки в кёкусинкай каратэ-до. Вып. 1-15. Федерация Кёкусинкай России. М., 1992.
3. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.
4. Wedel M. Kyokushin Karate. Aindhoven, 1990.
5. Дрэгер Д. Практическое каратэ для всех. М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999.
СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ
MODERN STATE OF THE PROBLEM OF ORGANIZATION OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES OF YOUNG SPORTSMEN
Н. В. Гасанов
В статье приводятся основные результаты, полученные в ходе теоретического анализа и обобщения литературы, посвященной вопросам организации культурно-досуговой деятельности детей и школьников, занимающихся спортом.
Ключевые слова: культурно-досуговая деятельность, дети и школьники, имеющие спортивные разряды.
N. V. Gasanov
The paper presents the main results obtained in the course of theoretical analysis and synthesis of the literature on the organization of cultural and leisure activities for children and students involved in sports.
Keywords: cultural and leisure activities, children and students with sports categories.
^ля изучения современного состояния проблемы организации культурно-досуговой деятельности был проведен теоретический анализ и обобще-ее 120 источников литературы, посвященных исследованию особенностей культурно-досуговой деятельности детей и школьников, а также различные аспекты этой проблемы.
Основное место среди них отводилось работам В. С. Шпанко, Г. Ш. Ашрафуллиной, З. М. Назаркиной, Д. Ю. Мемешкина, Л. В. Сурковой, Н. В. Никифорова, М. Д. Горносталева, И. П. Сморжок, А. Ю. Шерпаевой, В. П. Анненкова.
В ходе анализа литературы нами выявлены средства, методы и формы организации культурно-досуговой дея-
тельности детей и школьников, которые будут использоваться нами в исследовании.
Тем не менее мы присоединяемся к мнению М. А. Ма-рьенко (2012), что в настоящее время нет ни одной работы «...по организации культурно-досуговой деятельности юных спортсменов, использовании ее воспитательного потенциала». В связи с этим мы проанализировали работы о воспитании юных спортсменов.
Работы известных специалистов по педагогике спорта В. В. Белоруссовой, И. Н. Решетень, Э. А. Здановской, М. В. Прохоровой, А. А. Сидорова, Б. А. Карпушина, А. В. Романовой, Э. И. Белогородцевой, С. Д. Неверковича, В. С. Ро-диченко, В. Н. Прохорова и др. посвящены различным аспектам воспитания юных спортсменов. Анализируя работы вышеуказанных авторов, изданных в разные годы, мы пришли к выводу, что важная роль в воспитании спортсменов в большей степени принадлежит тренеру.
Подтверждение этому факту мы находим в работе И. П. Волкова (1998), в которой утверждается, что спортсмен формируется на тренировках и соревнованиях при определяющем влиянии на него педагогической позиции его тренера. Основное время, в течение которого тренер может воспитывать спортсмена, влияя на него своей педагогической позицией и используя определенные педагогические методы, - это время учебно-тренировочной деятельности, то есть процесс тренировки или учебной подготовки спортсменов в аудитории, в спортивном зале, на стадионе и т. п.
Также в результате анализа литературы нами установлено, что тренеры, работающие со спортсменами младшего возраста, испытывают сложности с воспитанием занимающихся. Это связано с тем, что ребята находятся на тренировках фиксированное время, а все остальное время их окружает социальная среда, оказывающая воспитывающее (положительное или отрицательное) воздействие.
Делая краткие выводы по анализу литературы, необходимо отметить, что ведущая роль в воспитании спортсменов принадлежит тренерам, которые в соответствии со своим уровнем компетенции используют для этого разнообразные средства и методы, оказывают воспитательное воздействие на детей и подростков в период тренировок и соревнований, но при этом для решения воспитательных задач не используется культурно-досуговая деятельность в свободное от тренировочного процесса время, а также в период участия в соревнованиях, особенно с выездом в другие города, регионы и страны.
Для подтверждения выдвинутых нами выводов о состоянии проблемы организации культурно-досуговой деятельности школьников, занимающихся спортом, нами был проведен опрос тренеров и самих спортсменов.
В опросе приняли участие свыше 150 тренеров из г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Краснодарского края, Ленинградской области, а также более 1000 спортсменов, имеющих спортивные разряды и звания по теннису, тяжелой атлетике, армрестлингу, каратэ, боксу, баскетболу.
Опрос тренеров проводился в рабочее время. Опрос спортсменов - сразу же по окончании тренировки.
В ходе опроса нами получено следующее: все 100% тренеров и спортсменов считают, что тренеру необходимо систематически проводить воспитательную работу как с отдельными спортсменами, так и с группой или командой. И при этом также все 100% опрошенных тренеров недооценивают роль культурно-досуговой деятельности в воспитании спортсменов, считая, что только учебно-тренировочный процесс приносит свои плоды. Такая позиция тренеров к решению воспитательных задач по формированию личности учащихся, в том числе спортсменов ДЮСШ, акцентируя внимание в основном на аудиторные (зальные) формы официального общения тренера с воспитанниками, с пошаговым решением образовательных и воспитательных задач по утвержденной учебной программе, совершенно недооценивает потенциала культур-но-досуговой деятельности.
По данным опроса нами установлено, что воспитательное воздействие тренеров проявляется в их стремлении оказывать воспитательное воздействие своим личным примером, хорошими профессиональными знаниями, умением предупреждать конфликтные ситуации, проводить разъяснительную работу с воспитанниками в случае их «вызывающих действий и поведения», умением найти «общий язык» с коллегами, родителями детей.
Также нами установлено, что все тренеры считают, что действительно культурно-досуговая деятельность обладает воспитательным потенциалом, но в силу занятости или других причин они его полностью не используют. А в период участия в соревнованиях на выезде они не хотят отвлекаться от главной цели - победы на соревнованиях, хотя сами спортсмены испытывают дефицит внимания тренера именно в этот период.
Полученные в ходе первого этапа исследования данные позволили нам сформулировать цель и задачи работы.
Целью нашего исследования явилось обоснование методики организации культурно-досуговой деятельности спортсменов.
Поставленная в исследовании цель достигается через решение следующих задач:
• изучить современное состояние проблемы организации культурно-досуговой деятельности спортсменов;
• изучить педагогическую позицию тренеров в вопросах организации культурно-досуговой деятельности;
• изучить отношение спортсменов к организации культурно-досуговой деятельности;
• разработать и экспериментально проверить методику организации культурно-досуговой деятельности спортсменов.
В контексте подтверждения актуальности нашего исследования в работе «Тренер и его роль в моральном воспитании спортсмена», которая была написана Сандрой Пе-лаес в рамках ее докторской диссертации на кафедре последипломного образования в Университете Конкордия, было доказано, что тренер оказывает нравственное воздействие на спортсмена потому, что он восхищается своим наставни-