Научная статья на тему 'Использование воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у детей, занимающихся теннисом'

Использование воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у детей, занимающихся теннисом Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
150
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / EDUCATIONAL POTENTIAL / КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ И МЕТОДЫ ЕГО РАЗВИТИЯ / CREATIVE THINKING AND METHODS OF ITS DEVELOPMENT / ТЕННИС / TENNIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Марьенко М. А.

В статье приводятся результаты, полученные авторами с использованием методов теоретического анализа и обобщения литературы, многолетнего собственного опыта работы тренером, опроса тренеров по теннису Российской Федерации и других стран, а также материалы по исследованию воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у юных теннисистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Марьенко М. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF PLAYING TENNIS CHILDREN

In this article the authors present the results obtained with the use of methods of theoretical analysis and synthesis of the literature, many years of coach experience, opinion poll of tennis coaches of the Russian Federation and other countries. As well as educational materials researching the potential of cultural and leisure activities in the development of creative thinking in young tennis players.

Текст научной работы на тему «Использование воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у детей, занимающихся теннисом»

ванными упражнениями и называют, а затем самостоятельно выполняют упражнение.

7. Используя приемы, разработанные Р. С. Буре: показ, образец, пример, напоминание правил при организации деятельности, контроль за деятельностью, умение договариваться с другими детьми. Мы предусматривали, что через них в сознании ребенка происходят глубокие изменения, которые способствуют формированию личности в целом и возникновение самостоятельности в частности.

8. Ритмическая гимнастика. Основу составляют физические (общеразвивающие, силовые, акробатические упражнения, бег, прыжки) и танцевальные упражнения различной направленности с элементами художественной гимнастики, выполняемые в согласованности и взаимосвязи с музыкой, передавая ее ритм, темп, характер с помощью движений. Введения данной формы занятия мы считаем необходимым для решения частных задач: привлечение детей к систематическим занятиям, повышение работоспособности, развитие основных физических качеств, совершенствование чувства ритма и культуры движений, направленность на работу, а следовательно, на развитие всех мышц и суставов.

Наряду с этим ритмическая гимнастика создает положительные эмоции, снижает психологическое утомление, повышает работоспособность организма, стимулирует у ребенка желание заниматься физическими упражнениями.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Волков Л. В. Основы спортивной подготовки детей и подростков. Казань: Высш. шк., 1993.

2. Воротилкина Л. Н. Влияние подвижных игр с элементами спорта на развитие двигательных способностей детей старшего дошкольного возраста: дис. ... канд. пед. наук. Екатеринбург, 2001. 160 с.

3. Воротилкина Л. Н. Развитие самостоятельности в онтогенезе [Электронный ресурс]. URL: http:// www.ipages.ru/index.php?ref_item_id=2444& ref_dl=1 (дата обращения 30.08.2012).

4. Кудрявцев В. Т., Егоров Б. Б. Развивающая педагогика оздоровления. Дошкольный возраст: прогр.-метод. пособие. М.: Линка-Пресс, 2000.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРНО-ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ТЕННИСОМ

THE USE OF EDUCATIONAL POTENTIAL OF CULTURAL AND LEISURE ACTIVITIES IN THE DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF PLAYING TENNIS CHILDREN

М. А. Марьенко

В статье приводятся результаты, полученные авторами с использованием методов теоретического анализа и обобщения литературы, многолетнего собственного опыта работы тренером, опроса тренеров по теннису Российской Федерации и других стран, а также материалы по исследованию воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у юных теннисистов.

M. A. Maryenko

In this article the authors present the results obtained with the use of methods of theoretical analysis and synthesis of the literature, many years of coach experience, opinion poll of tennis coaches of the Russian Federation and other countries. As well as educational materials researching the potential of cultural and leisure activities in the development of creative thinking in young tennis players.

Ключевые слова: воспитательный потенциал, культурно-досуговая деятельность, творческое мышление и методы его развития, теннис.

Keywords: educational potential, cultural and leisure activities, creative thinking and methods of its development, tennis.

аля изучения современного состояния проблемы использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии кого мышления у детей, занимающихся теннисом, был проведен теоретический анализ и обобщено большое количество источников литературы, посвященной

исследованию воспитательного потенциала, а также различным аспектам развития творческого мышления.

К определению сущности дефиниции «воспитательный потенциал культурно-досуговой деятельности» мы подошли после рассмотрения отдельно друг от друга слов, составляющих это словосочетание.

Категория «воспитание» - одна из основных в педагогике. Исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории.

В педагогике воспитание рассматривается как целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека. Характеризуя объем понятия, многие исследователи выделяют воспитание в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность и общество в целом, и воспитание в узком смысле - как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Для определения понятия «потенциал» мы обращались к словарям, согласно которым потенциал - это совокупность имеющихся средств, возможностей в какой-либо области.

Таким образом, с помощью формальной логики нами определена сущность воспитательного потенциала, под которым мы понимаем совокупность средств, необходимых для воздействия на личность, призванную формировать систему качеств личности, взглядов и убеждений.

Воспитательный потенциал являлся предметом исследования многих ученых. Так Г. В. Дербенева (2002) исследовала потенциал современного детского общественного движения на примере малого города. Н. В. Самсоно-ва (2004) - воспитательный потенциал проблемного обучения в организации учебного процесса на материале преподавания иностранного языка. С. В. Попова (2008) -воспитательный потенциал разновозрастного коллектива в условиях детского загородного лагеря. С. В. Рыкова

(2005) - воспитательный потенциал поликультурного образования и его реализацию в современной школе. Е. Б. Макушина (1998) обосновала новый статус жизнедеятельности детского фольклорно-этнографического коллектива в качестве главного канала и звена в процессе реализации гуманистических традиций воспитательного потенциала народной педагогики в условиях социальной трансформации. Исследование позволило обосновать и экспериментально апробировать оригинальную структурно-функциональную модель жизнедеятельности фоль-клорно-этнографического коллектива. Н. В. Додокина

(2006) исследовала семейный театр в детском саду как средство развития воспитательного потенциала семьи. И. П. Коновалова (2005) исследовала проблему реализации воспитательного потенциала психолого-педагогических дисциплин в образовательном процессе технического вуза. Н. А. Курчанова (2005) исследовала проблему реализации воспитательного потенциала детского оздоровительного лагеря как открытой педагогической системы. Р. Ю. Велиханова (2006) исследовала воспитательный потенциал взаимного обучения младших школьников на материале прогимназии типа «детский сад - школа».

Н. Н. Беспалова (2002) исследовала реализацию воспитательного потенциала народной педагогики в дошкольных образовательных учреждениях. Р. М. Абдулаевой (2002) установлено, что воспитательным потенциалом обладают дагестанские народные подвижные игры. М. И. Шиков

(2006) занимался исследованием проблемы формирования и развития воспитательного потенциала студенческого самоуправления в региональных вузах. И. В. Толстоухова (2000) изучала социально-педагогическую деятельность детской библиотеки как фактор развития воспитательного потенциала семьи. Е. Ю. Тепишкина (2004) анализировала проблему эстетико-воспитательный потенциал учебного диалога на материале начальной школы. Г. А. Стрюкова (2002) исследовала гуманистический потенциал воспитательной системы суворовского военного училища.

Из работ, посвященных исследованию воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности, особого внимания заслуживают работы И. В. Герлах (2008), исследовавшей развитие воспитательного потенциала молодежных общественных организаций средствами социально-культурной деятельности, а также Д. Э. Симоновой (2002), которая изучала условия реализации воспитательного потенциала подросткового досугового объединения культурно-оздоровительной направленности. По мнению автора, психологически привлекательным и мотивирующим процесс самосовершенствования подростка видом культурно-оздоровительной досуговой деятельности является комплекс ушу как целостная система физического, социального и нравственного развития личности. Технологические, психофизические и нравственные потенциалы ушу обусловлены коммуникативной природой данного вида единоборств. Поэтому их реализация возможна в условиях групповой досуговой деятельности, осуществляющейся по модели клубной общности, обеспечивающей максимальный учет индивидуальных особенностей каждого подростка, органичное сочетание инструментальных и социально-культурных аспектов коллективной жизни, развитие интереса к данному виду физической культуры.

Автор особо подчеркивает, что воспитательный потенциал ушу может быть реализован в том случае, если совместная деятельность клубного объединения будет сочетать в себе как физкультурно-оздоровительные, так и нетрадиционные формы и методы культурно-спортивной работы, призванные содействовать активному, творческому отдыху, усилению ориентации личности на духовно-нравственные ценности, развитие и реализацию своих способностей.

Таким образом, нами установлено, что культурно-досуговая деятельность обладает огромным воспитательным потенциалом, тем не менее работ, посвященных исследованию воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у детей, занимающихся теннисом, нами не выявлено.

Исследование обозначенной проблемы началось с анализа психологической литературы, посвященной проблеме развития творческого мышления. Его результатом явилось определение сущности творческого мышления как процесса образования новых систем связей, свойств личности, ее интеллектуальных способностей, характеризующихся динамичностью и системностью. Творческое мышление характеризуется новизной своего продукта, своеобразием процесса получения, существенным влиянием на уровень развития, осуществляет движение к

новым знаниям. Качественными показателями являются гибкость, экономичность, последовательность, оригинальность, беглость. По мнению ряда авторов, у учащихся выделяют три стадии его развития: 1. Развитие наглядно-действенного мышления; 2. Развитие причинного мышления; 3. Развитие эвристического мышления.

Анализ литературы по теннису, изданной за последние 50 лет XX в. и 12 лет XXI в., опрос специалистов по теннису позволил нам сделать заключение, что ее большинство посвящено проблемам совершенствования различных видов подготовки теннисистов - физической, технической, тактической (С. Белиц-Гейман, В. Голенко, В. Гороховский, В. Губа, Т. Иванова, М. Креспо, М. Метцнер, Д. Милей, В. Романовский, А. Самойлов, А. Скородумова, А. Тарпищев Ш. Тарпищев, В. Тафернер, С. Тафернер, В. Янчук и др.), то есть информация сугубо для специалистов по теннису, также большое количество работ направлено на популяризацию тенниса, рассчитано на широкий круг читателей-любителей. Лишь в последние годы стала появляться литература, посвященная психологической подготовке теннисистов (А. Агасси, А. Алексеев, Б. Гилберт, С. Джеймисон, В. Людвич и др.).

И только несколько источников свидетельствуют о необходимости проведения воспитательной работы с юными теннисистами, в их число входит книга Л. Преображенской и Г. Башировой «Как воспитать теннисную звезду: беседы с лучшим детским тренером России по большому теннису Л. Д. Преображенской» (2006).

Также с позиций нашего исследования особый интерес вызывает публикация Юлии Бейгельзимер «Мы едем на турнир, или Вокруг тенниса за 80 дней», в которой известная украинская теннисистка делится своим опытом и знаниями по организации поездок на теннисные турниры, но в книге

нет советов по технике и тактике игры. Речь идет о том, что окружает теннис, то есть о досуговой деятельности: резервирование билетов, бронирование гостиниц, акклиматизация, правильное питание и т. д. Автор, считает, что такая информация очень полезна юным теннисистам, которые только начинают выезжать за рубеж на свои первые соревнования, а также их родителям, которые в стремлении помочь своим детям берут на себя функции организаторов такой деятельности.

Исследование диссертационных работ кандидатского и докторского уровней подтверждает выявленную нами тенденцию. Из всех диссертаций, посвященных исследованию проблем в теннисе, особого внимания заслуживает работа Л. Ю. Иванова (2011), посвященная исследованию межличностных отношений, взаимодействию тренера-капитана и спортсменов. И нам не встретилось ни одной работы, связанной с воспитанием юных спортсменов, организации их культурно-досуговой деятельности, использовании его воспитательного потенциала.

Таким образом, выдвинутое нами предположение о необходимости использования воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности в развитии творческого мышления у детей, занимающихся теннисом, подтвердилось на теоретическом уровне и позволило наметить задачи для ее исследования в процессе опытно-экспериментальной работы.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванов Л. Ю. Взаимодействие тренера-капитана и спортсменов в теннисе: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. М.: Рос. гос. ун-т физ. культуры, спорта и туризма, 2011. 126 с.

РАЗВИТИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ГИМНАСТИКИ КАК ВИДА СПОРТА И СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

DEVELOPMENT OF AESTHETIC GYMNASTICS AS SPORT AND FACILITIES OF PHYSICAL EDUCATION FOR STUDENTS

Л. П. Морозова

В статье приводятся данные об истории развития эстетической гимнастики в России и за рубежом, информация о выступлении российских команд в соревнованиях различного уровня, а также перспективные направления развития этого вида спорта.

Ключевые слова: эстетическая гимнастика, Международная федерация эстетической групповой гимнастики (IFAGG), Всероссийская федерация эстетической гимнастики (ВФЭГ), Чемпионат мира, Кубок мира, Кубок Европы среди вузов.

L. P. Morozova

This article presents the history of aesthetic gymnastics in Russia and abroad, information about the achievements of Russian teams in competitions at various levels, as well as perspective directions of development of this sport.

Keywords: aesthetic gymnastics, International Federation of Aesthetic Group Gymnastics (IFAGG), Russian Federation of Aesthetic Gymnastics, World Championship, World Cup, EUSA Cup.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.