Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА РАННЕЙ СТАДИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА РАННЕЙ СТАДИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
833
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
РАННЯЯ ПРОФИЛАКТИКА / EARLY PREVENTION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / SUBJECTS OF PREVENTION / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMES AND OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фахрутдинова Г.Г.

Статья посвящена ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних. Рассматриваются задачи реализации ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, вопросы взаимодействия субъектов профилактики по предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетними.Для более эффективной профилактической работы необходимо ввести единые нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности категорией подростков, отнесенных к «группе риска».Взаимодействие различных субъектов профилактики(образовательные учреждения, отделы по делам несовершеннолетних и т.д.)должно выражаться в разработке единого плана работы с подростком и семьей. Профилактическая работа субъектов на ранней стадии дает возможность применять различные методы работы с подростком и семьей, предотвращая совершения последним противоправных действий. При этом средства поэтапной ранней профилактики административных правонарушений несовершеннолетних просты и не требуют создания новых субъектов профилактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SUBJECTS OF PREVENTION FOR DETECTING AND PREVENTING OF OFFENSES OF MINORS ON THE EARLY STAGE

The article is devoted to early prevention of juvenile delinquency. It viewed the problems of implementation of early prevention of juvenile delinquency, issues of interaction between prevention subjects to preventing of offenses of minors. For more effective preventive work, it is necessary to introduce unified normatively regulated standards of preventive activity by the category of adolescents referred to the "risk group". The interaction of various prevention subjects (educational institutions, departments for juvenile affairs, etc.) should be expressed in the development of a single work plan with a teenager and a family. Preventive work of subjects at an early stage makes it possible to apply various methods of working with a teenager and a family, preventing the latter from committing unlawful acts. At the same time, the means of phased early prevention of administrative offenses of minors are simple and do not require the creation of new prevention subjects.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ НА РАННЕЙ СТАДИИ»

3. Zakona RF ot 21.07.1993 № 5473-1 (red. ot 20.04.2015) «Ob uchrezhdeniyah i organah, ispolnyayushchih ugolovnye nakazaniya v vide lisheniya svobody»//Vedomosti SND i VS RF. 1993. №33. St. 1316.

4. Ispravitel'naya (penitenciarnaya) pedagogika: Uchebnik/ Pod red. A.I. Zubkova i M.P. Sturovoj. Ryazan', 1993.

5. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 14.10.2010 № 1772-r «O Koncepcii razvitiya ugolovno-ispolnitel'noj sistemy Rossijskoj Federacii do 2020 goda» v red. ot 23.09.2015 // SZ RF. 2010. № 43, st. 5544.

6. Ispravlenie osuzhdennyh: monografiya / pod nauchnoj redakciej Zasluzhennogo deyatelya nauki Rossijskoj Federacii, doktora yuridicheskih nauk, professora YU.M.Antonyana; doktora yuridicheskih nauk, professora A.V.Bykova; FKU NII FSIN Rossii. Tver': FKU NIIIT FSIN Rossii, 2014. 331s.

МАЙСТРЕНКО ГРИГОРИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - кандидат юридических наук, старший научный сотрудник Научно-исследовательского института Федеральной службы исполнения наказаний. MAISTRENKO, GRIGORIY A. - Ph.D. in Law, Senior Researcher Research Institute of the Federal Penal Correction Service (g.maystrnko@yandex.ru)

УДК 343.851.5

ФАХРУТДИНОВА Г.Г. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИКИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

НА РАННЕЙ СТАДИИ

Ключевые слова: ранняя профилактика, несовершеннолетний, правонарушение, субъекты профилактики, предупреждение преступлений и правонарушений.

Статья посвящена ранней профилактике правонарушений несовершеннолетних. Рассматриваются задачи реализации ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних, вопросы взаимодействия субъектов профилактики по предупреждению совершения правонарушений несовершеннолетними. Для более эффективной профилактической работы необходимо ввести единые нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности категорией подростков, отнесенных к «группе риска». Взаимодействие различных субъектов профилактики (образовательные учреждения, отделы по делам несовершеннолетних и т.д.) должно выражаться в разработке единого плана работы с подростком и семьей. Профилактическая работа субъектов на ранней стадии дает возможность применять различные методы работы с подростком и семьей, предотвращая совершения последним противоправных действий. При этом средства поэтапной ранней профилактики административных правонарушений несовершеннолетних просты и не требуют создания новых субъектов профилактики.

FAKHRUTDINOVA, G.G.

INTERACTION OF SUBJECTS OF PREVENTION FOR DETECTING AND PREVENTING OF OFFENSES OF MINORS ON THE EARLY STAGE

Keywords: Early prevention, minor, offense, subjects of prevention, prevention of crimes and offenses.

The article is devoted to early prevention of juvenile delinquency. It viewed the problems of implementation of early prevention of juvenile delinquency, issues of interaction between prevention subjects to preventing of offenses of minors. For more effective preventive work, it is necessary to introduce unified normatively regulated standards of preventive activity by the category of adolescents referred to the "risk group". The interaction of various prevention subjects (educational institutions, departments for juvenile affairs, etc.) should be expressed in the development of a single work plan with a teenager and a family. Preventive work of subjects at an early stage makes it possible to apply various methods of working with a teenager and a family, preventing the latter from committing unlawful acts. At the same time, the means of phased early prevention of administrative offenses of minors are simple and do not require the creation of new prevention subjects.

На современном этапе развития общества остро встает вопрос о предупреждении совершения правонарушений несовершеннолетними. Значимость данной проблемы продиктована тем, что в настоящее время все больше становиться подростков «группы риска», которые, в силу определенных обстоятельств, более подвержены антиобщественному поведению, чем остальные. Это обусловлено как семейным неблагополучием, так и влиянием извне (друзья, среда обитания).

В ходе увеличения постановки подростков на учет в категорию «группы риска», возникает необходимость создавать новые меры профилактического воздействия на основе взаимодействия субъектов профилактики, направленные на предотвращение совершения

правонарушений. Главная роль в решении данной проблемы отводится субъектам профилактики, а именно образовательному учреждению, отделу по делам несовершеннолетних (далее ОДН), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее КДН и ЗП). Именно данные субъекты профилактики, при их эффективном взаимодействии, могут дать положительный результат и предотвратить совершение подростками правонарушений и преступлений.

При отсутствии должной системы ранней профилактики и работы субъектов профилактики с данной категорией несовершеннолетних, можно констатировать тот факт, что уровень правонарушений совершаемых несовершеннолетними увеличивается. Согласно данным Управления МВД России по г. Перми, только за 2016 год было составлено более 600 протоколов об административных правонарушениях, из них 300 за потребление или распитие алкогольной продукции в запрещенных местах, либо потребление наркотических средств или психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ в общественных местах (ч.1 ст.20.20 КоАП РФ); более 300 протоколов было составлено на несовершеннолетних за появление в общественных местах в состоянии опьянения (ст. 20.21 КоАП РФ).

Для снижения уровня административных правонарушений несовершеннолетними одного применения мер административного наказания недостаточно. Необходимо разработать взаимодействие субъектов профилактики по выявлению детей «группы риска» и их переориентации от противоправного поведения к уважению закону. Так, подростки совершающие противоправные действия с которыми не проводилась профилактическая работа, либо проводилась но с формальной точки зрения, значительно труднее поддаются исправлению, и могут совершить уже не повторные правонарушения, а преступления и пополнить круг лиц их совершивших. Именно должная профилактическая работа субъектов профилактики должна иметь своей целью предотвращение, как правонарушений, так и преступлений. Ранняя профилактическая работа, которая имеет своей целью выявление несовершеннолетних склонных к совершению правонарушений, позволяет не допустить формирования у этих лиц стойкой направленности на совершение в дальнейшем правонарушений.

Однако осталась проблема в области взаимодействия субъектов профилактики и причин существующих трудностей функционирования системы профилактики. В настоящее время приоритетным остается задача уменьшения количества правонарушений совершаемых несовершеннолетними. Однако на законодательном уровне отрегулирован вопрос, который касается индивидуальной профилактики, то есть уже сверившегося факта совершения подростком правонарушения или преступления.

Индивидуальная профилактика не способна решать вопросы, которые касаются предотвращения совершения подростками правонарушений и преступлений, это удел ранней профилактики и взаимодействие субъектов на данной стадии является одной из ключевых факторов достижения этого результата. Однако ранняя профилактика, как на федеральном, так и на региональном законодательном уровне не отрегулирована. В настоящее время отсутствует комплекс профилактических мер, направленных на предупреждение и выявление правонарушений несовершеннолетних на ранней стадии.

В условиях увеличения правонарушений несовершеннолетних, субъекты профилактики самостоятельно разрабатывают меры, направленные на предупреждение и предотвращение совершения подростками правонарушений. Зачастую данные меры носят формальный характер и не нацелены на конкретный результат. Между тем, если бы изначально на законодательном уровне был разработан механизм предупреждения совершения подростками правонарушений, уровень совершения подростками правонарушений был бы снижен.

В сложившейся ситуации разработка и законодательная регламентация поэтапной системы профилактики поможет эффективно бороться с административными правонарушениями несовершеннолетних на всей территории Российской Федерации.

Система ранней профилактики должна включать реализацию определенных задач, которые возлагаются для их исполнения на разные субъекты профилактики.

Одной из приоритетных задач, направленных на раннюю профилактику, является работа с семьей несовершеннолетнего, состоящего в «группе риска». Как показывает практика работы субъектов профилактики, на данную категорию подростков обращают внимание лишь система органов образования. Эти субъекты профилактики самостоятельно проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и семьей. Причем остальные субъекты профилактики, такие как ОДН, КДН и ЗП не знают о внесении образовательным учреждением несовершеннолетнего в категорию «группы риска». Это приводит к тому, что подросток при недостаточном проведении первичных профилактических мероприятий только одним субъектом профилактики, а именно образовательным учреждением, совершает правонарушение или преступление [1].

Для решения данной задачи недостаточно только информировать всех субъектов профилактики о внесении несовершеннолетнего в категорию «группы риска». Такие субъекты профилактики как ОДН должны, в свою очередь, поставить данного подростка на свой контроль в целях реализации программы по ранней профилактики. Также им следует разработать, совместно с остальными субъектами профилактики, индивидуальный план работы с подростком и семьей по ранней профилактике.

Субъектами профилактики при работе с семьей на ранней стадии важно выявить уровень неблагополучия в семье. Это позволит, прежде всего, решить вопрос о коррекции данной семьи и защите прав несовершеннолетних и малолетних детей.

В настоящее время уровень выявления жестокого обращения в детьми очень мал, так как данные преступления, которые совершают родители, являются латентными. Их выявление субъектами происходит, как правило, уже при сложившихся обстоятельствах, а именно физическом или психическом насилии родителей над детьми.

Ранняя профилактика, осуществляемая при взаимодействии ее субъектов, направлена на изучение семьи подростка, причин и условий его девиантного поведения, при необходимости - оказания помощи семье.

Для выявления неблагополучных семей в образовательных учреждениях необходимо проводить ежегодное тестирование как самих учащихся, так и их родителей (на родительских собраниях). О ребенке, пришедшем в первый класс, учитель, как правило, имеет скудную информацию: данные, содержащиеся в свидетельстве о рождении, медицинской карте. Он не имеет сведений о семье, о традициях семейного воспитания, ее воспитательном потенциале, ее недостаточно для выявления проблемных семей. Ежегодное тестирование учащихся, начиная с младших классов, позволит выявить семьи, имеющие критерии неблагополучия для ведения постоянного мониторинга [2].

Как показывает практика, большинство подростков, которые впервые совершают правонарушения, - это подростки категории «группы риска», воспитывающиеся в неблагополучных семьях. Для успешной реализации поставленной задачи субъектам профилактики необходимо разрабатывать комплексный план ранней профилактики работы с подростком «группы риска» и его семьей, в котором будут отражаться мероприятия? проводимые с подростком и его семьей направленные на предотвращение совершения подростком правонарушений и преступлений, а так же на выявление семенного неблагополучия.

Представляется, что ведение и разработка плана ранней профилактики детей «группы риска» будут заниматься не только образовательные учреждения, но и ОДН. Образовательные учреждения и ОДН направляют информацию о проводимой работе по ранней профилактике указанной категории несовершеннолетних в КДН и ЗП, как координирующему органу. При этом данная категория несовершеннолетних при изучении может быть поставлена на индивидуальный профилактических учет в ОДН, для возможного предотвращения совершения подростками антиобщественных деяний. Но эта мера применима только в том, случае, если подросток не желает исправляться и вести

законопослушный образ жизни. Речь идет именно о крайней мере, которая способствует предотвращению совершения подростками преступлений и правонарушений.

Второй задачей ранней профилактики является изучение круга общения подростка, а так же лиц, негативно влияющих на его сознание. Развитие и формирование подростка, его социализация, становление как личности осуществляются в тесном взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс активное влияние посредствам множества самых различных социальных факторов.

Окружение подростка является так же тем фактором, который формирует его жизненные принципы, а так же поведение. Изучая подростка и его окружение, субъекты профилактики с разных сторон могут скорректировать поведение несовершеннолетнего и сформировать уважение к обществу и закону. Если в категорию «группы риска» поставлены также друзья несовершеннолетнего, то здесь уже можно говорить о группе противоправной направленности. В данном случае субъектам профилактики необходимо иметь в виду, что необходимо будет отслеживать и переориентировать не одного подростка, а группу подростков с противоправной направленностью, что необходимо направить взаимодействие субъектов профилактики именно на переориентацию группы данных подростков. Это очень важный и весомый аспект, так как он содержит в себе, прежде всего, возможность предотвращения совершения преступлений и правонарушений подростками в составе группы.

Помимо семейной среды, несовершеннолетние большое количество времени проводят в образовательных учреждениях. Так ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» говорит лишь об обязанностях образовательных учреждений в области индивидуальной профилактики, но ничего не сказано о взаимодействии в области ранней профилактики и предотвращении совершений подростками правонарушений впервые [3].

Так же отсутствует общий алгоритм действий для образовательных учреждений при выполнении обязанностей по профилактике правонарушений несовершеннолетних, что приводит к негативным последствиям и зачастую субъекты профилактики начинают взаимодействовать только при уже совершенно преступлении или правонарушении подростком. Таким образом, отсутствие единого алгоритма действий при осуществление мероприятий направленных на раннюю профилактику, субъекты профилактики констатируют уже свершившийся факт нарушения общественного порядка подростками.

В Российской Федерации не разработан и законодательно не закреплен комплекс мер и стратегия профилактики административных правонарушений несовершеннолетних, реализуемых субъектами профилактики. Безусловно данный аспект негативно сказывается на правовой культуре и снижении правонарушений несовершеннолетних [4].

Представляется, что для более эффективной профилактической работы субъектам профилактики необходимо ввести единые нормативно регламентированные стандарты профилактической деятельности категорией подростков, отнесенных к «группе риска», для ведения ранней профилактической работы, направленной на предотвращение совершения подростками правонарушений и преступлений. Как уже говорилась ранее именно взаимодействие субъектов профилактики, таких как образовательные учреждения, это могут быть как дошкольные образовательные учреждения, так и школьные образовательные учреждения ОДН и КДН и ЗП. Именно эти основные субъекты ранней профилактики разрабатывают единый план работы с подростком и семьей, остальные субъекты профилактики подключаются по необходимости.

Внедрение и законодательная регламентация, как на федеральном, так и на региональном уровне подобных стандартов позволит субъектам профилактики своевременно выявлять проблемные группы подростков и применять к ним меры ранней профилактики именно во взаимодействии, что является очень важным аспектом для проведения профилактической работы как с подростком так и с семьей. Однако одного выявления недостаточно, необходимо разработать планы по ранней профилактической работе с

подростками «группы риска» как в образовательном учреждении, так и в ОДН. Реализация планов по ранней профилактике будут координировать КДН и ЗП, то есть отчет о проделанной работе во взаимодействии субъектов профилактики осуществляет КДН И ЗП. Данная работы субъектов профилактики и будет во многом определять успех в предотвращении административных правонарушений несовершеннолетних.

Индивидуальный план работы по ранней профилактике на подростка «группы риска» позволит субъектам профилактики эффективно и комплексно воздействовать между собой с целью переориентации несовершеннолетнего с отклоняющимся поведением, избегая при этом путаницы и дублирования функций.

Во второй задаче особое внимание обращено именно на взаимодействие субъектов профилактики. Если в области индивидуальной профилактики на законодательном уровне имеется определенный алгоритм, то при выявлении ранней профилактики правонарушений несовершеннолетних такого алгоритма нет. Как впоследствии оказывается, с категорией детей, склонных к совершению правонарушений и преступлений, занимаются только образовательные учреждения, которые не взаимодействуют с органами внутренних дел (далее ОВД) в лице ОДН.

В настоящее время уровневая система ранней профилактики в практической деятельности субъектов профилактики не применяется и законодательно не закреплена. То есть в Российской Федерации фактически отсутствует на законодательном уровне регулирование взаимодействия субъектов профилактики, направленного на выявление и предупреждение совершения подростками преступлений и правонарушений. Именно это, на наш взгляд, и влияет на увеличение удельного веса совершения подростками правонарушений, антиобщественных деяний, преступлений. Профилактическая работа субъектов на ранней стадии дает возможность субъектам профилактики применять методы работы с подростком и семьей, предотвращая совершения последним противоправных действий.

Предлагаемые средства поэтапной ранней профилактики административных правонарушений несовершеннолетних просты и не требуют создания новых субъектов профилактики. Чтобы проводить в системе раннюю профилактику, субъектам профилактики необходим алгоритм деятельности и взаимодействия между собой на законодательном уровне. Безусловно, это приведет к существенному снижению уровня правонарушений и преступлений, совершаемых подростками

Литература и источники

1. Арсеньева М.И. Криминологическая характеристика возрастных параметров правовой ответственности несовершеннолетних // Несовершеннолетние: их возрастные особенности и проблемы правовой ответственности. 2016. №2. С.25-27.

3. Рацимор А.Е. Муниципальная система профилактики правонарушений несовершеннолетних// Прикладная психология и психоанализ. 2016. № 4. С. 24.

3. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

4. Медведа С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних// общество и право. №

2. 2016. С.44.

References and Sources

1. Arsen'eva M.I. Kriminologicheskaya harakteristika vozrastnyh parametrov pravovoj otvetstvennosti nesovershennoletnih // Nesovershennoletnie: ih vozrastnye osobennosti i problemy pravovoj otvetstvennosti. 2016. №2. S.25-27.

3. Racimor A.E. Municipal'naya sistema profilaktiki pravonarushenij nesovershennoletnih// Prikladnaya psihologiya i psihoanaliz. 2016. № 4. S. 24.

3. Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 N 120-FZ (red. ot 07.06.2017) «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzomosti i pravonarashenij nesovershennoletnih»

4. Medveda S.N. K voprosu o profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih// obshchestvo i pravo. № 2. 2016. S.44.

ФАХРУТДИНОВА Г.Г. - старший преподаватель кафедры предпринимательского права Западно-Уральского института экономики и права г. Пермь.

FAKHRUTDINOVA, G.G. - Senior Lecturer, Department of Business Law, West-Urals Institute of Economics and Law Perm (galina_perm@mail.ru)/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.