Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ'

ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
469
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩАЯ ПРОФИЛАКТИКА / GENERAL PREVENTION / НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / MINOR / ПРАВОНАРУШЕНИЕ / OFFENSE / СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / SUBJECTS OF PREVENTION / ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ / PREVENTION OF CRIMES AND OFFENSES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фахрутдинова Г.Г.

Статья посвящена проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рассматриваются вопросы совершенствования проведения субъектами профилактики своих управленческих функций в области общей профилактики, направленные на правовое воспитание подростков для предупреждения совершения ими преступлений и правонарушений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фахрутдинова Г.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISE OF LEVEL OF LEGAL EDUCATION OF MINORS BY THE SUBJECTS OF PREVENTION

The article is devoted to the problem of prevention of minor’s offences. This article discusses improving spending his managerial responsibilities subjects of prevention in the field of general prevention, aimed at legal education of adolescents in order to prevent the Commission of crimes and offences.To detain and especially reduce the number of offenses committed by minors, one use of administrative or criminal punishment is not enough. The subjects of prevention should be applied to a greater extent measures of general preventive action. Meanwhile, in the main, prevention subjects formally refer to the implementation of general preventive measures aimed at preventing teenagers from committing crimes and offenses, begging and vagrancy. At the federal level, it is necessary to develop comprehensive measures of interaction between organs and institutions of the prevention system to prevent the commission of crimes and offenses by adolescents.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ»

УДК 342.951

ФАХРУТДИНОВА Г.Г. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ СУБЪЕКТАМИ ПРОФИЛАКТИКИ

Ключевые слова: общая профилактика, несовершеннолетний, правонарушение, субъекты профилактики, предупреждение преступлений и правонарушений.

Статья посвящена проблеме профилактики правонарушений несовершеннолетних. Рассматриваются вопросы совершенствования проведения субъектами профилактики своих управленческих функций в области общей профилактики, направленные на правовое воспитание подростков для предупреждения совершения ими преступлений и правонарушений.

FAKHRUTDINOVA, G.G.

THE RISE OF LEVEL OF LEGAL EDUCATION OF MINORS BY THE SUBJECTS OF PREVENTION

Keywords: general prevention, minor, offense, subjects ofprevention, prevention of crimes and offenses.

The article is devoted to the problem of prevention of minor's offences. This article discusses improving spending his managerial responsibilities subjects of prevention in the field of general prevention, aimed at legal education of adolescents in order to prevent the Commission of crimes and offences. To detain and especially reduce the number of offenses committed by minors, one use of administrative or criminal punishment is not enough. The subjects of prevention should be applied to a greater extent measures of general preventive action. Meanwhile, in the main, prevention subjects formally refer to the implementation of general preventive measures aimed at preventing teenagers from committing crimes and offenses, begging and vagrancy. At the federal level, it is necessary to develop comprehensive measures of interaction between organs and institutions of the prevention system to prevent the commission of crimes and offenses by adolescents.

В настоящее время предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому, обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних входят в число приоритетных направлений социальной политики, проводимой органами государственной власти Российской Федерации. Наиболее актуальной проблемой при проведении профилактических работ с несовершеннолетними является снижение числа совершаемых ими правонарушений и преступлений. Данная проблема оказывает существенное влияние на обстановку в обществе. При этом до сих остается открытым вопрос о средствах профилактического воздействия на несовершеннолетних применяемых субъектами профилактики. Деятельность государства в вопросах, которые касаются профилактики, должны быть направлены на правовое воспитание молодежи в целом. Именно через правовое воспитание идет привитие основных норм правил поведения в обществе.

Несмотря на то, что государство принимает усилия для решения данной проблемы, сегодня все еще высока доля правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Одной из главных мер профилактического воздействия и предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений является осуществление субъектами профилактики правового воспитания. Понимание правового воспитание заключается, прежде всего, в передаче накопленных знаний о норме права в обществе. В юридической литературе многие ученые пришли к выводу, что основной целью правового воспитания является воспитание законопослушного гражданина, формирование полноценной личности, знающей свои права и обязанности.

Правовое воспитание направлено, прежде всего, на сознание и, как следствие, на поведение несовершеннолетних, что в свою очередь влияет на становление подростка, как личности. Прививая уважение к обществу и государству, субъекты профилактики решают основную и наиболее значимую проблему в области предотвращения совершения подростками преступлений и правонарушений, а так же бродяжничества и попрошайничества. Профилактика в данном случае должна сводиться к такому показателю как знание закона, а также информированию субъектами профилактики несовершеннолетнего о последствиях его не соблюдения. Безусловно, это ведет к снижению уровня совершения подростками правонарушений и преступлений в целом.

Понятие профилактики правонарушений, по мнению А.П. Закалюка, заключается в деятельности государственных органов по устранению причин и условий совершения правонарушений лицом, которое еще не проявило умысла на его совершение, но его поведение свидетельствует о высокой вероятности такого совершения [1].

Профилактика правонарушений несовершеннолетних рассматривается как особый вид социальной практики, которая, в свою очередь, обеспечивает преобразование общественных отношений и нейтрализует условия, способствующие отклоняющемуся поведению. Проводя профилактические меры, направленные на предотвращение совершения противоправных деяний, субъекты профилактики способствуют снижению уровня совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними. Однако хотелось бы отметить, что не всегда профилактические методы дают свои положительные результаты. Это связано, прежде всего, с тем, что нет четкого взаимодействия между субъектами профилактики. Учитывая, что система профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется разными службами и учреждениями, одной из важнейших задач государственного управления в указанной сфере является разделения полномочий между субъектами профилактики, в целях повышения эффективности воспитательных мер и предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений. Правовоспитательные меры в данном случае должны проводиться всеми субъектами профилактики, к которым можно отнести не только органы полиции, на всех уровнях, но и муниципальные службы.

Цель проведения профилактических мер заключается, прежде всего, в том, чтобы предотвратить совершение преступлений и правонарушений, ликвидировать детскую беспризорность, которая в юридический литературе рассматривается как одно из направлений правовой охраны детства. С помощью применения мер правового воспитания субъектами профилактики, должны быть созданы условия, при которых несовершеннолетнему не придет в голову мысль о совершении правонарушения.

Одним из субъектов профилактики являются органы внутренних дел, которые осуществляют управленческие функции по предотвращению совершения подростками преступлений и правонарушений. Профилактическая работа, согласно ст. 15 ФЗ « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», сотрудниками полиции проводится как общая профилактика правонарушений. Она направлена на выявление и устранение причин, порождающих правонарушения, а также условий, способствующих совершению правонарушений или облегчающих их совершение. Важное значение имеют также повышение уровня правовой грамотности и развитие правосознания граждан. Индивидуальная профилактика правонарушений направлена на оказание воспитательного воздействия на лиц, указанных в части 2 статьи 24 настоящего Федерального закона, на устранение факторов, отрицательно влияющих на их поведение, а также на оказание помощи лицам, пострадавшим от правонарушений или подверженным риску стать таковыми. Индивидуальная профилактика правонарушений может осуществляться с применением специальных мер профилактики правонарушений [2].

Среди органов внутренних дел ведущим в этой области являются отделы по делам несовершеннолетних (далее - ОДН), которые проводят индивидуально-профилактическую работу с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, преступления, антиобщественные действия. Проводя спектр мероприятий, сотрудники ОДН проводят профилактическую работу с семьями указанных категорий подростков. Кроме этого, в работу сотрудников ОДН входит также работа, направленная на выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение правонарушений и преступлений. Однако не всегда сотрудники полиции, в частности инспектор подразделений по делам несовершеннолетних, в полном объеме проводят общую профилактику, которая как раз и направлена на предотвращение совершения правонарушений. Это сказывается, прежде всего, на ухудшении криминогенной обстановки, совершении подростками новых правонарушений и преступлений.

Еще одним субъектом профилактики, являются учреждения образования, органы управления образованием, которые, в свою очередь, реализуют программы, направленные на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних, не только в учебном заведении, но и за его пределами.

Взаимодействие вышеназванных субъектов профилактики заключается в проведении общих профилактических мер, направленных на формирование у подростков уважения к обществу и государству, его нормативных актов. Это поэтапная работа зачастую не ведется в образовательных учреждениях, и никак не регламентируется в правовых актах. Существуют различные формы правового воспитания, к которым относятся такие как: правовое обучение, правовая пропаганда, самовоспитание.

Образовательные учреждения, являясь субъектом профилактики и непосредственно работая с семьями и с самими несовершеннолетними, должны разрабатывать меры, направленные на формирование правового сознания учащихся, их уважения к закону. Однако чтобы проводимые профилактические меры воздействия на сознание подростков действительно приносили результат, а не были формальными, необходима реализация комплексных мер профилактики, чего зачастую не делается. Опыт работы показывает, что преодоление отклонений в поведении учащихся протекает наиболее успешно при сочетании формирования убеждений с упражнениями детей в правильных действиях и поступках. И начинать эту работу необходимо в первые годы их обучения в школе. Но сотрудники образовательных учреждений, выполняя функции по профилактике правонарушений несовершеннолетних, сводят данный аспект к минимуму и начинают им заниматься только после постановки подростка на профилактический учет в полицию, где с ним проводиться индивидуальная профилактика. Справедливости ради необходимо отметить тот факт, что планы на проведение общих профилактических мероприятий, которые составляются образовательными учреждениями, носят формальный характер, и не направлены на достижения положительного результата, так как нет обратной связи с подростками в области формирования правового поведения.

Комиссия по делам несовершеннолетних (далее по тексту КДН) является одним из ведущих субъектов профилактики, которая, в свою очередь, координирует деятельность всех субъектов профилактики и должна заниматься не только индивидуальной, но и общей профилактикой, осуществляя свои функции, направленные на должное реагирование в сфере предотвращения совершения подростками правонарушений и преступлений. Однако как показывает практика, не всегда комиссии по делам несовершеннолетних занимаются общей профилактикой, направленной на координацию всех субъектов профилактики. В основном они работают в области индивидуальной профилактики, когда несовершеннолетний уже совершил противоправное деяние. С точки зрения координации деятельности субъектов профилактики, КДН зачастую упускают из виду проведение общих профилактических мероприятий, направленных на

предотвращение совершения подростками преступлений и правонарушений. При этом приоритетным остается вопрос раннего выявления противоправных деяний, совершаемых подростками, работа с семьями несовершеннолетних.

Как справедливо отмечают М.А. Литовко и С.А. Литовко: «своевременная нейтрализация, последовательная профилактика семейного неблагополучия, так же как и изъятие из-под его влияния, помещение их в нормальные условия воспитания, обеспечивает возможность правильного формирования личности, предупреждения преступлений и иных правонарушений в отношении несовершеннолетних» [3].

Однако КДН в своей деятельности не должным образом проводит профилактические меры, направленные на общую профилактику с несовершеннолетними и их семьями. То есть, при разработке планов взаимодействия субъектов профилактики упускается момент проведения мероприятий, направленных на реализацию правового воспитания, как самих подростков, так и семей группы риска, или неблагополучных семей. Это в свою очередь приводит к увеличению совершения подростками преступлений и правонарушений.

Кроме этого в государственную систему субъектов профилактики входят органы управления социальной защитой населения, которые, в силу специфики своей деятельности, призваны осуществлять индивидуальную профилактику в отношении безнадзорных и беспризорных детей, предоставлять специальные услуги несовершеннолетним, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Данные государственные органы системы профилактики, играют важную роль в обеспечении прав ребенка на защиту от семейного неблагополучия, что, в свою очередь, также имеет существенное значение в реализации формирования правового сознания подростков, привитии им уважения к закону.

Прежде всего, необходимо отметить, что общая профилактика правонарушений и преступлений несовершеннолетних - это комплексная деятельность, осуществляемая обществом и государством. Она предполагает применение мер воспитательного воздействия на личность подростка, осуществление профилактических мероприятий, направленных на пропаганду отказа от совершения противоправных деяний. Только своевременная и эффективная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних - залог снижения уровня общей преступности в стране, а также благоприятного развития общества в целом.

Как показывает практика, для сдерживания и тем более сокращения числа правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, одного применения мер административного или уголовного наказания недостаточно. Субъектами профилактики должны применяться в большей степени меры обще- профилактического воздействия. Между тем, в основном субъекты профилактики формально относятся к проведению обще-профилактических мер, направленных на предотвращение совершения подростками преступлений и правонарушений, занятий попрошайничеством и бродяжничеством. Проведение системы поэтапной общей профилактики, не требует существенных затрат, для этого достаточно организовать и систематизировать деятельность уже существующих субъектов. Необходимо разрабатывать и реализовывать планы работы с несовершеннолетними субъектами общей профилактики, направленные на результат, а не на формализацию деятельности, которая, в свою очередь, не приносит должного результата. Причем при формировании у подрастающего поколения правового сознания, привитии уважения к обществу и государству имеет важное значение ранняя профилактика. Помимо этого, на федеральном уровне необходимо разработать комплексные меры взаимодействия органов и учреждений системы профилактики для предупреждения совершения подростками преступлений и правонарушений. Данные меры должны содержать реализацию профилактики уже существующими субъектами.

Необходимо направить взаимодействие субъектов ранней профилактики на реализацию планов по предотвращению совершений подростками противоправных деяний и формированию правового воспитания. Именно благодаря тесному взаимодействию деятельности вышеназванных служб, направленной на профилактику правонарушений несовершеннолетних, можно говорить и о реализации правового воспитания подростков.

Очевидно, что повышение уровня правового воспитания является проблемой, которая требует эффективного решения со стороны всех субъектов профилактики. Подрастающее поколение должно знать основные законы государства, а также установленные меры ответственности за их неисполнение. Профилактические мероприятия в этой сфере являются неотъемлемым атрибутом современного общества.

Литература и источники

1. Медведа С.Н. К вопросу о профилактике правонарушений среди несовершеннолетних// Общество и право. - 2016. - № 2. - С.44.

2.Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 07.06.2017) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

3. Миронова Е.О. Направления и формы профилактики детской беспризорности и безнадзорности// Педагогическое образование и наука. - 2015. - №3. - С.44.

References and Sources

1. Medveda S.N. K voprosu o profilaktike pravonarushenij sredi nesovershennoletnih// Obshchestvo i pravo. - 2016. -№ 2. - S.44.

2.Federal'nyj zakon ot 24.06.1999 № 120-FZ (red. ot 07.06.2017) «Ob osnovah sistemy profilaktiki beznadzornosti i pravonarushenij nesovershennoletnih»

3. Mironova E.O. Napravleniya i formy profilaktiki detskoj besprizornosti i beznadzornosti// Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka. - 2015. - №3. - S.44

ФАХРУТДИНОВА Г.Г. - старший преподаватель кафедры предпринимательского права Западно-Уральского института экономики и права (г. Пермь).

FAKHRUTDINOVA, G.G. - Senior Lecturer, Department of Business Law, West-Urals Institute of Economics and Law (Perm)

УДК 341.231.14:342.7

ВАЛИУЛЛИНА И.Ф. МЕЖДУНАРОДНЫЕ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В КОНТЕКСТЕ

ПРАВА НА ЖИЗНЬ

Ключевые слова: права человека, право на жизнь, международные стандарты прав человека

В статье анализируются международные и региональные стандарты о правах человека, рассматривается практика Комитета по правам человека, Комитета по правам ребенка, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин, Межамериканской комиссии по правам человека.

VALIULLINA, I.F.

INTERNATIONAL AND REGIONAL STANDARDS IN THE CONTEXT OF THE RIGHT TO LIFE

Keywords: human rights, the right to life, international human rights standards

In the article analyzes international and regional standards about the human rights, viewed the practice of the Human Rights Committee, the Committee on the Rights of the Child, the Committee on the Elimination of Discrimination against Women (CEDAW Committee), the Inter-American Commission on Human Rights. It is shown that international and regional standards in the field of human rights and the practice of the relevant committees show that today in different countries there is no uniform approach to the beginning of the emergence of the right to life. In this connection, in a number of cases, the problem arises of determining the basic approaches, in particular, the priority of protecting the life of a pregnant woman over the rights of an unborn fetus.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.