Научная статья на тему 'ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ'

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
672
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКОЛОТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ В ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЕ / ТАМОЖЕННЫЙ ПРЕДСТАВИТЕЛЬ / ТАМОЖЕННЫЙ ПЕРЕВОЗЧИК / ВЛАДЕЛЕЦ ТАМОЖЕННОГО СКЛАДА / ВЛАДЕЛЕЦ СВОБОДНОГО СКЛАДА / ВЛАДЕЛЕЦ СКЛАДА ВРЕМЕННОГО ХРАНЕНИЯ / ВЛАДЕЛЕЦ МАГАЗИНА БЕСПОШЛИННОЙ ТОРГОВЛИ / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ОПЕРАТОР / NEAR-CUSTOMS INFRASTRUCTURE / NON-GOVERNMENTAL ORGANIZATIONS IN THE NEAR-CUSTOMS INFRASTRUCTURE / CUSTOMS REPRESENTATIVE / CUSTOMS CARRIER / OWNER OF BONDED WAREHOUSE / OWNER OF A FREE WAREHOUSE / OWNER OF A TEMPORARY STORAGE WAREHOUSE / OWNER OF A DUTY-FREE SHOP / AUTHORIZED ECONOMIC OPERATOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаметова Д.Ф.

Изложены теоретические аспекты системы околотаможенной инфраструктуры и ее субъектов, рассмотрены формы взаимодействия негосударственных организаций в околотаможенной инфраструктуре с таможенными органами, раскрыты особенности, проблемы и значимость такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Мухаметова Д.Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERACTION OF SUBJECTS OF ANCILLARY INFRASTRUCTURE WITH THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

The article describes the theoretical aspects of the system of near-customs infrastructure, general provisions on the activities of its subjects, examines the forms of interaction of non-state organizations in the near-customs infrastructure with customs authorities, and discloses the specifics and problems of such interaction.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ»

УДК 339.5

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОКОЛОТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ С ФЕДЕРАЛЬНОЙ ТАМОЖЕННОЙ СЛУЖБОЙ РОССИИ

Д. Ф. Мухаметова

Омский государственный университет путей сообщения Российская Федерация, г. Омск, просп. Карла Маркса, 35 E-mail: angel_1602.95@mail.ru

Изложены теоретические аспекты системы околотаможенной инфраструктуры и ее субъектов, рассмотрены формы взаимодействия негосударственных организаций в околотаможенной инфраструктуре с таможенными органами, раскрыты особенности, проблемы и значимость такого взаимодействия.

Ключевые слова: околотаможенная инфраструктура, негосударственные организации в околотаможенной инфраструктуре, таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец таможенного склада, владелец свободного склада, владелец склада временного хранения, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор.

INTERACTION OF SUBJECTS OF ANCILLARY INFRASTRUCTURE WITH THE FEDERAL CUSTOMS SERVICE OF RUSSIA

D. F. Mukhametova

Omsk State Transport University 35, Karl Marx Av., Omsk, Russian Federation E-mail: angel_1602.95@mail.ru

The article describes the theoretical aspects of the system of near-customs infrastructure, general provisions on the activities of its subjects, examines the forms of interaction of non-state organizations in the near-customs infrastructure with customs authorities, and discloses the specifics and problems of such interaction.

Keywords: near-customs infrastructure, non-governmental organizations in the near-customs infrastructure, customs representative, customs carrier, owner of bonded warehouse, owner of a free warehouse, owner of a temporary storage warehouse, owner of a duty-free shop, authorized economic operator.

Вступление Российской Федерации (далее - РФ) во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО), создание Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС), экономические санкции в отношении РФ и ответные меры повлекли за собой частые изменения в таможенном законодательстве. Сегодня для специалистов в сфере коммерции и логистики становятся значимыми знания международной и отечественной нормативно-правовой базы, а также практические навыки в области оформления таможенных деклараций на товары, расчета их таможенной стоимости, уплаты таможенных платежей согласно выбранной таможенной процедуре, и в иных таможенных операциях. По этой причине на отечественном рынке существует спрос на работу операторов, оказывающих посреднические услуги между участниками внешнеторговой деятельности и таможенными органами. На основании этого актуальным становится вопрос о формах взаимодействия таких операторов с Федеральной таможенной службой (далее - ФТС) России.

Объектом исследования в статье выступают общественные отношения в сфере деятельности негосударственных организаций околотаможенной инфраструктуры.

Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект»

По мнению А. У. Альбекова, под таможенной инфраструктурой следует понимать совокупность зданий, сооружений, систем и служб, необходимых для обеспечения перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Евразийского экономического союза и реализации мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в сфере внешней торговли, частью которой является околотаможенная инфраструктура. Как правило, к ней относят коммерческие организации и их структурные подразделения, создаваемые для выполнения представительских, логистических, информационных, финансовых и других посреднических операций в таможенной сфере и способствующие повышению эффективности взаимодействия непосредственных участников внешнеэкономической деятельности с таможенными органами [1, с. 25]. Из общей совокупности инфраструктурных подразделений, создаваемых и функционирующих в околотаможенной сфере, особое место занимают специализированные организации, осуществляющие деятельность в сфере таможенного дела. Они указаны ниже.

Таможенный представитель совершает от имени и по поручению декларанта или иных заинтересованных лиц таможенные операции на территории государства-члена, таможенным органом которого он включен в реестр таможенных представителей, в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования. Таможенный перевозчик осуществляет перевозку (транспортировку) по таможенной территории ЕАЭС товаров, находящихся под таможенным контролем. Владелец магазина беспошлинной торговли осуществляет хранение и реализацию в магазине беспошлинной торговли товаров, помещенных под таможенную процедуру беспошлинной торговли, лицам, указанным в ТК ЕАЭС. Владелец таможенного склада осуществляет хранение на таможенном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного склада, либо иных товаров в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕА-ЭС. Владелец свободного склада осуществляет размещение и использование на свободном складе товаров, помещенных под таможенную процедуру свободного склада, в соответствии с ТК ЕАЭС. Владелец склада временного хранения осуществляет хранение на складе временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, в случаях и на условиях, которые установлены ТК ЕАЭС. Уполномоченным экономическим оператором является юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством государств-членов ЕАЭС и включенное в соответствующий реестр. Данное лицо вправе пользоваться специальными упрощениями, под которыми понимаются особенности совершения отдельных таможенных операций и проведения таможенного контроля [2].

Образование цивилизованного рынка посреднических услуг в таможенной сфере отвечает принципам развития современных таможенных систем развитых стран [3]. Каждый из субъектов таможенной инфраструктуры берет на себя значительную часть работы государственных таможенных органов, в том числе и по линии таможенного контроля. Помимо этого они значительно повышают эффективность результатов внешнеторговых сделок за счет снижения трудозатрат, финансовых и временных издержек участников ВЭД [3].

Каждый субъект околотаможенного дела занимает установленное законодательством правовое положение, имеет ограниченный круг прав и обязанностей и, реализуя их путем совершения тех или иных действий, активно участвует в осуществлении таможенного дела [4]. Основные положения о деятельности упомянутых выше субъектов содержатся в восьмом разделе Таможенного кодекса Евразийского экономического союза и в главах с пятой по шестую Федерального закона № 311-ФЗ от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации».

В РФ представителями околотаможенной инфраструктуры могут быть только российские юридические лица, включенные в специализированный реестр. С этого и начинается процесс взаимодействия. В соответствии с установленным порядком для включения юридического лица в соответствующий реестр заинтересованное лицо должно обратиться в таможенный орган с заявлением о включении его в реестр. В установленный срок заявление должно быть рассмотрено и вынесено решение. Дальнейшее взаимодействие после включения юридического лица в реестр строится в рамках прав и обязанностей этого юридического лица, а также в процессе непосредственной реализации этим лицом своей деятельности. Такое положение дел обусловлено тем, что таможенные органы являются представителями государственной исполнительной власти, поэтому отношения таможенных органов с иными организациями возможно только в рамках, предусмотренных законом.

Субъекты околотаможенной инфраструктуры в процессе своей деятельности должны информировать таможенный орган, включивший его в соответствующий реестр, об изменении сведений, заявленных им при включении в этот реестр, и представлять документы, подтверждающие такие изменения. В обязанности также входит: обеспечение возможности проведения таможенного контроля, предоставление отчетности таможенным органам, в случае проверки - обеспечить доступ должностных лиц таможенного органа к товарам и необходимой документации. Таможенный представитель и уполномоченный экономический оператор в рамках своей деятельности оформляют и подают в таможенный орган декларации на товары, а также проводят иные необходимые для этого операции.

Поскольку одной из функций таможенных органов является осуществление административного производства по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), еще одним направлением взаимодействия можно считать судебные разбирательства между таможенными органами и субъектами околотаможенной инфраструктуры.

Пока специализированное юридическое лицо функционирует и числится в соответствующем реестре, происходит непрерывный процесс передачи данных, сведений, документов. Взаимодействие заканчивается в момент исключения юридического лица из реестра [5].

Одной из возможных проблем во взаимодействии субъектов околотаможенной инфраструктуры с таможенными органами может быть несоответствие программного обеспечения, или точнее не своевременное ее обновление. Следующую проблему можно обозначить как несоответствие друг другу нормативно-правовых актов. Со вступлением в силу Таможенного кодекса Евразийского экономического союза возникла необходимость изменения части национальных нормативно-правовых актов, ссылающихся на ранее действовавший Таможенный кодекс Таможенного Союза, чего еще не было сделано.

Необходимо отметить значение такого взаимодействия между субъектами околотаможенной инфраструктуры с таможенными органами.

Таможенный представитель помогает участникам внешнеторговых отношений в таможенном оформлении товаров, ускоряя его проведение (сокращаются сроки проверки декларации, проведения таможенного контроля и оформления) и тем самым снижая издержки владельца товара. Таможенный перевозчик в силу своего особого статуса выступает в качестве гаранта сохранности перемещаемых товаров и их своевременной доставки в место назначения. Статус таможенного перевозчика позволяет перевозить товары по всей территории ЕАЭС без применения мер по обеспечению соблюдения таможенного транзита. Особую функцию в таможенной инфраструктуре выполняют МБТ, которые обеспечивают действие таможенной процедуры беспошлинной торговли. Основное предназначение таможенных складов как объектов таможенной инфраструктуры состоит в том, что они служат составляющим звеном в цепи технологии таможенного оформления иностранных товаров и транспортных средств, а также производят операции по обеспечению сохранности и неизменности вида складируемых товаров и иные действия в таможенных целях. Временное хранение призвано обеспечить сохранность ввозимых на территорию ЕАЭС товаров до завершения их таможенного оформления и осуществление контрольных мероприятий со стороны таможенных органов. Институт уполномоченного экономического оператора призван стать опорой в сфере обеспечения соблюдения законодательства и перенаправления ограниченных ресурсов таможенных органов, в создании партнерских отношений между таможенными органами и предпринимательским сообществом.

Эффективное функционирование негосударственных организаций в околотаможенной сфере способствует повышению качества результатов деятельности как таможенных органов, так и непосредственных участников внешнеторговых сделок, за счет ускоренных и качественных операций по таможенному оформлению товаров и транспортных средств.

Библиографические ссылки

1. Альбеков А. У., Гамидуллаев С. Н., Парфенов А. В. Таможенная логистика : учеб. пособие. СПб. : Троицкий мост, 2013 ; Таможенный кодекс Евразийского экономического союза :

Секция «Актуальные проблемы инновационного развития предприятий: таможенный аспект»

Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.01.2018).

2. О таможенном регулировании в Российской Федерации: федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собр. законодательства РФ. 2010. 29 нояб. № 48. Ст. 6252.

3. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза : Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 09.01.2018).

4. Покровская В. В. Таможенное дело : учебник для академического бакалавриата. В 2 ч. Ч. 1. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт, 2017.

5. Таможенное дело : учебник для студентов вузов, обучающихся по спец. «Юриспруденция» / под ред. Н. Д. Эриашвили. М. : Юнити-Дана : Закон и право, 2015.

© Мухаметова Д. Ф., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.