Научная статья на тему 'Коммерческие таможенные услуги на территории ЕАЭС'

Коммерческие таможенные услуги на территории ЕАЭС Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1033
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / КОММЕРЧЕСКИЕ ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ / ЕАЭС / ТАМОЖЕННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / CUSTOMS SERVICES / PROFIT-MAKING CUSTOMS SERVICES / EAEU / CUSTOMS INFRASTRUCTURE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Коптева Л.А., Ворона А.А.

В статье рассматриваются вопросы предоставления коммерческих таможенных услуг на территории ЕАЭС. Авторами отражена динамика участников ВЭД, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, зарегистрированных в таможенных реестрах на территории Российской Федерации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Коптева Л.А., Ворона А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROFIT-MAKING CUSTOMS SERVICES ON THE TERRITORY OF THE EAEU

The article deals with the provision of profit-making customs services on the territory of the EAEU. The dynamics of the activities of the participants of foreign economic activity in the field of customs, who are registered in customs registers in the territory of the Russian Federation, is investigated by the authors

Текст научной работы на тему «Коммерческие таможенные услуги на территории ЕАЭС»

УДК 338.1

коммерческие таможенные услуги на территории еаэс

Коптева Людмила Анатольевна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, профессор кафедры управления, д.э.н., e-mail: lusis63@mail.ru

Ворона Анастасия Александровна

Санкт-Петербургский имени В.Б. Бобкова филиал Российской таможенной академии, старший преподаватель кафедры управления, старший научный сотрудник научно-исследовательского отдела, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы предоставления коммерческих таможенных услуг на территории ЕАЭС. Авторами отражена динамика участников ВЭД, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, зарегистрированных в таможенных реестрах на территории Российской Федерации

Ключевые слова: таможенные услуги; коммерческие таможенные услуги; ЕАЭС; таможенная инфраструктура

profit-making customs services on the territory of the eaeu

Kopteva Lyudmila A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Professor of Department of Management, Doctor of Economics, e-mail: lusis63@mail.ru

Vorona Anastasiya A.

Russian Customs Academy St.-Petersburg branch named after Vladimir Bobkov, Senior Lecturer of Department of Management, Senior Fellow of Research Department, e-mail: anastasiya_o@mail.ru

The article deals with the provision of profit-making customs services on the territory of the EAEU. The dynamics of the activities of the participants of foreign economic activity in the field of customs, who are registered in customs registers in the territory of the Russian Federation, is investigated by the authors

Keywords: customs services; profit-making customs services; EAEU; customs infrastructure

Для цитирования: Коптева Л.А., Ворона А.А. Коммерческие таможенные услуги на территории ЕАЭС // Ученые записки Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии. 2018. № 4 (68). С. 19-23.

В настоящее время вопросы исследования механизмов развития общих таможенных процессов Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и предоставления таможенных услуг приобретают особую актуальность.

Развитие торговли и увеличение товарооборота приводит к необходимости улучшения качества и доступности коммерческих таможенных услуг. Оказание основных таможенных услуг заключается в таможенном оформлении груза, его сопровождении на таможне и помещении на склад хранения. При этом ключевое место отводится именно таможенной инфраструктуре. К вспомогательным услугам относятся такие, как консультация таможенного брокера по различным вопросам, сертификация и аттестация товаров, таможенный аудит, экспертные и торговые услуги, согласования по уплате таможенных платежей и так далее. Все взаимодействия с посредником начинаются с заключения договора на предоставление услуг.

В настоящее время на рынке коммерческих таможенных услуг наблюдается следующая тенденция - передача прав на осуществление трудоемких и сложных видов таможенных услуг в руки коммерческих организаций околотаможенной инфраструктуры. При этом наблюдается рост деклараций на товары, поданных таможенными брокерами от лица участников ВЭД.

Коммерческие таможенные услуги - это целый ряд действий таможенных агентов, направленных на обслуживание заказчиков, участников ВЭД. Основная задача деятельности брокеров - эффективная таможенная очистка грузов при обязательном обеспечении экономической безопасности государства. Виды таможенных услуг, оказываемых посредниками, делятся на основные и вспомогательные; они могут тесно переплетаться, но только в комплекте гарантируют заказчику качественный результат.

Перечень коммерческих таможенных услуг включает в себя:

1. Консалтинг. Данная услуга позволит участникам ВЭД получить профессиональную юридическую поддержку, а также помощь во взаимоотношениях с таможней.

2. Таможенный аудит. Он дает возможность юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям проверить партнеров и подрядчиков, провести корректировку различной документации, а также подготовиться к судебным разбирательствам с таможенными или налоговыми органами. Кроме того, аудит позволяет выявить всевозможные риски для участников внешнеторговых операций.

3. Брокерские таможенные услуги. Брокеры решают вопросы, связанные с растаможиванием

Рис. 1. Количество мест временного хранения по ЕАЭС на 01.01.2018 г.

грузов, с таможенными перевозками и администрированием. Они выполняют оформление экспортных и импортных грузов, помогают в разработке документов для ВЭД, представляют интересы клиента в органах таможни, оказывают международные таможенные услуги.

4. Складские услуги для товаров, находящихся под таможенным контролем. Хранение осуществляется на специально оборудованных складах временного хранения (СВХ), которые позволяют производить различные операции с грузами. Помимо приёма и размещения грузов, СВХ дают возможность проводить радиационный контроль, подготавливать грузы к таможенному досмотру и прочее.

5. Таможенные услуги по сертификации. Они направлены на получение всевозможных лицензий, разрешений и согласований. Сертификация является обязательным процессом для многих категорий импортируемых грузов, например, продуктов питания, а также других товаров, способных оказать влияние на здоровье людей.

Рассмотрим статистику осуществления деятельности в сфере оказания коммерческих таможенных услуг следующими субъектами:

- таможенными перевозчиками;

- таможенными представителями;

- владельцами складов временного хранения;

- владельцами таможенных складов (ТС);

- владельцами свободных складов (СС).

Количество мест временного хранения

в Евразийском экономическом союзе по состоянию на 1 января 2018 г. наглядно представлено на рис. 1.

На территории государств - членов Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 г. зарегистрировано:

- 844 владельца складов временного хранения;

- 295 владельцев таможенных складов;

- 65 владельцев свободных складов (61 - Республика Казахстан, 4 - Кыргызская Республика) (см. таблицу) [1] .

Анализируя данные рис. 1, видно, что наибольшую долю участников ВЭД, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, зарегистрированных в таможенных реестрах государств - членов ЕАЭС, занимают владельцы складов временного хранения Российской Федерации, общее количество которых составляет 646 единиц. Это в 7 раз больше, чем в Республике Беларусь, и в 40 раз - чем в Кыргызской Республике. Простой свободных складов наблюдается в Республике Казахстан - 61 единица, в Кыргызской Республике - 4 единицы. Примечательно, что в России склады временного хранения оборудованы современными средствами таможенного контроля, техническими средствами, которые обеспечивают проведение таможенных операций с товарами и транспортными средствами [2]. Часто на СВХ устанавливается современная рентгеновская установка «Hi-Scan 145180». При этом организован постоянно действующий канал связи со скоростью передачи 2 Мбит/с. Склады оборудуются современной системой видеонаблюдения и автоматической системой пожаротушения.

Из 295 владельцев таможенных складов государств - членов ЕАЭС наибольшее количество в Российской Федерации - 101; в Республике Беларусь - 95 и наименьшее в Республике Армения - 12.

Таблица

Динамика участников ВЭД, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, зарегистрированных в таможенных реестрах на террито-

рии государств - членов ЕАЭС (по годам)

Наименование участника ВЭД, кол-во единиц 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Владельцы СВХ 846 972 844

Владельцы таможенных складов 312 295 295

Владельцы свободных складов 53 65 65

Рис. 2. Количество мест временного хранения по ЕАЭС в 2016-2018 гг. [1]

Общая динамика изменения площади мест временного хранения е государствах-членах ЕАЭС в тыс.кв.м.

20000

10000

2241.4

Площадь СВХ, ТС. СС е стране в 2016

2329.6! Площадь СВХ, ТС, СС в

стране в 2017

3017

13004 4289 37П-6

I | | I

• Ш 9 392.7

I 4998 ь/н/

~ ' 1 1 • в

^^ РА

I РБ ■ РК ■ РФ

Рис. 3. Динамика роста мест временного хранения в ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 г.

Наглядно динамика площади мест временного хранения в ЕАЭС представлена на рис. 2. По состоянию на 1 января 2018 г. общая площадь складского хозяйства государств Евразийского экономического союза составляла:

- в Республике Армения - 392,708 тыс. кв. м. По сопоставлению с показателями 2017 г. наблюдается увеличение площади складских площадей на 5,7 %;

- в Республике Беларусь - 2 329,6 тыс. кв. м. По сопоставлению с показателями 2017 г. увеличение площади складских площадей - на 3,8 %;

- в Республике Казахстан - 15 296,6 тыс. кв. м. По сопоставлению с показателями минувшего года имеется подъем увеличение площади складских площадей - на 15 %.

- в Кыргызской Республике - 578,7 тыс. кв. м. Проведена оптимизация складских площадей (наблюдается снижение зарегистрированных площадей в 14 раз, по сравнению с заявленными показателями 2016 г.).

- в Российской Федерации - 4 998,35 тыс. кв. м [1]. По сопоставлению с показателями 2017 г. наблюдается увеличение складских площадей на 14 %.

Анализируя состояние на 1 января 2017 г. общей площади складского хозяйства в государствах - участницах Евразийского экономического союза, можно отметить следующие цифры:

- в Республике Армения - 370,633 тыс. кв. м.;

- в Республике Беларусь - 2 241,4 тыс. кв. м.;

- в Республике Казахстан - 13 004,0 тыс. кв. м.;

- в Кыргызской Республике - 8 017 тыс. кв. м.;

- в Российской Федерации - 4 289 тыс. кв. м.

Отсюда видно, что наибольший удельный

вес общей площади складского хозяйства занимает Республика Казахстан, а наименьшее - Республика Армения, что составляет 46,6 % и 1, 3 % соответственно.

На рис. 3 представлена динамика роста мест временного хранения в Евразийском экономическом союзе по состоянию на 1 января 2018г.

Общая площадь складских хозяйств в пяти странах на 01.01.2018 г. составила 23 595,6 тыс. кв.м., что на 18,6 % выше показателей, отмеченных на 01.01.2016 г. (19 222 тыс. кв. м.) [1].

За прошедший 2017 г. во всех государствах Евразийского экономического союза наблюдался подъем совокупных площадей складов на 5-10 %.

Рис. 4. Размещение подразделений таможенных органов на территории мест временного хранения ЕАЭС на 01.01.2018 г. [2]

Рис. 5. Динамика изменения количества таможенных представителей государств - членов ЕАЭС [1]

Характеристики количества СВХ, таможенных складов и свободных складов в Республике Армения и Кыргызской Республике в 2017 г. не поменялись по сопоставлению с предшествующим отчетным периодом.

В Республике Беларусь за отчетный период наблюдалось сокращение количества складов временного сбережения (с 90 до 86) при малозначительном повышении количества таможенных складов (с 94 до 95).

При этом в Российской Федерации, Республике Казахстан отмечено устойчивое понижение количества складов временного хранения, таможенных складов и свободных складов (применительно к Республике Казахстан) на 7 и 9 %, в соответствии с предыдущим периодом.

На рис. 4 наглядно представлено размещение подразделений таможенных органов на территории

мест временного хранения ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 г.

На территории мест временного хранения товаров, в соответствии с национальными законодательствами государств - членов Евразийского экономического союза, рекомендовано размещение подразделений таможенных органов. В странах Евразийского экономического союза процентное отношение числа таможенных органов, размещенных на складах, к общему количеству складов составляет:

- в Республике Армения - 100 %;

- в Республике Беларусь - 20,44 %;

- в Республике Казахстан - 16 %;

- в Кыргызской Республике - 14 %;

- в Российской Федерации - 30,5 % [1].

Республика Армения по показателю «размещение подразделений таможенных органов

Рис. 6. Количество таможенных перевозчиков государств - членов ЕАЭС

на территории мест временного хранения на территории Евразийского экономического союза» считается лидером: на всех складах размещены отделы таможенных органов.

Во всех государствах Евразийского экономического союза имеется значительное увеличение количества площадей временного хранения товаров с размещенными на них отделами таможенных органов, при этом Республика Казахстан значительно улучшила этот показатель (с 1,3 % в 2016 г. до 13 % в 2017 г.).

В Кыргызской Республике за отчетный период этот показатель, напротив, понизился с 25 % в 2016 г. до 14 % в 2017 г., изменений данного показателя у других государств - членов Евразийского экономического союза практически не наблюдается.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рис. 5 представлена динамика изменения числа таможенных представителей в странах - участницах Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 г.

В общие реестры стран Евразийского экономического союза по состоянию на 1 января 2018 г. включено 1 015 таможенных представителей, что в целом на 63 % ниже значений прошлого года (январь 2017 г. - 1 776 таможенных представителей). По странам ЕАЭС наблюдалось снижение числа таможенных представителей:

- в Республике Казахстан (на 12 %);

- в Кыргызской Республике (на 61 %);

- в Российской Федерации (на 60,5 %);

- в Республике Беларусь наблюдался рост на 3 % числа таможенных представителей (на 3 юридических лица);

- в Республике Армения за текущий период число таможенных представителей увеличилось с 68 до 72 юридических лиц [1].

Динамика количества таможенных перевозчиков государств - членов ЕАЭС по состоянию на 1 января 2018 г. представлена на рис. 6.

По состоянию на 1 января 2018 г. в совместные реестры перевозчиков включено 407 юридических лиц. В сравнении с предшествующим отчетным периодом среди государств - членов ЕАЭС в целом наблюдается незначительный подъем (6 %) количества перевозчиков, в частности: Республика Беларусь - 11, Российская Федерация -10 перевозчиков.

Общий объем государств - членов Евразийского экономического союза по внешней торговле товарами с третьими странами за январь -февраль 2018 г. составил 108,5 млрд долл. США, в том числе экспорт товаров - 71,2 млрд долл., импорт - 37,3 млрд долл. По сравнению с данным периодом прошлого года (2017 г.) объем оборота внешней торговли вырос на 22,8 млрд долл., экспорт - на 15,3 млрд долл., импорт - на 7,5 млрд долл., что составляет 26,7 %, 27,4 % и 25,5 % соответственно. Профицит внешней торговли составил 33,9 млрд долл., прирост - 6,8 млрд долл., по сравнению с таким же периодом 2017 г. [1].

В заключение следует отметить, что наблюдается увеличение количества участников ВЭД государств - членов ЕАЭС, оказывающих коммерческие таможенные услуги в основном за счет положительной динамики экспорта и импорта товаров, что благоприятно воздействует на расширение внешнеторговых связей.

Библиографический список:

1. Об итогах внешней торговли товарами Евразийского экономического союза http://www. eurasiancommission.org/ru/act/tam_sotr/dep_tamoj_ infr/SiteAssets/CIDD3_DevCI/CIDD4_analysis_ DCI_2018.pdf.

2. Официальный сайт Федеральной таможенной службы Российской Федерации. URL: http://www. customs.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.