Научная статья на тему 'Вопросы реализации правового статуса отдельных участников производства таможенного оформления'

Вопросы реализации правового статуса отдельных участников производства таможенного оформления Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
662
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
таможенные услуги / субъекты околотаможенной инфраструктуры / декларант / уполномоченный экономический оператор / специальные упрощенные процедуры / customs services / subjects of customs-related infrastructure / customs applicant / authorized economic operator / special simplified customs clearance procedures

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Матвиенко Галина Владимировна

Проанализированы особенности правового статуса лиц, оказывающих таможенные услуги. Отдельное внимание уделено уполномоченным экономическим операторам как особой категории декларантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The peculiarities of the legal status of persons providing customs services are analyzed. Special attention is paid to the Authorized Economic Operators as a special category of customs applicants.

Текст научной работы на тему «Вопросы реализации правового статуса отдельных участников производства таможенного оформления»

G.V. Matvienko

Issues of the Customs Clearance Procedures Individual Participants' Legal Status Implementation

The peculiarities of the legal status of persons providing customs services are analyzed. Special attention is paid to the Authorized Economic Operators as a special category of customs applicants.

Key words and word-combinations: customs services, subjects of customs-related infrastructure, customs applicant, Authorized Economic Operator, special simplified customs clearance procedures.

Проанализированы особенности правового статуса лиц, оказывающих таможенные услуги. Отдельное внимание уделено уполномоченным экономическим операторам как особой категории декларантов.

Ключевые слова и словосочетания: таможенные услуги, субъекты околотаможенной инфраструктуры, декларант, уполномоченный экономический оператор, специальные упрощенные процедуры.

УДК 342.9 ББК 67.401.07

Г.В. Матвиенко

ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОТДЕЛЬНЫХ УЧАСТНИКОВ ПРОИЗВОДСТВА ТАМОЖЕННОГО ОФОРМЛЕНИЯ

оздание Таможенного союза, формирование единого экономического пространства невозможно без унификации таможенных формальностей, разработки транспарент-ных схем взаимодействия таможни и бизнеса. Для решения этих задач за последние годы сделано немало. Нормы таможенного законодательства устанавливают дифференцированный подход в таможенном оформлении, обложении и контроле в зависимости от целей, характера, способа перемещения грузов.

Несмотря на проведенные таможенные реформы, реализация отдельных таможенных льгот, оказание таможенных услуг сопряжены с трудностями. Представляется необходимым обратить внимание на вопросы правоприменительной практики, возникающие в связи с реализацией статуса субъектов околотаможенной инфраструктуры, оказывающих таможенные услуги, и уполномоченного экономического оператора с тем, чтобы внести предложения по совершенствованию таможенных формальностей.

Таможенное оформление как совокупность таможенных операций, осуществляемых в целях обеспечения соблюдения законодательства и помещения товара под определенную таможенную процедуру, предполагает взаимодействие таможенного органа и декларанта. Ввиду сложностей, возникающих при исчислении таможенных платежей, заполнении

100

2011 • ВЕСТНИК ПАГС

декларации, хранении и доставке подконтрольного товара, взаимодействие декларанта с таможенным органом нередко опосредовано профессиональными услугами третьих лиц. В последнее время и сама таможня характеризуется как сервисная организация [1, с. 57], а ее отдельные действия толкуются как оказание таможенных услуг [2, с. 62-63]. Часть полномочий по оказанию услуг таможня делегирует субъектам околотаможенной инфраструктуры, которые действуют по формуле «бизнес для бизнеса». Часть сервисных услуг таможенная администрация оказывает непосредственно - по формуле «таможня для бизнеса». Правовой статус субъекта, предоставляющего таможенные услуги, и объем, характер, особенности предоставления этих услуг взаимосвязаны.

Таможней и иными уполномоченными субъектами оказываются разные таможенные услуги: публичные и частные; договорные и внедоговорные, материальные и нематериальные. В зависимости от их вида субъекты выполняют различные действия, связанные с таможенным оформлением.

Например, нематериальные и материальные услуги заинтересованным лицам предоставляются на платной или бесплатной основе. Нематериальные услуги реализуются и потребляются в процессе их оказания. К ним, например, относятся услуги таможенного представителя по исчислению таможенных платежей, подлежащих уплате декларантом (предоставляются на возмездной основе), принятие таможней предварительного решения об отнесении товара к соответствующей классификационной позиции Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (в России и Казахстане носит безвозмездный характер, в Беларуси и Казахстане оплачивается таможенным сбором) [3; 4]. Деятельность по оказанию материальных услуг приводит к изменению, восстановлению, сохранению состояния товаров [5]. Примером таможенной услуги такого вида может служить доставка товара под таможенным контролем таможенным перевозчиком или под таможенным сопровождением сотрудника таможни.

Поскольку производство таможенного оформления концентрирует в себе таможенные услуги разных видов, коммерческие организации, их предоставляющие, становятся участниками таможенного оформления - таможенные представители, таможенные перевозчики, владельцы/ складов временного хранения [6, гл. 3; 7, гл. 5].

Таможенные представители - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством стран Таможенного союза, созданные в целях оказания услуг по осуществлению от имени и за счет декларанта таможенных операций (подача декларации, исчисление таможенных платежей, взаимодействие с таможней и иными субъектами околотаможенной инфраструктуры).

Таможенные перевозчики - специально образованные в соответствии с законодательством стран Союза организации, наделяемые правом оказания услуг по доставке товаров, находящихся под таможенным контролем.

Владельцы складов временного хранения - коммерческие организации, осуществляющие хранение товара, находящегося под таможенным контролем до его выпуска таможней в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

Все перечисленные субъекты работают на коммерческой основе. Не вдаваясь

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 101

в детали прав и обязанностей каждого из них, отметим наиболее характерные черты, условно объединяющие их в одну категорию.

Рассматриваемые коммерческие организации обладают специальной правоспособностью, которая является результатом лицензионно-разрешительной деятельности таможенной администрации. Например, большинство из указанных лиц получают свидетельство о включении в реестр, которое представляет собой правоустанавливающий документ, выдаваемый таможней по окончании контрольно-разрешительного производства. Указанные субъекты подконтрольны таможенной администрации, причем контроль в настоящее время носит наднациональный характер, поскольку сводные реестры указанных лиц ведет Комиссия Таможенного союза.

Их взаимодействие с таможенной администрацией построено на информационном обмене, организуемом на каждой стадии таможенного процесса, очерчиваемом границами таможенного контроля.

Отдельные действия указанных лиц представляется возможным рассматривать в качестве разновидности делегированных таможенной администрацией полномочий в части оказания таможенных услуг. Например, таможенный перевозчик осуществляет доставку товаров, находящихся под таможенным контролем. Аналогичные действия вправе осуществить и таможня в рамках таможенного сопровождения груза. Данная услуга в большинстве случаев являет собой фактически меру принуждения, поскольку нацелена на обеспечение соблюдения законности перемещения отдельных товаров (группы риска либо товаров, изъятых из оборота). Вместе с тем таможенное сопровождение рассматривается законодателем и как мера «позитивного» правоприменения. По смыслу закона заинтересованное в транзитной доставке лицо изначально наделено правом выбирать между услугой таможни и таможенного перевозчика.

Похоже дело обстоит и с временным хранением - правовым режимом, который действует в период нахождения неоформленного товара на складе. Склад временного хранения может принадлежать юридическому лицу, включенному в соответствующий реестр, либо таможенному органу.

Отношения с заинтересованными в получении услуги лицами строятся на основе договоров (договоры представительства, хранения, перевозки). Рассматриваемые договорные отношения «обслуживают» производство таможенного оформления, без них невозможно бесперебойное функционирование механизма взаимодействия трех субъектов: таможни, декларанта и лица околотаможенной инфраструктуры.

Таможня, как и коммерческая структура, заключает с заинтересованным в хранении товара лицом договор. Услуги по хранению, как и в случае услуги по перевозке, являют собой разновидность публичной оферты. Наличие складов временного хранения разных типов и принадлежности позволяет заинтересованному лицу выбрать наиболее выгодный вариант хранения: при помещении товара на склад таможенного органа взимается таможенный сбор за хранение, подлежащий перечислению в федеральный бюджет; при хранении товара на складе юридического лица оплата услуги осуществляется по договору.

В отдельных случаях товар в принудительном порядке размещается тамож-

102 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

ней на складе временного хранения, например в случае изъятия, применяемого в ходе производства по делу об административном правонарушении. Здесь у владельца товара нет выбора: таможня самостоятельно принимает решение о помещении товара на склад, заключает с его владельцем договор, возмещение по которому осуществляет лицо, у которого товар изъят [7, ч. 10 ст. 183, ст. 202].

Таким образом, деятельность таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения только тогда можно рассматривать в качестве таможенных услуг, предоставляемых на основе свободы выбора наиболее приемлемого варианта для заинтересованного в их получении лица, когда речь идет о «позитивной» реализации прав и интересов получателя услуги. Необходимость применения мер принудительного характера ограничивает свободу выбора декларанта, что продиктовано публичными интересами обеспечения соблюдения процессуального законодательства.

В качестве одного из условий для включения в соответствующие реестры, рассматриваемые участники производства таможенного оформления обязаны подтверждать профессиональный статус, а также материальную возможность осуществления соответствующего вида деятельности, например: осуществление деятельности по оказанию услуг в течение определенного периода (для таможенного перевозчика); наличие в штате профессиональных работников - специалистов в области оказываемых услуг (для таможенного представителя); наличие в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или аренде помещений, транспорта и т.д. (для таможенного перевозчика, владельцев складов временного хранения).

Для включения в Реестр обязательным является отсутствие задолженности перед таможенными органами, фактов привлечения в течение одного года до дня обращения в таможенный орган к административной ответственности за правонарушения в сфере таможенного дела, определенно законодательством государств - членов Таможенного союза [6, ст. 13, 19, 24; 7, ч. 3 ст. 61].

Важным требованием законодательства, установленным для субъектов околотаможенной инфраструктуры в целях обретения искомого правового статуса, является обеспечение исполнения своих обязательств перед государством и/или страхование рисков гражданской ответственности [6, ст. 13, 19, 24; 7, ч. 6 ст. 70]. Неисполнение обязанностей, предусмотренных таможенным законодательством для рассматриваемой категории лиц, влечет не только применение мер юридической ответственности, но и особой, крайней меры пресечения - исключения из соответствующего Реестра.

Такова специфика правового статуса субъектов околотаможенной инфраструктуры. В целях повышения качества таможенных услуг и фактической возможности их оказания необходимы и иные предпосылки для осуществления рассматриваемых видов деятельности. Так, реальная возможность по оказанию услуг в таможенном оформлении связана с месторасположением организации. Думаем, что данный критерий должен быть включен в качестве условия получения разрешения на осуществление того или иного вида деятельности.

В настоящее время таможенное оформление переносится на внешние границы России и стран Таможенного союза. Для удобства таможенной очистки

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 103

товара вдоль границы образуются таможенно-логистические терминалы (далее -терминалы). Они представляют собой совокупность объектов, принадлежащих таможенному органу и лицам, оказывающим услуги в области таможенного дела, прежде всего владельцам складов временного хранения. Преимуществом таких комплексов является то, что товар не нужно доставлять в таможенный орган для досмотра, таможня находится в месте хранения доставленного товара. Итак, месторасположение склада и таможенного представителя играют решающую роль при организации работы терминалов, а значит, и условий успешного бизнеса.

При создании таможенно-логистических терминалов таможенные посты размещаются на площадках и территориях, принадлежащих владельцам складов временного хранения, с заключением договора безвозмездного пользования. Закон предусматривает, что такая ситуация возможна по инициативе представителей бизнеса [7, ч. 2 ст. 14, ст. 32]. На практике владельцев складов на конкурсной основе выбирает Федеральная таможенная служба, вследствие чего им предоставляется право разместить на их территории образующийся таможенный пост. При этом владелец склада временного хранения не получает никаких гарантий зачета инвестиций на строительство объектов, например в счет обеспечения уплаты таможенных платежей, и несет риск серьезных убытков в случае ликвидации таможенного поста, поскольку в его услугах никто не будет нуждаться.

Следует помнить и о потенциальной коррупциогенности при размещении таможенных постов на частных площадках, особенно в случаях создания терминалов в приграничных территориях. Очевидно, что такая возможность должна быть исключена, и таможенные посты следует размещать на федеральных объектах.

В целях упрощения таможенный формальностей в развитых государствах применяются различные схемы взаимодействия власти и бизнеса. Пример тому -возможность таможенного представителя выступать в качестве финансового гаранта для декларанта по уплате таможенных платежей, которому он оказывает услуги по оформлению, без обращения последнего за услугами банка или иного поручителя. Подобное право в законодательстве России для таможенного представителя не предусмотрено. Между тем указанный субъект для получения свидетельства о включении в реестр обеспечивает уплату таможенных платежей на сумму не менее 1 млн евро [6, п. 3 ст. 13]. Зачем нужны такие гарантии, если они не могут быть использованы по назначению - в случае реализации конкретного договора представительства? Думаем, необходимо исправить эту ситуацию и наделить таможенного представителя правом выступать одновременно гарантом уплаты таможенных платежей. Эта мера позволит избежать дополнительных расходов, сопряженных с таможенной очисткой товара.

Особую категорию субъектов - участников производства таможенного оформления составляют уполномоченные экономические операторы [6, ст. 38-41; 7, гл. 6]. Наличие специальной правосубъектности, которую оператор получает после включения в соответствующий Реестр, объединяет его с перечисленными участниками таможенного процесса. Однако в отличие от названных лиц экономические операторы взаимодействуют с таможенным органом в качестве декларантов.

Правовой статус уполномоченного экономического оператора (далее - оператор) приобретается для получения упрощений - преимущественно админи-

104 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

стративного характера - в таможенном оформлении. Между тем наличие права временного хранения на своем собственном складе позволяет говорить о потенциальной возможности приобретения льгот в виде освобождения от издержек за хранение товара (отказа от услуги временного хранения). Видимо, по этой причине законодатель закрепил в числе условий для включения в реестр уполномоченных экономических операторов обязанность обеспечения уплаты таможенных платежей [6, п. 1 ст. 39].

Поскольку уполномоченный экономический оператор выступает одновременно в качестве декларанта товаров - главного участника производства таможенного оформления, подробнее остановимся на проблемах реализации его правового статуса.

Взаимодействие таможенного органа и оператора при применении специальных упрощений строится на основе соглашения, заключаемого после принятия решения таможней о присвоении статуса оператора. Типовая форма соглашения должна быть разработана Федеральной таможенной службой совместно с Министерством промышленности и торговли РФ [7, п. 1 ч. 8 ст. 86]. Представляется, что в таможенном деле порядок заключения соглашения должен закрепляться на уровне Кодекса Таможенного союза, что создаст равные условия конкуренции в области внешней торговли и позволит унифицировать правила включения в Реестр.

Специальные упрощения, предоставляемые уполномоченному экономическому оператору, нормативно закреплены [6, п. 1 ст. 41; 7, ст. 86]. Однако перечень их не является исчерпывающим.

В соглашении должны быть четко указаны виды упрощений, которыми позволила воспользоваться таможня: временное хранение на собственном складе, выпуск товара до подачи декларации; проведение таможенных операций, связанных с выпуском товара, на открытых площадках, территориях оператора; подача неполной и / или периодической, предварительной декларации на товар; доставка транзитного товара на территорию оператора без предъявления его таможенному органу назначения; процедура наложения средств идентификации на товары и транспортные средства на складе оператора и другие. [7, ст. 86]. Специальные упрощения не только касаются таможенных операций, но и предполагают изъятия из общего порядка таможенного контроля.

Традиционно таможенный контроль в отношении товаров, заявленных в таможенной декларации оператором, осуществляется в помещениях, на открытых площадках и иных территориях оператора, где размещены такие товары, в приоритетном порядке.

В случаях неполного или предварительного декларирования таможня направляет оператору предварительное уведомление о досмотре ввозимого товара, за исключением случаев, когда такое уведомление станет препятствием к проведению таможенного контроля или будет способствовать снижению его эффективности.

Сложности в применении отдельных упрощений в таможенном оформлении для уполномоченного экономического оператора очевидны. Так, отсутствует технология контроля за уплатой таможенных платежей в ситуациях, когда суммы обеспечения, представленной оператором, недостаточно для выпуска товаров в

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 105

соответствии с заявленным таможенным режимом до подачи декларации. Значит, вероятность применения такой специальной упрощенной процедуры стремится к нулю. Товар доставляется на склад временного хранения таможни и становится предметом залога, поскольку за его счет обеспечивается уплата таможенных платежей. Ясно, что за временное хранение взимается таможенный сбор.

Существуют проблемы и в реализации упрощений таможенного контроля. Так, в российском законодательстве отсутствует механизм взаимодействия декларанта в лице оператора и таможни для предоставления последней пломбира-тров контроля. По этой причине еще одно упрощение таможенных формальностей в виде наложения средств идентификации на товары и транспортные средства на складе оператора неприменимо. Товар фактически требуется доставлять в таможню для идентификации, что тормозит экспортные поставки. Заметим, что в Республике Беларусь таможня по запросу декларанта выдает пломбиратры таможенного контроля и экспортный груз не задерживается.

Для национальных уполномоченных экономических операторов белорусская таможня применяет не только упрощенный, но и первоочередной порядок таможенного оформления [8], а транзитные грузы перемещаются без обеспечения уплаты таможенных платежей и оформления процедуры TIR (транзит), что можно охарактеризовать как протекционизм в отношении отечественных декларантов. Данная мера позволяет сократить издержки по оформлению и за счет отказа от услуг таможенного перевозчика (или таможенного сопровождения). В России подобные меры не предусмотрены. Таким образом, российскому оператору предоставляется менее благоприятный режим осуществления внешнеэкономической деятельности. И он вынужден пользоваться дорогостоящими таможенными услугами в области оформления, несмотря на обеспечение им уплаты таможенных платежей при включении в реестр, которые и гарантируют соблюдение его обязательств, в том числе в отношении транзитного или находящегося на временном хранении товара. Полагаем необходимым воспользоваться опытом соседнего государства. В противном случае в России искусственно формируются условия для «бегства» бизнеса за рубеж.

Принудительный характер оказания таможенных услуг (кроме неделегируемых услуг государства, например, по отправлению таможенных формальностей в виде выпуска товара) ведет к росту издержек таможенного оформления и, как следствие, к росту цен на внутреннем рынке. Очевидно и то, что таможенные услуги не должны навязываться бизнесу и становиться препятствием для внешней торговли.

Таким образом, взаимодействие таможенного органа и декларанта в ходе производства таможенного оформления опосредовано участием субъектов околотаможенной инфраструктуры. Для полноценной реализации последними своих прав по оказанию таможенных услуг нормативные основы их деятельности нуждаются в совершенствовании.

Во избежание издержек, связанных с предоставлением делегируемых таможенных услуг, уполномоченные экономические операторы наделяются правом пользоваться специальными упрощениями в таможенных формальностях. Однако для воплощения названных преимуществ на практике требуется унифицировать юридические процедуры взаимодействия власти и бизнеса. Такие меры

106 2011 • ВЕСТНИК ПАГС

М.А. Митрофанова

позволят создать равные условия приобретения и реализации правового статуса уполномоченного экономического оператора в странах Таможенного союза.

Библиографический список

1. Дианова В. Роль таможни - контроль или сервис // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2011. № 6.

2. Новиков А.Б. Административный процесс в механизме правового регулирования Российской Федерации. СПб., 2008.

3. О таможенных сборах: Указ Президента Республики Беларусь от 13 июля 2006 г. № 443 (в ред. от 18 июля 2011 г.). URL: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30600443 (дата обращения: 20.07.2011).

4. Об утверждении ставок таможенных сборов: постановление Правительства Республики Казахстан от 21 янв. 2011 г. № 24. URL: new.keden.kz (дата обращения: 20.07.2011).

5. ГОСТ Р 50646-94. Услуги населению. Термины и определения: утв. постановлением Госстандарта РФ от 21 февр. 1994 г. № 34. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

6. Таможенный кодекс Таможенного союза (принят решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27 нояб. 2009 г. № 17, в ред. протокола от 16 апр. 2010 г.). Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

7. О таможенном регулировании в Российской Федерации: Федер. закон от 27 нояб. 2010 г. № 311-ФЗ // СЗ РФ. 2010. № 48. Ст. 6252.

8. О статусе «Добросовестный участник внешнеэкономической деятельности»: Указ Президента Республики Беларусь от 28 янв. 2008 г. № 40. URL: http://pravo.by/webnpa/text.asp?RN=P30800040 (дата обращения: 01.07.2011).

M.A. Mitrofanova Providing Electronic Evidence in the Arbitration Process

The basic ways of providing information on case circumstances contained on electronic media at their destination intact are considered. Particular attention is paid to the analysis of the existing security measures.

Key words and word-combinations: ways to ensure electronic evidence, pre-trial protective measures, contractual security measures, preliminary security

Рассмотрены основные способы донесения сведений об обстоятельствах дела, содержащихся на электронных носителях до адресата в неизменном виде. Особое внимание уделено анализу существующих обеспечительных мер.

Ключевые слова и словосочетания: способы обеспечения электронных доказательств, досудебные обеспечительные меры, договорные обеспечительные меры, предварительные обеспечительные меры.

УДК 347.91/.95:004:002 ББК 67.410.1+73

М.А. Митрофанова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ В АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССЕ

настоящее время происходит глобальная компьютеризация всех сфер жизни, в том числе экономической. Появился новый вид деятельности хозяйствующих субъектов -«электронная коммерция», осуществляется оборот электронных документов.

Интересы участников экономической деятельности периодически входят в противоречие, а возникающие споры выносятся на рассмотрение арбитражного суда. В силу ука-

2011 • ВЕСТНИК ПАГС 107

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.