Научная статья на тему 'Совершенствование функционирования таможенных представителей в современных условиях'

Совершенствование функционирования таможенных представителей в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
862
206
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ТАМОЖЕННЫЕ ПРЕДСТАВИТЕЛИ / ТАМОЖЕННЫЕ УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шумаев Виталий Андреевич, Коровяковский Денис Геннадьевич, Манушина Антонина Петровна

Показаны роль и функции таможенных представителей, организация их регистрации, имеющиеся при этом проблемы и пути их решения. Существующая ситуация с управлением таможенными представителями приводит к развитию коррупции, росту издержек при осуществлении внешнеэкономической деятельности, возникновению административного произвола.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шумаев Виталий Андреевич, Коровяковский Денис Геннадьевич, Манушина Антонина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPROVING THE FUNCTIONING OF CUSTOMS REPRESENTATIVES IN MODERN CONDITIONS

The article shows the role and functions of customs representatives, the organization of their registration, is available at the same problems and solutions. The current situation with сustoms representatives’s managment leads to the corruption, growth of costs in foreign trade activity, the emergence of administrative arbitrariness.

Текст научной работы на тему «Совершенствование функционирования таможенных представителей в современных условиях»

УДК 347

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. Показаны роль и функции таможенных представителей, организация их регистрации, имеющиеся при этом проблемы и пути их решения. Существующая ситуация с управлением таможенными представителями приводит к развитию коррупции, росту издержек при осуществлении внешнеэкономической деятельности, возникновению административного произвола.

Ключевые слова: таможенные органы, таможенные представители, таможенные услуги.

IMPROVING THE FUNCTIONING OF CUSTOMS REPRESENTATIVES IN MODERN CONDITIONS

Annotation. The article shows the role and functions of customs representatives, the organization of their registration, is available at the same problems and solutions. The current situation with rnstoms representatives's managment leads to the corruption, growth of costs in foreign trade activity, the emergence of administrative arbitrariness. Keywords: customs, customs agents, customs services.

Таможенный кодекс Таможенного союза установил категории юридических лиц - коммерческих организаций, участвующих в таможенных правоотношениях и наделенных особым правовым статусом в таких правоотношениях. В эту категорию входят следующие: таможенный представитель, таможенный перевозчик, владелец склада временного хранения, владелец таможенного склада, владелец магазина беспошлинной торговли, уполномоченный экономический оператор [3]. Проведение таможенных операций с товарами, пересекающими таможенную границу Таможенного Союза (теперь уже и Евразийского экономического союза (ЕАЭС)) связано с оказанием различных услуг, которые могут предоставляться коммерческими структурами околотаможенного сервиса. Они оказывают участникам внешнеэкономической деятельности (далее - ВЭД) посреднические услуги по правовому консультированию, подготовке таможенной документации к проведению таможенных операций и таможенному контролю.

Федеральный закон № 311-Ф3 от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6] установил систему, права и обязанности таможенных органов, статус лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела (таможенных представителей, таможенных перевозчиков, владельцев складов временного хранения и др.). Таможенные представители - одна групп профессиональных участников рынка ВЭД - с точки зрения обеспечения качества и комфорта проведения услуг занимают особое место. Их роль является ключевой: связующим звеном между внешнеторговыми фирмами и таможенными органами, ускоряющим международный товарооборот [3]. При этом обеспечивается правильность заполнения деклараций. Таможенный представитель несет ответственность за достоверность представляемых им сведений и полноту уплаты таможенных платежей. Это изначально исключает совершение каких-либо нарушений. Доступ к работе в качестве таможенного представителя осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС) России посредством включения в соответствующий реестр при выполнении условий: иметь в штате аттестованных специалистов по таможенному оформлению, не иметь задолженностей по уплате таможенных платежей, заключить договор страхования гражданской ответственности перед своими клиентами на 20 млн руб. и предоставить в ФТС России финансовые гарантии уплаты таможенных платежей на сумму 1 млн евро. Отсюда видно, что таможенным представителем может быть только крупная фирма.

В.А. Шумаев Д.Г. Коровяковский А.П. Манушина

Vitaly Shumaev Denis Korovyakovsky Antonina Manushina

© Шумаев В.А., Коровяковский Д.Г., Манушина А.П., 2015

43

Вестник Университета № 12, 2015

Таможенные представители в определенной степени зависят от ФТС России. Такая зависимость усугубляется непропорциональным соотношением между размером финансового обеспечения, которое нужно предоставить, чтобы войти в реестр (1 млн евро) и размером административного наказания за возможную ошибку (250 000 руб.) после которого ФТС исключает представителя из реестра. Это соотношение в пропорции 1 к 160, очевидно, несправедливо. В результате зависимого и подчиненного по отношению к таможне положения таможенных представителей появляются предложения незарегистрированных «серых брокеров» по оказанию таможенных услуг по более низким ценам. Поэтому можно предположить, что таможенное оформление существенного количества поставок находится в «серой зоне». Это приводит к развитию коррупции, возможности административного произвола. Зависимость от ФТС России сдерживает таможенного представителя отстаивать перед таможенным органом интересы своего клиента - участника внешней торговли [5]. Поэтому таможенные представители являются не представителями бизнеса в таможне, а представителями государственного органа в бизнесе, что представляется неправильным.

Реестр является действенным инструментом контроля таможенных представителей в руках ФТС России. Бизнесом предлагается исключить возможность ФТС России напрямую вести реестр таможенных представителей, следовательно, и возможность исключать компании их этого перечня по часто формальным причинам. Поставлен вопрос о введении саморегулирования деятельности таможенных представителей, т.е. создания саморегулирующей организации (СРО) таможенных представителей. Условия членства в СРО и исключения из нее целесообразно устанавливать законом с правом СРО выдвигать дополнительные условия. Одновременно следует пересмотреть финансовые условия. Либерализация внешней торговли, устранение торговых барьеров и свободное перемещение товаров в условиях функционирования Таможенного союза и присоединения к Всемирной торговой организации (ВТО) должны способствовать развитию международных экономических отношений России и росту внешнеторгового оборота российских организаций [1].

Недовольство среди компаний вызывают некоторые условия включения таможенных представителей в реестр и исключения из него. Так, в Федеральном законе № 311-Ф3 от 27 ноября 2010 г. «О таможенном регулировании в Российской Федерации» [6] по инициативе ФТС России среди таких условий закреплена норма об отсутствии у юридического лица административных штрафов за таможенные нарушения в размере, превышающем 250 тыс. руб. в совокупности в течение одного года, причем мотив совершенных правонарушений не учитывается. Однако для крупной компании совершение ошибок при совершении таможенных операций является неизбежностью. Целесообразно ввести некоторые упрощения для таможенных представителей, в частности:

1) привести Кодекс административных правонарушений РФ в соответствие международным нормам ВТО в части введения адекватных и справедливых санкций за нарушения в сфере таможенного дела, которые совершаются вследствие ошибок;

2) исключать таможенных представителей из реестра лишь в случае совершения административных правонарушений, повлекших за собой причинение серьезного материального ущерба;

3) снизить необходимую сумму обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, которая должна сейчас составлять не менее одного миллиона евро, так как это довольно обременительно для таможенного представителя и вынуждает его замораживать на счетах федерального казначейства значительную сумму денежных средств либо оплачивать услуги банка по предоставлению банковской гарантии [5];

4) установить возможность присвоения статуса уполномоченного экономического оператора таможенным представителям, что соответствовало бы нормам ВТО [4].

Эти и некоторые другие вопросы нашли отражение в государственной программе («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденной распоряжением Правительства РФ № 1125-р от 29 июня 2012 г. и разработанной совместно с представителями бизнеса. Для поддержания добросовестной конкуренции на рынке услуг предложено исключить возможность организациям и предприятиям, подведомственным ФТС России и аффилированным с ними лицам осуществлять деятельность в качестве таможенных представителей.

Следует отметить, что таможенные операции и процедуры пока характеризуются высокой длительностью и, соответственно, стоимостью, простоем транспортных средств и недостаточной нормативно-правовой базой. Важнейшим фактором снижения затрат и повышения эффективности внешнеторговых операций можно назвать использование услуг таможенных представителей. Таможенная услуга выступает неотъемлемым элементом перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу Таможенного союза, ЕАЭС. При совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля таможенный представитель выполняет обязанности и несет ответственность, как если бы он перемещал свои товары и транспортные средства через таможенную границу.

Юридическое лицо признается таможенным представителем после включения в реестр таможенных представителей. Учитывая финансовые и юридические трудности, связанные с включением их в реестр, большая доля совершения таможенных операций осуществляется не зарегистрированными таможенными брокерами в «серой зоне» по более низким ценам. Существующая ситуация с управлением таможенными представителями приводит к развитию коррупции, росту издержек при осуществлении внешнеэкономической деятельности, возникновению административного произвола. Реестр является действенным инструментом контроля таможенных представителей в руках ФТС России, что не должно быть, так как они представляют интересы не таможни, а участника ВЭД. Целесообразно ведение реестра ФТС России передать органу саморегулирования таможенных представителей [4], который назначал бы их и исключал, используя инструмент контроля за ними ФТС России.

Проводимая в настоящее время разработка проекта Таможенного кодекса ЕАЭС с трехсторонним обсуждением - государственных органов, бизнеса, наднационального органа - позволит учесть интересы всех заинтересованных лиц [2]. Мы полагаем, что проблемы статуса таможенного представителя будут решены оптимальным образом на текущем этапе социально-экономического развития государств, входящих в ЕАЭС.

Библиографический список

1. Захаров, Д. Е. Инструменты регулирования товарных потоков на внешних и внутреннем рынках / Д. Е. Захаров, В. В. Ранюк, В. А. Шумаев // РИСК : Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция (РИСК). -2010. -№ 2. - С. 124-127.

2. Манушина, А. П. Развитие логистики внешнеэкономической деятельности в условиях совершенствования таможенного регулирования / А. П. Манушина // РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция (РИСК). - 2014. - № 4. - С. 26-28.

3. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 N 17) (ред. от 16.04.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 50. - Ст. 6615.

4. Титова, Н. К. Основные способы (виды) защиты прав человека и гражданина Российской Федерации / Н. К. Титова // Образование. Наука. Научные кадры. - 2015. - № 2. - С. 16-20.

5. Титова, Н. К. Формы участия институтов гражданского общества в правотворческой и правоприменительной деятельности государства / Н. К. Титова // Ученые записки Российской Академии предпринимательства. - 2014. - № 12. - С. 57-60.

6. Федеральный закон от 27.11.2010 № 311-Ф3 (ред. от 29.12.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 348. - Ст. 6252.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.