Библиографический список
1. Волков, А.Е. Российское образование - 2020: Mодель образования для инновационной экономики // Вопросы образования / А.Е. Волков [и др.]. - 2008. - № 1.
2. Mетодологические аспекты инновационного развития России. Проектно-аналитическая записка по итогам работы 1<луба Инновационного Развития за 2009 год / отв. ред. В.Е. Лепский. - M.: Институт философии РАН. - URL: http://www.reflexion.ru/club/KIR-PZ.pdf
3. Юэджаспирова, T.M. Педагогический словарь: Для студ. высших и средних пед. учебных заведений / T.M. Юэджаспирова, А.Ю. Юэджаспиров. -M.: Академия, 2001.
4. Сластёнин, В.А. Педагогика. - M.: Школа-Пресс, 2000.
5. Желобанова, И.Н. Взаимосвязь инновационных процессов в управлении предприятием [Э/р] // XServer.ru: интернет-библиотека, 2008. - URL: http://www.xserver.ru/user/vipup/
6. Слободчиков, В.И. Инновации в образовании: основания и смысл [Э/р] // Исследователь.™: интернет-портал иссл. деятел. учащихся. 2002. -URL: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html?xsl:print=1
7. Зоткин, А.О. Профессиональное развитие педагога и управление изменениями в образовании: тезисы исследовательской программы // Управление изменениями в образовании. - Томск, 2001.
8. Управление развитием школы / под ред. В.С. Лазарева, M.M. Поташника. - M.: Новая школа, 1995.
9. Щедровицкий, П.Г. Томские лекции об управлении: 1998-2000 гг. Томск: UFO-press., 2001.
10. Парсонс, Т. Система современных обществ / пер, с англ. Л.А. Седова и А.Д. Юэвалева; под ред. M.C Юэвалевой. — M.: Аспект Пресс, 1998.
11. Луман, Н. Социальные системы. Очерк общей теории / перевод с немецкого И. Д. Газиева; под редакцией Н.А. Головина. - СПб.: Наука, 2007.
12. Зубарева, Т.А. Сетевые формы взаимодействия в образовании. Основные вопросы теории и практики / Т.А. Зубарева, А.В. Петров: монография. - Горно-Алтайск: MHKО, 2008.
13. Адизес, ИХ. Управляя изменениями. - СПб: Питер, 2008.
14. Пригожин, A.И.Mетоды развития организаций. - M.: MЦФЭР, 2003.
Bibliography
1. Volkov, A.E. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: Modelj obrazovaniya dlya innovacionnoyj ehkonomiki // Voprosih obrazovaniya / A.E. Volkov [i dr.]. -2008. - № 1.
2. Metodologicheskie aspektih innovacionnogo razvitiya Rossii. Proektno-analiticheskaya zapiska po itogam rabotih Kluba Innovacionnogo Razvitiya za 2009 god / otv. red. V.E. Lepskiyj. - M.: Institut filosofii RAN. - URL: http://www.reflexion.ru/club/KIR-PZ.pdf
3. Kodzhaspirova, G.M. Pedagogicheskiyj slovarj: Dlya stud. vihsshikh i srednikh ped. uchebnihkh zavedeniyj / G.M. Kod-zhaspirova, A.Yu. Kodzhaspi-rov. - M.: Akademiya, 2001.
4. Slastyonin, V.A. Pedagogika. - M.: Shkola-Press, 2000.
5. Zhelobanova, I.N. Vzaimosvyazj innovacionnihkh processov v upravlenii predpriyatiem [Eh/r] // XServer.ru: internet-biblioteka, 2008. - URL: http://www.xserver.ru/user/vipup/
6. Clobodchikov, V.I. Innovacii v obrazovanii: osnovaniya i smihsl [Eh/r] // Issledovatelj.ru: internet-portal issl. deyatel. uchathikhsya. 2002. - URL: http://www.researcher.ru/methodics/nauka/a_1xizkd.html?xsl:print=1
7. Zotkin, A.O. Professionaljnoe razvitie pedagoga i upravlenie izmeneniyami v obrazovanii: tezisih issledovateljskoyj programmih // Upravlenie izmene-niyami v obrazovanii. - Tomsk, 2001.
8. Upravlenie razvitiem shkolih / pod red. V.S. Lazareva, M.M. Potashnika. - M.: Novaya shkola, 1995.
9. Thedrovickiyj, P.G. Tomskie lekcii ob upravlenii: 1998-2000 gg. Tomsk: UFO-press., 2001.
10. Parsons, T. Sistema sovremennihkh obthestv / per, s angl. L.A. Sedova i A.D. Kovaleva; pod red. M.S. Kovalevoyj. — M.: Aspekt Press, 1998.
11. Luman, N. Socialjnihe sistemih. Ocherk obtheyj teorii / perevod s nemeckogo I. D. Gazieva; pod redakcieyj N.A. Golovina. - SPb.: Nauka, 2007.
12. Zubareva, T.A. Setevihe formih vzaimodeyjstviya v obrazovanii. Osnovnihe voprosih teorii i praktiki / T.A. Zubareva, A.V. Petrov: monografiya. - Gor-no-Altayjsk: MNKO, 2008.
13. Adizes, I.K. Upravlyaya izmeneniyami. - SPb: Piter, 2008.
14. Prigozhin, A.I.Metodih razvitiya organizaciyj. - M.: MCFEhR, 2003.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 371.13/.25
Iskakov B.A. INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF TRADITSION TH AND ELECTRONIC TRAINING. The article touches the problems of pedagogical interaction between the subjects of educational process in conditions of higher education training system. The authors consider three systems of interaction between the subjects of educational process: traditional, distant and mixed, in each of them a set of certain methods, means and techniques of cooperation is realized.
Key words: interaction, pedagogical interaction, interaction system, subjects of educational process, traditional system of interaction, distant system of interaction, mixed system of interaction.
Б.А. Искаков, соискатель ВКГУ, г. Усть-Каменогорск, С.Г. Сахариева, кандидат педагогических наук, доцент, E-mail: [email protected], [email protected]
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ТРАДИЦИОННОГО И ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В статье затронуты проблемы педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса в условиях вузовской системы обучения. Авторами достаточно подробно рассматриваются три системы взаимодействия субъектов образовательного процесса: традиционная, дистанционная и смешанная, в каждой из которых реализуется комплекс определенных методов, средств и приемов сотрудничества.
Ключевые слова: взаимодействие, педагогическое взаимодействие, система взаимодействия, субъекты образовательного процесса, традиционная система взаимодействия, дистанционная система взаимодействия, смешанная система взаимодействия.
В психолого-педагогических исследованиях (А.А. Бодалев, Ф.Н. Гоноболин, Н.В, Кузьмина, Ю.Н. Кулюткин, А.А. Леонтьев и др.) взаимодействие выступает и как одно из ключевых понятий, и как научный принцип. Взаимодействие -это фемомен связи, воздействия, перехода, развития разных объектов под влиянием действия друг на друга, в то же время это совместная деятельность (игровая, учебная, трудовая), обу-
чающихся и обучающих, направленная на развитие личности, которая осуществляется в процессах познания, общения, продуктивной деятельности [1]. Педагогическое взаимодействие -сложнейший процесс, состоящий из множества компонентов: дидактических, воспитательных и социально-педагогических взаимодействий. Оно обусловлено: учебно-воспитательной деятельностью; целью обучения; воспитанием.
Современная педагогическая наука изменила свои ведущие принципы: от активного одностороннего воздействия (принятого в авторитарной педагогике) переходит к взаимодействию, в основе которого всегда лежит совместная деятельность, сотрудничество и сотворчество педагогов и обучающихся.
Взаимодействие может осуществляться в различных видах человеческой деятельности. Мы в своем исследовании акцентируем внимание на взаимодействии, которое осуществляется в процессе учебной деятельности. В психолого-педагогической науке исследование учебно-воспитательного процесса относят либо к деятельности обучающегося, либо к деятельности педагога. Мы же будем рассматривать в единстве и взаимосвязи деятельность студента и преподавателя, их активное взаимодействие.
Не всякая деятельность преподавателя и студента образуют в результате учебный процесс. Так как учебный процесс - это взаимодействие (взаимное действие) преподавателя и студентов, направленное на достижение поставленной учебной цели. В этой связи нет только деятельности студентов, как же, как и нет исключительно деятельности преподавателя, а есть их взаимная, системная деятельность. Однако, «простое» сложение таких действий как деятельность педагога и учащихся еще не обеспечивает их взаимодействия в процессе обучения [2].
Любая совместная взаимодеятельность несет в себе определенные особенности и характерные признаки, а также методы и формы. В условиях вузовского обучения существует достаточно широкий спектр разнообразных форм обучения, обусловленных наличием таких отличительных черт как: частота посещения занятий; степень самостоятельности обучаемых, управление их познавательной деятельностью, использование форм и методов контроля и частота использования средств ИКТ и др. В этой связи взаимодействие участников образовательного процесса будет осуществляться различными способами и средствами. В практике высшего образования существует несколько форм обучения: очное (дневное), заочное, вечернее, дистанционное, вечерне-дистанционное обучение.
Сравнительный анализ
Для того чтобы иметь представления об особенностях каждой из перечисленных форм, приведем их краткую характеристику.
Очное (дневное) обучение - это форма организации учебного процесса, предусматривающая проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в рамках существующего стабильного расписания.
Заочное обучение - это форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью, которое предполагает самостоятельную работу обучающихся над учебным материалом.
Вечернее обучение - это форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, предусматривающее проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного состава в удобное для обучающихся нерабочее время (как правило, вечером).
Вечерне-дистанционное обучение - это форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учебу с профессиональной трудовой деятельностью, предусматривающее такую организацию учебного процесса, при которой обучаемый и обучающийся могут находиться на значительном расстоянии, а руководство учебно-познавательной деятельностью обучающихся осуществляется посредством телекоммуникационных каналов в удобное для обучающихся время (как правило, вечером).
Дистанционное обучение (образование на расстоянии) -это одна из форм обучения, осуществляющее целенаправленное и методически организованное руководство учебно-познавательной деятельностью и развитием лиц, находящихся в отдалении от организаций образования, посредством электронных и телекоммуникационных средств.
Каждая из перечисленных форм обучения в вузе имеет принципиальные отличия, которые мы отразили в таблице 1.
Таблица 1
форм обучения
Форма Частота посеще- Степень само- Управление по- Формы и ме- Формы органи- Контакты с
обучения ния занятий стоятельности знавательной тоды контроля зации учебных преподавате-
обучаемого деятельность обучаемых занятий лем
Очная Каждый учеб- Освоение основ- Осуществляется Очные экзаме- Лекционно- Согласно
(дневная) ный день, со- ного учебного на каждом заня- ны, зачеты, семинарская расписанию
гласно расписа- материала осу- тии (лекции, курсовые ра- (очно) в ходе
нию ществляется под непосредственным руководством педагога семинаре, СРСП) боты. лекций, семинаров, СРСП, консультаций
Заочная Не посещают Самостоятельное Только в период Очные экзаме- Лекционно- Только в
каждодневных освоение основ- сессии ны, зачеты, семинарская сессионный
занятий, кратко- ного учебного курсовые ра- период, осу-
временная уста- материала боты. ществляются
новочная сессия, очно в ходе
в основном в лекций, се-
форме ознакомительных лекций. минаров, СРПС
Вечерняя В нерабочее для Освоение основ- Осуществляется Очные экза- Лекционно- Согласно
обучаемых вре- ного учебного на каждом заня- мены, зачеты, семинарская расписанию
мя (вечером), согласно распи- материала осуществляется под тии (лекции, семинаре, СРСП) курсовые работы. (в вечернее время) в ходе
сания непосредственным руководством педагога лекций, семинаров, СРСП, консультаций
Вечерне- В нерабочее для Освоение основ- Осуществляется Очные экзаме- Нетрадиционные Согласно
дистанци- обучаемых вре- ного учебного преимуществен- ны, зачеты, способы органи- расписанию
онная мя (вечером), материала осу- но средствами курсовые ра- зации обучения, (в вечернее
согласно расписания, как правило посредством дистанционных контактов. ществляется без непосредственного участия педагога, самостоятельное освоение учебных материалов ИКТ (чаты, обмен текстовыми сообщениями, Он-лайн консультации и др.) боты. преимущественно с помощью образовательного портала и других телекоммуникационных средств время) с ис-пользованием телеком-муникацион-ных средств
Дистанционная Не посещают очных занятий, все Самостоятельное освоение основного учебного материала Осуществляется преимущественно средствами ИКТ (чаты, обмен текстовыми сообщениями, Он-лайн консультации и др.) Как очные так и заочные (экзамены, зачеты, курсовые и др) Нетрадиционные способы предъявления инфор-мации(видео-, аудио-), способы лекции, мутьти-медиапроекты, он-лайн-консультации, взаимодействия обучаемого и преподавателя (тьюториалы, чаты) В любое удобное для обучаемых время , однако общение осуществляется преимущественно средствами ИКТ.
Из таблицы становится, очевидно, что вышеуказанные формы обучения в высшей школе создают условия для реализации различных форм взаимодействия преподавателей и обучающихся.
Анализ вышеназванных форм обучения позволил выделить три системы взаимодействия преподавателя и обучаю-
щихся (традиционная, дистанционная, смешанная), каждая из этих систем включает в себя несколько подсистем взаимодействия, которые имеют определенные свойства и ограничиваются определенной областью их использования (см. рисунок 1).
Системы взаимодействия субъектов образования
1. Традиционная система взаимодействия
1
1.1. Коллективное взаимодействие 1.2. Индивидуальное взаимодействие 1.3. Групповое взаимодействие
2. Дистанционная
система взаимодействия
2.1. дистанционно- 2.2. дистанционно- 2.3. дистанционно-
коллективное индивидуальное 4-^ групповое
взаимодействие ч-► взаимодействие взаимодействие
З.Комбинированная (смешанная) система взаимодействия
3.1. комбинированно- 3.2. комбинированно- 3.3. комбинированно-
коллективное индивидуальное 4-^ групповое
взаимодействие ^-► взаимодействие взаимодействие
Рис. 1. Системы взаимодействия субъектов образования в условиях вуза
Традиционная система взаимодействия - ориентирована на традиционный (очный контакт) обучающихся и обучающих их непрерывное и активное взаимодействие, которое позволяет за небольшой промежуток времени сообщить наибольшее количество учебной информации. Традиционная система взаимодействия включает в себя такие подсистемы
взаимодействия как: коллективная; индивидуальная и групповая.
Коллективное взаимодействие в традиционной системе ориентировано на деятельность преподавателя и деятельность студенческой группы в целом, осуществляемых в рамках очного лекционно-семинарского обучения, где один педагог
сотрудничает со всей аудиторией одновременно, применяя при этом такие коллективные формы взаимодействия как: лекции, семинарское занятия и самостоятельную работу студентов под руководством преподавателя (СРСП).
Индивидуальное взаимодействие в традиционной системе предполагает активное взаимное действие преподавателя и одного студента, которое может осуществляться вне рамок существующего расписания и предполагающее реализацию в следующих формах: консультирование, сдача СРС, подготовка доклада, сдача зачета, экзамена, защита курсовой работы и др.
Групповое взаимодействие в традиционной системе ориентировано на деятельность преподавателя с небольшой группой студентов (как правило, 5-6 человек) в рамках лекционно-семинарской системы и предполагает такие формы группового взаимодействия как: выполнение и защита групповых проектов, деловые и ролевые игры тренинги, групповое обсуждение и др.
Дистанционная система взаимодействия - предусматривает дистанционный (на определенном расстоянии) контакт между преподавателем и обучаемым, опосредованный средствами информационных и телекоммуникационных технологий. В условиях реализации данной системы происходит максимальная разгрузка преподавателя за счет сокращения очных контактов, при этом увеличивается время телекоммуникационного взаимодействия за счет привлечения средств ИКТ.
Коллективное взаимодействие в условиях дистанционного обучения ориентировано на деятельность студенческой группы в целом, осуществляемое вне рамок очного контакта посредством коммуникационных и телекоммуникационных каналов и предусматривает нетрадиционные формы взаимодействия преподавателя и обучаемых такие как: интерактивные лекции, семинары, форумы, чаты.
Индивидуальное взаимодействие -это взаимные действия преподавателя и одного обучающегося в условиях контакта на расстоянии, опосредованного средствами информационных и телекоммуникационных технологий. В условиях реализации данной системы это могут быть: дистанционные консультации по скайпу, обмен текстовыми сообщения в режимах online, off- line, защита курсовой работы, сдача зачета, экзамена.
Групповое взаимодействие в условиях дистанционного обучения предполагает взаимодействие преподавателя и небольшой студенческой группы (5-6 человек) вне рамок расписания и реализуется всецело посредством реализации телекоммуникационных технологий, как правило это мультимедиа проекты, тьюториалы.
Смешанная система взаимодействия предполагает разнообразное сочетание очных и дистанционных форм сотрудничества преподавателя и студентов, что не ограничивает действия субъектов образовательного процесса определенными рамками расписания. В отличие от традиционной системы взаимодействия, характеризуется некоторой разгрузкой преподавателя за счет привлечения информационных и телеком-
муникационных технологий и увеличения информационных возможностей взаимодействия с обучающимся.
Коллективное взаимодействие в условиях смешанной системы ориентировано на деятельность преподавателя и студенческой группы, которое предусматривает как очный, так и дистанционный контакт, осуществляемый как в рамках существующего расписания, так и вне него.
Коллективное взаимодействие в условиях смешанной системы предполагает следующие формы взаимодействия: очные и дистанционные лекции, семинары, очные и дистанционные СРСП.
Индивидуальное взаимодействие предоставляет возможность индивидуального темпа работы преподавателя и студента, при этом привлекая как традиционные, так и дистанционные формы индивидуальной работы.
Групповое взаимодействие в смешанной системе предусматривает деятельность преподавателя с небольшой группой студентов (как правило, 5-6 человек), где предусматривается сочетание в разных проявлениях и соотношениях очных и заочных групповых контактов преподавателя и обучаемых.
Необходимо отметить, что внутри каждой из описанных систем происходит взаимодействие коллективных, индивидуальных и групповых подсистем, а характер контактов преподавателя и обучаемых определяется, во-первых, выбранной формой обучения (очная, заочная, вечерняя, вечерне-дистанционная, дистанционная), во-вторых, разработкой оптимального содержания образования, адаптированного для конкретной системы взаимодействия участников образовательного процесса, в третьих, огромное значение имеет выбор форм, методов, средств и приемов взаимного действия по овладению заданным содержанием обучения. На этом этапе огромная роль отводится преподавателю, который подбирая приемлемые дидактические средства, вписывает их в определенную систему взаимодействия, тем самым выстраивая собственную образовательную стратегию взаимодействия. В то же время обучаемый при выборе той или иной формы обучения (а значит и системы взаимодействия) должен учитывать свои особенности (коммуникабельность, мобильность, возможность автономизации и др.), психологические особенности (барьеры), необходимость социальной интеракции, технические возможности и др.
Таким образом, каждая из описанных систем взаимодействия имеет свои особенности, обусловленные удаленностью субъектов образования друг от друга, степенью интенсивности контактов, использованием традиционных и дистанционных средств и методов взаимодействия, степенью управления учебно-познавательной деятельностью и др. Однако, при реализации той или иной системы взаимодействия необходимо учитывать следующие принципы: вовлеченность студентов в учебный процесс; реализацию технологий сотрудничества и сотворчества; идеи диалогизма и свободы выбора, что в конечном счете обеспечивает достижение цели обучения, развивает субъектность участников образовательного процесса, способствуют выбору индивидуальной образовательной траектории студента.
Библиографический список
1. Загвязинский, В.И. Теория обучения. Современная интерпретация. - М.: Академия, 2008.
2. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика: учебное пособие / под общей ред. В.Л. Матросова. - М.: ТЦ Сфера, 2004. Bibliography
1. Zagvyazinskiyj, V.I. Teoriya obucheniya. Sovremennaya interpretaciya. - M.: Akademiya, 2008.
2. Trayjnev, I.V. Konstruktivnaya pedagogika: uchebnoe posobie / pod obtheyj red. V.L. Matrosova. - M.: TC Sfera, 2004.
Статья поступила в редакцию 27.07.11
УДК 371.13/.16
Iskakov B.A. METHODIC OF DEVELOPMENT OF TEACHERS' MEDIA COMPETENCE IN RESOURSE CENTER. The article describes stages, various forms, methods and techniques that contribute to the development of teachers' media competence in Resource centre.