Социология и еоциалная работа Вестник Ошлег®р®Д(?&®г® университета им. Н.Ид Л®бтевск®г®. Серия Социальные надки, *2000, № 4 (20), с. &Ф-96
УДК 316.4
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ И ОБУЧАЕМОГО В СРЕДЕ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ: ПОЗИЦИЯ ЭКСПЕРТОВ
© 2010 г. Е.А. Рак
Волго-Вятская академия государственной службы гак_еу£ешуа @ mail.ru
Поступила в редакцию 18.10.2010
Рассматриваются проблемы социального взаимодействия между преподавателем и обучаемым в процессе применения технологий дистанционного обучения, а также существенное изменение роли и места преподавателя как субъекта инновационных процессов в цепочке «преподаватель - компьютерная среда обучения - обучаемый» в современном образовательном пространстве с точки зрения экспертов учебного процесса.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, экспертный опрос, интервью, виртуальное образовательное пространство, тьютор, дистанционное обучение.
Одна из важнейших задач системы образования в современном обществе - обеспечить каждому человеку свободный и открытый доступ к образованию на протяжении всей его жизни с учетом его интересов, способностей и потребностей, именно «доступ к информации (главным образом электронной) стал наиболее ревностно защищаемым человеческим правом» [1, с. 167].
Преемственность в образовании всех уровней сегодня рассматривается государствами -членами ЮНЕСКО как необходимая основа развития непрерывности образования, так как реально защищенным в социальном отношении может быть лишь широко образованный человек, способный гибко перестраивать направление и содержание своей деятельности в связи со сменой технологий или требований рынка. «Быть современным стало означать... неспособность останавливаться и тем более стоять на месте... Быть современным означает постоянно опережать самого себя, находиться в состоянии постоянного неповиновения, это также означает иметь индивидуальность, которая может существовать лишь как нереализованный проект» [1, с. 36]. Таким образом, специфика новой системы образования должна проявляться в ее способности не только вооружать знаниями обучающегося, но и формировать потребность в непрерывном самостоятельном овладении ими, развивать умения и навыки самообразования. Акцент самоорганизации индивида, самообразование играет принципиальную роль при подходе к образованию как к непрерывному про-
цессу в контексте концепций ЮНЕСКО - переход от принципа «Образование на всю жизнь» к принципу «Образование для всех через всю жизнь», «Образование для всех», «Образование без границ».
На современном этапе развития информатизации в сфере образования совершенно новые возможности для преподавателей и обучаемых открывают телекоммуникационные технологии, содержащие в своей основе глобальные телекоммуникационные сети и интеллектуальные компьютерные системы, сеть Интернет, которая с 90-х гг. XX в. стала становым хребтом компьютерной коммуникации, связывающей между собой большинство сетей [2]. Вследствие трансформации средств и методов обучения мы наблюдаем существенное изменение роли и места преподавателя как субъекта инновационных процессов в цепочке «преподаватель -компьютерная среда обучения - обучаемый», социальная активность субъектов процесса обучения выступает важнейшим фактором активного сотрудничества, сотворчества в процессе взаимодействия в современной измененной образовательной системе. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений, и особенно интересен этот процесс в контексте дистанционного обучения, когда общение в образовательном пространстве не непосредственно, а одновременно обогащено и осложнено использованием новых информационнокоммуникационных технологий и новых методов и методик обучения. Совместный характер социальных процессов мышления и речи и воз-
можностей информационных систем открывает переход на более высокий уровень социализации.
В связи с этим для системы высшего образования становится актуальной задача формирования профессионала нового типа, способного использовать новые информационные технологии для совершенствования взаимодействия между всеми участниками учебного процесса. Важнейшим элементом в организации взаимодействия в дистанционном образовании является институт тьюторов, не имеющий аналога в нашей системе образования. Тьютор - это преподаватель-консультант, который должен знать основы фундаментальной информатики и телекоммуникации, обладать способностью и умением руководить обучаемыми в процессе дистанционного обучения, что в свою очередь определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях [3]. Тьютор - это преподаватель и одновременно специалист, управляющий самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях дистанционного, в частности компьютерного, обучения, основными задачами которого являются: пробуждение мотивов к учению; постановка учебных целей и задач перед обучаемыми; трансляция знаний, опыта, формирование и развитие умений и навыков, компетенций и способностей; организационно-распорядительная деятельность по обеспечению учебного процесса; организация взаимодействия между обучаемыми; создание инструментария разработки методов и форм обучения; контроль процесса обучения; совершенствование деятельности обучаемых, получение обратной связи от обучаемых; текущий контроль процесса обучения; контроль качества знаний, умений, навыков и оценка компетенций.
Тьютор может участвовать на всех этапах учебного процесса (вводный, основной, поддерживающий, развивающий), но обязательны для него следующие требования: обучение студентов работе с учебными материалами; консультирование обучающихся в процессе самостоятельного изучения учебных материалов и выполнения контрольных заданий и упражнений; участие в телеконференциях и тьюториа-лах; сдача экзаменов. Т аким образом, реальным воплощением компетентностного подхода и следующей особенностью дистанционного образования является идея интеграции трех сред: учебная среда, профессиональная среда, соци-
альная среда, образующаяся из совокупности различных видов взаимодействия обучающихся и тьюторов, в которых происходит социализация деятельности обучающихся и образовательных программ. Эта среда проявляется в активном общении обучающихся и тьюторов, в ходе которого происходит обмен знаниями, опытом, проблемами, переживаниями.
Насыщение дистанционного курса различными деятельностными элементами, позволяющими осуществлять взаимодействие типа «преподаватель ^ обучаемый», «преподаватель ^ обучаемый ^ обучаемый», «преподаватель ^ обучаемые ^ обучаемые», то есть реализовывать коллективные формы деятельности, позволит организовать обучение на очень высоком уровне. Процессный взгляд на деятельность обучающихся в среде дистанционного обучения помогает понять основные компоненты и место тьютора в образовательном процессе, а также организационные формы взаимодействия субъектов учебного процесса. Под организационными формами (оргформами) в дистанционном обучении понимают варианты взаимодействия обучающихся и преподавателей, направленные на достижение специфических образовательных целей, - это презентация, конференция, самостоятельная работа, контроль (экзамены, тесты и пр.), клуб, исследовательские проекты, тью-ториал, воскресная школа. Оргформы в очной, заочной и очно-заочной формах обучения представлены лекциями, семинарскими занятиями, практическими и другими видами занятий.
Преподаватель как субъект дистанционного обучения является главным звеном в обеспечении высокой эффективности образовательного процесса. «Современный обучающийся все менее склонен воспринимать то, что недостаточно хорошо преподносится, он также выдвигает высокие требования к коммуникативным способностям педагога. Педагог же должен прикладывать серьезные усилия к тому, чтобы завоевать уважение учеников и доказать им свою компетентность, профессиональную увлеченность, отзывчивость и справедливость» [4]. По данным социологического опроса, проводимого в сети Интернет по вопросам образования, и в частности дистанционного образования [5], основными факторами, учитываемыми при принятии решения о прохождении обучения, названы квалификация преподавателя и качество обучения (22,8%), далее следуют фундаментальность подготовки, широкий профиль, глубина специализации (11,7%), возможность совмещать учебу с работой (13,1%), гибкость программ и временных границ/сроков обучения (10,5%).
Если говорить об аспектах социального взаимодействия в среде дистанционного обучения, то, по мнению автора, важно, что именно благодаря средствам дистанционного обучения преподаватель получает возможность индивидуализировать свое общение с обучаемыми, используя возможности виртуального класса, чата, форума группы, и акцентировать внимание на конкретных проблемах отстающих или разработке новых интересных заданий успевающим, что, в свою очередь, стимулирует познавательную деятельность всей учебной группы в целом, усиливает творческие компоненты труда преподавателя. Традиционные компьютерные обучающие системы содержат элементы диагностики состояния обучаемого (например, посещаемость конкретных страниц курса пользователем по датам, этапы работы с тестом, мониторинг временных параметров прохождения теста) и на основании данных об уровне знаний ученика, его индивидуальных особенностях предлагают определенную ветку обучения, так как контролю знаний обучаемых в системах дистанционного обучения должно быть уделено особое внимание. Средства электронного тестирования, включенные в сетевой курс, позволяют избежать субъективизма в оценках знаний, что, в свою очередь, позволяет улучшать и упрощать диагностику уровня подготовки учащихся. В итоге преподаватель в любой момент времени имеет полную информацию о работе студента с учебным материалом, о прохождении тестов и выполнении заданий, а с учетом результатов текущего тестирования имеет представление о степени подготовленности каждого обучаемого; экзаменационная оценка становится более предсказуемой, уменьшается вероятность случайного результата. Таким образом, располагая полной информацией об интенсивности работы каждого студента с учебными материалами курса, преподаватель имеет возможность индивидуализировать процесс обучения и выработать персональные рекомендации как студенту, так и группе в целом. Очевидно, что контроль знаний обучаемого для корректной оценки знаний только средствами и методами системы дистанционного обучения (тестирования) явно недостаточен. Это реальная проблема, с которой сталкивается преподаватель, и решение ее должно однозначно найти отражение в локальных нормативных актах, регламентирующих использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе вуза. Несмотря на то что основное время общения и контроля знаний остается за системой дистанционного обучения, промежуточный контроль
должен быть личностный и системный, а итоговый - исключительно личностный с обязательной итоговой аттестацией в виде сдаваемого очно государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы согласно федеральному государственному образовательному стандарту. С нашей точки зрения, это позволит избежать фальсификации оценок через замену обучаемого профессионалом при выполнении контрольных и экзаменационных работ. Компьютерное тестирование, как показывает практический опыт работы автора в системах дистанционного обучения, должно рассматриваться исключительно как дополнительная возможность контроля и оценки знаний обучаемого. Регламент оценки знаний обучаемого и алгоритмы взаимодействия должны быть также прописаны в локальных нормативных актах по использованию дистанционных образовательных технологий в вузе и обязательны для исполнения всеми преподавателями. Это позволит сделать процедуру оценки знаний и взаимодействие между преподавателем и обучаемым более объективным и конструктивным.
В рамках авторского социологического исследования (2008-2010 гг.) взаимодействия преподавателя и обучаемого в процессе дистанционного обучения с целью выявления отношения респондентов к применению различных форм дистанционного обучения, установления категории граждан, для обучения которых наиболее обоснованно применение дистанционных технологий, уровня профессиональной компьютерной компетенции различных возрастных и социальных групп современной аудитории было проведено интервьюирование экспертов. В качестве метода сбора социологической информации был выбран наиболее гибкий - глубинное (интенсивное) интервью экспертов, по целевому назначению - интроспективное (индивидуальное, личное) по проблеме взаимодействия в среде дистанционного обучения, в рамках которого было предложено ответить на вопросы, касающиеся возможностей используемых дистанционных образовательных технологий, регламентом и организацией учебного процесса, трудностей, с которыми интервьюируемый в силу своих должностных обязанностей сталкивается в процессе обучения, а также выявления проблем эффективного взаимодействия между всеми субъектами учебного процесса. Интервью осуществлялось по месту работы экспертов посредством записей в опросном листе и с согласия респондентов на диктофон, средняя продолжительность интервью 40 минут. Среди экспертов - преподаватели, специалисты по учеб-
но-методической работе кафедр и деканатов, представители руководства нижегородских вузов (ГОУ ВПО ВВАГС, ННГУ им. Н.И. Лобачевского, ВГИПУ, всего 21 опрашиваемый).
Большинство опрашиваемых используют дистанционные образовательные технологии в процессе обучения и на время опроса: имеют опыт работы в системах дистанционного обучения 2-3 года; максимальное количество учебных групп в дистанте - 70; среднее количество преподаваемых дисциплин преподавателя по всем направлениям подготовки - 8; основные используемые возможности: сайт дистанционного обучения учебного заведения, деятельность в среде дистанционного обучения; основные виды действий в среде дистанционного обучения - создание, сопровождение и обновление электронных учебно-методических комплексов, проведение консультаций и тестирования он-лайн, проведение итоговой аттестации средствами дистанционных образовательных технологий, ведение диалога в чате и форуме группы.
В рамках исследования стало возможным выделить социальное противоречие: активный рост качественных изменений социальных условий жизни (в частности, выраженных тенденцией к росту виртуальных форм и типов коммуникаций как в повседневной жизни, так и в процессе обучения, в частности, меняющих характер коммуникационной среды) привел к необходимости разработки адекватных механизмов социального взаимодействия в виртуальном образовательном пространстве учебного заведения вследствие изменения ценностных ориентаций и потребностей членов общества и развития виртуальных форм коммуникации. Необычайно быстрое распространение информационных и телекоммуникационных технологий открывает для социологов, педагогов, психологов уникальную возможность исследования процессов познания, моделирования, представления индивидуальной и коллективной когнитивной деятельности, взаимодействия людей с всемирной системой информации, знаний, культуры и т.д. Однако эффективность взаимодействия между субъектами учебного процесса в среде дистанционного обучения, результативность использования технических средств и новых образовательных технологий напрямую зависит от состояния материально-технической базы учебного заведения, планирования и организации разработки электронных средств обучения, качества организации учебного процесса и степени готовности профессорско-преподавательского состава.
Экспертный опрос позволил разработать классификацию проблем взаимодействия преподавателя и обучаемого в среде дистанционного обучения (социальные, психолого-педаго-гические, технические, проблемы организации и управления, экономические), которая требует следующего нашего комментария.
1. Отсутствует единая скоординированная стратегия внедрения новых информационных технологий, вопросы использования электронных вычислительных средств слабо связаны с учебными планами и программами, недостаточно изучены и проработаны социологические аспекты создания и внедрения в образовательный процесс современных информационных технологий в образовании, отсутствие четкого регламента функционирования и взаимодействия каждого участника учебного процесса в системе дистанционного обучения влечет за собой сложности в осуществлении учебного процесса в виртуальном образовательном пространстве.
Экспертами отмечено, что наряду с разработкой локальных программам информатизации до каждого участника учебного процесса должна быть доведена четкая нормативная локальная база по внедрению информационных технологий в учебный процесс, четкое и юридически грамотное положение по реализации всех этапов обучения в системе дистанционного образования и регламент взаимодействия между преподавателями и обучаемыми. Это поможет обеспечить эффективное участие всех субъектов учебного процесса в принципиально новом виде коммуникации, ориентированном на деятельностный, операционный характер выстраиваемой поведенческой линии. В этом случае использование информационных средств и ресурсов в рамках виртуального образовательного пространства вуза будет способствовать эффективному и результативному формированию: умений принятия решений; умений формировать вариативность и критичность мышления; способностей усваивать культуру взаимодействия в рамках различных информационных систем в сфере образования, телекоммуникационного взаимодействия и способности к коллективным видам деятельности.
2. Реорганизация традиционных форм интеллектуальной деятельности на базе информационно-коммуникационных технологий встречает иногда сильное сопротивление со стороны преподавателей.
Значительно возрастает, по мнению экспертов, интенсивность, сложность и трудоемкость реализации учебного процесса вследствие, как
правило, ежедневного просмотра информации групп на форуме, ответов на вопросы и консультирования в режиме он-лайн. С внедрением вышеназванных технологий сопровождения образовательного процесса повышаются требования к информационной культуре его участников, к числу которых в полной мере можно отнести как самих студентов, так и обучающих их преподавателей и администрацию вузов. Повышение компьютерной культуры всех субъектов учебного процесса, исследование применения информационных технологий в вузе рассматривается нами в форме основополагающих концептов: «информационные технологии обучения», «информационная компетентность»,
«информационная культура», «качество применения информационных технологий обучения». Применение дистанционных образовательных технологий предъявляет, по мнению самих преподавателей и организаторов учебного процесса, жесточайшие требования к преподавателям, к их собственному опыту и навыкам использования дистанционных образовательных технологий в процессе обучения, их высочайшему профессионализму, это вынуждает преподавателей неизменно развиваться и соответствовать высокому званию преподавателей [6]. Разработка направлений повышения компьютерной культуры профессорско-преподавательского
состава и реализация соответствующих программ обучения, консультирования и постоянной поддержки профессорско-преподавательского состава, по мнению экспертов, должно стать одним из направлений информационной политики вуза, в противном случае активное внедрение и использование информационнокоммуникационных технологий в учебный процесс и осуществление взаимодействия в процессе преподавания неизбежно столкнется с массой проблем технического, психологического, социального характера.
3. Неадекватное и отрицательное отношение части профессорско-преподавательского состава к внедрению в учебный процесс новых информационных технологий и методов работы.
По мнению экспертов из числа руководства высшим учебным заведением, это объясняется традиционной осторожностью и осмотрительностью в отношении всего нового, а нередко и неприятием инноваций, основной причиной этого названы отсутствие квалификации, а по мнению экспертов-преподавателей, - отсутствие достойной мотивации и стимулирования труда профессорско-преподавательского состава по использованию этих технологий. Препо-
даватели, со своей стороны, отмечали опасение по поводу фальсификации результатов аттестации, о чем было сказано выше. Отдавать контроль знаний обучаемых только системе дистанционного обучения неприемлемо, регламент осуществления контроля и знаний также должен быть отражен в локальных нормативных актах и обязателен для применения. Необходима разработка нормативной базы по оплате труда всех участников образовательного процесса, которые реализуют данные технологии в учебном процессе, создают и сопровождают учебнометодические комплексы. Мнение экспертов однозначно: должны быть оплачиваемы не
только выполнение учебной нагрузки в среде дистанционного обучения, но и создание, доработка, оперативное обновление курсов.
4. Возрастающая интенсивность, сложность, напряженность по разным курсам и дисциплинам требует четкого регламента взаимодействия с каждым конкретным преподавателем и с организаторами учебного процесса.
Формирование иного типа отношений ведет к индивидуализации обучения. И здесь, по мнению организаторов учебного процесса и преподавателей, основные трудности заключены в осуществлении четкой организации и жесткого контроля учебного процесса. Часть функций в этом случае может быть возложена на систему дистанционного обучения, однако основная нагрузка возлагается именно на методистов и преподавателей, закрепленных за учебными группами. Эффективность работы преподавателя напрямую зависит от интенсивности и правильности взаимодействия со специалистами по учебно-методической работе на всех уровнях, регламент организации учебного процесса должен быть озвучен студентам до начала работы в системе дистанционного обучения, так как экспертами отмечено, что половина задаваемых преподавателю на форуме и в чате вопросов касается организации учебного процесса, а не работы с учебными материалами. Особо выделены преподавателями пожелания сопровождать учебные группы на всем протяжении обучения, что позволило бы сделать контакт и общение в рамках виртуального образовательного пространства более тесным, производительным и действенным. Именно это находит воплощение в создании института тьюторов, специалистов, управляющих самостоятельной работой обучаемых и учебным взаимодействием между ними в условиях дистанционного, в частности компьютерного обучения. Экспертами высказано мнение, что дистантом должны заниматься не все преподаватели, а исключительно те, кто
владеет наполняемостью курса и дисциплины, занимается разработкой электронных учебнометодических комплексов.
5. Огромную трудность для преподавателей точных дисциплин (математиков, экономистов) представляет проведение интерактивных консультаций в среде дистанционного обучения, так как нет возможности демонстрировать ответы математическими формулами, функциями, матрицами, рисунками, схемами, что в конечном итоге существенно снижает эффективность донесения материала и взаимодействия. В этой связи большинство преподавателей высказывали мнение, что дистанционные образовательные технологии более подходят для преподавания дисциплин гуманитарного цикла. Для решения данной проблемы необходимо обеспечение доступа к базе данных программных средств, имеющихся на рынке и пригодных к использованию в преподаваемых дисциплинах, а также приобретение необходимых программных средств для преподавателей, приступивших к преподаванию дисциплин с использованием новых информационных технологий.
6. Должна быть разработана политика защиты авторских прав на создаваемые электронные образовательные ресурсы и электронные учебно-методические комплексы, представлены варианты мотивации данного вида деятельности.
«Педагогу, понимающему, во-первых, широкие возможности медиатизации образования, а во-вторых, логику вплетения мультимедийных пособий в структуру преподаваемой дисциплины, необходима, с одной стороны, полная информация о рынке мультимедийных продуктов, а с другой - стимулирование авторских разработок. Однако до настоящего времени администрации образовательных учреждений уделяют явно недостаточное внимание такой работе» [7]. Также экспертами отмечено, что проблема защиты от взлома системы дистанционного обучения вуза и защита от утечки информации по преподаваемым курсам должны быть под контролем администрации учебного заведения.
7. Технические возможности использования дома сети Интернет в учебных целях не совершенны, что ведет к трудностям донесения, представления материала, также сбоям сервера академии и сайта дистанционного обучения.
Ряд экспертов рассматривают возможность ведения консультаций он-лайн с домашних компьютеров, при условии предоставления со стороны руководства учебным заведением возможности выхода и работы на сайте дистанци-
онного обучения с домашних компьютеров преподавателей (полезен опыт других учебных заведений по решению вопроса технического, программного и финансового обеспечения данного вида работы). Ведение консультаций и подготовка рабочих материалов преподавателем с домашнего компьютера требует беспроводного модема, высокоскоростного Интернета, а это в свою очередь связано с высокими финансовыми затратами для преподавателей. Говоря о технической составляющей осуществления взаимодействия, многие преподаватели указали на тот факт, что наличие, например, вэб-камеры и возможность проведения консультаций с ее применением позволило бы сделать взаимодействие более эффективным и личностно ориентированным как для преподавателя, так и для студента. С другой стороны, в отношении преподавателя это - исключение возможностей фальсификации общения. Автору близка точка зрения О.Н. Яницкого, что «необходимо личное общение преподавателя и студента как условие для развития функциональной грамотности и диалога культур, когда знания и навыки передаются от старшего к младшему непосредственно, когда у студента или аспиранта есть возможность задать вопросы и вступать в спор с профессором. Самый главный принцип: использовать любую возможность для расширения диалога со студентами как метода обучения и как средства их личностного развития» [8].
8. Использование опыта учебных заведений, уже реализующих данные технологии в учебном процессе, а также прохождение обучения в вузах, которые успешно реализуют учебные технологии в учебном процессе, также способствуют эффективности и результативности процесса управления виртуальным образовательным пространством учебного заведения.
Большинству образовательных учреждений, начинающих внедрять технологии дистанционного обучения, присуще увлечение средствами новых информационных технологий, особенно Интернетом. Это вызвано в первую очередь их привлекательными дидактическими свойствами и порой приводит к фетишизации и, как следствие, к неправильной преимущественной ориентации на то или иное средство обучения. При принятии таких решений требуется учитывать российский опыт сетевого обучения. Особенно интересен для практического использования и обучения, на наш взгляд, опыт по подготовке тьюторов для деятельности в системе дистанционного обучения Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (ИИТО ЮНЕСКО).
9. Мониторинг учебного процесса с применением дистанционных образовательных технологий.
Растет необходимость системной проработки факторов, обусловливающих характер социальных отношений с учетом глобальной сети Интернет как виртуальной среды коммуникации, а также разработки научно обоснованных высокотехнологичных методов социологического мониторинга, позволяющих решать задачи исследования социальных изменений. Для успешного внедрения в учебном заведении технологий дистанционного обучения, предоставляющих, по сути, колоссальные возможности, необходимы: создание профессиологического центра с подразделениями профдиагностики, профаттестации и профориентации; повышение и изменение квалификации профессорско-преподавательского состава; разработка проф-диагностических методик с использованием новых информационных технологий; разработка системы мониторинга образовательного процесса; разработка инновационного инструментария внедрения, сопровождения компьютерного тестирования; кластерный анализ рабочих программ читаемых курсов и своевременное их обновление; создание полнотекстовой базы данных утвержденных и рабочих программ по читаемым курсам, создание базы данных контрольных вопросов по всем дисциплинам, имеющим формы отчетности, и обеспечение свободного доступа к ней. Преподаватели отмечали технические сложности работы с тестами в период аттестации, что также осложняет процедуру консультирования и осуществление обратной связи между преподавателем и обучаемыми. Выделение в структуре учебного заведения компьютерных классов для самоподготовки студентов, формирование в библиотечноинформационном центре фонда мультимедийных документов учебно-познавательного назначения на различных носителях и проведение обзоров соответствующих поступлений; разработка нормативно-правовой, финансовой, методической, контрольной и рекламной документации по вопросам работы в системе дистанционного обучения на сайте учебного заведения в сети Интернет; разработка системы мониторинга научных исследований в системе дистанционного обучения; разработка системы мониторинга за повышением квалификации всех субъектов учебного процесса, осуществляющих деятельность в среде дистанционного обучения, позволят преодолеть ряд трудностей современного этапа развития дистанционных образовательных технологий. В противном случае ак-
тивное внедрение и использование информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс неизбежно столкнется с массой проблем социального, технического, психологического характера.
Абсолютное большинство экспертов высказали мнение о целесообразности применения дистанционных образовательных технологий для получения второго высшего образования, прохождения профессиональной переподготовки и повышения квалификации для студентов и слушателей, уже имеющих опыт обучения в учебном заведении, базовое образование, знакомых с регламентом осуществления учебной деятельности. Интеграция дистанционных образовательных технологий для студентов заочной формы обучения должна быть постепенной, так как принципиально важен уровень включенности в информационно-коммуникационные технологии, без достижения обучаемыми определенного уровня владения персональным компьютером и основных навыков работы в сети Интернет осуществление эффективного взаимодействия невозможно. В данном ключе целесообразно проводить тестирование первоначального уровня владения информационнокоммуникационными технологиями. Однозначно целесообразно применять дистанционные образовательные технологии, по мнению экспертов, при обучении лиц с ограниченными физическими возможностями.
Необходимо отметить, что не все дисциплины можно представить в системе дистанционного обучения (исключение составляет создание виртуальных обучающих тренажеров и программ). Опрос показал, что определенные дисциплины (например, военно-прикладные дисциплины, дисциплины, связанные с подготовкой и боевым применением оружия, дисциплины, для доступа к учебным материалам которых необходимо соблюдать режим секретности, оформление формы допуска) не могут быть представлены в системах дистанционного обучения, так как ни одна система дистанционного обучения пока не располагает достойным инструментарием защиты учебных материалов, и преподавание данного комплекса дисциплин требует исключительно непосредственного взаимодействия преподавателя и обучаемого. Также многие эксперты поставили под сомнение успешное освоение фундаментальных знаний при помощи дистанционных форм обучения.
Научить жить и работать в изменяющейся среде обитания - важнейшая из задач высшей школы как главного института социализации.
Следовательно, должны меняться существующие методы и формы учебной работы, взаимодействия в современном образовательном пространстве, система подготовки и повышения квалификации профессорско-преподаватель-
ских кадров высшей школы, что, несомненно, требует пристального внимания, изучения, диагностирования, так как это стратегический фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Список литературы
1. Бауман З. Текучая современность / Пер. с английского под ред. Ю.В. Асочакова. СПб.: Питер, 2008. 240 с. КВ№ 978-5-469-00034-1/0-7456-2410-3.
2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура // Пер. с англ. под научн. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С. 330.
3. Троян Г.М. Методические рекомендации и комментарии: Приложение к специализированному учебному курсу «Информационные и коммуникационные технологии в дистанционном образовании» / Отв. ред. В.И. Овсянников. М., 2004. 421 с.
4. Добренькова Е.В. Социальная морфология образовательного дискурса: теоретико-методологический анализ / Авторефер. дис... д-ра социологических наук. Ростов-на-Дону, 2007. С. 25.
5. Информационный канал 8иЬвсгіЬ / Сервис опросов «Глас Рунета» // иЯЬ: Ьйр://киЬса1.8иЬ8егіЬе. ги/аЬоиІ/уохги.ЬішІ (дата обращения: 24.06.2009).
6. Арсентьева Т.И., Цветкова И.Н. Интервью на II Международном ГГ-форуме «Ярмарка антикризисных решений 2020», 16 апреля 2009 г. Н. Новгород: РИА «Время Н», 2009.
7. Каптерев А.И. Образование: реальное, виртуальное, мнимое. URL:http://www.autorun.e-ге_|.ги/ОигМос1аё_2Ы:т (дата обращения: 02.10.2009).
8. Яницкий О.Н. Высшее образование: проблемы, перспективы (размышление после дискуссии). М., 2008.
THE SOCIOLOGICAL ANALYSIS OF PROBLEMS OF INTERACTION OF THE TEACHER AND THE TRAINEE IN THE ENVIRONMENT OF REMOTE TRAINING: THE POSITION OF EXPERTS
E.A. Rak
The paper deals with the problems of social interaction between teacher and learner in the application of distance learning technologies, as well as a significant change in the role and place of the teacher as the subject of innovation processes in the chain of «teacher - a computer learning environment - the trainee» in the modern educational environment in terms of experts training process.
Keywords: social interaction, expert interviews, interviews, virtual educational space, the tutor, distance learning.