11. Толстой, Л.Н. Педагогические сочинения. - М.: Педагогика, 1989. - 544 с.
12. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 2 / М.-Л.: Изд. академии пед. наук РСФСР, 1948 - 660 с.
13. Ушинский, К.Д. Собрание сочинений. Т. 8 / М.-Л.: Изд. академии пед. наук РСФСР, 1950 - 660 с.
А. Ю. Якунин
ОСОБЕННОСТИ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ
В ГУМАНИТАРНОМ ВУЗЕ
Аннотация: В статье кратко рассмотрена история появления технологий электронного обучения. Ключевой характеристикой дистанционного обучения является взаимодействие между преподавателем и обучающимися на расстоянии. При этом участники процесса обучения разделены не только в пространстве, но и во времени. Ключевой характеристикой электронного обучения является наличие виртуальной обучающей среды (платформы). Можно утверждать, что электронное обучение - это новая модель учебного процесса. Целевая аудитория электронного обучения не имеет ограничений по возрасту и уровню образования: обучаемыми могут быть дети и взрослые, имеющие разные интересы и потребности. Рассмотрены особенности электронного обучения в гуманитарном вузе.
Ключевые слова: электронное обучение, инфо-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, учебный процесс, мультимедийные учебники.
A.Y. Yakunin
FEATURES OF THE APPLICATION OF E-LEARNING TECHNOLOGIES IN A LIBERAL
ARTS COLLEGE
Abstract: It briefly discusses the history of the emergence of e-leaming technologies. A key feature of distance learning is the interaction between the teacher and students in the distance. The participants of the learning process are separated not only in space but also in time. A key feature of e-learning is the presence of a virtual learning environment (platform). It can be argued that e-learning - a new model of the educational process. The target audience of the e-learning has no restrictions on age and level of education: education can be both children and adults who have different interests and needs. We consider e-learning especially in a liberal arts college.
Key words: e-learning, information and communication technologies, distance learning, learning process, multimedia tutorials.
Последние 30 лет человечество входит в свой четвертый информационный цикл. Символом первого цикла было появление у человека речи; второго - письменности; третьего - книгопечатания. Четвертый, видимо, правильно именовать интернет - циклом. Александрийский принцип организации работы с информацией (по названию знаменитой Александрийской библиотеки): лично-стно и социально необходимая информация все более и более концентрируется в относительно новом для себя электронном, прежде всего в цифровом, формате в гораздо меньшем количестве мест ее хранения. Именно там все желающие могут, используя тот или иной организационно-правовой и технологический режим, получить к ней доступ, а также, по мере необходимости, в той или иной форме воспроизвести необходимую им информацию.
Дистанционное образование - достаточно древнее изобретение. В XVII веке известный педагог Ян Коменский первым ввёл иллюстрации в учебниках, чтобы школьники могли заниматься по ним самостоятельно. В конце XIX века благодаря появлению регулярной почтовой связи началась эпоха "корреспондентского" образования. Студенты отсылали письменные работы по почте, а назад получали комментарии преподавателей, новые задания и учебные материалы. Такого рода обучение, было очень популярно в Советском Союзе: заочные отделения были созданы в каждом вузе, а студенты съезжались на сессии из самых удаленных уголков страны. Первый в мире университет дистанционного образования - Открытый Университет - был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин. Так началось триумфальное шествие дистанционного образования по всему миру.
Во Франции национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. Сейчас здесь преподают 2,5 тысячи учебных курсов по самой разнообразной тематике. В разработке учебных программ участвуют более 5 тысяч преподавателей. Количество студентов достигло 350 тысяч человек. Связь с ними осуществляется посредством спутникового телевиде-
ния, электронной почты и Интернета. В обучении также используются видео- и аудиокассеты и традиционные печатные учебники. Другие старейшие центры дистанционного образования в Европе - это Национальный университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.
В 1989 году в США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая включает в себя несколько учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое место среди них занимает программа обучения взрослых (PBS AdaltLearningService), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса, управления.
В Японии 2 апреля 2007 года начал работу кибер - университет, предлагающий взрослым работающим людям повысить свою квалификацию с помощью четырехгодичных онлайн-курсов. Как передает AFP, в общей сложности 516 студентов будут изучать на выбор или информационные технологии, или курс под названием "мировое наследие". По окончании занятий выпускники получат степень бакалавров. По сообщению представителей кибер- университета, большинство студентов нового вуза - молодые люди в возрасте 25-35 лет, которые уже работают. Между тем, в соответствии с данными последних статистических исследований, каждый четвертый работающий японец имеет неполную занятость. Открытие первого японского онлайн - вуза прошло накануне на территории бейсбольного стадиона в городе Фукуока (Fukuoka) на острове Кюсю. На церемонии присутствовали 130 студентов, остальные следили за ней через Интернет. Возглавил учебное заведение археолог, специалист по древнему Египту Сакудзи Йосимура (SakujiYoshimura). 71% акций университета принадлежит телекоммуникационному конгломерату SoftbankCorp.
Похожие учебные заведения существуют и в других странах мира. Например, в Университете Феникса (TheUniversityofPhoenix), основанном в 1970-х годах, сейчас обучаются 200 тысяч человек по всей Северной Америке [2].
Мировой рынок высшего образования, похоже, вступил в стадию революционного передела. Стэнфордский, Принстонский, Мичиганский университеты и Университет Пенсильвании открыли и активно развивают дистанционное обучение - в частности, их бесплатные образовательные онлайн-курсы можно найти на www. coursera. org.
Ранее, в декабре 2011 года, Массачусетский технологический институт (MIT) открыл бесплатное онлайн-обучение MITx, а в январе текущего года Стэнфордский университет основал Udacity для онлайн-обучения педагогов этого вуза. Гарвардский университет присоединился к MIT в мае, у них общая платформа edX. Это становится системой и распространённой практикой среди престижных вузов мирового уровня, хотя ещё недавно подобные курсы были редкостью. Отраслевые специалисты констатируют, что это, скорее всего, приведёт к закрытию мелких вузов. Эксперты указывают, что онлайн- курсы позволяют в разы расширить число слушателей того или иного образовательного учреждения. Значимая их часть позже перейдёт и на платные программы обучения. Понятно, что в таких условиях учащиеся небольших колледжей оказываются склонны считать онлайн- курсы элитных вузов более выгодными для себя. Стоит учитывать и то, что традиционное очное образование с проживанием в кампусах обходится ныне студентам в $20-60 тыс. в год, это серьёзные деньги.
Всё это способно ударить и по российским вузам, особенно в регионах страны. В этом убеждена гендиректор института развития образования ГУ-ВШЭ Ирина Абанкина. Она оценивает ёмкость аудитории онлайн - программ США в сумме до 1 млрд. слушателей в мире. Несмотря на языковой барьер, там окажутся и студенты из России, заинтересованные в бесплатном дипломе хорошего вуза. Ирина Абанкина напоминает, что в 1990-е годы удар по региональным вузам был нанесён совместными программами крупных российских вузов с британцами - Кембриджем, Лондонской школой экономики и др. Вузы России тоже развивают онлайн-курсы, но пока бизнес-образование дистанционно преподает только школа менеджмента «Линк», с 1992 года её окончили 1207 человек [1].
Перспективы дистанционного обучения (англ. e-learning) в России - совокупность ожиданий, планов и возможностей развития дистанционного образования в масштабах страны с 2010 года. На уровне нормативных государственных документов понятие «дистанционного образования» в России было определено в 1995 году:
Под дистанционным образованием (ДО) в настоящей концепции понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений. (Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России, 31 мая 1995 года.)
Премьер-министр Великобритании Гарольд Вильсон (1916-1995) предлагал считать университеты дистанционного образования «эфирными» - он считал, что трансляторами учебных материалов должны быть радио и телевидение. В России дистанционное обучение поначалу офи-
циально называлось «дистантным». Сегодня синонимами стали понятия «дистантное обучение», «дистанционное образование», e-learning, «дистанционное обучение», «дистанционно-модульное обучение».
По мнению сопредседателя «Всероссийского педагогического собрания» Валентины Ивановой, дистанционное обучение не может заменить очного, но является ему «хорошим подспорьем». По данным CedarGroup, стоимость услуги дистанционного обучения дешевле прочих форм образования на 32-45 %, время обучения меньше на 35-45 %, а скорость запоминания учебного материала выше на 15-25 %.
В 1920-е годы в СССР появилась система заочного образования. После Второй мировой войны правительство Великобритании финансировало создание аналогичной дистанционной системы, ориентированной на переподготовку менеджеров. В 1969 году в этой стране открылся первый в мире университет дистанционного образования OpenUnivercity, филиал которого работает и в России с 1992 года. Сегодня эффективность e-learning официально признана в мире на уровне ООН и ЮНЕСКО. По рейтингу IBM и исследовательской группы Economist Intelligence Unit, в 2004 году Россия по готовности к использованию технологий дистанционного обучения занимала 44-е место в мире.
Негосударственный сектор e-learning в 2000-е годы непрерывно рос, избежав спада в период экономического кризиса 2008-2009 годов, и в настоящее время демонстрирует положительные тенденции. В России к 2009 году с e-learning на практике познакомились только 17 % работодателей и 11 % граждан. В ближайшей перспективе государственным дистанционным обучением планируется охватить всех нуждающихся в нём россиян - студентов, абитуриентов, сельских школьников, детей-инвалидов, некоторые другие группы населения с ограниченной по различным причинам мобильностью. Система дистанционного обучения развивается в России с 1992 года и внедряется как часть государственной политики, с детальной проработкой нормативно-правового, методологического и информационно-технологического обеспечения. 9 июня 1993 года Коллегия комитета по высшей школе Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ решила централизованно интегрировать в систему образования «сеть образовательных учреждений дистантной формы».
31 мая 1995 года Госкомитет РФ по высшему образованию утвердил Концепцию создания и развития единой системы дистанционного образования для повышения доступности и качества учебных программ по всей территории страны. 30 мая 1997 года Министерство общего и профессионального образования РФ утвердило Положение о проведении эксперимента в области дистанционного образования, в котором участвовали один государственный университет и пять негосударственных образовательных учреждений. 3 июля 1998 года Министерство разъяснило, что учебное заведение принимает и обучает студентов на программы дистанционного образования по правилам и программам очной, очно-заочной (вечерней), заочной и экстерн-форм обучения, существующим в этом учебном заведении.
В 2002 году появилась Методика дистанционного образования в высших, средних и дополнительных профессиональных образовательных учреждениях, а в нормотворческом лексиконе возникло понятие «ДОТ» (дистанционные образовательные технологии). В 2003 году Минобразования установило норму численности дистанционно обучающихся и потребовало лицензировать программы дистанционного образования. 6 мая 2005 года Минобрнауки отменило Методику 2002 года и утвердило Порядок использования дистанционных образовательных технологий, обязав при разработке учебно-методических комплексов следовать государственным образовательным стандартам. Дистанционное обучение по специальностям, не предусматривающим никакой иной формы обучения кроме очной, было разрешено только по общим гуманитарным, социально-экономическим и общим математическим дисциплинам. В 2006 году был утверждён, а с 1 июля 2008 года вступил в действие ГОСТ Р 52655-2006, устанавливающий требования к интегрированным автоматизированным системам управления учреждениями высшего профессионального образования.
Дистанционное обучение используется на всех уровнях системы образования и в корпоративном обучении. В постсоветской России пионерами дистанционного обучения стали корпорации «УралСиб», «ВымпелКом», МПС (с 2003 года), «Сибнефть», «Северсталь», «Норильский никель», Сбербанк, АвтоВАЗ (с 2005 года).
Целевой аудиторией дистанционных учебных программ считают людей в возрасте от 30 лет и старше, а также людей, принадлежащих отдельным социальным группам - абитуриентов, инвалидов, молодых матерей, военнослужащих, а также проживающих в отдалённых местностях. Дистанционное профессиональное обучение используется для подготовки юристов, железнодорожников, священнослужителей, многих других профессий. Школьное среднее e-learning образование получают дети-инвалиды, сельчане, дети российских соотечественников из стран СНГ и Прибалтики. Использующие дистанционное обучение компании получают прямую экономическую выго-
ду - сокращают расходы на командировки, проезд, проживание, практически не отрывают сотрудников от рабочих процессов. По данным SloanConsortium, в 2005 году чаще других дистанционное обучение использовали коммерческие образовательные и тренинговые компании, финансовые организации, IT-фирмы. По сведениям компании Ambientlnsight, в 2009 году объём мирового рынка дистанционного обучения составлял $27,1 млрд. Прогноз на 2014 год - $49,6 млрд. Среднегодовой темп прироста объёма рынка в мире - 12 %, а в Восточной Европе, куда включается и СНГ, - 23 %.
Дистанционное обучение требует наличия телекоммуникаций, вычислительной техники и программного обеспечения. Уже в 2003 году 93 % учебных дистанционных программ ОАО «РЖД» были построены на веб-технологиях, IP TV и видеоконференцсвязи. Сегодня эти инструменты применяют большинство пользователей e-learning. Устройством телекоммуникационных сетей для дистанционного образования с 2004 года занимается «ТрансТелеКом», предлагающий сегодня услугу «ТТК IP VPN». МГУ в ноябре 2004 года заявлял о намерении запустить в космос спутник «Университетский», в том числе для решения задач дистанционного обучения. Микроспутник был торжественно запущен и выработал ресурс, в 2007 году был запущен второй спутник «Татьяна-2», но о дистанционном образовании после первого запуска уже не упоминалось.
Программное обеспечение - системы обучения, тестирования, электронные учебные курсы и средства их создания - можно разработать «под себя» или арендовать по модели SaaS, именуемой также «облачные вычисления» или просто «облака». Сомнительными в SaaS некоторым специалистам кажутся гарантии безопасности для арендатора, есть также юридические тонкости при заключении договора. И всё-таки SaaS пользуется нарастающим спросом -Microsoft в 2007 году создал «облако» OfficeLiveMeeting, сегмент SaaS не просел в период экономического кризиса 2008-2009 годов. По данным журнала «Деньги», объём мирового «облачного» рынка в 2009 году оценивался в сумму около $56 млрд., в России - около $2,7 млн. В 2013 году он по прогнозам достигнет $150 млрд. В России комплексные системы дистанционного обучения, включающие аппаратную и программную поддержку, предлагают компании Stellus, WebSoft, «Термика» и др. По данным портала Smarteducation, абсолютное большинство коммерческих решений для дистанционного обучения в странах СНГ разрабатывается отечественными компаниями.
Дистанционное обучение, как и заочное, предполагает много самостоятельной работы обучающегося. Однако, в отличие от заочного обучения, дистанционное обладает большими интерактивными возможностями для обучения, контроля и оценки полученных знаний. Например, в качестве эксперимента для школьников Москвы с 2008 года разработаны электронные портфели, разрешающие доступ к ним родителей. Они включают электронные дневники учеников и электронные журналы преподавателей. Методическое обеспечение основано, как правило, на готовых программах учебных заведений и включает такие инструменты как лекции, кейсы, симуляторы, реальные проекты «здесь и сейчас».
Казалось бы, разработать содержание программы нетрудно. Но только в том случае, если изначально существует готовый для трансформации в дистанционную форму курс, который можно провести и в режиме реального времени. А если программу нужно разрабатывать с нуля, то такая серьёзная компетенция есть только у крупных тренинговых компаний и бизнес-школ. (Мария Велли, директор по развитию ГК «Институт тренинга АРБ Про». «Эксперт Северо-Запад», 26 октября 2009 года.)
По мнению сотрудников учебных центров РЖД, среди достоинств дистанционных программ - лёгкость актуализации учебного материала, прозрачность процесса обучения, быстродо-ступность статистики для анализа. Интерактивная работа преподавателя со студентом или группой студентов ведётся при помощи аудио- и видеосвязи. В формате интерактивных видеоконференций могут проводиться лекции, семинары, групповые дискуссии, интервью. Материалы вебинаров-онлайн-семинаров и тренингов - можно «прокручивать» многократно. Проблему оценки применительно к дистанционному обучению исследовали Алан Вудли и Адриан Кирквуд. По их мнению, оценка может осуществляться как в консервативной форме (стандартизованные тесты), так и новыми способами - подробными опросами завершивших обучение студентов, опросами работодателей «дистанционных» выпускников, попытками выявления неочевидных последствий обучения.
Компьютер не заменяет живого общения - соответственно, e-learning имеет определённые ограничения в применимости. По мнению тренера-консультанта компании Concept Рейчел Шекл-тон, дистанционное обучение не подходит для развития навыков работы в команде, уверенности, мотивации, коммуникабельности. В связи с этим, например, Москва, имеющая многолетний опыт дистанционного обучения разных групп людей, возможно, будет отходить от дистанционного обучения в работе с детьми-инвалидами.
Перспективным решением проблемы живого общения становится blended-learning (b-learning)- смешанное обучение, сочетающее в себе дистанционные и очные учебные программы. В дистанционной части blended-learning популярны интернет-конференции - для обмена опытом
по решению управленческих проблем. Очные формы — это тьюториалы, выездные школы, тренинги и группы самоподготовки. Также к оргформам можно отнести экзамены и письменные работы. (Сергей Щенников, ректор Международного института менеджмента «Линк».РИА «Новости», 8 февраля 2010 года.)
Серьёзным препятствием развитию дистанционного обучения в России журнал «Карьера» назвал относительную неразвитость телекоммуникационной и IT-инфраструктуры, а также низкий уровень компьютерной грамотности населения. Для ликвидации проблемы недостаточного компьютерного развития «Майкрософт Россия» в 2010-2013 годах потратит $5 млн. Обучение будет проходить в том числе дистанционно. В ходе этой программы планируется обучить обладающих разным уровнем компьютерной подготовки 1 млн. россиян. Дорогое оборудование и связанные с его настройкой проблемы удорожают услугу дистанционного обучения. Эффективным выходом является использование модели SaaS, появившейся в России в 2006 году. По мнению участников организованного компанией CNews в марте 2010 года круглого стола, рынок SaaS в стране только формируется, но интерес к нему во время кризиса несомненно вырос [4].
В России в настоящее время функционируют более 160 институтов (центров и т.д.) дистанционного образования. Лидером является Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ). В 1994 году при МЭСИ был открыт институт дистанционного образования. С использованием электронных технологий на первом высшем образовании обучаются до 100 тысяч студентов по 40 специальностям. В январе 2006 года состоялось событие, подтверждающее престиж вуза на мировом уровне. Руководители Европейской ассоциации университетов дистанционного обучения сделали заключение, представив его на встрече в Комитете Совета Федераций РФ по науке, культуре, образованию, здравоохранению и экологии: «МЭСИ -это вуз, соответствующий по качеству и технологиям образования лучшим университетам Европы». МЭСИ - первый университет России, прошедший международную сертификацию всех направлений деятельности Университета на соответствие международным стандартам качества ISO 9001:2000. Сегодня МЭСИ можно по праву назвать «Электронным университетом». На всех формах обучения (очной, заочной, очно-заочной) используются компьютерные и Internet технологии. Помимо традиционных форм обучения МЭСИ реализует экстернат с использованием технологии on-line обучения [3, 4]. Специалисты из разных стран с уверенностью говорят, что дистанционное обучение дает не менее твердые знания, чем традиционное!
Модели и технологии электронного обучения
E-learning (сокращение от англ. ElectronicLearning) - система электронного обучения, синоним таких терминов, как электронное обучение, дистанционное обучение, обучение с применением компьютеров, сетевое обучение, виртуальное обучение, обучение при помощи информационных, электронных технологий. E-learning - это обучение, основанное на Интернет-технологиях, использование Интернет-технологий для создания, управления, обеспечения доступности и надежности, выбора и использования образовательного контента, хранения информации об учащихся и для контроля их успеваемости, для общения и коммуникаций. E-learningпозволяет реализовать два основных принципа современного образования - "образование для всех" и "образование через всю жизнь".
Рис. 1. К определению моделей электронного обучения
Известны разновидности моделей электронного обучения: o модель кейсового обучения;
o модель с использованием телевизионной технологии; o сетевая модель; o модель смешанного обучения.
Используются также модели обучения e-leaming и b-learning: o e-learning (досл. - электронное обучение) - это обучение с помощью Интернета и мультимедиа». Такое определение дали ему когда-то специалисты ЮНЕСКО. Технологии стремительно развиваются и для е-learning используются электронная почта, Internet-форумы, Internet-сообщества, видеолекции, видеоконференции, case-study, онлайн-тестирование, онлайн-консультирование, экспертные системы и т.п. E-learning- процесс приобретения знаний и навыков с помощью образовательной среды, основанной на использовании информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии и реализующих систему сопровождения и администрирования учебного процесса. o b-learning- это смешанное обучение, объединение очного и виртуального сценариев, ставшее основной формой взаимодействия преподавателя и учащегося. В данном случае присутствует электронная компонента образования, то есть компьютер, Интернет, информационные технологии, а также классическая форма передачи знаний по принципу «человек-человек».
o
Рис. 2. Фрагмент окна одной из версий программы ColorPen
Сотрудники компании «Нодио», г. Долгопрудный, МФТИ, разработали уникальный программный продукт Со1огРеп (рис. 2), позволяющий эффективно оказывать услуги дистанционного образования через интернет в реальном времени (смешанное обучение Ь-1еагш^). Данный продукт рассчитан как на профессиональных участников (ВУЗы и частные образовательные центры), так и на репетиторов [6].Ссылка: http://colorpen.ru/ Главные цели и задачи e-learning:
1. Повышение уровня компьютерной компетентности населения страны, информатизация образования.
2. Подготовка и переподготовка кадров в области информационных технологий и информатизации образования.
3. Обеспечение большей свободы доступа к образованию различных слоев населения.
4. Повышение качества подготовки кадров.
Термин "обучение с использованием технологий е-1еагт^" обозначает различные образовательные модели, для которых общим является то, что обучаемым предоставляется обширный электронный ресурс [11]:
а) тексты, электронные книги, энциклопедии, справочники и т.д.;
б) учебные программы и методики обучения;
в) сценарии и методики выполнения заданий;
г) требования к промежуточной и итоговой аттестации, защита лабораторных работ, контрольные работы;
д) обучающие программы, тренажеры;
е) модели, в том числе интерактивные;
ж) медиафайлы: презентации, фильмы;
з) лекции, задания для самостоятельной работы, лабораторные работы, тесты; и) библиотеки задач и решений;
к) ссылки
Одной из особенностей технологий электронного обучения - повышенная нагрузка преподавателя на всех этапах обучения - от создания и непрерывного пополнения электронного ресурса до проведения индивидуальных занятий со студентами с использованием возможностей сети Интернет [11].
Главным при организации формы обучения по технологиямe-learmngявляется [11]: о разработка дидактических основ е-1еагш^; о подготовка педагогов-координаторов (тьюторов); о создание электронных курсов.
"аоыков
чЙ""»» Г». .
кп™
■Цнпп^ма OV ">
и Сем^чциях Наработка
Л^УрРЭх а проверки
экзамен ационных работ
¡ÄÄ5
практическая OtÖiPVj
SÄ Консультации монигорин. г*
PafW, директора курса кячяства проверь -гуД0*
^ороч и опытны* письменных
тьюторов
0« ^Дарительная nopS^0^
«ai^J . ^ ищхвнив
-¡ЗГ
'^З'&говка в качестве
''» fe ?а»й£ t>=s™".> «»геяии, зиакиис™ ™
^Вчлч ™»1»"ия сапог COOSO»"^"" "Vi""""
ои^'Ш1ь^вяииам Оценим"0
РоОччеи см т у в ц и и листанинонной
Рис. 3. Система мероприятий по подготовке тьюторов (по версии открытого университета ОУ)
Дидактикой электронного обучения занимаются учёные как за рубежом, так и в нашей стране. Известна, например, работа А.А. Андреева «Дидактические основы дистанционного обучения». [http://www.iet.mesi. ru/br/11b.htm] Но из-за того, что технические и технологические возможности электронного обучения очень быстро развиваются, дидактика электронного обучения не всегда успевает отслеживать эти изменения. Поэтому каждый автор, опираясь на общие принципы, создает, как правило, своё личное, индивидуальное и подчас оригинальное решение конкретной проблемы.
Примеры практического применения технологий электронного обучения в гуманитарном вузе ТИ имени А.П. Чехова приведены в многочисленных работах Горбатюка В.Ф. [7 - 10, 12]. Известные трудности внедрения технологий электронного обучения в ТИ имени А.П. отражены в работе [5].
С первых дней своей деятельности в ТГПИ (2006 г.) Горбатюк В. Ф. все читаемые курсы (физика; моделирование физических и технологических процессов; история техники и технологической культуры мировых цивилизаций; технология обработки конструкционных материалов; основы создания видео- и мультимедиа обучающих средств; технологии электронного обучения в современном мире и др.) преподает с использованием технологий электронного обучения. С 2007/2008 учебного года Горбатюк В.Ф. начал проводить обучение студентов по курсу "ФИЗИКА", интенсивно используя элементы технологий электронного обучения [8, 10]. Обучение прошло успешно и с одобрения кафедры (общей и теоретической физики ТГПИ) продолжается преподавание курса "ФИЗИКА" уже с максимальным использованием технологий электронного обучения. Реализована модель обучения без систем автоматизации учебного процесса [8], что по трудоемкости приемлемо для одной учебной группы. Подробнее излагается применение технологий электронного обучения применительно к курсу физики. Необходимое оборудование в аудитории:
компьютерный класс, оснащенный персональными компьютерами (10-12 компьютеров) с возможным доступом к локальной сети ТГПИ. На каждом компьютере или в локальной сети размещен авторский электронный ресурс. В аудитории установлена интерактивная электронная доска для реализации принципов мультимедиа в обучении. Электронный ресурс - ищется в сети Интернет, собирается и разрабатывается автором для каждого курса. Процесс подготовки электронного ресурса является длительным и трудоемким и пока вузом не оплачивается. К электронному ресурсу относятся: электронные лекции, книги, задачники, энциклопедии, шаблоны для задач, программы, например, для курса «ФИЗИКА» программный пакет IP (интерактивная физика), программы «Живая физика» и др., мультимедиа-пособия: учебно-познавательные фильмы, видеоролики, фото, рисунки, ссылки и т.п. [8].
Сегодня всё более заметную роль играют электронные издания, распространяемые на специальных электронных носителях (CD/DVD) или функционирующие в сети, на основе применения сетевых технологий, и в частности, Internet (электронные издания). Прогрессу способствует также бурный рост и развитие современных средств отображения информации. На Западе интенсивно развиваются технологии и сфера бизнеса, ориентированные на выпуск и распространение мультимедийных электронных книг (e-Books). По утверждениям аналитиков фирмы Microsoft к 2020 году до 90% процентов всех текстов будет распространяться в электронном виде. Уже объявлено о начале продажи дешевого детского ноутбука, который, на наш взгляд, вполне мог бы заменить все учебники для школьников, а само обучение - обучением со 100%-ным использованием электронных технологий.
Можно выделить особенности мультимедийных электронных изданий, отличающие их от классических - "бумажных":
o мультимедийные электронные издания являются, интерактивной системой, "прошитой" гипертекстовой сетью, обеспечивающей произвольную навигацию по излагаемому материалу. Гипертекстовая книга может быть применена в системе Интернет учреждения и в глобальной сети Интернет, например, в рамках сферы дистанционного образования; o открытость мультимедийных электронных книг позволяет читателю сформировать информационную среду, адаптированную к его потребностям; o в современных мультимедийных электронных изданиях появляется возможность выйти за рамки традиционной полиграфии за счет включения новых компонентов: звукового сопровождения, анимации и видео и т.д. Электронные словари, информационные системы, сборники видео- и аудиоинформации - все можно отнести к электронным изданиям. Мультимедийные базы данных, справочники, интерактивные программы, программы ориентации - все это электронные издания, которые становятся все более распространенными.
Перечисленные аргументы свидетельствуют о чрезвычайно высоких перспективах подготовки мультимедийных изданий и их масштабного использования в различных областях народного хозяйства страны. Подготовка подобных отраслевых кадров в нашей стране пока не ведется. Бурно развивающаяся медиаиндустрия в настоящее время черпает специалистов по использованию информационных технологий из смежных областей.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. [Электронный ресурс] http://www.memoid.ru/node/Perspektivy distancionnogo obucheniya v Rossii
2. [Электронный ресурс] http://2edu.ru
3. Формы, модели и технологии обучения. [Электронный ресурс]
https:// study.mesi.ш/wiki/Wiki%20Pages/1.2.%20ФормьI,o/o20моделиo/o20иo/o20технологииo/o20обучения.aspx
4. Модели обучения [Электронный ресурс] http://www.dioo.ru/tehnologii-distantsionnogo-obucheniya/modeli-obucheniya.html
5. Якунин А.Ю. Информационно-коммуникационные технологии и цифровая грамотность педагога // Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2016. - № 1. - С. 468-471. URLhttp://www.tgpi.ru/science/herald-tgpi
6. Алейнико, Б.А., Алейников, П.Б. Структура программного обеспечения, предназначенного для проведения удаленных занятий в режиме реального времени // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. 2009. № 1.С. 85-88.
7. Горбатюк А.Н.|, Горбатюк В.Ф. Модель процесса обучения в вузе с использованием технологий e-learning // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. 2009. № 1. -С. 49-53.
8. Горбатюк, В.Ф. Виртуальный лабораторный практикум // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. 2008. № 1. - С.98-101
9. Горбатюк, В.Ф. Модели системы обучения в условиях внедрения технологий e-learning // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. 2011. № 1. - С. 116-122.
10. Горбатюк, В.Ф. Особенности преподавания физики в педагогическом вузе с использованием технологий e-learning // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. 2009. № 1. - С. 53-57.
11. Горбатюк, В.Ф. Развитие дистанционного образования в ТГПИ // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Физико-математические и естественные науки. 2008. № 1. - С.101-105.
12. Горбатюк, В.Ф. Электронный курс ТОКМ и ЭМ для индивидуального обучения и самостоятельных занятий // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Естественные науки. 2007. № 1. - С. 80-84.
О.А. Якунченко
ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ИЗУЧЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ Я-КОНЦЕПЦИИ
Аннотация. Рассматривается вопрос об исторических предпосылках изучения профессиональной Я-концепции, проводится сравнительный анализ основного понятийного аппарата по заданной теме. Затрагивается тема происхождения ключевого определения и его соотношение с близкими понятиями из области самосознания, такими как профессиональная идентичность. Детально раскрываются стадии и структура Я-концепции, рассматривается вопрос о составляющих компонентах профессионального самосознания, таких как когнитивный, поведенческий и эмоциональный.
Ключевые слова: профессиональная Я-концепция, самоэффективность, профессиональная деятельность, самоактуализация личности, стадии профессиональной Я-концепции.
O.A. Yakunchenko
HISTORICAL BACKGROUND STUDY PROFESSIONAL SELF-CONCEPT
Abstract.. The question about the historical background of studying professional self-concept, a comparative analysis of the basic conceptual apparatus on a given topic. It touched upon the origin of the key definitions and its relation with similar concepts from the field of consciousness, such as professional identity. Elaborates stage and structure of self-concept, the issue of professional self-awareness component is such as cognitive, behavioral and emotional.
Key words: professional self-concept, self-efficacy, professional activity, self-actualization, the stage of professional self-concept.
На сегодняшний день тема Я-концепции достаточно разработана отечественными и зарубежными психологами. Изучение внутреннего мира личности, стержнем которого является Я-концепция, показывает, что тема является актуальной, так как роль человеческого фактора является на сегодняшний день значимой.
При познании окружающего мира человек пользуется системой внутренних средств, которые позволяют ему дать представление о самом себе, о собственных мотивах, способностях, качествах и т.п. Прежде, чем говорить о профессиональной концепции, мы должны разобраться с понятием «Я-концепция».
Психологи данное определение не отождествляют с понятием «самосознание». Например, исследователь В.С. Агапов утверждает, что понятие «Я-концепция» может трактоваться рядом синонимических терминов, которые имеют общее значение. Это такие понятия, как «образ Я», «Я-схема», «самосознание» и т.д. [8, с. 123].
В своей работе М. Н. Григорьева определила общее в отечественных и зарубежных исследованиях, выведя характеристику «Я-концепции» как «...систему представлений о себе, включающую множественность Я, обладающую различными аспектами, развивающимися в процессе самоактуализации личности на основе позитивного отношения к себе со стороны других» [4].
Если рассматривать «Я-концепцию» в общепсихологическом смысле, то это «.неповторимая система представлений человека о себе, на основе которой он строит взаимодействия с другими людьми и относится к себе» [2, с. 98].
В современном обществе в связи с расширением профилей работы перед человеком открывается огромный спектр возможностей в профессиональной деятельности. Но не всегда индивид способен правильно осознать и выбрать то, что подходит лично для него. Это связано с неумением понять себя, по достоинству оценить свою деятельность и свои возможности. В связи с этим исследователи в области психологии выявили, что в «профессиональной успешности главную роль играют эффективное межличностное общение и эффективная профессиональная деятельность» [3, с. 7]. То есть профессиональная Я-концепция влияет на успешность профессиональной деятельности.
Непременно наши мысли о себе сильно влияют на нашу жизнь. И поэтому, зачастую осознавая собственную значимость, человек становится более уверенным в своей профессиональной деятельности, которая сказывается на его результатах, способных привести к получению больших материальных и духовных благ.
Познавая самого себя, человек накапливает знания о себе. Знания, полученные в процессе самосознания, и составляют содержательную часть Я-концепции. Непременно будут возникать различные эмоции, и, исходя из самооценки, будет формироваться устойчивое самоотношение.