Постановка проблемы
Основной идеей Концепции является определение путей развития индустрии электронного обучения (e-Leaming) в Российской Федерации, формирование требований к содержанию и способам массового промышленного производства образовательного контента, а также способам доставки мультимедийных обучающих программ или электронных образовательных ресурсов (ЭОР) до образовательных учреждений и непосредственно до обучающихся.
Необходимо определиться с характеристиками новой парадигмы системы общего и профессионального образования в условиях массового распространения ИКТ. На наш взгляд, новая парадигма образовательного процесса может интегрировать очное классно-урочное и дистанционное обучение. Массовость непрерывного обучения и повышения квалификации, а также географические масштабы России в условиях LLL (Live Long Learning) - модель непрерывного обучения в течение всей жизни - можно обеспечить только на базе дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Поэтому ЭОР должны соответствовать стандарту SCORM и работать в составе LMS.
Учитывая современный уровень развития ИКТ - наличие компьютеров почти у всех обучающихся (студентов, преподавателей, госслужащих и т.д.), доступность широкополосного Интернета, широкое распространение мобильных устройств (нетбуков, планшетов и смартфонов) и мобильного Интернета (3G и 4G) и пр., речь должна идти не просто об ЭОР, а о мультимедийных учебно-методических комплектах нового поколения (УМК НП) до-
ступных в Интернете в онлайне, как SaaS-услуга из «Облаков».
В состав УМК НП должны входить следующие версии ЭОР, которые используются в учебном процессе интегрировано и взаимосвязано:
• ОНЛАЙН-версия, когда уроки проигрываются в браузере с «облачного» Интернет-сервера;
• SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;
• МОБИЛЬНАЯ-версия для обучения с помощью планшетов или смартфонов;
• КНИЖНАЯ-версия - «твердая копия» - конспект лекций и учебно-методические материалы;
• DVD-ROM-версия - уходящая, но еще пока актуальная технология оптических носителей, которые через 3-4 года уступят свое место «облачным» решениям.
Характеристики инновационного е-Ьеагш^ [1]:
- генерирует новые знания в режиме реального времени;
- полностью ориентирован на обучающегося;
- создается профессиональными сообществами разработчиков контента для е^еагш^;
- при разработке контента привлекаются сообщества авторов-предметников из вузов на образовательный портал, построенный по концепции WEB-2;
- базируется на содержательных компонентах обучения и предыдущих результатах обучающегося;
- фокусируется на качестве, процессах и контексте обучения;
- интегрирован в организационные и социальные процессы трансформации;
33
Таблица
Парадигмы e-Learning сейчас и в ближайшем будущем [1]
Прежняя парадигма Новая парадигма - e-Learning
Обучение происходит преимущественно в стенах вузов Обучение и трудовая деятельность происходят параллельно и взаимосвязано. Соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы с интенсивным применением и электронных образовательных ресурсов составляет порядка 20:80 к 00:100. Переход к смешанному обучению и к on-line
Основные источники знаний - книги, учебники и другие печатные материалы, доступные студентам в библиотеках и индивидуально Основные источники - централизованно разрабатываемые и доступные через Интернет ЭОР, базы данных и знаний, Web-ресурсы Интернет, открытые образовательные ресурсы - Open Soors, используемые как в учебной, так и в реальной научной и производственной деятельности и e-Learning. Общая тенденция - ежедневное обновление учебных материалов
Педагогика E-Andragogy. В период бурного развития Интернет необходимо осознать, что значит учиться и что есть знания: знание предмета или знания - где найти эти знания о предмете?
Обучение один раз и на всю жизнь Обучение в течение всей жизни - LLL (Live Long Learning). Технологические приемы e-Andragogy и LLL
34
- достигает и мотивирует тех, кто вовлечен в учебный процесс.
Прогнозируется бурный рост спроса на высшее образование. Электронное обучение - высокое качество при меньшей стоимости. Работодатели требуют - навыки в использовании ИКТ + критическое мышление. Например, Министр образования США Маргарет Спеленгер считает, что: «Новая парадигма Образования в США - вместо аудиторий и классических библиотек - индивидуальная и каждодневная работа преподавателей и студентов в Интернете».
Из приведенной таблицы следует, что инновационный е^еагш^ и е-Andrаgogy - это перспективная модель обучения, основанная на использовании новых мультимедийных технологий и «Облачных» решений в Интернете для повышения качества обучения путем облегчения доступа к ресурсам и услугам, а также обмена ими и совместной работы на расстоянии. е^еагш^. рассматривается как
основное средство обучения в течение всей жизни, которое является составной частью построения и функционирования информационного общества, основанного на знаниях. Эти концепции е^еагш^ прогрессирует большими темпами и уже сегодня на них ориентируются все передовые образовательные системы мира.
Использование инновационных образовательных технологий серьезно тормозится, главным образом, в связи с отсутствием в Интернете эффективных обучающих программ или электронных образовательных ресурсов (ЭОР), соответствующих современному уровню развития и распространенности компьютеров и широкополосного Интернета. Проблема медленного внедрения е^еагш^ в учебный процесс в том, что отсутствует целевая Программа, которая определила бы требования к составу и содержанию мультимедийных УМК НП.
Необходимо выстроить систему массового производства мультиме-
дийных УМК НП, опираясь на профессиональные софтверные компании в области разработки образовательного контента, а также на знания и опыт ведущих российских и мировых специалистов по каждой отрасли знаний. Для массового создания мультимедийных ЭОР необходимо иметь инструментально-программный комплекс (ИПК), чтобы с ее помощью при взаимодействии с ведущими специалистами-предметниками организовать создание на промышленной основе несколько тысяч современных ЭОР по программе высшего, среднего и дополнительного профессионального образования.
Общие подходы к характеристикам ЭОР
Успешность реализации Стратегии развития информационного общества зависит от того, насколько системно будут внедряться ИКТ в образование, включая сетевое дистанционное обучение [2]. Чтобы осуществить непрерывный образовательный процесс, опирающийся на использование средств вычислительной техники, телекоммуникации и Интернет-технологии, необходимо иметь систему ЭОР почти по всем учебным дисциплинам всех уровней образования, соответствующих международным стандартам и самым передовым технологическим требованиям. Три кита современных ЭОР:
• мультимедиа, обеспечивающее ширину информационного потока и эффективность восприятия информации;
• интерактив, обеспечивающий индивидуализацию и деятельностный подход в обучении;
• Интернет, обеспечивающий гибкость и доступность во времени и пространстве благодаря ДОТ.
ЭОР и мультимедиа. В «Стратегии развития единой образовательной информационной среды» Минобрнауки РФ говорится, что содержание современных ЭОР должно строиться на основе интерактивных мультимедийных технологий, а гипертекстовые ЭОР называют идеологически устаревшими. В мультимедийных ЭОР все представляемые объекты связаны логически, подчинены определенной дидактической идее. Высшей формой мультимедийных ЭОР является математические модели процессов, явлений и объектов, которые позволяют погрузиться в «виртуальную реальность».
ЭОР и интерактив. Интерактивность ЭОР способствует реализации концепции деятельностного обучения, при которой обучающийся не является пассивным слушателем и зрителем. Ему приходится повторять некоторые действия преподавателя, отвечать на вопросы, решать различные задачи, непосредственно работая с имитационной средой, представленной в ЭОР.
ЭОР и ДОТ. Создаваемые ЭОР должны быть не просто мультимедийными, интерактивными, но и соответствовать стандартам SCORM, чтобы работать в среде «правильной», разработанной с учетом стандарта SCORM, системы управления учебным процессом - LMS-системы. Стандарт SCORM определяется как распределенная модель объединения содержательного материала. SCORM является стандартом de facto и поддерживается практически всеми разработчиками LMS-систем и контента. Отсюда следует, что к любой «правильной» LMS-системе можно подключать любые «правильные» ЭОР.
Современные ЭОР должно иметь следующие системные характеристики:
35
36
- стопроцентная мультимедий-ность - озвученные видео- и слайд фильмы, анимацию, графику, таблицы, схемы, тексты и т.д.;
- насыщенная интерактивность, включая математические модели процессов и явлений;
- многообразие контрольных и тестовых заданий, модели и тренажеры;
- большой объем учебного материала, который благодаря мультимедиа легко усваивается (в разы больше, чем в обычном учебнике);
- возможность работы, как образовательная SaaS-услуга без потерь эргономических и дидактических характеристик;
- соответствие стандартам SCORM и работоспособность в составе LMS.
По нашему мнению, этот вектор развития информационных и Интернет технологий в образовании, базирующихся на использовании мультимедийных интерактивных ЭОР, стал безальтернативным.
Отсутствие современных мультимедийных ЭОР связано с необходимостью использования сложных мультимедийных технологий - видео, звук, графика и т.д. Несмотря на регулярно проводимые конференции по проблемам ЭОР, в педагогическом сообществе нет понимания того, что создание обучающих программ сильно отстает от уровня развития технической инфраструктуры.
Половина школьников, практически все студенты, значительная часть социально активных людей, заинтересованных в постоянном повышении свой квалификации, уже сейчас имеют свой домашний компьютер, подключенный к скоростной линии Интернет. Однако в Интернете в онлай-не практически нет современных
мультимедийных интерактивных ЭОР, соответствующих стандарту SCORM. Тем более нет их в виде SaaS-услуги. Такое положение дел есть результат отсутствия технологий для промышленного производства качественных современных мультимедийных ЭОР.
Общедидактические принципы ЭОР
Качественный ЭОР должен максимально использовать средства мультимедиа и, главное, возможности персонального компьютера, который позволяет реализовать личностно-ори-ентированное обучение, опираясь на систему мультимедийных учебных модулей. К сожалению, в настоящее время большинство электронных изданий - это гипертексты, размещенные в Интернете или на CD-дисках, которые принято называть электронными учебниками или даже ЭОР. Сами названия придуманы таким образом, чтобы с одной стороны дать право считать современным образовательным средством, а с другой - не утруждать себя освоением сложных мультимедийных технологий и новейших программных WEB-платформ. Абсолютное большинство из них содержат текстографические HTML-объекты, которые только номинально и далеко не всегда используют мультимедийные возможности (видео, звук, графику, анимацию). При этом теоретическая часть дисциплины изложена в текстовом виде, а моделей нет и в помине. Такие обучающие средства -вчерашний день. Они дискредитируют идею повышения эффективности учебного процесса с помощью ИКТ.
В организации дидактического обеспечения мультимедийных интерактивных ЭОР используются клас-
сические педагогические принципы и правила [3]:
• Наглядность. В педагогической психологии выделяют основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих трех важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, позволяя собрать ее максимум в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие учебного материала.
• Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотреть и прослушать учебный материал, изучить навигацию по элементам контента, выполнить копирование, обратиться к справочной системе, ответить на контрольные вопросы по ходу урока, что способствует повышению эффективности сознания и памяти.
• Практическая ориентированность. По всем разделам и учебным модулям должен быть представлен мощный блок учебных модулей практической направленности - практические задания, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося.
• Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) делает курс доступным для восприятия и позволяет осуществлять обучение, как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.
• Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ, как базиса новых образовательных технологий.
• Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволит инициировать любое обращение по пройденной или по последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.
• Модульность и вариативность изложения. Материал разбит на информационные модули (в основе модулей - темы) и микромодули (в основе микромодулей понятия как единицы информации). Модульность позволяет выстраивать преподавание и обучение индивидуально, вариативно, а также в зависимости от решаемых задач обучения.
• Психолого-педагогическое обеспечение, реализованное программно:
- максимально нагружены зрительный и слуховой канал с учетом их высокой пропускной способности;
- учтены психологические особенности памяти и правополушарно-го мышления;
- использована высокая степень наглядности подкрепления знаний обучающихся конкретными иллюстрациями, динамичными примерами и образами;
- обеспечена насыщенная интерактивность, в наличии контрольные и тестовые вопросы;
- в основу положено деятельност-ное обучение;
37
38
- учебный материал подан в соответствии с основными педагогическими принципами - сознательности, систематичности, доступности, научности, связью с практикой и т.д.
• ЭОР и новые ФГОС. ЭОР должны обеспечивать применение новых образовательных технологий для проведения занятий по дисциплинам учебного плана на основе разработанных методических материалов, включая:
- методику использования ЭОР в учебном процессе профессионального образования на всех уровнях;
- текст законченного элемента учебной дисциплины;
- тестовые и контрольно-измерительные материалы;
- список рекомендуемой литературы;
- макеты мультимедийных материалов;
- список авторов соответствующего элемента учебной дисциплины;
- контроль полученных знаний, умений и навыков на моделях профессиональных ситуаций.
Проблемы создания мультимедийных ЭОР на промышленной основе
Известно, что перед педагогическим сообществом стоит задача в кратчайшие сроки создать несколько тысяч современных мультимедийных ЭОР для системы образования. От того, как будет поставлена организационная и программно-технологическая база создания мультимедийных ЭОР, зависит их качество и стоимость создания, а значит и уровень информатизации образования в РФ.
Время подтвердило бесперспективность концепции создания мультимедийных ЭОР на основе универсальных
инструментальных пакетов (Authoware, Tool Book Instructor, HyperMethod, Flat и др.). В основу такой концепции поставлена разумная, на первый взгляд, идея - иметь универсальный и доступный для владеющего компьютером преподавателя программный инструмент для создания мультимедийного учебника по собственному разумению. Однако создание мультимедийного контента связано с таким количеством сложных технологических проблем, что не каждый профессиональный коллектив программистов в состоянии их решить. Практика показала, что в таких средах не было создано практически ни одного рыночного мультимедийного ЭОР для средней или высшей школы.
Малоэффективным оказалась организация массового производства современных ЭОР по госзаказу, когда задания распределяются между большим количеством разных компаний по принципу «всем сестрам по серьгам». При этом не определены системные и интерфейсные требования или, что еще хуже, определены без учета мировых стандартов и современных технических требований.
С такими ЭОР - зачастую тексто-графическими, не работающими в браузерах, не использующими SaaS-платформы, не рассчитанными для мобильных устройств и мобильного Интернета и пр. - организовать учебный процесс на основе ДОТ в домашних условиях практически невозможно. Напомним данные статистики, что соотношение компьютеров дома и в вузах - 10 к 1. Для e-Learning необходимо, чтобы компьютер или планшет был доступен персонально для интерактивного обучения.
Оговоримся, что ДОТ и SaaS не означает отказ от классно-урочных
форм обучения. Е^еагш^ - это синтез классических и дистанционных образовательных технологий в условиях насыщенной ИКТ среды, включая мобильный Интернет и мобильные устройства, а также образовательные SaaS-услуги.
Причины отставания в насыщении информационного пространства Интернета современными ЭОР кроются, на наш взгляд, в следующих системных ошибках:
• Разрабатываемые ЭОР ориентированы преимущественно на использование в вузах или в школах, где парк компьютеров на порядок меньше, чем парк домашних компьютеров. Отсюда следует очевидная необходимость активно создавать ЭОР для ДОТ и самостоятельной работы студента дома.
• Проекты по созданию ЭОР спланированы на годы, что диссонирует с реальностью - фактором сверхдинамично обновляющихся программных платформ. Иначе говоря, разработанные ЭОР ко времени завершения проектов морально устаревают.
• К разработкам ЭОР привлекаются десятки коллективов разработчиков, что в итоге приводит к такому многообразию программных решений, интерфейсов и пр., при котором преподаватели физически не могут «переварить» такой «зверинец» ЭОР. Естественно, абсолютное большинство этих ЭОР не соответствуют даже самым минимальным техническим требованиям.
• К созданию программных систем и ЭОР привлекаются вузы, которые по определению не имеют опыта создания программной продукции и никогда не смогут такой опыт аккумулировать. На Западе весь образовательный контент создается в софтвер-
ных компаниях, специализирующихся в создании ЭОР. Например, американская компания SkillSoft (www.SkillSoft. com) активно занимает рынок корпоративного обучения во всем мире, включая Россию.
• Недооценивается роль и значение профессиональных софтверных компаний, специализирующихся в производстве информационного продукта - мультимедийных обучающих программ.
• Требования к разрабатываемым ЭОР не отвечают международным стандартам и современным технологическим тенденциям. Не создаются УМК НП, которые должны соответствовать стандарту SCORM, работать в WEB-среде в онлайне, предлагаться как образовательная SaaS-услуга и т.д.
Все это напоминает ситуацию конца 80-х гг., когда во всем мире начался бум производства персональных компьютеров, совместимых с IBM-PC, а в СССР стали производить их клоны на нестандартных форм-факторах: БК010, Искра-1031, Корвет и т.д. Эти компьютеры практически с конвейера списывались и выбрасывались на свалку, а их место занимали азиатские или даже болгарские IBM PC-совмес-тимые компьютеры.
Умение организовать промышленное производство информационного продукта и, в частности, мультимедийных ЭОР задача нетривиальная - ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработка получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам качества и т.д. Мы
39
40
считаем, что обеспечить качество и технологичность создания мультимедийных ЭОР в состоянии только коллектив профессионалов, специализирующийся в создании информационного продукта.
Решить проблему создания мультимедийных ЭОР можно, применив промышленный подход к этой работе. В тоже время сроки и программы их создания в открытых конкурсах рассчитаны на годы. Но за это время реально обновится все системное программное обеспечение и придется все ЭОР выбросить и начать разработки с нуля.
Для массового производства ЭОР необходимо сначала создать ИПК для промышленного производства ЭОР. Нельзя добиться значимых результатов силами временных творческих коллективов при вузах. Важно понимать, что только промышленное, конвейерное производство мультимедийных ЭОР на основе самых современных технологий и программных платформ, обновляющихся раз в 2-3 года можно решить задачи, которые поставлены в Стратегии развития информационного общества в России.
Организация взаимодействия с авторскими коллективами при создании ЭОР
При организации работ по массовому производству мультимедийных ЭОР возникают некоторые противоречия. С одной стороны, работы могут выполнять профессионалы е-Издательства, связанные с производством качественного софта - мультимедийных ЭОР, а с другой - содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто знает предметную область и погружен в учебный процесс, то есть преподава-
телями или авторами-предметниками. Эта дилемма может быть разрешена, если обе стороны объединят свои усилия. Причем, роль лидера должна быть у е-Издательства - разработчика мультимедийных ЭОР.
Организуется временный трудовой коллектив, в состав которого входит педагог и приглашенный технический персонал (дизайнер экрана, кино-, фотооператор и т.д.). Организация и курирование работы над учебником остается в ведении е-Издательства - компании, которая должна обеспечить:
- разработку (с постоянной модернизацией) программной оболочки ИПК и ее инструментальных программных компонентов;
- ознакомление преподавателей-авторов учебника с особенностями и возможностями представления знаний в мультимедийном формате;
- обучение преподавателей приемам составления сценария учебника на языке мультимедиа;
- обучение технического персонала временных трудовых коллективов работе с программными инструментами, ноу-хау и всем особенностям технологической карты ведения работ;
- сборку подготовленных данных в программную оболочку и выходное тестирование разработанных электронных учебников;
- переозвучивание мультимедийных лекций в студийных условиях;
- кураторство работ по производству электронных учебников на всех технологических этапах: от создания сценария и до издания учебника во всех версиях - DVD-ROM, WEB, сетевой и т.д.
В свою очередь, автор-предметник должен:
- знать все особенности и требования стандарта на образование;
- создать исходный текстовой материал, на основе которого создается мультимедийный учебник;
- иметь доступ к информационному материалу, связанному с создаваемой обучающей областью (плакаты, схемы, таблицы, рисунки, альбомы, фото и видеоматериалы, полигоны, где можно сделать киносъемки и др.);
- представить мультимедийный сценарий по разрабатываемому учебнику;
- курировать работу технического персонала при подборе информационных материалов для видеоряда в соответствии с подготовленным сценарием;
- иметь рабочую (черновую) запись видеолекций, которая в дальнейшем после редакторской правки (на текстовом материале) будет переозвучена в студийных условиях;
- составить контрольные и тестовые задания по курсу, а также организовать виртуальные лабораторные работы средствами, предоставляемыми программной оболочкой.
Следует особо отметить, что форма изложения учебного материала в мультимедийном учебнике значительно отличается от книжного. Ведь учебный материал представляется в форме видеолекций в сопровождении синхронизированной живой речи примерно как в телевидении, но с большим процентом слайд-шоу (вместо видео) для минимизации информационного потока и обеспечения прокачки через линии передачи информации. Материал в электронном учебнике, как правило, значительно больше по объему, чем в обычных учебниках (в среднем - 30 часов виде-
олекций). При расшифровке видеолекций в текст, такой материал занимает более 1200 страниц. Наряду с этим, если учитывать наличие рисунков в обычных учебниках, то электронный учебник можно сравнить с обычным иллюстрированным книжным учебником объемом в 1500 страниц. Может показаться, на первый взгляд, что все это весьма избыточно и даже вредно. Однако практика показала, что в мультимедийной форме такой объем учебного материала легко усваивается, а понятия и абстрактные положения легче доходят до сознания обучающихся, поскольку они подкрепляются конкретными фактами, наглядными примерами, образцами и другими видеоизображениями.
Заметим, что массовое производство ЭОР возможно только в режиме аутсорсинга, когда технологический процесс управляется е-Издательством. Однако значительная рутинная часть по подготовке исходных данных должна осуществляться силами вуза-партнера. Для этого организуется обучение специалистов от вуза тому, как готовить исходные данные. При этом работа по подготовке содержания в соответствующих информационных формах должна осуществляться в вузе. Окончательная сборка мультимедийного учебника и его издание осуществляет в е-Издательстве. Авторские права оговариваются в Авторских договорах.
В общем виде работа в вузе организована примерно так. Главной фигурой является «Профессор» - автор учебников. Ему немало лет, компьютер он почти не знает, но это большой специалист в своей области знаний. Его имя - бренд. При создании ЭОР исходным материалом являются толь-
41
42
ко текстовые учебники, получаемые от «Профессора». По мере осуществления проекта от «Профессора» требуется только авторский надзор над создаваемым ЭОР. Все остальное делается в микроколлективе из 2-3 человека, которым руководит «Ассистент» профессора - опытный преподаватель или аспирант. В общем случае он молод и достаточно свободно владеет компьютером на уровне пользователя. «Ассистент» может успешно работать над проектом, если у него будут помощники, свободно владеющие компьютером. Помощники - это один или два «Техника» (как правило, студенты), хорошо владеющие компьютером. Их главная задача - работа с мультимедийными данными: подготовка презентаций, запись в компьютер звука и видео, форматирование и хранение данных и т.д. по технологической карте, заданной е-Издательством.
Задачи ЭОР и LMS в системе ДО
Определяя подходы к разработке методики обучения, аттестации и оценки уровня пользователей в области использования современных ИКТ, мы исходим из того, что территориальная распределенность слушателей СДО (учителей, госслужащих и т.д.) диктует необходимость проводить обучение с минимальным отрывом от рабочих мест и максимальной свободой выбора индивидуального графика занятий.
Программно-технические средства состоят из следующих основных элементов:
• Система управления учебным процессом - LMS-система, на которую возлагаются автоматизация процессов регистрации обучающихся, аттестации, сбора и хранения статистики их успеваемости, многообразный WEB-
сервис: сервис общения и обмена данными обучающихся и тьюторов и т.д. Все это берет на себя система LMS.
• Образовательный контент в виде системы модульных ЭОР - обучающих программ, работающих в WEB-среде под управлением системы LMS. В СДО доминирующей формой обучения является самообучение. Поэтому, качество обучения во многом зависит от эффективности самих ЭОР и функциональных возможностей LMS.
Итак, проблема интеграции ЭОР во внешнюю, стоящую выше по уровню систему управления учебным процессом (LMS-систему) проработана недостаточно. Технически интеграция обеспечивается достаточно просто, благодаря следованию стандарту SCORM. Проблемой является определение грани, где кончаются задачи, возлагаемые на LMS, и какие задачи образовательного характера должны решать ЭОР. Причем, в настоящее время LMS многими воспринимается как система, ведущая учебный процесс непосредственно со стажером. А контент - некий статический, информационный материал, с помощью которого LMS обучает стажера. В свою очередь, ЭОР будут развиваться в направлении использования современных достижений компьютерной техники, ИКТ и системного ПО. Например, перенос образовательного процесса на поле мобильных телефонов и карманных компьютеров.
Объем и содержание ЭОР должны быть сформированы с учетом государственных требований и образовательных стандартов среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, охватывать все методически обоснованные темы и разделы, предусмотренные содержанием учебной дисциплины.
Разрабатываемые ЭОР должны соответствовать стандартам IMS и SCORM и работать в среде любой современной LMS стандарта SCORM.
ЭОР должны обеспечивать:
- мультимедийное сопровождение образовательного процесса;
- интерактивную реализацию учебного курса (дисциплины);
- различную глубину проработки информационного учебного материала;
- различные уровни сложности практических занятий и контрольных материалов: низший, средний и высокий;
- интерактивные процедуры тестирования и контроля знаний обучающихся;
- методическую поддержку обучающихся, включая интерактивные ссылки на литературные источники.
Содержание ЭОР должно обеспечивать применение новых образовательных технологий для проведения занятий по дисциплинам учебного плана на основе разработанных методических материалов, включая:
- формирование ключевых компетенций профессиональной деятельности на основе виртуальных компьютерных практикумов;
- формирование методики использования электронных образовательных ресурсов в учебном процессе СПО и ВПО;
- текст законченного элемента учебной дисциплины;
- тестовые и контрольно-измерительные материалы;
- список рекомендуемой литературы;
- макеты мультимедийных материалов;
- список авторов соответствую-
щего элемента учебного курса (дисциплины);
- контроль полученных знаний, умений и навыков на моделях профессиональных ситуаций.
Прототипы систем e-Learning в Интернете
Е-Издательство «Мультимедиа технологии» («ММТ») является одним из лидеров РФ в области разработки мультимедийных ЭОР, доступных в онлайне.
Сайт www.TeachPro.ru - единственный онлайновый WEB-сервис в Рунете, в котором имеется более 100 наименований мультимедийных ЭОР.
ЭОР серии TeachPro соответствуют стандарту SCORM-2004, поэтому успешно используются на корпоративном рынке в составе разных LMS: eLerning3000, WebSoft, RedClass, Learn_eXact, IBM Learning_Space, Moodle, Прометей и др. Сотни ведущих вузов и тысячи школ РФ используют ЭОР серии TeachPro в образовательном процессе.
Действующие прототипы систем ДО на базе ЭОР серии TeachPro доступны:
- на сайте «ММТ» в LMS «eLeaming-3000»: http://TeachPro. ru:8030;
- в НОУ «ИКТ» в LMS «eLearning-3000»: http://DopProf.ru;
- в РусАле в LMS «Прометей»: http://SDO.RusAl.ru/Lists/List1/ Allitemsg.aspx;
- в IntWay в LMS «Moodle»: http:// IntWayacademy.com/school/school. php?school=111.
Следует заметить, что уже готова опытная версия онлайнового портала для организации образовательных SaaS-услуг для школьников и студентов
43
44
на базе новейших технологий MS Silverlight - http://Learn4You.ru.
Заключение
Для создания мультимедийного контента для образовательных SaaS-услуг необходимо скорректировать траекторию развития информатизации образования, уделив особое внимание созданию контента, соответствующего международным стандартам и нормам. Для создания контента на профессиональной основе, необходимо предварительно разработать ИПК для промышленного производства мультимедийных ЭОР и разработать организационную модель сотрудничества профессиональной команды разработчиков контента с носителями знаний - профессорско-преподавательский состав вуза.
Чтобы разрабатываемые ЭОР влияли на повышение эффективности обучающего процесса, они должны иметь определенные, научно обоснованные, внутренние дидактические характеристики. Эти характеристики определяются исходя из объективных данных, полученных исследователями в области педагогической психологии. Необходимо учитывать роль и место мультимедийных и информационных технологий, возможности ДОТ и LMS, а также технологические процессы организации массового производства мультимедийных ЭОР.
Полный и взаимоувязанный анализ всех этих характеристик позволяет определиться с новой парадигмой образования в условиях насыщенной ИКТ-среды и выстроить эффективную систему e-Learning, соответствующей новейшим концепциям предоставления «облачных» образовательных SaaS-услуг. Важнейшее преимущество SaaS-решений в том, что они обеспечивают условия для успешной реализации стратегии перехода на свободно распространяемое программное обеспечение на платформе Linux. Работоспособность ЭОР в любом браузере в любой операционной системе: Windows, MacOS, Linux, Android, что обеспечит маневр для плавного перехода с Windows на Linux.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Тихомиров В. П. Пленарный доклад на Международной конференции по e-Learning // Международная Ассоциация Открытого Образования. - М.: МЭСИ, 2009.
2. Хортон К., Хортон У. Электронное обучение: инструменты и технологии: Пер. с анг. - М.: Кудиц-образ, 2005. - 640 с.
3. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). - М.: Изд. МПСУ, 2002. - 352 с. П