э
28 сентября - 1 .октября
2008
MOSCOW Education Orí
Между il ародная конференция по вопросам обучении с применением технологий «-learning
llpC3UJj,ç^-Olt'Jl ь
.ЧЮЧ61 2008
Д. АВЕТИСЯН, профессор Московский педагогический государственный университет
Аля решения проблемы совершенствования системы образования в стране начиная с 2000 г. осуществляется ряд федеральных целевых программ. Еще более масштабный национальный проект «Образование» развернут с 2006 г. Однако реальных результатов пока не видно. Разумеется, определенная работа идет, но ощутимых изменений в системе образования, в частности, в связи с использованием ИКТ и современных систем ДО мы не наблюдаем.
На наш взгляд, одной из главных причин сложившейся ситуации является отсутствие системности в работе при реализации проектов. Например, грандиозная и чрезвычайно актуальная программа интернетизации всех школ России к 2007 г. не была подкреплена программой создания современных мультимедийных электронных образовательных ресурсов (ЭОР) для широкополосного Интернета. Уже сегодня десятки тысяч школ и практически все вузы России подключены к Интернету и готовы применять мультимедийные ЭОР. Но этих ресурсов практически нет. А те, что имеются в наличии, не используют мультимедиа-технологии в достаточной мере. Кроме того, они не соответствуют международным стандартам, следовательно, непригодны для работы в среде Интернет. В то же время достаточно хорошо проработанные и соответствующие вышеперечисленным требованиям полезные ресурсы фактически не используются.
Проблемы организации системы ДО. На вопрос, есть ли у нас ДО, необходимо чес-
Мультимедийные ОЭР - фундамент ДО
тно ответить: его пока нет. Его и не может быть в принципе, пока нет фундамента, на котором можно строить эту современную систему. По нашему мнению, таким фундаментом может быть система мультимедийных ЭОР по всем учебным дисциплинам всех образовательных учреждений. Система ЭОР, или контент, как его принято называть, - обязательная, причем определяющая составляющая ДО.
К сожалению, в российском секторе Интернета, в отличие от западного, нет ЭОР, которые можно было бы считать адекватными современным требованиям. Точнее, их много, но все они, как правило, созданы в виде гипертекстовых электронных учебников, время которых давно прошло. Говорить о них как о средстве обучения несерьезно. ЭОР, более или менее соответствующие современным требованиям, как правило, штучные образцы, или же это лишь фрагменты курсов, которые нельзя собрать в систему.
Из-за чрезмерного увлечения концепцией прямого и непосредственного использования телекоммуникационных возможностей Интернета большинство высших учебных заведений перестали обращать внимание на необходимость разработки и внедрения ЭОР в свою образовательную деятельность. Последние пять-шесть лет многие вузы потратили на разработку или приобретение систем управления учебным процессом - LMS-систем (Learning Management System) для организации ДО. Однако и здесь ощутимых результатов мы пока не
получили. Основная причина - отсутствие наиболее дорогостоящей части - контента, иначе говоря, мультимедийных ЭОР. Все это происходит из-за нежелания решать сложные проблемы, связанные с созданием мультимедийного контента, который к тому же с трудом «прокачивается» в условиях ограниченных пропускных возможностей Интернета.
Формально система ДО существует. Есть LMS-система, есть контент, пусть в виде гипертекстовых учебников, есть и организационная модель - учебная программа, тьюторы и т.д. Но нет реального образовательного результата.
Проблемы создания контента для систем ДО. Здесь следует отметить, что комплектов ЭОР, покрывающих хотя бы некоторые учебные дисциплины, пока нет. Есть отдельные, достаточно эффективные ЭОР, однако они не в полной мере соответствуют ГОС по конкретной дисциплине, чтобы их можно было использовать при организации ДО. Кроме того, большинство существующих ЭОР не приспособлены для работы в Интернете. Миллионы компьютеров, имеющихся в личном пользовании обучающихся, фактически не задействованы в учебном процессе из-за отсутствия необходимых ЭОР. Причем конкурсы, проводимые под эгидой Минобрнауки по созданию разнообразных ЭОР, ощутимых результатов также не дают. Причины кроются, по нашему мнению, в ряде неверных целевых и стратегических посылов.
1. Разработанные ЭОР ориентированы преимущественно не для самоподготовки на базе личных персональных компьютеров, а для работы в учебном заведении. Напомним, что парк домашних компьютеров почти на два (!) порядка превышает парк компьютеров в вузе или в школе.
2. Сроки осуществления проектов по созданию ЭОР спланированы на несколько лет, что диссонирует с реальностью - фактом сверхдинамично обновляющихся программных платформ. Иначе говоря, разра-
ботанные ЭОР ко времени завершения проектов морально устаревают.
3. К разработкам ЭОР привлекаются десятки коллективов, что в итоге приводит к такому многообразию программных решений, интерфейсов и пр., что преподаватели физически не могут «переварить » их.
4. Недооценивается роль и значение профессиональных софтверных компаний, специализирующихся на производстве программной продукции. Подчеркнем - именно образовательной продукции. К созданию программных систем и ЭОР привлекаются вузы или книжные издательства, которые не имеют достаточного опыта в этом деле и при всем своем желании не могут предложить оптимальных решений. На Западе, например, любая компания для того, чтобы ей и ее продукции доверяли, предварительно получает сертификат качества ISO 9000 в своем виде деятельности.
5. Не используются результаты отечественных специалистов, многие годы успешно разрабатывающих программы для учебно-тренировочных центров и тренажеры для подготовки персонала атомных станций, военных и гражданских самолетов, подводных лодок и т.д.
6. Требования к разрабатываемым ЭОР не соответствуют современным международным нормам и стандартам. Это приводит к засорению рынка примитивными гипертекстовыми учебниками, поскольку создавать их несравнимо проще. Здесь не требуется участия высококвалифицированных программистов, профессиональных дизайнеров, техников видео- и аудиоаппаратуры и т.д. Наряду с этим создаются ЭОР, не работающие в web-среде. Они не соответствуют международным стандартам SCORM и не готовы к работе в составе LMS-систем.
Сказанное напоминает ситуацию конца 1980-х гг., когда на скорую руку было налажено производство доморощенных, нестандартных персональных компьютеров типа «БК», «Искра», «Корвет» и т.п. Большая их часть прямо с конвейера списывалась и выб-
расывалась на свалку, а их место занимали азиатские (или болгарские) аналоги IBM PC. Как результат, электронная промышленность персональных компьютеров была вытеснена не российскими сборщиками IBM PC. Сегодня мы рискуем потерять свое место во вновь формирующемся секторе экономики - производстве контента для нужд информатизации образования. Вряд ли можно говорить о возможности экспорта образования при опоре на такой технологический уровень информационных систем в образовании. И пока мы пытаемся решить проблему создания сложнейших программных систем и мультимедийного контента силами непрофессионалов - преподавателей вузов или молодежных трудовых коллективов программистов, мы организационно не готовыкконкуренции с западными софтверными компаниями.
Вывод простой: необходимо скорректировать стратегию информатизации образования, уделив основное внимание созданию образовательного контента на профессиональной основе.
Образовательный контент и система управления учебным процессом. Не менее сложной проблемой является интеграция ЭОР во внешнюю, более высокую по уровню систему управления учебным процессом - систему LMS. Это достигается благодаря следованию компаний-разработчиков LMS и компаний-разработчиков контента ряду международных стандартов и соглашений, подобно тому как самые разнообразные типовые электроприборы, созданные разными производителями, легко включаются в электросеть гостиницы, если эти приборы и сама сеть созданы в соответствии с единым стандартом. Кто не следует этим стандартам, оказывается вне рынка - его продукция оказывается невостребованной.
К разряду такихстандартов, в частности, относится международный стандарт SCORM (Sharable ContentObject Reference Model) - распределенная модель объединения содержательного материала. SCORM
поддерживается практически всеми разработчиками LMS-систем и контента. Поэтому клюбой «правильной » LMS-системе можно подключать любые «правильные » ЭОР.
Мы считаем, что при строительстве образовательных Интернет-порталов следует предвидеть ситуацию, при которой разные учебные заведения будут использовать разные LMS-системы. При этом в качестве образовательного контента могут использоваться ЭОР, разработанные также разными компаниями. Таким образом, Интернет-портал должен обеспечить доступ не только конечного пользователя к сайтам образовательных учреждений, но и образовательных учреждений к базе данных ЭОР.
Другой проблемой является определение грани, где кончаются задачи, возлагаемые на LMS, и начинаются задачи образовательного характера, которые должны решать ЭОР. В настоящее время LMS воспринимается многими специалистами как система, ведущая учебный процесс непосредственно со стажером. В таком случае контент представляется как некий статичный информационный материал, с помощью которого LMS обучает стажера. В действительности же ЭОР должны развиваться в направлении все большей «интеллектуализации » - благодаря использованию современных достижений компьютерной техники и технологии, коммуникационных возможностей и т.д. Сюда входит контроль психофизиологического состояния обучаемого, корректировка темпа и способа его обучения, речевое общение, перенос образовательного процесса на поле мобильных смартфонов и т.п. Технически все это достижимо, однако требует дополнительных усилий для практической реализации в виде программных систем.
Стратегия информатизации образования. В России сложилась парадоксальная ситуация. Многие годы мы «стенали», что мы бедные, что нет компьютеров, что мы отстаем и т.д., - и не заметили, как возник колоссальный разрыв между сформировав-
шейся технической инфраструктурой и наличием образовательного контента. Компьютеров в личном пользовании у нас стало вполне достаточно (по данным - более 20 млн.). К концу 2006 г. 26 млн. россиян активно пользовались Интернетом. И в Москве, и вне очень обеспеченных регионах все педагоги требуют от студентов оформления лабораторных, курсовых и дипломных работ только на компьютерах. Формально для этого имеются специальные компьютерные классы. Однако, как правило, эти классы и не требуются, т.к. обучающемуся удобнее работать дома за своим компьютером. При этом следует подчеркнуть, что все это происходит на фоне практически полного отсутствия ЭОР как для школ, так и для вузов. Поэтому весь домашний парк компьютеров, вся инфраструктура фактически не работают на образовательный процесс. Вероятно, оснащенность россиян компьютерами была бы значительно выше, если бы в них была реальная потребность. Однако такой острой необходимости нет, пока нет эффективных ЭОР. Наоборот, налицо тенденция, когда родители не стремятся покупать компьютер для своего ребенка, чтобы он не отвлекал его от выполнения уроков.
Можно констатировать, что в разработке стратегии информатизации образования был допущен стратегический просчет. Нужно было приоритетно создавать контент, инициируя в обществе потребность в приобретении персонального компьютера для обучающихся; вместо этого огромные денежные средства были вложены в проекты по приобретению спутниковых антенн и в сомнительные мероприятия под флагом «информатизации образования».
Технологии промышленного производства ЭОР. Перед профессиональным сообществом стоит задача в кратчайшие сроки создать тысячи современных мультимедийных ЭОР для общеобразовательной, сред-неспециальной и высшей школы. От того, как будет обеспечена организационная и
программно-технологическая база создания мультимедийных ЭОР, зависят их качество и стоимость разработки, а следовательно, и уровень информатизации образования.
Напомним, что последние десятилетия практически все вузы создавали при себе структуры с условным названием «ЦНИТ» (центры новых информационных технологий), которые годами разрабатывали некое подобие ЭОР. При этом ЭОР устаревали раньше, чем планировалось их внедрение. Время показало тупиковость стратегии создания мультимедийных ЭОР на основе универсальных инструментальных пакетов Macromedia Authoware, Tool Book Instructor, HyperMethod, Macromedia Flat и др. В основу здесь положена разумная, на первый взгляд, концепция - предоставить преподавателям вузов, владеющим компьютером, универсальный и доступный инструмент для самостоятельного создания контента. Что же происходило на деле? Создание мультимедийных ЭОР связано с таким количеством сложных технологических проблем, что не каждый профессиональный коллектив программистов в состоянии их решить. (Это примерно то же, что пытаться промышленно собирать автомобили с помощью разводных ключей и прочих универсальных домашних инструментов.) Как результат, в таких средах не было создано ни одного рыночного мультимедийного ЭОР для средней или высшей школы.
Умение организовать промышленное производство информационного продукта, в частности мультимедийных ЭОР, -задача не тривиальная; ее решение предполагает ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработку получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, учет проблем тестирования, соответствия стандартам качества и т.д. Мы считаем, что качественный и технологичный мультимедийный ЭОР может создать только коллектив профессионалов,
специализирующийся на производстве подобного информационного продукта. Только на основе промышленного, конвейерного производства с использованием самых современных программных платформ можно обеспечить и насытить рынок эффективными ЭОР.
На наш взгляд, необходимо сформировать несколько профессиональных команд-разработчиков, имеющих свои инструментальные программные оболочки, дать им ресурсные возможности для динамичного развития, предварительно поставив определенные условия в виде соглашений по выбору стандартов, платформ, интерфейсов и др. Эти команды уже есть, они на виду. Просто необходимо сделать непредвзятый анализ их деятельности: сколько конкурентных мультимедийных ЭОР разработано, работают ли они в Интернете (причем без потерь мультимедийных и интерактивных качеств), каковы их производственные мощности. И, что особенно важно, нельзя рассматривать производство гипертекстовых учебников как допустимый стандарт.
Обзор международного и российского опыта. Известно, что почти все университеты США используют компьютерные технологии в организации образовательного процесса. Эти технологии реализуют международные стандарты, базирующиеся на рекомендациях IMS - Learning Resource Meta-data Information Model (Информационная модель для метаданных, описывающих ресурсы для обучения). Стандартное представление структуры курсов позволяет университетам свободно обмениваться учебными материалами и быть независимыми от специфики программного обеспечения, установленного в каждом конкретном университете. Успешное внедрение стандартов в образование в западных странах, а также потребности межуниверситетского обмена делают анализ международного опыта обязательным этапом в разработке системы российских образовательных стандартов.
Причем системы ДО базируются на стандартах как в области информационных технологий, так и в области организации учебного процесса и содержания контента (см.: www.keelframework.org).
IMS Global Learning Consortium представляет собой один из наиболее авторитетных разработчиков стандартов для образования. Однако всеобъемлющий характер этих стандартов затрудняет их использование в конкретных приложениях. В результате на свет появились специализированные стандарты, ориентированные на решение более частных задач и, как следствие, более детально проработанные. К разряду таких стандартов, в частности, относится SCORM, который определяется как модель объединения содержательного учебного материала в Интернет и среды для использования обучающих объектов. SCORM включает в себя завершенное ядро программного обеспечения, написанного на языке Java, что делает его весьма интересным для разработчиков обучающих компьютерных систем и способствует широкому распространению. SCORM поддерживается практически всеми системами управления обучением, включая WebCT, Knowledge K, IBM Learning Space, Docent, Moodle и др.
На сайте научно-практического электронного альманаха «Вопросы информатизации образования» (www.npstoik.ru/vio/ inside.php?ind=articles&article_key=71) дан достаточно полный аннотированный обзор российских систем ДО. Обратим внимание только на его перечень:
♦ МультиМедиа Технологии и Дистанционное Обучение (www.teachpro.ru);
♦ E-learning в МЭСИ (www.mesi.ru/ e-learning);
♦ Центр ДО СГА (www.muh.ru);
♦ ЦентрДОМТУСИ (www.cde.mtuci.ru);
♦ Центр ДО МИЭМ (www. dlc. miem. edu.ru);
♦ Центр ДО научного парка МГУ (www.de.msu.ru);
♦ Научно-образовательный портал «Ин-
женер» МГТУ им. Н.Э. Баумана bmstu.ru);
♦ Интернет-университет информационных технологий (www.1ntu1t.ru);
♦ Дистанционное обучение. Бизнес-образование (www.bus1nesslearn1ng.ru);
♦ Корпоративный авторизованный учебный центр Redcenter (www.redcenter.ru);
♦ 1С: Образование 3.0 - Интернет-обучение (www.edu.1c.ru/ dist/edu);
♦ Открытый колледж «Физикон» (www.college.ru);
♦ Центр ДО «Эйдос» (www.e1dos.ru);
♦ Глобальная сеть ДО (www.c1to.ru/ gdenet).
К сожалению, далеко не все представленные в обзоре системы ДО соответствуют требованиям к современному уровню информатизации образования в России, к которым относятся мультимедийность, интерактивность, соответствие международным стандартам SCORM, производство на промышленной основе, апробация в стандартных LMS.
Разработка образовательных стандартов для России. Интенсивные межуниверситетские обмены привели к созданию системы стандартов, регулирующих практически все аспекты образовательного процесса и учитывающих специфику Интернета. Использование стандартов позволило существенно упростить подготовку учебных материалов и обмен ими, конвертирование материалов из одной формы представления в другую, композицию нескольких учебных материалов в законченные учебные циклы и программы, разработку новых и развитие существующих учебных материалов, отслеживание успеваемости студентов и т.п. Здесь Болонс-кие и Копенгагенские соглашения являются факторами интеграции мировой системы образования. При этом российское образование имеет сложившиеся традиции и организационно существенно отличается от западного. Однако развитие связей между отечественными и зарубежными
университетами требует, чтобы в основу российских стандартов для информационных технологий в образовании были положены адаптированные международные стандарты.
С этой целью необходимо выработать Концепцию системы государственныхстан-дартов и систем сертификации как основу для разработки и развития информационных технологий для образования. В противном случае каждый вуз, каждый разработчик обучающих программ будет создавать системы по своему разумению. И мы никогда не выберемся из хаоса невообразимо различных ЭОР, бессистемного порождения новых и новых ЭОР, которые нигде не применяются и не дают образовательного эффекта.
Что делать? Автор данной статьи является руководителем е-Издательства «Муль-тиМедиаТехнологиии Дистанционное Обучение »(ММТиДО - www.teachpro.ru). Без ложной скромности скажу, что ММТиДО является одним из лидеров в РФ в области разработки мультимедийных ЭОР. Нами создано рекордное для РФ количество мультимедийных ЭОР (более 200 наименований!), причем именно мультимедийных, а не гипертекстов. Это стало возможным благодаря инструментальномупрограммному комплексу TeachPro_DL, позволяющему производить мультимедийные ЭОР на промышленной основе. Это учебно-методический комплекс нового поколения (УМК НП), в состав которого входит:
■ CD-ROM для самостоятельной работы в автономном режиме;
■ КНИГА (с вложенным CD-ROM). Конспект лекций и учебно-методические материалы;
■ СЕТЕВАЯ версия для коллективного обучения в локальной сети школ или вузов;
■ SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;
■ Off-line-версия, где уроки скачиваются по отдельности и проигрываются в offline;
■ Оп-Ппе-версия (ВИДЕОКУРСЫ) -уроки проигрываются в реальном времени с 1пеп-сервера.
Все это внедрено, работает и доступно для обозрения на сайте www.TeachPro.ru/.
Среди особенностей ЭОР серии ТеаСЬРго отметим следующие:
■ наличие мультимедиа (компьютерная графика, анимация, видео и звук, обеспечивающие наглядность и образность подачи материала);
■ интерактивность, способствующая активности и сознательности обучения;
■ моделирование как компонент дея-тельностного обучения;
■ тестовый комплекс, обеспечивающий мониторинг качества обучения;
■ модульность учебного материала как инструмент построения образовательных траекторий;
■ специальные инструменты для локализации ЭОР на любые иностранные языки;
■ соответствие стандартам SCORM, что дает возможность интегрировать их с любой LMS.
В чем уникальность TeachPro_DL?
Во-первых, это единственный в Интернете ресурс, в котором вместо примитивных гипертекстов реализованы интерактивные мультимедийные технологии.
Во-вторых, благодаря наличию большого количества готовых ЭОР этот ресурс уже сейчас самодостаточен (например, для кон-тентного наполнения программы интернетизации всех школ России, проводимой в рамках нацпроекта «Образование »).
В-третьих, ЭОР серии ТеаЛРго соответствуют международным стандартам SCORM, что дает возможность интегрировать их с любой системой управления учебным процессом. Например, для решения актуальной проблемы повышения квалификации преподавателей в области ИКТ. При этом можно организовать соответствующую систему ДО.
Таким образом, мы имеем готовую и опробованную платформу для технологической поддержки системы дистанционно-
го обучения (ДО) на основе Интернет-технологий. Чего не хватает, так это достаточного количества ЭОР по учебным дисциплинам высших учебных заведений.
Мы готовы к организации их конвейерного производства для вузов России, разрабатывая в год до 100 и более ЭОР стандарта SCORM - мультимедийных, интерактивных, объемных. При этом все они могут быть установлены на портале Минобр-науки. Не затрагивая существующего и отлаженного учебного процесса в вузах, можно кардинально повысить качество самостоятельной работы студентов за счет их высоких дидактических характеристик. Каждый сможет подключить понравившиеся ЭОР к своей системе LMS и использовать их как материал для дополнительной самоподготовки, не нарушая устоявшейся в вузе организационной системы подготовки и информационной среды. Легко работая с любой LMS, ЭОР серии ТеаСЬРго позволяет вести мониторинг самостоятельного учебного процесса каждого студента индивидуально. По мере накопления «критической массы» ЭОР вузы могут постепенно перейти на классическое ДО, основанное на Интернет-технологиях.
Организация взаимодействия с авторскими коллективами. При организации массового производства мультимедийных ЭОР возникают некоторые противоречия. С одной стороны, работу должны выполнять профессионалы, с другой - содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс, т.е. преподавателями или авторами-предметниками. Эта проблема вполне разрешима, если стороны объединят свои усилия. Причем роль лидера должна принадлежать разработчикам.
Заметим, что массовое производство ЭОР возможно только в режиме аутсорсинга, когда технологический процесс управляется электронным издательством. Однако значительная рутинная часть работы по подготовке исходных данных долж-
на выполняться силами вуза-партнера. Для этого организуется обучение специалистов от вуза (как готовить исходные данные). Окончательная сборка мультимедийного учебника и его издание осуществляются ММТиДО.
В общем виде работа организована примерно так. Главной фигурой является «Профессор » - автор учебников. Он почтенного возраста, компьютером почти не владеет, но это большой специалист в своей области. Его имя - бренд. При создании ЭОР исходным материалом являются текстовые учебники, получаемые от «Профессора». По мере осуществления проекта от него требуется только авторский надзор над создаваемым продуктом. Все остальное делается микроколлективом, включающим 23 человека. «Ассистент» профессора - это опытный преподаватель или аспирант (в общем случае он молод, достаточно свободно владеет компьютером, может участвовать в проекте, если имеет помощников, свободно владеющих компьютером). Помощники - это один или два «Техника» (как правило, студенты), хорошо владеющие компьютером. Их главная задача - работа с мультимедийными данными: подготовка презентаций, запись в компьютер звука и видео, форматирование и хранение данных и т.д.
Самым важным участником проекта является «Главный инженер проекта» -представитель ММТиДО или «крепкий» компьютерщик от вуза, прошедший подготовку в ММТиДО. Его задача - освоить и внедрить в технологическую карту производство ЭОР. Через него ММТиДО предоставляет необходимые программные инструменты, базы данных мультимедийных объектов (клип-арты, видеофильмы) и, главное, свой опыт и свои ноу-хау. Курирование работ и окончательную сборку осуществляет ММТиДО.
По такой модели создано более десятка ЭОР совместно с СГА, МЭСИ, ЕАОИ, МЧС, Госкомстатом и др. Некоторые из них получили золотые медали на между-
народных выставках и даже правительственную награду. Все они представлены на сайте.
Экспорт образовательных услуг. Если мы думаем не только об экспорте сырья, то надо понимать, что нет более благоприятной области, чем рынок программной продукции для образования, исчисляемый десятками миллиардов долларов. XXI столетие - век всеобщего и непрерывного образования, миллионы людей будут вовлечены в непрерывный обучающий процесс. В отличие от многих других областей (автомобилестроение, авиация, электронная промышленность и т.д.), для России нет никаких существенных препятствий, чтобы суметь занять лидирующее место в мире в производстве образовательного контента. Напротив, российское образование воспринимается в мире как бренд. У нас есть квалифицированные авторы-предметники с мировым именем, есть программисты высокого уровня, дизайнеры, техники и т.д.
Дело в том, что во всем мире самая острая проблема информатизации образования - это отсутствие должного количества добротного контента. Если суметь скооперировать усилия ведущих вузов России и производителей контента, то можно организовать международные открытые университеты. Наша компания уже имеет успешный опыт выхода на западный рынок ЭОР. Например, авторитетное в США издание в области трейдинга признало наш ЭОР TeachPro Internet Trading, разработанный на английском языке, лучшим в США (www.terratrade.ru/vcollege.html).
Имея высокий потенциал научно-педагогических кадров, можно организовать экспорт образовательных услуг в страны СНГ и дальнего зарубежья. Например, среди посетителей нашего сайта россиян всего 48%. Все остальные, вероятно, русскоязычные жители других стран.
Итак, фундаментом системы ДО являются мультимедийные обучающие средства. Они должны быть настолько эффек-
тивны и дидактически выверены, чтобы по возможности компенсировать те трудности осуществления учебного процесса, которые связаны с разнесенностью учителя и учащегося не только в пространстве, но и во времени.
Для решения проблем дистанционного обучения в России в целом и организации экспорта образования необходима объединяющая идея и координирующие усилия Минобрнауки по организации сотрудничества вузов и разработчиков контента.
А. СТАХЕВИЧ, канд. пед. наук, библиотековед
Надежды на результативную автоматизацию ведущих библиотечно-библио-графических процессов, на наш взгляд, не оправдались.
Отечественная «информатизация» библиотек учебных заведений началась за счет приобретения необоснованно дорогих автоматизированных библиотечно-информа-ционных систем (АБИС), списанных персональных компьютеров и жесточайшей эксплуатации рядовых работников. Последним после многих десятилетий создания вручную каталогов с помощью печатных машинок и карточек ВКП пришлось, опять вручную, но уже в срочном порядке, калеча своё здоровье, за гроши «набивать » куда больший объём информации в многочисленные поля АБИС для создания карточных и электронных каталогов, практически дублирующих функции друг друга.
Безусловно, читатель выиграл в скорости поиска нужной ему литературы в электронном каталоге (ЭК), особенно когда к этому процессу подключился Интернет. Но ему по-прежнему приходилось тратить время на посещение библиотеки, выстаивание очереди (мы не берем частный случай - выдачу заказа с помощью кода - инвентарного номера, ISBN или вклеенного в книгу библиотекарем штрих-кода) для получения литературы или отказа из-за отсутствия необходимого издания в данный момент в фонде. А работникам библиотек (как правило, женской его части), помимо формирования ЭК, по старинке приходилось
Нужна ли библиотека современному вузу?
тратить усилия на изготовление и расстановку карточек в каталогах, поиск заказанной литературы в книгохранилище с помощью заполненного читателем бланка-заказа, а также вручную ежедневно расставлять сотни килограммов сданной читателем литературы на полках холодного (зимой) и душного (летом) книгохранилища.
Итак, отсутствовало главное, что должна была дать автоматизация читателю и библиотекарю, чтобы её можно было считать эффективной. Не было обещанного с «высоких трибун » и справедливо ожидаемого в библиотеках облегчения ежечасно выполняемых сотрудниками технологических отделов (комплектования и обработки литературы) и отделов обслуживания (абонемента, читального зала, книгохранения, справочно-библиографического и информационного обслуживания) значительных физических и психологических нагрузок за счет сокращения лишних и устаревших процессов и операций. Напротив, так называемая «автоматизация» (или «информатизация») деятельности библиотеки, проводимая примитивно и неквалифицированно, только ежедневно увеличивала объем выполняемой работы без соответствующего роста заработной платы и улучшения условий труда.
В это же время за счет создания в стране различных фирм и компаний резко расширился рынок приложения сил и знаний, начался повсеместный отток квалифицированных кадров из библиотек, что еще бо-