Научная статья на тему 'Мотивация и коммуникация в дистанционном обучении иностранным языкам'

Мотивация и коммуникация в дистанционном обучении иностранным языкам Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
469
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИКТ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION COMMUNICATION TECHNOLOGIES / УМК НП УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ / COURSE PACK OF A NEW GENERATION / ЭОР ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES / "ОБЛАКО" МЕТАФОРА ОРГАНИЗАЦИИ ПО / 'CLOUD' METAPHOR SOFTWARE ORGANIZATION WHICH IS AVAILABLE ONLY FROM THE WEB / КОТОРОЕ ДОСТУПНО ТОЛЬКО ИЗ WEB / E-LEARNING ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА С ПОМОЩЬЮ ЭОР И ИКТ / E-LEARNING / LMS (LEARNING MANAGEMENT SYSTEM) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОБУЧЕНИЕМ / MANAGEMENT SYSTEM / SAAS (SOFTWARE AS A SERVICE) МОДЕЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ ИЗ "ОБЛАКА" / SOFTWARE AS A SERVICE 'CLOUD' INFORMATION SERVICE MODEL / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аветисян Д.Д.

В статье автор рассуждает о том, что новые мультимедийные и дистанционные образовательные технологии позволяют поднять обучение иностранным языкам на новый качественный уровень благодаря возможности применения ситуационных моделей для речевой коммуникации и мотивации обучения с помощью средств управления учебным процессом. Создаваемый портал PoliglotPro позволит организовать массовое обучение иностранным языкам как SaaSуслуга из «Облака».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author argues that the new multi-media and distance learning technologies raise the teaching of foreign languages to a new level thanks to the possibility of using situation models for speech communication and motivation of training with the help of educational process management. The PoliglotPro portal which is being created will organize mass foreign languages teaching as a SaaS-service of Cloud.

Текст научной работы на тему «Мотивация и коммуникация в дистанционном обучении иностранным языкам»

МОТИВАЦИЯ И КОММУНИКАЦИЯ В ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Д. Аветисян

Аннотация. В статье автор рассуждает о том,, что новые мультимедийные и дистанционные образовательные технологии позволяют поднять обучение иностранным языкам на новый качественный уровень благодаря возможности применения ситуационных моделей для речевой коммуникации и мотивации обучения с помощью средств управления учебным процессом. Создаваемый портал "Poliglot-Pro" позволит организовать массовое обучение иностранным языкам как SaaS-услуга из «Облака».

Ключевые слова: ИКТ - информационно-коммуникационные технологии; УМК НП - учебно-методический комплект нового поколения; ЭОР - электронные образовательные ресурсы, «Облако» - метафора - организации ПО, которое доступно только из WEB; e-Learning - организация учебного процесса с помощью ЭОР и ИКТ; LMS (Learning Management System) - система управления обучением; SaaS (Software as a service) - модель информационных услуг из «Облака».

Summary. The author argues that the new multi-media and distance learning technologies raise the teaching of foreign languages to a new level thanks to the possibility of using situation models for speech communication and motivation of training with the help of educational process management. The PoliglotPro'portal which is being created will organize mass foreign languages teaching as a SaaS-service of 'Cloud'.

Keywords: information communication technologies, course pack of a new generation, electronic educational resources, 'Cloud' - metaphor - software organization which is available only from the web, e-learning, learning management system, software as a service -'Cloud' information service model.

133

Постановка проблемы

До недавнего времени знание иностранного языка не было жизненной необходимостью. Но времена меняются... В настоящее время знание иностранных языков является существенным элементом социокультурного и делового общения народов мира. Сотни миллионов людей во всем мире изучают иностранные языки, но едини-

цы достигают своей цели, освоив иностранный язык на требуемом уровне.

В мире существует множество различных языковых школ, курсов, методик, но, к сожалению, язык либо не учится, либо не совершенствуется до должного уровня. Каждый человек, который когда-нибудь принимался за изучение иностранного языка, сталкивался с тем, что независимо от того,

134

сколько сил, энергии, лет и денег, в конце концов, было потрачено на достижение желаемой цели, каковой, конечно же, является свободное владение языком, результат на практике оказывается весьма плачевным. Даже после изучения языка в престижных отечественных или зарубежных вузах, люди совершают грубейшие ошибки, зачастую ведущие к абсолютному непониманию их речи своими визави -носителями языка.

Раньше, считалось главным - знание грамматики. Владению произношением можно было научиться только через малоэффективные инструменты транскрипции. Задания предлагались достаточно однообразные: чтение текста, перевод, запоминание новых слов, упражнения по тексту. Основная форма заданий - чтение и переводы, причем, основное время тратилось на поиск слов в словаре. Язык осваивали единицы, только очень старательные и трудолюбивые. И, наоборот, творческие, активные люди не могли овладеть языком на высоком уровне. Уж тем более язык был недоступен для тех, кто был чрезвычайно занят на производстве или в науке.

Это, скажем прямо, неэффективные методики «старой школы», когда преподавание несет отвлеченный и абстрактный характер. Конечно, такая методика позволяла осваивать иностранный язык, но какой ценой? И с каким КПД? Иностранный язык давался только тем, кто готов был долгого и нудно, главное, рутинно трудится.

За последние два десятилетия с развитием и распространением информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), произошла «революция» в методах преподавания иностранных языков. В настоящее время преподава-

ние языка приобрело прикладной характер. Поменялась парадигма обучения иностранным языкам, доминировать стала самоподготовка. Соответственно, меняется роль педагога в образовательном процессе. На смену учителю-ментору, пришел учитель-руководитель и учитель-тьютор.

Значительная часть учебного процесса протекает в режиме самоподготовки за компьютером с помощью мультимедийных интерактивных обучающих программ. Основная форма общения с учителем-тьютором происходит в Интернете через программные инструменты мультимедийной коммуникации, а контроль за учебным процессом осуществляется с помощью специальных программ управления учебным процессом - LMS-систем. Разумеется, предусмотрено и личное общение и с учителем, и с другими обучаемыми, но педагогические цели при этом общении несколько иные -практико-ориентированные.

Метод речевого

коммуникативного общения

Современное состояние развития мультимедийных и ИТ-технологий позволяет поднять процесс освоения иностранных языков на очень высокий уровень. Предлагаемый уникальный метод, основанный на современных мультимедийных и информационно-коммуникационных технологиях, построен так, что учитываются психофизиологические особенности человека, изучающего иностранный язык вне языковой среды и в сжатые сроки.

Если кратко, суть метода основана на синергетическом эффекте от интегрированного сочетания параллельных мультимедийных потоков информации - видео, аудио, текст изучаемо-

го языка и перевод этого текста на опорный (родной) язык в режиме «караоке». Кроме того, в этот поток встроены реперные ссылки на поясняющую информацию по грамматике, фонетике, новой лексике и т.д. изучаемого языка. Плюс все преимущества интерактивных технологий, предоставляемых Интернетом и онлайновыми технологиями дистанционного обучения (ДО).

Задача состоит в том, чтобы создать обстановку иноязычного речевого общения в процессе обучения языку, максимально приближенную к естественным условиям [1]. Программа вовлекает учащегося в интерактивное и, главное, деятельностное обучение, включая максимальную загрузку речевого аппарата (работа с микрофоном) учащегося, который все время «разговаривает» через микрофон, слушает дикторскую речь, слушает себя и корректирует свое произношение [2]. Метод разработан специально для компьютерного обучения иностранным языкам и позволяет мозгу полностью раскрыть свой потенциал и за три месяца (72 занятий по 2 академических часа) освоить иностранный язык на таком уровне, чтобы свободно общаться на бытовом уровне.

Наиболее эффективным методом обучения иностранным языкам является коммуникативный подход. Любой языковой тренинг это - чтение, письмо, говорение и восприятие речи на слух. Особую значимость имеет говорение и восприятие речи на слух. С помощью видеоряда формируются ситуационные диалоговые модели, которые погружают учащегося в языковые тренинговых ситуации, в которых он должен «разговаривать» с компьютером, строго следуя заданным для дан-

ной ситуации грамматическим формам и конструкциям. Свои ошибки можно оценить, благодаря обратной связи, когда учащийся на слух и визуально, по сонограммам сравнивает, как он произнес предложение или слово и как они должны были звучать в исполнении диктора - носителя языка. Упражнения можно многократно повторять, шлифуя знания грамматики, лексики и фонетики.

Алгоритмическая основа (методика) и программная реализация метода зарегистрирована в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (ФИПС) под названием «ПОЯС-НЛП -Программная обучающая языковая система для освоения иностранных языков на основе механизмов нейро-лингвистического программирования (№ 2009614022 от 30.07.2009)».

Мультимедийные интерактивные

ЭОР по иностранным языкам

Программная реализация метода также зарегистрирована под названием «Интернет-плеер - еТеаеЬ_ Silverlight (№ 2009611461 от 21.05.2009)» специально для компьютерного обучения иностранным языкам. Электронный образовательный ресурс (ЭОР) представляет собой комплексное пособие по иностранному языку, которое состоит из нескольких функциональных подсистем: Диалоги, Тренинги, Грамматика, Фонетика, Словарь, Страноведение, Дополнительные материалы и др. Все подсистемы ЭОР интегрированы в единую обучающую систему. В отличие от многих аналогов, ЭОР серии ТеаЛРго равномерно развивает все аспекты освоения иностранного языка взаимосвязано и неразрывно.

135

136

Рис. 1. Диалоги и Тренинги

Сами локальные ЭОР серии Teach-Pro, реализованные в виде готовой программной оболочки на DVD-ROM, разработаны компанией «ММТ». ЭОР обеспечивают внедрение активных технологий формирования коммуникативно-языковых компетенций. Учебные модули ЭОР для онлайнового обучения, вызываемые из браузера, позволяют изучать иностранный язык во всем диапазоне языковых компетенций прямо в Интернете.

ЭОР содержат следующие функциональные подсистемы:

Диалоги. Аудирование. Тексты и упражнения на развитие навыков восприятия иностранной речи на слух. Написание диктан-

тов прямого и обратного перевода.

Тренинги. Аудирование. Ситуационные тренинги - тексты и упражнения на развитие на-^ 4 выков восприятия ино-, странной речи на слух, практического использовании грамматических форм в речевом общении (рис. 1.)

Словарь. Озвученный и частично иллюстрированный словарь не менее 10 тыс. слов с встроенной системой поиска. Тексты и лексические упражнения по тематике, предусмотренной Государственным образовательным стандартом по иностранному языку для педагогических вузов, дополненные материалами по тематике Болонского и Копенгагенского соглашений (рис. 2).

Фонетика. Гипермедийный справочник, включающий в себя описания

Рис. 2. Словарь

Рис. 3. Фонетика

фонетических правил на опорном языке, примеры к данному правилу, к которым приложено графическое описание органов голосового аппарата и озвученные варианты произношения, а также упражнения, при помощи которых учащийся может проверить собственное произношение (рис. 3).

Грамматика. Гипермедийный грамматический справочник и упражнения. Справочник имеет многоуровневое гипертекстовое содержание. Каждая статья справочника содержит описание определенного грамматического правила и снабжена большим количеством примеров. К каждому правилу приведено множество упражнений, кроме того, есть упражнения на применение нескольких правил сразу (рис. 4).

Страноведение:

- материалы информационного характера по странам распространения данного языка;

- достопримечательности, карты и статистические данные (рис. 5).

Дополнительные матери алы:

- слайд-фильмы с адаптированным текстом;

- песни, пословицы, поговорки, идиомы, смешные истории;

- тексты для чтения: притчи, отрывки из популярных литературных произведений, стихи, переведенные на родной язык;

- тексты для проведения обсуждений, дискуссий по основным предметам высшего профессионального образования (Болонский и Копенгагенский процессы, педагогика, информатика, менеджмент, экономика и пр.) позволяющие совмещать закрепление знаний в иностранном языке с подготовкой к международному общению (рис. 6).

Необходимость и целесообразность применения ЭОР

Использование мультимедийных технологий, в частности, мультимедийных ЭОР способно существенно

137

Рис. 4. Грамматика

138

Рис. 5. Страноведение

повысить качество обучения иностранным языкам благодаря возможности на новом уровне обеспечивать:

- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей и потребностей учащихся;

- формирование элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме;

- развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения учащегося;

- мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;

- коммуникативно-психологическую адаптацию молодого поколения к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования иностранного языка как средства общения;

- освоение элементарных лингвистических представлений и необходимых навыков для овладения устной и письменной речью на иностранном языке;

- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных спо-

собностей, а также их общеучебных умений;

- формирование практических умений и навыков владения иностранным языка, благодаря ситуационным диалоговым тренингам: вопрос - моти-вационная опора на видеоряд - ответ;

- ясность восприятия и запоминания новой лексики благодаря наличию иллюстрированным и озвученным словарям;

- живое, благодаря наглядным мультимедийным видео-средствам, приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран изучаемого иностранного языка;

- перенос программного и методического обеспечения на мобильные платформы - смартфоны и планшеты и локализацию на все существующие операционные системы и аппаратные платформы: Linux, MacOS, Android, Symbian, WinFon7 и др.

Учебно-методический комплект нового поколения для e-Learning

Учитывая современный уровень развития ИКТ (карманные компьютеры, смартфоны, повсеместная доступность Интернета, включая мобильную Wi-Fi- и WiMAX-связь, экономическая доступность высокоскоростного трафика, огромные объемы памяти всех

Рис. 6. Дополнительные материалы

цифровых устройств и т.д.), Учебно-методический комплекс нового поколения (УМК НП) представляет собой комплект мультимедийных ЭОР в разных программных реализациях, которые используется в учебном процессе взаимосвязано:

- DVD-ROM-версия для самостоятельной работы за компьютером;

- СЕТЕВАЯ-версия для коллективного обучения в локальной сети школы;

- SCORM-версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

- SaaS-версия, когда уроки проигрываются в онлайне с удаленного сервера;

- FTP-версия, когда уроки предварительно скачиваются в онлайне с удаленного Интернет-сервера по дай-лап связи, но проигрываются в офлайне;

- МОБ^-версия для обучения с помощью планшетов или смартфонов;

- ВИДЕО-версия для DVD-плееров или кабельных телевизионных сетей;

- АУДИО-версия для автомобильных или мини аудиопроигрывателей;

- КНИЖНАЯ-версия - конспект лекций в электронном виде.

Мотивация в системе дистанционного обучения

Под термином «дистанционное обучение» (ДО) в данной концепции понимается такая организация учебного процесса, в основе которой лежат учебные программы, предназначенные, как правило, для самостоятельной работы обучаемого, который зачастую отделен от преподавателя в пространстве или во времени. В то же время, преподаватели и обучаемые имеют возможность осуществлять по-

стоянное педагогическое общение: как личное, так и интерактивное взаимодействие с помощью средств коммуникации в Интернете.

Важнейшей составляющей организации обучения иностранным языкам с помощью мультимедийных и коммуникативных технологий, является проблема организации и управления мотиваций учебного процесса в системе ДО. В области обучения иностранным языкам психологические вопросы мотивации решаются в работах А. А. Леонтьева [3]. Под мотивацией следует понимать систему побуждающих импульсов, направляющих учебную деятельность в нужное русло. Это во многом зависит от программных систем класса LMS, которые в состоянии отслеживать весь учебный процесс, формально регистрировать всю учебную деятельность и наполнять базу данных, в которой отражаются фактические достижения учащегося в формальных показателях. Например, сколько слов он выучил сегодня и сколько слов он твердо знает на текущий момент; какую часть грамматики он освоил, какой объем учеб- I39 ных материалов проработал и т.д.

Исследования А. А. Леонтьева показали, что чем яснее для обучающегося формальные параметры его успеваемости, тем глубже в подсознании обучаемого положительная установка к изучению иностранного языка и, соответственно, тем выше успеваемость по иностранному языку. Возникает элемент игровой, соревновательной мотивации.

Многое зависит от стиля работы тьютора. Постоянное использование однообразных видов занятий и упражнений ослабляет положительные эмоции, и учащийся превращается в пас-

140

сивного созерцателя. Положительная установка на изучение иностранного языка способствует улучшению результатов речевой деятельности.

Характерными чертами ДО являются:

- персонализация обучения: обучаемые имеют возможность самостоятельно выбирать время, место и темп самостоятельного обучения, не противопоставляя совмещения с очным обучением;

- кардинально новая роль преподавателя (в терминологии ДО - тьютора), который должен не столько самому учить, сколько управлять процессом самообучения;

- модульность программ обучения: каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области и содержит не только теоретические сведения, но и практические задания и системы диагностики знаний и навыков; это позволяет из набора независимых курсов-модулей (в том числе, принадлежащих различным разработчикам) формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым;

- специализированные технологии и средства обучения, зачастую представляющие собой сложное сочетание текста с мультимедийными интерактивными ЭОР;

- опора на современные средства передачи образовательной информации: только современные средства телекоммуникации делают процесс взаимодействия обучаемых и тьюторов действительно постоянным и интерактивным;

- экономическая эффективность: относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет ис-

пользования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих штатов преподавателей, учебных площадей и технических средств.

Программно-технические средства состоят из следующих основных элементов:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- система управления учебным процессом - LMS-система, на которую возлагаются автоматизация процессов регистрации слушателей, обучения, аттестации, сбора и хранения статистики успеваемости, сервис общения и обмена данными слушателей и тьюторов и т.д.;

- образовательный контент в виде системы модульных ЭОР - обучающих программ, работающих в WEB-среде под управлением системы LMS.

Проблема интеграция ЭОР во внешнюю, стоящую выше по уровню систему управления учебным процессом - LMS-систему проработана недостаточно. Интеграция ЭОР в LMS обеспечивается благодаря следованию стандарту SCORM. Проблемой является определение грани, где кончаются задачи, возлагаемые на LMS, и какие задачи образовательного характера решает ЭОР.

Концепция образовательной SaaS-услуги из «Облака»

Портал для изучения иностранных языков "РоНфоЬРго" будет реализован в соответствии с новейшими концепциями «Облако» и SaaS-услуг из Интернета. «Облако» объединяет под «общей крышей» и концепцию предоставления программного обеспечения (ПО) как услуги, и удален-

ные хранилища данных. Это создает удобства для пользователя. Можно просто из браузера выйти в Интернет и получить образовательную услугу, не заботясь о настройках своего компьютера, установкой специальных программ и пр. Это концепция предоставления неких масштабируемых информационных ресурсов как сервиса для многочисленных внешних клиентов посредством Интернет-технологий.

В качестве информационного ресурса могут присутствовать как программные продукты или дисковое пространство, так и процессорное время. Безусловно, концепция «Облако» дает пользователям небывалые ранее возможности: ограниченные в ресурсах небольшие Центры обучения могут позволить себе собственные бизнес-приложения, реально обладая при этом только доступом к Интернету. «Облако» позволяет свести затраты на модернизацию и поддержку сложной ИТ-инфраструктуры к обычной оплате «подписки» на образовательную услугу. Дальнейшее развитие этой концепции позволит сформировать новый уровень отношений между провайдерами образовательных услуг потребителями, обеспечивая возможность пользоваться сервисом, но не заботиться о том, каким образом функционирует e-Learning. Предложенное решение является не только уникальным в Интернете, но и, можно сказать, революционным для решения проблемы массового обучения иностранным языкам.

Практические достижения и планы

Мультимедийные ЭОР, разработанные «ММТ», доступны в Интернете в онлайне через браузер в любой ОС (Windows, Linux, MacOS) на сайте

www.TeachPro.ru. Сайт позволил принципиально подойти к возможности продажи онлайновых образовательных SaaS-услуг в Интернете.

Дальнейшие разработки «ММТ» позволили перейти на более мощную и перспективную платформу, используя Silverlight-платформу для WEB-приложений. Компания «ММТ» уже имеет уникальное для Рунета решение на базе Silverlight-платформы - www. Learn4You.ru.

Уникальность метода, основанного на применении мультимедийных интерактивных технологий, доказала свою жизнеспособность в течение 15 лет применения в практике самоподготовки десятков тысяч учащихся -школьников, студентов, а также в системе корпоративного обучения. Метод обучения на основе мультимедийных интерактивных ЭОР была признана педагогическим сообществом преподавателей иностранного языка. Ведущие вузы страны взяли ЭОР серии TeachPro на вооружение в своей деятельности - МПГУ, МГУ и др. Этот метод - качественный прорыв в лингвистике. Метод позволяет обу- I4' чить самого «необучаемого» взрослого, довести свой словарный запас до уровня носителя языка, научить говорить свободно.

Портал "PoliglotPro" по изучению иностранных языков

В настоящее время компания ООО «Мультимедиа технологии» («ММТ2) -ведущий разработчик мультимедийных ЭОР - реализует проект по созданию образовательного портала по экспорту образовательных SaaS-услуг для изучения иностранных языков с помощью мультимедийных онлайновых ЭОР - "PoliglotPro".

142

Потенциальным пользователем портала могут стать школьники и студенты со всего мира, устойчиво владеющих одним из следующих опорных языков: английский, испанский, китайский и русский, на котором реализована поддержка (переводы и пояснения) всего мультимедийного учебного материала ЭОР. Этими опорными языками владеют примерно 600 млн. человек, из более 1 млрд. жителей планеты Земля, которые являются активными пользователями Интернета. По самым осторожным прогнозам, число потенциальных клиентов портала "PoliglotPro" может достигать несколько миллионов человек.

Проект по экспорту образовательных услуг - русский язык для иностранцев - уже запущен. ЭОР по русскому языку представлен на портале Фонда «Русский мир»: http://www.russkiymir. ru/russkiymir/ru/education/news/ news0004.html:

- для говорящих по-английски -www.TeachPro.ru/pub/rusweb(eng).exe;

- для говорящих по-немецки - www. TeachPro.ru/pub/rusweb(ger).exe;

- для говорящих по-китайски -www.TeachPro.ru/pub/rusweb(chi).exe;

- для говорящих по-французски -www.TeachPro.ru/pub/rusweb(fr).exe.

В портфеле «ММТ» уже имеется 36 наименований ЭОР по девяти иностранным языкам на 4-х уровнях обучения для говорящих на русском языке. Образовательная услуга по изучению иностранных языкам в Интернете на портале www.TeachPro.ru предоставляется россиянам и русскоязычным жителям СНГ, а также бывшим гражданам СССР, выехавших на проживание в дальнее зарубежье. В последующие годы число иностранных языков, которые можно будет изучать на

портале "РоИ^ЫРго" будет доведено до 15-ти наименований (плюс хинди, португальский, турецкий и др.). Учитывая динамику рост пользователей Интернета в мире, прогнозируемое число потенциальных клиентов портала "РоИ^ЫРго" может достигать нескольких десятков миллионов человек.

«ММТ» планирует вокруг своего образовательного портала "РоК^Ь Рго" выстроить социальную сеть в соответствии с концепцией WEB-3. Напомним, как представляются уровни WEB-концепций.

WEB-1. Разработчик создал портал и все, кто желает, использует портал для обучения. Один тип клиента -пользователи портала.

WEB-2. Классический пример концепции - Википедия. Разработчик создал портал мировой энциклопедии. Содержание энциклопедии создают сотни тысяч авторов, которые готовят материалы по правилам и с помощью инструментария, который размещен на портале. Точно так же на портале "РоИ^ЫРго" будет размещен инструментарий, с помощью которого сотни тысяч авторов-предметников будут создавать исходные материалы для новых ЭОР. Два типа клиента - а) пользователи контентом портала и б) разработчики контента для портала.

WEB-3. Концепция WEB-3 в нашем случае - это мультимедийный интерактивный портал с мощным образовательным контентом и с открытыми инструментами для создания новых ЭОР серии ТеасИРго при коллективном участии учителей, авторов-предметников, методистов и т.д. Кроме того, портал позволяет организовывать дистанционные формы обучения при участи тьюторов (репетиторов) и учеников. Все пользователи

портала - школьники, учителя, методисты, родители, издатели книжных учебников, репетиторы, абитуриенты... станут заинтересованными участниками образовательного процесса в виртуальном пространстве портала. Данная концепция является характеристикой нового сетевого культурного феномена, базирующегося на новых сетевых технологиях и онлайновых WEB-сервисах. Три типа клиентов: а) пользователи (учащиеся), б) разработчики новых ЭОР и в) репетиторы, преподаватели школ, методисты, которые используют портал для обучения учащихся.

Заключение

Как показывает мировой и отечественный опыт, информатизация образовательного процесса является мощным средством развития системы образования. Решить проблему массового обучения иностранным языкам, что стало насущной проблемой развития мировых процессов интеграции и кооперации на глобальном уровне, можно только при наличии современных мультимедийных интерактивных УМК НП, предполагающих использование в учебном процесс всевозможных аппаратных средств: компьютеры, планшеты, смартфоны, авторадиолы, а также традиционные учебники.

Даже при наличии достаточно развитой информационно-коммуни-ка ци он ной инфраструктуры и хорошей оснащенности компьютерными классами эффективность систем e-Learning остается низкой. Информатизация системы образования состоит в приведении этой системы в соответствие с возможностями современного информационного общества. Важным фактором, определяю-

щим эффективность системы, являются современные достижения Интернет-технологий. Для удобства и простоты пользования информационной инфраструктурой образования наиболее перспективным является применение концепции образовательных SaaS-услуг из «Облака».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пассов Е. И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. - М., 1985. - 208 с.

2. Learning and teaching modern languages for communication. - Strasbourg: Council of Europe Press, 1988.

3. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Изд-во «Просвещение», 1969. - 214 с. ■

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.