ПЕДАГОГИКА, ЛИНГВИСТИКА И БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ДЕЛО
Любанец Ирина Ивановна
старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной подготовки «Барановичский государственный университет» (г. Барановичи, Республика Беларусь)
Копытич Ирина Георгиевна
старший преподаватель кафедры профессиональной иноязычной подготовки «Барановичский государственный университет» (г. Барановичи, Республика Беларусь)
Шило Елена Валерьевна
старший преподаватель «Барановичский государственный университет» (г. Барановичи, Республика Беларусь)
УДК 004.9
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
USE OF ELECTRONIC EDUCATIONAL RESOURCES IN THE PROCESS OF TEACHING FOREIGN LANGUAGES
Использование компьютерных технологий является одним из ключевых факторов повышения качества обучения иностранным языкам в учреждениях высшего образования, позволяющим создавать наиболее продуктивную учебную среду. В данной статье анализируются различные электронные ресурсы, используемые в процессе обучения иностранным языкам.
Ключевые слова: электронное обучение, электронные образовательные ресурсы, компьютерный дискурс, учреждение высшего образования.
The use of computer technology is one of the key factors in improving the quality of teaching foreign languages in institutions of higher education, which makes it possible to create the most productive learning environment. This article analyzes various electronic resources used in foreign languages teaching.
Keywords: E-learning, electronic educational resources, computer discourse, higher educational establishment.
Использование компьютеров и новых технологий стало важной частью всестороннего обучения в учреждениях высшего образования (УВО).
110
Электронное обучение (E-Learning) сегодня является одним из ключевых факторов в преподавании иностранных языков (ИЯ). Внедрение электронного обучения в корне изменило некоторые стратегии и концепции обучения ИЯ, что позволило учебному сообществу (преподаватель -обучающиеся) работать продуктивнее и динамичнее [1, с. 22].
Все многообразие электронных образовательных ресурсов (ЭОР) условно можно подразделить на информационные источники и информационные инструменты [4].
В образовательном процессе возможно использование как простых информационных источников (звук, изображение, текст, видеоматериалы, модели), так и комплексных, содержащих простые информационные источники, связанные с гиперссылками (например, мультимедийные энциклопедии).
Благодаря электронным образовательным ресурсам обучающиеся имеют доступ к многочисленным источникам информации, представленным в различных форматах, включая файлы документов (сканированные или переведенные в форматы PDF, HTML и т.д.; карты; цифровые фотографии; анимационные видеоролики), веб-страницы, электронные книги и целые курсы.
В настоящее время очень распространены образовательные ресурсы, включающие в себя широкий спектр необходимой обучающимся информации:
- Discovery Education предлагает широкий спектр цифровых материалов, соответствующих стандарту Common Core и может быть использован в ходе занятия [5].
- EBSCO представляет собой обширную базу электронных журналов и книг, предоставляет в распоряжение обучающихся обширную исследовательскую базу данных [6].
- SCOE предоставляет учебные ресурсы для использования на занятиях и вспомогательные ресурсы для библиотек. Коллекция SCOE Library включает более 40 000 книг, журналов и видеороликов [7].
- Мировая книжная энциклопедия World Book предлагает широкий спектр цифровых учебных материалов для учреждений образования [8].
Технология E-Learning полностью удовлетворяет потребности современных обучающихся. Концепция обучения, когда преподаватель является центральной фигурой на занятии и господствует над пассивными обучающимися, устарела. Обучение ИЯ - одна из тех областей, где информационно-коммуникационные технологии органично вписались в
учебный процесс. Интернет, YouTube, Skype, Twitter, блоги и подкастинги -вот наиболее успешные онлайн-инструменты, изменившие методы и способы обучения ИЯ. Организация видео-конференций и семинаров на иностранном языке делает занятие более интересным и мотивирует обучающихся к изучению ИЯ [3].
Разнообразный набор технических средств обучения используется преподавателями для создания творческой атмосферы на занятиях. Эти инструменты делают обучение более интересным, интерактивным, значимым и стимулирующим, поскольку они способны реформировать традиционные формы обучения. Продвижение технологии E-Learning расширяет возможности процесса обучения ИЯ, так как оно выходит за рамки традиционного способа обучения.
Легкий и быстрый доступ к материалам, возможность выбора места, времени и темпа обучения, немедленная обратная связь с преподавателем или другими обучающимися - вот те преимущества, которые делают изучение языка интересным.
Обучение ИЯ в последние годы претерпело огромные изменения, и с нашей точки зрения, в преподавании иностранного языка можно выделить пять основных тенденций:
1. Создание групп сетевого взаимодействия.
2. Учет потребностей преподавателя и обучающихся.
3. Использование технологии рефлексивной практики на занятиях по иностранному языку для профессиональных целей.
4. Создание портфолио преподавателя.
5. Разработка учебных электронных материалов.
Сегодня перед преподавателями УВО стоит задача изменить отношение обучающихся к изучению ИЯ в плане владения иностранным языком как средством коммуникации, а не в плане подражания носителям этого языка.
Распространение планшетов и смартфонов ставит под угрозу существование печатных учебников, и есть вероятность, что они могут исчезнуть через несколько лет. Кроме того, кардинально изменился доступ к знаниям с точки зрения гибкости и мобильности.
В настоящее время ресурсы сети Интернет рассматриваются как альтернативные средства информации для изучения ИЯ.
Рассмотрим несколько примеров по использованию Интернет-ресурсов в ходе занятия или самостоятельной работы обучающихся.
1. Использование обучающимися опосредственного иностранного языка (английского) в виртуальном общении:
A. использование одной буквы или числа вместо слова полностью:
«c» - «see», «u» - «you», «2» - «two»;
B. использование аббревиатуры:
TTYL - поговорите с нами позже, WUATB - желаем вам всего наилучшего;
C. использование звездочки «*» для усиления и смайликов для выражения эмоций (радость, печаль, гнев ...).
Использование опосредованного компьютерного дискурса (СМС-сообщения) как источника коммуникации не может не вызвать серьезной озабоченности у лингвистов.
2. WEB-обучение.
Интернет-обучение (дистанционное обучение / онлайн-обучение), предоставляет возможность для создания хорошо продуманных, интерактивных сред электронного обучения. Существуют тысячи веб-сайтов по изучению ИЯ, которые предлагают тренинги для совершенствования основных языковых навыков: аудирование, говорение, чтение и письмо.
Из многочисленных онлайн-инструментов, которыми преподаватель имеет возможность воспользоваться для интенсификации обучения ИЯ и мотивации обучающихся к изучению языка, нами были выделены следующие [3]:
Электронная почта.
Обучающиеся могут переписываться посредством электронной почты с носителями языка на изучаемом языке, создавая личную учетную запись (g-mail, yahoo, hotmail и т.д.). Они могут отправить преподавателю на проверку выполненное задание. Преподаватель в свою очередь имеет возможность предоставить обучающимся свой отзыв на выполненную работу, предложить выполнить работу над ошибками и т.д.
Блог.
Блог - это персональный или профессиональный веб-сайт, который выставляется на всеобщее онлайн-обозрение, основным содержимым которого являются регулярно добавляемые записи, содержащие текст, изображения или мультимедиа. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в комментарии к блогозаписи или своих блогах). Блоги становятся
интерактивными, когда участники выступают в разных ролях: писатель / читатель / рецензент.
Влог.
Это блог, ведущийся в форме видеозаписей (видеоблог).
Skype
Каждый компьютер или ноутбук имеет аудио- и видеофункции. Обучающиеся посредством видеокамер, могут общаться со своими преподавателями и друзьями, а также с носителями языка. Это помогает им улучшить свое произношение и пополнить словарный запас.
Смартфоны и Ipods.
Обучающиеся могут установить приложения на свое мобильное устройство или использовать веб-сайты для:
- совершенствования навыков произношения (http://www.learnenglish.de);
- перевода (www.translate.ru/dictionary/en-ru/bingo);
- проверки правописания (http://www.lingualeo.com);
- использования службы SMS-сообщений для тренировки навыков письма;
- установки приложения Viber для тренировки навыков говорения.
Также использование смартфонов или айпадов позволяет обучающимся создавать и обмениваться текстами, изображениями, аудио- и видеозаписями. В дополнение к этому обучающиеся могут записывать и слушать свою речь.
Использование электронных образовательных ресурсов, представленных в электронно-цифровой форме и включающих в себя структуру, предметное содержание и метаданные о них, существенно облегчает работу преподавателя и позволяет организовать учебную работу с обучающимися в независимости от их местоположения и времени [2, а 35].
Яркими примерами ЭОР являются электронные учебники и учебные пособия, методические материалы и учебно-наглядные материалы, интерактивные обучающие программы.
К педагогическим ЭОР также относятся электронные учебные издания, представляющие собой комплекс электронных учебных материалов (электронные учебно-методические комплексы и электронные комплекты учебно-методических материалов по дисциплинам) [4].
Рассмотрим ЭКУММД «Материалы для практических занятий по учебной дисциплине «Иностранный язык (английский)» для педагогических специальностей (разработчик: Шило Е.В.), используемый на занятиях по иностранному языку. Пошаговая работа с данным комплектом выглядит следующим образом:
выбор основного информационного файла;
знакомство с содержательной стороной комплекта;
- полный обзор представленных учебных тем.
Имя Размер Сжагг Тип Изменен CRC32
□ Folder
® Terr а. IS_Resurre.docx 63 352 52 499 Документ М с об... 14.082017 9:22 80ЕАВ685
Terra _17_Metody_obucheniya.dooi 56 982 40 557 Документ М с об... 14.08 2017 9:20 АЙ851191
®Тегга _16_Obyazanno5ty_uchitelia.dooi 56 650 29 215 Документ М с об... 14.08.2017 9:19 В65В49В9
^Тста _15_GB_Ped_obrazovanie.doot 56 269 38 347 Документ М с об... 14 Д8 2017 9:18 93918Е24
®Тета 14 RB Ped obrazovani e. docx 56 868 39 545 Документ М с об... 14 Д8 2017 9:16 7D8EA58E
ЮТетп _13_GB_Vysch_Obrazova n. d ocx 60141 44 251 Документ М с 05... 14.082017 9:15 FEE2FD24
^Q Terr а _12_GB_Srednee_obr.dooi 57 204 44101 Документ М с об... 14.082017 9:14 611EDAB5
® Terra _ll_GB_Nach_ObraGova n. d oo{ 54 095 43 255 Документ М с 05... 14.082017 9:12 3D310B0D
^Q Terr а _lD_GB_Obrazova n i e.dooi 57 186 50 128 Документ М с об... 14 Л8 2017 9:11 1C5A39AD
^ Terr а _9_Vy5shee_obr_RB.doo( 57 706 33 463 Документ М с об... 14Л82017 9:09 35A425FC
^Тегга _8_Sred n ee_obr_RB.d oot 56 682 32 239 Документ М с об... 14.082017 9:08 598F7F31
Terr а _7_Obrazovanie_v_RB.doo( 61017 37 420 Документ М с об... 14.082017 9:06 9881FE37
Terr а _6_Pedagog i. d oa 57121 36 588 Документ М с об... 14.082017 9:04 31DA7800
^Тета _5_]storia_ped.doot 54 625 36 912 Документ М с об... 14.082017 9:02 A244A0F5
®Тета 4_Pedogogika.docx 51881 37 267 Документ М с об... 14.082017 9:00 Е66С858Е
^]Тета 3_Dosug.docx 62 260 48 316 Документ М с об... 14.082017 8:58 934FC696
^QTema _2_Raspori a d с k_d n i a. d с cx 73 004 59 469 Документ М с об... 14.082017 8:56 9ВСВ9342
® Terr а _l_Ucheba.docx 55 831 50 812 Документ М с об... 14.082017 9:25 6ВВВ5248
Следующий шаг - выбор нужной темы, которая представляет собой компиляцию лексических упражнений и заданий на основе текстового материала, грамматических аспектов с сопутствующими упражнениями и тестами, а также комментарии по теме.
[Гемл 1 "Учебя в университете
1. Puerile v. п r< ] s in the box Loco (lit- correct group.
Education
college; exam; homework; lecture; lesson; mark; nursery school; primary school: pupil secondary school; student; teacher; term; university
People Plrttes Study peiioels Work
1) pupil О О L)
2) 25 2) 2)
3) 33 3)
n_________________________________
2. Maccl] 'lit words from " ])l:n i v and " V .j(h periods" in exI-ILI-St- 1 with the definitions.
lj a place of education for children aged 3 to 5;
2) a place of education for children aged 5 to 11;
35 a place of education for children aged 11 to 16 or 18:
4) a place of education for advanced studies, especially in practical subjects:
55 a place of education for studies atthe highest level;
a short period of study at a school:
7) a period of study at a college or university when one teacher talks to a large group of
83 ccoe of the periods of time a year of education is divided into.
3. Complete the sentences v. lilt words from ""people"" and "work" in exercise 1 which mean the same as the words in brackets-.
1. In this school there are 25... (t^hikireii) in each class.
2. T'm a_._ (person who studies) at York University.
3. When I'm older. I'd like to be a... (gergem whose job is to teach).
В то же время при работе с данным ЭОР можно использовать информацию, размещенную на ресурсах, не связанных напрямую с образовательным процессом - периодические издания, научную литературу и т.д.
В заключение следует отметить, что такие преимущества современных ЭОР как широта распространения, мультимедийность, интерактивность и доступность дают возможность сэкономить время, найти необходимую информацию в нужном разделе, ознакомиться с ней, выполнить лексические и грамматические упражнения и пройти тестовый контроль. И все это обучающийся может делать самостоятельно, в удобное для себя время и в нужном объеме [4].
Осмысленное и уместное использование ЭОР позволяет повысить качество обучения, донести до обучающихся нужное знание, мотивировать самостоятельную творческую деятельность и закрепить пройденный материал. Использование ЭОР в образовательном процессе - не цель преподавателя, а средство, способствующее увеличению объёма знаний и повышению их качества, развитию навыков и умений, необходимых в современном мире.
ЛИТЕРАТУРА
1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании : учеб. пособие для студ. учеб. заведений / И.Г. Захарова. - М.: Академия, 2005. - 192 с.
2. Нурмухамедов Г.М. Электронные учебные курсы: потребности образования, проектирование, разработка, проблемы и перспективы / Г.М. Нурмухамедов // Информатика и образование. - 2012. - № 1. - С. 33-39.
3. Терещенко В.И. Информационно-насыщеннная среда как условие развития образовательного учреждения и профессионального роста учителя [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://vio.uchim.info /Vio_95/cd_site/articles/ arthtm - Дата доступа: 27. 04. 2018.
4. Учебный портал по использованию ЭОР в образовательной деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eor.it.ru/ - Дата доступа: 28. 04. 2018.
5. Discovery Education [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.discoveryeducation.co.uk/ - Дата доступа: 28. 04. 2018.
6. EBSCO [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://help.ebsco.com/interfaces/International_Resources/russian - Дата доступа: 29. 04. 2018.
7. SCOE [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.scoe.org/ - Дата доступа: 29. 04. 2018.
8. World Book [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.worldbook.com.au/products/world-book-web - Дата доступа: 30. 04. 2018.
Майборода Наталья Викторовна
кандидат филологических наук, доцент ГОУВПО «Донецкий педагогический институт»
(г. Донецк, ДНР)
УДК 378.147.091.33-021.464
РОЛЬ ТВОРЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА В САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТА (НА ПРИМЕРЕ ДИСЦИПЛИНЫ «ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА»)
THE ROLE OF THE CREATIVE COMPONENT IN STUDENT'S INDIVIDUAL WORK (ON THE EXAMPLE OF THE DISCIPLINE "CHILDREN'S LITERATURE")
Статья посвящена выявлению роли творческого компонента в самостоятельной работе студента на примере направления подготовки «Педагогическое образование» профиля: Педагогика и методика начального образования. Охарактеризованы результаты применения заданий творческого характера при изучении дисциплины «Детская литература».
Ключевые слова: самостоятельная работа студента, учебная и внеучебная деятельность, реализация СРС, творческий компонент СРС.
The article deals with identification of a creative component's role in students individual work on the example of the study field "Pedagogical education": Pedagogics and technique of