Научная статья на тему 'Образовательный контент для дистанционного обучения'

Образовательный контент для дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5215
459
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ИКТ) / ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ (ЭОР) / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ (ДО) / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ (УМК НП) / ИНСТРУМЕНТАЛЬНО-КОМПЬЮТЕРНАЯ СРЕДА (ИКС) / МУЛЬТИМЕДИА / ИНТЕРАКТИВ / ТЬЮТОР / КОНТЕНТ / E-LEARNING / СИСТЕМА LMS (LEARNING MANAGEMENT SYSTEM) / СТАНДАРТ SCORM (SHARABLE CONTENT OBJECT REFERENCE MODEL)
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Образовательный контент для дистанционного обучения»

образовательный контент для дистанционного обучения

I Д.Д. Аветисян

Аннотация. Качественно решить проблему подготовки кадров можно только путем использования систем дистанционного обучения. Для этого необходимо иметь комплект мультимедийных обучающих программ, доступных в on-line в Интернете. В статье рассмотрен опыт промышленного производства современных обучающих программ и их практическое применение в системах дистанционного обучения.

Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные ресурсы (ЭОР), дистанционное обучение (ДО), учебно-методический комплект нового поколения (УМК НП), инструментально-компьютерная среда (ИКС), мультимедиа, интерактив, тьютор, контент, e-Learning, система LMS (Learning Management System), стандарт SCORM (Sharable Content Object Reference Model).

Summary. To solve the problem of training to the best can only be through the use of distance education. To do this you must have a set of multimedia training programs available on-line in the Internet. This article describes the experience of industrial production advanced training programs and their practical application in the distance learning systems.

Keywords: information and communication technology (ICT), electronic educational resources (ESM), distance learning (DL), a training set of the new generation (CMD OP), instrumental-computer environment, multimedia, interactive, tutors, content, e-Learning, the system LMS (Learning Management System), the standard SCORM (Sharable Content Object Reference Model).

Информатизация образования мационного общества к 2015 г. Россия

в свете экономической ситуации должна войти в число ведущих стран в

в России сфере ИКТ. В соответствии с Распоря-

Экономическая и политическая жением Правительства РФ № 316-р в

нестабильность, которая наблюдается России должны бытъ созданы Систе-

в последнее время, диктует необходи- мы непрерывного образования и Сис-

мость перехода на новую стратегию темы массового обучения в сфере

устойчивого развития России в облас- ИКТ. Эти две задачи не просто близ-

ти информационно-коммуникацион- ки, они решаются при следующих

ных технологий (ИКТ). идентичных условиях:

На заседании Совета по развитию а) наличие нескольких тысяч ин-

информационного общества (12.02. терактивных мультимедийных электрон-

2009), которое вел Д.А. Медведев, ных образовательных ресурсов (ЭОР), ко-

было определено, что в результате ре- торые работают в Интернете в он-лай-

ализации Стратегии развития инфор- не;

Преподаватель XX 1 / 200д 1ЕК

б) с учетом географических масштабов России массовость обучения можно обеспечить только на базе технологий дистанционного обучения (ДО);

в) для создания современных ЭОР по программам высшего, среднего и дополнительного профессионального образования (ВПО, СПО и ДПО) необходимо иметь инструментальную компьютерную среду (ИКС).

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

Общие подходы к характеристикам ЭОР

Реализация Стратегии развития информационного общества в России серьезно тормозится, главным образом, из-за отсутствия мультимедийных ЭОР, соответствующих международным стандартам и нормам, а не примитивным гипертекстам. Необходимо сформулировать четкие требования к разрабатываемым ЭОР, учитывая современные тенденции и соответствие мировым стандартам.

Три кита современных ИКТ в образовании — e-Learnmg:

• мультимедиа, обеспечивающее ширину информационного потока и эффективность восприятия учебной информации;

• интерактив, обеспечивающий индивидуализацию обучения и деятельную активность;

• Интернет, обеспечивающий гибкость и доступность во времени и пространстве ДОТ.

Современные ЭОР должны иметь следующие основные характеристики:

• 100% мультимедийность — озвученные видео- и слайд-фильмы и анимацию;

• насыщенную интерактивность, включая модели процессов и явлений;

• многообразие контрольных и тестовых заданий;

• большой объем учебного материала, который, благодаря мультимедиа, легко усваивается;

• возможность работы в Интернете в он-лайне;

• соответствие ЭОР международным стандартам SCORM для работы в LMS.

Общедидактические принципы ЭОР

Как и в традиционном обучении, современные ЭОР базируются на известных дидактических принципах и правилах [5]:

• Наглядность. В педагогической психологии выделяются основные способы обучения или познания окружающего мира: зрение, слух, абстрактное мышление. Зрение и слух являются наиболее информативными и, соответственно, важнейшими и наиболее эффективными при обучении. Именно на использовании этих важнейших моделей восприятия информации построена наглядность обучения, представленная в виде аудио-, фото-, видео- и других видов мультимедийной информации, что активизирует внимание, оживляет восприятие учебного материала.

• Интерактивность. Во время занятий учащийся должен выполнить ряд интерактивных действий: просмотреть и прослушать учебный материал, сделать навигацию по элементам контента, копировать необходимый материал, обратиться к справочной системе, ответить на контрольные вопросы по ходу урока. Все это способствует повышению эффективности сознания и памяти.

• Практическая_ориентированность. По всем разделам и учебным модулям представлен мощный блок учебных модулей практической направленности — практические зада_Преподаватель XX]_

1ЕК

ния, учебные задачи, тестовые вопросы, лабораторные работы, которые становятся универсальным тренингом для учащегося.

• Доступность. Методика изложения материала (от простого к сложному, от понятий к логике, от знаний к компетенции) делает курс доступным для восприятия и позволяет осуществлять обучение как с помощью учителя (или родителя), так и самостоятельно.

• Научность изложения материала. Содержание курса опирается на новейшие представления наук, которые в нем интегрированы, включая ИКТ как базис новых образовательных технологий.

• Последовательность изложения. Логика содержания курса позволяет вести преподавание или самообучение как последовательное, опережающее или повторяющее. Диалоговый интерфейс, система ссылок позволяют инициировать любое обращение к пройденной или последующей учебной информации, а также к любой справочной и энциклопедической информации.

• Модульность и вариативность изложения. Материал разбивается на учебные модули (в основе модулей — темы) и микромодули (в основе микромодулей — понятия). Модульность позволяет выстраивать процесс обучения индивидуально, вариативно или в зависимости от решаемых педагогических задач.

Эор и учебно-методический

комплекс нового поколения

(УМК НП)

Учитывая современный уровень развитости ИКТ(карманные компьютеры; смартфоны; доступность Интернета, включая мобильную Wi-Fi-связь; экономическая необременительность

высокоскоростного неограниченного трафика; огромные объемы памяти всех этих устройств и т.д.), следует говорить не просто об ЭОР, а об учебно-методических комплексах нового поколения (УМК НП), который используется в учебном процессе интегриро-ванно и взаимосвязанно. При этом УМК НП представляет собой электронный образовательный ресурс (ЭОР) в разных программных реализациях (рис. 1):

• DVD-ROM — версия для самостоятельной работы в автономном режиме;

• СЕТЕВАЯ — версия для коллективного обучения в локальной сети вуза;

• SCORM — версия для организации дистанционного обучения в LMS-среде;

• OFF-LINE — версия, когда уроки скачиваются и проигрываются в of-line;

• ON-LINE — версия, когда уроки проигрываются в on-line с удаленного сервера;

• MOBIL — версия для обучения в of-line с помощью КПК или смартфонов;

• ВИДЕО — версия для DVD-про-игрывателей или кабельных телевизионных сетей;

• КНИЖНАЯ — версия — «твердая копия» — конспект лекций.

Дистанционные образовательные технологии

Дистанционное обучение

Под термином «дистанционное обучение» в данной концепции понимается такая организация учебного процесса, которая совмещает очное обучение с самоподготовкой в сети Интернет под контролем тьютора в

Рис. 1. учебно-методический комплект нового поколения

системе LMS [1, 11-13; 4]. Следовательно, учебные программы в данном случае предназначены для самостоятельной работы обучаемого, который отделен от преподавателя в пространстве и во времени. В то же время, преподаватели и обучаемые имеют возможность осуществлять постоянное очное, а также интерактивное педагогическое взаимодействие с помощью средств телекоммуникации.

Характерными чертами дистанционного образования являются:

• Самостоятельность обучения, характеризующаяся такой организацией обучения, при которой обучаемые имеют возможность самостоятельно выбирать время, место и темп обучения, а так же набор изучаемых дисциплин.

1 / 2009-

• Тьюторинг как кардинально новая роль преподавателя (в терминологии ДО — тьютора), который должен не столько учить сам, сколько управлять процессом самообучения, причем как в очной форме, так и в дистанционной.

• Среда ИКТ в качестве опоры на современные средства передачи образовательной информации. При этом только современные средства вычислительной техники и средства телекоммуникации делают процесс взаимодействия обучаемых и тьюторов действительно постоянным и интерактивным.

• Модульность программ обучения, при которой каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области

_Прнппдявятнпь ХИ^

и содержит не только теоретические сведения, но и практические задания и системы диагностики знаний, умений и навыков. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей (в том числе принадлежащих различным разработчикам) формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

Дистанционное обучение можно представить в виде двухуровневой системы. Верхний уровень — система управления учебным процессом — система LMS (Leaming Management System). Нижний уровень — контент (содержание) или мультимедийные интерактивные ЭОР.

Система LMS позволяет управлять всей деятельностью виртуального учебного заведения. В нее включены:

• регистрация слушателей курсов по логину и паролю;

• программа и календарные планы изучения курсов;

• администрирование доступа тьюторов разных уровней;

• программы обучения, объединяющие несколько курсов;

• автоматизация административных операций через WEB-интерфейс;

• разнообразные средства внутрисистемного общения и др.

К сожалению, из-за чрезмерного увлечения концепцией прямого и непосредственного использования телекоммуникационных возможностей Интернета, в противовес содержательным аспектам обучения, большинство вузов перестали уделять внимание необходимости разработки и внедрения ЭОР в свою образовательную деятельность. Предпочтение отдавалось простым в создании тексто-графическим электронным учебни-

кам, эффективность которых в ДО совершенно неприемлема. В результате, практика ДО не дала модернизаци-онного эффекта. Более того, идея ДО была дискредитирована.

Поэтому на вопрос «Есть ли у нас ДО?» необходимо честно ответить, что его пока нет. Его и не может быть в принципе, пока нет фундамента, на котором можно строить современную систему е^еагш^. По нашему мнению, таким фундаментом может быть система мультимедийных ЭОР по учебным дисциплинам всех образовательных уровней. Система ЭОР, или контент, как его принято называть, обязательная, причем определяющая составляющая ДО — без чего обучаться невозможно.

Ннновационный e-Learning 2010 г.

Маргарет Спеленгер — Министр образования США — так определила тенденции в е^еагш^: «Новая парадигма образования в США — вместо аудиторий и классических библиотек — индивидуальная, каждодневная работа в сети преподавателей вузов и студентов».

Характеристики инновационного е^еагш^:

• генерирует новые знания в режиме реального времени;

• полностью ориентирован на обучающегося;

• создается и поддерживается профессиональными сообществами разработчиков LMS и контента для е^еагш^;

• при создании контента привлекаются сообщества авторов-предметников из вузов;

• достигает и мотивирует тех, кто вовлечен в учебный процесс.

Парадигмы e-Learning сегодня и завтра [6]

Прежняя парадигма Новая парадигма — e-Learning

обучение происходит преимущественно в стенах высших учебных заведений соотношение аудиторных занятий и самостоятельной работы с интенсивным применением Эор составляет порядка от 20:80% к 00:1 00%. Переход к смешанному обучению и к on-line

основные источники знаний — книги, учебники и другие печатные материалы, доступные в библиотеках и индивидуально приобретаемые основные источники — централизованно разрабатываемые, доступные через интернет Эор, используемые как в учебной, так и в реальной научной и производственной деятельности и e-Learning. общая тенденция — ежедневное обновление учебных материалов

обучение один раз и на всю жизнь обучение в течение всей жизни (Live Long Learning — LLL)

Инструментально-компьютерная среда для массового производства ЭОР

Проблемы создания мультимедийных ЭОР на промышленной основе

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отсутствие современных мультимедийных ЭОР связано с необходимостью использования сложных мультимедийных технологий — видео, звук, графика и т.д. Такое положение дел с мультимедийными ЭОР есть результат отсутствия технологий для промышленного производства качественных современных мультимедийных ЭОР. Причины кроются, на наш взгляд, в следующих системных ошибках.

• К созданию ЭОР привлекаются вузы или книжные издательства, которые по определению не имеют опыта создания программной продукции. Недооценивается значение профессиональных коллективов, специализи-

рующихся в производстве мультимедийных обучающих программ.

• Разрабатываемые ЭОР ориентированы не на самоподготовку за персональным компьютером, а на использование в вузах или в школах, где парк компьютеров на порядок меньше, чем парк домашних компьютеров.

• Проекты по созданию ЭОР спланированы на несколько лет, что диссонирует с реальностью — фактором динамично обновляющихся программных платформ.

• Не сформулированы требования к современным УМК НП, которые должны работать в первую очередь в он-лайне в WEB-среде.

Время подтвердило бесперспективность концепции создания мультимедийных ЭОР преподавателями с помощью универсальных инструментальных пакетов (Authoware, Tool Book Instructor, HyperMethod, Flat и др.). В основу такой концепции положена разумная, на первый взгляд, идея — иметь универсальный и доступный для владеющих компьютером авторов-предметников программный инструмент для создания мультимедийных учебников по собственному разумению [3; 4].

Однако умение организовать промышленное производство информационного продукта и, в частности, мультимедийных ЭОР, задача нетривиальная — ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработка получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам качества и

т.д. Обеспечить качество и технологичность создания мультимедийных ЭОР в состоянии только коллектив профессионалов, специализирующийся в создании информационного продукта.

Организация взаимодействия с авторскими коллективами при создании ЭОР

При организации работ по массовому производству мультимедийных ЭОР возникают некоторые противоречия. С одной стороны, работы могут выполнять профессионалы е-Изда-тельств, связанные с производством качественной мультимедийной продукции. С другой — содержание разрабатываемых ЭОР может быть задано только теми, кто погружен в учебный процесс, т.е. преподавателями или авторами-предметниками. Эта проблема может быть разрешена, если обе стороны объединят свои усилия. Причем роль лидера должна быть у е-Издательства — разработчика мультимедийных ЭОР.

Организуется временный творческий коллектив, в состав которого входят педагог и приглашенный технический персонал (дизайнер экрана, кино- , фотооператор и т.д.). Организация и курирование работы над учебником остается в ведении е-Издатель-ства — компании, которая должна обеспечить:

• разработку (с постоянной модернизацией) программной оболочки ИКС и ее инструментальных программных компонентов;

• ознакомление преподавателей — авторов учебника с особенностями и возможностями представления знаний в мультимедийном формате;

• обучение преподавателей приемам составления текстового сцена-

рия ЭОР для последующего переноса на языке мультимедиа;

• обучение технического персонала временных творческих коллективов работе с программными инструментами, ноу-хау и всем особенностям технологической карты ведения работ;

• переозвучивание мультимедийных лекций в студийных условиях;

• сборку подготовленных данных в программную оболочку и выходное тестирование разработанных ЭОР в составе УМК НП;

• кураторство работ по производству электронных учебников на всех технологических этапах: от создания сценария и до сборки УМК НП.

В свою очередь преподаватели — авторы учебника должны:

• знать все особенности и требования стандарта на образование;

• уметь создавать исходный текстовый материал, на основе которого должен быть разработан мультимедийный ЭОР;

• иметь доступ к информационным материалам по разрабатываемой учебной теме — плакаты, схемы, таблицы, рисунки, альбомы, фото и видеоматериалы, полигоны (объекты) для киносъемок и др.;

• представить мультимедийный сценарий по разрабатываемому учебнику;

• курировать работу технического персонала при подборе информационных материалов для видеоряда в соответствии с подготовленным сценарием;

• составлять контрольные и тестовые задания по курсу, а также организовывать виртуальные лабораторные работы средствами, предоставляемыми программной оболочкой.

Практические результаты внедрения e-Learning

Издательство «Мультимедиа технологии» (ММТ) является одним из лидеров РФ в области разработки мультимедийных УМК НП. В ММТ их разработано более 200 наименований. Это стало возможным благодаря инструментальному программному комплексу TeachPro_DL, позволяющему создавать мультимедийные интерактивные ЭОР на промышленной основе.

Сайт www.TeachPro.ru — образовательный WEB-сервис в российской сети Интернет, в котором представлены более 150 ЭОР, одновременно обеспечивающие все необходимые требования: 100% мультимедийность, насыщенную интерактивность, многообразие контрольных и тестовых заданий, большой объем учебного материала, который дает возможность работать в он-лайне в Интернете.

Соответствие ЭОР серии TeachPro стандарту SCORM обеспечило их успешное использование на корпоративном рынке в составе разных LMS: e-Lerning-3000, WebSoft, RedClass, Learn_eXact, IBM Learning_Space, Moodle, Прометей и др. Ведущие вузы и многие школы страны используют обучающие программы ММТ в образовательном процессе. Корпоративными клиентами ММТ являются: ЦБ, МЧС, ФСКН, Госкомстат, МИД, Госдума, Мэрия Москвы, Русал, Лукойл, ТНК, РБР...

Действующие прототипы системы ДО на основе ЭОР серии TeachPro доступны для обозрения по адресам:

• в составе LMS «e-Learnmg-3000» на сайте «Института коммуникационных технологий»:http://www.dopprof. ru;

• в составе LMS «Прометей» на сайте концерна «РусАл» (www.rusal.ru);

• в составе LMS «Moodle» на сайте

мирового лидера e-Learning — IntWay

Co.: http://www.intwayacademy.com/

school/school.php?school =111.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аветисян Д.Д., Тихомиров В.П, Хороши-лов А.В. Дистанционное обучение русскому языку // Дистанционное образование. — 1998. — № 2. — С. 11-13.

2. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. — М.: Филин, 2003. — 616 с.

3. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). — М.: Изд-во МПСУ, 2002. — 352 с.

4. Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. —М.: Издательский сервис, 2004. — 320 с.

5. Подласый И.П. Педагогика: В 2 кн. — М.: Владос, 2001.

6. Тихомиров В.П. Пленарный доклад на Международной конференции по e-Learning // Международная Ассоциация Открытого Образования. — М., 2009.

Наиболее значимые российские сайты, анонсирующие ДО:

• Федеральный центр ФЦИОР — http:// fcior.edu.ru/;

• Единое окно доступа к ЭОР — http:// window.edu.ru/;

• Единая Коллекция ЦОР — http:// school-collection.edu.ru /;

• INTUIT Интернет-университет — http://www.intuit.ru/;

• Сайт он-лайн обучения в Интернете — www.TeachPro.ru |

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.