Научная статья на тему 'Анализ перспектив развития информационно-коммуникационных технологий обучения студентов высших учебных заведений'

Анализ перспектив развития информационно-коммуникационных технологий обучения студентов высших учебных заведений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2225
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / STEM-ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫСШАЯ ШКОЛА / ПЕРСПЕКТИВЫ / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / STEM-EDUCATION / HIGH SCHOOL / PERSPECTIVE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Воронкин Алексей Сергеевич

В статье на основе широкого круга источников и материалов предпринята попытка обобщающего исследования перспектив развития информационно-коммуникационных технологий обучения студентов вузов. Представлены результаты исследования таких вопросов, как облачные вычисления, онлайн коммуникации, 3D-миры, устройства 3D-печати и сканирования, мобильные устройства. Приведены некоторые статистические данные, полученные из официальных источников. Анализ авторитетных научных источников показал, что перспективы развития информационно-коммуникационных технологий рассматриваются в следующих обобщенных контекстах психолого-педагогическом (психолого-педагогическая концепция), программно-аппаратном (технологии организации и систематизации контента, технологии доставки учебного контента, технологии искусственного интеллекта, программная поддержка обучения, технические средства поддержки обучения, технологии, основанные на новых физических методах), методологическом (подходы, методы обучения), организационном (форма обучения, тип обучения, сроки реализации программ обучения). Материалы статьи могут представлять интерес для разработки стратегических направлений педагогических исследований, при обосновании приоритетов в научной и образовательной политике, реформировании учебно-воспитательного процесса высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is based on a large scope of sources and materials and attempts to generalize the studies of the development perspectives of information and communication educational technologies of the students at higher educational establishments. The paper presents the research of cloud computing, on-line communication, 3D-worlds, 3D-printing and scanning devices, and mobile devices. The statistic data from the official sources have been stated. The analysis of the reliable sources showed that the perspectives of information and communication technologies have been studied in the following generalized contexts: psychological and pedagogical (psychological and pedagogical concept), software and hardware (technology of context organization and delivery, learning content delivery, technologies of artificial intellect, supporting software, technical supporting instruments, technologies based on new physical methods), methodological (learning approaches and methods), organizational (mode of study, type of study, realization terms of learning programs). The content of the article may be important for the development of strategic directions of pedagogical research, for the priorities grounding in the scientific and educational policies, and for the learning and educational processes reforming in higher education.

Текст научной работы на тему «Анализ перспектив развития информационно-коммуникационных технологий обучения студентов высших учебных заведений»

Анализ перспектив развития информационно-коммуникационных технологий обучения студентов высших учебных заведений

Воронкин Алексей Сергеевич аспирант кафедры физико-технических систем и информатики Луганский национальный университет имени Тараса Шевченко Украина, пл. Гоголя, 1, г. Старобельск, 92703 +38(06461) 22670 [email protected]

Аннотация

В статье на основе широкого круга источников и материалов предпринята попытка обобщающего исследования перспектив развития информационно-коммуникационных технологий обучения студентов вузов. Представлены результаты исследования таких вопросов, как облачные вычисления, онлайн коммуникации, 3Б-миры, устройства 3Б-печати и сканирования, мобильные устройства. Приведены некоторые статистические данные, полученные из официальных источников. Анализ авторитетных научных источников показал, что перспективы развития информационно-коммуникационных технологий рассматриваются в следующих обобщенных контекстах -психолого-педагогическом (психолого-педагогическая концепция), программно-аппаратном (технологии организации и систематизации контента, технологии доставки учебного контента, технологии искусственного интеллекта, программная поддержка обучения, технические средства поддержки обучения, технологии, основанные на новых физических методах), методологическом (подходы, методы обучения), организационном (форма обучения, тип обучения, сроки реализации программ обучения). Материалы статьи могут представлять интерес для разработки стратегических направлений педагогических исследований, при обосновании приоритетов в научной и образовательной политике, реформировании учебно-воспитательного процесса высшей школы.

The article is based on a large scope of sources and materials and attempts to generalize the studies of the development perspectives of information and communication educational technologies of the students at higher educational establishments. The paper presents the research of cloud computing, on-line communication, 3D-worlds, 3D-printing and scanning devices, and mobile devices. The statistic data from the official sources have been stated. The analysis of the reliable sources showed that the perspectives of information and communication technologies have been studied in the following generalized contexts: psychological and pedagogical (psychological and pedagogical concept), software and hardware (technology of context organization and delivery, learning content delivery, technologies of artificial intellect, supporting software, technical supporting instruments, technologies based on new physical methods), methodological (learning approaches and methods), organizational (mode of study, type of study, realization terms of learning programs). The content of the article may be important for the development of strategic directions of pedagogical research, for the priorities grounding in the scientific and educational policies, and for the learning and educational processes reforming in higher education.

Ключевые слова

информационно-коммуникационная технология; STEM-образование; высшая школа; перспективы

information and communication technology; STEM-education; high school; perspective

Введение

Неоспоримым фактом является то, что уровень развития современного общества определяется его интеллектуальным потенциалом, способностью усваивать и качественно использовать новые знания, быстро осваивать новые технологии, новую технику. При этом естественным базисом современного общества является, прежде всего, образование. Образование - это процесс и последствия усвоения систематизированных знаний, умений и навыков, необходимых для практической деятельности. Это необходимое условие подготовки к жизни и труду, основное средство приобщения к культуре. Образование выступает определяющим фактором политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества, способствует воспроизведению и наращиванию интеллектуального, духовного и экономического потенциала общества. В современных развитых странах мира система образования рассматривается как важная составляющая, которая гарантирует процветание, национальную безопасность и будущее страны.

Глобализация высшего образования диктует необходимость внедрения инноваций в сферу знаний. Со второй половины ХХ века практически все страны проводят различные по содержанию и масштабам реформы национальных систем высшего образования, вкладывая в это огромные средства. Развитие сети Интернет послужило основной инновацией, непрерывно меняющей взгляды на формы, методы и содержание обучения в условиях массовости, непрерывности, открытости и мобильности. Актуальными становятся идеи по реализации горизонтально-ориентированной педагогики в условиях сетевого взаимодействия субъектов учебного процесса. В то же время в практике обучения студентов отсутствует единый подход в организации технологии обучения, реализуется множество разнообразных форм, методов, моделей учебного процесса.

Исследованию перспектив развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в высшем образовании посвящены труды многих отечественных и зарубежных исследователей, среди которых С. Адкинс [1; 2], В. Быков [3; 4], В. Гриценко [5], Л. Зайцева [6], В. Красильникова [7], А. Кукульска-Хьюм [8], П. Лукша [9], А. Манако [10], Б. Мишнев [11], И. Розина [12], В. Тихомиров [1з], теоретический анализ которых позволяет выявить различные подходы в исследовании этой проблемы. Ученые акцентируют внимание на различных аспектах ИКТ - расширении возможностей устройств и технологий, веб-платформ, веб-онтологий, образовательных Интернет-ресурсов, педагогических программных средств, форм организации образовательного процесса и др. Таким образом, на сегодняшний день вопрос формирования перспективных направлений в развитии ИКТ не исчерпан - единой системной позиции по нему не развито. В связи с этим, очевидно противоречие между необходимостью осмысления совокупности факторов перспективного характера, влияющих на дальнейшее развитие ИКТ в обучении студентов и отсутствием работ, в которых был бы представлен глубокий системный анализ этих процессов.

Результаты исследования

Аналитический отчет "Высшее образование", подготовленный группой экспертов международного фонда New media consortium и ассоциации разработчиков информационных технологий в образовании Educause, отражает некоторые общие перспективы развития ИКТ [14]. Так, к краткосрочным перспективам (1-2 года) авторы отчета отнесли укрепление позиций смешанного обучения и перепланировку учебного пространства (преобразование пространств учебных заведений в места для индивидуального обучения, где удобно работать со своими мобильными устройствами). Среднесрочными перспективами (3-5 лет) названы ориентация на открытые образовательные ресурсы и изменение роли оценивания успешности (смещение внимания с итоговых оценок на промежуточные результаты, которые являются более важными для планирования стратегии обучения). К долгосрочным перспективам (5 лет и более) исследователи отнесли расширение сотрудничества между вузами и изменение культуры инноваций (постоянное совершенствование технологий обучения с целью повышения конкурентоспособности).

Эксперты исследовательской компании Ambient Insight [1], анализируя мировой рынок продуктов и услуг ИКТ, прогнозируют повышение внимания студентов и преподавателей к использованию: а) социальных сетей (СС); б) SaaS-приложений; в) мобильного обучения. По данным компании, объем мирового рынка мобильной продукции и услуг обучения в 2014 г. достиг 8,4 млрд. долларов. Как ожидается, в 2019 г. он достигнет 14,5 млрд. долларов [2]. Мобильные приложения с учебным контентом на сегодняшний день занимают второе место по количеству загрузок в iTunes [15]. Исходя из этого исследователи прогнозируют массовый потребительский спрос на мобильный образовательный контент, масштабное использование портативных smart-устройств на потребительском и академическом уровне. А. Кукульска-Хьюм [8] считает, что все шире будут распространяться активные подходы, например, краудсорсинг, при котором, благодаря большому числу пользователей мобильных устройств, станет возможным собирать и визуализировать глобальные данные.

Не остаются без внимания вопросы развития типов обучения в ИКТ-насыщенной среде. В. Красильникова [7] акцентирует внимание на широких возможностях системы дополнительного образования, стимулировании развития нетрадиционных подходов к обучению путем создания конкуренции традиционным государственным вузам. Т. Грам [16], исследуя доли формального и неформального обучения по видам деятельности, делает вывод, что при выполнении повседневных рутинных работ доля неформального обучения минимальная и возрастает при деятельности, связанной с решением задач творческого - вариативного характера (рис. 1).

Рутинная Техническая Ремесленная Знаниевая

Стандартные работа работа работа работа

задания

Творческие задания

Формальное обучение

Явные знания

Неформальное обучение

Неявные знания

Рис. 1. Типы обучения по видам деятельности

Согласно определению Европейского центра по развитию профессионального образования формальное обучение - это структурированное (с точки зрения целей, времени и ресурсов) обучение, которое предоставляется

учебным заведением и заканчивается сертификацией или выдачей диплома [17, с. 99]. С точки зрения ученика такое обучение является преднамеренным.

Неформальное обучение - происходит часто вне специального образовательного пространства, в котором четко определены цели, методы и результат обучения, в образовательных учреждениях или общественных организациях, клубах и кружках, во время индивидуальных занятий с репетитором или тренером. Учащиеся вовлекаются в процесс неформального обучения на добровольной основе, но сам процесс является спланированным.

Информальное обучение - это ежедневное обучение, связанное с работой, семьей или отдыхом, не организованное и не структурированное с точки зрения целей или времени [17, с. 111]. В большинстве случаев является непреднамеренным с точки зрения ученика и не заканчивается сертификацией.

Социальное обучение - получение знаний внутри социальной группы или процесс, в котором люди наблюдают за поведением других людей и его последствиями, и соответствующим образом меняют свое поведение [18]. Такое обучение базируется на социальной теории обучения А. Бандуры.

В. Кухаренко [19] рассматривает дистанционное обучение как социальное, в котором присутствуют как формальная, так и неформальная составляющие. Ученый считает, что доля неформального обучения превышает формальное, поэтому делает вывод, что приоритетной задачей является поиск оптимальных путей планирования и управления неформальным обучением.

Рассматривая перспективы компьютерного обучения, В. Гриценко акцентирует внимание на таких факторах как: достижение баланса между возможностями информатики и дидактики; ориентация на открытость, доступность, непрерывность и массовость в использовании ИКТ; формирование системы стандартов; достижение информационной грамотности преподавателей и студентов [5]. Конечной целью многих педагогических инноваций является содействие переходу от передачи знаний к формированию умений и навыков самостоятельно приобретать знания.

Успешность решения этой задачи во многом зависит от способа использования ИКТ в учебном процессе, возможностей программного обеспечения. Поэтому актуальным остается вопрос ИКТ-компетенции как важной составляющей профессионализма будущего специалиста. По мнению С. Сейдаметовой вузы должны с самого начала обучения (в дисциплинах первых и вторых курсов) учить студентов способам и приемам "компьютерного мышления" [20, с. 66]. Этот термин был впервые использован профессором университета Карнеги Дж. Винг в 2006 г. [21]. Исследовательница считает, что концепция компьютерного мышления должна опираться на фундаментальные, универсальные способности и навыки для всех, в связи с чем востребованными будут педагогические кадры, способные реализовывать возможности ИКТ в своей профессиональной деятельности и готовые к постоянному совершенствованию своего профессионального уровня. Таким образом, актуальна реализация комплексной, многопрофильной и междисциплинарной подготовки будущих педагогических кадров [22], что особенно актуально в условиях развития концепции STEM-образования (Science - наука (в первую очередь подразумеваются естественные науки), Technology - технология, Engineering - инженерия (иногда трактуется как техническое творчество), Mathematics - математика.

Согласно результатам исследования, проведенного Европейской комиссией, и предусматривающего определение новых способов получения образования и повышения квалификации в Европе в 2020-2030 гг., эксперты сформулировали следующие выводы [23]: открытое обучение через Интернет станет традиционной формой получения образования; мобильные устройства будут рассматриваться как основные инструменты для организации обучения; бумажные издания будут

вытеснены электронным мультимедийным контентом; многопользовательские виртуальные 3D-миры сделают ненужным физическое посещение вузов; открытые образовательные ресурсы будут широко применяться всеми субъектами образовательного процесса; системы и услуги будут проектироваться с целью обеспечения группового взаимного обучения; виртуальная мобильность разрушит барьеры между национальными системами образования.

Вследствие непрерывного многолетнего улучшения технологического процесса изготовления интегральных схем и процессоров, размеры отдельных полупроводниковых элементов начали приближаться к атомарным. Таким образом, темпы развития полупроводниковой технологии, описываемые известным законом Г. Мура (повышение быстродействия, рост объемов памяти вычислительных систем), будут продолжаться еще несколько лет [24]. Однако тенденции, описываемые этим законом, могут продолжиться и после - вместе с широким внедрением новых технологий, например биотехнологий (принцип действия основан на новых алгоритмах, основанных на органических способах обработки информации) [25]; нанотехнологий (формирование вычислительных систем без использования фототехнических процессов, существенное уменьшение технологической базы ИКТ); квантовых систем (квантовые компьютеры, спиновая память) и др. Существует мнение, что в ближайшие 10-15 лет будет формироваться платформа будущего знаниевого общества, основой которой станут NBIC-технологии (конвергенция нано-, био-, информационных, когнитивных технологий), облачные вычисления и мобильные приложения. По мнению И. Матюшенко и И. Бунтова развитие NBIC-технологий поспособствует расцвету молекулярного производства [26]. В то же время Д. Кучеренко [27, с. 11] к наиболее вероятным ключевым факторам нового технологического уклада относит биотехнологии, системы искусственного интеллекта и глобальные информационные сети.

Еще одним важным аспектом, на котором фокусируют внимание ученые, является совершенствование методов поиска учебной информации. С непрерывным увеличением объема, динамичности и распределенности учебного контента в сети простые способы поиска перестают удовлетворять учащихся - количество найденных материалов зачастую значительно превосходит то число, которое человек способен результативно обработать. Так, в 2010 г. поисковая система Google охватывала примерно 1,2 зеттабайт цифровых данных, а в 2011 г. этот объем вырос до 1,8 зеттабайт [28]. Согласно прогнозам, к 2020 г. в мире будет насчитываться более 50 млрд. подключенных к Интернету устройств, которые будут генерировать невероятные объемы данных [29; 30]. Попытки решить эту проблему развиваются в двух направлениях. Первое связано с привлечением куратора контента -специалиста, занимающегося сбором, обработкой и систематизацией учебного материала по соответствующей тематике из большого количества информационных источников (что особенно важно в организации массовых открытых дистанционных курсов MOOCs - massive open online courses). Второе ориентировано на разработку новых моделей распределенного поиска для категоризации учащихся, формализацию их стереотипных запросов и адаптацию способов представления найденных материалов в соответствии с пожеланиями учащегося. Для обозначения влияния семантической веб-технологии на образовательный процесс исследователи Т. Андерсон и Д. Вайтлок ввели понятие "учебный семантический веб" (от англ. еducational semantic web) [31].

За последние десятилетия было создано множество различных программных платформ, учебных веб-приложений и электронных средств учебного назначения. И. Роберт [32] обосновывает педагогическую целесообразность и приоритетность разработки экспертных обучающих систем, учебных баз данных (знаний), систем виртуальной реальности и мультимедиа. Однако исследователи и сегодня обращают внимание на недостаточное использование разработчиками педагогических,

психологических и методических принципов [33]. Именно поэтому такие средства могут вызывать высокое напряжение, влиять на здоровье (переадаптация зрения) и др. Состояние когнитивной перегрузки может приводить к разочарованию и потере уверенности в собственных силах. Ряд исследователей обращают внимание на дидактическую неэффективность большинства электронных средств учебного назначения. Таким образом, актуализируется вопрос касательно учета негативных последствий использования средств ИКТ в обучении.

Анализ реальной практики позволяет констатировать высокую популярность вебинар ориентированных платформ (от англ. "web-based seminar" - онлайн-семинар). Программы для проведения вебинаров сегодня бурно развиваются: это и коробочные решения (заказчик размещает программную платформу на собственном сервисе и самостоятельно управляет ей), и веб-приложения, реализуемые в форме SaaS. В то же время Н. Морзе указывает на низкое качество организации современных вебинаров [34].

Анализируя имеющиеся программные средства для организации сетевого обучения многие исследователи фокусируют внимание на системах LMS (Learning Management System) и LCMS (Learning Content Management System). Именно они соответствуют существующим мировым образовательным стандартам и спецификациям (в том числе UDL - от англ. Universal Design for Learning), что позволяет импортировать и экспортировать контент, создаваемый в различных программных системах. Заметим, что системы LMS используются для разработки, управления и распространения учебных материалов с обеспечением совместного доступа. LCMS предназначены в первую очередь для разработки учебного контента и предлагают авторам курса соответствующий инструментарий. Многие отечественные вузы используют LMS с открытым кодом в связи с недостаточностью средств и отсутствием квалифицированных кадров. В таком случае возникают определенные ограничения, например, усложненность интеграции приложений и инструментов, ограниченность технических настроек для конечных пользователей. Согласно исследованию аналитической компании Markets and Markets (Индия) [35] интенсивность использования LMS в развитых странах (США, Великобритания) будет уменьшаться, однако мировой рынок LMS / LCMS в целом вырастет с 4,07 млрд. долларов в 2015 г. до 11,34 млрд. долларов в 2020 г. По мнению С. Махова [36, с. 115] в долгосрочной перспективе рынок программных сред для организации сетевого обучения начнет смещаться в сторону TMS (от англ. talent management system - система управления талантами). TMS - это интегрированный пакет программного обеспечения, который предоставляет автоматизированные инструменты для решения задач по следующим направлениям: рекрутмент, управление эффективностью, обучение и развитие [37].

В качестве одной из наиболее перспективных сфер в индустрии программного обеспечения отдельные ученые выделяют виртуальные 3D-миры. Трехмерные миры возникли как одно из приложений индустрии компьютерных игр, но со временем стали использоваться в различных сферах, в том числе и образовании [38]. В 3D-мирах учебная аудитория выглядит как обычная реальная аудитория, преподаватели и студенты присутствуют на занятиях в виде трехмерных персонажей - аватаров. Использование трехмерной графики, принципов игровой механики позволяет вовлекать учащихся в учебный процесс, повышать мотивацию и активизировать обучение. Для отображения этого явления применяется термин "геймификация" (от англ. gamification - активная учебная деятельность с элементами игры). Это объясняется тем, что в любой игре заложены представления о желательном и нежелательном поведении (оценивание происходит с начислением баллов для отображения состояния игрока, а также путем самооценивания), механизмы формирования навыков и самосовершенствования. Аналитики прогнозируют, что геймификация получит широкое распространение в обучении в

ближайшие годы [39]. Виртуальные миры используют для проведения онлайн-конференций, лекций, семинаров, тренингов, образовательных игр [40]. Наиболее известны из них: vAcademia, Second Life, Active Worlds и Kanev. Н. Тапсис, К. Тсолакидис и С. Витсалаки, рассматривая последствия использования Second Life как среды обучения [41], обосновывают, что 3D-миры способствуют большему взаимодействию студентов в обучении и их совместной работе при дистанционном и смешанном обучении. Еще одним инновационным направлением является интеграция виртуальных миров и реальных объектов. В качестве примера следует привести разработку Массачусетского технологического института G-speak (платформа предоставляет возможность коллективной работы с использованием жестовых интерфейсов).

В последние годы образовательные возможности социальных сетей (СС) также привлекают значительное внимание студенческой аудитории и преподавателей. В СС и службы совместного использования контента непрерывно интегрируются мультимедийные приложения, что уже получило название социального мультимедиа. Анализ современных отечественных и зарубежных исследований указывает на то, что мысли о роли использования СС в образовании чрезвычайно разнообразны. Некоторые исследования указывают на отрицательное влияние СС, поэтому во многих отечественных вузах их отказываются использовать. Другие исследователи изучают положительные аспекты взаимодействия студентов и преподавателей с помощью этих сред. Заметим, что в 2010 г. Лондонская школа бизнеса и финансов стала инициатором введения дистанционного обучения с помощью сети Facebook. Для этого специалистами школы было разработано специальное приложение для организации учебной среды LSBF Global MBA.

Анализируя опыт [42-44] использования СС в образовании, можно выделить следующие психологические, социальные и педагогические аргументы в пользу их применения: а) удовлетворение потребностей в событиях, достижениях, признании; б) комфортная и привычная среда для учащегося; в) постоянное взаимодействие и доступность участников процесса обучения; г) возможность групповой работы (студенты могут привлекать своих друзей в СС для решения учебных задач);

д) совместное создание студентами и преподавателями учебного контента;

е) разнообразие форм коммуникации (вики-страницы, форумы, опросы, голосования, комментарии, отправка персональных сообщений, наличие стены, чата и т.д.); ж) как правило, возможность проведения видеоконсультаций; з) возможность распространять ссылки на учебно-методическую литературу, научные статьи, обсуждать организационные вопросы; и) широкие демонстрационные возможности (видео-эксперименты, лекции, научно-популярные выступления известных ученых); й) LMS и другие платформы дистанционного обучения студенты посещают только в случае необходимости, СС просматривают несколько раз в день; к) благодаря СС преподаватели в плане коммуникации становятся более доступными для студентов; л) использование СС преподавателями для решения профессиональных задач.

Таким образом, СС имеют колоссальный потенциал в организации коллективной работы распределенной группы, позволяют выстраивать экспертную сеть, закладывая тем самым основы долгосрочной проектной деятельности. В. Качан и В. Гриценко также указывают на то, что СС является мощным инструментом с уникальными особенностями и возможностями [45]. В то же время исследователи отмечают, что современное образование медленно реагирует на потребности студентов касательно интеграции их учебной деятельности с современными социальными коммуникациями, поэтому образовательный потенциал СС и сообществ в настоящее время остается не реализованным в полной мере. Следует отметить, что с 2013 г. в университете Ангальта (Германия) реализуется магистерская программа "Онлайн-коммуникации".

Анализ публикаций позволяет выявить еще один тип средств, на перспективность которого обращают внимание ряд исследователей - это средства организации лабораторных работ (виртуальных, цифровых и удаленных).

Под виртуальной лабораторией (ВЛ) мы понимаем виртуальную программную среду, в которой организована возможность исследования моделей объектов и их совокупностей, заданных с определенной долей детализации относительно реальных объектов, в рамках определенной предметной области [46]. Низкую интенсивность использования ВЛ в учебном процессе отечественных вузов А. Трухин объясняет [47]: а) высокой стоимостью ВЛ, разработанных профессиональными программистами совместно со специалистами предметной области; б) моделированием очень узкого класса явлений в ВЛ, разработанных не профессионалами.

Под цифровой лабораторией (ЦЛ) мы понимаем комплект оборудования (набор датчиков и вычислительное устройство для сбора, обработки и отображения данных) и программного обеспечения для проведения демонстрационного и лабораторного эксперимента [48]. Примерами ЦЛ является NOVA (производитель -Fourier Systems) и Cobra (производитель - PHYWE). Низкая интенсивность использования ЦЛ в учебном процессе вузов также объясняется их высокой стоимостью.

Под удаленной лабораторией понимают лабораторное оборудование с удаленным доступом. Удаленная лаборатория включает реальную лабораторию, программно-аппаратное обеспечение для управления лабораторным оборудованием и оцифровки полученных данных, а также средства коммуникации [49]. Теоретические и практические исследования по применению удаленных лабораторий в учебном процессе начали проводиться со второй половины 1990-х гг. Однако к началу второго десятилетия XXI века, как отмечается в публикации [50], только 20% от всех работающих лабораторий удаленного доступа были бесплатными, доступ к другим предлагался исключительно на коммерческой основе.

Отдельные исследователи, анализируя состояние современного авторского законодательства, указывают на отсутствие системного подхода к регулированию авторско-правовых отношений в информационном пространстве. В связи с чем акцентируют внимание на необходимости формирования компетентностей в сфере соблюдения авторских прав научно-педагогическими работниками, а также внедрения системного изучения элементов права интеллектуальной собственности в условиях массового использования ИКТ [51]. В то же время страны ЕС, Япония, Китай, Индия определяют своим приоритетом развитие свободного и открытого программного обеспечения в сфере образования. Рост открытых образовательных ресурсов указывает на то, что большая часть преподавателей желает распространять свой опыт и знания без финансового вознаграждения [52].

Следующим динамично развивающимся направлением являются технологии облачных вычислений. По мнению исследователя Д. Эванса в 2020 г. треть всех данных будет храниться в облачных вычислительных средах или передаваться через них [53]. В развитых странах в ближайшие 5-7 лет для облачных веб-приложений планируется создание гипермасштабируемых центров обработки данных [54, с. 17]. М. Шишкина [55; 56] делает вывод, что облачные технологии образуют основу для построения модернизированной высокотехнологичной учебной среды, что поспособствует повышению уровня фундаментализации ИКТ в обучении, улучшению качества образования, развитию ИКТ компетенций студентов и преподавателей. По мнению многих исследователей, обеспечение фундаментализации обучения ИКТ будет достигаться не только путем массового внедрения отдельных программных продуктов, но и благодаря созданию распределенной среды, а также решений, направленных на интеграцию и объединение, кросс-платформенное распространение, поддержку сетевых

распределенных структур и сервисов. Фундаментализация должна способствовать результативности образования, которая отдельными учеными представляется как структурная цепочка "грамотность - образованность - профессиональная компетентность - культура - менталитет" [57, c. 30]. Фундаментализация обучения происходит не только за счет фундаментализации содержания обучения, но и за счет фундаментализации средств обучения путем предоставления им свойств мобильности. Реализация этого направления тесно связана с технологиями облачных вычислений. В то же время требуют координации и унификации стандарты учебных материалов, разработанные различными организациями (IEEE, IMS, ISO / IEC JTC1 SC36 и другими). Необходимы новые подходы в оценивании качества подготовки специалистов.

A. Журкин [58] обращает внимание на перспективность взаимной интеграции образовательных технологий, ИКТ, технологий визуализации, полисенсорного представления учебного материала, основ искусственного интеллекта в условиях адаптивного интерактивного взаимодействия пользователя с системой и формирование на этой многокомпонентной основе нового класса обучающих систем.

Внимание исследователей сосредотачивается на рассмотрении различных проблем, сопровождающих разработку интеллектуальных обучающих систем [59], средств проектирования интеллектуальных обучающих систем [60; 61; 62; 63; 64; 65; 66].

Эксперты американского Национального совета разведки в отчете, посвященном перспективам развития ИКТ [67], обращают внимание на концепцию "Интернет вещей" IoT (от англ. Internet of Things) - концепцию инфокоммуникационной сети, в которой физические и виртуальные объекты взаимосвязаны и взаимодействуют при минимальном человеческом вмешательстве [68]. Действительно, появление протокола IPv6 позволило назначать IP-адреса огромному числу объектов (~1036) [69] - почти всему, что нас окружает. Л. Черняк считает, что на фоне распространения облачных вычислений, беспроводных сетей и технологий межмашинного взаимодействия это послужит первым шагом к построению интеллектуальной окружающей среды [70; 71].

B. Абакумов [72] и некоторые другие исследователи [73] указывают на перспективность внедрения новых способов обеспечения интерфейса человек-машина с использованием естественных для человека способов общения. В аналитическом отчете [74, c. 14] перспективными интерфейсами названы: а) динамические - отслеживают действия пользователя на предмет выбора наиболее оптимального момента для прерывания этих действий или для того, чтобы выбрать наиболее приемлемый формат представления данных; б) интеллектуальные интерфейсы, целью которых является повышение эффективности процедур сбора и отображения данных (системы распознавания голоса и жестов, обработка информации, получаемой от ученика, с учетом его семантики); в) бескомандные -основываются на способности системы воспринимать характер деятельности и предусматривать наиболее вероятные действия учащегося.

Во время проведения конструирования, моделирования, репродуцирования различных объектов интерес представляют средства 3Б-печати и сканирования. Образовательная сфера использования таких средств является самой разнообразной -архитектура, биология, география, археология, изобразительное искусство, инженерия, физика, машиностроение, история, медицина и т. По мнению аналитиков, уже через 5 лет 3Б-принтеры получат широкое распространение в сфере образования [75]. А. Ковалев, Н. Польшакова и О. Шалимова [76] обращают внимание на перспективность аппаратно-программных систем отображения двумерных динамических объектов в режиме реального времени (голографические, лантикулярные методы). В отличие от классических стереоскопических методов,

требующих использования специальных очков, проекты такого рода откроют принципиально новые возможности для обучения в совместном 3D-пространстве.

П. Лукша и Д. Песков [9, с. 10], рассматривая влияния ИКТ на дальнейшее развитие системы высшего образования, прогнозируют, что: а) обучение станет высокостратифицированным и будет определяться возможностями доступа (в т.ч. стоимостью этого доступа) к уникальным носителям компетенций; б) массовые знания и навыки будут передаваться в первую очередь за счет автоматизированных решений (в ближней перспективе - смешанное обучение, в дальней -автоматизированные системы-наставники) в) традиционное очное обучение будет носить "премиальный" характер - и в большинстве случаев будет организовываться в виде коротких интенсивных сессий (содержание этого учения будет сосредотачиваться не на передаче общедоступной информации и отработке рутинных упражнений, а на выработке сложных надпредметных компетенций, связанных с творческим мышлением) г) произойдет переход от централизованной системы оценивания к децентрализованной (все оценивают всех) д) оцениваться будут не только результаты обучения, но и ход процесса обучения, в т.ч. по объективным психофизиологическим параметрам (с помощью нейроинтерфейсов и биомониторов в реальном времени); е) получат развитие инструменты для определения индивидуального стиля обучения, темпа работы над задачами.

В течение 2,5 лет участники исследования "Форсайт компетенций 2030" проводили системный анализ технологических, экономических и социальных изменений и проектировали отраслевые "карты будущего" [77]. На основе этого исследования в 2014 г. был разработан "Атлас новых профессий", насчитывающий 140 новых профессий в 19 отраслях, в том числе в образовании. Среди новых профессий: разработчик образовательных траекторий, организатор проектного обучения, координатор учебной онлайн платформы, тьютор [78]. По мнению разработчиков "Атласа профессий", необходимым условием успешной работы специалиста, независимо от отраслевой принадлежности являются общие навыки и компетенции (системное мышление, межотраслевая коммуникация, знание нескольких языков и различных типов культур, навыки управления проектами и людьми от локальных групп к сообществам, умение работать в постоянно меняющихся условиях и др.). Существует мнение, что дипломы о высшем образовании государственного образца будут вытеснены "паспортами компетенций" [79]. Уже сегодня некоторые западные вузы переходят к практике зачетов учебных дисциплин, сданных в MOOCs. Например, во Фрейбургском университете (Германия) работает программа по перезачету курсов Coursera в качестве внутренних экзаменов [80].

В отчете Института перспективных технологических исследований (Испания) Объединенного исследовательского центра Европейской комиссии, посвященном перспективам развития образования в Европе до 2020 года [81], выделенные прогностичные тенденции, разделены на условные уровни: макро-, мезо и микро. К тенденциям макроуровня авторы исследования отнесли возникновение новых умений и компетенций (появление новых профессий и специальностей); демографические изменения (персонификация обучения) и глобализация (гибкость трудовых ресурсов, потребность в новых компетенциях). К тенденциям мезоуровня исследователи отнесли повышение популярности неформального обучения (вследствие уменьшения эффективности системы формального обучения); масштабное реформирование всех уровней образовательной системы и повышение спроса на новые формы обучения. К тенденциям микроуровня авторы отнесли распространение учебного контента, адаптированного для представителей разных поколений; рост числа представителей поколения Y (поколение родившихся после 1981 г.) в составе трудовых ресурсов; неравномерное использование технологий в обучении представителей разных поколений.

Заключение

Современное состояние ИКТ способствует развитию открытого образования, важным элементом которого является возможность выбора средств, места и времени обучения, типа коммуникаций в соответствии с потребностями.

Анализ научной литературы показывает, что в многочисленных работах отечественных и зарубежных авторов исследуются различные аспекты ИКТ обучения. Исследователи, рассматривая перспективы развития ИКТ в обучении студентов, определяют их в следующих контекстах - психолого-педагогическом (психолого-педагогическая концепция), программно-аппаратном (технологии организации и систематизации контента, технологии доставки учебного контента, технологии искусственного интеллекта, программная поддержка обучения, технические средства поддержки обучения, технологии, основанные на новых физических методах), методологическом (подходы, методы обучения), организационном (форма обучения, тип обучения, сроки реализации программ обучения). Данные аспекты охватывают несколько областей знаний - техническую, педагогическую, психологическую, что указывает на междисциплинарный характер развития ИКТ обучения. Некоторые исследователи обосновывают необходимость стандартизации систем компетенций и квалификаций. Однако разработка стандартов в этой области является сложной задачей, что, прежде всего, обусловлено междисциплинарным и конвергенционным характером развития ИКТ.

Литература

1. Adkins S. S. The worldwide market for self-paced eLearning products and services: 2011-2016 forecast and analysis [Электронный ресурс] / Sam S. Adkins. - USA : Ambient Insight, 2013. - 27 p. - URL:

http://www.ambientinsight.com/Resources/Documents/AmbientInsight-2011-2016-Worldwide-Self-paced-eLearning-Market-Standard-Overview.pdf (дата обращения 29.11.15).

2. Adkins S. S. The 2014-2019 worldwide mobile learning market [Электронный ресурс] / Sam S. Adkins. - USA : Ambient Insight, 2015. - 17 p. - URL: http://www.ambientinsight.com/Resources/Documents/ AmbientInsight-2014-2019-Worldwide-Mobile-Learning-Market-Executive-Overview.pdf (дата обращения 29.11.15)

3. Биков В. Ю. 1нновацшш шструменти та перспективш напрями шформатизаци освгга / В. Ю. Биков // 1нформацшно-комушкацшш технологи в сучаснш освт: досввд, проблеми, перспективи : зб. наук. пр. третьо! мiжнар. наук.-практ. конф. (TbBiB, 12-14 листоп. 2012 р.). - Л. : ЛДУ БЖД, 2012. - Ч. 1. - С. 14-26.

4. Биков В. Ю. Технологи хмарних обчислень, 1КТ-аутсорсшг та новi функци 1КТ-пвдроздшв навчальних закладiв i наукових установ / В. Ю. Биков // 1нформацшш технологи в освт : зб. наук. праць. - Херсон : Вид-во ХДУ, 2011. - Вип. 10. - С. 8-23.

5. Гриценко В. И. Перспективы компьютерного обучения / В. И. Гриценко // Управляющие системы и машины. - 2009. - № 2. - С. 3-14.

6. Думиньш А. А. Компьютерные игры в обучении и технологии их разработки [Электронный ресурс] / А. А. Думиньш, Л. В. Зайцева // Образовательные технологии и общество. - 2012. - Т. 15. - № 3. - C. 534-544. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v15_i3/pdf/16.pdf (дата обращения 29.11.15).

7. Красильникова В. А. Становление и развитие компьютерных технологий обучения : моногр. / В. А. Красильникова. - М. : ИИО РАО, 2002. - 176 с.

8. Кукульска-Хьюм А. Мобильное обучение : аналитическая зап. / А. Кукульска-Хьюм. - М. : Ин-т ЮНЕСКО по информ. технологиям в образовании, 2010. -12 с.

9. Лукша П. Будущее образования: глобальная повестка [Электронный ресурс] / П. Лукша, Д. Песков. - URL: http://www.edu2035.org/pdf/GEF.Agenda_ru.pdf (дата обращения 29.11.15).

10. Манако А. Ф. ИКТ в образовании: эволюция, конвергенция и инновации [Электронный ресурс] / А. Ф. Манако, А. С. Воронкин // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - № 1. - C. 487-521. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i1/pdf/11.pdf (дата обращения 29.11.15).

11. Мишнев Б. Ф. Опыт внедрения и перспективы дистанционного обучения в TSI [Электронный ресурс] / Б. Ф. Мишнев, Н. П. Филь, А. А. Скворцов // Образовательные технологии и общество. - 2013. - Т. 16. - № 4. - C. 475-492. -URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v16_i4/pdf/15.pdf (дата обращения 29.11.15).

12. Розина И. Н. Учебная компьютерно-опосредованная коммуникация: теория, практика и перспективы развития [Электронный ресурс] / И. Н. Розина // Образовательные технологии и общество. - 2003. - Т. 6. - № 2. - С. 160-175. -URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v6_i2/pdf/s4.pdf (дата обращения 29.11.15).

13. Россия на пути к Smart обществу / Под ред. Н. В.Тихомировой,

В. П. Тихомирова. - М. : НП "Центр развития современных образовательных технологий", 2012. - 280 с.

14. NMC horizon report: 2015 Higher education edition [Электронный ресурс]. - Austin : NMC, 2015. - 65 p. - URL: http://cdn.nmc.org/media/2015-nmc-horizon-report-HE-EN.pdf (дата обращения 29.11.15).

15. DeLoatch P. 10 emerging education technologies [Электронный ресурс] /

P. DeLoatch. - Режим доступа : http://www.edudemic.com/10-emerging-education-technologies (дата обращения 29.11.15).

16. Gram Т. Mapping informal and formal learning strategies to real work [Электронный ресурс] / T. Gram. - URL: https://performancexdesign.wordpress.com/2011/05/ 04/mapping-informal-and-formal-learning-strategies-to-real-work (дата обращения 29.11.15).

17. Tissot Ph. Terminology of European education and training policy : a selection of 130 key terms / Ph. Tissot. - [2nd ed.]. - Luxembourg : Publications office of the European Union, 2014. - 338 p.

18. Hart J. Social learning handbook / J. Hart, H. Jarche. - UK : Centre for learning and performance technologies, 2014. - 174 p.

19. Кухаренко В. М. Формальне, неформальне, шформальне i сощальне у дистанцшному навчанш / В. М. Кухаренко // Сучасш педагопчш технологи в освт : зб. наук.-метод. пр. - Х. : НТУ "ХП1", 2012. - С. 116-126.

20. Сейдаметова З.С. Факторы, влияющие на 1Т-образование: рынок труда, образовательные стандарты, языки программирования / З. С. Сейдаметова,

В. А. Темненко // Iнженерiя програмного забезпечення. - 2010. - № 1. - С. 6270.

21. Wing J. M. Computational thinking / J. M. Wing // Communications of the ACM. -2006. - Vol. 49. - № 3. - Р. 33-35.

22. Роберт И. В. Концепция комплексной, многоуровневой и многопрофильной подготовки кадров информатизации образования / И. В. Роберт, О. А. Козлов // Информатика и образование. - 2004. - № 11. - С. 3-9.

23. Attwell G. Crowd sourcing the European foresight study: your chance to be an expert [Электронный ресурс] / G. Attwell. - URL: http://www.pontydysgu.org/2010/01/

crowd-sourcing-the-europeanforesight-study-your=chance-to-be-an-expert (дата обращения 29.11.15).

24. Moore G. E. Cramming more components onto integrated circuits / G. E. Moore // Electronics. - 1965. - Vol. 38. - № 8. - P. 114-117.

25. Воронкин А. С. Современные предпосылки создания нейроинтерфейсов /

A. С. Воронкин // Современные техника и технологии : сб. тр. XVI междунар. научно-практической конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Томск, 12-16 апр. 2010 г.). - T. 3. - Томск : Национальный исследовательский Томский политехн. ун-т, 2010. - С. 405-406.

26. Матюшенко I. Ю. Синергетичний ефект розвитку NBIC-технологш для виршення глобальних проблем людства / I. Ю. Матюшенко, I. Ю. Бунтов // Проблеми економши. - 2011. - № 4. - С. 3-13.

27. Кучеренко Д. Г. Стратеги розвитку освггшх систем краш свггу : моногр. / Д. Г. Кучеренко, О. В. Мартинюк. - К. : 1ПК ДСЗУ, 2011. - 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

28. Кухаренко В. М. Методи роботи куратора змюту / В. М. Кухаренко // 1нформацшш технологи в освт : зб. наук. праць. - Херсон: Вид-во ХДУ, 2013. -№ 16. - C. 100-107.

29. Захаров В. П. Лингвистические средства информационного поиска в Интернете /

B. П. Захаров // Библиосфера. - 2005. - № 1. - С. 63-71

30. Lawrence S. Searching the world wide web / S. Lawrence, C. L. Giles // Science magazine. - 1998. - April 3. - P. 98-100.

31. The semantic web / T. Berners-Lee, J. Hendler, O. Lassila et al. // Scientific American. - 2001. - Т. 284. - № 5. - P. 28-37.

32. Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования / И. В. Роберт. - М. : ИИО РАО, 2010. - 140 с.

33. Вембер В. П. 1нформатизащя освгга та проблеми впровадження педагопчних програмних засобiв в навчальний процес [Электронный ресурс] / В. П. Вембер // 1нформацшш технологи i засоби навчання. - 2007. - № 3. - URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/ download/262/248 (дата обращения 29.11.15).

34. Морзе Н. В. Вебшари як зааб тдвищення квалiфiкацü викладачiв [Электронный ресурс] / Н. В. Морзе, А. Б. Кочарян, Л. О. Варченко-Троценко // 1нформацшш технологи i засоби навчання. - 2014. - T. 42. - № 4. - С. 118-130. -URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/download/1107/825 (дата обращения 29.11.15).

35. LMS market by products, applications, deployment type, user type, region: global forecast to 2020 : report [Электронный ресурс]. - Magarpatta City : MarketsandMarkets, 2015. - 171 p. - URL:

http://www.giiresearch.com/report/mama289165-learning-management-systems-lms-market-products.html (дата обращения 29.11.15).

36. Махов С. Ю. Дистанционное электронное обучение в сфере физической культуры и спорта / С. Ю. Махов // Физическая культура, спорт и туризм. интеграционные процессы науки и практики : сб. ст. по материалам II междунар. науч. симп. (Орел, 24-25 апреля 2014 г.). - T. 2. - Орел : ФГБОУ ВПО "Госуниверситет-УНПК". - 2014. -С. 106-116.

37. Краснов С. В. Управление эффективностью работы высококвалифицированных специалистов [Электронный ресурс] / С. В. Краснов, Н. О. Куралесова,

К. В. Садова // Вестн. Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. - 2015. - № 1 (23). -URL: http://cyberleninka.ru/article/nupravlenie-effektivnostyu-raboty-vysokokvalifitsirovannyh-spetsialistov (дата обращения 29.11.15).

38. Быстров Д. А. Оптимизация сетевого трафика сообщений синхронизации объектов образовательного виртуального мира vAcademia [Электронный ресурс]

/ Д. А. Быстров // Образовательные технологии и общество. - 2011. - T. 14. -№ 3. - С. 439-455. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14_i3/pdf/13r.pdf (дата обращения 29.11.15).

39. Osborne Ch. Top 10 ed tech trends to watch out for in 2015 [Электронный ресурс] / Ch. Osborne. - URL: http://www.zdnet.com/article/top-10-ed-tech-trends-to-watch-out-for-in-2015 (дата обращения 29.11.15).

40. Kao D. Toward evaluating the impacts of virtual identities on STEM learning / D. Kao, D. F. Harrell // Proceedings of the 10th International conference on the foundations of digital games (Pacific Grove, CA, USA, 22-25 Jun 2015). - USA : SASDG. - 2015. - P. 3-5.

41. Tapsisa N. Virtual worlds and course dialogue / N. Tapsisa, K. Tsolakidisa,

C. Vitsilaki // American journal of distance education. - 2012. - Vol. 26. - Issue 2. -Р. 96-109.

42. The Facebook classroom: 25 facebook apps that are perfect for online education [Электронный ресурс]. - URL: http://www.collegedegree.com/library/college-life/15-facebook-apps-perfect-for-online-education (дата обращения 29.11.15).

43. Writers S. 50 reasons to invite Facebook into your classroom [Электронный ресурс] / S. Writers. - URL: http://www.onlinecollege.org/2011/07/18/50-reasons-to-invite-facebook-into-your-classroom (дата обращения 29.11.15).

44. Ступников П. В. Анализ зарубежного опыта и перспективы использования социальных сетей в образовании / П. В. Ступников, М. Ю. Абабкова // XLI Неделя науки СПбГПУ : материалы научно-практической конф. c междунар. участием (Санкт-Петербург, 3-8 дек. 2012 г.). - СПб : СПбГПУ, 2012. - С. 2930.

45. Качан В. М. Перспективи використання сощальних мереж в освт / В. М. Качан, В. Г. Гриценко // Хмарш технологи в освт : матерiали Всеукр. наук.-метод. штернет-семшару (Кривий Р^ - Кив - Черкаси - Харшв, 21 грудня 2012 р.). -Кривий Ри- : Вид. ввд. КМ1, 2012. - С. 31-32.

46. Козловский Е. О. Виртуальная лаборатория в структуре системы дистанционного обучения / Е. О. Козловский, Г. М. Кравцов // 1нформацшш технологи в освт : зб. наук. пр. - Херсон : Вид-во ХДУ, 2011. - № 10. - С. 102109.

47. Трухин А. В. Об использовании виртуальных лабораторий в образовании [Электронный ресурс] / А. В. Трухин // Открытое и дистанционное образование.

- 2002. - № 4 (8). - URL: http://ido.tsu.ru/files/ pub2002/4(8)309Truhin_A._(TUSUR).pdf (дата обращения 29.11.15).

48. Юрченко А. Цифровi фiзичнi лаборатори як актуальний зааб навчання майбутнього вчителя фiзики / А. Юрченко // Фiзико-математична освгга. - 2015.

- № 1 (4). - С. 55-63.

49. Перченок О. В. Реализация идеи удаленной лаборатории в образовательном комплексе "Виртуальный музей занимательной науки" / О. В. Перченок // Образовательные технологии и общество : электронный журн. - 2012. - Т. 15. -№ 1. - С. 453-467.

50. Постников Е. Б. Обзор мирового опыта создания и эксплуатации лабораторий удаленного доступа [Электронный ресурс] / Е. Б. Постников. - URL: http://www.efmsb.ru/download/Mirovoy_opit_sozdaniya_i_ekspluatacii_laboratoriy_ udalennogo_dostupa.pdf (дата обращения 29.11.15).

51. Редчиць Т. О. Проблеми обiзнаностi педагопв у сферi дотримання авторських прав в шформацшно-освггньому просторi [Электронный ресурс] / Т. О. Редчиць // 1нформацшш технологи i засоби навчання. - 2011. - № 5 (25). - URL: http://journal.iitta.gov.ua/index.php/itlt/article/download/568/448 (дата обращения 29.11.15).

52. Использование лицензий Creative Commons в Российской Федерации : аналитический доклад / под ред. Ю. Е. Хохлова. - М. : Ин-т развития информ. о-ва, 2011. - 94 с.

53. Evans D. 10 technologies that will change the world in the next 10 years [Электронный ресурс] / Dave Evans. - URL:

http://www.networkworld.com/article/2179278/lan-wan/10-technologies-that-will-change-the-world-in-the-next-10-years.html (дата обращения 29.11.15).

54. Долгосрочные тренды развития сектора информационно-коммуникационных технологий / [А. В. Гиглавый, А. В. Соколов, Г. И. Абдрахманова и др.] // Форсайт. - 2013. - Т. 7. - № 3. - С. 6-24.

55. Шишкина М. П. Використання перспективних шформацшно-технолопчних платформ е-навчання в шженернш освт / М. П. Шишкша // Зб. наук. пр. Уманського держ. пед. ун-ту iменi Павла Тичини. - 2011. - № 3. - С. 319-326.

56. Шишкша М. П. Перспективи застосування хмарних технологш як засобу фундамешайзацп навчання шформатичних дисциплш / М. П. Шишкша // Теорiя та методика електронного навчання : зб. наук. пр. - Кривий Рй : Вид. ввд. КМ1, 2013. - Вип. IV. - С. 293-300.

57. Сшрш О. М. Теоретичш та методичш засади професшно! тдготовки майбутшх вчителiв iнформатики за кредитно-модульною системою : моногр. / О. М. Стрш ; за наук. ред. акад. М. I. Жалдака. - Житомир : Вид-во ЖДУ iм. I. Франка, 2007. - 300 с.

58. Журкин А. А. Современные информационно-коммуникационные технологии в образовании. Интеллектуальная мультимедийная веб-ориентированная обучающая система [Электронный ресурс] / А. А. Журкин // Ломоносов-2013 : материалы междунар. научн. конф. студентов, аспирантов и молодых ученых (Москва, 8-13 апр. 2013 г.). - М. : МГУ им. М. В. Ломоносова, 2013. - URL: http://lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2013/2208/52213_a321.pdf (дата обращения 29.11.15).

59. Галеев И. Х. Проблемы и опыт проектирования ИОС [Электронный ресурс] /

И. Х. Галеев // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - № 4. -C. 526-542. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i4/pdf/9.pdf (дата обращения 21.06.16).

60. Сосновский С. А. Информатизация математический компоненты инженерного, технического и естественнонаучного обучения в рамках проекта MetaMath [Электронный ресурс] / С. А. Сосновский, А. Ф. Гиренко, И. Х. Галеев // Образовательные технологии и общество. - 2014. - Т. 17. - № 4. - C. 446-457. -URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i4/pdf1.pdf (дата обращения 21.06.16).

61. Галеев И. Х. Автоматизация проектирования ЭОС на ПЭВМ / И. Х. Галеев,

К. А. Сафин, Г. М. Сафина // Управляющие системы и машины. - 1991. - № 8. -С. 112-118.

62. Галеев И. Х. Проектирование ИОС для открытого образования / И. Х. Галеев,

B. Г. Иванов, В. И. Чепегин, С. А. Сосновский // Телематика и непрерывное обучение. TLLL-2001 : материалы Международного научного семинара (Киев, 15-17 октября 2001). - Киев, 2001. - С. 86-88.

63. Галеев И. Х. МОНАП-II - авторские средства проектирования интеллектуальных обучающих систем / И. Х. Галеев, В. И. Чепегин,

C. А. Сосновский // Управляющие системы и машины. - 2002. - № 3-4. - С. 8086.

64. Галеев И. Х. Развитие адаптивных технологий обучения / И. Х. Галеев // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: проблемы высшего образования. - 2004. - № 2 (июль-декабрь). - С. 76-83.

65. Галеев И. Х. Модель управления процессом обучения в ИОС / И. Х. Галеев // Образовательные технологии и общество. - 2010. - T. 13. - №3. - C. 285-292. -URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v13_i3/pdf/1r.pdf (дата обращения 21.06.16).

66. Galeev Ildar Kh. MONAP: Models, Methods and Applications / Ildar Kh. Galeev, Vadim I. Chepegin, Sergey A. Sosnovsky // Proceedings of the International Conference KBCS 2000 ( Mumbai, India). - 2000. - P. 217-228.

67. Disruptive civil technologies. Six technologies with potential impacts on US interests out to 2025 : conference report CR 2008-07 [Электронный ресурс]. - USA : National Intelligence Council, 2008. - 48 p. - URL: http://fas.org/irp/nic/disruptive.pdf (дата обращения 29.11.15).

68. Самсонов М. Когнитивный Интернет вещей. Вещи все лучше адаптируются к людям [Электронный ресурс] / М. Самсонов, А. Росляков, А. Гребешков // ИКС.

- 2014. - № 11. - URL: http://www.iksmedia.ru/articles/5144194-Kognitivnyj-internet-veshhej-Veshhi.html (дата обращения 29.11.15).

69. Бородин В. А. Интернет вещей - следующий этап цифровой революции /

B. А. Бородин // Образовательные ресурсы и технологии. - 2014. - № 2 (5). -

C. 178-182.

70. Черняк Л. Интернет вещей: новые вызовы и новые технологии / Л. Черняк // Открытые системы. - 2013. - № 04. - С. 14-18.

71. Обучение поколения Интернета вещей / [Г. Кортьюэм, А. Бандара, Н. Смит и др.] // Открытые системы. - 2013. - № 4. - C. 23-28.

72. Абакумов В. Г. Застосування жеспв рук при людино-машинному штерфейа /

B. Г. Абакумов, О. Ю. Ломакша, О. Б. Яровенко // Электроника и связь. - 2011.

- № 4. - C. 83-86.

73. Фанина Л. А. Использование технологии распознавания речи в управлении компьютеризированными системами / Л. А. Фанина, В. С. Дымов // Стан та перспективи розвитку новгтшх науково-освишх комп'ютерних технологш : матерiали наук.-практ. конф. (Микола!в, 14-15 лист. 2003 р.). - Миколав : Вид-во МДГУ iм. Петра Могили, 2003. - C. 76-77.

74. Перспективные направления развития российской отрасли информационно-коммуникационных технологий "Долгосрочный технологический прогноз Российский ИТ Foresight") : аналитический отчет [Электронный ресурс]. - M. : РИО-Центр, 2007. - 223 c. - URL: http://www.apkit.ru/files/IT_foresight.pdf (дата обращения 29.11.15).

75. EdTechTitans.com announces device repairs on school campuses by students. The Beginning of Widespread Student Entrepreneurs? [Электронный ресурс]. - URL: http://edtechtitans.com/2015/04/edtechtitans-com-announces-device-repairs-on-school-campuses-by-students-the-beginning-of-widespread-student-entrepreneurs (дата обращения 29.11.15).

76. Ковалев А. С. Новые технологии компьютерной графики объемного 3D моделирования и их практическая реализация / А. С. Ковалев, О. А. Шалимова, Н. В. Польшакова // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 10. -

C. 85-88

77. Lucksha P. The map "Global education 2015-2035" [Электронный ресурс] / P. Lucksha, D. Peskov // Global education futures. - URL: http://edu2035.org/pdf/GEF_future-map_en.pdf (дата обращения 29.11.15).

78. Атлас новых профессий [Электронный ресурс]. - URL: http://www.asi.ru/upload/iblock/d69/Atlas.pdf (дата обращения 29.11.15).

79. Соболевская О. Паспорт компетенций заменит диплом вуза [Электронный ресурс] // Веб-сайт Высшей школы экономики "Open Economy". - 2013. - URL: http://opec.ru/1573500.html (дата обращения 29.11.15).

80. Сумленный С. Останется десять университетов [Электронный ресурс] / С. Сумленный // Эксперт. - 2013. - № 48. - URL:

http://expert.ru/expert/2013/48/ostanetsya-desyat-universitetov (дата обращения 29.11.15).

81. Miller R. School's over: learning spaces in Europe in 2020: an imagining exercise on the future of learning : reports / R. Miller, H. Shapiro, K. E. Hilding-Hamann. -Seville : JRC, 2008. - 94 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.