Научная статья на тему 'Технология Образование 3. 0 в современном учебном процессе'

Технология Образование 3. 0 в современном учебном процессе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4588
581
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ 1.0 3.0 / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ПЕРСОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION 1.0 3.0 / EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / PERSONALLY ORIENTED EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Голицына Ирина Николаевна

В статье обсуждается возможности использования технологии Образование 3.0 в современном образовательном процессе. Рассматриваются технические, программные и педагогические особенности данной технологии. Показывается, что существующей инфраструктурой Образования 3.0 активно пользуются студенты, и это создает условия для включения преподавателей в процесс развития персонально ориентированного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The possibility of using technology Education 3.0 in modern educational process is discussed in the paper. The technical, software and pedagogical features of this technology are considered. It is shown, that the existing infrastructure of Education 3.0 is used by students actively, and this creates the conditions for the teachers to involve in the process of development the personally oriented education

Текст научной работы на тему «Технология Образование 3. 0 в современном учебном процессе»

Технология Образование 3.0 в современном учебном

процессе

Голицына Ирина Николаевна доцент, к.ф.м.-н.

Казанский (Приволжский) Федеральный университет, ул. Кремлевская, 35, г. Казань, 420008, (843) 2337347 [email protected]. [email protected]

Аннотация

В статье обсуждается возможности использования технологии Образование

3.0 в современном образовательном процессе. Рассматриваются технические, программные и педагогические особенности данной технологии. Показывается, что существующей инфраструктурой Образования 3.0 активно пользуются студенты, и это создает условия для включения преподавателей в процесс развития персонально - ориентированного образования.

The possibility of using technology Education 3.0 in modern educational process is discussed in the paper. The technical. software and pedagogical features of this technology are considered. It is shown. that the existing infrastructure of Education

3.0 is used by students actively. and this creates the conditions for the teachers to involve in the process of development the personally - oriented education

Ключевые слова

Образование 1.0 - 3.0, образовательная инфраструктура, персонально -ориентированное образование

Education 1.0 - 3.0. educational infrastructure. personally - oriented education

Введение

Образование 3.0 характеризуется богатыми, кросс - организационными, межкультурными образовательными возможностями, в рамках которых ключевую роль в качестве создателей артефактов знаний, которые являются общими, играют сами учащиеся, и где большую роль играют социальные сети и социальные выгоды за пределами непосредственной сферы деятельности [1].

Китс и Шмидт (Derek Keats, J. Philipp Schmidt) считают, что особое значение имеют три аспекта Образования 3.0. Во-первых, возрастает роль самостоятельного выбора студентов. Во-вторых, жизненно важным является понимание студентов как производителей содержания обучения, которое доступно в изобилии по лицензиям, и которое позволяет бесплатное совместное создание и использование. В-третьих, аккредитация обучения становится достижимой не только для пройденных курсов, но и для институциональных механизмов.

Тем не менее, в то время как Образование 3.0 является многообещающим для высшего образования в целом, оно и создает серьезные проблемы для существующих университетов. Применение новых разработок в области высшего образования приводит к появлению новых типов организаций и учреждений, которые могли бы начать конкурировать с сегодняшними университетами в любой комбинации услуг высшего образования, в том числе в исследованиях, обучении и аккредитации.

Выделяются 8 характеристик образования 3.0 [2]:

1. Смысловые значения строятся на социальной основе и контекстуально изобретаются заново.

2. Технологии повсеместны (цифровая вселенная).

3. Преподавание осуществляется от учителя к студенту, от студента к студенту, и по схеме люди-технологии-люди (со-конструктивизм).

4. Школы расположены всюду (с полным проникновением в обществе).

5. Родители также рассматривают для себя школы как место для учения.

6. Учителя все и везде.

7. Аппаратное и программное обеспечение в школах доступно по низкой стоимости и широко используется (стратегически).

8. Промышленность рассматривает выпускников как сотрудников или предпринимателей.

Три движущих силы бросают вызов системе образования по всему миру [3]: глобализация, демографические сдвиги, и научно-техническая революция. Растет консенсус в том, что необходимый ответ - это улучшение системной трансформации, а не улучшение школ, но последствия этого не были широко поняты и приняты. Разработка инновационной экосистемы для образования должна привести к разработке системы образования, которая:

• призвана обеспечить равный доступ к возможностям более высокого порядка;

• достигается за счет комплексных трансформаций, потому что системы сложны и взаимозависимы;

• характеризуется переходом владений от учителей к учащимся; и

• ускоряется технологиями сотрудничества в обучении.

Роль педагога должна измениться в наш век многообразной информации или Образования 2.0-3.0. Роль педагога всегда состояла в моделировании и демонстрации эффективного обучения, но в настоящее время основной ролью педагога стало распространение контента и знаний. Сейчас в эту информационном эру контент доступен свободно и в изобилии, и более важно, чем когда-либо, помочь учащимся в процессе обучения тому, как учиться [4].

Из всего вышеизложенного следует, что Образование 3.0 носит все черты технологии, которая строится на основе средств вычислительной техники и связи, развитого программного обеспечения и современных приемов и методов образовательной деятельности. В настоящее время происходит формирование Образования 3.0 на следующих основах:

1. Технической платформой Образования 3.0 является все более широкое распространение мобильных устройств, и, как следствие, практически стопроцентное оснащение студентов такими устройствами.

2. Программной платформой Образования 3.0 является развитие социального программного обеспечения и облачных сервисов, которые делают доступными для широкого использования приложения различного назначения.

3. Педагогической основой Образования 3.0 является возможность сотрудничества преподавателей и студентов, создания на основе вебсервисов контекстной образовательной среды для взаимодействия преподавателей и студентов в рамках учебного процесса и за его пределами.

Остановимся более подробно на каждом из перечисленных аспектов Образования 3.0.

Техническая платформа Образования 3.0

В [5] приводится следующие характеристики Образования 1.0-3.0 (табл.1).

Таблица 1.

Характеристики Образования 1.0 - 3.0 ([5])

Характеристики Образование 1.0 Образование 2.0 Образование 3.0

Школы расположены В здании В здании или в Сети (через ПК) С появлением мобильных устройств -где угодно

Оборудование и программное обеспечение в школах Покупается за большие деньги и не используется Открыто и доступно по более низкой цене Доступно по низкой цене и используется повсеместно

Мобильные устройства Конфискованы у дверей класса Осторожно приняты Активно используются для персонализации образовательного процесса и повышения мотивации к учению

В то время, как образовательные учреждения организуют учебный процесс на технической платформе Образования 1.0, большинство современных студентов технически и психологически готовы к использованию мобильных технологий в образовании [6], что позволяет рассматривать новые возможности для более эффективного использования потенциала мобильного обучения

Как показали опросы студентов 1 -2 курсов Казанского института Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова (131 студент), 91,6% из них пользуются мобильным интернетом и используют его в учебной деятельности. Как видно на рис.1, наибольшее количество студентов используют возможности мобильного интернета для информационного поиска, помимо этого достаточно активно студенты используют его для других видов учебной работы.

Пользуетесь ли Вы мобильным интернетом для подготовки к занятиям?

70,00%

60,00%

50,00%

40,00%

30,00%

20,00%

10,00%

0,00%

12345678

Рис. 1.Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Нет

2. Обсуждаю с однокурсниками учебные вопросы

3. Читаю электронные учебники

4. Повторяю учебный материал перед занятиями

5. Пользуюсь электронными справочниками

6. Использую информационный поиск

7. Использую электронные географические карты

8. Другое

На вопрос: «Какие формы мобильного интернета Вы считаете удобными для использования в обучении?» , студенты ответили следующим образом (рис.2):

Какие формы мобильного интернета Вы считаете удобными для использования в обучении?

100,00%

80,00%

60,00%

40,00%

20,00%

0,00%

1 2 3 4 5 6 7 8

Рис. 2. Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Использование электронных учебников

2. Использование электронных справочников

3. Информационный поиск в Интернете

4. Возможность обсуждать учебные вопросы с однокурсниками

5. Возможность общаться с преподавателем

6. Электронные географические карты

7. Учебные ресурсы Интернет

8. Другое

Как видно из ответов, студенты в основном ориентированы на использование мобильного интернета для доступа к ресурсам сети Интернет, но не исключают возможности виртуального общения с преподавателями.

Преподаватели также начинают использовать возможности мобильного обучения (см. например, [7]), и этот процесс мог бы быть более активным при поддержке руководства образовательных учреждений, тем более, что он не требует дополнительных материальных и финансовых вложений.

Программная платформа Образования 3.0

В [1] выделяются следующие технологии электронного обучения, соответствующие технологиям Образование 1.0-3.0 (табл.2) .

Таблица 2.

Технологии поколений Образования в высшем образовании ([1])

Образование 1.0 Образование 2.0 Образование 3.0

Технология Электронное обучение (E-learning) через электронные системы управления обучением (learning management system LMS) в рамках одного учреждения Сотрудничество в Е-1еагш^ с участием других университетов, в основном в пределах ЬМБ , но в интеграции с другими приложениями E-learning с точки зрения личных распределенной учебной среды. состоящей из портфеля приложений

Если рассматривать действующую практику электронного обучения в российских образовательных учреждениях, то она соответствует уровню Образования 1.0, причем формы этой технологии активно внедряются в учебный процесс менеджментом образовательных учреждений, тем самым искусственно тормозя развитие более современных технологий Образования 2.0-3.0.

В то же время студентам и школьникам доступны программные ресурсы, которые практически не используются в официальной системе образования. Именно с их помощью могут быть реализованы принципы Образования 3.0, выделенные в [8]:

Принцип Торрента - равный обмен информацией.

Принцип Социальной сети - организация широкой сети контактов по

функциональному признаку (хобби, решение, задачи).

Принцип Твиттера - короткая, емкая информация с возможностью раскрыть

тему при необходимости.

Принцип Блога - обучение через личный опыт и практику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Принцип Вики - возможность дополнить и откорректировать информацию.

Принцип Поисковика - легкий доступ к необходимой информации.

Принцип Комментов - возможность видеть оценку информации другими

членами сообщества.

Каждый из перечисленных видов программного обеспечения имеет большой потенциал по развитию современных форм образования, например, возможности использования Твиттера при переходе от Образования 2.0 к Образованию 3.0 подробно обсуждаются в [9].

Как показал наш опрос, 99% студентов зарегистрированы в социальных сетях, 94,66% - участники социальной сети «В Контакте», более того, как показано на рис.

3, студенты активно используют социальные сети в учебных целях, в том числе создавая для этого целевые группы.

В настоящее время наблюдается практически полная самоорганизация студентов в социальных сетях [10], студенты готовы видеть в них преподавателей. Высокий уровень активности учащихся и студентов в социальных сетях в России требует развития новых форм и стратегий обучения, что постепенно находит отклик в педагогическом сообществе. Так, Национальным фондом подготовки кадров создан портал «Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества», в котором организовано сообщество «Учимся в социальной сети» ( http://www.openclass.ru/node/6400 ), отдельные педагоги делятся своим опытом и видением форм обучения в социальных сетях [11] . Наконец, каждый желающий может стать участником открытой группы социальной сети «В контакте» «Обучение и социальные сети» ( http://vk.com/club40506765 ), созданной в рамках фестиваля «Учитель 21 века» (Белый Яр).

Используете ли Вы социальные сети в учебных целях? 1 пп НПО/

±ии;ии /о 50,00% 0,00% 1 1

■ —

1 2 3 4 5

Рис. 3. Результаты опроса студентов

Варианты ответов:

1. Не использую

2. Используем для передачи файлов

3. Обсуждаем учебные вопросы

4. Состою в целевой группе

5. Другое

Педагогические основы Образования 3.0

В [1] выделяются следующие характеристики поколений образования в высшем образовании (табл.3).

Таблица 3.

Характеристики Образования 1.0-3.0 в высшем образовании ([1])

Характеристики Образование 1.0 Образование 2.0 Образование 3.0

Главная роль профессора Источник знаний Руководство и источник знаний Руководитель создания совместных знаний

Соглашения о содержании Традиционные авторские материалы Авторское право и свободные / открытые образовательные ресурсы для студентов в рамках дисциплины, иногда межуниверситетские Бесплатные / открытые образовательные ресурсы, создаваемые и поддержанные студентами во многих учреждениях, дисциплинах, нациях, дополненные оригинальными материалами, созданными для них

Учебная деятельность Традиционная, эссе, задания, тесты, некоторая Традиционные подходы переданы более открытым Открытая, гибкая учебная деятельность, направленная на

групповая работа в классе технологиям; усиление сотрудничества в учебной деятельности; еще в значительной степени ограничены институциональными и аудиторными границами создание возможности для студенческого творчества; социальные сети за пределами традиционных границ дисциплины, учреждения, нации

Институциональные механизмы Кампус с фиксированным и границами между учреждениями; обучение, оценка и аккредитация предоставляется одним учреждением Увеличение (также международного) сотрудничества между университетами; еще принадлежность один-к-одному между студентами и университетами Свободные отношения и принадлежность к организациям; появление новых институтов, которые обеспечивают более высокие образовательные услуги; распад региональных и институциональных границ

Поведение студентов Во многом пассивное усвоение От пассивного к активному усвоению, формирующееся чувство сопричастности к образовательному процесса Активное, сильное чувство собственности причастности к образованию, созданию ресурсов и возможностей, активный выбор

Черты Образования 3.0 в современной образовательной среде формируются стихийно, и главным образом за счет активного освоения технологий самими обучаемыми, при этом педагогическое сообщество в основной массе работает в рамках Образования 1.0. Технология Образование 3.0 сдвигает парадигму образования к персонализации, и этот сдвиг происходит в основном независимо от педагогического сообщества.

Взаимодействие студентов с помощью социального программного обеспечения, в частности, в социальных сетях способствует развитию некоторых компетенций высшего профессионального образования [12]. Социальные сети предоставляют широкие возможности для организации обучения, позволяя изменить форму образовательного процесса - аудиторную, обычно репродуктивную учебную деятельность преобразовать в продуктивную, творческую. В социальной сети преподаватель имеет возможность расширить и изменить содержание дисциплины в рамках образовательных стандартов, организовать индивидуализированные, групповые и коллективные формы учебной деятельности, организовать контроль и самостоятельную работу студентов, эффективно решать образовательные задачи в рамках преподаваемой дисциплины [13].

Технологии, доступные студентам, требуют изменения роли преподавателей в рамках учебного процесса, которые уже сейчас могут использовать и создавать открытые образовательные ресурсы в сотрудничестве со студентами. В то же время учебное содержание многих современных дисциплин быстро изменяется в соответствии с развитием новых технологий, что требует постоянного обновления соответствующих учебных ресурсов. Создание такого рода ресурсов позволяют формировать виртуальную образовательную среду, обладающую свойствами, соответствующую характеру профессиональной подготовки современных специалистов [14]. Использование возможностей облачных вычислений позволяет формировать контекстную образовательную среду, позволяющую организовать взаимодействие всех участников учебного процесса для продуктивной учебной деятельности [15].

Наш опыт создания открытых образовательных ресурсов в сотрудничестве со студентами средствами Викиучебника [14,16], с помощью облачных образовательных сервисов и доступных веб-технологий показал, что студенты под управлением преподавателей могут ответственно и профессионально работать в качестве разработчиков образовательных веб-ресурсов, результаты их труда доступны для внешней оценки и могут продуктивно использоваться для организации различных форм образовательной деятельности.

В качестве примера на рис. 4 приведен фрагмент электронного учебного ресурса «Геоинформационные системы», созданного студенткой Галимуллиной Г.Р. с помощью приложения iBooks Author. Учебный ресурс создан студенткой с высокой степенью самостоятельности в рамках выполнения дипломного проекта и доступен для загрузки в электронной библиотеке iBookstore по адресу: https://itunes.apple.com/us/book/geoinformacionnve-sistemv/id885490687?ls=1&mt=11

Рис. 4. Фрагмент электронного учебного ресурса «Геоинформационные

системы»

Заключение

Современное образование все в большей степени приобретает черты Образования 3.0, т.е. личностно - ориентированного образования на основе вебтехнологий.

Формирование Образования 3.0 происходит на основе следующих процессов:

• студенты активно пользуются возможностями мобильного обучения;

• они организованы в социальных сетях, активно используют их для образовательных коммуникаций;

• для них виртуальное образовательное пространство является обычной средой для обучения.

Хороший уровень владения современными вычислительными устройствами позволяет студентам во многом самостоятельно формировать свою образовательную среду, тем самым привнося в профессиональную подготовку элементы Образования 3.0. В таблице 4 приведены характеристики поколений образования, из которых формируется их инфраструктура.

Таблица 4. Инфраструктура поколений Образования 1.G-3.0

Характеристики Образование 1.G Образование 2.G Образование 3.0

Технологическая платформа Компьютерные классы Компьютерные классы, личные ПК Мобильные устройства

Программное обеспечение LMS LMS в интеграции с другими видами ПО, в частности социального Социальное программное обеспечение, облачные ресурсы

Разработчики образовательного контента Преподаватели Специализированные фирмы, преподаватели Преподаватели, обучаемые

Управление обучением LMS Учитель LMS Учитель с элементами сотрудничества Сотрудничество преподавателя и обучаемого

Методы обучения Традиционные технологии elearning, в основном репродуктивные Технологии e-learning с элементами продуктивной учебной деятельности Продуктивные, в контекстной образовательной среде

Таким образом, инфраструктура Образования 3.0 в основном складывается независимо от образовательных учреждений, и преподаватели могут использовать такую эмпирически сложившуюся инфраструктуру Образования 3.0 для достижения образовательных целей, включаясь в процесс привлечения студентов к продуктивной учебной деятельности и формирования персонально - ориентированной образовательной среды.

Литература

1. Derek Keats, J. Philipp Schmidt The genesis and emergence of Education 3.0 in higher education and its potential for Africa //First Monday. Peer-rewieved Journal on the Internet. - Volume 12, Number 3 — 5 March 2007. - URL: http://.org/ojs/index.php/fm/article/view/1625 (дата обращения: 01.07.14)

2. Terry Heick 8 Characteristics of Education 3.0 / Te@chthought 03/23/2013. - URL: http://www.teachthought.com/learning/8-characteristics-of-education30/ (дата обращения: 01.07.14)

3. What is Education 3.0?// Global education leaders program. - URL: http://gelponline.org/node/14/what-education-30 (дата обращения: 01.07.14)

4. Educator as Model Learner // User Generated Education. - URL: https://usergeneratededucation.wordpress.com/tag/education-3-0/ (дата обращения:

01.07.14)

5. Александр Кондаков Образование 3.0: большая перемена. - URL: http://www. edu54. ru/sites/default/files/upload/2014/04/0brazovaniie 3. 0 .pdf (дата обращения: 01.07.14)

6. ИЛ. Голицына, ИЛ. Половникова Мобильное обучение как новая технология в образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». - 2011. - V.14. - №1.

- С.241-251. - ISSN 143б-4522. URL:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14 i1/html/1.htm (дата обращения: 01.07.14)

7. Афзалова А.И Использование мобильных технологий для организации самостоятельной работы студентов// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» -2012. - V.15. - №4. - С.497-505. URL:

http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v15 i4/pdf/9.pdf (дата обращения: 01.07.14)

8. Сапегин К.В. Образование 1.0, 2.0, 3.0: миф и реальность. - URL: http://ioc.rybadm.ru/project/s 17 01 13/obrazovanie.pdf (дата обращения: 01.07.14)

9. Горошко Е. И., Самойленко С. А. Твиттер как разговор через контекст: от Образования 2.0 к Образованию 3.0? // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -

2011. - Том 14. - № 2. - C. 502-530. - ISSN 143б-4522. - URL: http://ifets.ieee.org/russian/depository/v14 i2/html/16r.htm (дата обращения:

01.07.14)

10. Голицына И.И Самоорганизация студентов в социальных сетях. // Ученые записки института социальных и гуманитарных знаний. Выпуск № 1(11), 2013. Материалы V Международной научно-практической конференции «Электронная Казань - 2013». -Казань, ОДИВЕРСУМ, 2013. - С.99-105.

11. Как обучать в социальных сетях: "ВКонтакте". - Web in Learning. Веб-технологии и веб-сервисы в обучении (обучение "в облаке"). - URL: http://web-in-learning.blogspot.ru/2012/08/blog-post 21 .html (дата обращения: 01.07.14)

12. Голицына И.И Социальное программное обеспечение в современном профессиональном образовании // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -

2012. - V.15. - №4. - С.515-52б. - ISSN 143б-4522. URL: http://grouper.ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v15 i4/pdf/11.pdf (дата обращения: 01.07.14)

13. И.И Голицына Социальные сети как виртуальное образовательное пространство.

- Школьные технологии. - 2013. -№4. -С.146 -154.

14. И.И Голицына, А.И Афзалова. Формирование образовательной среды ИТ-специалистов на основе веб-технологий // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -

2012. - Том 15. - №3. - C. 424-433. - ISSN 143б-4522. URL: http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html (дата обращения: 01.07.14)

15. И. H. Голицына, А.И Афзалова Использование облачных вычислений в образовательном процессе. - Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» -

б55

2014. - V. 17. - №2. - С. 460-4б8. - ISSN 143б-4522. URL:

http://ifets.ieee.org/russian/depository/v 17 i2/pdf/10.pdf (дата обращения: 01.07.14)

1б. Irina N. Golitsyna Creation of e-learning resources for Web-oriented disciplines // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning (ICL), 25-27 September

2013, Kazan National Research Technological University, Kazan, Russia. - pp.266 -275. 978-1-4799-0152-4/13/$31.00 ©2013 IEEE

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.