Научная статья на тему 'Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности в вузе'

Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА "1С:УНИВЕРСИТЕТ ПРОФ" / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ВУЗА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ / INFORMATION SYSTEM "1C: UNIVERSITY PROF" / UNIVERSITY EDUCATIONAL INFRASTRUCTURE / EDUCATIONAL INNOVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афзалова Альфия Николаевна, Фаткуллов Ильнур Рафкатович

В статье обсуждается разработанная педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности в вузе. Показывается, что система позволила существенно упростить работу преподавателей, сотрудников и студентов по основным направлениям обучения и обеспечить автоматизацию управления различными процессами образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и тренировочной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афзалова Альфия Николаевна, Фаткуллов Ильнур Рафкатович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper discusses the pedagogical system developed information and analytical support of innovation and educational activities at the university. It is shown that the system will simplifies the work of faculty, staff and students in the main areas of learning and to provides automated control of various processes of education, research, educational and training activities.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности в вузе»

Педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-образовательной деятельности в вузе

Афзалова Альфия Николаевна, доцент, к.п.н.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, ул. Деревня Универсиады, д. 35, г. Казань, 420138, (843)2949068 alf.afz2012@yandex.ru

Фаткуллов Ильнур Рафкатович доцент, к.п.н.

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, ул. Деревня Универсиады, д. 35, г. Казань, 420138, (843)2949068 filnurr@mail.ru

Аннотация

В статье обсуждается разработанная педагогическая система информационно-аналитического сопровождения инновационно-

образовательной деятельности в вузе. Показывается, что система позволила существенно упростить работу преподавателей, сотрудников и студентов по основным направлениям обучения и обеспечить автоматизацию управления различными процессами образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и тренировочной деятельности.

The paper discusses the pedagogical system developed information and analytical support of innovation and educational activities at the university. It is shown that the system will simplifies the work of faculty, staff and students in the main areas of learning and to provides automated control of various processes of education, research, educational and training activities.

Ключевые слова

Информационная система «1С:Университет ПРОФ», образовательная инфраструктура вуза, образовательные инновации.

Information system "1C: University PROF", university educational infrastructure, educational innovation.

Введение

Образовательные инновации в высшей профессиональной школе призваны обеспечить ее модернизацию и развитие в соответствии с требованиями современной реальности. В большинстве случаев разработка, апробация и внедрение образовательных инноваций носит спонтанный характер, что не позволяет адекватно оценить степень ее влияния на качество образования. В свою очередь, это обусловливает необходимость разработки системного подхода к анализу информации об особенностях образовательной среды вуза, ресурсах и рисках инноваций, к сравнению предполагаемых и полученных результатов развития личностных и профессиональных качеств обучающихся. Для успешного решения вновь возникающих перед высшим профессиональным образованием задач необходимо сделать процесс инновационно-образовательной деятельности в вузе более управляемым, а значит, и более качественным. Необходимо более глубоко

изучить вопросы проектирования, информационно-аналитического сопровождения и оценки качества образовательных инноваций, что могло бы своевременно обеспечить профессиональную компетентность выпускников, соответствующую запросам современного общества, инновационной экономики и наукоемкого производства [1].

В настоящее время отмечается глобальный рост использования компьютерной техники и информационных технологий в жизни человека. Компьютер становится неотъемлемой частью современного общества и возможности компьютерных технологий уже проникли практически во все направления деятельности человека. Спортивная деятельность, всегда использовавшая передовые технологии, также стала насыщаться информационными технологиями. Все больше спортивных специалистов обращаются за помощью к компьютерным программам для оптимизации своей повседневной и спортивной жизни. Данное обстоятельство поднимает проблему изучения информационных технологий, а также, что немаловажно, правильного их использования студентами физкультурных и спортивных вузов. Одно из решений, помогающий обучению грамотному использованию ИТ спортсменами - это внедрение их в учебный процесс.

Одним из главных инструментов в образовании, открывающих путь в новый мир, являются современные информационные технологии. Разработка стратегии использования информационных технологий в сфере образования - одна из ключевых проблем стратегического планирования, как на национальном, так и на глобальном уровне.

Внедрение информационных технологий в физкультурное образование преследует следующие основные цели:

- подготовка специалистов для решения профессиональных задач в условиях информатизации общества;

- улучшение уровня подготовленности современных специалистов посредством совершенствования технологии обучения, путем применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Основными задачами информационной подготовки в настоящее время должны быть [2]:

- обобщение и углубление теоретических знаний об основных понятиях и методах информации как научной дисциплины;

- изучение и освоение основ и способов представления, хранения, обработки и передачи информации с применением компьютеров;

- освоение методов работы с информационными и телекоммуникационными технологиями;

- изучение и освоение методов и способов применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности.

При подготовке специалистов по физической культуре и спорту в направлении использования современных информационных технологий в профессиональной деятельности приоритетными элементами являются [3]:

- разработка и использование программ контроля и самоконтроля знаний по различным спортивно-педагогическим дисциплинам;

- обучающие мультимедиа системы;

- создание и использование баз данных;

- моделирование компьютерных соревнований, тактических действий и педагогического процесса;

- использование информационных технологий для обслуживания соревнований;

- использование информационных технологий в рекламной, издательской и предпринимательской деятельности;

- использование информационных технологий в организации и проведении научных исследований;

- автоматизированные методы психодиагностики;

- автоматизированные методы спортивно-педагогической деятельности;

- автоматизированные методы функциональной диагностики;

- организация дистанционного обучения и т.д.

Использования современных информационных технологий в учебном процессе

Для подготовки (воспитания) специалистов по физической культуре и спорту Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма (Академия) имеет хорошую материальную и кадровую оснащенность. В учебный процесс внедряются новые технические средства, и вместе с тем преподавателями используются новые образовательные технологии, направленные на решение образовательных задач.

Особое внимание уделяется разработке дидактических и методических принципов использования современных информационных технологий в учебном процессе [4], педагогическому осмыслению накопленного в других областях опыта [5], проведения соответствующих научных и методических работ по созданию и изучению возможностей педагогических программных средств в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту [6]. Все это легко решается благодаря оснащенности аудиторий Академии мультимедиа проекторами, смарт досками, акустическим оборудованием.

Увеличение эффективности проводимых занятий достигается за счет использования дидактических материалов, подготовленных на основе мультимедиа технологий (программы для контроля и самоконтроля знаний, обучающие мультимедиа системы по спортивно-педагогическим дисциплинам, справочно-информационные энциклопедии и т.п.). В этом случае происходит параллельная передача аудио- и визуальной информации обучающимся в сочетании с использованием больших объемов информации и интерактивных возможностей работы в аудитории: произвольный переход от одного элемента к другому, осуществление поиска разделов по содержанию, организация режима вопросов и ответов, использование разветвленных сюжетов и т.д.

Значимое место в профессиональной подготовке специалистов по физической культуре и спорту в Академии занимает глобальная сеть Интернет. С помощью использования возможностей сети Интернет создаются совершенно новые возможности для студентов, спортсменов, судей по спорту и тренерско-преподавательского состава: проведение телеконференций; обмен информацией; организация совместных исследований обучаемых из различных учебных заведений; организация консультативной помощи обучаемым, спортсменам и тренерам из научно-методических и спортивных центров; организация сети дистанционного обучения.

Оборудование, которым оснащена Поволжская академия физической культуры, спорта и туризма, позволяет организовать онлайн лекции с участием преподавателей заграничных вузов (например, видео-встреча в формате живой дискуссии с профессором Университета Джорджии (США) Джеймсом Джангом), организовать вебинары с презентацией продукции, необходимой преподавателям в будущей профессии (например, обучение работе с электронным журналом информационной системы «1С: Университет»), просматривать фильмы и обсуждать их содержание с главными героями (например, фильм «Red Bull Highland Wake» с вейкбордистом Никитой Мартьяновым). Проводятся видеоконференции для обмена опытом между преподавателями и студентами различных вузов России и зарубежья. Это не только создает идеальные условия для профессионального общения и ведения

совместной учебно-методической и научной работы, но и позволяет обмениваться учебными разработками, компьютерными программами, данными и т.п. Студенты получают возможность, не выходя из аудитории (спортзала, дома), присутствовать на вебинарах и лекциях выдающихся ученых и педагогов, занятиях ведущих тренеров, на соревнованиях различного ранга, они становятся свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посещают образовательные, культурные и спортивные центры мира.

Использование новых информационных технологий позволяет преподавателю достигать дидактических целей, применять как отдельные виды учебной работы, так и любой их набор, т.е. проектировать обучающую среду. Ориентированные на преподавателя инструментальные средства позволяют ему оперативно обновлять содержание автоматизированных учебных и контролирующих программ в соответствии с появлением новых знаний и технологий. Преподаватель получает дополнительные возможности для поддержания и направления развития личности обучаемого, творческого поиска и организации их совместной работы, разработки и выбора наилучших вариантов учебных программ. Он становится основным поставщиком предметных целей обучения с учетом неоднородности и значимости учебных дисциплин. Открывается возможность отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов деятельности преподавателя, предоставив ему интеллектуальные формы труда.

Одним из инструментов для достижения дидактических целей преподавателя служит LMS Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда). Эта система предназначена для управления дистанционным обучением, поддержки очного обучения, она подходит для организации взаимодействия между преподавателем и студентами.

В системе Moodle имеется обширный инструментарий для создания тестов и проведения обучающего и контрольного тестирования [7]. Поддерживается несколько типов вопросов в тестовых заданиях (множественный выбор, на соответствие, верно/неверно, короткие ответы, эссе и др.). Moodle предоставляет много функций, облегчающих обработку тестов: можно задать шкалу оценки, существует механизм для полуавтоматического пересчета результатов, для корректировки преподавателем тестовых заданий после прохождения теста обучающимися. В системе содержатся развитые средства статистического анализа результатов тестирования и, что очень важно, сложности отдельных тестовых вопросов.

В системе Moodle созданы электронные обучающие курсы по всем дисциплинам, преподаваемым в Академии: «Интернет-технологии», «Информационные технологии в спорте», «Педагогика физической культуры», «Теория и методика в избранном виде спорта» «Теория и методика современной спортивной подготовки» и т.д. Многие студенты Академии учатся по индивидуальному графику, находясь на тренировочных сборах и соревнованиях. По результатам выполнения студентами заданий преподаватель может выставлять оценки и давать комментарии. Таким образом, система Moodle является центром и создания учебного материала, и обеспечения интерактивного взаимодействия между участниками учебного процесса.

При организации обучения успешно используются и социальные сети. Так как студенты все больше используют для общения социальные сети и состоят в десятках групп самой разнообразной направленности, педагоги используют данные сервисы для организации изучения предметов, создают творческие группы, осуществляющие проектную деятельность и пр. Мультимедийность коммуникативного пространства предельно облегчает загрузку и просмотр в виртуальной учебной группе видео и аудиоматериалов, интерактивных приложений.

Главная цель такого действия направлено на «стирание» границ (рубежей) между студентом и преподавателем. Становясь просто участником социальной сети (https ://у^ com/studsportacadem, https ://шstagram.com/studsportacadem/), преподаватель вызывает больше доверия, общение между студентом и преподавателем в Интернет-пространстве проходит более непринужденно, «с глазу на глаз», что для некоторых является важным преимуществом [8]. Вместе с тем, можно выделить следующие преимущества использования социального пространства в качестве учебной площадки: знакомая среда, возможность создания учебного контента и совместной работы, ведение совместных документов, форумов и чатов. Использование в виртуальных учебных группах технологий форумов, вебинаров, вики и мультимедийных интерактивных презентаций предельно облегчают усвоение материала, способствуют легкому выстраиванию образовательных траекторий. Использование возможностей социальных сетей в учебном процессе дает возможность коллективной оценки работы, стимулирует познавательную деятельность студентов [9].

Использования современных информационных систем в управлении учебным процессом вуза

В последние годы в управление учебным процессом Академии внедряется информационная система «1С:Университет».

Данная информационная система обеспечивает решение основных административных задач, связанных с управлением образовательной инфраструктуры вуза. В ней также реализованы функции хранения данных деятельности студентов за семестр, семестрового и итогового контроля знаний студентов. В рассматриваемую систему внедрена возможность идентификации студента через электронный студенческий билет.

Фирма "1С" предлагает модель персонализированного внедрения прикладного решения "1С: Университет". Данный подход предусматривает исследование принципов управления и организационных процессов конкретного образовательного учреждения, адаптацию программных и технологических решений, аналитических и расчетных механизмов и комплексное внедрение адаптированных решений в деятельность вуза, что позволило создать единую информационную систему, обеспечивающую оперативное и стратегическое управление основными организационными процессами вуза. Кроме того, при внедрении решения специалистами проводился анализ возможности импорта данных из существующих учетных систем и интеграции с другими решениями "1С".

На основе проведенного анализа рынка автоматизированных систем управления учебным процессом, нами был сделан вывод, что «1С: Университет ПРОФ» превосходит все аналогичные автоматизированные системы управления учебным процессом по функциональности, стоимости, эффективности и удобству использования. Во-первых, обеспечивается интеграция со смежными системами ВУЗа (в частности ЭСБУС-электронный студенческий билет и удостоверение сотрудника) и внешними программами отечественных и зарубежных разработчиков (например, система "клиент-банк") и оборудованием на основе общепризнанных открытых стандартов и протоколов передачи данных, поддерживаемых платформой "1С:Предприятие 8.2". Во-вторых, стоимость базового пакета и технической поддержки экономически выгоднее для ВУЗа. В-третьих, квалифицированных специалистов и разработчиков «1С» на рынке труда большее количество, чем других, и их стоимость ниже стоимости разработчиков, работающих на других языках программирования. В-четвертых, у системы «1С: Университет ПРОФ» на платформе

«1С:Предприятие 8.2» имеется сертификат соответствия № 2137 от 20.07.2010 г., выданный ФСТЭК России, и система признана программным средством общего назначения со встроенными средствами защиты от несанкционированного доступа к информации, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну.

Система ЭСБУС составлена из двух подсистем: сервис идентификации пользователей портала электронных студенческих билетов и удостоверений сотрудников (далее - ССО) и сервисный портал электронных студенческих билетов и удостоверений сотрудников (далее «Портал»).

Цель Портала - обеспечение пользовательского интерфейса для системы электронных студенческих билетов и удостоверений сотрудника в Академии. Портал предназначен для предоставления публичных и персональных сервисов студентам и сотрудникам Академии, а также для администрирования системы ЭСБУС.

Система предназначена для автоматизации процессов использования студентами, профессорско-преподавательским составом, административным персоналом удостоверений личности: студенческого билета, зачетной книжки студента, читательского билета, удостоверения сотрудника.

При разработке системы использовались следующие элементы современных информационных технологий: Internet/Intranet - технология обмена информацией; клиент-серверная архитектура Системы с «тонким» клиентом на основе Веб-браузера; платформа Microsoft SharePoint 2010 для предоставления доступа к публичным сервисам студентам и сотрудникам Академии.

Сервисный портал электронных студенческих билетов и удостоверений сотрудников был разработан из следующих логических компонентов: подсистема «Публичные сервисы»; подсистема «Личный кабинет»; технологические модули, предназначенные, в том числе, для взаимодействия с внешними системами. Система работает через каналы связи на базе вычислительных сетей. В качестве базового протокола сетевого и межсетевого взаимодействия используется протокол TCP/IP. Для обеспечения информационного обмена компоненты системы работают в составе единой вычислительной сети.

В подсистеме «Публичные сервисы» открытая часть портала предоставляет информацию о преподавателях, работающих в Академии. Рядом с информацией по каждому преподавателю у студента (в случае, если он авторизован системой) отображается кнопка для связи с этим преподавателем посредством отправки сообщения на электронную почту. Открытая часть портала отражает организационную структуру Академии в виде сайтов подразделений, представляющих собой наборы статических страниц, она содержит график публичных мероприятий, проходящих на объектах Академии (соревнования, матчи, выступления и т.д.), Портал содержит ссылки на информационно-ресурсный центр (ИРЦ)

В подсистеме «Личный кабинет» информация отображается пользователям в соответствии с их ролью: «студент», «преподаватель», «сотрудник вуза». Для пользователей с ролью «студент» обеспечена возможность просмотра своих академических достижений (оценок, зачетов, отметок о посещении занятий). Соответствующие данные загружаются из АСУУП. Подсистема «Личный кабинет», загружая соответствующие данные из библиотечной системы «ИРБИС», обеспечивает пользователям возможность просмотра списка книг, выданных им библиотекой. Всем авторизованным пользователям доступен сервис «Расписание». Сервис содержит информацию об учебных событиях, а также о назначенных экзаменах в виде таблицы - расписания занятий. В подсистеме «Личный кабинет» содержится в виде календаря график внутренних мероприятий, проходящих на объектах Академии, аналогичный сервису публичных мероприятий в открытой части портала. Всем авторизованным пользователям доступен сервис «персональный календарь». Сервис отображает события пользователя в виде календаря, с

возможностью настраиваемого отображения на нем публичных и внутренних событий в разрезе дня, недели и месяца. Студентам обеспечена возможность самостоятельного добавления событий в свой персональный календарь личных мероприятий.

Система функционирует непрерывно (круглосуточно) в одном из следующих двух режимов - полнофункциональный режим и режим с ограниченной функциональностью. В полнофункциональном режиме работы система обеспечивает выполнение всех функций в полном объеме. Система функционирует в режиме с ограниченной функциональностью в случае отказа линий связи со смежными системами. Студентам интересна подсистема «Личный кабинет». Данный модуль предоставляет возможность выполнения следующих функций: просмотр расписания занятий учебных групп; просмотр своих академических достижений (оценок, зачетов, информации о посещаемости); просмотр перечня книг, выданных пользователю; создание и редактирование персонального календаря.

Информатизация образования, развитие современного учебного процесса на основе внедрения информационных технологий, методов интерактивного обучения и новых направлений самостоятельной работы студентов, внедрение компетентностного подхода направлены на решение задачи подготовки специалистов в соответствии с требованиями образовательных стандартов нового поколения. Для студента основным инструментом формирования его информационной культуры, получения им необходимых общекультурных и профессиональных компетенций стали информационные, облачные и интернет-технологии. Для преподавателя, практически решающего задачу объективной оценки учебных достижений студента, важными элементами современного учебного процесса стали методы компьютерного тестирования, балльно-рейтинговая система оценивания и система зачетных единиц ECTS. Эти системы позволяют сегодня реализовывать компетентностный подход к обучению в вузе. Эффективное использование этих систем возможно с помощью нового инструмента - электронного журнала. Модуль «Электронный журнал» позволяет студентам видеть свои баллы на информаторе, деканатам видеть информацию об успеваемости и посещаемости занятий студентами, учебному отделу - контролировать количество проведенных занятий преподавателями и выработку их индивидуальной нагрузки. В «Электронном журнале» была создана графа «дополнительные баллы за модуль» для тех, кто не набрал минимальный балл и не допущен к экзамену.

Для корректной работы с системой пользователь должен обладать следующими знаниями и навыками:

- общие навыки работы с операционной системой Windows XP - Windows 8;

- уверенное владение офисными пакетами Microsoft Office 2007-2013;

- знание функциональных особенностей системы и принятого порядка работы с ней в соответствии с правилами, изложенными дальше.

Для получения доступа к порталу необходимо запустить веб-браузер и в адресной строке указать http://esbus.sportacadem.ru/. После этого пользователь портала увидит главную страницу, доступную в том числе для неавторизованных пользователей.

Для портала электронного студенческого билета и удостоверения сотрудника была создана выгрузка из базы данных «1С» для просмотра всех выгружаемых данных на портале или инфомате. Для системы вывода расписания учебных занятий на экран мониторов, сайта и инфомата была сделана отдельная выгрузка из системы «1С:Университет ПРОФ» (рис.1).

Процедура-Вщру^1^Ршшгание() Экспорт ■

Ф^тПолнь1Й?<ЭтотО&ъект.Ф™л-|,',,.Вь1грузЕаРаспнсгшня.хтГ,;г Фай.т£Выгрузкн-= Новый ЗаписьХМЬД;*! Фа&тВьпрузки.ОткрыгьФайл(Фш1тПолный);г Ф айлВ ыгру з кн.З апи сагьОЬъяв лениеХМЬ О; ► г ф айлВ ыгру зки. 3 аписагьНачакоЭ лементаСИоо:"):*" ФайлВыгрузкн.ЗапнсатьСоотЕетстЕнеПространстваИменС'х^Г',-

Д ахаН ачала.^?[Э тогОбъект. Д атаНач ала=Д ата( 1,-1,-1), ■ Дата(2000,01,01,01,01,01), ЭтотО&ьект. Д атаНачала)

ДатаОкончання^?£ЭтотО&ъект. ДатаОкончаш1я=Дата( 1,1,1),-Дата(2210.01.01.01.01.01).этот0бъект.дата0кончаш1я)*" Запрос - Новьш-Запрос:г Запрос.Текст = г

- "ВЫБРАТЬ*"

УчебнынПлан.Ссьгжа КАК СсылкаНаУПД -» УчебнынПлан. Специальность .г УчебныйПлан.Факультет*^ ПОМЕСТИТЬ В ТУЩ

изг

-*■ ДоЕумент.УчебныиПлан КАК УчеоныйПлаи*"

Рис. 1. Пример выгрузки из системы «1С: Университет ПРОФ» для модуля

«Расписание»

На инфомате главная страница портала содержит список новостей и публичных мероприятий Академии. Количество элементов в данных списках ограничено и по умолчанию составляет 3 элемента.Для просмотра подробной информации о любом событии необходимо нажать на него. В открывшемся окне будут отображены дата события, заголовок, полный текст события, а также картинка, сопровождающая данное событие, например, как на рис.2. Допускается прикрепление только одной картинки к событию.

Публичные мероприятия Открытие тренажерного зала

темою1 гвп&лжагукт' КОМАЦВД Щ Общий доступ ® '-¡бегчч поолвхч

¿103.3014 МО0 - 1МЮ

Открытие (ренажерного зала

Моста; УчеСио лаЕхчглгарный ворпуе ЛонОлхспсй академии сжфП к )>ргйм«

1мрыТк

V

Рис. 2. Подробные сведения о событии

Также на главной странице в нижней части располагается перечень внешних систем и сайтов, как показано на рис.3.

■ в

* *

Ц|[ Ирбис

•^Г ИРЦ Э СДО

Д Инфорекгор 3* ууд

0_ УМТР

Рис. 3. Главная страница портала

В разделе Календарь пользователь может ознакомиться со сводным календарем событий, содержащим:

- публичные мероприятия, отображаемы на главной странице;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внутренние мероприятия Академии;

- личные мероприятия пользователя.

Пользователю инфомата доступны такие возможности работы с календарем, как переключение между месяцами и годами, просмотр подробной информации о событии в календаре, а также добавление в календарь личных мероприятий. На рис.4

показано, как выглядит сводный календарь пользователя.

Л? I ЧМ>Ш(!ь Лиг» событий

Мои мероприятия

ПЕ*3 -

ММСМ»*!

Рис. 4. Сводный календарь пользователя

Для добавления личного мероприятия в календарь необходимо воспользоваться вкладкой "События элемента" навигации «Лента» и выбрать пункт "Создать событие", как показано на рис.5. В открывшемся окне необходимо указать дату проведения мероприятия, название и описание мероприятия.

Рис. 5. Добавление личного мероприятия

В разделе «Расписание» пользователь имеет возможность просмотреть расписание учебных занятий для любой учебной группы, как показано на рис.6.

А

Помл жсхш

государгтмнмя шцдемия '■ фишчккой культуры,

ч, спорта и тури ми

РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ

08 АПРЕЛЯ

Группа Начала занятий Дисциплина Тип занятия Преподаватель Аудитория Статус

№216 13:00 Организация и управление в избранном виде спорта Практическое занятие Савосина М. Н. Е802 Проводится

№218 13:00 Аэробика Практическое занятие Косулина В. В. В202 -ашт

№221 13:00 Туропврейтинг Практическое занятие Зиганшина В. В. Е401 Переносится

№231 13:00 Культура делового общения Практическое занятие Аппакова-Шосина Н. 3. ЕБ11 Проводится

№241 13:00 Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг Практическое занятие Кулягина Н. Г. ЕБ02 Проводится

Рис. 6. Расписание учебных занятий

В расписании видно, какие занятия проводятся, какие переносятся или не проводятся. Перед тем, как начать проведение занятия, преподаватели авторизуются в системе «1С: Университет ПРОФ». В период проведения занятия система регулярно (каждую минуту) проверяет, не авторизовался ли кто-либо из преподавателей, проводящих в данный момент занятие в аудитории. Если такие значения найдены, то статус соответствующего занятия меняется на "Проводится", если оно не было изменено ранее (т.е. если статус занятия "Состоится согласно расписанию" или "Задерживается").

Пользователям доступен виртуальный тур по Академии. Виртуальный тур представляет собой интерактивную карту города Казань с нанесенными на нее объектами Академии - спортивными объектами, учебными корпусами и другими, как показано на рис.7. Для пользователя доступно изменение масштаба карты, отображение в полноэкранном режиме, а также просмотр различной информации об объектах, нанесенных на карту.

Рис. 7. Виртуальный тур по Академии

Инфомат позволяет получить доступ к электронно-библиотечной системе ИРБИС после перехода в раздел «Библиотека». При этом электронно-библиотечная система ИРБИС будет отображена для пользователя в заданной области интерфейса портала ЭСБУС (фрейме). Студентам и сотрудника Академии доступны все возможности, предоставляемые системой ИРБИС - заказ литературы, получение сведений о взятой литературе и другие.

В разделе «Лента событий» пользователь имеет возможность посмотреть сведения обо всех событиях, размещенных на портале, которые еще не начались либо еще не завершились, на рис.8 показана лента событий. Каждое событие в ленте сопровождается датой начала и окончания, типом мероприятия, заголовком и текстом события. Первыми в списке отображаются те события, дата начала которых является самой поздней.

Рис. 8. Лента событий пользователя

В разделе «Преподаватели» отображаются сведения о профессорско-преподавательском составе Академии с группировкой по кафедрам в виде дерева. В разделе «Успеваемость» пользователь портала может посмотреть сведения о текущей успеваемости, а также получить все необходимые сведения об имеющихся у него задолженностях.

Пользователям инфомата доступен переход на внешние системы и сайты (см. рис.3). Для того, чтобы открыть страницу внешнего ресурса, необходимо перейти на главную страницу портала и в нижней части нажать на ссылку с наименованием необходимой системы или сайта. Главная страница выбранного ресурса откроется в этом же окне.

Внедрение системы «1С: Университет» позволило улучшить систему менеджмента, облегчить принятие обоснованных и своевременных управленческих решений, координировать действия подразделений, направляя их усилия на достижение общих стратегических задач, повысило эффективность делопроизводства, увеличило точность расчетно-аналитической работы, дало возможность перейти на новые технологии обработки данных.

Заключение

Для успешной реализации педагогической системы необходимо выполнение ряда педагогических условий [10], [11]:

1) сочетание эвристичности и технологичности инновационно-образовательной деятельности вуза;

2) творческое саморазвитие педагогов при прогностичности результатов обучения;

3) использование ресурсов качества инновационно-образовательной деятельности посредством реализации инновационного потенциала педагогов высшей школы;

4) готовность преподавателей вуза к инновационно-образовательной деятельности и ее информационно-аналитическому сопровождению;

5) наличие необходимых психолого-педагогических управленческих компетенций у руководителей вуза и его подразделений;

6) педагогический анализ внедряемых образовательных инноваций и их результатов;

7) рассмотрение студента как партнера педагогического общения;

8) создание в вузе информационно-инновационной среды.

Разработанное решение по созданию единого информационного

пространства Академии позволило обеспечить автоматизацию управления различными процессами образовательной, научно-исследовательской, воспитательной и тренировочной деятельности, существенно упростить работу сотрудников, преподавателей, студентов по основным направлениям образовательного процесса.

Литература

1. Торкунова, Ю.В. Квалитативное информационно-аналитическое сопровождение как инструмент повышения качества инновационно-образовательной деятельности //Dny vedy: Materialy VIII mezinarodm vedecko - prakticka konference. Dil 27. Pedagogika: - Praha: Publishing House «Education and Science» s.r.o. - 2012- С. 14-17

2. Федоров А.И. Информатизация высшего физкультурного образования: проблемы и пути решения. - Физическая культура: состояние, перспективы, проблемы. Челябинск. - 1999. -С. 58-60

3. Астафьева Н.Е., Филатьева Л.В. Информационные технологии в системе повышения квалификации работников образования // Информатика и образование, 2001, №4, с.35-39

4. Логвиненко Ю.В. Дидактические преимущества применения новых информационных технологий в образовательном процессе // Вектор науки ТГУ, серия «Педагогика, психология». - 2011. - № 1. - С. 106-109

5. Скворцова С.А. Педагогические условия формирования компетентности будущих специалистов в процессе профессиональной подготовки // Вектор науки ТГУ, серия «Педагогика, психология». - 2011. - № 1. - С. 155-158

6. Кучай А.В. Подготовка будущего учителя в современных условиях информационного общества // Век- тор науки ТГУ, серия «Педагогика, психология». - 2010. - № 2. - С. 78-81

7. Афзалова А.Н. Использование мобильных технологий для организации самостоятельной работы студентов// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» -

2012. - V.15. - №4. - С.497-505.

URL : http://grouper. ieee.org/groups/ifets/russian/depository/v 15_i4/pdf/9.pdf (дата обращения: 01.07.15)

8. Голицына И.Н. Социальные сети как виртуальное образовательное пространство. // Школьные технологии. - 2013. -№4. - С.146 -154.

9. Голицына И.Н., Афзалова А.Н. Использование облачных вычислений в образовательном процессе [интернет]// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)» ■ 2014. - V.17. - №2. - С. 460-468. - ISSN 1436-4522.

URL:http://ifets.ieee.org/russian/depository/v17_i2/pdf/10.pdf (дата обращения: 01.07.15)

10. Торкунова, Ю.В. Методические рекомендации по развитию инновационно-образовательной деятельности в высшем учебном заведении.- 2014 - Казань: Юниверсум,. - 64 с.

11. Тогкцпоуа, J.V. Features of design of technology of qualitative information and analytical maintenance innovative and educational activity in higher education institution (SCOPUS) [электронный ресурс] - Life Sci J 2014.

URL: http://www.lifesciencesite.com/lsj/life1108s/ (дата обращения: 01.08.15)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.