Социальное программное обеспечение в современном профессиональном образовании
Ирина Николаевна Голицына доцент, к.ф.-м.н.
Казанский (Приволжский) федеральный университет, ул.Кремлёвская, 35, г. Казань, 420008, (843)2337347 golitsina@mail. m , Irina. Golitsyna@gmail.com
Аннотация
Обсуждаются возможности использования в образовании социального программного обеспечения, на базе которого строятся социальные сети, блоги, вики. На примере экономических и междисциплинарных информационно -экономических направлений профессиональной подготовки показано, что социальные сети можно рассматривать, как средство развития некоторых компетенций высшего профессионального образования. Уделено внимание рассмотрению возможностей технологии вики в организации учебной деятельности.
The possibilities of using in the education of social software, on which are build social networks, blogs, wikis are discussed. On the examples of economic and interdisciplinary information-economic training is shown that social networks can be seen as the means to develop some competences of higher education. Attention is paid to the consideration of wiki technology possibilities in the organization of training activities.
Ключевые слова
социальное ПО, социальные сети, ФГОС ВПО, общекультурные компетенции, профессиональные компетенции, экономическое и информационно -экономическое образование, технология вики, организация учебной деятельности
social software, social networking, Federal state educational standards of higher education, general cultural competence, professional competence, economic and economic-information education, wiki technology, the organization of training activities
Введение
Термин «социальное программное обеспечение» (social software) введен в употребление в 2002 году Клеем Ширки (Clay Shirky) [1], писателем и преподавателем по социальным приложениям интернет - технологий, который определил социальное ПО просто как «программное обеспечение, которое поддерживает групповое взаимодействие».
Стоув Бойд (Boyd) [2] предложил три определяющие характеристики социального ПО:
• Поддержка разговорного взаимодействия между отдельными лицами или группами от обмена мгновенными сообщениями в реальном времени в среде до асинхронного командного обсуждения. Эта категория также включает совместное комментирование в блогосферах .
• Поддержка социальной обратной связи, которая позволяет группе оценить вклад других, явно или неявно, приводя к созданию цифровой репутации.
• Поддержка социальных сетей для создания и управления цифровым выражением личных взаимоотношений людей и для помощи в построении новых взаимооотношений.
Оуэн (Owen) и др. в [3] расширили это определение, включив признание того, что социальное ПО также характеризуется преимуществами сообщества: когда многие пользователи извлекают пользу от других пользователей, действуя социально-ориентированными способами. Это вытекает из убеждения, что целое может быть больше, чем сумма его частей, и согласованные социальные действия других полезны всем нам. Развитие социального ПО и изменение целей в области образования происходит в одном и том же направлении. Некоторые из ключевых атрибутов социального программного обеспечения в отношении образования таковы [3]:
• Обеспечивается связь между группами. Есть неявные механизмы, которые позволяют заинтересованным группам виртуально соединяться - быть в курсе дел друг друга, рассматривать действия друг друга так, чтобы эти действия были в интересах каждого другого члена сообщества.
Социальное ПО:
• позволяет обеспечивать связь между многими людьми. Если авторы желают, все их работы может получить весь остальной цифровой мир. Доступ возможен для экспертов и начинающих, таким образом, социальное ПО предоставляет системы, в которых эксперты и новички могут работать вместе.
• Обеспечивает сбор и совместное использование ресурсов. Оно предоставляет средства сбора и распространение материала. Простое действие, такое, как выложить праздничные снимки на сайте поиска фотографий, может дать участникам понимание местоположения друг друга, или доведение до других своей текущей работы, может и информировать других участников, и предоставить критическую обратную связь.
• Обеспечивает совместный сбор и индексирование информации. Знания не ограничиваются исторически созданным видением учебных программ. Существуют новые способы организации и поиска объектов знаний, которые интересуют и отдельных участников, и группы, с которыми у них общие интересы.
• Позволяет осуществлять синдикацию и помогает персонализации приоритетов. Существуют механизмы, которые будут пассивно активными. Вы можете выбрать, в курсе каких информационных потоков вы хотите быть, и эта информация сама будет приходить к вам, а не вы будете искать ее. Это поможет вам быть как в курсе сетевой деятельности ваших коллег, так и информационных потоков, которые на самом деле приоритетны для вас.
• Имеет новые инструменты для агрегации знаний и создания новых знаний. Массовое использование MP3-плееров свидетельствует о движении к сбору материала из многих источников и агрегированию его для нашего личного пользования. Есть также инструменты, которые позволяют изменять содержание и включать его в новые формулировки: так называемая концепция смешения (the concept of a mash-up).
• Обеспечивается на многих платформах, которые необходимы для создателя, получателя и контекста. Создатели и пользователи социального ПО и содержания знают, что их жизнь не ограничивается настольными компьютерами, они используют многие медийные средства: мобильные телефоны, КПК, MP3-плееры и игровые пульты. Они все больше ожидают, что
цифровая часть их жизни будет интегрироваться в контекст их внутренних потребностей.
Социальное ПО включает в себя широкий спектр различных видов деятельности. Наиболее известны интернет - форумы, социальные сети и сайты знакомств. Однако, такие приложения, как многопользовательские онлайн -игры и интернет -сообщения также можно рассматривать как социальное ПО, так же как групповую электронную почту и телеконференции. В секторе образования растет интерес и увеличивается популярность таких приложений, как блоги, вики и социальные закладки. Появляются также новые формы совместной работы, основанные на совместном построении документов, а не индивидуальных блогах.
В частности, наша работа по созданию электронных учебных ресурсов средствами интернет - технологий [4,5] показывает, что для современных студентов виртуальное пространство является привычной средой для обучения, взаимодействия и создания учебных ресурсов, которые могут использоваться и совершенствоваться в сотрудничестве с преподавателями и другими студентами.
Социальные сети, как виртуальное образовательное пространство
В настоящее время наблюдается быстрый рост активности молодежи в социальных сетях, который становится одной из главных примет времени.
По данным компании TNS Gallup Media на сентябрь 2012 года (www.tns-global.ru), общая аудитория пользователей Интернет в городах России с населением более 100 тыс. человек составляет около 40 млн. человек (41, 8 млн. - месячная аудитория, 39 млн. человек - недельная аудитория), при этом пользователями Интернета являются:
97% молодежи 12-17 лет и
98% молодежи 18-24 лет независимо от пола,
98% учащихся (6,9 млн человек),
в среднем они проводят в Интернете 114 минут в день.
61,5% (27,8 млн.чел.) всех пользователей Интернета являются участниками социальной сети «В контакте», 48,3% (21,8 млн.чел.) - «Одноклассники», 39,4% (17,8 млн.чел.) - «Мой мир», 29,3% (13,2 млн.чел)- LiveJournal. На рис.1. приведена динамика изменения месячной аудитории социальных сетей в России с марта 2010 года по сентябрь 2012 года.
Динамика
• Mart га Мои мир • Odnctdassmki iu ф Vfccom • LrveJoumsI сот
3790»
зоэг»
период
Рис.1. Динамика изменения месячной аудитории социальных сетей в городах России с населением более 100 тыс. жителей по данным
TNS Gallup Media
Анализ структуры аудитории Интернета за месяц, по данным той же компании, показывает, что:
94,6% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет , 87% в возрасте 18-24 лет, 83% учащихся являются участниками социальной сети «В контакте»;
50,9% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет , 37% в возрасте 18-24 лет, 37% учащихся являются участниками социальной сети «Мой мир»;
48% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет, 45,5% в возрасте 18-24 лет, 32% учащихся являются участниками социальной сети «Одноклассники»;
45% пользователей Интернета в возрасте 12-17 лет, 45,8% в возрасте 18-24 лет, 51% учащихся являются пользователями блогов LiveJoumal.
В педагогической науке феномен роста активности молодежи в социальных сетях широко обсуждается и изучается, идет активный поиск путей использования социальных сетей для нужд образования и развития молодежи .Социальные сети все более становятся объектом изучения и использования профессиональных преподавателей и целых университетов, которые поставлены перед проблемой выбора той или иной формы взаимодействия студентов и преподавателей в социальных сетях. Сегодня все чаще говорят об образовании 2.0, как об одной из альтернативных моделей развития обучения. Как правило, под образованием 2.0 (англ.: E-learning 2.0) понимают совокупность базовых принципов, определяющих образовательные стратегии, которые реализуются при помощи виртуальных социальных сетей и мобильных интернет -технологий [6].
Исследователи считают, что использование цифровых технологий является основой для реализации возможностей персонализации образования, пространством для сотрудничества и позволяют развивать умения учиться. Они утверждают, что использование цифровых технологий позволит учащимся учиться вместе, сотрудничать и накапливать знания, включающие и персональную информацию, в том числе полное имя, возраст, учебное заведение и местоположение учащихся, а
также их фотографии. С одной стороны, у взрослых растет обеспокоенность в отношении безопасности и неприкосновенности частной жизни молодых людей, так как дети и молодые люди все чаще становятся авторами блогов, в которых они могут публиковать личную информацию. Кстати, на ее основе уже проводятся разного рода социальные исследования, в том числе социологические и другие. Исследованиями Интернет и сетевых сообществ интересуются специалисты из многих областей знаний, таких как психология, лингвистика, социология, философия и др. Наибольшая эффективность, несомненно, достигается на стыке этих наук, кроме того, появляются новые научные направления, претендующие на целенаправленное исследование Интернета или определенных его сторон в качестве объекта (например, компьютерно - опосредованная коммуникация, лингвистика Интернет, киберкультура) [7].
Иное толкование последствий этих мероприятий предложено исследователями цифровой культуры детей. Эти исследователи предполагают, что дизайн и верстка блогов молодых людей является проявлением их самоидентичности. Большая часть содержания посвящена симпатиям и антипатиям, хобби, друзьям, текущему настроению и другим личным вопросам. Исследователи предполагают, что деятельность этих молодых людей имеет целью создание и прогнозирование их новой тождественности в рамках группы друзей. Блоги, как и мобильные телефоны и другие технологии, расширяют рамки социальной и эмоциональной работы для молодых людей ([8], упоминается в [3]).
Блоги представляют собой некое пространство для самореализации, генерирования нового знания, интересного для персональных пользователей блогов и групп. Можно предположить, что именно потребность в самореализации, возможность генерировать новое знание приводит к постоянному росту участников блогов во всем мире, в том числе и в России.
Участники блогов и социальных сетей являются создателями контента, который содержит как личную информацию, так и информацию образовательного характера. Группы участников делятся друг с другом информацией в области литературы, искусства, истории, географии, техники, в том числе и профессиональной информацией. Другим преимуществом этих сообществ можно считать возможности сотворчества, креативности, которые развиваются вместе с сервисами Интернета от оффлайновых/онлайновых технологий до создаваемых совместными усилиями Интернет - ресурсов (блоги, вики, подкасты, Р2Р) [7]. Исследователи подчеркивают нарастание в современной образовательной практике средств оценивания, ориентированных на самостоятельную творческую деятельность учащихся, а не на воспроизведение ими ранее услышанной от учителя информации, при этом рассматриваются различные формы организации личного учебного пространства [9].
По мнению Майка Далворта [10], в современном мире постепенно происходит переворот: люди начинают понимать, что общение в социальных сетях - это ключ к обучению, причем в самых разных областях. Он отмечает, что «обучение в социальной сети может оказаться эффективнее любых других- видов учебы: здесь вы учитесь у людей, которые «плавали и знают».
Формирование компетенций профессионального образования в социальных сетях
Можно констатировать, что общение в социальных сетях способствует также формированию компетенций, которые являются составной частью профессиональной подготовки специалистов разных областей знания. Мы рассмотрели компетенции,
определяемые Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения [11], для специалистов экономического и управленческого профиля, направлений подготовки: 080100 Экономика 080200 Менеджмент 080400 Управление персоналом 081100 Государственное и муниципальное управление)
а также специалистов с междисциплинарной подготовкой, направления подготовки
222000 Инноватика 080500 Бизнес-информатика 221400 Управление качеством,
230700 Прикладная информатика.
Быстрое внедрение информационных технологий и информационных систем в профессиональную деятельность специалистов экономических специальностей приводит к сближению экономической и междисциплинарной информационноэкономической профессиональной подготовки. Экономисты с хорошей информационно-компьютерной подготовкой, также как специалисты информационного профиля с экономическими знаниями, становятся все более конкурентоспособными на рынке труда [12].
В таблице 1 приведены формулировки компетенций, которые в основном формируются в процессе внеучебной работы студентов, в том числе и непосредственно при общении в социальных сетях. Во втором столбце таблицы приведены названия специальностей, квалификация и номера общекультурных (ОК) и профессиональных компетенций (ПК) в соответствии с ФГОС ВПО.
Таблица 1. Компетенции специалистов экономических и междисциплинарных информационно-экономических направлений, которые формируются при
общении студентов в социальных сетях
Формулировка компетенции Специальность, квалификация, номер компетенции по ФГОС ВПО
Владеет навыками работы с компьютером как средством управления информацией Управление качеством. бакалавр (ОК-13) Менеджмент. бакалавр (входит в ОК-17) Управление персоналом, бакалавр (входит в ОК-18) Экономика. бакалавр (входит в ОК-13) Бизнес-информатика. бакалавр (входит в ОК-13) Инноватика, бакалавр (входит в ОК-12)
Способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях Бизнес-информатика. бакалавр (ОК-13) Прикладная информатика. бакалавр (ОК-13); Управление качеством .бакалавр (ОК-14) Менеджмент бакалавр. (входит в ОК-18) Экономика бакалавр. (входит в ОК-13) Управление персоналом, бакалавр (входит в ОК-19)
Владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки Управление качеством. бакалавр (ОК-12) Бизнес-информатика. бакалавр (входит в ОК-12)
информации Менеджмент бакалавр (входит в ОК-17) Экономика бакалавр (входит в ОК-13) Управление персоналом, бакалавр (входит в ОК-18) Государственное и муниципальное управление, бакалавр (входит в ОК-8) Государственное и муниципальное управление, магистрр (входит в ОК-11) Управление персоналом, магистр (входит в ОК-3, ПК-39) Прикладная информатика, бакалавр (входит в ОК-1); Инноватика, бакалавр (входит в ОК-12)
Осознает сущность и значение информации в развитии современного общества Менеджмент, бакалавр (входит в ОК-16) Экономика. бакалавр (входит в ОК-12) Управление персоналом, бакалавр (входит в ОК-17) Бизнес-информатика .бакалавр (входит в ОК-12) Управление качеством. бакалавр (входит в ОК-18) Инноватика. бакалавр (входит в ОК-11)
Способен соблюдать основные требования информационной безопасности Экономика, бакалавр (входит в ОК-12) Управление качеством, бакалавр (входит в ОК-18) Инноватика. бакалавр (входит в ОК-11)
Способен работать с информацией из различных источников Бизнес-информатика, бакалавр (ОК-16) Управление персоналом, бакалавр (входит в ПК-41, ПК-48, ПК-49)
Способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии Экономика, бакалавр (ПК-12) Менеджмент. бакалавр (входит в ОК-19) Государственное и муниципальное управление, бакалавр (входит в ОК-9) Управление персоналом, бакалавр (входит в ОК-20, ПК-62);
Способен самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения, в том числе в новых областях знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности Управление качеством, магистр (ОК-6); Прикладная информатика, магистр (входит в ОК-7) Экономика. магистр (входит в ОК-3)
В процессе общения в социальных сетях у учащихся и студентов совершенствуются навыки работы с компьютером, способность работы в глобальных
компьютерных сетях, развиваются навыки электронной коммуникации и т.п., что создает основу для формирования общекультурных и профессиональных компетенций, необходимых в будущей профессиональной подготовке.
Технология Вики в организации учебной деятельности
Вики — это технология быстрого создания гипертекстовых страниц в Интернет или на сервере локальной сети. Программное обеспечение Вики позволяет легко загружать контент в Интернет, при этом важно, что он может редактироваться другими читателями. Одним из наиболее известных примеров является Википедия, онлайн - энциклопедия. Принципом работы Википедии является то, что знание группы больше, чем у человека, и что группа, которая его использует, является одновременно группой, которая создает. Таким образом, группа решает, когда должны быть созданы новые статьи, и в рамках совместного редактирования записей выходит статья, которая удовлетворяет потребностям группы. Вики могут быть использованы в качестве своего рода социальной асинхронной записной книжки для специфических потребностей небольших групп
В случае Википедии существует критическая масса пользователей, которые подключились к "предполагаемой конституции ", которая сразу убирает случайные акты саботажа, и участвует в общих усилиях по созданию контента. Использование ссылок на Википедию широко используется в образовании, в том числе при разработке дистанционных курсов (см. например, [13]). Помимо Википедии целом в мире существует множество проектов, построенных на тех же принципах, например WikiVersity [14] - сообщество для совместной разработки учебных материалов. Среда МедиаВики предоставляет возможность построения личного учебного пространства, которое поддерживается в среде благодаря отдельному пространству имен Участники, где каждый участник получает свое личное пространство. Предлагаются различные формы организации учебного пространства, например, Патаракин, Ярмахов [9] предлагают подход, построенный на создании портфолио учащегося и конструировании комплексного личного учебного пространства учащегося.
Даффи, Брунс (Duffy, Bruns) ([16] приведено в [15]) приводят список из следующих возможных использований вики в образовании:
• Студенты могут использовать вики для развития научно-исследовательских проектов, с сохранением в вики текущей документации своей работы.
• Студенты также могут добавить резюме своих мыслей после чтения предписанных источников, создавать в вики совместную аннотированную библиографию.
• Вики можно использовать для публикации учебных и раздаточных материалов, и студенты могут редактировать и комментировать их прямо у всех на виду.
• Учителя могут использовать вики в качестве базы знаний, что позволяет им делиться размышлениями и мыслями по поводу методов обучения, а также возможностей версий и документации.
• Вики можно использовать для отображения понятий. Они полезны для мозгового штурма, и редактирование вики по заданной теме позволяет подготовить ресурс, доступный в сети.
• Вики можно использовать как инструмент презентаций вместо обычного программного обеспечения, и студенты имеют возможность напрямую комментировать и пересмотреть содержимое презентации.
• Вики является инструментом группового соавторства. Часто члены группы совместно работают над документом, пересылая каждому члену по
электронной почте группы файлов, которые каждый человек изменяет на своем компьютере, а некоторые пытаются затем сделать изменения для координации, чтобы работа каждого была представлена в равной степени; использование вики собирает членов группы вместе и позволяет им создавать и редактировать документ на одной и той же центральной вики- странице. Среда вики может использоваться для реализации совместной проектной деятельности студентов [15,17]. Подчеркивая, что Вики является легким решением при управлении проектами, Крогсти (Krogstie) [17] выделяет следующие функции вики, важные для организации проектной работы: Вики является одновременно хранилищем знаний, средством организации этапов проектной деятельности, механизмом координации работы и общим рабочим пространством для проектных групп.
Следует отметить, что технологии вики используется для обмена информацией и в профессиональных междисциплинарных проектах, например Сингх (Singh) и др. [18] приводят исследование использования Вики в сочетании с другими инструментами для организации информационного обмена между инженерами-экологами из различных организаций.
Технология вики очень удобна для учащихся и преподавателей. Изучив несложный язык вики-разметки, можно размещать в открытом доступе учебные материалы, организовывать обсуждение по разным вопросам, привлекать учащихся к самостоятельной работе по разработке Интернет-ресурсов. Технология вики является действенным средством привлечения студентов к созданию учебных Интернет -ресурсов через взаимодействие с преподавателями и другими студентами.
Нами совместно со студентами проводится работа по созданию учебных ресурсов средствами среды ВикиУчебник (http://wikibook.0fees.net/) [5], в настоящее время созданы электронные образовательные ресурсы по дисциплинам «Сетевая экономика» (http://m.wikibooks.org/wiki/Сетевая_экономика), «Мировые
информационные ресурсы» (http://ru.wikibooks.org/wiki/Мировые_информационные _ресурсы), «Средство разработки веб-приложений Visual Studio на основе ASP.NET» (http://ru.wikibooks.org/wiki/Средство_разработки_веб-приложений_Visual_Studio_на _основе_ASP.NET). Учебные ресурсы снабжены презентациями по темам дисциплин, связаны гиперссылками с учебными и профессиональными ресурсами Интернет. На рис. 2 приведена первая страница учебного курса «Мировые информационные ресурсы».
Мировые *H(pOC*iai4»tQHKb*£ ресурсы
Спинищ»* г«*<■»«« in amwwww Имей ччм» пцшш
спммгмсс** 'П(мтк»«м тфсрмик» |а ммммни
Сщцам»
Рис. 2. Первая страница учебного курса «Мировые информационные ресурсы»
Данная работа одновременно сочетает в себе несколько видов образовательной деятельности:
1. Проектная деятельность: работы являлись дипломными проектами по созданию электронных учебных ресурсов.
2.Учебная деятельность: учебное содержание курсов определяется
Государственными стандартами или учебными программами дисциплины, но студенты не ограничены в выборе источников для формирования курса, тем самым самостоятельно отбирая учебное содержание для построения курса. В этом виде деятельности используются технические возможности Вики и информационные ресурсы Интернет.
3. Сотрудничество: создание курса происходит в сотрудничестве с
факультетом и кафедрой, которые регламентируют темы и сроки выполнения работы, руководителем дипломного проекта и рецензентом.
4. Практическое использование: результаты разработки используются нами как в рамках традиционного обучения, так и при организации самостоятельной работы студентов, они могут быть использованы и в рамках дистанционного образования и мобильного обучения. При этом будущие пользователи -преподаватели и студенты имеют возможность улучшать проект, изменять его в соответствии со своими предпочтениями или новыми требованиями к учебному содержанию.
В выполнении этой работы используются как технические возможности Вики, так и функции Вики, важные для организации проектной работы [17]: Вики является одновременно хранилищем учебного содержания, средством организации этапов деятельности над дипломным проектом, механизмом координации работы над разрабатываемым ресурсом и общим рабочим пространством для студента, преподавателя и связанных с разработкой дипломного проекта участников.
С другой стороны, технология вики позволяет привлекать к ограниченному учебному содержанию гиперссылки на профессиональные интернет-ресурсы, тем самым расширяя образовательное пространство и формируя динамичную образовательную среду, соответствующую характеру подготовки современных специалистов [5].
Заключение
Спектр социального ПО обширный и он растет. Социальное ПО обеспечивает публикацию в мультимедиа, средства сбора и исследования. Существует крупное коммерческое признание его важности как крупными интернет- компаниями по продажам, так и компаниями социальных ПО. Современное социальное ПО позволяет пользователям общаться, сотрудничать и опубликовать разными способами, в различных средах, и это также помогает учащимся действовать вместе, чтобы построить базы знаний, которые соответствуют их конкретным потребностям.
Примечательно, что с доступом к Интернет- технологиям социальное ПО позволяет людям делать то, что они явно хотят сделать сами, и так они обнаруживают больше возможностей для своей деятельности и развития социального ПО. Поэтому социальное ПО удовлетворяет потребности, которые тесно сопоставляются с образовательными потребностями и образовательными программами. Социальное ПО существует для личных услуг в Интернете, и следовательно, речь идет о персонализации. Оно изначально социально, и выгоды использования социального ПО - это выгоды, которые приходят от сотрудничества. Значение для образования ясно, и развитие социального программного возможностей значительно влияет на образование [3].
Открытие новых способов преобразования нашей жизни с использованием цифровых технологий не замедляется. В последние годы мы становимся свидетелями появления новых инструментов и услуг. Некоторые из них были охарактеризованы как Web 2.0, некоторые из них характеризуется как социальное программное обеспечение. Проявление этих новых инструментов и услуг в том, что они используются для создания, управления, обмена и распространения знаний. Ключевыми словами стали создание, сотрудничество и связи. Эти технологии меняют способы, с помощью которых мы можем иметь дело со знанием.
В этой связи возникает два вопроса для тех, кто занимается в сфере образования. Во-первых, они поставляют образовательным учреждениям новые инструменты и новые и полезные способы обучения. Во-вторых, предполагается, что из-за изменения характера управления человеческими знаниями должны измениться приоритеты в том, чему нужно учиться. Отдельный учащийся имеет много вариантов, доступных для его личного обучения. Список активности социального ПО длинный и продолжает расти, однако есть также необходимость соответствия в рамках формального образования. Эти технологии обеспечивают механизм для преобразований в сфере образования, что дает им преимущество в образовании. Это включает в себя изменения в видении электронного обучения для более открытого подхода к приобретению, организации, созданию и оценки знаний: E -learning 2.0.
Оуэн и др. [3] формулируют следующие вопросы для обсуждения, которые ставит перед образованием появление технологий социального ПО:
Как мы реагируем на потребности информационного общества (новый выбор в жизни и новые формы занятости)?
Как образовательные учреждения собираются реагировать на изменения, и имеет ли социальное ПО место в новом сценарии?
Как мы можем помочь учителям и поддержать обновление учебных программ, чтобы принять практики обучения и жизни, которые возникают в информационную эпоху?
Как мы можем соединить возможности C-обучения (обучения с помощью социальных сетей) с информированным профессионализмом?
Как мы можем признать и подтвердить знания, которые некоторые молодые люди уже имеют за счет использования социального ПО?
Какие изменения в области закупок и политики закупок должны быть сделаны в обеспечении социальным ПО при равных возможностях с другими системами ИКТ?
Каким образом мы стимулируем совместимость? Какие шаги необходимо предпринять для обеспечения открытых и неограничительных стандартов в случае необходимости для поставщиков образования?
Что можно сделать для стимулирования появления нового инновационного социального программного обеспечения, специально предназначенного для поддержки образовательной деятельности?
Эти вопросы остаются открытыми, и можно только констатировать, что потенциал социального ПО существенно превышает те возможности, которые используются в образовании в настоящее время. В настоящей статье показано, что активная деятельность молодежи в социальных сетях способствует формированию компетенций, необходимых в профессиональном образовании, технология вики позволяет организовывать различные виды учебной деятельности в процессе профессиональной подготовки и формировать динамичную образовательную среду для подготовки современных специалистов.
Благодарности
Выражаю искреннюю благодарность доктору Биргит Р. Крогсти (Krogstie Birgit R. - Норвежский университет науки и технологий - NTNU) за обсуждение вопросов использования вики в проектной работе студентов и предоставление текстов нескольких полезных публикаций, ссылки на которые приведены в данной статье.
Литература
1. Shirky Clay, Social Software and the Politics of Groups, 2003. Доступно на Clay
Shirky's Writing About the Internet. - URL:
http://shirky.com/writings/group_politics.html (дата обращения 09.11.2012)
2. Boyd, S (2003). Are You Ready for Social Software? - URL: http://www.darwinmag.com/read/050103/social.html (дата обращения: 20.04.10)
3. Owen Martin, Lyndsay Grant, Steve Sayers and Keri Facer. Social software and learning,
Futurelab, July 2006. - http://www.futurelab.org.uk/resources/publications-reports-articles/opening-education-reports/Opening-Education-Report199 (дата обращения 09.11.2012)
4.Ирина Голицына. Информационно-коммуникационные технологии в современном образовании. Некоторые аспекты информатизации образования. - LAP LAMBERT Academic Publishing. - 2012.- 134 с.
5. И. Н. Голицына, А.Н. Афзалова. Формирование образовательной среды ИТ-
специалистов на основе веб-технологий // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -2012. - Том 15. - №3. - C. 424-433. - ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
6. Горошко Е. И., Самойленко С. А. Твиттер как разговор через контекст: от
Образования 2.0 к Образованию 3.0? // Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -2011. - Том 14. - № 2. - C. 502-530. - ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
7. И.Н. Розина. Виртуальные исследовательские сообщества: от зарубежных
моделей к отечественным примерам// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -
2009. - Том 12. - № 2. - C. 389-408. - ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/journal.html
8. Ito and Okabe . Technologies of the childhood imagination: Yu-Gi-Oh!, media mixes and otaku digital generations. Children, Young People and New Media - CSCYM, 2004.
9. Е.Д. Патаракин, Б.Б. Ярмахов. Формирование личного учебного пространства в
сети электронных коммуникаций// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -2008. - Том 11.-№ 2. - C. 416-425. - ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html
10. Далворт М. Социальные сети: руководство по эксплуатации/ Майк Далворт; пер. с англ. - М: ООО «Издательство «Добрая книга», 2010. - 248 с.
11. Федеральные государственные стандарты ВПО //Российское образование.
Федеральный портал. URL: http://www.edu.ru/db/cgi-
bin/portal/spe/spe_new_list.plx?substr=&st=all&qual=0 (дата обращения 09.11.2012)
12. И.Н. Голицына. Информационно- коммуникационные технологии в высшем
экономическом образовании// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -
2010. - Том 13.- № 1. - C. 304-313. - ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html
13. Ю.В. Рогушина. Внедрение современных Интернет-технологий в
образовательный процесс// Международный электронный журнал «Образовательные технологии и общество (Educational Technology & Society)». -2008. - Том 11.- № 3. - C. 375-381.- ISSN 1436-4522. URL:
http://ifets.ieee.org/russian/periodical/iournal.html
14. Wikiversity:Main Page. URL : http://en.wikiversity.org/wiki/Wikiversity:Main_Page (дата обращения 09.11.2012)
15. Chao Joseph. Student Project Collaboration using Wikis . in 20th Conference on Software Engineering & Training (CSEET'07). - 2007. - Dublin, Ireland
16. Duffy, P. & Bruns, A., “The use of blogs, wikis and RSS in education: A conversation of possibilities”, Proceedings of the Online Learning and Teaching Conference 2006, Brisbane, September 26, 2006.
17. Krogstie Birgit R. The wiki as an integrative tool in project work. The 8th International Conference on the Design of Cooperative Systems; 2008-05-20 - 2008-05-23
18. Singh Anmol V., Wombacher Andreas, and Aberer Karl. Personalized Information Access in a Wiki Using Structured Tagging. -Using Structured Tagging. in OTM. 2007: Springer.