Научная статья на тему 'Основные формы учебно-воспитательного процесса в вузе'

Основные формы учебно-воспитательного процесса в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2132
233
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ / САМООБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / EDUCATIONAL FORMS / SELF EDUCATION / INTERNET EDUCATION / BREEDING PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Зернова И. Р.

В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация традиционных форм. Главная их задача это повысить интерес студентов к учебному процессу. Новые формы помогают улучшить качество изучения предметов. В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо разнообразие форм обучения, т.к. не каждому взрослому человеку в условиях рыночной экономики доступно высшее образование.Оиr tiтe has witnessed rapid developтeпt оf пew еdисаtiопаl fоrтs as тodificatioп оf traditioпal oпes. Their тaiп риrроsе is tо eпhaпce stиdепts' iпterest tо еdисаtiопаl process. New еdисаtiопаl forms сап help tо iтprove the quality оf kпowledge acquisitioп. Variety оf educatioпal тethods is esseпtial пowadays as пot every growп-ир learпer сап afford tо get higher educatioп uпder existiпg coпditioпs оf тarket есопоту.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Основные формы учебно-воспитательного процесса в вузе»

И. Р. Зернова

ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВУЗЕ

Ключевые слова: формы обучения, самообучение, Интернет обучение, воспитательный

процесс.

В последнее время в системе образования наблюдается стремительное развитие новых форм обучения, а также модификация традиционных форм. Главная их задача это повысить интерес студентов к учебному процессу. Новые формы помогают улучшить качество изучения предметов. В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо разнообразие форм обучения, т.к. не каждому взрослому человеку в условиях рыночной экономики доступно высшее образование.

Кеу words: educational forms, self education, Internet education, breeding process.

От trne has witnessed rapid developтeпt оf п^№ еdисаtiопаl forns as тodi-ficatioп оf traditioпal oms. Their тaiп риrроsе is to e^arne stиdепts' mterest to еdисаtiопаl process. New еdисаtiопаl forms сап help to rnprove the quality оf Mowledge acquisition Variety оf educatioпal тethods is esseMial шwadays as шt every growп-ир learner сап afford to get higher education u^er existmg co^Mom оf тarket есопоту.

Формы обучения можно определить как механизм упорядочения учебного процесса в отношении позиций его субъектов, их функций, а также завершенности циклов, структурных единиц обучения во времени.

1. Классификация форм по способу получения образования: очная, заочная, вечерне-сменная и т.д. И в том числе, - самообразование.

В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие форм образования. Тем более что в условиях рыночной экономики, судя по опыту зарубежных стран, далеко не каждому юноше, не каждой девушке, а тем более взрослому человеку будет по карману обучение в очной форме. Даже если образование будет бесплатным - далеко не каждая семья сможет кормить и одевать своего взрослого члена. В системе народного образования неизбежно будет происходить развитие заочного, вечернего и других форм обучения без отрыва от работы. Заочное обучение, при качественной его постановке во всем мире рассматривается как «высокая технология» получения образования и количество студентов, обучающихся по этой форме, постоянно растет.

Все остальные формы обучения кроме, пожалуй, экстерната, занимают промежуточное положение между очным и заочным обучением. В том числе вечернее (сменное) обучение. Кроме того, за рубежом существует много других форм обучения, давая студенту возможность выбора с целью обеспечить ему наиболее удобный режим обучения без отрыва от работы: так называемое «обучение частичного времени» (part-time education), когда обучаемый два дня в неделю учится, а три дня работает на производстве; сокращенный (по академическим часам аудиторных занятий) курс очного обучения; «сэндвич» и

«блок» - разные варианты сочетания очного и заочного обучения; вечернее обучение и т.д.

- всего, например, в Англии насчитывается 9 форм. Причем, например, в английских колледжах студенты-очники составляют всего 40% контингента, т.е. без отрыва от работы учится большая часть молодежи.

Особый интерес представляет система так называемого «открытого обучения», на которой есть смысл остановиться подробнее ввиду ее потенциальной перспективности.

В чем суть открытого обучения? Это дальнейшая модернизация системы заочного обучения. Основные отличия открытого обучения от заочного в следующем:

- для поступления на обучения не требуется никаких свидетельств об образовании;

- обучаемый сам выбирает содержание (из предлагаемых на выбор курсов, модулей), средства обучения, сроки, темп изучения, время прохождения экзаменов. У него есть возможность на время прекратить обучение по каким-либо обстоятельствам, а затем вернуться к нему вновь и т. д.;

- для каждого курса, модуля создаются комплекты учебных материалов (так называемые «кейсы»), включающие пособия на печатной основе, аудио-, видео- и слайд- фильмы, компьютерные программы. Такие комплекты для сотен учебных курсов, в том числе альтернативных, выпускаются десятками фирм и позволяют студенту самостоятельно осваивать материал.

Широкие перспективы в развитии форм получения образования имеет, очевидно, и экстернат. Экстернат у нас в стране вроде бы никогда не запрещался, но в то же время никак и не поощрялся. Организационно эта форма обучения почти не отработана, хотя в Законе РФ «Об образовании» и указана как одна из возможных форм получения образования. Тем не менее, она имеет большие возможности.

2. Классификации форм по системам обучения (систему обучения можно определить как механизм организации обучения в пределах целостной образовательной программы - начального образования, общего среднего образования, среднего профессионального образования и т.д.)

2.1 Классификация по участию или неучастию педагога (педагогов) в процессе

учения:

Самообучение (самообразование) - целенаправленная учебная деятельность, управляемая самой личностью без участия педагога. Основными формами самоучения являются: изучение литературы - учебной, научной, художественной, и т.д., а также прослушивание лекций, докладов, концертов, фонограмм, консультации специалистов, просмотр спектаклей, кинофильмов, посещение музеев, выставок и т.д., а также различные виды практической учебной деятельности опыты, эксперименты, самостоятельное овладение теми или иными видами работ, орудиями труда и т.п.

Самообучение - составной компонент системы непрерывного образования - выступает, в том числе, как связующее звено между базовым общим и профессиональным образованием и периодическим повышением квалификации и переподготовки специалистов.

Самостоятельная учебная работа - можно сказать, высшая форма учебной деятельности. Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряженным. Извне он может получить только возбуждение.

Самостоятельная работа определяется как индивидуальная или коллективная учебная деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства педагога, но

по его заданиям и под его контролем. Наиболее распространенные виды самостоятельной работы: работа со справочной литературой или первоисточниками, решение задач, выполнение упражнений, выполнение курсовых и дипломных работ, наблюдения, лабораторные занятия, опытническая работа, конструирование, моделирование и т. д.

Аудиторные и внеаудиторные занятия, куда входят многие аспекты работы над иностранным языком, осуществляется, как самостоятельная работа студентов, так и под руководством преподавателя. На самом же деле, если учитывать динамику развития методики, то не все оказываются таким простым и неизменным. Поэтому говорить только об аудиторной и внеаудиторной формах работы теперь уже недостаточно: изменилась программа, претерпели изменения целые установки обучения, появились новые типы занятий

- лабораторные, кинозанятия, экскурсии, внедрены некоторые достижения исследователей в практику обучения.

Учение с помощью педагога (педагогов). В свою очередь обучение с помощью педагогов можно подразделить (классифицировать) на индивидуализированные системы обучения и коллективные системы.

2.2 Лекционно-семинарская система обучения (ее еще называют курсовой) - начиная с ХТТТ - XIV веков, когда в Европе возникли первые университеты - основная форма обучения в высших учебных заведениях. Несмотря на непрекращающуюся критику, споры о назначении и месте лекционно-семинарской системы, особенно лекций в системе вузовского обучения, эта система столь же живуча, как и урок в средней школе и в базовом профессиональном образовании.

Лекционно-семинарская система рассчитана на более высокий уровень интеллектуального развития обучающихся - студентов и отличается большей степенью самостоятельности студентов:

• основными формами занятий являются лекции, семинары, практические занятия и лабораторные работы одинаковой продолжительности 1,5 часа (или «пара» - 2 раза по 45 минут). Занятия представляют собой относительно законченные по содержанию и построению единицы учебного процесса;

• все содержание обучения делится на отдельные дисциплины;

• весь период обучения делится на учебные годы (курсы), семестры (полугодия), учебные дни, каникулы; а занятия ведутся по единому плану и расписанию;

• контроль осуществляется, в основном, в конце каждого семестра в виде зачетных и экзаменационных сессий.

Разновидностью лекционно-семинарской (курсовой) системы является предметнокурсовая система обучения, которая чаще всего применяется при заочном и очно-заочном обучении. Она предполагает такую организацию учебного процесса, при которой дисциплины учебного плана и соответствующие им итоговые зачеты и экзамены распределяются по годам обучения (курсам) с соблюдением преемственности, а зачеты и экзамены в пределах одного курса сдаются учащимися и студентами по мере индивидуальной готовности. На основе этой системы организуется чаще всего высшее заочное образование, а также обучение в вечерних (открытых) общеобразовательных школах.

3. Классификация систем (форм) обучения по механизму декомпозиции (разбиения) содержания обучения. Таких механизмов известно два:

- дисциплинарный механизм - когда содержание обучения разделяется на отдельные дисциплины (учебные предметы, курсы) - этот механизм иногда еще называют условно предметным обучением. Все рассмотренные выше системы обучения (кроме, пожалуй, самообучения) относятся к предметному обучению;

- комплексный механизм (комплексная система обучения), которую также еще называют условно объектным обучением, когда декомпозиция содержания обучения осуществляется по выделяемым объектам, например, изучение родного края, трудовая деятельность семьи и т. д. Идеи комплексного («объектного») обучения развивались, начиная с XVIII в. и связаны с именами Ж. Жакото, П. Робена, Н.Ф. Гербарта, Дж. Дьюи, К. Д. Ушин-ского (система объяснительного чтения) и др.

4. Следующая классификация форм обучения по основанию непосредственного или опосредованного общения обучающихся с педагогом и/или учебными материалами:

Основная задача преподавателя на практических занятиях заключается в обучении, контроль тоже должен иметь место, но контролировать необходимо выборочно, избирая в качестве объектов контроля наиболее представительные упражнения. Исходя из этого, популярность должны приобретать формы обучающего контроля, благодаря которому в ходе контроля продолжается обучение.

- обычный, традиционный вариант - обучающийся непосредственно встречается с педагогом, у него есть перед глазами книги и другие средства обучения;

- другой, сравнительно новый и перспективный вариант - опосредованное общение с педагогом и средствами обучения согласно современному принципу «доставки образовательных услуг на дом», что чрезвычайно важно сегодня в России ввиду ее огромной территории, слабой дорожно-транспортной сети и низкой территориальной мобильности населения. К этим формам опосредованного общения относится, в первую очередь, дистантное обучение - форма обучения, отличающаяся преимущественно разделенным во времени и пространстве опосредованным учебными текстами общением обучающих и обучающихся. Руководство обучением осуществляется через установочные лекции и посредством инструктивных материалов, рассылаемых по почте или/и через современные средства коммуникации, а также в ходе периодических очных контактов обучающих и обучающихся. Сюда же можно отнести Интернет-обучение, в том числе самообучение, телевизионные образовательные программы и т. д.

5. Классификация форм обучения по постоянству или эпизодичности работы педагога с данным контингентом обучающихся:

- обычный, традиционный вариант - один педагог ведет учебную дисциплину постоянно и целиком;

- другой вариант - для проведения отдельных разовых занятий приглашаются другие педагоги, в том числе так называемые «гостевые профессора» - крупные ученые-специалисты в той или иной области, в том числе из-за рубежа, чтобы рассказать о подходах к решению тех или иных проблем в различных странах; или приглашаются знаменитые писатели, художники и т.п. Или же, в другом варианте, разные разделы одного и того же курса читаются разными профессорами.

Объяснение нового материала осуществляется во многих случаях чисто вербально, без достаточно полного показа того, как изучаемый материал функционирует в устной или письменной речи. Для преодоления этого недостатка преподаватель должен взять себе за правило любое объяснение сопровождать обильными иллюстрациями, выполнением упражнений с соответствующим материалом, к которому он снова вернётся на одном из последующих практических занятий.

6. Классификация форм обучения по основанию «монолог-диалог»:

- традиционный вариант - монологическое обучение: лектор говорит, показывает -все обучающиеся слушают и записывают,

- диалогические формы занятий, в том числе интерактивные формы учения-

обучения, которое происходит в процессе обмена информацией, идеями, мнениями между субъектами учебного процесса. Диалог в этом случае может быть как непосредственным вербальным диалогом, так и опосредованным диалогически организованным (интерактивным) письменным текстом, включая работу в режиме реального времени в сети Интернет.

7. Классификация форм обучения по месту проведения учебных занятий:

- стационарные занятия в одном и том же месте - в университете;

- выездные занятия - экскурсии, выездные занятия на предприятиях, в других образовательных учреждениях, производственная практика обучающихся, летние лагеря и т. п.

8. Классификация форм занятий по их целевой направленности: вводные занятия, занятия по формированию знаний и умений, занятия по обобщению и систематизации знаний и умений, заключительные занятия, занятия по контролю освоения учебного материала: контрольные работы, тестирование, собеседования, коллоквиумы (групповая форма собеседования педагога с обучающимися), зачеты, экзамены, защита рефератов, курсовых и дипломных работ.

9. Классификация форм обучения по видам учебных занятий: урок, лекция, семинар, лабораторная работа, практическое занятие, консультация, конференция, тьюториал (активное групповое занятие, направленное на приобретение опыта обучающимися по применению концепций в модельных стандартных и нестандартных ситуациях), игра, тренинг (специальная система упражнений по развитию у обучающихся творческого рабочего самочувствия, эмоциональной памяти, внимания, фантазии, воображения и т.п.) и т.д. В свою очередь каждая из этих форм может быть расклассифицирована и по другим основаниям. Так, игровые формы могут быть классифицированы по одному из оснований (по организации): предметные, сюжетные, ролевые, эвристические, имитационные, деловые, организационно-деятельностные и т.д.; по другому основанию (по коммуникативному взаимодействию): индивидуальные, парные, групповые, фронтальные.

В современных социально-экономических условиях ситуация принципиально меняется. В рыночной экономике знания, квалификация становятся главным капиталом специалиста. Исчезают проблемы дисциплины и мотивации учащихся и студентов к учению -они сами хотят учиться. Во главу угла ставится самостоятельная работа обучающегося, самоорганизация его учебной деятельности. Учебно-воспитательный процесс коренным образом преображается:

Учитель, преподаватель должен сориентироваться, направить студента - вводными и обзорными лекциями, а затем «пропустить его вперед» для самостоятельной работы и время от времени консультировать, подправлять в его самостоятельном движении от незнания к знанию - посредством индивидуальных и групповых консультаций, организацией учебной работы в интерактивных формах, в малых группах и командах, игр и т.д. Кстати, во многих странах учебная нагрузка студентов университетов снижена до 12-15 учебных часов в неделю, для студентов колледжей она составляет не более 20 часов. Очевидно, эта же тенденция будет развиваться и у нас в весьма недалекой перспективе.

Заканчивая описание организационных форм обучения на разных этапах, нельзя обойти молчанием, внепрограммные занятия по иностранному языку, которые повышают интерес студентов к овладению этим видом деятельности на сугубо добровольных началах. Главная задача этого плана - увлечь студентов, приобщить их к сокровищнице чужого языка, раскрыть возможности овладевания речью на достаточно высоком уровне, подчеркнуть важность хорошего владения иностранным языком для современного специалиста.

Таким образом, подводя итог, можно очевидно констатировать, что дальнейшее применение форм учебной работы будет смещаться в стороны: развития многообразия

форм получения образования (открытое образование, экстернат и т.д.); смещения акцентов на самоучение и самостоятельную работу обучающихся; рациональное сочетание дисциплинарного (предметного) и объектного (модульного) обучения; развития дистантного обучения; развития нетрадиционных форм учебных занятий, в первую очередь диалоговых, интерактивных; смещение акцентов в контроле.

Литература

1. Ляховицкий, М.В. Методика преподавания иностранных языков / М.В. Ляховицкий. - М.: Высшая школа, 1981. -159 с.

2. Фокина, К.В. Методика преподавания иностранного языка / К.В. Фокина, Л.Н. Тернова, Н.В. Костычева - Изд-во: Высшее образование, 2009. - 158 с.

© И. Р. Зернова - ст. препод. каф. иностранных языков КГТУ, uliziat@yandex.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.