_регион крупным планом ..._
УДК 378
Карпова Ольга Леонидовна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], г. Челябинск
Еремеева Светлана Павловна
Аспирант кафедры педагогики Уральского государственного университета физической культуры, [email protected], г. Челябинск
проектирование учебного процесса
на основе использования дистанционных технологий
Аннотация. В статье рассматриваются особенности проектирование учебного процесса в вузе на основе дистанционных образовательных технологий. Показано опосредованное взаимодействие преподавателя и студента на основе использования информационно-телекоммуникационных сетей и, в частности, дистанционных образовательных технологий. Особое внимание в статье уделяется требованиям к разработке дистанционных технологий: целостность, воспроизводимость, адаптация, психологическая обоснованность, экономическая целесообразность, научность и гибкость. Приоритетными концептами выступают: ориентация на студента как субъекта учебного процесса, построение индивидуальной образовательной траектории, самоуправляемость педагогической системы.
Ключевые слова: проектирование, учебный процесс, дистанционные образовательные технологии, информационно-телекоммуникационные сети, опосредованное взаимодействие.
Karpova Olga Leonidovna
Doctor ofpedagogical sciences, professor of chair ofpedagogics of the Ural state university ofphysical culture, [email protected], Chelyabinsk
Yeremeyeva Svetlana Pavlovna
Competitor of chair of pedagogics of the Ural state university of physical culture, [email protected], Chelyabinsk
design of educational process on the basis uses of remote technologies
Abstract. The article considers the peculiarities of planning of the educational process in a higher educational institution on the basis of remote educational technologies. It is shown indirect interaction of the teacher and student on the basis of use of information-telecommunication networks and, in particular, of remote educational technologies. The special attention in the article is paid to the requirements for the development of remote sensing technologies: integrity, reproducibility, adaptation, psychological validity, the economic feasibility, scientific and flexibility. Priority concepts are: the orientation to the student as a subject of educational process, construction of individual educational trajectory, self-governance pedagogical system.
Keywords: design, educational process, distance educational technologies, information-telecommunication network that is mediated interaction.
В федеральном законе «Об образовании в РФ» (статья 16), под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работни-
ков [10]. Ключевыми понятиями категории «дистанционные образовательные технологии», как видно из определения, являются: «образовательные технологии», «информационно-телекоммуникационные сети», «опосредованное взаимодействие». Рассмотрим их более подробно.
Понятие «образовательные технологии»
РЕГИОН крупным ПЛАНОМ ...
касается всего процесса обучения и воспитания, но при использовании данного термина ученые М. Б. Лебедева [3],Е. С. Полат [8], Г. К. Селевко [10] особое внимание обращают на организационный аспект обучения.
Мы рассматриваем образовательные технологии как средство внедрения ФГОС ВПО третьего поколения. Образовательные технологии (М. Б. Лебедева) включают [4, с. 18]: а) планируемые результаты обучения; б) средства диагностики исходного, текущего и итогового состояния обучаемых; в) набор моделей обучения; г) критерии выбора оптимальной модели обучения для данных конкретных условий.
Такая структура разработки и реализации образовательных технологий учитывается нами при проектировании учебного процесса на основе использования дистанционных технологий. Важно отметить и категорию «информационно-телекоммуникационные сети». В Постановлении Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении Правил оказания телематических услуг связи» представлена характеристика «информационно-телекоммуникационных сетей» как технологической системы, предназначенной для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники [9].
Рассмотрим и содержание понятия «опосредованное взаимодействие». В работе М. К. Медведевой описаны следующие виды взаимодействия преподавателя и студентов: непосредственное (основной канал, использующие возможности устной речи и невербального поведения); опосредованное, осуществляемое по двум каналам (канал визуального предъявления информации, включающий компьютер лектора и аудиторный дисплей; канал взаимодействия студента с раздаточным материалом) [6, с. 16]. В нашем исследовании опосредованное взаимодействие рассматривается как взаимодействие преподавателя и студента на основе информационно-телекоммуникационных сетей, в частности дистанционных образовательных технологий.
Дистанционные образовательные технологии, как показывает практика, могут быть использованы при любой форме обучения и позволяют:
- менять методику организации системы самостоятельной работы студентов, все больше ориентируя ее на активизацию, индивидуализацию и дифференциацию учебно-познавательной деятельности;
- создавать уникальные образовательные программы за счет комбинирования различных дисциплин, тем самым развивая междисциплинарные связи;
- существенно повысить качество и уровень образовательного процесса в современном вузе;
- повысить социальную и профессиональную мобильность студентов и преподавателей;
- организовать процесс самообучения наиболее эффективно и получить все необходимые средства для самообразования.
В ряде работ учеными представлены основные требования к разработке дистанционных технологий, которые апробированы в нашем исследовании [2; 3; 6; 7; 8; 10].
Целостность: дистанционные технологии должны в интегрированном виде представлять систему целей, методов, средств, форм, условий обучения, обеспечивая тем самым реальное функционирование и развитие конкретной дидактической системы.
Воспроизводимость: реализация предписания технологии обучения с учетом характеристик данной педагогической среды гарантирует достижение заданных целей обучения.
Адаптация: приспособление процесса обучения к личности студента, отвечающее познавательным особенностям конкретного обучающегося, вплоть до адаптации учебного процесса к условиям его места проживания и жизнедеятельности, финансовым и физиологическим свойствам организма обучающегося.
Психологическая обоснованность: психологические обоснования и практические выходы для эффективного функционирования дистанционных технологий с учетом самостоятельной, в основном изолированной работы обучающегося с преимущественным использованием компьютерных и телекоммуникационных средств в процессе обучения.
Экономическая целесообразность: первостепенное значение в нынешних условиях недостаточного финансирования сферы образования.
Научность: опора на последние достижения педагогической науки, на экспериментально проверенные дидактические нововведения, данные из смежных с дидактикой областей знания.
Гибкость: обеспечение возможности оперативного обновления содержания обучения, модернизации содержания учебных дисциплин и дидактических материалов к ним, особенно при сетевой технологии обучения.
В работах ученых [1; 3; 6; 7; 8; 10] выделены следующие виды дистанционных технологий, которые апробированы в нашем исследовании.
Кейс-технология (книжные кейсы, видео-кейсы и пр.) Она рассчитана на самостоятельное изучение материала студентом. Принтерный учебник содержит кроме методических материалов глоссарий, научный обзор учебного материала, перечень умений и упражнения по их алгоритмическому заучиванию.
Технология телевизионных трансляций образовательных курсов - интерактивное телевидение. Основное отличие от обычного (статического) телевидения заключается, по мнению О. Э. Смирновой и Е. В. Чепкасовой, в том, что преподаватель имеет мгновенную обратную связь со студентами посредством следующей аппаратуры: аудио системы, устройство просмотра и ввода ответов, телефон, факс и др. [9, с. 34].
«Спутниковая технология» позволяет организовать активные семинары в виде дискуссий, «круглых столов», ролевых игр, деловых игр и других игровых форм, имитирующих различные игровые и профессиональные ситуации и предполагающих активное предъявление и использование знаний и умений каждым обучающимся.
Таким образом, в дистанционных технологиях обучения имеется большой арсенал средств (в том числе технических), позволяющих осуществить проектирование учебного процесса в вузе. Потенциальные возможности дистанционных технологий значительно превосходят традиционные образовательные технологии, применяемые в высшей школе, поскольку включают сочетание разнообразных форм и средств обучения, воздействующих на различные сферы деятельности личности обучающихся; спо-
собствуют своевременному усвоению большого объема информации, развитию навыков работы с ПК, аппаратными средствами связи [3, с. 49].
- Проектирования учебного процесса на основе дистанционных технологий опирается в исследовании на компетентностный подход. В современной педагогической науке и практике в толковании дефиниций «компетенция» и «компетентность» наблюдается определенный разнобой, встречающийся и в научно-педагогической литературе, и в диссертационных исследованиях (В. А. Болотов, И. А. Зимняя, В. В. Сериков, Ю. Г. Татур, А. В. Хуторской, В. Д. Шадри-ков и др.)/. Так, в психолого-педагогической литературе представлены различные подходы ученых к категориям «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход». Проектирование учебного процесса на основе компетентностного подхода влечет за собой значительную перестройку методов, технологий обучения, акцентируя внимание на индивидуализации образовательных траекторий студентов, поддержку современных образовательных концепций. Он позволяет спроектировать учебный процесс более открытым, технологичным, ориентированным на формирование компетентности студентов.
Проектирование учебного процесса на основе использования дистанционных образовательных технологий базируется в работе на следующих ключевых концептах.
1. Ориентация на студента как на субъекта учебного процесса. Учебный процесс должен быть спроектирован для удовлетворения его потребности в обучении. Все основные и вспомогательные, сопутствующие процессы адресованы студенту, нацелены на него. Участие студента в образовательном процессе как полноправного субъекта обусловливает необходимость изменения самой концепции проектирования учебного процесса, а именно: изменения системы взаимоотношений, создания дополнительных информационных, коммуникационных, социальных и др. ресурсов, а также условий и возможностей для студента, его эффективной самостоятельной работы, успешного освоения образовательной программы и развития как личности и специалиста.
2. Построение индивидуальной образовательной траектории. Современные со-
циально-экономические условия изменили отношение большинства студентов очной формы к учебе как основному виду деятельности, соответствующему их статусу и позиции. Сама мера избирательности студентов, цели, которые они ставят перед собой, и выступают как раз критерием формирования собственной, личностно значимой позиции, отмечают О. Э. Смирнова и Е. В. Чепкасова [9]. Так, для части студентов, ведущей целью выступает ориентированность на учебу в избранном ими направлении, для других -успешная учеба как будущий потенциал для трудоустройства, для третьих - включение в практическую деятельность на раннем этапе учебы и т.д. Этот поиск, конструирование собственного пути и демонстрируют их выбор как субъекта, активно и самостоятельно проектирующего свою индивидуальную образовательную траекторию. В учебном процессе студенты проявляют себя при выборе дисциплин, форм организации самостоятельной деятельности и т.д. Потребности рынка труда и самих студентов, таким образом, становятся для вузов ориентиром в проектировании учебного процесса с использованием современных образовательных технологий.
Практика показывает, что участие студента в образовательном процессе как полноправного субъекта, наделенного правом выбора стратегии и тактики своей учебы, его понимание того, как формируется образовательная программа и, каким образом могут быть реализованы его личные интересы, позволяют воспитать ответственность, обеспечить мотивацию на каждом этапе обучения. Это, в свою очередь приводит к повышению качества обучения в конкретных случаях и эффективности образовательного процесса в целом.
3. Самоуправляемость педагогической системы. Учебный процесс должен быть гибким в зависимости от образовательных потребностей его участников. В исследовании были апробированы основные положения информационной системы, показанные в работе В. Л. Капилевича [2, с. 126]. С момента поступления в учебное заведение, или по мере проектирования учебного процесса, в случае, если студент уже находится на обучении, формируется аккаунт для доступа к дистанционным образовательным тех-
нологиям. Проектирование учебного процесса осуществляется с учетом пожеланий и требований преподавателя к составлению расписания и записи на его курсы. Преподаватель добавляет в систему свои курсы (лекции, планы семинарских занятий, учебно-методические материалы, тестовые задания, задания для самостоятельной работы и т.д.); определяет условия, ограничения (выполнение конкретных заданий, открытие контрольного теста в определенный период времени и др.). Кроме того, преподаватель может предъявить требования к аудиториям, в которых будут проходить занятия: наличие экрана с проектором, аудиосистемы, компьютеров для каждого студента, специального лабораторного оборудования и т.п. Преподавателю доступны следующие основные функции: редактирование и просмотр личных данных, создание курсов и открытие их для записи студентов, просмотр личного расписания, просмотр списка студентов на курсах, публикация материалов по своим курсам, публикация заданий для самостоятельного выполнения студентами, ведение текущего контроля успеваемости и посещения занятий, связь со студентами (электронная почта, скайп).
Помимо преподавателей, активное участие в организации учебного процесса на основе дистанционных образовательных технологий, принимают и другие структурные подразделение: деканат, кафедры, учебный отдел, администраторы сайта. В их функции входит: ввод данных об аудиториях, преподавателях, дисциплинах, студентах, техническая поддержка и др. Дистанционные образовательные технологии позволяют предоставлять информацию о пройденных курсах, их содержанию и успеваемости студента работодателю. У студента при этом есть возможность построения собственной индивидуальной образовательной траектории, в некоторых случаях вплоть до составления собственного индивидуального плана в соответствии с требованиями ФГОС ВПО.
Таким образом, учебный процесс становится более управляемым (как преподавателем, так и студентом), требует тесного взаимодействия всех субъектов образовательного процесса (учебный отдел, деканат, кафедры, преподаватели и студенты) и соответствующего контроля.
Библиографический список
1. Иванов Д. А., Митрофанов К. Г., Соколов О. В. Компетентстностый подход в образовании: проблемы, понятия, инструментарий: учеб-но-методич. пособие. - М.: АПК и ПРО, 2003. -101 с.
2. Капилевич В. Л. Архитектурное проектирование системы инновационной организации и поддержки учебного процесса в высшем учебном заведении // Вестник Томского государственного университета. - 2012. - № 1 (18). - С. 126-132.
3. Карпова О. Л. Теоретические основы развития самообразовательной деятельности студентов вуза: монография. - Челябинск: УралГУФК, 2007. - 196 с.
4. Лебедева М. Б. Образовательные технологии : терминология и содержание // Ярославский педагогический вестник. - 2011. - № 1. - Т. II (Психолого-педагогические науки). - С. 17-21.
5. Макарчук Т. А. Педагогические условия использования дистанционных технологий в системе самостоятельной работы студентов по информатике // Учебно-методические работы. -2004. - №1(7). - С. 144-154.
6. Медведева М. К. Комплексное применение электронных дидактических средств в естественнонаучной подготовке бакалавров для атомной
отрасли: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск, 2009. - 24 с.
7. Найн А. Я., Шондина И. А. Развитие эмпа-тической культуры студента в условиях гуманно-риентированного образования // Сибирский педагогический журнал. - 2011. - № 9. - С. 112-121.
8. Палат Е. С. Педагогические технологии дистанционного обучения. - М.: Издательский центр «Academia», 2006. - 264 с.
9. Постановление Правительства РФ от 10 сентября 2007 г. № 575 «Об утверждении правил оказания телематических услуг связи» // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 38. - 368 с.
10. Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления учебно-воспитательным процессом. - М.: НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с.
11. Смирнова О. Э., Чепкасова Е. В. Студент как субъект образовательного процесса // http:// vestnik.igps.ru/wp-content/uploads/V44/22.pdf.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.12. [Электронный ресурс]: http://минобрнауки.рф/ документы/2974/файл/ 1543/12.12.29-ФЗ_Об_ образовании_в_Российской_Федерации^Г (дата обращения: 14.05.2013).