УДК 004.738.5:[37.016:81]
ББК 72:74.5
Девтерова Зурета Руслановна
кандидат педагогических наук, доцент
кафедра иностранных языков Майкопский государственный технологический университет
г. Майкоп
Devterova Zureta Ruslanovna Candidate of Pedagogics,
Assistant Professor Chair of Foreign Languages Maikop State Technological University Maikop
Использование Интернета как средства организации учебно-познавательной деятельности в системе дистанционного обучения The Use of the Internet as a Means of Educational-and-Informative Activity Organization in the System of Remote Training
В статье рассматриваются вопросы, связанные с использованием Интернета как средство организации учебно-познавательной деятельности в системе дистанционного обучения. Отмечается, что дистанционная форма обучения представляет собой внутреннюю организацию содержания, которым в реальной педагогической действительности выступает процесс взаимодействия, общения преподавателя с учащимися при работе над определенным учебным материалом.
The questions connected with the use of the Internet as a means of the educational-and-informative activity organization in the system of the remote training are considered in the article. It is noted that the form of remote training represents the internal organization of the content, where the real pedagogical validity is the process of interaction, the personal contact of a teacher with pupils while working over a certain training material.
Ключевые слова: дистанционное обучение, Интернет, информационнообразовательная среда, новые информационные технологии, форма обучения.
Key words: remote training, Internet, information-and-educational
environment, new information technologies, form of training.
Развитие современных информационных технологий и телекоммуникационных средств, общедоступность мировых информационных ресурсов, создает новые возможности в образовательной системе, в частности в системе дистанционного образования □ одной из перспективных и эффективных систем подготовки специалистов. В «Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования (ЕСДО) в России □ под
дистанционным образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно-образовательной среды на любом расстоянии от образовательных учреждений [3, с.18].
Объединение компьютеров в единую сеть Интернет и объединение всех информационных материалов в единую сеть документов Всемирной паутины ведет к колоссальному уплотнению информационной сферы. На этом этапе технического развития уже не компьютер осваивается культурой как новое знание и новая ценность, а традиционные знания и ценности осваиваются в новой компьютерной среде, когда владение компьютером и умение пользоваться Интернетом становятся важнейшими элементами профессиональной подготовки специалистов любого профиля.
Система дистанционного обучения обеспечивает гибкость в выборе места и времени обучения, возможность обучаться без отрыва от своей основной деятельности, доступность обучения живущим в отдаленной местности, возможность выбора для изучения любых дисциплин, в том числе тех, которые являются уникальными или преподаются особо выдающимися личностями. Дистанционное обучение предполагает использование практически любых баз данных и библиотек, тем самым, обеспечивая доступ ко многим источникам информации, находящимся в сети Интернет [2, с.5].
Информационно-образовательная среда дистанционного обучения представляет собой системно организованную совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, протоколов взаимодействия, аппаратнопрограммного и организационно-методического обеспечения,
ориентированную на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.
Форма организации обучения предполагает упорядочивание, налаживание, приведение в систему взаимодействия учителя с учащимися при работе над определенным содержанием материала. Организация обучения преследует цель обеспечить оптимальное функционирование процесса управления учебной деятельностью со стороны учителя. Построенная на
оптимальном сочетании компонентов процесса как целостной динамической системы, она способствует его результативности. Организация обучения предполагает конструирование конкретных форм, которые обеспечивали бы условия для эффективной учебной работы учеников под руководством учителя [6, с. 293].
В системе дистанционного образования могут в полной мере применяться традиционные организационные формы обучения, такие, как лекции, семинары, экзамены, зачеты и др. В то же время, наличие и развитие средств компьютерных и телекоммуникационных технологий инициирует появление новых форм организации обучения. В современных информационнообразовательных средах они имеют свои особенности, трансформируются в части их организации и в сфере психологического состояния обучающихся. За ними можно оставить прежние названия с добавлением приставки электронные (Э - лекция, Э - семинар и т.д.).
Электронные лекции. Следуя принципу преемственности и эволюционности, будем базироваться на определении классической лекции. Лекции являются одной из важнейших форм учебных занятий и составляют основу теоретической подготовки обучаемых. Цель лекции □ формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.
В методическом отношении лекция представляет собой систематическое проблемное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, темы, раздела, предмета. Систематический курс лекций по дисциплине, в котором последовательно излагается материал учебной программы, включает в себя традиционно вводные, установочные, ординарные, обзорные и заключительные лекции [1, с.19].
Применение современных средств информационных и телекоммуникационных технологий, прежде всего телевидения и Интернета, повысило потенциал лекций и, по нашему мнению, если не полностью, то в значительной степени сняло критику оппонентов в адрес лекционной формы учебных занятий. В информационно-образовательных средах лекции могут
быть текстовыми, звуковыми, визуальными. Они могут проводиться в реальном (on-line) и нереальном «отложенном □ времени (off-line), фронтально и индивидуально. Для фронтального проведения лекции применяется, чаще всего, телевидение. Компьютерные видеоконференции могут использоваться для индивидуального варианта проведения лекционных занятий, а при наличии проекционной техники □ для проектирования изображения с монитора компьютера на коллективный экран, и для фронтального варианта, когда студенты могут коллективно присутствовать на виртуальной лекции, проводимой в реальном времени.
Для того чтобы оценить значимость такого вида Э-лекции, целесообразно напомнить о недостатках классического способа проведения лекции. Уяснение содержания учебного материала в процессе лекции происходит путем слушания сообщений преподавателя, сопровождающегося демонстрациями плакатов, схем, натурных образцов или моделей, записями на доске. Устное сообщение разворачивается во времени, и студент либо занят его фиксацией без предварительной обработки и понимания, либо пытается сначала понять и обработать, а затем кратко зафиксировать. В первом случае много времени уходит на малополезную запись текста под диктовку и в более трудных условиях, а именно непосредственно вслед за речью преподавателя, звучащей в нормальном темпе. Во втором случае осуществляется активная работа по пониманию, но затруднена фиксация.
С нашей точки зрения, текстовая электронная лекция имеет следующие преимущества. Слушатель имеет возможность многократно обращаться к непонятным при первом чтении местам, чередовать чтение с обдумыванием, анализом. Кроме того, в тексте легче увидеть общую структуру содержания. Вопросы, остающиеся у слушателя после уяснения содержания материала из текста, как правило, более глубоки, принципиальны, содержательны, поскольку возникают в результате серьезной проработки материала и его осмысления. Единственно, что студент теряет при этом, так это положительные психологические моменты общения с лектором (если тот действительно является хорошим оратором). Однако в Э-лекциях, представленных в виде
текстовых файлов, вполне можно удовлетворить и требование эмоциональности изложения, например с помощью специальных знаков, условно передающих человеческие эмоции [1, с. 41].
Электронные консультации. Это □ форма обучения, при которой в результате педагогического общения проходит устранение трудностей организационного и учебно-содержательного характера, возникающих у студентов в процессе учебы. Консультации могут проводиться в разных видах (письменные и устные), а также с использованием различных технических средств, например по телефону, электронной почте и др. В организационном плане они могут проводиться по составленному заранее расписанию. Консультации могут быть индивидуальные и групповые, проводится в реальном времени (чат) или отложенном времени. Среднее число студентов при консультировании в реальном времени должно быть не более десяти, чтобы не создавать «Ьчереди»
Семинары. Семинары в системе дистанционного обучения могут проводиться с помощью компьютерных видео - и телеконференций. В педагогическом аспекте видео-семинары ничем не отличаются от традиционных, т. к. участники процесса видят друг друга на экранах компьютеров.
Семинары, проводимые с помощью телеконференций (при письменном общении), могут называться «виртуальными семинарами» т.к. участники не видят друг друга, а обмениваются только текстовыми сообщениями. Семинар проходит в «нереальном масштабе времени» (off-line) и при этом преподаватель может оценить активность каждого слушателя. При проведении сетевых семинаров, участники которых располагаются в разных часовых поясах, более предпочтителен режим off-line.
Общий сценарий проведения Интернет - семинара такой же, как и традиционного, но только проводиться он в «эпистолярном» жанре с помощью электронных сообщений, а не в устной форме, как на обычном семинаре. Например, в ходе семинара с использованием докладов по вопросам темы семинара студенты обязаны дать ответы в письменной форме на каждый вопрос
(эти ответы доступны для обозрения всем студентам группы). Дидактические инструменты форума позволяют преподавателю персонально обращаться в письменной форме к каждому студенту. В конце семинара преподаватель подводит его итоги и выставляет оценки.
Электронная учебная игра. Игра, вероятно, более древнее изобретение человека, чем урок, но ее дидактические принципы еще до конца не раскрыты. Педагогическая (дидактическая) игра □ такая форма организации обучения, воспитания и развития личности, которая осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся по специально разработанному сценарию и правилам, максимально опирается на самоорганизацию обучающихся, воссоздает или моделирует опыт человеческой деятельности и общения [5, с. 67]. В ней сочетаются два разных принципа, обучения: принцип моделирования будущей профессиональной деятельности и принцип проблемности. В Интернете электронные игры реализуются достаточно эффективно с помощью форумов и электронной почты по тому же сценарию, что и очные, и могут проводиться в реальном или отложенном времени.
Электронный проект. Проект □ это замысел, намерение, план создания какого-либо объекта, представленный в виде документа или в другой материализованной форме. Проекты бывают индивидуальные и групповые. Курсовой проект, который выполняют студенты по многим дисциплинам, является частным случаем индивидуального задания, его разновидностью. Основные характеристики проекта: единичность, комплексность, новизна, временные ограничения.
Учебное проектирование предполагает, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой □ интегрирование знаний из различных областей науки, техники, творчества. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, «осязаемыми С] т.е. если это
теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая □ то конкретный результат, готовый к внедрению. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся □
индивидуальную, парную, групповую, которую обучающиеся выполняют в течение определенного периода времени.
Среди проектов можно выделить следующие типы:
Исследовательские □ полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.
Творческие □ не имеют детально проработанной структуры. Форма представления: совместное сочинение, газета, видеофильм.
Информационные □ направлены на сбор информации о каком-либо объекте, явлении, ознакомление участников проекта с этой информацией, на ее анализ и обобщение фактов. Структура представляет собой предмет информационного поиска, поэтапность поиска, аналитическую работу над собранными фактами, выводы.
Практико-ориентированные □ предполагают четко обозначенные результаты, решение какой-либо проблемы. Как правило, они ориентированы на интересы самих участников (проект закона, словарь, рекомендации и др.).
Практические занятия и лабораторные работы. Одним из важных элементов любой системы образования, в том числе и системы дистанционного образования, является получение обучаемым необходимого объема практических навыков в конкретной предметной области. Это обуславливает качество полученного образования и конкурентоспособность выпускников вуза. Структура практического занятия и лабораторных работ в основном одинакова: вступительное слово преподавателя; вопросы студентов по
материалу предыдущих практических занятий, лекций, самостоятельной работы в информационной среде; практическая часть и заключительное слово преподавателя. Разнообразие возникает в практической части, включающей рефераты, доклады, дискуссии, упражнения, решения задач, написание программных проектов, деловых игр и т. д. Практические занятия и лабораторный практикум позволяют интегрировать теоретико-
методологические знания и практические умения, навыки в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.
Практические занятия в учебно-тренировочном комплексе. В системе дистанционного обучения возможности учебно-тренировочных комплексов (УТК) должны быть существенно расширены. Кроме использования их для организации производственной практики, целью которой является приобретение комплексных практических навыков, представляется целесообразным применять УТК для выполнения лабораторных и практических работ в режиме удаленного доступа. Концептуально УТК строятся на основе взаимодействия двух моделей: модели деятельности обучаемого в конкретной предметной области и модели технологической среды функционирования [4, с.215].
Первая модель с учетом особенностей дистанционного образования должна обеспечить навигацию деятельности обучаемого в реальном времени, предполагая одновременное обслуживание множества обучаемых, каждый из которых взаимодействует с УТК в удобном для него режиме. Вторая модель обеспечивает реакцию на действия учащегося. В качестве таких моделей могут быть использованы имитационные компьютерные модели, построенные, в том числе, с привлечением реальных программных систем.
Реализация виртуального учебно-тренировочного комплекса осуществляется в гипертекстовой среде, что упрощает процесс опубликования его в Интернет. Передача студенту методических пособий и заданий практики осуществляется по каналам связи в формате НТМЬ. Обратная связь студента с преподавателем реализуется с помощью электронной почты. В конце каждого задания студент отправляет преподавателю отчет о проделанной работе в электронном письме.
Педагогический контроль. Оценка знаний, умений и навыков, полученных в системе дистанционного образования, приобретает особое значение. Повышается роль и значение объективных и многокритериальных форм контроля качества знаний. Особенностью контроля в сетевом обучении является необходимость в дополнительной реализации функций идентификации личности обучающегося для исключения возможности фальсификации обучения.
В некоторых случаях, когда слушатели мотивированны на получение квалификации, а не только квалификационного документа, система контроля обеспечивает самоконтроль как элемент образовательной технологии. Такое отношение к учебе складывается на Западе, где образование и образованность осознаются как личное достояние, как собственность. Такое же отношение просматривается и в России. Тем не менее, проблема необходимости идентификации обучающегося все же остается [4, с.221].
Частичным выходом из этого положения является совмещение контактных и не контактных фаз учебного процесса. Контактная фаза как раз и предназначается для осуществления итоговых контролей. На сегодняшний день пока не разработаны какие-либо нормативы, регламентирующие отношение между этими видами контроля. Право выбора остается за образовательным учреждением. Диапазон возможностей простирается от двух очных сессий в год (как в системе заочного обучения) до итогового комплексного экзамена по всему курсу и защите выпускной работы. Промежуточным вариантом можно считать выездные сессии или делегирования функции контроля тьюторам на местах. Система дистанционного образования отличается от традиционных форм получения образования увеличением количества форм контроля, т. к. контроль является эффективным механизмом обратной связи обучающегося с образовательным центром.
Качество усвоения студентами учебного материала, как в сетевом, так и в традиционном процессе, можно характеризовать по следующим уровням: уровень представления, уровень воспроизведения, уровень умений и навыков, уровень творчества. Видами контроля являются экзамены, контрольные работы, зачеты, курсовые и дипломные работы. При этом в дистанционном обучении широкое распространение получил тестовый контроль □ как для самопроверки, так и для итогового контроля.
Таким образом, дистанционное обучение, будучи одним из компонентов в системе непрерывного образования, является самостоятельной, новой формой получения образования. Наличие и развитие Интернет-технологий инициируют появление новых форм организации обучения в информационнообразовательной среде дистанционного образования.
Библиографический список
1. Андреев, А.А. Введение в дистанционное обучение [Текст]: учебное пособие.П М.: Логос, 2003. □ 76 с.
2. Ибрагимов, И.М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учеб.пособ. для студ. высш. учеб. заведений [Текст] / И.М. Ибрагимов; под ред.
A.Н. Ковшова. □ 3- е изд., стер. □ М.: Издат. центр «Академия»] 2008. □ 336 с.
3. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Текст] □ М.: Гос. Комитет РФ по высшему образованию, 1995 - 24 с.
4. Лобачев, С.Л., Российский портал открытого образования: проблемы и перспективы [Текст] / С. Л. Лобачев, В.И. Солдаткин □ М.: МГИУ, 2002. □ 324 с.
5. Педагогические технологии дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров и др./ Под ред. Е.С. Полат. □ 2-е изд., стер. □ М.: Издательский центр «Академии», 2008. □ 400 с.
6. Российский портал открытого образования: опыт, организация [Текст] /Отв. Ред.
B.И. Солдаткин. □ М.: МГИУ, 2003. «508 с.
Bibliography
1. Andreev, A.A. Introduction Into Distance Education [Text]: Manual. □ М: Logos, 2003. □
76 p.
2. Ibragimov, I.M. Information Technologies and Means of Distance Training: Manual for Higher School Students [Text] / I.M. Ibragimov; Under Edition of A.N.Kovshov. □ 3rd Edition. Stererot. □ М.: "Academy«Publishing Centre, 2008. □ 336 p.
3. Lobachev, S.L. The Russian Portal of the Open Education: Problems and Prospects [Text] / S.L. Lobachev, V.I. Soldatkin □ М: MSRU, 2002. □ 324 p.
4. Pedagogical Technologies of Distance Education: Manual for Higher School Students [Text] / E.S. Polat, M.V. Moiseev, A.E. Petrov, et al./ Under the Editorship of E.S. Polat.- 2nd Edition.Stereot. □ М: "Academy«Publishing Centre, 2008. □400 p.
5. The Concept of Creation and Development of the Unitary Distance Education System in Russia [Text]. - М: State Committee of the Russian Federation on Higher Education, 1995 - 24 p.
6. The Russian Portal of the Open Education: Experience, Organization [Text] /Under the Editorship of V.I. Soldatkin. □ М: MSRU, 2003. □ 508 p.