• Организовать языковые стажировки и обучение преподавателей, ведущих спец. дисциплины на английском языке;
• Выделить дополнительные кредиты для профессионально ориентированного английского языка, для этого нужно разделить кредиты между преподавателями английского языка и спец. дисциплин.
• Открыть класс-лабораторию с необходимым оборудованием, и программным обеспечением на английском языке;
• Включить в учебные планы специальностей с полиязычным образованием дисциплину «Стратегия самостоятельного изучения иностранных языков» в объеме одного кредита [8].
Первый опыт такого образования уже позволяет констатировать что: повышается мотивация к изучению иностранного языка, расширяется кругозор студентов за счёт увеличения информационного поля, совершенствуются общеучебные умения учащихся (в работе по извлечению информации из текстов и её применению для решения учебных задач), возрастает интерес учащихся к получению дополнительной информации по предметам на иностранном языке и, что очень важно, совершенствуются технологии обучения. Внедрение билингвального образования позволяет студентам успешно осуществлять свою учебную деятельность.
Для достижения поставленных задач в КазНУ им. аль-Фараби, в частности на кафедре химии и технологии органических веществ, ежегодно наряду с казахским и русским отделением создаются группы студентов обучающихся с первого курса на английском языке. Преподавание всех дисциплин для таких групп видеться на английском языке. Особое значение придается подготовки молодых педагогических кадров, путем организации стажировок в известные зарубежные ВУЗы как за счет программы «Болашак», так и за счет программ научных грантов.
Постепенное решение проблем полиязычного образования будет способствовать к изучению казахского языка как объединяющего наше общество фактора, русского языка как традиционного языка дружбы, науки и техники, английского языка как языка, включающего выпускников в рынок труда и образовательных услуг, дальнейшему обеспечению их конкурентоспособности в быстро меняющемся обществе.
Литература
1. Государственная программа развития образования в Республике Казахстан до 2010 года. - Астана, 2004
2. Историко-педагогические предпосылки становления полиязычного образования // Профессионал Казахстана. — 2008. — № 12 (67).
3. Дьяченко М.В. Подготовка студентов и учителей иностранного языка для работы в профильных классах естественнонаучного направления. Методическое пособие. -М.: МПГУ, 2009. 190 с.
4. С.Е. Зайцева «Коммуникационная направленность современного урока», Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», 2010.
5. Современная языковая ситуация как фактор полиязычного образования // Актуальные проблемы современности: международный научный журнал. Сер. «Педагогика». — 2008. — № 11 (28). 3. Казахстан: образование в условиях полиязычия // Педагогика. — М. 2008. — № 6.
6. Richards, J., Rodgers, T. Approaches and Methods in Language Teaching. - Cambridge: Cambridge University Press, 2001.
7. Коммюнике конференции «Болонский процесс 2020 - пространство европейского высшего образования в новом десятилетии», 2009.
8. Концепция развития иноязычного образования Республики Казахстан. Издание официальное. Астана, 2001.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ В ДОШКОЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ПРАКТИКИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Воронич Екатерина Аркадьевна
педагог-психолог, ГБДОУ №83 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
Козлова Галина Григорьевна учитель-дефектолог, ГБДОУ №83 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
Ушакова Александра Вадимовна учитель-логопед, ГБДОУ №83 Фрунзенского района, г. Санкт-Петербург
INTERACTION OF EXPERTS IN SUPPORT OF CHILDREN IN IMPLEMENTING IN PRESCHOOL INCLUSIVE EDUCATION PRACTICES Voronich Ekaterina, educational psychologist GBDOU №83, Frunze district, St. Petersburg Kozlova Galina, teacher-therapist GBDOU №83, Frunze district St. Petersburg Ushakova Alexandra, speech therapists GBDOU №83, Frunze district, St. Petersburg АННОТАЦИЯ
Внедрение инклюзивного обучения в ДОУ делает возможным оказание коррекционно-педагогической помощи «особым» детям и готовит общество к принятию человека с ограниченными возможностями.
Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующих инклюзивную практику, диктует необходимость создания специальных условий, одним из которых является командная работа сотрудников - группы специалистов, объединенных пониманием перспективы развития ДОУ, проводящих в коллективе единую политику по достижению поставленных целей и способных совместно решать проблемы и задачи.
ABSTRACT
The introduction of inclusive education in preschool makes it possible to provide pedagogical and correction support for "special" children and prepares society to accept a person with disabilities.
Construction of the educational process in preschool implementing inclusive practices, calls for the establishment of special conditions, one of which is the team work of employees - a team of specialists combined understanding of the prospects for the development of pre-school, conducting a team uniform policy to achieve its objectives and are able to work together and solve problems.
Ключевые слова: инклюзивное образование, взаимодействие, специалисты.
Keywords: inclusive education, interaction, experts.
В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивное направление. Суть включенного подхода состоит в том, что детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются равные возможности с их типично развивающимися сверстниками в получении образования, необходимого для адаптации и полноценной интеграции в обществе [1].
В нашей стране традиционно сложилась система организации обучения детей с отклонениями в развитии в специальных образовательных учреждениях на принципах дифференцированного подхода, с опорой на специфику, непосредственно связанную с ведущим дефектом. Задача инклюзивного образования - придать уверенность в собственных силах детям с ограниченными возможностями (как психического, так и физиологического плана), таким способом мотивируя их к дальнейшему обучению в школе вместе с другими учащимися. Педагогическим ориентиром в данном контексте выступает формирование у детей с ОВЗ способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой. Профессиональная деятельность специалистов, при этом, направлена на создание социально-психологических условий в конкретной среде для сопровождения развития каждого ребенка независимо от уровня его возможностей, способностей, жизненного опыта. Под сопровождением понимается метод, обеспечивающий создание условий для принятия субъектами развития оптимальных решений в различных ситуациях жизненного выбора [5].
Если «сопровождение» идентифицировать с понятием «организация», то сопровождение ребенка с особенностями в развитии - это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения [5].
При принятии решения о разворачивании инклюзивной практики в образовательном учреждении должны быть учтены следующие условия:
■ Наличие семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), готовых прийти в детские сады.
■ Психологическая готовность руководителя и коллектива ДОУ (либо части его) к инклюзии, включающая в себя знакомство с основными ценностями, целями и методиками организации инклюзивной практики и согласие с ними.
■ Наличие в ДОУ необходимых специалистов (дефек-тологов, психологов, логопедов, тьюторов) для психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ.
■ Наличие специальных условий обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе безбарьерной среды.
■ Возможность повышения квалификации педагогов. Для эффективной работы в инклюзивной группе
необходимо выстроить различные схемы организации взаимодействия специалистов. Эти схемы будут зависеть
от состава детей инклюзивной группы и определяться сочетанием индивидуальных образовательных планов и Образовательной программой [2].
Согласованность в работе специалистов, основанная на командной позиции, является одним из условий успешного функционирования службы сопровождения детей. Приоритетными в данном контексте являются вопросы включения педагогов в единую организационную модель образовательной деятельности дошкольного учреждения, а также владение единой системой методов, направленных на решение коррекционно-развивающих задач. Особенностями взаимодействия специалистов в рамках реализации инклюзивной практики являются:
- приоритет интересов ребенка;
- непрерывность сопровождения дошкольника;
- комплексный подход (междисциплинарность);
- системность в организации форм и выборе методов работы с детьми.
Работа в идеологии «команды» заключается в позиционировании значимости собственного вклада в реализации поставленной образовательной цели всеми специалистами, где каждый выполняет четко распределенные задачи в области своей предметной деятельности.
Взаимодействие специалистов является базовым компонентом формирования инклюзивной образовательной среды. Такое командное взаимодействие определяется как: межпрофессиональное сотрудничество, направленное на выработку и реализацию единой стратегии развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья и организацию поддержки его семье [3].
Направлениями взаимодействия специалистов по сопровождению детей при реализации в дошкольном учреждении практики инклюзивного образования являются:
- диагностика социально-личностного развития дошкольников с разными образовательными возможностями. Целью данной диагностики является определение уровня социально-личностного развития дошкольников, уровня развития психических процессов, выявление зоны актуального и ближайшего развития детей группы;
- проведение анализа диагностики, проектирование образовательного процесса в «зоне ближайшего развития» воспитанников по образовательным областям и направлениям деятельности специалистов (определение потенциальных возможностей воспитанников, исходя из возможностей и способностей детей группы), в том числе разработка индивидуальных образовательных программ детей с ОВЗ;
- организации образовательного процесса: планирование распорядка повседневных дел и расписания занятий в группе и в детском саду в целом;
- реализация, с опорой на решения психолого-медико-педагогического консилиума, оптимальной
последовательности и объема коррекционной помощи особому ребенку, действий по включению его в группу;
- планирование, организация и реализация проектной деятельности и праздников;
- планирование действий по сотрудничеству с родителями, участие родителей в социализации и образовательной адаптации ребенка, их партнерское взаимодействие со специалистами.
Главный принцип взаимодействия специалистов по сопровождению - это принцип совместного принятия решений и ответственность за его выполнение.
От того, насколько специалисты придерживаются единого подхода к сопровождению «особого» ребенка, его семьи и других участников образовательного процесса, во многом зависит эффективность работы, успешность адаптации ребенка и эмоциональный климат в коллективе.
Участники внедрения инклюзивного образования отмечают проблемы, с которыми зачастую им приходится сталкиваться:
- педагоги не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения. Они проходят несколько стадий: начиная с явного или латентного сопротивления, переходя к пассивному, а затем и к активному принятию происходящего;
- родители здоровых детей иногда высказывают опасение, что присутствие в группе «особых» детей, может задерживать развитие их собственного ребенка. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в группе в целом [4]. Основными показателями эффективности учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
- положительная динамика в развитии и адаптации всех воспитанников, включенных в инклюзивный образовательный процесс, принятие их детской группой;
- понимание родителями детей с ОВЗ перспективы развития их ребенка, актуальных задач и ответственности, стоящих перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду;
- включение родителей детей с ОВЗ в систему психолого-педагогического сопровождения ребенка;
- активное сотрудничество и поддержка родителей всех детей группы по отношению к семье «особого» ребенка, специалистам психолого-педагогического сопровождения;
- реализация инклюзивной практики специалистами ДОУ с использованием инновационных технологий психолого-педагогического сопровождения «особых» детей;
- повышение квалификации сотрудников - формирование нового профессионализма;
- создание необходимых условий для развития и поддержки инклюзивной практики.
Подводя итог, необходимо отметить, что инклюзия - это включение не только в образование, но и в жизнь всех без исключения, это учет сильных и слабых сторон каждого, это признание различий, это обогащение представлений о различиях как естественном явлении мира и общества, это возможность получения эффективного образования благодаря постоянной поддержке и изменению образовательного пространства.
Инклюзивное образование более гибкое для удовлетворения различных потребностей в обучении и в результате его реализации выиграют все дети, а не только дети с ограниченными возможностями здоровья. Функционирование, развитие инклюзивного образования и его эффективность во многом зависит от командной работы специалистов, объединенных пониманием перспективы развития ДОУ и способных совместно ставить цели, решать проблемы и задачи.
Литература
1. Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. М.: Владос, 2004.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.: Центр «Школьная книга», 2010. - 240 с.
3. Инклюзивное образование в России. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ). М: «БЭСТ-принт», 2011 - 44 с.
4. Инклюзивная практика в дошкольном образовании: Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой М.: Мозаика-Синтез, 2011. 144с.
5. Шипицина Л.М., Хилько А.А., Галлямова Ю.С., Де-мьянчук Р.В., Яковлева Н.Н. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / Под науч. ред. Проф. Л.М. Шипициной. - СПб.: «Речь», 2003. - 240 с.
СПОСОБЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СУБЪЕКТОВ В ГРАНИЦАХ СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ _ОРГАНИЗАЦИИ
Яковлева Татьяна Дмитриевна
Доцент. Государственное образовательное автономное учреждение Ярославской области «Институт развития
образования», г. Ярославль
METHODS OF SUBJECT CIVIL COMPETENCE DEVELOPMENT WITHIN SOCIAL SPACE OF THE EDUCATIONAL ESTABLISHMENT Tatyana D. Yakovleva, The assistant professor. State autonomous educational institution of Yaroslavl region "The Institute for Education Advancement", Yaroslavl