ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СЕМЬИ, ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
УДК 373.25
ББК Ч450.091 ГСНТ
И. Г. Вечканова Санкт-Петербург, Россия О. В. Югова Москва, Россия
DOI 10.26170/sp20-03-07
' 14.29.29 Код ВАК 13.00.03
I. G. Vechkanova
St. Petersburg, Russia
O. V. Yugova
Moscow, Russia
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ РЕБЕНКА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В КОНСУЛЬТАТИВНОМ ЦЕНТРЕ
INTERACTION WITH THE FAMILY
OF THE CHILD WITH DISABILITIES AT COUNSELING CENTER
Аннотация. Статья посвящена оценке качества дошкольного образования по показателю адаптивности программы и индикатору вариативности форм дошкольной образовательной организации, которая имеет в своей структуре консультативный центр для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, осуществляющих семейное образование. Как значимый аспект комплексного сопровождения мы выделили вариативность типов и форм взаимодействия с семьей ребенка с отклонениями в развитии в процессе получения детьми образования. В статье рассматриваются вопросы, касающиеся помощи родителям по определению дальнейшей траектории образовательного процесса ребенка с ОВЗ.
Представлены материалы исследования, проведенного на основе некоторых данных из Международной классификации функционирования
Abstract. The article deals with the assessment of the quality of preschool education with relation to the degree of adaptivity of the program and the indicator of variability of the forms of preschool education institution which has in its structure a counseling center for parents caring for children with disabilities and providing family education. Variability of types and forms of interaction with the family of the child with developmental disorders in the process of getting education has been chosen by the authors as a significant aspect of complex pedagogical support. The article dwells on the issues related to the assistance that could be given to the parents in planning the educational trajectory of the child with disability.
The article presents the materials of the study carried out on the basis of some data from the International Classification of Functioning, Disability and Health (ICF). It analyzes the main restrictions on the functioning of persons
(МКФ). Проанализированы основные положения ограничений жизнедеятельности и здоровья, представленные в МКФ, выделен круг вопросов, на которые предложено было ответить родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. В статье рассматриваются результаты анкетирования, которое строится на основе опросника «Список потребностей родителей (СПР)», по материалам которого изучались когнитивные и конативные компоненты. Описывается опыт функционирования сайта учреждения, блогов групп и элементов дистанционных образовательных курсов, созданных педагогами образовательных организаций для родителей и детей с ОВЗ. Представлены варианты взаимодействия с семьями этих детей педагогов, работающих в структуре Консультативного центра, а также в пространстве виртуального общения — блогов, сайта «Инклюзивное педагогическое БЮРО».
Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья; ОВЗ; дети с ограниченными возможностями здоровья; дошкольники; дошкольные образовательные организации; родители; педагоги; педагогическое взаимодействие; консультативные центры; сопровождение семьи; опросники; онлайн-консультирование.
Сведения об авторе: Вечканова Ирина Геннадьевна, кандидат педагогических наук, доцент, педагог-психолог.
Место работы: заместитель заведующего государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад № 5 комбинированного вида Невского района Санкт-Петербурга».
with disabilities included in the ICF and formulates the questions which the parents of the children with disabilities are expected to answer. The study examines the results of a questionnaire based on the "Parents' Needs List" on the material of which cognitive and conative components are considered. The authors describe the experience of running the site of the institution and organizing group blogs and elements of distance education courses created by the pedagogues of education institutions for the parents of children with disabilities. The article presents variants of interaction between the families of these children and the pedagogues working at the Counseling Center and in the virtual communication environment - various blogs and the site "Inclusive Pedagogical Bureau".
Keywords: disabilities; children with disabilities; preschool children; preschool education institutions; parents; pedagogues; pedagogical interaction; counseling centers; family support; questionnaires; online counseling.
About the author: Vechkanova Irina Gennad'evna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor, Pedagogue-Psychologist.
Place of employment: Deputy Headmaster of Combined Type Kindergarten No 5 of Nevskiy Region of St. Petersburg.
Контактная информация: 193232, Россия, Санкт-Петербург, пр-т Большевиков, д. 31, кор. 2.
E-mail: [email protected].
Сведения об авторе: Югова Олеся About the author: Yugova Olesya
Вячеславовна, кандидат педагогиче- Vyacheslavovna, Candidate of Peda-
ских наук, доцент. gogy, Associate Professor.
Место работы: доцент кафедры Place of employment: Associate Pro-
логопедии, Институт специального fessor of Department of Logopedics,
образования и комплексной реабили- Institute of Special Education and Com-
тации, Московский городской педа- prehensive Rehabilitation, Moscow City
гогический университет. Pedagogical University.
Контактная информация: 129226, Россия, Москва, 2-й Сельскохозяйственный пр-д, 4.
E-mail: [email protected].
Взаимодействие семьи и специалистов необходимо осуществлять на основе компетентного соблюдения психолого-педагогической культуры со стороны родителей и педагогов [11]. Поэтому столь значимым аспектом комплексного сопровождения мы определили вариативность типов и форм взаимодействия с семьей ребенка с отклонениями в развитии в процессе образования детей.
Многочисленные исследования, наш научный и практический опыт показали, что проводить консультации с родителями, воспитывающими детей с проблемами в развитии, необходимо очень корректно. Осуществлять это могут разные специалисты, владеющие соответствующими знаниями в вопросах консультирования детей с ОВЗ и их родителей. Необходимо представлять, что каждый родитель желает по© Вечканова И. Г., Югова О. В., 2020
лучить такую консультацию, которая даст ему возможность помочь собственному ребенку. Педагоги также хотят оказать помощь и ребенку, и его родителям. Не всегда их устремления и планы могут совпадать. Это важно понимать, когда мы пытаемся оказать ту или иную консультативную помощь семье, воспитывающей ребенка с ОВЗ.
В ходе проведения консультаций специалисты ставят различные задачи, которые могут касаться вопросов изучения особенностей развития ребенка, того, как осуществляется в семье воспитание ребенка, как он контактирует со всеми членами семьи, в чем отличие этих контактов с разными членами семьи и т. п. Это бывает необходимо специалистам, чтобы помочь родителям понять проблемы собственного ребенка, оценить состоя-
ние его здоровья и особенности развития. В ходе консультации специалисты стремятся помочь родителям научиться общению с собственным ребенком, ориентируясь на его особенности, опираясь на понимание проблем его развития. Современные специалисты иногда прилагают огромные усилия, чтобы дать родителям такие знания, которые будут стимулировать их адекватные и конструктивные отношения не только с проблемным ребенком, но и с ними, педагогами, чей труд не всегда бывает оценен родителями. В ходе консультаций с родителями специалисту необходимо предлагать им такие варианты программ развития ребенка, которые адекватны возможностям ребенка и могут быть осуществлены в условиях семейного воспитания. Обращается внимание на то, что родителям необходимо оказывать помощь в определении дальнейшей траектории образовательного процесса с ребенком. Это очень важно для выявления перспектив развития ребенка, его дальнейшего обучения, социального становления [3; 10; 14; 16; 18].
Проводятся исследования по изучению возможностей привлечения родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями, к занятиям с детьми по программам, которые рекомендуются специа-
листами. Эти программы разрабатываются с ориентацией на индивидуальные возможности каждого ребенка раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья; апробируются разновекторные формы взаимодействия с семьями, воспитывающими детей с проблемами в развитии. В ходе многопрофильных исследований сформулированы задачи и практическое наполнение того, что можно порекомендовать родителям детей с отклонениями в развитии [2; 3; 5; 6; 8; 10; 14; 18].
С целью определения ориентиров того, что необходимо предлагать родителям для практического взаимодействия по образовательным аспектам, мы провели исследование этих компонентов, взяв за основу некоторые данные из Международной классификации функционирования (МКФ) [12].
Проанализировав основные положения ограничений жизнедеятельности и здоровья, представленные в МКФ, мы выделили круг вопросов, на которые предложили ответить родителям, воспитывающим детей с ОВЗ. Эти дети посещали консультативный центр.
Мы опирались на научные взгляды о том, что у ребенка в каждом возрастном периоде есть своя установка. Она рассматривается как готовность к взаимодей-
ствию, исходя из конкретной потребности [17].
Исходя из МКФ, важнейшими для детей первых двух лет жизни являются установки семьи и ближайших родственников. В возрастном диапазоне от трех до пяти лет для ребенка значимыми становятся индивидуальные установки других родственников и прочих значимых взрослых, в том числе тех, которых он встречает в дошкольной организации, в нашем варианте — в консультативном центре.
Для определения необходимого минимума потребностей родителей, воспитывающих детей с проблемами в развитии, мы предложили им поучаствовать в анкетировании. Оно строилось на основе опросника «Список потребностей родителей (СПР)», по материалам которого изучались когнитивные и конативные компоненты [15]. Для нас было важно установить аффективно-эмоциональные отношения и перспективный план действий родителей. Для целей исследования опросник был нами модифицирован.
Экспериментальное исследование проводилось в ГБДОУ № 5, 103 Невского района Санкт-Петербурга и охватило родителей, воспитывающих детей от одного года до семи лет с ограниченными возможностями здоровья. Репрезентативная группа родителей, участвовавшая в оп-
росе, на наш взгляд, должна была дать достаточно полное представление по проблеме исследования. Родители, воспитывающие нормативно развивающихся детей, — 100 человек, детей с проблемами в развитии — 175 человек. В статье мы рассмотрим ответы родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, хотя не менее интересным явился для нас и анализ ответов родителей, воспитывающих нормативно развивающихся детей.
Некоторые родители детей с ОВЗ пояснили, что нуждаются в информации о состоянии ребенка и перспективах его развития (31—34 %). Надо отметить, что такое желание высказали все (100 %) родители детей с умеренной умственной отсталостью. Это показало важность познавательного аспекта для создания атмосферы доверия и комфорта в образовательной организации, в том числе в консультативном центре. Также большая часть родителей (90 %) выразила желание познакомиться с теми адаптированными образовательными программами, которые существуют для разных категорий детей. На момент опроса ряд примерных адаптированных программ уже был представлен Министерством образования.
Для 80 % родителей было интересно посмотреть ход обследования своего ребенка. Их интересовала обстановка обследования
и поведение ребенка в общении с учителем-дефектологом, педагогом-психологом и другими специалистами. 95 % опрошенных родителей хотели бы получить консультацию у специалиста, который мог бы рассказать о выявленных нарушениях развития ребенка. Среди тех, кто хотел получить такую информацию, были родители (100 %), воспитывающие детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Это интересовало и родителей, чьи дети имели нарушения речи (75 %), несколько меньше в процентном отношение было родителей (65 %), воспитывающих детей с задержкой психического развития.
У родителей, воспитывающих детей раннего возраста, возникали вопросы о том, как построить занятия с детьми в домашних условиях и возможно ли уже в первые годы жизни начинать заниматься с ребенком в консультативном центре. Эти родители чаще, чем родители детей более старшего возраста, стремились определить возможные конкретные варианты занятий с детьми. Они часто выражали сомнения в том, что их дети уже готовы к систематическому обучению и занятиям с чужим взрослым.
Родители детей от трех лет и старше часто сознавались, что не умеют заниматься с детьми, просили оказать им помощь и обу-
чить некоторым приемам взаимодействия с собственными детьми. Эти родители отмечали, что дети отстают от других или имеют значительные двигательные, умственные и другие нарушения. Таких родителей, выявленных по опроснику, оказалось примерно 75 %. Родителей интересовало, какие игрушки лучше предлагать детям. Они часто отмечали, что дома есть много игрушек, но они не знают, как их использовать в играх с детьми, если дети не проявляют интереса к деятельности. Часто родители (больше половины опрошенных) отмечали, что им нужна психологическая помощь, чтобы найти в себе силы воспитывать детей, не становясь «заложниками» их состояния. Среди этих родителей больше всего было тех, кто воспитывает детей с детским церебральным параличом, генетическими заболеваниями и др.
Анализ данных в ходе опроса ответов, отражающих стили решения проблем [15, с. 23], позволил установить, что среди родителей 25 % пассивно относятся к проблемам собственных детей. Но в большинстве своем родители (75 %) искали помощи специалистов, хотя не всегда были уверены в ней. Некоторые родители акцентировали пожелание, чтобы помощь обеспечивалась государством, иногда — общественными организациями. Среди
этих родителей практически не было тех, кто не желал воспринимать помощь себе и своим детям.
Мы предположили, что проблему нехватки знаний у родителей в вопросах воспитания и обучения детей, не имеющих возможность посещать дошкольную организацию, можно решить путем функционирования сайта учреждения, блогов групп и элементов дистанционных образовательных курсов, созданных педагогами образовательных организаций.
Консультативный центр в ГБДОУ «Детский сад № 5 Невского района Санкт-Петербурга» создан для родителей, предпочитающих формы семейного воспитания. Он принимает детей от двух месяцев до семи лет. Центр активно оказывает помощь не только родителям (законным представителям), но и тем лицам, которые хотят принять на воспитание ребенка, желают понять, как организовать процесс воспитания приемного ребенка, в том числе с проблемами в развитии [13].
Задачи и деятельность Консультационного центра многопрофильны. Не будем перечислять их в статье, обратим внимание лишь на то, что все они ориентированы на информационное сопровождение родителей (законных представителей) в вопросах выбора образовательных траекторий для детей с ограниченными возможностями здоровья [9; 14].
В работе консультативного центра используются непосредственные и интерактивные формы взаимодействия с родителями, осуществляется оказание психолого-педагогической помощи родителям детей с ограниченными возможностями здоровья. Применяемые формы работы можно условно разделить на диагностические, пропедевтические и собственно коррекционно-раз-вивающие. Прежде всего значимо лонгитюдное обучение родителей, сопровождение их в вопросах воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, систематическое консультирование по интересующим аспектам образовательных стратегий. Эти направления были разработаны нами в ходе исследовательской и практической деятельности.
Представим кратко структуру работы с детьми и их родителями в условиях Консультативного центра. Консультации с родителями детей проводят по запросу специалисты — учитель-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, музыкальный руководитель и инструктор по адаптивной физической культуре (АФК). Мониторинг динамики развития детей Центра свидетельствует о повышении уровня адаптации и развития компенсаторных возможностей, качество образования подтверждается в показателе удов-
летворенности родителей образовательными результатами.
Важными составляющими работы являются методические рекомендации специалистов, предлагаемые в форме индивидуальных программ сопровождения ребенка, по организации образования детей с разными стартовыми возможностями от 2 мес. до 8 лет (с учетом возрастосообразности 0+, 1+, 2+...) [18].
Для этих целей в ГБДОУ создан специализированный цифровой и медиаресурс — сайт «Инклюзивное педагогическое бюро» (далее БЮРО). На нем представлена цифровая среда дошкольного образования и медиаресурсы для всех его участников. Это информационный ресурс повышения педагогической и абилитаци-онно/реабилитационной компетентности в виде разных рубрик и «закладок» для педагогов и родителей, в том числе для родителей приемных детей, описывающий конкретный опыт в форме разнообразных методических материалов (выход со страницы «Консультационный центр для родителей, осуществляющих семейное образование» в раздел БЮРО). На странице сайта дошкольной организации и «Инклюзивного педагогического БЮРО» транслируется опыт работы специалистов с детьми в интерактивной форме. Этот опыт представлен:
- в виде методических материалов и пособий [1] с возможностью онлайн-трансляций мастер-классов, видеороликов;
- в рубриках сайта для родителей и детей — «Виртуальная игротека» и «Виртуальная мастерская».
Сайт БЮРО предназначен для онлайн-просмотра методических пособий и рекомендаций, также служит как платформа для консультационных центров по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической помощи родителям, обеспечивающим получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования.
Необходимо обратить внимание на то, что индивидуальные программы развития выкладываются на сайте ГБДОУ как форма дистанционного консультирования с возможностью скачивания по QR-коду.
Например, в рубрике «Ресурсы развития» на сайте выложена информация по направлениям развития детей: «АРТкАРТотека», «Игротека», «Экотека». В закладке «Аквашкола» размещены подсказки — видеоматериалы с куклами Аленкой и Деревяшем о том, как можно научиться играть с водой, дышать в воду и плавать. «Экотека» содержит презентации и видеоролики об экологических проектах и фенологическом фестивале в детском саду. В «Игро-
теке» родители и дети могут посмотреть, какие рекомендации дают учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, как играть в разнообразные игры с полифункциональными игрушками и материалами.
Определение основных параметров индивидуального маршрута дистанционного сопровождения — результат совместного обсуждения родителя, педагогов, психолога. Нередко тьюторами по онлайн-сопровождению становятся сиблинги — старшие братья и сестры, помогающие выбрать удобные для семьи платформы и программы для взаимодействия и часто обеспечивающие «стартовый» сценарий. Право ребенка на инициативу обусловливает структуру занятия в очном режиме и в режиме онлайн (видеоконференции). Психолог обговаривает с родителями решение проблемы самоидентификации ребенка при нахождении у компьютера, подсказывает членам семьи варианты изменения позиций сиблингов по отношению к ребенку с ОВЗ при реализации программы сопровождения.
Педагоги предлагают родителям разные дистанционные формы взаимодействия. Например, практикумы — тренажеры-игры, созданные педагогами в learningapps.org, ссылки на которые размещаются в блогах групп. Такие формы работы, как показал наш практиче-
ский опыт, востребованы семьями детей с ТНР, НОДА, ЗПР, ДЦП.
Формат видео-конференц-связи (ВКС) особенно востребован родителями детей с ДЦП и ТНР, когда мотивация к деятельности стимулируется показом педагогом игрушек бибабо, которые занимающиеся видят на экране, диалогом с персонажами сказок и стихов и т. п. Мы установили, что важными факторами успешности таких занятий являются мотивация и регулярность встреч, позволяющие детям сохранять связь с педагогами для демонстрации успехов, идентификации себя как деятельной личности. Родителям предлагается использовать разные программы для ВКС (<^куре», «2оот») и сравнивать их возможности для решения различных задач. Например, в «2оот» возможна демонстрация экрана и доступна работа с функцией комментирования. Для дошкольников это возможность дорисовать на предъявляемой педагогом картине, мнемотаблице. Формулирование задания происходит не только для формирования предметного знания, но и направлено на развитие элементарных цифровых навыков и компетенций.
Педагоги результативно используют сюжетные картины, входящие в методику развития связной речи И. Н. Лебедевой [7], поскольку на них изображены
игровые модули, с которыми дети играют в детском саду. В нашем варианте это «Дидактическая черепаха», набор «Гномик», «Дидактический ежик» и др. Все они производятся фирмой «АЛЬМА» (Санкт-Петербург). Методические рекомендации по использованию именно этого полифункционального материала разрабатывали многие специалисты нашего учреждения, в том числе и авторы этой статьи, совместно с детьми и родителями. Это игровое оборудование активно используется нами в проектной деятельности [1]. Это также очень интересное направление в работе с родителями, которое мы активно реализуем. Так, используя картину «Рубашки для черепашки» [7], ребенок не только выбирает подходящую картину среди других игровых модулей, но и может для уточнения нарисовать линию с помощью сервиса «Комментирование. Рисование линий», совместно с педагогом обсудить онлайн, «кто лишний», сколько детей на картине, написать цифру и записать эту видеоконференцию, чтобы потом с родителями еще раз ее посмотреть. Таким образом осуществляется и продуктивная деятельность, например, с применением онлайн-доски для совместного рисования, и обеспечивается возможность проектной деятельности в дальнейшем при общении в семье [1].
Просмотр видеороликов с мастер-классами по рисованию, аппликации, лепке мы предложили использовать в работе педагогов с родителями в режиме «перевернутого класса», офлайн. Это позволяет родителям неоднократно возвращаться к таким занятиям с детьми. В таком варианте возможно дозирование занятий исходя из индивидуальных особенностей детей. Это позволяет выполнять рекомендации СанПиН о нахождении детей у компьютера до 12 минут в день.
Важно отметить, что в зависимости от нарушений детей родители выбирали те или иные программы занятий с использованием компьютера.
У родителей детей с тяжелыми нарушениями речи большой интерес вызывают занятия с детьми по программам рисования, например, «Объясняшки», позволяющие запоминать стихи с помощью создания мультфильмов.
Для родителей детей со сложным дефектом, с ТМНР, чьи дети не смотрят в экран компьютера и не воспринимают мультфильмы, был востребован формат Google-документа на «Диске». Google-файл с планом на неделю содержит рекомендации в виде игр по образовательным областям. Такой файл с планом разрабатывается командой педагогов с расширенным доступом для просмотра родителями и самостоя-
тельного создания ими дидактических ситуаций для детей с особыми образовательными потребностями. Общее содержание файла с программой может восприниматься родителями и как избыточное, опережающее задание, но план на неделю с лексической темой индивидуализируется за счет предложения разноуровневых вариантов игр и инструкций, в зависимости от уровня развития деятельности ребенка. Родителям нравится такая форма, как модульная пошаговая стратегия. Это придает им уверенность, они ощущают поддержку со стороны педагогов. Персонализация маршрута динамично обеспечивается конкретными рекомендациями специалиста в соответствии с возможностями каждого ребенка с ОВЗ.
Для преодоления у родителей «настороженно-ответственного» сценария предлагаются ментальные карты, таблицы по планированию дня, режима. Облако тегов в блогах используется для мотивации родителей к изучению методических рекомендаций педагога-психолога, учителя-дефекто-лога, учителя-логопеда и других специалистов. Это стимулирует родителей быть гибкими в поддержании порядка и режима ребенка в различных семейных условиях. На онлайн-консультациях педагога-психолога предлагаются ментальные карты на сайтах
в свободном доступе. Они используются для обсуждения стратегий изменения позиций родителей, например, управления своими чувствами, стресс-менеджмента. Так осуществляется переход на «поисковый» сценарий взаимодействия педагогов и родителей для тестирования привлекательных цифровых инструментов, самообучения в сотрудничестве с другими педагогами, членами семьи, другими родителями.
Отметим наиболее частые вопросы родителей при обращении в консультативный центр. Их интересует:
- образовательная сеть района и возможность получения образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- психологические особенности детей раннего возраста, проблемы их поведения;
- спектр консультативных просветительских услуг, которые могут быть оказаны детям со сложным дефектом, поскольку, услышав диагноз и вердикт врачей о «необучаемости», родители детей с ТМНР чаще всего находятся дома до 3,0—4,5 лет. Поэтому их интересуют рекомендации о преодолении беспомощности в быту, о способах коммуникации с детьми дома;
- пути формирования самостоятельности, психологического «отрыва» от матери детей с пробле-
мами в развитии при подготовке к детскому саду;
- перспективы развития речи у «неговорящих» детей;
- возможности получения доступа к педагогическому патронажу на сайте БЮРО.
Проводя промежуточный мониторинг, мы установили следующее:
• 19 % родителей желают уточнить диагноз, уровень развития ребенка;
• 26 % родителей стремятся получить рекомендации, советы и помощь в развитии ребенка;
• 12 % родителей настроены на получение индивидуальной программы для занятий с ребенком и рекомендаций для самостоятельных занятий;
• 14 % родителей хотят получить психологическую помощь для выхода из сложной жизненной ситуации, а также рекомендации для развития и социализации ребенка;
• 8 % настроены на получение рекомендаций специалистов для занятий с ребенком;
• 6 % интересуются рекомендациями по медикаментозному лечению детей;
• 15 % родителей до сих пор не имеют интересов, связанных с проблемами воспитания и образования детей с ОВЗ, проявляют интерес только к получению заключения о состоянии здоровья ребенка для специалистов, кото-
рые им рекомендовали консультирование.
Комплексное сопровождение семьи ребенка с ОВЗ является одной из важнейших задач и средств развития и реабилитации любого ребенка, а продуктивное взаимодействие всех участников сопровождения обеспечивает оптимальные его результаты.
Литература
1. Баряева, Л. Б. Проектная деятельность с дошкольниками в группах различной направленности. Из опыта работы ГБДОУ детского сада № 5 Невского района Санкт-Петербурга в условиях ФГОС ДО : методическое пособие / Л. Б. Баряева, И. Г. Вечканова, В. Е. Демина [и др.] ; под общ. ред. И. Г. Вечкановой. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2014. — Текст : непосредственный.
2. Власова, А. М. Взаимодействие консультационного центра ДОУ и родителей, осуществляющих образование детей в условиях семейного воспитания, посредством ИКТ, как важнейший фактор гармоничного роста и развития ребенка / А. М. Власова. — Текст : непосредственный // Современное дошкольное образование. — 2015. — №5. — С. 75—78.
3. Денисова, Т. Н. Психология семьи с основами семейного консультирования : учеб.-метод. пособие / Т. Н. Денисова, О. К. Соколовская. — Вологда : Вологодский государственный университет, 2017. — Текст : непосредственный.
4. Екжанова, Е. А. Социально-педагогическая работа в проблемных семьях с разными типами внутрисемейного взаимодействия / Е. А. Екжанова. — Текст : непосредственный // Школа Здоровья. — 1998. — Т. 5. — № 3—4. — С. 199—203.
5. Закрепина, А. В. Развиваем социальные умения: родителям детей с ОВЗ : учеб.-практ. пособие / А. В. Закрепина. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — Текст : непосредственный.
6. Лазуренко, С. Б. Методика «ЯСЛИ». Диагностика психологического возраста детей первых трех лет жизни / С. Б. Лазуренко. — Москва : Адамантъ, 2014. — Текст : непосредственный.
7. Лебедева, И. Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине : учеб.-метод. пособие / И. Н. Лебедева. — Санкт-Петербург : ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009. — Текст : непосредственный.
8. Левченко, И. Ю. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии : метод.пособие / И. Ю. Левченко, В. В. Ткачева. — Москва : Просвещение, 2008. — Текст : непосредственный.
9. Лучшие практики субъектов Российской Федерации по развертыванию сети центров (служб) оказания психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям с детьми дошкольного возраста, в том числе от 0 до 3 лет, и детьми с особыми образовательными потребностями : сб. материалов / сост. Э. Ф. Алиева, Т. В. Гаврикова, О. Р. Радионова. — Москва : ФИРО, 2017. — Текст : непосредственный.
10. Приходько, О. Г. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : научная монография / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко [и др.]. — Москва : Парадигма, 2018. — Текст : непосредственный.
11. Леонтович, А. В. Психолого-педагогические проблемы изучения детства, семьи и воспитания в современном социокультурном контексте : коллективная монография / А. В. Леонтович, В. К. Ряб-цев, В. В. Ряшина, Е. О. Смирнова, И. Л. Кириллов, А. Б. Теплова, Г. А. Урунтаева, И. В. Усольцева — Москва : ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019.— Текст : непосредственный.
12. Международная классификация функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья: МКФ, краткая версия / коллектив переводчиков, перевод на русский язык. — Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский институт усовер-
шенствования врачей — экспертов Министерства труда и социального развития РФ, 2003. — Текст : непосредственный.
13. Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей: «Школа приемных родителей» / Р. Н. Генералова, А. Г. Захарова, Е. В. Мусатова [и др.] ; под общ. ред. Л. Б. Ба-ряевой, Е. В. Мусатовой, Р. Н. Генераловой. — Москва : УМЦ «Добрый мир», 2018. — Текст : непосредственный.
14. Рыбаченко, А. Б. Особенности раннего развития ребенка. Консультационный пункт как форма сопровождения детей, не посещающих детский сад / А. Б. Рыба-ченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2016. — № 2. — С. 83—85. — Текст : непосредственный.
15. Селигман, М. Как научиться оптимизму: измените взгляд на мир и свою жизнь / М. Селигман. — Москва : Альпи-на Паблишер, 2018. — Текст : непосредственный.
16. Стребелева, Е. А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста : метод. пособие / Е. А. Стребелева, Г. А. Мишина, Ю. А. Ра-зенкова ; под ред. Е. А. Стребелевой. — Москва : Просвещение, 2004. — Текст : непосредственный.
17. Узнадзе, Д. Н. Общая психология / Д. Н. Узнадзе ; пер. с грузинского Е. Ш. Чомахидзе ; под ред. И. В. Име-дадзе. — Москва : Смысл ; Санкт-Петербург : Питер, 2004. — Текст : непосредственный.
18. Югова, О. В. Ранняя психолого-педагогическая помощь семье ребенка с отклонениями в развитии в условиях консультирования / О. В. Югова. — Текст : непосредственный // Вестник МГПУ. Сер. «Педагогика и психология». — 2012. — № 2. — С. 122—133. — Текст : непосредственный.
References
1. Baryaeva, L. B. Proektnaya deyatel'nost' s doshkol'nikami v gruppakh razlichnoy
napravlennosti. Iz opyta raboty GBDOU detskogo sada №2 5 Nevskogo rayona Sankt-Peterburga v usloviyakh FGOS DO : metodicheskoe posobie / L. B. Baryaeva, I. G. Vechkanova, V. E. Demina [i dr.] ; pod obshch. red. I. G. Vechkanovoy. — Sankt-Peterburg : TsDK prof. L. B. Baryaevoy, 2014. — Tekst : neposredstvennyy.
2. Vlasova, A. M. Vzaimodeystvie konsul'-tatsionnogo tsentra DOU i roditeley, osushchestvlyayushchikh obrazovanie detey v usloviyakh semeynogo vospitaniya, po-sredstvom IKT, kak vazhneyshiy faktor garmonichnogo rosta i razvitiya rebenka / A. M. Vlasova. — Tekst : neposredstven-nyy // Sovremennoe doshkol'noe obrazova-nie. — 2015. — №5. — S. 75—78.
3. Denisova, T. N. Psikhologiya sem'i s os-novami semeynogo konsul'tirovaniya : ucheb.-metod. posobie / T. N. Denisova, O. K. Sokolovskaya. — Vologda : Vologod-skiy gosudarstvennyy universitet, 2017. — Tekst : neposredstvennyy.
4. Ekzhanova, E. A. Sotsial'no-pedagogi-cheskaya rabota v problemnykh sem'yakh s raznymi tipami vnutrisemeynogo vzaimo-deystviya / E. A. Ekzhanova. — Tekst : neposredstvennyy // Shkola Zdorov'ya. — 1998. — T. 5. — № 3—4. — S. 199—203.
5. Zakrepina, A. V. Razvivaem sotsial'nye umeniya: roditelyam detey s OVZ : ucheb.-prakt. posobie / A. V. Zakrepina. — Moskva : INFRA-M, 2019. — Tekst : neposreds-tvennyy.
6. Lazurenko, S. B. Metodika «YaSLI». Diagnostika psikhologicheskogo vozrasta de-tey pervykh trekh let zhizni / S. B. Lazu-renko. — Moskva : Adamant", 2014. — Tekst : neposredstvennyy.
7. Lebedeva, I. N. Razvitie svyaznoy rechi doshkol'nikov. Obuchenie rasskazyvaniyu po kartine : ucheb.-metod. posobie / I. N. Lebede-va. — Sankt-Peterburg : TsDK prof. L. B. Ba-ryaevoy, 2009. — Tekst : neposredstvennyy.
8. Levchenko, I. Yu. Psikhologicheskaya pomoshch' sem'e, vospityvayushchey re-benka s otkloneniyami v razvitii : metod. posobie / I. Yu. Levchenko, V. V. Tkache-va. — Moskva : Prosveshchenie, 2008. — Tekst : neposredstvennyy.
9. Luchshie praktiki sub"ektov Rossiyskoy Federatsii po razvertyvaniyu seti tsentrov (sluzhb) okazaniya psikhologo-pedagogiche-skoy, diagnosticheskoy i konsul'tativnoy pomoshchi roditelyam s det'mi doshkol'nogo vozrasta, v tom chisle ot 0 do 3 let, i det'mi s osobymi obrazovatel'nymi potrebnostyami : sb. materialov / sost. E. F. Alieva, T. V. Gav-rikova, O. R. Radionova. — Moskva : FIRO, 2017. — Tekst : neposredstvennyy.
10. Prikhod'ko, O. G. Sistema ranney kom-pleksnoy pomoshchi detyam s OVZ i ikh roditelyam : nauchnaya monografiya / O. G. Prikhod'ko, I. Yu. Levchenko [i dr.]. — Moskva : Paradigma, 2018. — Tekst : nepos-redstvennyy.
11. Leontovich, A. V. Psikhologo-pedagogi-cheskie problemy izucheniya detstva, sem'i i vospitaniya v sovremennom sotsiokul'turnom kontekste : kollektivnaya monografiya / A. V. Leontovich, V. K. Ryabtsev, V. V. Rya-shina, E. O. Smirnova, I. L. Kirillov, A. B. Tep-lova, G. A. Uruntaeva, I. V. Usol'tseva — Moskva : FGBNU «IIDSV RAO», 2019.— Tekst : neposredstvennyy.
12. Mezhdunarodnaya klassifikatsiya funktsio-nirovaniya, ogranicheniy zhiznedeyatel'nosti i zdorov'ya: MKF, kratkaya versiya / kollektiv perevodchikov, perevod na russkiy yazyk. — Sankt-Peterburg : Sankt-Peterburgskiy institut usovershenstvovaniya vrachey — ekspertov Ministerstva truda i sotsial'nogo razvitiya RF, 2003. — Tekst : neposredstvennyy.
13. Programma podgotovki lits, zhelayu-shchikh prinyat' na vospitanie v svoyu se-m'yu rebenka, ostavshegosya bez popeche-niya roditeley: «Shkola priemnykh rodite-ley» / R. N. Generalova, A. G. Zakharova, E. V. Musatova [i dr.] ; pod obshch. red. L. B. Baryaevoy, E. V. Musatovoy, R. N. Ge-neralovoy. — Moskva : UMTs «Dobryy mir», 2018. — Tekst : neposredstvennyy.
14. Rybachenko, A. B. Osobennosti rannego razvitiya rebenka. Konsul'tatsionnyy punkt kak forma soprovozhdeniya detey, ne pose-shchayushchikh detskiy sad / A. B. Ryba-chenko, M. F. Barba, E. V. Kharsekina. — Tekst : neposredstvennyy // Voprosy dosh-kol'noy pedagogiki. — 2016. — №2 2. — S. 83—85. — Tekst : neposredstvennyy.
15. Seligman, M. Kak nauchit'sya optimiz-mu: izmenite vzglyad na mir i svoyu zhizn' / M. Seligman. — Moskva : Al'pina Pablisher, 2018. — Tekst : neposredstvennyy.
16. Strebeleva, E. A. Psikhologo-pedagogi-cheskaya diagnostika detey rannego i doshkol'-nogo vozrasta : metod. posobie / E. A. Strebeleva, G. A. Mishina, Yu. A. Razenkova ; pod red. E. A. Strebelevoy. — Moskva : Prosve-shchenie, 2004. — Tekst : neposredstvennyy.
17. Uznadze, D. N. Obshchaya psikholo-giya / D. N. Uznadze ; per. s gruzinskogo
E. Sh. Chomakhidze ; pod red. I. V. Ime-dadze. — Moskva : Smysl ; Sankt-Peter-burg : Piter, 2004. — Tekst : neposredstven-nyy.
18. Yugova, O. V. Rannyaya psikhologo-pedagogicheskaya pomoshch' sem'e rebenka s otkloneniyami v razvitii v usloviyakh kon-sul'tirovaniya / O. V. Yugova. — Tekst : ne-posredstvennyy // Vestnik MGPU. Ser. «Pe-dagogika i psikhologiya». — 2012. — № 2. — S. 122—133. — Tekst : neposred-stvennyy.