Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ШКОЛА - СЕМЬЯ" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ШКОЛА - СЕМЬЯ" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
626
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧАЮЩИЕСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (ОВЗ) / АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (АООП) / КОМФОРТНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СОТРУДНИЧЕСТВО И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПАРТНЕРОВ ИНКЛЮЗИИ / INCLUSIVE EDUCATION / PUPILS WITH DISABILITIES / ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS (ABGEP) / COMFORTABLE EDUCATION ENVIRONMENT / COOPERATION AND INTERACTION BETWEEN PARTNERS IN INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Христолюбова Людмила Викторовна, Цыганкова Анна Владиславовна

В статье рассматривается развитие системы взаимодействия участников педагогического процесса в условиях инклюзивного образования: педагогов, обучающихся, родителей. Кратко характеризуются особенности инклюзивного образования в России на современном этапе. Наряду с преимуществами анализируются проблемы, встающие перед организаторами инклюзии: неготовность образовательного учреждения к осуществлению инклюзии, психологическая и методическая неготовность педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики, сложность межличностных отношений между партнерами инклюзивного образования. Приводятся данные исследований, проведенных на базе Института специального образования в рамках магистерской программы «Инклюзивное образование детей с различными формами дизонтогенеза», которые отражают взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей, включенных в процесс инклюзии. Выделяются основные направления в развитии отношений «школа - семья»: повышение педагогической культуры педагогов и родителей, взаимодействие и сотрудничество между участниками инклюзивного образования. Определяется роль традиционных и новых форм в системе взаимодействия «школа - семья» в условиях инклюзивного образования: формирование абилитационной и реабилитационной компетентности родителей детей с ОВЗ, лекции приглашенных специалистов, тренинги - знакомства, форумы на сайтах, повышение квалификации педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, совместная проектная деятельность, масштабные проекты, выходящие за пределы школьной среды (инклюзивный театр - студия «ORA» г. Екатеринбурга, I Всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья). Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF INTERACTION WITHIN THE SCHOOL-FAMILY SYSTEM UNDER THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

The article deals with the development of the system of interaction between the participants of the pedagogical process under the conditions of inclusive education: pedagogues, pupils, and parents. The article provides a brief overview of inclusive education in Russia at the present stage of its history. Alongside with the advantages, the article analyzes the challenges the organizers of inclusive education face: absence of conditions for the organization of inclusive education; psychological and methodological inability of the pedagogical team to implement inclusive practice at an education institution; complexity of interpersonal relations between the partners of inclusive education. The article contains the data obtained in the course of studies carried out at the Institute of Special Education within the framework of the Master’s degree program “Inclusive Education of Children with Various Forms of Dysontogenesis”, which reflect the interaction between the pedagogues, learners and their parents in the process of inclusion. The article highlights the main areas in the development of the relationships between the school and the family: improvement of the pedagogical culture of the teachers and parents and interaction and cooperation between the participators of inclusive education. The authors determine the role of traditional and new forms in the interaction system “school - family” under the conditions of inclusive education: formation of abilitation and rehabilitation competence of the parents of the children with disabilities, lectures given by visiting scholars, meetings with specialists, web site forums, advanced in - service training of teachers in the problems of education of children with disabilities, group project activity, large - scale projects, going beyond the school environment (Ekaterinburg inclusive theater - studio “ORA”, The First World Congress of People with Disabilities).The article is addressed to students completing courses in the training area 44.03.03 “Special (Defectological) Education” and to pedagogues and all participants of the system of inclusive education.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ "ШКОЛА - СЕМЬЯ" В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 376 ББК Ч450

DOI 10.26170/sp20-02-09 ГСНТИ14.29.01 Код ВАК 13.00.03

Л. В. Христолюбова L. V. Khristolyubova А. В. Цыганкова A. V. Tsygankova

Екатеринбург, Россия Ekaterinburg, Russia

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ «ШКОЛА — СЕМЬЯ» В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В статье рассматривается развитие системы взаимодействия участников педагогического процесса в условиях инклюзивного образования: педагогов, обучающихся, родителей. Кратко характеризуются особенности инклюзивного образования в России на современном этапе. Наряду с преимуществами анализируются проблемы, встающие перед организаторами инклюзии: неготовность образовательного учреждения к осуществлению инклюзии, психологическая и методическая неготовность педагогического коллектива к внедрению инклюзивной практики, сложность межличностных отношений между партнерами инклюзивного образования. Приводятся данные исследований, проведенных на базе Института специального образования в рамках магистерской программы «Инклюзивное образование детей с различными формами дизонтогенеза», которые отражают взаимодействие педагогов, обучающихся и их родителей, включенных в процесс инклюзии. Выделяются основные направления в развитии отношений «школа — семья»: повышение педагогической культуры педагогов и родителей, взаимодействие и сотрудничество между участниками инклюзивного образования. Определяется роль традиционных и новых форм в системе взаимодействия «школа — семья» в условиях инклюзивного образования: формирование абилитационной и реабилитационной компетентности родителей

DEVELOPMENT OF INTERACTION WITHIN THE SCHOOL-FAMILY SYSTEM UNDER THE CONDITIONS OF INCLUSIVE EDUCATION

Abstract. The article deals with the development of the system of interaction between the participants of the pedagogical process under the conditions of inclusive education: pedagogues, pupils, and parents. The article provides a brief overview of inclusive education in Russia at the present stage of its history. Alongside with the advantages, the article analyzes the challenges the organizers of inclusive education face: absence of conditions for the organization of inclusive education; psychological and methodological inability of the pedagogical team to implement inclusive practice at an education institution; complexity of interpersonal relations between the partners of inclusive education. The article contains the data obtained in the course of studies carried out at the Institute of Special Education within the framework of the Master's degree program "Inclusive Education of Children with Various Forms of Dyson-togenesis", which reflect the interaction between the pedagogues, learners and their parents in the process of inclusion. The article highlights the main areas in the development of the relationships between the school and the family: improvement of the pedagogical culture of the teachers and parents and interaction and cooperation between the participators of inclusive education. The authors determine the role of traditional and new forms in the interaction system "school - family" under the conditions of inclusive education: formation of abilitation and rehabilitation competence of the parents of the children

детей с ОВЗ, лекции приглашенных специалистов, тренинги-знакомства, форумы на сайтах, повышение квалификации педагогов по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, совместная проектная деятельность, масштабные проекты, выходящие за пределы школьной среды (инклюзивный театр-студия «ORA» г. Екатеринбурга, I Всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья).

Статья предназначена для обучающихся по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», педагогов и всех участников системы инклюзивного образования.

Ключевые слова: инклюзивное образование; обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП); комфортная образовательная среда; сотрудничество и взаимодействие партнеров инклюзии.

Сведения об авторе: Христолюбова Людмила Викторовна, кандидат филологических наук.

Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

with disabilities, lectures given by visiting scholars, meetings with specialists, web site forums, advanced in-service training of teachers in the problems of education of children with disabilities, group project activity, large-scale projects, going beyond the school environment (Ekaterinburg inclusive theater-studio "ORA", The First World Congress of People with Disabilities).

The article is addressed to students completing courses in the training area 44.03.03 "Special (Defectological) Education" and to pedagogues and all participants of the system of inclusive education.

Keywords: inclusive education; pupils with disabilities; adapted basic general education programs (ABGEP); comfortable education environment; cooperation and interaction between partners in inclusive education.

About the author: Khristolyubova Lyudmila Viktorovna, Candidate of Philology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

Сведения об авторе: Цыганкова Анна Владиславовна, кандидат филологических наук.

Место работы: доцент кафедры теории и методики обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, Институт специального образования, Уральский государственный педагогический университет.

Контактная информация: 620017, Россия,

E-mail: [email protected].

About the author: Tsygankova Anna Vladislavovna, Candidate of Philology.

Place of employment: Associate Professor of Department of Theory and Methods of Teaching Persons with Disabilities, Institute of Special Education, Ural State Pedagogical University.

Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26, к. 116.

На современном этапе развитие системы образования в России тесно связано с решением вопросов инклюзии, что обусловлено не только реализацией прав на образование детей с ограниченными

© Христолюбова Л. В., Цыганкова А. В., 2020

возможностями здоровья (ОВЗ), но и социальными тенденциями. Проблемы и перспективы инклюзивного образования активно обсуждаются отечественными и зарубежными педагогами, психологами и

дефектологами (С. В. Алехина, Е. А. Ек-жанова, Д. В. Зайцев, Н. Н. Малофеев, Д. С. Гордон (J.-S. Gordon), Д. О'Рурк (J. O'Rourke), А. Осборн (A. Os-born), Д. Митчелл (D. Mitchell) и др.). В исследованиях отмечается, что в настоящее время инклюзия не является чем-то новым в образовательной системе, однако по-прежнему требует изучения, совершенствования и адаптирования к менталитету конкретного общества.

Правильно организованное обучение в условиях инклюзии дает каждому ребенку возможность получить образование, адекватное уровню его развития, независимо от социального положения, физических и умственных способностей. В условия инклюзивного образования, согласно федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» [19], включены адаптированные основные общеобразовательные программы (АООП), специальные учебные пособия и дидактические материалы, коррек-ционные методы и технологии обучения и воспитания детей с ОВЗ, технические средства различного типа, обеспечение доступа в учебные заведения, предоставление услуг ассистента (помощника или тьютора), дополнительные коррек-ционные занятия и т. п. Между тем предусмотрены и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ» [13]. К этим «другим», дополнительным условиям относят целый спектр направлений работы образо-

вательной организации, которая осуществляет процесс инклюзии.

Исследования, проводимые в рамках реализации магистерской программы «Инклюзивное образование детей с различными формами дизонтогенеза» (44.04.03 «Специальное (дефектологическое) образование») на базе Института специального образования Уральского государственного педагогического университета, показали, что успешность реализации инклюзивного образования зависит от многих факторов. Прежде всего это психолого-педагогическое сопровождение практики инклюзии, что невозможно без грамотно подобранной группы специалистов. Осуществление диагностико-консульта-тивной, коррекционно-развиваю-щей и социально-трудовой деятельности связано с определением профессиональных обязанностей целого ряда специалистов: дефек-тологов разного профиля (олигоф-ренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), логопедов, психологов, социальных педагогов, тьюторов [3; 5; 6; 14; 16]. Для координации работы всех членов педагогического коллектива требуется отдельный специалист — методист/координатор инклюзивной практики. Следует отметить, что в нормативных документах в основном прописаны требования к уровню профессиональной подготовки специалистов для реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, но не всегда четко определяется круг их должностных обязанностей [13].

Работа специалистов узкого профиля, с одной стороны, связана с консультативной деятельностью, диагностикой и последующей разработкой индивидуальных программ или образовательных маршрутов для детей с ОВЗ. С другой стороны, следует учитывать необходимость организации целого комплекса мероприятий, направленных на создание психологически комфортной образовательной среды для обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзии [16]. И это не только работа с детьми с ОВЗ и их родителями, сюда следует включать методическую, консультативную и просветительскую деятельность в аспекте подготовки к принятию инклюзии педагогами различного профиля общеобразовательной школы, детьми с нормативным развитием и их родителями.

Опросы (в виде анкетирования, бесед, интервью, наблюдений, написания эссе) педагогов, осуществляющих реализацию АООП в образовательных учреждениях Свердловской области, показали их недостаточную подготовленность к обучению детей с ОВЗ в условиях инклюзии [3; 4; 9; 10; 12; 20]. Это связано с отсутствием представлений об основах дефектологического образования, непониманием особых потребностей детей с различными нарушениями, незнанием коррекционных методов, методик, технологий (в том числе и инновационных) и альтернативных средств коммуникации, без которых сложно осуществлять обучение и воспитание детей с ОВЗ.

Так, под условиями создания инклюзивной среды педагоги в основном понимают материально-техническое оснащение образовательного учреждения (наличие пандусов, световых табло, сенсорных комнат, кабинетов лечебной физкультуры, компьютерных классов и т. п.). Включение детей с ОВЗ в инклюзивное образование связывают с традиционными методами обучения: индивидуальный подход в виде дополнительных заданий, повторное объяснение материала, увеличение времени на выполнение заданий, использование наглядности и т. д. Помощь в разработке и определении содержания индивидуальных программ и маршрутов обучения детей с ОВЗ возлагается на логопедов и дефектоло-гов [3; 4; 9].

Круг проблем, которые осознаются педагогами, в основном сводится к следующим моментам:

- неуверенность в необходимости введения инклюзивной практики;

- неготовность образовательного учреждения к осуществлению инклюзии с точки зрения материально -технического оснащения;

- увеличение учебной и внеучеб-ной нагрузки педагогов;

- психологическая и методическая неготовность к внедрению инклюзивной практики;

- неблагоприятный эмоциональный и психологический климат в инклюзивной группе/классе;

- сложные межличностные отношения между педагогами и обучающимися, педагогами и родите-

лями, родителями детей с ОВЗ и родителями детей с нормативным развитием [3; 4; 9; 21].

Например, показательны данные одного из исследований «Роль специальной (коррекционной) общеобразовательной школы в организации консультативной деятельности по инклюзивному образованию», которое проводилось в ряде школ города Губкинска Ямало-Ненецкого автономного округа (в опросе принимали участие 50 педагогов и 35 родителей детей с ОВЗ). По его результатам было выявлено, что 50 % педагогов, участвовавших в опросе, отметили страх и опасения у родителей нейротипичных обучающихся, 20 % — страх и опасения у самих педагогов. Для 15 % педагогов препятствием для реализации инклюзии является возможное ущемление в правах нейроти-пичных детей. 55 % педагогов считают, что препятствием могут стать опасения администрации в связи с тем, что у учреждения снизится популярность и престижность. 65 % уверены, что обучающиеся с особыми образовательными потребностями усвоят меньше информации, чем в условиях специальной (коррекционной) школы. Анализ полученных результатов также показал, что 50 % родителей обучающихся с ОВЗ имеют лишь некоторые представления об инклюзивном образовании. Остальные 50 % владеют незначительной информацией об инклюзии, зачастую знания их представляются неполными или искаженными [21].

Многие из перечисленных проблем связаны с необходимостью создания единой образовательной среды, психологически комфортной для всех участников инклюзивного процесса, что, по мнению специалистов, невозможно без тесного сотрудничества школы и семьи. В связи с этим среди разноас-пектных задач, стоящих перед коллективом образовательной организации, реализующей инклюзивную практику, хотелось бы выделить отдельные направления в развитии системы отношений «школа — семья»: повышение педагогической культуры педагогов и родителей, взаимодействие и сотрудничество между участниками инклюзивного образования [1; 8; 18].

Повышение педагогической культуры педагогов и родителей должно быть направлено прежде всего на формирование психолого-педагогической, абилитационной и реабилитационной компетентности [18]. Психолого-педагогическая компетентность предполагает знание особенностей психофизического развития детей с ОВЗ, способов педагогического воздействия с целью дальнейшего развития таких детей и преодоления имеющихся нарушений. Абилитационная и реабилитационная компетентность формируются у родителей детей с ОВЗ силами всего педагогического коллектива. Однако соответствующими знаниями о психолого-педагогических, лечебно-педагогических и медико-социальных мероприятиях, связанных с приобрете-

нием навыков самостоятельности, выстраиванием процесса речевого, физического и когнитивного развития детей с ОВЗ, их адаптации к окружающему, владеют специали-сты-дефектологи. И перед ними стоит задача передать свои знания и опыт не только родителям, но и педагогам, участвующим в инклюзивном образовании.

Эффективными в этом отношении являются самые разные (инновационные и традиционные) формы педагогического просвещения: групповые и индивидуальные консультации, лекции приглашенных специалистов, тренинги — знакомства с проблемами детей с ОВЗ, оформление соответствующих стендов, форумы на сайтах, родительские собрания (с обязательным присутствием на них родителей детей с ОВЗ и привлечением их к работе родительских комитетов), мастер-классы и т. п. Для педагогов общеобразовательного профиля значимыми оказались краткосрочные курсы повышения квалификации по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Сотрудничество и взаимодействие партнеров инклюзии проявляется в совместном обучении, когда педагоги общего и специального образования объединяют усилия для удовлетворения образовательных потребностей всех учеников инклюзивного класса, при этом обязательно информируя родителей о процессе и результатах обучения (мониторинг учебного процесса). Разработка и реализация

индивидуальных программ и маршрутов обучения детей с ОВЗ не должна препятствовать учебной деятельности всего класса. От педагога зависит определение типа урока и использование разных видов деятельности, распределение теоретического и практического материала, выбор традиционных методов и приемов или инновационных технологий на разных этапах освоения учебного материала. Все это предполагает знание основ методики обучения лиц с ОВЗ, представление об альтернативных средствах коммуникации, готовность учителя к реализации АООП в условиях инклюзии.

Среди остальных форм сотрудничества (партнерство с разного рода специалистами, общешкольные команды) особое место занимает вовлечение родителей в реализацию инклюзивной практики. Данное направление осуществляется не только через постоянные контакты с родителями на собраниях, форумах и т. п., но и через совместную внеурочную деятельность. Значительную роль может сыграть консультативная деятельность на основе специально разработанной программы по повышению уровня информированности об инклюзивном образовании педагогов образовательных организаций и родителей обучающихся (в том числе с ОВЗ) на базе образовательных учреждений, реализующих АООП [3; 4; 9; 10; 20; 21].

Исследовательская практика показывает, что в инклюзивной

школе особенно важной является работа с родителями: как с теми, кто воспитывает детей с ОВЗ, так и с теми, чьи нормотипичные дети обучаются в классах инклюзии. Здесь значимо понимание того, что и дети, и родители, и специалисты школы — это прежде всего партнеры. Организация инклюзивного образования заключается не только в создании материальных и технических условий для беспрепятственного доступа детей с ОВЗ в школы, но и в понимании нормально развивающимися детьми и их родителями важности участия детей с ОВЗ в образовательном учебном процессе.

Родители детей с ОВЗ рассматривают инклюзию не только как возможность получения полноценного образования их детьми, но и как социализацию в коллективе сверстников и в обществе. Но родители нормально развивающихся детей, как было замечено ранее, часто не понимают и не принимают такой позиции, высказывая разного рода опасения: понижение уровня образования, возможные конфликты в ученическом коллективе, страх за здоровье ребенка и т. п. Как правило, все это связано с непониманием того, как «устроено» инклюзивное образование [8; 17].

Здесь важна стратегия качественного информирования, обозначение «бонусов» инклюзивного образования. Инклюзия для нормо-типичных детей — своего рода школа жизни, помощь в определении жизненной позиции, одно из

условий формирования толерантного отношения к окружающим. Последнее является актуальным не только для школы, но и для современного общества в целом. Именно в рамках педагогического просвещения оказалась интересной и полезной информация о том, что в России с 2002 г. региональной общественной организаций инвалидов «Перспектива» проводится Международный кинофестиваль, посвященный жизни людей с ОВЗ, «Кино без барьеров». Его цель — привлечь внимание общества к жизни людей с инвалидностью, показать их потенциал и возможность участия во всем многообразии общественной жизни. Фильмы данного кинофестиваля с соответствующими комментариями и лекциями наши магистранты представляли не только в школах, реализующих АООП, но и на научных конференциях, родительских собраниях и форумах.

Положительный результат показывает проектная деятельность, осуществляемая учениками и родителями в рамках, например, подготовки к школьным праздникам и внешкольным мероприятиям: семейные соревнования на лучшего повара или создание лучшей поздравительной открытки, проекты «Посади дерево», «Пишем картину со взрослым», «Сочиняем сказку-мультфильм» и т. п. [3; 4; 10; 20]. При соответствующей помощи педагогического коллектива такая работа помогает найти точки соприкосновения между семьями детей, участ-

вующих в инклюзии, улучшает межличностные отношения между детьми и взрослыми, создает единую психологически комфортную образовательную среду.

Существуют и более масштабные проекты, выходящие за пределы школьной среды, но помогающие обществу изменить отношение к людям с ОВЗ. С 2015 г. в Екатеринбурге работает инклюзивный театр-студия «ORA», актерами которого являются люди с инвалидностью. Студия не только занимается творческой реабилитаций [15], но и дает успешные театральные представления (спектакли «Цирк ПринТинПрам имени Даниила Хармса» и «Бородино. Наброски людей», опера «Патетическая оратория» и др.). В 2017 г. в Екатеринбурге проводился I Всемирный конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья, в нем активное участие принимали студенты и преподаватели Института специального образования УрГПУ. Опыт данного мероприятия (материалы проведения семинаров, мастер-классов и дискуссионных площадок, фото- и видеоматериалы) был представлен широкой общественности и в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику. Подобная информация расширяет представление о возможностях людей с ОВЗ, помогает понять их и изменить к ним отношение, что во многом способствует решению проблем инклюзивного образования.

Несомненно, инклюзивная образовательная среда формируется квалифицированными специалистами школы — всем педагогическим коллективом, но важная роль принадлежит и родителям, находящимся в сотрудничестве с образовательной организацией. Ведь именно родители — самые заинтересованные участники педагогического взаимодействия. Совместная учебно-воспитательная деятельность школы и семьи реализуется посредством целенаправленной, систематической работы в учебном учреждении и во внеурочной деятельности. Только создание комфортной образовательной среды и атмосферы взаимопонимания, доверия, толерантности поможет выиграть всем участникам инклюзивного процесса: обучающимся, их родителям и педагогам.

Литература

1. Азлецкая, Е. Н. Мониторинг готовности образовательных организаций к реализации инклюзивного образования как фактор его развития / Е. Н. Азлецкая. — Текст : электронный // Концепт : научно-методический электронный журнал. —

2015. — Т. 37. — С. 81—85. — URL: https://e-koncept.ru/2015/95639.htm.

2. Алехина, С. В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С. В. Алехина. — Текст : непосредственный // Психологическая наука и образование. —

2016. — Т. 21. — № 1. — С. 136—144.

3. Бирюкова, Ю. С. Организационно-педагогические условия инклюзивного образования в образовательных организациях / Ю. С. Бирюкова. — Текст : непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтоге-неза : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспиран-

тов и слушателей (26—27 апр. 2018 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т ; под науч. ред. И. А. Филатовой, А. В. Цыганковой. — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — С. 64—67.

4. Бирюкова, Ю. С. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области / Ю. С. Бирюкова, Л. В. Христо-любова. — Текст : непосредственный // Специальное образование : науч.-метод. журн. — 2018. — № 2 (50). — С. 6—18.

5. Возняк, И. В. Интеграция детей с ограниченными возможностями в образовательный процесс. Начальная школа / И. В. Возняк, Л. В. Годовникова. — Волгоград : Учитель, 2011. — 87 с. — Текст : непосредственный.

6. Екжанова, Е. А. От интеграции к инклюзии / Е. А. Екжанова. — Текст : непосредственный // Школьный психолог. — 2010. — № 16. — С. 34—37.

7. Зайцев, Д. В. Социальная интеграция детей-инвалидов в современной России / Д. В. Зайцев. — Саратов : Научная книга, 2003. — 255 с. — Текст : непосредственный.

8. Зыкова, Н. В. Взаимодействие семьи и школы при обучении детей с ОВЗ в процессе инклюзивного образования / Н. В. Зыкова. — Текст : непосредственный // Концепт. — 2016. — Т. 20. — С. 35—38.

9. Козик, Т. В. Проблема толерантного отношения к обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования / Т. В. Козик. — Текст : непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26— 27 апр. 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 56—59.

10. Мартынова, Д. М. Психологическая готовность учителей к работе в системе инклюзивного образования / Д. М. Мартынова. — Текст : непосредственный //

Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26—27 апр. 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 72—74.

11. Малофеев, Н. Н. Базовые модели интегрированного обучения / Н. Н. Малофеев, Н. Д. Шматко. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2008. — № 1. — С. 71—78.

12. Мельникова, А. Ю. Изучение профессиональной и психологической готовности педагогов дошкольной образовательной организации / А. Ю. Мельникова, С. Л. Алмазова. — Текст : непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26—27 апр. 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 74—80.

13. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». — URL: http://qps.ru/4WFoJ (дата обращения: 28.02.2018). — Текст : электронный.

14. Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми множественными нарушениями развития : учеб.-метод. пособие / авт-сост. И. А. Филатова, Е. В. Ка-ракулова ; Урал. гос. пед. ун-т. — Екатеринбург : [б. и.], 2018. — 160 с. — Текст : непосредственный.

15. Рубцова, А. Е. Роль театральной деятельности в сфере инклюзии / А. Е. Рубцова. — Текст : непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтогенеза в условиях реализации ФГОС : материалы Всерос. науч.-практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26—27 апр. 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал.

гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 83—86.

16. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики : метод. пособие / под общ. ред. С. В. Алехиной, М. М. Семаго. — Москва : МГППУ, 2012. — С. 139—144. — Текст : непосредственный.

17. Тхоржевская, Л. В. Роль родителей в инклюзивном образовании / Л. В. Тхор-жевская, Н. С. Полтавцева. — Текст : непосредственный // Ананьевские чтения. Современные прикладные направления и проблемы психологии : материалы научной конференции, 19—21 окт. 2010 г. / отв. ред. Л. А. Цветкова. — Санкт-Петербург : Изд-во С. -Петерб. ун-та, 2010. — Ч. 2. — С. 497—499.

18. Тюрина, Н. Ш. Компетентностный подход в инклюзивном образовании / Н. Ш. Тюрина. — Текст : непосредственный // Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы : коллектив. моногр. / под ред. Т. Г. Богдановой, Н. М. Назаровой. — Москва : ЛОГОМАГ, 2013. — С. 156— 160.

19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» : от 29.12.2012 № 273-ФЗ. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 28.02.2018). — Текст : электронный.

20. Флерко, А. С. Современное отношение общества к людям с ОВЗ и инвалидностью / А. С. Флерко. — Текст : непосредственный // Изучение и образование детей с различными формами дизонтоге-неза в условиях реализации ФГОС : материалы Всерос. науч. -практ. конф. студентов, магистрантов, аспирантов и слушателей (26—27 апр. 2017 г., г. Екатеринбург, Россия) / Урал. гос. пед. ун-т., Ин-т спец. образования. — Екатеринбург : [б. и.], 2017. — С. 97—100.

21. Шарафисламова, Ю. Р. Роль специальной (коррекционной) общеобразовательной школы в организации консультативной деятельности по инклюзивному образованию : дис. ... магистра по про-

грамме «Инклюзивное образование детей с различными формами дизонтогенеза» / Шарафисламова Ю. Р. — Екатеринбург, 2018. — 101 с. — Текст : непосредственный.

22. Gordon, J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? / J.-S. Gordon. — Text : un-mediated // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. "Human Rights and Disability". — 2013. — Р. 754—767.

23. O'Rourke, J. Inclusive Schooling: if it's so good — why is it so hard to sell? / J. O'Rourke. — Text : unmediated // International Journal of Inclusive Education. — 2015. — No. 19:5. — Р. 530—546.

References

1. Azletskaya, E. N. Monitoring gotovnosti obrazovatel'nykh organizatsiy k realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya kak faktor ego razvitiya / E. N. Azletskaya. — Tekst : elektronnyy // Kontsept : nauchno-metodi-cheskiy elektronnyy zhurnal. — 2015. — T. 37. — S. 81—85. — URL: https://e-koncept.ru/2015/95639.htm.

2. Alekhina, S. V. Inklyuzivnoe obrazo-vanie: ot politiki k praktike / S. V. Alekhina. — Tekst : neposredstvennyy // Psikholo-gicheskaya nauka i obrazovanie. — 2016. — T. 21. — № 1. — S. 136—144.

3. Biryukova, Yu. S. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya inklyuzivnogo obrazovaniya v obrazovatel'nykh organiza-tsiyakh / Yu. S. Biryukova. — Tekst : neposredstvennyy // Izuchenie i obrazovanie detey s razlichnymi formami dizontogeneza : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. stu-dentov, magistrantov, aspirantov i slusha-teley (26—27 apr. 2018 g., g. Ekaterinburg, Rossiya) / Ural. gos. ped. un-t ; pod nauch. red. I. A. Filatovoy, A. V. Tsygankovoy. — Ekaterinburg : [b. i.], 2018. — S. 64—67.

4. Biryukova, Yu. S. Realizatsiya usloviy inklyuzivnogo obrazovaniya v obrazo-vatel'nykh organizatsiyakh Sverdlovskoy oblasti / Yu. S. Biryukova, L. V. Khristolyu-bova. — Tekst : neposredstvennyy // Spe-tsial'noe obrazovanie : nauch.-metod. zhurn. — 2018. — № 2 (50). — S. 6—18.

5. Voznyak, I. V. Integratsiya detey s ogra-nichennymi vozmozhnostyami v obrazo-vatel'nyy protsess. Nachal'naya shkola /

I. V. Voznyak, L. V. Godovnikova. — Volgograd : Uchitel', 2011. — 87 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Ekzhanova, E. A. Ot integratsii k ink-lyuzii / E. A. Ekzhanova. — Tekst : neposredstvennyy // Shkol'nyy psikholog. — 2010. — № 16. — S. 34—37.

7. Zaytsev, D. V. Sotsial'naya integratsiya detey-invalidov v sovremennoy Rossii / D. V. Zaytsev. — Saratov : Nauchnaya kni-ga, 2003. — 255 s. — Tekst : neposredstven-nyy.

8. Zykova, N. V. Vzaimodeystvie sem'i i shkoly pri obuchenii detey s OVZ v protsesse inklyuzivnogo obrazovaniya / N. V. Zyko-va. — Tekst : neposredstvennyy // Kont-sept. — 2016. — T. 20. — S. 35—38.

9. Kozik, T. V. Problema tolerantnogo otno-sheniya k obuchayushchimsya s ogranichen-nymi vozmozhnostyami zdorov'ya v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya / T. V. Kozik. — Tekst : neposredstvennyy // Izuchenie i obrazovanie detey s razlichnymi formami dizontogeneza v usloviyakh rea-lizatsii FGOS : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i slushateley (26—27 apr. 2017 g., g. Ekaterinburg, Rossiya) / Ural. gos. ped. un-t., In-t spets. obrazovaniya. — Ekaterinburg : [b. i.], 2017. — S. 56—59.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Martynova, D. M. Psikhologicheskaya gotovnost' uchiteley k rabote v sisteme inklyuzivnogo obrazovaniya / D. M. Marty-nova. — Tekst : neposredstvennyy // Izu-chenie i obrazovanie detey s razlichnymi formami dizontogeneza v usloviyakh rea-lizatsii FGOS : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i slushateley (26—27 apr. 2017 g., g. Ekaterinburg, Rossiya) / Ural. gos. ped. un-t., In-t spets. obrazovaniya. — Ekaterinburg : [b. i.], 2017. — S. 72—74.

11. Malofeev, N. N. Bazovye modeli integ-rirovannogo obucheniya / N. N. Malofeev, N. D. Shmatko. — Tekst : neposredstven-nyy // Defektologiya. — 2008. — № 1. — S. 71—78.

12. Mel'nikova, A. Yu. Izuchenie professio-nal'noy i psikhologicheskoy gotovnosti pedagogov doshkol'noy obrazovatel'noy

organizatsii / A. Yu. Mel'nikova, S. L. Alma-zova. — Tekst : neposredstvennyy // Izu-chenie i obrazovanie detey s razlichnymi formami dizontogeneza v usloviyakh realizatsii FGOS : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i slushateley (26—27 apr. 2017 g., g. Ekaterinburg, Rossiya) / Ural. gos. ped. un-t., In-t spets. obrazovaniya. — Ekaterinburg : [b. i.], 2017. — S. 74—80.

13. Pis'mo Minobrnauki RF ot 18.04.2008 № AF-150/06 «O sozdanii usloviy dlya polucheniya obrazovaniya det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i det'mi-invalidami». — URL: http://qps.ru/ 4WFoJ (data obrashcheniya: 28.02.2018). — Tekst : elektronnyy.

14. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozh-denie detey s tyazhelymi mnozhestvennymi narusheniyami razvitiya : ucheb.-metod. posobie / avt-sost. I. A. Filatova, E. V. Kara-kulova ; Ural. gos. ped. un-t. — Ekaterinburg : [b. i.], 2018. — 160 s. — Tekst : neposredstvennyy.

15. Rubtsova, A. E. Rol' teatral'noy deyatel'-nosti v sfere inklyuzii / A. E. Rubtsova. — Tekst : neposredstvennyy // Izuchenie i ob-razovanie detey s razlichnymi formami di-zontogeneza v usloviyakh realizatsii FGOS : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. stu-dentov, magistrantov, aspirantov i slusha-teley (26—27 apr. 2017 g., g. Ekaterinburg, Rossiya) / Ural. gos. ped. un-t., In-t spets. obrazovaniya. — Ekaterinburg : [b. i.], 2017. — S. 83—86.

16. Sozdanie i aprobatsiya modeli psikholo-go-pedagogicheskogo soprovozhdeniya ink-lyuzivnoy praktiki : metod. posobie / pod obshch. red. S. V. Alekhinoy, M. M. Se-mago. — Moskva : MGPPU, 2012. — S. 139—144. — Tekst : neposredstvennyy.

17. Tkhorzhevskaya, L. V. Rol' roditeley v inklyuzivnom obrazovanii / L. V. Tkhorzhev-skaya, N. S. Poltavtseva. — Tekst : neposred-stvennyy // Anan'evskie chteniya. Sovremennye prikladnye napravleniya i problemy psikholo-gii : materialy nauchnoy konferentsii, 19— 21 okt. 2010 g. / otv. red. L. A. Tsvetkova. — Sankt-Peterburg : Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 2010. — Ch. 2. — S. 497—499.

18. Tyurina, N. Sh. Kompetentnostnyy pod-khod v inklyuzivnom obrazovanii / N. Sh. Tyurina. — Tekst : neposredstvennyy // Spetsial'naya pedagogika i spetsial'naya psi-khologiya: sovremennye metodologicheskie podkhody : kollektiv. monogr. / pod red. T. G. Bogdanovoy, N. M. Nazarovoy. — Moskva : LOGOMAG, 2013. — S. 156— 160.

19. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» : ot 29.12.2012 № 273-FZ. — URL: http://www.consultant. ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (data obrashcheniya: 28.02.2018). — Tekst : elektronnyy.

20. Flerko, A. S. Sovremennoe otnoshenie obshchestva k lyudyam s OVZ i invalid-nost'yu / A. S. Flerko. — Tekst : nepos-redstvennyy // Izuchenie i obrazovanie detey s razlichnymi formami dizontogeneza v usloviyakh realizatsii FGOS : materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. studentov, magistrantov, aspirantov i slushateley (26—

27 apr. 2017 g., g. Ekaterinburg, Rossiya) / Ural. gos. ped. un-t., In-t spets. obrazova-niya. — Ekaterinburg : [b. i.], 2017. — S. 97—100.

21. Sharafislamova, Yu. R. Rol' spetsial'noy (korrektsionnoy) obshcheobrazovatel'noy shkoly v organizatsii konsul'tativnoy deya-tel'nosti po inklyuzivnomu obrazovaniyu : dis. ... magistra po programme «Inklyuziv-noe obrazovanie detey s razlichnymi formami dizontogeneza» / Sharafislamova Yu. R. — Ekaterinburg, 2018. — 101 s. — Tekst : neposredstvennyy.

22. Gordon, J.-S. Is Inclusive Education a Human Right? / J.-S. Gordon. — Text : un-mediated // Journal of Law, Medicine and Ethics. Vol. "Human Rights and Disability". — 2013. — P. 754—767.

23. O'Rourke, J. Inclusive Schooling: if it's so good — why is it so hard to sell? / J. O'Rourke. — Text : unmediated // International Journal of Inclusive Education. — 2015. — No. 19:5. — P. 530—546.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.