Научная статья на тему 'РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
446
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНКЛЮЗИИ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОВЗ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ИНКЛЮЗИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / РЕГИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / АДАПТИРОВАННЫЕ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / INCLUSIVE EDUCATION / INCLUSION / CHILDREN WITH DISABILITIES / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES / SPECIAL EDUCATIONAL NEEDS / INCLUSIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT / REGIONAL EDUCATION / EDUCATIONAL PROCESS / EDUCATIONAL DEVELOPMENT MODELS / ADAPTED BASIC GENERAL EDUCATION PROGRAMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глухих Светлана Ивановна, Уваров Владислав Игоревич

Практика инклюзивного образования приобретает региональные особенности и ставит разнообразные проблемы в процессе реализации в образовательной системе. Особенности развития регионального инклюзивного образования и ведущие факторы, влияющие на его внедрение, исследованы недостаточно. На инклюзивное образование в России влияет много факторов, но одними из важных для субъектов РФ являются количество детей - инвалидов в разных регионах, структура заболеваний детей - инвалидов, количество образовательных организаций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и потенциал образовательных учреждений. Цель статьи и изложенного в ней исследования - выявление основных тенденций развития инклюзивного образования в Свердловской области и в стране с целью разработки способов оптимизации обучения для субъектов образовательного процесса. В статье рассматривается трехмерная модель развития инклюзивного образования, которая состоит из государственного регулирования и нормативно - правового регламентирования, социального обеспечения и образовательного развития. Роль социальной составляющей варьирует с учетом региональных особенностей и влияет на общественные потребности внедрения инклюзии в практику школьного образования. Образовательная составляющая зависит от понимания роли и миссии системы образования; финансовых и методических стимулов, разработанных для того, чтобы побудить школы быть восприимчивыми к разнообразию образовательных профилей; предполагает также обеспечение специальными учебно - методическими материалами и программами, наборами диагностических и реабилитационных методик. В статье рассмотрена необходимость использования потенциала образовательного компонента модели инклюзивного образования, в том числе и на основе опыта применения адаптированной основной общеобразовательной программы в школе. Это перспективный инструмент, учитывающий реальные социально - экономические условия регионов, их возможности в создании соответствующего обеспечения потребностей в инклюзивном образовании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глухих Светлана Ивановна, Уваров Владислав Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGIONAL FEATURES OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION

The practice of inclusive education acquires regional features and poses various problems in the process of implementation in the educational system. The features of the development of regional inclusive education and the leading factors affecting its implementation have not been sufficiently studied. Inclusive education in Russia is influenced by many factors, but one of the most important for the subjects of the Russian Federation is the number of children with disabilities in different regions, the structure of diseases of children with disabilities, the number of educational organizations for teaching children with disabilities and the potential of educational institutions. The purpose of the article and the research presented in it is to identify the main trends in the development of inclusive education in the Sverdlovsk region and in the country in order to develop ways to optimize learning for subjects of the educational process. The article considers a three - dimensional model of inclusive education, which consists of state regulation and legal regulation, social security and educational development. The role of the social component varies with regional characteristics and affects the social needs of introducing inclusion into the practice of school education. The educational component depends on an understanding of the role and mission of the education system; financial and methodological incentives designed to encourage schools to be receptive to a variety of educational profiles; it also involves the provision of special teaching materials and programs, sets of diagnostic and rehabilitation techniques. The article considers the need to use the potential of the educational component of the inclusive education model, including on the basis of the experience of using the adapted basic general educational program in school. This is a promising tool that takes into account the real socio - economic conditions of the regions, their capabilities in creating appropriate support for the needs of inclusive education.

Текст научной работы на тему «РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 376.1(470.54) DOI 10.26170/po20-04-22

ББК Ч424.46 ГРНТИ 14.15.07 Код ВАК 13.00.01

Глухих Светлана Ивановна,

доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры управления социальной и воспитательной работой, Уральский

государственный педагогический университет; 620017, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: gluhih-

si@mail.ru

Уваров Владислав Игоревич,

учитель, МАОУ СОШ № 170; 620090, Россия, г. Екатеринбург, пр-т Седова, 28; e-mail: renevalko@yandex.ru

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ НА ПРИМЕРЕ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инклюзивное образование; инклюзии; дети с ограниченными возможностями здоровья; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; особые образовательные потребности; инклюзивная образовательная среда; региональное образование; образовательный процесс; модели развития образования; адаптированные основные общеобразовательные программы.

АННОТАЦИЯ. Практика инклюзивного образования приобретает региональные особенности и ставит разнообразные проблемы в процессе реализации в образовательной системе. Особенности развития регионального инклюзивного образования и ведущие факторы, влияющие на его внедрение, исследованы недостаточно. На инклюзивное образование в России влияет много факторов, но одними из важных для субъектов РФ являются количество детей-инвалидов в разных регионах, структура заболеваний детей-инвалидов, количество образовательных организаций для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и потенциал образовательных учреждений. Цель статьи и изложенного в ней исследования - выявление основных тенденций развития инклюзивного образования в Свердловской области и в стране с целью разработки способов оптимизации обучения для субъектов образовательного процесса. В статье рассматривается трехмерная модель развития инклюзивного образования, которая состоит из государственного регулирования и нормативно-правового регламентирования, социального обеспечения и образовательного развития. Роль социальной составляющей варьирует с учетом региональных особенностей и влияет на общественные потребности внедрения инклюзии в практику школьного образования. Образовательная составляющая зависит от понимания роли и миссии системы образования; финансовых и методических стимулов, разработанных для того, чтобы побудить школы быть восприимчивыми к разнообразию образовательных профилей; предполагает также обеспечение специальными учебно-методическими материалами и программами, наборами диагностических и реабилитационных методик. В статье рассмотрена необходимость использования потенциала образовательного компонента модели инклюзивного образования, в том числе и на основе опыта применения адаптированной основной общеобразовательной программы в школе. Это перспективный инструмент, учитывающий реальные социально-экономические условия регионов, их возможности в создании соответствующего обеспечения потребностей в инклюзивном образовании.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Глухих, С. И. Региональные особенности инклюзивного образования в России на примере Свердловской области / С. И. Глухих, В. И. Уваров. - Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. - 2020. - № 4. - С. 176-183. - DOI: 10.26170/Р020-04-22.

Glukhikh Svetlana Ivanovna,

Doctor of Pedagogy, Associate Professor, Professor of the Department of Management Social and Educational Work, Ural State

Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia

Uvarov Vladislav Igorevich,

Teacher, Secondary School No. 170, Ekaterinburg, Russia

REGIONAL FEATURES OF INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA ON THE EXAMPLE OF SVERDLOVSK REGION

KEYWORDS: inclusive education; inclusion; children with disabilities; limited health opportunities; special educational needs; inclusive educational environment; regional education; educational process; educational development models; adapted basic general education programs.

ABSTRACT. The practice of inclusive education acquires regional features and poses various problems in the process of implementation in the educational system. The features of the development of regional inclusive education and the leading factors affecting its implementation have not been sufficiently studied. Inclusive education in Russia is influenced by many factors, but one of the most important for the subjects of the Russian Federation is the number of children with disabilities in different regions, the structure of diseases of children with disabilities, the number of educational organizations for teaching children with disabilities and the potential of educational institutions. The purpose of the article and the research presented in it is to identify the main trends in the development of inclusive education in the Sverdlovsk re-

gion and in the country in order to develop ways to optimize learning for subjects of the educational process. The article considers a three-dimensional model of inclusive education, which consists of state regulation and legal regulation, social security and educational development. The role of the social component varies with regional characteristics and affects the social needs of introducing inclusion into the practice of school education. The educational component depends on an understanding of the role and mission of the education system; financial and methodological incentives designed to encourage schools to be receptive to a variety of educational profiles; it also involves the provision of special teaching materials and programs, sets of diagnostic and rehabilitation techniques. The article considers the need to use the potential of the educational component of the inclusive education model, including on the basis of the experience of using the adapted basic general educational program in school. This is a promising tool that takes into account the real socio-economic conditions of the regions, their capabilities in creating appropriate support for the needs of inclusive education.

FOR CITATION: Glukhikh, S. I., Uvarov, V. I. (2020). Regional Features of Inclusive Education in Russia on the Example of Sverdlovsk Region. In Pedagogical Education in Russia. No. 4, pp. 176-183. DOI: 10.26l70/po20-04-22.

Согласно документам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) количество детей, имеющих отклонения в здоровье, сохраняет тенденцию к возрастанию. Во всех странах, в том числе и в России, приняты важнейшие документы, регламентирующие обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) [17; 18; 16; 14; 13; 12 и др.]. Вопросам образования детей с ограниченными возможностями здоровья посвящено большое количество как зарубежных, так и отечественных исследований. Приведем лишь некоторые из них, имеющие отношение к заявленное теме статьи.

Прошло довольно много времени, прежде чем традиционные модели школьного образования, принятые во всем мире, адаптировались к инклюзивному обучению детей. Как объясняют Т. Ьогешау, Б. Ко1ораууеа и др., используемые модели школьного обучения не предполагали, что они будут охватывать все категории учащихся и не будут учитывать особенности местной культуры [24].

Как отмечается в документе Европейского агентства: «конечное видение систем инклюзивного образования состоит в том, чтобы обеспечить всем учащимся любого возраста значимые, высококачественные образовательные возможности в их местном сообществе, наряду с их друзьями и сверстниками» [23, с. 5].

Вопросы информированности и отношения к новой образовательной модели основных участников образовательного процесса рассмотрены в ряде социологических исследований Е. М. Новиковой, М. Р. Ху-снутдинова [6], Е. В. Шенгальц [7]. Методологические и теоретические аспекты инклюзивного образования освещены в учебнике «Педагогика инклюзивного образования» под ред. Н. М. Назаровой [11]; технологии обучения детей с ОВЗ посвящены работы Ю. Ю. Левченко и О. Г. Приходько [4];

теории и практике инклюзивного образования - исследования З. Г. Нигматова [2; 8] и Х. Н. Нгуена [1], В. К. Огееп1еа£ [22], Т. В. Шаталовой и др. [7]; проблемам готовности педагогического сообщества к инклюзивному обучению - работы В. Ю. Ивановой, В. Л. Рыскиной [3]; вопросам неоднозначности оценки различных аспектов развития детей в инклюзивной среде - исследования А. Ю. Пасторовой, В. Ю. Ивановой [10], Л. Ю. Дроздовой и др. [15].

Для темы нашей статьи особый интерес представляют исследования по вопросам инклюзивного образования в разных регионах России. Это работы И. В. Задорина, Е. Ю. Колесниковой, Е. М. Новиковой, М. Р. Хуснут-диновой по инклюзивному образованию в Москве [2; 20], Ю. С. Бирюковой, Л. В. Хри-столюбовой по инклюзивному образованию в Свердловской области [1]. Краткий обзор нормативных документов и ряда изученных нами научных исследований по инклюзивному образованию и обучению показывает, что недостаточно исследованы особенности развития регионального инклюзивного образования. На инклюзивное образование в России, как показано выше, влияет очень много факторов, но одними из важных для субъектов РФ являются количество детей-инвалидов в разных регионах, структура заболеваний детей, количество образовательных организаций для обучения детей с ОВЗ.

Проанализируем численность детей-инвалидов в России, виды заболеваний детей в Свердловской области. Изменение численности детей-инвалидов в возрасте до 18 лет с 2013 года по 1 января 2019 года по субъектам Российской федерации приведем согласно данным Федеральной службы государственной статистики [5; 19]. Статистические данные представлены в таблице 1.

Регион 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019

Российская Федерация 567825 579574 604850 616905 636024 651043 670006

Таблица 1

Численность детей-инвалидов по субъектам Российской Федерации

© Глухин С. И., Уваров В. И., 2020

Уральский федеральный округ 45356 46365 48114 48573 49395 50386 52471

Курганская область 3136 3239 3328 3301 3405 3565 3607

Свердловская область 17339 17543 17989 18355 17960 18163 18851

Тюменская область 12227 12548 13252 13799 14511 14733 15487

в т. ч. Ханты-Мансийский авт. округ 4675 4825 5144 5567 5827 6059 6450

Ямало-Ненецкий авт. округ 1783 1876 2018 2106 2287 2235 2331

Тюменская область 5769 5847 6090 6126 6397 6439 6706

Челябинская область 12654 13035 13545 13118 13519 13925 14526

Согласно представленным данным, численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет увеличивается в среднем на 13 тысяч человек ежегодно.

В таблице видно, что 1 января 2019 года численность детей-инвалидов составляет примерно 670 тысяч человек, что превалирует практически на 70 тысяч в сравнении с показателями 2015 года. В Уральском федеральном округе количество детей-инвалидов аналогично растет: по данным на 1 января 2019 года показатель соответствует примерно 52,5 тысяч, что представляет собой 13% от общего федерального показателя. При этом Уральский федеральный округ уступает по показателям инвалидности только СевероЗападному и Дальневосточному федеральным округам. Также отметим, что наибольший показатель инвалидности среди детей принадлежит Свердловской области и соответствует более 18 тысячам человек.

По данным статистики можно определить возрастные группы детей-инвалидов,

их гендерную принадлежность, количество детей с ОВЗ в различных образовательных организациях.

Федеральный реестр детей с ОВЗ показывает, что наибольшая численность таких детей на ноябрь 2019 года приходится по полу на мальчиков (57% соответственно); по возрастным группам на категорию детей от 8 до 14 лет (333041 человек соответственно). На начало 2020 года по данным сайта Министерства просвещения РФ количество обучающихся с ОВЗ составляет более 1,15 миллионов человек, из них 517343 человека являются воспитанниками в учреждениях дошкольного образования, что составляет 6,8% от общего количества воспитанников.

Следующее исследование касается причин заболеваний детей с ограниченными возможностями здоровья в Свердловской области в 2018 году. Структура заболеваний детей в Свердловской области в 2018 г. представлена на рисунке 1.

травмы, отравления и некоторые... ^84 врожденные аномалии (пороки.

отдельные состояния,. болезни мочеполовой системы ^ 136 болезни костно-мышечной... ^^406 болезни кожи и подкожной. ^81 болезни органов пищеварения ^135 болезни органов дыхания ^121 болезни системы кровообращения ^88

болезни уха и сосцевидного. ^^^^893 болезни глаза и его придаточного. ^1595 болезни нервной системы психические расстройства и. болезни эндокринной системы,.

болезни крови, кроветворных. ^185

новообразования ^^604 вирусные инфекции центральной. |2

туберкулез |2

2608

1611

4237

4835

1000 2000 3000 4000 5000 6000

0

Рис. 1. Структура заболеваний детей-инвалидов в Свердловской области в 2018 г.

Из диаграммы видно, что наиболее количество детей подвержены психическим расстройствам и расстройствам поведения (4835 человек), второе место занимают болезни нервной системы (4237 человек), на третьем месте стоят врожденные анома-

лии - пороки развития (2608 человек).

Мы проанализировали количество образовательных учреждений, в которых создана инфраструктура, направленная на удовлетворение потребностей детей в инклюзивном образовании (табл. 2).

Таблица 2

Доля общеобразовательных учреждений для инклюзивного обучения детей в общем числе общеобразовательных учреждений, в процентах

Регион 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Российская Федерация 13,7 21,8 27,7 32,0 40,5 42,7 47,4

Уральский федеральный округ 12,0 15,7 21,7 26,4 37,3 40,1 44,4

Курганская область 8,9 13,7 16,9 19,8 32,0 33,6 36,9

Свердловская область 12,5 11,2 18,0 23,3 31,0 36,7 40,4

Тюменская область 19,0 29,7 36,3 41,6 69,7 81,5 83,8

Ханты-Мансийский автономный округ 28,6 37,9 48,2 56,0 61,6 63,5 71,1

Ямало-Ненецкий автономный округ 16,5 31,3 45,5 50,8 54,6 44,7 47,0

Челябинская область 3,5 5,5 9,7 12,8 19,5 28,0 33,1

Из таблицы 2 видно, что общее количество подобных учреждений в России увеличилось с 13,7% в 2012 году до 47,4% в 2018 году, т. е. наблюдается явная тенденция увеличения количества таких образовательных организаций. В первых рядах стоят Уральский федеральный округ (увеличение произошло с 12,0% в 2012 году до 44,4% в 2018 году), Тюменская область (с 19,0% до 83,8%) и Ямало-Ненецкий автономный округ (с 16,5% до 47,0%).

Мы разделяем позицию Н. А. Ливенцо-вой, что в настоящее время происходит «переход от медицинского понимания сущности инвалидности к социальному, необходимости смещения акцентов политики в сторону профилактики инвалидности и создания условий для интеграции лиц с ОВЗ и/или особыми потребностями в общество, учета их потребностей и использования возможностей лиц с инвалидностью в различных сферах жизни общества» [5, с. 25].

Такая цель требует перехода от модели образования «одного размера для всех» к региональному и индивидуальному подходу к инклюзии, что повышает способность системы образования адекватно и своевременно реагировать на разнообразные потребности учащихся.

В Свердловской области действует ряд нормативно-правовых документов, регламентирующих условия получения образования детьми с ОВЗ. Нормативные документы,

регламентирующие данную деятельность, постоянно дополняются и уточняются с целью закрепления прав на создание специальных условий для образования детей с ОВЗ [9]. Подобный опыт, как показано выше, имеется и в других регионах страны.

В настоящее время созданы условия для людей с ограниченными физическими возможностями в образовательных учреждениях Свердловской области, совершенствуется система специального (коррекционного образования), в которую входят учреждения различных видов: специальные (коррекци-онные) образовательные учреждения для обучения детей с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, тяжелым нарушением речи, эмоционально-волевой сферы и поведения и с умственной отсталостью. При реализации инклюзивного подхода прием детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную школу проводится на основании письменного заявления родителей и (или) иных законных представителей, заключения психолого-медико-педагогической консультации с рекомендованной формой обучения.

В рамках исследования регионального подхода предлагается рассмотреть трехмерную модель инклюзивного образования, которая состоит из государственного регулирования, социального обеспечения и образовательного развития.

Согласно социальной составляющей модели главная роль в реализации изменений отводится общественным организациям. Они выступают активными субъектами процесса внедрения инклюзивного образования.

Государственная составляющая довольно четко формулирует свои требования к государству по решению ряда важнейших задач, главная из которых - создание в массовых общеобразовательных школах необходимых условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью.

Образовательная составляющая модели показывает выбор экспертами приоритетов качественного обучения детей с ОВЗ, которое может осуществляться в рамках как общеобразовательной, так и коррекционной школы

Рис. 2. Трехмерная модель инклюзивного образования

Представленная модель инклюзивного образования опирается на четкие государственные нормативно-правовые документы государственного регламентирования и социального регулирования на основе существующих общественных потребностей внедрения инклюзии в практику школьного образования. Образовательная составляющая зависит от понимания роли и миссии системы образования; финансовых и методических стимулов, разработанных для того, чтобы побудить школы быть восприимчивыми к разнообразию образовательных профилей, и учитывает региональные особенности.

Инклюзивное образование предполагает обеспечение специальными учебно-методическими материалами, в которые входят не только учебные пособия особой направленности (для детей с нарушениями зрения, слуха, интеллекта, опорно-двигательного аппарата) и специальные программы, но и наборы диагностических методик, мобильные комплексы для работы каждого из специалистов, специальное оборудование [17]. Формирование безбарьерной среды! для инвалидов происходит сейчас оперативно на стадии проектирования нового учебного заведения, но материальный фонд многих школ в регионах существует десятилетиями и модернизируется с учетом современных требований с учетом возможностей регионов по обеспечению принципа территориальной доступности как в городе, так и в сельской местности. Роль государственной и социальной составляющей в решении данной проблемы трудно переоценить.

Существует ряд социальных проблем,

обусловленных наличием стереотипов и предрассудков среди субъектов образовательного процесса. Поэтому проблема развития инклюзивного образования в регионах находится под пристальным вниманием не только родителей и педагогических сообществ, но и всей общественности и реализуется через социальную составляющую представленной модели.

Внедрение инклюзивного образования сложно осуществить без комплексной и налаженной работы специалистов, создающих условия для внедрения образовательного контента. С ценностной точки зрения инклюзивное образование должно касаться всех учащихся с особыми образовательными потребностями, а не только учащихся с ограниченными возможностями. Борьба за качество образования реализуется таким образом, чтобы все учащиеся получали пользу от инклюзивного образования. Для достижения таких результатов решающее значение имеют компетенции учителей именно в этой форме образования.

Одной из центральных задач в развитии образовательного процесса в школе по отношению к детям с особыми потребностями является формирование у педагога педагогической толерантности, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, а также воспитать у сверстников соответствующее терпимое отношение. На контроле у психологов и классных руководителей должна быть работа и с родителями учащихся. Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой под-

держки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия сформированной позиции взрослых и психологического климата в классе в целом. Для детей и родителей организуются мероприятия по формированию толерантного отношения к детям с ОВЗ: Дни открытых дверей, заседания родительского клуба «Родительская школа. Сотрудничество и партнёрство: азбука семейного общения». Цель таких мероприятий - формирование уважительного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у родителей других учеников. Возрастает нагрузка в организации таких мероприятий в рамках коррекционной работы и на школьных психологов. Помимо индивидуальной работы с учащимися они оказывают помощь учителям-предметникам в умении индивидуализировать процесс обучения, максимально адаптируя его к реальным возможностям детей. В школах проводится работа по диагностике познавательных возможностей учащихся, мониторинг результативности усвоения содержания учебного материала. Психологом школы ведутся индивидуальные занятия с детьми с проявлением агрессивности в поведении, с детьми, имеющими волевые расстройства, эмоциональные переживания, трудности при адаптации к правилам учебного заведения.

Важным условием внедрения в региональную практику инклюзивного образова-

ния является использование адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) для детей с ОВЗ. АООП открывает двери учебных заведений категориям детей, которые еще несколько лет назад не могли и мечтать об общем, а не коррекционном образовании, о школьной жизни наравне со здоровыми ровесниками. Если учащийся с ОВЗ не усваивает программный материал, для него разрабатывается новая индивидуальная программа или корректируется прошлая. Активное участие в мониторинге и разработке индивидуального маршрута принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. В образовательном процессе начали использовать потенциал дистанционного образования как перспективного инструмента в реализации инклюзивного подхода в образовании.

Хотя инклюзивное образование первоначально использовалось для борьбы с дискриминацией, с которой сталкиваются учащиеся с ограниченными возможностями и/или особыми потребностями, оно выходит далеко за рамки проблемы инвалидности [11]. Инклюзивное образование - это динамично развивающаяся концепция, воплощение данной тенденции в практике образовательного процесса невозможно без учета локальных концепций детства и прав детей, модели и структуры школьного образования, социальных норм и других региональных условий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бирюкова, Ю. С. Реализация условий инклюзивного образования в образовательных организациях Свердловской области / Ю. С. Бирюкова, Л. В. Христолюбова // Специальное образование. - 2018. -№ 2. - С. 6-13.

2. Задорин, И. В. Инклюзивное образование в Москве: дифференциация информированности участников как фактор-ограничение / И. В. Задорин, Е. Ю. Колесникова, Е. М. Новикова // Психологическая наука и образование. - 2011. - № 1. - С. 60-73.

3. Иванова, В. Ю. Изучение готовности педагогического сообщества к процессу интеграции (инклюзии) детей с нарушениями в развитии / В. Ю. Иванова, В. Л. Рыскина // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М. : ФОРУМ, 2012. - С. 146-151.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Левченко, И. Ю. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата : учебное пособие для студ. сред. пед. учеб заведений / И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. - М., 2001.

5. Ливенцева, Н. А. Проблемы практической реализации инклюзивного образования в США и странах Европы / Н. А. Ливенцева // Современная зарубежная психология. - 2012. - № 1. - С. 20-29.

6. Махова, О. А. Развитие инклюзивного образования в России сквозь призму статистики / О. А. Махова // Россия: тенденции и перспективы развития : ежегодник / РАН. ИНИОН. - М., 2017. -Вып. 12. - С. 898-902.

7. Нгуен, Х. Н. Развитие инклюзивного образования в России: правовые аспекты / Х. Н. Нгуен, Т. В. Шаталова, Е. Ю. Шинкарева [и др.]. - М. : Перспектива, 2015.

8. Нигматов, З. Г. Инклюзивное образование: история, теория, технология / З. Г. Нигматов. - Казань : Познание, 2014. - 220 с.

9. Нормативно-правовые акты Свердловской области, определяющие условия получения образования обучающимися с ОВЗ. - URL: https://multiurok.ru/files/normativno-pravoyyie-akty-opriedieliaiushchiie-usl.html (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

10. Пасторова, А. Ю. Различные аспекты развития школьников, воспитывающихся в интегративной среде / А. Ю. Пасторова, В. Ю. Иванова // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М. : ФОРУМ, 2012. - С. 79-88.

11. Педагогика инклюзивного образования : учебник / Т. Г. Богданова, А. А. Гусейнова, Н. М. Назарова [и др.] ; под ред. Н. М. Назаровой. - М. : ИНФРА-М, 2020. - 335 с.

12. Пересмотренный дискуссионный документ ВОЗ. - URL: who.int>nmh/events/20i2/ Discussion_paper3_RUS.pdf (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

13. Письмо Минобрнауки РФ от 18.04.2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». - URL: www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#0476iii32i74244775 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

14. Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 14.11.2019) «О порядке и условиях признания лица инвалидом». - URL: www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_58610 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

15. Семаго, М. М. Алгоритм оценки включения ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения / М. М. Семаго, Л. Ю. Дроздова, О. В. Шорохова [и др.] // Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. В. Л. Рыскиной, Е. В. Самсоновой. - М. : ФОРУМ, 2012. - С. 89-100.

16. Федеральный закон «О ратификации Конвенции о правах инвалидов» от 03.05.2012 № 46-ФЗ. -URL: www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_129200 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

17. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 № 181-ФЗ. - URL: www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_8559 (дата обращения: 07.04.2020). -Текст : электронный.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. - URL: www.c0nsultant.ru/d0cument/c0ns_d0c_LAW_140174 (дата обращения: 07.04.2020). - Текст : электронный.

19. Федеральный реестр инвалидов. - URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1 (дата обращения: 02.02.2020). - Текст : электронный.

20. Хуснутдинова, М. Р. Основные тенденции развития инклюзивного образования в Москве / М. Р. Хуснутдинова // Социология образования. - 2016. - № 1. - С. 90-105.

21. Шенгальц, Е. В. Инклюзивное образование глазами учителей и школьников общеобразовательных организаций / Е. В. Шенгальц // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. - 2017. - № 4 (48). - С. 160-168.

22. Greenleaf, B. K. Children through the ages: A history of childhood / B. K. Greenleaf. - New York : Barnes & Noble, 1978.

23. European Agency for Special Needs and Inclusive Education, Agency Position on Inclusive Education Systems, European Agency. - Odense, Denmark, 2015. - 28 р.

24. Loreman, T. (2016). A Canada-Ukraine collaborative initiative for inclusive education in Ukraine: Participant perspectives / T. Loreman, D. McGhie-Richmond, A. Kolopayvea, et al. // School Effectiveness and School Improvement. - 2016. - № 27 (1). - P. 24-44.

25. OECD, PISA 2015 (Volume I): Excellence and Equity in Education. - OECD Publishing, Paris, 2016.

REFERENCES

1. Biryukova, Yu. S., Khristolyubova, L. V. (2018). Realizatsiya usloviy inklyuzivnogo obrazovaniya v obra-zovatel'nykh organizatsiyakh Sverdlovskoy oblasti [Implementation of conditions for inclusive education in educational institutions of the Sverdlovsk region]. In Spetsial'noe obrazovanie. No. 2, pp. 6-13.

2. Zadorin, I. V., Kolesnikova, E. Yu., Novikova, E. M. (2011). Inklyuzivnoe obrazovanie v Moskve: differ-entsiatsiya informirovannosti uchastnikov kak faktor-ogranichenie [Inclusive education in Moscow: differentiation of participants' awareness as a limiting factor]. In Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie. No. 1, pp. 60-73.

3. Ivanova, V. Yu., Ryskina, V. L. (2012). Izuchenie gotovnosti pedagogicheskogo soobshchestva k protsessu integratsii (inklyuzii) detey s narusheniyami v razvitii [Studying the readiness of the teaching community for the process of integration (inclusion) of children with developmental disabilities]. In Ryskina, V. L., Samsonova, E. V. (Eds.). Rossiyskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moscow, FORUM, pp. 146-151.

4. Levchenko, I. Yu., Prikh0d'k0, O. G. (2001). Tekhnologii obucheniya i vospitaniya detey s narusheniyami oporno-dvigatel'nogo apparata [Technologies for teaching and upbringing of children with musculoskeletal disorders]. Moscow.

5. Liventseva, N. A. (2012). Problemy prakticheskoy realizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya v SShA i stranakh Evropy [Problems of practical implementation of inclusive education in the USA and European countries]. In Sovremennaya zarubezhnaya psikhologiya. No. 1, pp. 20-29.

6. Makhova, O. A. (2017). Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii skvoz' prizmu statistiki [Development of inclusive education in Russia through the prism of statistics]. In Rossiya: tendentsii i perspektivy razvitiya: ezhegodnik. Moscow. Issue 12, pp. 898-902.

7. Nguen, Kh. N., Shatalova, T. V., Shinkareva, E. Yu., et al. (2015). Razvitie inklyuzivnogo obrazovaniya v Rossii: pravovye aspekty [Development of inclusive education in Russia: legal aspects]. Moscow, Perspektiva.

8. Nigmatov, Z. G. (2014). Inklyuzivnoe obrazovanie: istoriya, teoriya, tekhnologiya [Inclusive education: history, theory, technology]. Kazan, Poznanie. 220 p.

9. Normativno-pravovye akty Sverdlovskoy oblasti, opredelyayushchie usloviya polucheniya obrazovaniya obuchayushchimisya s OVZ [Regulatory legal acts of the Sverdlovsk region that determine the conditions for obtaining education by students with disabilities]. URL: https://multiurok.ru/files/normativno-pravovyie-akty-opriedieliaiushchiie-usl.html (mode of access: 07.04.2020).

10. Pastorova, A. Yu., Ivanova, V. Yu. (2012). Razlichnye aspekty razvitiya shkol'nikov, vospityvayush-chikhsya v integrativnoy srede [Various aspects of the development of schoolchildren brought up in an integrative environment]. In Ryskina, V. L., Samsonova, E. V. (Eds.). Rossiyskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moscow, FORUM, pp. 79-88.

11. Bogdanova, T. G., Guseynova, A. A., Nazarova, N. M., et al. (2020). Pedagogika inklyuzivnogo obrazovaniya [Pedagogy of inclusive education] / ed. by N. M. Nazarova. Moscow, INFRA-M. 335 p.

12. Peresmotrennyy diskussionnyy dokument VOZ [Revised WHO discussion paper]. URL: who.int>nmh/events/20i2/Discussion_paper3_RUS.pdf (mode of access: 07.04.2020).

13. Pis'mo Minobrnauki RF ot 18.04.2008 № AF-150/06 «O sozdanii usloviy dlya polucheniya obra-zovaniya det'mi s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya i det'mi-invalidami» [Letter of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 18.04.2008 No. AF-150/06 "On the creation of conditions for education for children with disabilities and children with disabilities"]. URL: www.consultant.ru/ cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=433853#0476iii32i74244775 (mode of access: 07.04.2020).

14. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 20.02.2006 № 95 (red. ot 14.11.2019) «<O poryadke i usloviyakh priznaniya litsa invalidom» [Decree of the Government of the Russian Federation of 20.02.2006 No. 95 (as amended on 14.11.2019) "On the procedure and conditions for recognizing a person as disabled"]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_58610 (mode of access: 07.04.2020).

15. Semago, M. M., Drozdova, L. Yu,. Shorokhova, O. V., et al. (2012). Algoritm otsenki vklyucheniya rebenka s OVZ v sredu obrazovatel'nogo uchrezhdeniya [Algorithm for assessing the inclusion of a child with disabilities in the environment of an educational institution]. In Ryskina, V. L., Samsonova, E. V. (Eds.). Rossiyskie i zarubezhnye issledovaniya v oblasti inklyuzivnogo obrazovaniya. Moscow, FORUM, pp. 89-100.

16. Federal'nyy zakon «O ratifikatsii Konventsii o pravakh invalidov» ot 03.05.2012 № 46-FZ [Federal Law "On Ratification of the Convention on the Rights of Persons with Disabilities" dated 03.05.2012 No. 46-FZ]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129200 (mode of access: 07.04.2020).

17. Federal'nyy zakon «O sotsial'noy zashchite invalidov v Rossiyskoy Federatsii» ot 24.11.1995 № 181-FZ [Federal law "On social protection of disabled people in the Russian Federation" dated 24.11.1995 No. 181-FZ]. URL: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559 (mode of access: 07.04.2020).

18. Federal'nyy zakon «Ob obrazovanii v Rossiyskoy Federatsii» ot 29.12.2012 № 273-FZ [Federal Law "On Education in the Russian Federation" dated December 29, 2012 No. 273-FZ]. URL: www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174 (mode of access: 07.04.2020).

19. Federal'nyy reestr invalidov [Federal register of persons with disabilities]. URL: https://sfri.ru/analitika/chislennost/chislennost-detei?territory=1 (mode of access: 02.02.2020).

20. Khusnutdinova, M. R. (2016). Osnovnye tendentsii razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya v Moskve [Main trends in the development of inclusive education in Moscow]. In Sotsiologiya obrazovaniya. No. 1, pp. 90-105.

21. Shengal'ts, E. V. (2017). Inklyuzivnoe obrazovanie glazami uchiteley i shkol'nikov obshcheobra-zovatel'nykh organizatsiy [Inclusive education through the eyes of teachers and schoolchildren of educational organizations]. In Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. Seriya: Sotsial'nye nauki. No. 4 (48), pp. 160-168.

22. Greenleaf, B. K. (1978). Children through the ages: A history of childhood. New York, Barnes & Noble.

23. European Agency for Special Needs and Inclusive Education, Agency Position on Inclusive Education Systems, European Agency. (2015). Odense, Denmark. 28 p.

24. Loreman, T., McGhie-Richmond, D., Kolopayvea, A., et al. (2016). A Canada-Ukraine collaborative initiative for inclusive education in Ukraine: Participant perspectives. In School Effectiveness and School Improvement. No. 27 (1), pp. 24-44.

25. OECD, PISA 2015 (Volume I): Excellence and Equity in Education. (2016). OECD Publishing, Paris.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.