Научная статья на тему 'Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования'

Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ИНКЛЮЗИВНОМУ ОБУЧЕНИЮ / HEALTH LIMITATIONS / INCLUSIVE EDUCATION / UNIVERSITY PROFESSOR READINESS FOR INCLUSIVE EDUCATION IMPLEMENTATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родина Л.И.

Включение в образовательный процесс массовых учебных заведений лиц с ограниченными возможностями здоровья новая задача для российского образования. Реализация системы инклюзивного образования в вузе базируется на принципе «равные и разные» и актуализирует понятие «качество доступности». Суть инклюзивного образования заключается в обучении студентов-инвалидов вместе с другими студентами в соответствии с общими нормами и требованиями к процессу, содержанию, качеству и результату образования. В настоящий момент основной проблемой образования является создание условий, гарантирующих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание доступной среды для инклюзивного образования это требование к учреждениям высшего профессионального образования. В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты кадрового обеспечения инклюзивного образования: рассмотрен процесс инклюзии как интегратора совершенствования социально-трудовых отношений в социальном контексте развития образования, нормативноправовой аспект инклюзивного образования; система кадрового обеспечения инклюзивных процессов. Проведен анализ инклюзивной практики, педагогической и социальной эффективности мероприятий разработки системы кадрового обеспечения вуза в реализации инклюзивного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родина Л.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

READINESS OF A UNIVERSITY PROFESSOR TO THE ORGANIZATION OF INCLUSIVE EDUCATION

The inclusion of people with disabilities in the education process at educational institutions is a new task for the Russian educational system. The implementation of the inclusive education system at the university is based on the principle of «equal and different» and actualizes the concept of «accessibility quality». The essence of inclusive education is expressed by teaching disabled students together with other students in accordance with general educational standards, requirements for the process, content and quality. Nowadays, educational system faces some problems as the development of conditionals for the teaching students with disabilities. The educational process should be accessible and conducted at a high level. Creation an accessible environment is a requirement for institutions of higher education. The article discusses theoretical and practical aspects of staffing for inclusive education: the process of inclusion is considered as an integrator to improve social and labor relations in the social context of the education development. Regulatory aspect of inclusive education and staffing system for inclusive processes are discussed in the article. As the result, the inclusive, pedagogical and social effectiveness of measures to develop a staffing system in the inclusive education implementation are analyzed.

Текст научной работы на тему «Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования»

Л.И. Родина

ГОТОВНОСТЬ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Родина Лариса Игоревна - кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры управления человеческими ресурсами, Самарский национальный исследовательский университет имени академика

С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

E-mail: larisa_rodina2010@ mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2404-4465

АННОТАЦИЯ

Включение в образовательный процесс массовых учебных заведений лиц с ограниченными возможностями здоровья - новая задача для российского образования. Реализация системы инклюзивного образования в вузе базируется на принципе «равные и разные» и актуализирует понятие «качество доступности». Суть инклюзивного образования заключается в обучении студентов-инвалидов вместе с другими студентами в соответствии с общими нормами и требованиями к процессу, содержанию, качеству и результату образования.

В настоящий момент основной проблемой образования является создание условий, гарантирующих доступность и качество образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Создание доступной среды для инклюзивного образования - это требование к учреждениям высшего профессионального образования.

В статье рассмотрены теоретические и практические аспекты кадрового обеспечения инклюзивного образования: рассмотрен процесс инклюзии как интегратора совершенствования социально-трудовых отношений в социальном контексте развития образования, нормативноправовой аспект инклюзивного образования; система кадрового обеспечения инклюзивных процессов.

Проведен анализ инклюзивной практики, педагогической и социальной эффективности мероприятий разработки системы кадрового обеспечения вуза в реализации инклюзивного образования.

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья, инклюзивное образование, готовность преподавателя вуза к инклюзивному обучению.

Цитирование. Родина Л.И. Готовность преподавателя вуза к организации инклюзивного образования // Вестник Самарского университета. История, педагогика, филология. 2019. Т 25. N° 4. С. 91-99. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-4-91-99.

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License Which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0)

L.I. Rodina

Submitted: 15/X/2019 Accepted: 20/XI/2019

READINESS OF A UNIVERSITY PROFESSOR TO THE ORGANIZATION

OF INCLUSIVE EDUCATION

© Rodina Larisa Igorevna - Candidate of Pedagogical Sciences, associate professor, associate professor of the Department of Human Resource Management, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

E-mail: larisa_rodina2010@ mail.ru. ORCID: https://orcid.org/0000-0003-2404-4465

ABSTRACT

The inclusion of people with disabilities in the education process at educational institutions is a new task for the Russian educational system. The implementation of the inclusive education system at the university is based on the principle of «equal and different» and actualizes the concept of «accessibility quality». The essence of inclusive education is expressed by teaching disabled students together with other students in accordance with general educational standards, requirements for the process, content and quality.

Nowadays, educational system faces some problems as the development of conditionals for the teaching students with disabilities. The educational process should be accessible and conducted at a high level. Creation an accessible environment is a requirement for institutions of higher education.

The article discusses theoretical and practical aspects of stafeng for inclusive education: the process of inclusion is considered as an integrator to improve social and labor relations in the social context of the education development. Regulatory aspect of inclusive education and stafeng system for inclusive processes are discussed in the article.

As the result, the inclusive, pedagogical and social effectiveness of measures to develop a stafeng system in the inclusive education implementation are analyzed.

Key words: health limitations, inclusive education, university professor readiness for inclusive education implementation.

Citation. Rodina L.I. Gotovnost' prepodavatelya vuza k organizatsii inklyuzivnogo obrazovaniya [Readiness of a university professor to the organization of inclusive education]. Vestnik Samarskogo universiteta. Istoriia, pedagogika, filologiia [Vestnik of Samara University. History, pedagogics, philology], 2019, Vol. 25, no. 4, pp. 91-99. DOI: http://doi.org/10.18287/2542-0445-2019-25-4-91-99 [in Russian].

Введение

Гуманистической альтернативой специальному образованию, которое осуществлялось вплоть до девяностых годов прошлого столетия, когда социальная политика в отношении людей с инвалидностью носила преимущественно компенсационный характер, выступает инклюзивное (совместное) обучение, позволяющее не только изменить жизненный мир людей с инвалидностью, но и существенно сократить процессы их маргинализации [Мартынова, Романович 2014]. Инклюзивное образование предполагает совместное обучение и доступность качественного образования для всех на основе создания образовательного пространства, исключающего любую дискриминацию обучающихся [Андрианова 2016; Арефьева, Крыжа-новская 2016; Атымтаева 2016].

Инклюзивное образование реализует идею о том, что не только обучающийся должен готовиться к включению в систему образования, а сама система должна быть приспособлена к обучению вне зависимости от степени ограниченности состояния здоровья [Андрианова, Арефьев, Крыжанов-ская 2016; Брызгалова 2011; Жданова 2016].

Существующая инклюзивная практика включает в себя управление процессом образования, техническое и технологическое оснащение его, мобилизацию ресурсов (преподаватели, родители, представители местных сообществ). Сила этой практики - в многообразии ее методов, технологий, организационных форм и содержаний. Исследованием тифлоинформационных средств занимаются

В.З. Денискина, В.В. Соколов, О.В. Шевкун; технологии обучения слепых описаны в работах М.А. Рощиной, О.Ю. Сивковой; проблема коммуникации в инклюзивном пространстве представлена в трудах С.В. Алехиной, Е.А. Герасимовой; профессиональное образование и профессиональная реабилитация инвалидов по слуху изложена в исследованиях С.Б. Петрушева, А.Г. Станев-ского. Особое значение в развитии инклюзивного пространства имеют работы Е.А. Мартыновой, Д.Ф. Романенковой, в которых представлены модели и технологии композиции адаптационных образовательных программ, возможности индивидуальных траекторий обучения студентов с ОВЗ [Алехина 2011; Алехина, Вачков 2014; Мартынова 2012; Мартынова, Романович, Романенкова 2014;

Соколов 2011]. Рассматриваются проблемы технического и технологического сопровождения студентов с особыми образовательными потребностями при реализации инклюзивного образования; создаются системы довузовской подготовки абитуриентов-инвалидов. Сложно не согласиться и с точкой зрения современных экономистов, которые на проблему инвалидности имеют довольно оптимистичный и практичный взгляд: экономисты видят в инвалидах потенциальных работников, приносящих пользу стране и способных на самореализацию и самоутверждение [Кондратьева, Мастяева 2009].

Впервые теоретическое обоснование инклюзивного обучения было заложено в трудах Л.С. Выготского, который указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой обучающийся с ограниченными возможностями не исключался бы из общества людей с нормальным развитием [Выготский 1995]. Концепция инклюзивного образования основана на идее «включающего общества», где все благоприятствует включению другого (человека другой расы, вероисповедания, культуры, человека с ограниченными возможностями здоровья) в активное и равноправное участие в социальной жизни, содействует интересам каждого, росту способности к самостоятельной жизни, обеспечению равенства их прав.

Инклюзивное образование как социальное явление рассматривается учеными в области социологии, психологии, педагогики.

Степень разработанности проблемы

В философской, педагогической и психологической литературе отмечается важная роль инклюзивного образования. Согласно Г. Антору, К. Мол-ленхауэру, О. Шпек и др., широкое распространение в зарубежной педагогике в контексте философии получило феноменологическое понятие «жизненный мир»: «Педагогическое пространство как смысловая конструкция должно быть продумано в рамках конкретных общественно-исторических условий, влияющих на педагогический процесс. Исходя из этого, педагогическая смысловая конструкция определяется не сама по себе, но в контексте своего общественного местоположения. Для данного общественного местоположения мы выбираем название «жизненный мир» [Фуряе-ва 2002]. Жизненный мир становится педагогическим пространством, когда в нем присутствует деятельность или деятельностные намерения всех взаимодействующих сторон, где смыслообразующим элементом выступает интерсубъектность. Такое понимание воспитательного пространства позволяет учитывать ситуацию саморазвития личности с ограниченными возможностями, ее интересы и потребности в самореализации, которые формируются в социальной среде и под ее влиянием.

В этике ставятся вопросы норм и правил человеческого поведения, обязанностей людей по от-

ношению друг к другу в условиях совместного обучения. В последние годы внимание исследователей (Н.М. Назарова, И.А. Филатова, И.М. Яковлева) привлекают проблемы педагогической деонтологии - долга, моральных требований и нормативов как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости в профессиональной деятельности педагога, в том числе и педагога, работающего в условиях инклюзии [Фуряева 2015]. Философские идеи гуманизации человеческого и социального бытия, ценности человеческой жизни в последние десятилетия овладевают общественным сознанием. Происходит поворот социального интереса к людям, не таким, как все, имеющим ограниченные возможности жизнедеятельности и социальной активности, чье развитие и жизнь не вписываются в рамки типичного [Аверина 2011].

К.В. Захаров, Г.В. Нигматуллина, С.П. Пешков, С.С. Степанов, А.В. Тюрин, Т.В. Фуряева, Ю.Г. Элланский утверждают необходимость инклюзивного обучения, сопоставляя вопросы специального и включенного образования. Г.В. Арефьева, Е.Ю. Крыжановская, Г.А. Романова представляют инклюзивное образование как неотъемлемую часть процесса гуманизации современного общества. Доказывается важность социальной интеграции детей с инвалидностью (А.Я. Чигри-на, О.С. Кузьмина, И.И. Лошакова, Е.Р. Ярская-Смирнова, С.О. Брызгалова, Г.Г.Зак, Ю.Н. Гала-гузова); рассматривается система инклюзивного образования как процесс непрерывного обучения (от начального к высшему профессиональному).

А.В. Бахарев, О.В. Олейник представляют инклюзивную образовательную модель как некую динамику образовательной среды. С.В. Алехина, Л.А. Колыванова, Т.М. Носова, обращают внимание на современные образовательные технологии в работе с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья. Правовые основы инклюзивного образования раскрываются в работах Д.П. Ге -зенко, М.А. Ларионова, Е.С. Шаповалова, где анализируется информация об особых правах и льготах для инвалидов при поступлении в высшие профессиональные образовательные учреждения и особые гарантии доступности высшего образования для инвалидов непосредственно при обучении в вузах.

С.В. Алехина, Ю.Н. Галагузова, Е.В. Михаль-чи, Ю.В. Селиванова, Е.Б. Щетинина отмечают важность готовности преподавателей к обучению студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Н.В. Антакова, Т.Г. Глухова, Л.В. Горюнова, Ю.В. Селиванова, Е.Б. Щетинина акцентируют внимание на подготовке преподавателей к системе инклюзивного образования. Раскрываются особенности социальной адаптации студентов с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья к условиям вузовского обучения (А.Е. Думбаев, Л.Г. Жданова, О.В. Забродина). Таким образом накапливается опыт для осмысления процесса инклюзии.

Результаты исследования

При определении готовности преподавателя вуза к работе с обучающимися с ОВЗ обратились к их обязанностям:

- оценивать возможности и ограничения студентов в отношении умственных, физических, социальных и эмоциональных нарушений, необычных умственных способностей и в других особых ситуациях;

- разрабатывать и изменять учебные программы, адаптируя к возможностям и потребностям студентов;

- обучать на индивидуальной или коллективной основе с помощью специальных методик;

- применять специальные учебные стратегии и методики для стимуляции сенсорных и перцептивно-двигательных функций, речи, познавательной способности и памяти;

- применять установленные правила поведения и процедуры для поддержания порядка среди студентов;

- формировать практические навыки самообслуживания студентам с нарушениями слуха, зрения и другими нарушениями;

- развить у студентов уверенность в себе, интересы, способности, навыки и координации движений;

- применять различные формы оценки достижений каждого студента.

Результаты проведенного исследования (выборку составили преподаватели самарских вузов) показали, что 93 % опрошенных преподавателей не знают основы инклюзивного образования и нормативно-правовые акты, регламентирующие его; 3 % опрошенных знакомы с моделью психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования; 4 % респондентов имеют представление о структуре и содержании адаптированных образовательных программ; 10 % преподавателей имеют частичное представление о психологических особенностях обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья.

Преподавателям незнакома специфика обучения студентов с нарушением слуха;

92 % респондентов незнакомы с аппаратурой, необходимой для обучения глухих и слабослышащих студентов. Опрошенные преподаватели слабо осведомлены об обучении лиц с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Только 1 % респондентов знает о специальной технике для обучения данной категории студентов.

Возникает проблема готовности преподавательского состава вузов к процессу реализации инклюзивного образования.

Структура профессиональной готовности преподавателей вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья

Готовность, являясь фундаментальным условием успешной деятельности, - состояние, зависящее от

особенностей личности тесно связанной с установкой условиями, в которых протекает деятельность (М.И. Виноградова, Б.Ф. Ломова, Н.Д. Левитов

А.А. Ухтомского, В.Н. Пушкина и др). Системноцелостный подход позволяет рассматривать не отдельные порциональные стороны и черты объекта, а видеть структуру готовности как целостное образование, предполагая перевод задач инклюзивного образования на язык социально психологопедагогических понятий и выделение структурных элементов (системных составляющих) изучаемой области. Она ориентирована на широкую и системную профессиональную компетентность, стойкую убежденность человека, социально значимую направленность, а также наличие коммуникативной и дидактической потребности общения, передачи опыта (А.П. Акимова, Е.И. Антипова,

К. Дурат-Новакова, И.А. Зимняя).

Сущностная характеристика профессиональной готовности преподавателя, работающего в рамках инклюзии: пригодность, отсутствие психологических противопоказаний, предрасположенность к решению социально значимых и личностных проблем студента; направленность преподавателя на освоение системы способов деятельности, включающей в себя желание и способность свободно ориентироваться во взаимоотношениях людей и определять оптимальные пути решения социальных и личностных проблем; глубокую профессиональную компетентность, включающую фундаментальные знания и умение применять их в практической деятельности; осознанный выбор вариантов собственного профессионального поведения, формирования потребности в развитии, творчестве и самореализации деятельности (табл. 1).

В ходе осуществления процесса обучения студентов с ограниченными возможностями здоровья преподаватель вуза, обладая направленностью на деятельность с данным студентом, профессиональной компетентностью, обеспечивает эффективность учебной деятельности в целом. Подобное видение профессиональной готовности преподавателей вуза позволяет соотнести результативность педагогической деятельности с развитием индивидуальности студента, имеющего ограниченные возможности здоровья, его личностного становления, формирования у него стремления к самообразованию, самосозиданию, самосовершенствованию и ответственности за свои устремления.

Подготовка преподавателей к обучению студентов с ограниченными возможностями здоровья в формате повышения квалификации

Согласно «Требованиям к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса», изложенным в письме Минобрнау-

ки России в 2014 году, для повышения квалификации преподавателя Самарского университета разработана образовательная программа «Основы инклюзивного образования в вузе: организация и психолого-педагогическое сопровождение» общим объемом 108 часов.Тематика занятий включает рассмотрение: вопросов ресурсного обеспечения инклюзивного профессионального образования, направлений и принципов государственной

образовательной политики, нормативных основ инклюзивного образования; актуальных проблем общей и профессиональной социализации личности в процессе обучения вузе, проблем социальнопсихологической адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья, развития нервнопсихической устойчивости и толерантности преподавателей, работающих со студентами с ограниченными возможностями здоровья, специфики

Таблица 1

Структура профессиональной готовности преподавателей вуза к работе со студентами с ограниченными возможностями здоровья

Table 1

The structure of professional readiness of university teachers to work with students with disabilities

Компоненты готовности Содержание Критерии

Направленность Направленность на студента (содействие развитию личности студента, максимальной самоактуализации его индивидуальности) Осознание самоценности человеческой жизни, ее индивидуальности, творческой сущности Принятие приоритета личности студента, ответственности перед ним Принятие естественности индивидуальных групповых различий людей Сохранение в тайне сведений о студенте Стремление к защите студента, к развитию его способностей

Направленность на себя, связанную с потребностью в самосовершенствовании и самореализации в формате инклюзивного образования Осознание и эмоциональное принятие инклюзивного образования Стремление к достижению высокого уровня профессиональной квалификации в овладении инклюзивными технологиями

Направленность на предметную сторону профессии Эмпатия, устойчивость в стрессовых ситуациях

Профессиональная компетентность Когнитивный Общекультурные знания Медико - биологические знания Предметные знания

Коммуникативный Личностный показатель: направленность, ценностные ориентации, мотивы Интерактивный показатель: общение со студентами, общение с коллегами, общение с родителями, общение с администрацией Гностический показатель: знание закономерностей общения со студентами с ограниченными возможностями здоровья, способность преобразовать педагогические задачи в коммуникативные

Процессуально- операционный Прогностический показатель: знание закономерностей индивидуального развития человека, владение методиками моделирования Организационно-деятельностный показатель: реализация умения организовать специальные условия педагогического взаимодействия как с отдельной личностью, так и с группой Контрольно-аналитический показатель: анализ результативности организационно-педагогического процесса

Таблица 2

Образовательные результаты слушателей программы повышения квалификации

Table 2

Educational results of students of the continuing education program

Категория работника Вид профессиональной деятельности Профессиональные компетенции (ПК) / готовность к выполнению трудовых действий в разрезе видов профессиональной деятельности

Профессорско- преподавательский состав Преподаватель Способен использовать концептуальные основы инклюзивного образования. Способен использовать знание нормативных документов. Готов к разработке содержания адаптированных образовательных программ. Способен к использованию современных подходов к образованию студентов с различными нарушениями здоровья

обучения студентов с нарушениями зрения, слуха, организации образовательной среды для студентов с нарушением опорно-двигательного аппарата, прогнозирования эффективного развития инклюзивного процесса в высшем образовании [Родина 2016].

Данная программа способствует формированию профессиональных компетенций преподавателей вуза, связанных с расширением представлений о технологиях психолого-педагогического сопровождения студентов с инвалидностью различных нозологий (с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата) в условиях инклюзивного образования; а также рассматривает вопросы адаптации образовательных программ с учетом индивидуальных особенностей студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение преподавателей по программе предполагает освоение или совершенствование в рамках модулей соответствующих профессиональных компетенций (табл. 2).

Выводы

Основной проблемой развития готовности преподавателей вуза к работе в условиях инклюзивного образования является систематическое повышение своей профессиональной компетентности для понимания диагноза студента, психологических, физических, личностных особенностей и его адаптационных возможностей. Готовность представлена как системно-целостное образование, где профессиональная направленность анализируется через интерес преподавателя к студенту как субъекту саморазвития, осознанное и эмоциональное принятие инклюзивного образования, эмпатию, устойчивость в стрессовых ситуациях. Следует подчеркнуть также усиление социальной значимости профессиональной педагогической деятельности при формировании готовности преподавателей к реализации инклюзивного образования, представленной компонентами: когнитивный,

коммуникативный, процессуально-операционный. Программа формирования кадрового обеспечения вуза в реализации инклюзивного образования апробирована в Самарском университете.

Библиографический список

Федеральный закон... - Федеральный закон «О социальной защите инвалидов» от 30 декабря 2012 г. URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8559.

Аверина 2011 - Аверина Е.А Интеграция инвалидов в общество: теоретическое осмысление проблемы // Вестник Томского государственного университета. Философия, социология, политология. 2011. № 1. C. 5-11. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-invalidov-v-obschestvo-teoreticheskoe-osmyslenie-problemy/viewer.

Алехина 2011 - Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование.

2011. № 1. С. 83-92. URL: http://psyjournals.ru/eles/39878/ psyedu_2011_n1_Alekhina_Alekseeva_Agafonova.pdf.

Алехина, Вачков 2014 - Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97-104. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/15960473.

Андрианова 2016 - Андрианова Е.И. Инклюзивное образование: характеристика, сущность, проблемы // Вестник НовГУ 2016. № 2 (93). C. 14-16. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/17173634.

Арефьева, Крыжановская 2017 - Арефьева Г.В., Крыжановская Е.Ю. Инклюзивное образование как неотъемлемая часть гуманизации современного общества // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой

Всероссийской конференции с международным участием 19-21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 252-258. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837603.

Атымтаева 2017 - Атымтаева А.О. Повышение качества обучения на основе внедрения инновационных

технологий // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой

Всероссийской конф. с международным участием 19-21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017. С. 228-230. URL: https://elibrary.ru/item. asp?id=28837598.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Брызгалова, Зак 2011 - Брызгалова С. О., Зак Г.Г. Инклюзивное образование: международный опыт,

современные тенденции // Инклюзивное образование: методология, практика, технология: материалы

междунар. научно-практич. конф. 20-22.06.2011 /

под ред. О.Н. Ертанова, М.М. Гордон. М., 2011.

С. 41-43. URL: http://psyjournals.ru/eies/44014/Inclusive_ edu_Bryzgalova.pdf.

Выготский 1995 - Выготский Л.С. Проблемы

дефектологии. М.: Просвещение, 1995. 384 с. URL: https://xn--90anb0a.xn--p1ai/images/Bibl/SSV5.pdf.

Жданова 2017 - Жданова Л.Г. Особенности социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья к условиям вузовского обучения // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19-21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017.

С. 112-116. URL:https://elibrary.ru/item.asp?id=28837581.

Кондратьева, Мастяева 2009 - Кондратьева С.И., Мастяева И.Н. Модель оценки качества инклюзивного образования в ВУЗе // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2009. 0,5 п.л.

Кузьмина, Чекалева, Четверикова 2014 - Кузьмина О.С., Чекалева Н.В., Четверикова Т.Ю. Организация и содержание подготовки педагогов к деятельности в условиях инклюзивного образования: монография / под общ. ред. Н.В. Чекалевой. Омск: ООО «Полиграфист», 2014. 242 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=25541245.

Мартынова 2012 - Мартынова Е.А. Информационно -образовательная среда для студентов-инвалидов в Челябинском государственном университете // Социально-экономическое развитие России в

нестабильном мире: национальные, региональные и корпоративные особенности. Челябинск, 2012. С. 253257. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24633316.

Мартынова 2014 - Мартынова Е.А. Организационно -педагогические условия адаптации учебного процесса, отвечающего условиям инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях профессионального образования // Проблемы и перспективы образования в России. 2014. № 29. С. 8694. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21845611.

Мартынова, Романович 2014 - Мартынова Е.А., Романович Н.А. Структура и содержание компетенций педагогических работников инклюзивного профессионального образования // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2014. № 2 (19). URL: https://ipk74.ru/upload/documents/ jomal19.pdf.

Родина 2017 - Родина Л.И. Политика Самарского университета в развитии инклюзивного образования // Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования: материалы Первой Всероссийской конф. с международным участием 19-21 октября 2016 года. Самара: ООО «Научно-технический центр», 2017.

С. 4-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837565.

Романенкова, Романович 2016 - Романенкова Д.Ф., Романович Н.А. Задачи и направления деятельности специалистов комплексного сопровождения

инклюзивного обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в

профессиональной образовательной организации // Современные проблемы науки и образования. 2016. № 5. C. 192. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181815.

Романович, Мартынова, Романенкова 2014 - Романович Н.А., Мартынова Е.А., Романенкова Д.Ф. Челябинский государственный университет - федеральная инновационная площадка по инклюзивному

обучению // Инклюзивное профессиональное

образование: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. ун-та, 2014. С. 204-209.

Соколов 2011 - Соколов В. В. Современные

компьютерные технологии в инклюзивном обучении студентов с глубокими нарушениями зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии, 2011. С. 200-202. URL: psyjournals.ru/ inclusive_edu/issue/44235_full.shtml.

Фуряева 2015 - Фуряева Т.В. Педагогика интеграции за рубежом: монография. Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им.

В.П. Астафьева, 2015. 208 с. URL: https://elibrary.ru/ item.asp?id=23364575.

Фуряева 2002 - Фуряева Т. В. Сравнительная педагогика особенных детей: теоретико-методологический аспект. Красноярск: РИО КГПУ, 2002. 188 с. URL: https:// elibrary.ru/item.asp?id=26668980.

Фуряева 2017 - Фуряева Т.В. Социальная инклюзия: теория и практика: монография. Красноярск:

Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2017. 280 с. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29026735.

Чигрина 2011 - ЧигринаА.Я. Инклюзивное образование детей-инвалидов с тяжелыми физическими

нарушениями как фактор их социальной интеграции: автореф. дис. ... канд. соц. наук. Н. Новгород, 2011. URL: https://www.dissercat.com/content/inklyuzivnoe-

obrazovanie-detei-invalidov-s-tyazhelymi-fizicheskimi-narusheniyami-kak-faktor-/read.

Ярская-Смирнова, Лошакова 2013 - Ярская-

Смирнова Е.Р. Лошакова И.И. Инклюзивное образование детей-инвалидов // Социологические исследования. 2013. № 5. С. 100-106. URL:

ecsocman.hse. ru/data/7 50/155/1217/011 -YaRSKAYa-SMIRNOVA_E.R.pdf.

References

Federal’nyi zakon... - Federal’nyi zakon «O sotsial’noi zashchite invalidov» ot 30 dekabrya 2012 g. [Federal Law «On social protection of disabled people» dd. December 30,

2012]. Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_8559 [in Russian].

Averina 2011 - Averina E.A. Integratsiya invalidov v obshchestvo: teoreticheskoe osmyslenie problemy

[Integration of disabled people in society: theoretical comprehension of the problem]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. FilosoPya, sotsiologiya, politologiya [Tomsk State University Journal of Philosophy, Sociology and Political Science], 2011, no. 1, pp. 5-11. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/integratsiya-invalidov-v-obschestvo-teoreticheskoe-osmyslenie-problemy/viewer [in Russian].

Alekhina 2011 - Alekhina S.V., Alekseeva M.N., Agafonova E.L. Gotovnost’ pedagogov kak osnovnoi faktor uspeshnosti inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii [Preparedness of Teachers as the Main Factor of Sucess of the Inclusive Process in Education]. Psikhologicheskaya nauka i obrazovanie [Psychological Science and Education], 2011, no. 1, pp. 83-92. Available at: http:// psyjournals.ru/files/39878/psyedu_2011_n1_Alekhina_ Alekseeva_Agafonova.pdf [in Russian].

Alehina, Vachkov 2014 - Alehina S.V, Vachkov I.V Metodologicheskie podkhody k psikhologo-pedagogicheskomu soprovozhdeniyu inklyuzivnogo protsessa v obrazovanii [Methodological approaches to psycho-pedagogical support of inclusive processes in education]. Sibirskii pedagogicheskii zhurnal [Siberian Pedagogical Journal], 2014, no. 5, pp. 97-104. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/15960473 [in Russian].

Andrianova 2016 - Andrianova E.I. Inklyuzivnoe

obrazovanie: kharakteristika, sushchnost’, problemy

[Inclusive education: characteristics, essence, problems]. Vestnik NovGU [Vestnik of Yaroslav the Wise Novgorod State University], 2016, no. 2 (93), pp. 14-16. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/17173634 [in Russian].

Areeeva, Kryzhanovskaya 2017 - Arefieva G.V.,

Kryzhanovskaya E. Yu. [Inclusive education as an integral part of humanization of modern society]. In: Problemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya: materialy Pervoi Vserossiiskoi konf. s mezhdunarodnym uchastiem 19-21 oktyabrya 2016 goda [Problems and prospects for the development of inclusive education: materials of the First All-Russian Conference with international participation October 19-21, 2016]. Samara:

000 «Nauchno-tekhnicheskii tsentr», 2017, pp. 252-258.

Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837603

[in Russian].

Atymtaeva 2017 - Atymtaeva A.O. Povyshenie kachestva obucheniya na osnove vnedreniya innovatsionnykh tekhnologii [Improving the quality of education through the introduction of innovative technologies]. In: Problemy

1 perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya:

materialy Pervoi Vserossiiskoi konf. s mezhdunarodnym uchastiem 19-21 oktyabrya 2016 goda [Problems and prospects for the development of inclusive education: materials of the First All-Russian Conference with international participation October 19-21, 2016]. Samara: OOO «Nauchno-tekhnicheskii tsentr», 2017, pp. 228-230. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837598

[in Russian].

Bryzgalova, Zak 2011 - Bryzgalova S.O., Zak G.G. Inklyuzivnoe obrazovanie: mezhdunarodnyi opyt,

sovremennye tendentsii [Inclusive education: international experience, current trends]. In: Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologiya: materialy

mezhdunarodnoi nauchno-praktich. konf. 20-22.06.2011. Pod red. O.N. Ertanova, M.M. Gordon [Inclusive education: methodology, practice, technology: materials of the international research and practical conference June 2022, 2011. O.N. Ertanov, M.M. Gordon (Eds.)]. M., 2011, pp. 41-43. Available at: http://psyjournals.ru/eles/44014/ Inclusive_edu_Bryzgalova.pdf [in Russian].

Vygotsky 1995 - Vygotsky L.S. Problemy defektologii [The Fundamental Problems of Defectology]. M.: Prosveshchenie, 1995, 384 p. URL: https://xn--90anb0a. xn--p1ai/images/Bibl/S SV5.pdf.

Zhdanova 2017 - Zhdanova L.G. Osobennosti sotsial’noi adaptatsii studentov s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya k usloviyam vuzovskogo obucheniya [Features

of social adaptation of students with disabilities to the conditions of university education]. In: Problemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya: materialy Pervoi Vserossiiskoi konf. s mezhdunarodnym uchastiem 19-21 oktyabrya 2016 goda [Problems and prospects for the development of inclusive education: materials of the First All-Russian Conference with international participation October 19-21, 2016]. Samara: OOO «Nauchno-tekhnicheskii tsentr», 2017, pp. 112-116. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=28837581

[in Russian].

Kondratyeva, Mastyaeva 2009 - Kondratyeva S.I., Mastyaeva I.N. Model’ otsenki kachestva inklyuzivnogo obrazovaniya v VUZe [Model for assessing the quality of inclusive education in a university]. Vestnik Universiteta (Gosudarstvennyi universitet upravleniya) [Vestnik Universiteta], 2009, 0,5 printed sheets.

Kuzmina, Chekaleva, Chetverikova 2014 - Kuzmina O.S., Chekaleva N. V., Chetverikova T. Yu. Organizatsiya i soderzhanie podgotovki pedagogov k deyatel’nosti v usloviyakh inklyuzivnogo obrazovaniya: monografiya. Pod obshch. red. N. V. Chekalevoi [Organization and content of training teachers for activities in conditions of an inclusive education: monograph. N.V. Chekaleva (Ed.)]. Omsk:

000 Poligrae st, 2014, 242 p. Available at: https://elibrary. ru/item.asp?id=25541245 [in Russian].

Martynova 2012 - Martynova E.A. Informatsionno-obrazovatel ’naya sreda dlya studentov-invalidov v Chelyabinskom gosudarstvennom universitete [Information and educational environment for students with disabilities at Chelyabinsk State University]. In: Sotsial’no-

ekonomicheskoe razvitie Rossii v nestabil’nom mire: natsional’nye, regional’nye i korporativnye osobennosti [Socio-economic development of Russia in an unstable world: national, regional and corporate features].

Chelyabinsk, 2012, pp. 253-257. Available at: https:// elibrary.ru/item.asp?id=24633316 [in Russian].

Martynova 2014 - Martynova E.A. Organizatsionno-pedagogicheskie usloviya adaptatsii uchebnogo protsessa, otvechayushchego usloviyam inklyuzivnogo obucheniya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov ’ya v obrazovatel ’nykh organizatsiyakh professional’nogo obrazovaniya [Organizational and pedagogical conditions for the adaptation of the educational process that meets the conditions of inclusive education of persons with disabilities and persons with disabilities in educational institutions of vocational education]. Problemy

1 perspektivy obrazovaniya v Rossii [Problems and perspectives of education in Russia], 2014, no. 29, pp. 8694. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21845611 [in Russian].

Martynova, Romanovich 2014 - Martynova E.A., Romanovich N.A. Struktura i soderzhanie kompetentsii pedagogicheskikh rabotnikov inklyuzivnogo professional ’nogo obrazovaniya [The structure and the content of the competencies of inclusive professional education workers]. Nauchnoe obespechenie sistemy povysheniya kvalifikatsii kadrov [Scientiec support of a system of advanced training], 2014, no. 2 (19), pp. 40-47. Available at: https://ipk74.ru/ upload/documents/jornal19.pdf [in Russian].

Rodina 2017 - Rodina L.I. Politika Samarskogo universiteta v razvitii inklyuzivnogo obrazovaniya [Samara University Policy in the Development of Inclusive Education]. Problemy i perspektivy razvitiya inklyuzivnogo obrazovaniya: materialy Pervoi Vserossiiskoi konf. s mezhdunarodnym uchastiem 19-21 oktyabrya 2016 goda [Problems and prospects for the development of inclusive education: materials of the First All-Russian

Conference with international participation October 19-21, 2016]. Samara: OOO «Nauchno-tekhnicheskii tsentr», 2017, pp. 4-14. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=28837565 [in Russian].

Romanenkova D.F., Romanovich N.A. 2016 -

Romanenkova D.F., Romanovich N.A. Zadachi i napravleniya deyatel ’nosti spetsialistov kompleksnogo soprovozhdeniya inklyuzivnogo obucheniya invalidov i lits s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov’ya v professional’noi obrazovatel’noi organizatsii [Tasks and activities of a comprehensine professional support to inclusive education of people with limited possible health and disabled in professional education organizations]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Modern problems of science and education], 2016, no. 5, p. 192. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=27181815

[in Russian].

Romanovich, Martynova, Romanenkova 2014 -

Romanovich N.A., Martynova E.A., Romanenkova D.F. Chelyabinskii gosudarstvennyi universitet - federal ’naya innovatsionnaya ploshchadka po inklyuzivnomu obucheniyu [Chelyabinsk State University - a federal innovative platform for inclusive education]. In: Inklyuzivnoe professional’noe obrazovanie: materialy Vseros. nauch.-prakt. konf. [Inclusive professional education: materials of the all-Russian research and practical conference]. Chelyabinsk: Izd-vo Chelyab. gos. un-ta, 2014, pp. 204209 [in Russian].

Sokolov 2011 - Sokolov V.V. Sovremennye komp’yuternye tekhnologii v inklyuzivnom obuchenii studentov s glubokimi narusheniyami zreniya [Modern computer technology in inclusive education for students with severe visual impairment]. Inklyuzivnoe obrazovanie: metodologiya, praktika, tekhnologii [Inclusive education: methodology, practice, technologies], 2011, pp. 200-202. Available at: http://psyjournals.ru/inclusive_edu/issue/44235_full.shtml [in Russian].

Furyayeva 2015 - Furyayeva T. V. Pedagogika integratsii za rubezhom: monografiya [Pedagogics of integration abroad: monograph]. Krasnoyarsk: Krasnoyarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. VP. Astaf’eva, 2015, 208 p. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=23364575 [in Russian].

Furyayeva 2002 - Furyayeva T.V Sravnitel’naya

pedagogika osobennykh detei: teoretiko-metodologicheskii aspekt [Comparative pedagogy of special children: theoretical and methodological aspect]. Krasnoyarsk: RIO KGPU, 2002, 188 p. Available at: https://elibrary.ru/item. asp?id=26668980 [in Russian].

Furyayeva 2017 - Furyayeva T. V. Sotsial’naya inklyuziya: teoriya i praktika: monografiya [Social inclusion: theory and practice: monograph]. Krasnoyarsk: Krasnoyarskii gosudarstvennyi pedagogicheskii universitet im. VP. Astaf’eva, 2017, 280 p. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=29026735 [in Russian].

Chigrina 2011 - Chigrina A.Ya. Inklyuzivnoe obrazovanie detei-invalidov s tyazhelymi fizicheskimi narusheniyami kak faktor ikh sotsial’noi integratsii: avtoref. dis. ... kand. sots. nauk [Inclusive education of disabled children with serious physical disorders as a factor of their social integration: author’s abstract tthesis of Candidate’s of Sociolgical Sciences]. N. Novgorod, 2011. Available at: https://www. dissercat.com/content/inklyuzivnoe-obrazovanie-detei-invalidov-s-tyazhelymi-ezicheskimi-narusheniyami-kak-faktor-/read [in Russian].

Yarskaya-Smirnova, E.R. Loshakova I.I. 2013 - Yarskaya-Smirnova E.R. Loshakova I.I. Inklyuzivnoe obrazovanie detei-invalidov [Inclusive education for disabled children]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies], 2013, no. 5, pp. 100-106. Available at: ecsocman.hse.ru/ data/750/155/1217/011-YaRSKAYa-SMIRNOVA_E.R.pdf [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.