ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА _ДЕФЕКТОЛОГОВ_
УДК 376.1:378.147 DOI 10.26170/sp20-03-11
ББК Ч448.987 ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.03
А. Ю. Квасова A. Yu. Kvasova Иркутск, Россия Irkutsk, Russia
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ FORMATION
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ OF PROFESSIONAL
КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ COMPETENCE OF FUTURE ДЕФЕКТОЛОГОВ В ПРОЦЕССЕ DEFECTOLOGISTS
ПОДГОТОВКИ К ПСИХОЛОГО- IN THE PROCESS OF THEIR ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ TRAINING IN PSYCHOLOGICAL СОПРОВОЖДЕНИЮ СЕМЕЙ, AND PEDAGOGICAL SUPPORT ВОСПИТЫВАЮЩИХ FOR FAMILIES RAISING
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ PRESCHOOLERS WITH
DISABILITIES
Аннотация. Статья посвящена проблеме подготовки дефектологов к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время перед специальным (дефектологическим) образованием встает задача поиска наиболее эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с родителями.
Автор рассматривает подготовку будущих специалистов к сопровождению семей в рамках компетентно-стного подхода. В современных условиях у будущих дефектологов предполагается наличие высокого уровня профессиональной компетенции, необходимой для психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ.
В статье анализируется состояние проблемы сопровождения родителей
Abstract. The article is devoted to the problem of training defectologists to provide psycho-pedagogical support for families raising preschool children with disabilities. Currently, special (defecto-logical) education faces the task of searching for most effective ways of training future specialists to work with parents.
The author considers training of future specialists to support families in the framework of the competence-based approach. Under the modern conditions, future defectologists are expected to have a high level of professional competence necessary to render psycho-pedagogical support to families raising preschoolers with disabilities.
The article analyzes the state of the problem of providing pedagogical assistance to the parents of children with disabilities. The article presents a psycho-pedagogical analysis of the most significant studies in the field of higher
детей с ОВЗ. Представлен психолого-педагогический анализ литературы — приоритетных исследований в области высшей школы по подготовке будущих дефектологов. Анализируя научные труды, конкретизирующие отдельные аспекты подготовки де-фектологов, автор приходит к выводу, что проблема формирования профессиональной компетенции, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, является малоизученной и требует решения. Обосновывается, что профессиональная подготовка будущих педагогов по сопровождению родителей должна быть практико-ориентиро-вана, предполагать не только теоретическое изучение различных методов, форм, средств, но и непосредственное участие в организации и осуществлении данного сопровождения.
Ключевые слова: компетентност-ный подход; подготовка будущих дефектологов; студенты-дефектологи; специальное образование; психолого-педагогическое сопровождение; ОВЗ; ограниченные возможности здоровья; дети с ограниченными возможностями здоровья; дошкольники; родители; дуальное обучение.
Сведения об авторе: Квасова Анастасия Юрьевна.
Место работы: аспирант кафедры педагогики, Педагогический институт, ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет».
Контактная информация: 664003,
E-mail: [email protected].
education devoted to training future defectologists published in methodological literature. Analyzing scholarly papers specifying certain aspects of training defectologists, the author comes to the conclusion that the problem of formation of professional competence focused on psycho-pedagogical support for families raising preschool children with disabilities is still underinvestigated and requires further research. The author concludes that professional training of future teachers to provide support for the parents should be practice-oriented and involve not only theoretical study of various methods, forms, and means, but also direct participation in the organization and realization of this support.
Keywords: competence-based approach, training of future defectologists; students-defectologists; special education; psycho-pedagogical support; disabilities; children with disabilities; preschoolers; parents; dual learning.
About the author: Kvasova Anas-tasiya Yur'evna.
Place of employment: Post-Graduate Student of Department of Pedagogy, Pedagogical Institute of Irkutsk State University, Irkutsk, Russia. оссия, г. Иркутск, К. Маркса, 1.
В последнее десятилетие в коррекционной педагогике и специальной психологии особое внимание уделяется организационным и содержательным аспектам психо лого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) (А. М. Закре-пина, О. С. Никольская, Г. А. Мишина, В. Б. Пархомович, Е. А. Стре-белева, В. В. Ткачева, Л. М. Ши-пицина и др.). В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования [15], родители являются субъектами образовательного процесса и имеют право на квалифицированную психолого-педагогическую помощь специалистов для создания своему ребенку благоприятных условий развития и адаптации в современном обществе. Однако анализ педагогической практики показывает, что дефектологи не в полной мере готовы оказывать поддержку семье, испытывают затруднения в выборе адекватных методов и средств взаимодействия с родственниками учеников.
Необходимо отметить, что проблема психолого-педагогического сопровождения является объектом изучения многих исследователей (Э. М. Алекандров-ская [1], М. Р. Битянова [3], Б. С. Братусь, Е. И. Исаев [17],
© Квасова А. Ю., 2020
Е. И. Казакова [5], А. В. Мудрик, С. Д Поляков, М. И. Роговцева, К. Роджерс, Н. Ю. Синягина, В. И. Слобод-чиков, В. В. Ткачева [19], Ф. М. Фру-мин, А. Т. Цукерман, Л. М. Ши-пицына [10] и др.). В то же время сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, как педагогическая проблема стало исследоваться учеными не так давно. На протяжении длительного периода происходило формирование предпосылок к созданию комплексной системы психолого-педагогической помощи семьям детей с ОВЗ (Р. Д. Бабенкова, И. В. Багдаса-рьян, Т. Г. Богданова, О. В. Булатова, Г. А. Волкова, Т. Н. Волков-ская, Н. А. Гегелия, С. Д. Забрам-ная, М. В. Ипполитова, Д. Б. Кор-сунская, И. Ю. Левченко, Э. И. Ле-онгард, Н. В. Мазурова, Е. М. Мас-тюкова, Г. А. Мишина, Д. Ю. Мостовой, В. В. Сабуров, Л. И. Солнцева, В. В. Ткачева, С. М. Хорош, Т. И. Целевич и др.).
На современном этапе проблема психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ОВЗ, рассматривается в работах В. Е. Агаевой, Е. Р. Баенской, А. А. Вишневской, К. К. Данилиной, А. М. Закрепи-ной, М. М. Ивановой, Ю. А. Кру-гловой, О. С. Никольской, Г. А. Мишиной, В. Б. Пархомович, Ю. А. Ра-зенковой, Е. А. Стребелевой и др. Ученые, изучая различные нозо-
логические группы детей на разных возрастных этапах, в своих исследованиях раскрывают направления, формы, условия и этапы работы с семьей.
При этом процесс подготовки будущих дефектологов к сопровождению семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, остается недостаточно исследованным. Изучив существующую практику образовательной деятельности по подготовке дефектологов, профессиональный стандарт «Педагог», утвержденный в декабре 2014 г. приказом №1115н Министерства труда и социальной защиты РФ (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) [16], различные учебные планы по направлению подготовки 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование» (профиль «Дошкольная дефектология»), мы видим, что подготовка студентов к сопровождению родителей дошкольников с ОВЗ ведется достаточно ограниченно и осуществляется в рамках некоторых курсов, таких как «Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья», «Психологическая помощь семье, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья». Данные курсы включены в часть учебного плана, формируемую участниками образова-
тельных отношений, и являются курсами по выбору. Количество дисциплин и часов, отводимое на их изучение, не позволяет на достаточном уровне сформировать у будущих дефектологов профессиональные компетенции, ориентированные на психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, и, главное, обеспечить для студентов практику непосредственного взаимодействия с семьями в условиях различных организационных форм сопровождения. В связи с этим перед специальным (дефектологическим) образованием встает задача поиска наиболее эффективных путей профессиональной подготовки будущих специалистов к работе с родителями.
В настоящее время профессиональная подготовка специалистов осуществляется на основе компе-тентностного подхода. Теория компетентностного подхода в образовании исследуется в работах В. А. Болотова, Е. В. Бонда-ревской, Э. Ф. Зеера, И. А. Зимней, А. А. Майера, В. В. Серикова, А. В. Хуторского, С. Е. Ши-шова и др. В рамках компетент-ностного подхода в современной педагогической литературе различают такие понятия, как «компетенция» — результат процесса образования и «компетентность», под которой понимают «компетенцию в действии».
В работах И. А. Зимней «компетентность» определяется как «основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека, как совокупность знаний и практически усвоенных навыков, умений, образованности, способствующий личностной самореализации, нахождению своего места в мире» [4].
В своем исследовании Дж. Равен предлагает рассматривать компетентность «как способность, умение, возможность производить какие-нибудь действия в предметной области, включая узкопредметные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления» [8].
А. В. Хуторским понятие «компетенция» трактуется как совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним; компетентность — как владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [22].
Компетенции являются ориентиром для формирования компетентности — «качеств лично-
сти, определяющих успешность выполнения того или иного вида деятельности» [9]. Компетенции становятся компетентностью в процессе накопления опыта. Таким образом, формирование компетентности педагога можно представить в виде многоуровневой системы: знания — умения и навыки — компетенции — компетентность [22].
Следовательно, при подготовке будущих дефектологов к психолого-педагогическому сопровождению семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, необходимо формировать профессиональную компетенцию, так как организация сопровождения родителей в процессе профессиональной деятельности становится частью компетентности педагога.
Различные экономические и социальные условия в нашей стране способствовали образованию множественных организационных форм (консилиум, служба ранней помощи, группы кратковременного пребывания, ПМСС-центры и др.) сопровождения. Наиболее распространенной и актуальной формой психолого-педагогического сопровождения семей является консультирование родителей, воспитывающих детей с ОВЗ (А. В. Закрепина, Е. А. Стре-белева, В. В. Ткачева, М. М. Иванова и др.). По мнению Е. А. Стре-белевой, «в процессе консультирования специалисты ориенти-
руют родителей на создание в семье оптимальных педагогических условий для воспитания и развития ребенка и адекватных способов общения с ним» [18].
Традиционные формы психолого-педагогического сопровождения семей дошкольников с ОВЗ не всегда могут соответствовать образовательным потребностям детей и запросам родителей, вследствие чего появляются новые формы сопровождения семей: консультационные центры, лекотека.
Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина, С. Н. Юревич отмечают, что консультационные центры на базе дошкольной образовательной организации являются «эффективным средством сопровождения семьи, обеспечивающим партнерство образовательной организации и родителя во имя ребенка, способствующим повышению качества дошкольного образования» [12]. Дефектолог в условиях центра оказывает консультативную помощь в вопросах особенностей развития детей с ОВЗ и в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
Лекотека является наиболее актуальной организационной формой психолого-педагогического сопровождение семей, дети которых в силу своих возможностей не могут быть включены в образовательные программы дошкольного образования. Дефектолог
осуществляет поддержку личностного развития ребенка, формирует у детей психологические предпосылки обучения, оптимизирует родительско-детское взаимодействие в семье [6].
Таким образом, специалист, подготовленный к сопровождению семей, должен знать специфику, цели, задачи различных форм сопровождения, уметь осуществлять выбор адекватных методов и средств сопровождения, а также владеть навыками коммуникативного взаимодействия с родителями. Следовательно, в процессе подготовки дефектологов необходимо формирование высокого уровня профессиональной компетенции, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ.
Проблема подготовки дефекто-логов в разные годы была отражена в исследованиях Д. И. Азбукина, Ф. А. Рау, А. С. Белкина, Х. С. Зам-ского, В. А. Ковшикова, М. Н. Никитиной, В. А. Лапшина, В. А. Феоктистовой, Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова, Н. М. Назаровой, В. В. Рубцова, А. А. Марголиса, Н. Н. Ма-лофеева и др.
Отдельные аспекты деонтоло-гической подготовки дефектологов изучаются в работах Ю. Ф. Гар-куши, М. Е. Орешкиной, И. А. Филатовой, И. М. Яковлевой и др. Ученые указывают, что «деонто-логическая подготовка будущих
дефектологов способствует более оперативному реагированию на актуальные потребности практики специального образования, перестройке на новый социальный заказ, изменению организационных форм освоения новых содержательных компонентов подготовки, формированию механизма саморазвития и самореализации специалиста» [14; 21].
Современные исследования специальной педагогики раскрывают различные аспекты формирования профессиональной компетенции де-фектологов в системе высшего педагогического образования (А. А. Ал-мазова, Е. Е. Китик, Т. В., О. И. Кукушкина, Т. В. Николаева, И. М. Яковлева и др.).
И. Я. Яковлева изучает проблему формирования профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования [23]. В своем исследовании А. А. Алмазова рассматривает профессиональную лингвистическую подготовку будущих учителей-логопедов в системе формирования базовых профессиональных компетенций [2].
В работах Е. Е. Китик представлены преимущества информационных технологий в процессе формирования профессиональных компетенций у студентов-логопедов [7]. Труды О. И. Кукушкиной посвящены проблеме проектирования интерактивных
учебных моделей для формирования современных профессиональных компетенций студентов-дефектологов [11]. Исследования Т. В. Николаевой также раскрывают проблему использования интерактивных технологий в обучении дефектологов. Ученый на основе компетентностного подхода разработал и обосновал «подход виртуальной практики для освоения студентами-сурдопедагогами методик педагогического обследования развития детей с нарушениями слуха» [13].
Таким образом, анализируя научные труды, конкретизирующие отдельные аспекты подготовки дефектологов, мы видим, что проблема формирования профессиональной компетенции, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ, является малоизученной и требует решения. Мы считаем, что профессиональная подготовка будущих педагогов по сопровождению родителей должна быть максимально практико-ориентирована, предполагать не только теоретическое изучение материала, но и непосредственное участие в организации и осуществлении данного сопровождения.
Для решения данной проблемы, по нашему мнению, следует разработать и ввести в учебный план подготовки будущих дефек-тологов спецкурс «Психолого-
педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ограниченными возможностями здоровья» с применением дуальной модели обучения. Дуальная модель обучения предполагает, что теоретическую часть программы студенты проходят в образовательной организации, а практическую — на рабочем месте, в условиях реального производственного процесса [20; 24].
В процессе изучения теоретической части данного курса подразумевается использование активных и интерактивных методов обучения: проблемные лекции, лекции-провокации, лекции-пресс-конференции, деловые игры, обсуждение результатов педагогического опыта, видеодемонстрация и видеоанализ поведения участников обучения, разбор кейсов и кейс-стади.
Проведение практических занятий предусматривается в условиях реального производственного процесса — на базе лекотеки. Лекотека — одна из форм психолого-педагогического сопровождения семей, где родители дошкольников с ОВЗ являются активными участниками образовательного процесса и принимают непосредственное участие в сопровождении ребенка. Данные занятия включают следующие виды работ: установление контакта с родителями и ребенком, проведение диагностики, разра-
ботка и реализация индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения семьи, проведение индивидуальных игровых сеансов, участие в различных мероприятиях для родителей. Следовательно, практические занятия на базе лекотеки будут способствовать формированию у будущих дефектологов первоначального опыта работы с родителями, готовности к дальнейшему взаимодействию с семьями дошкольников с ОВЗ.
Таким образом, данная форма организации образовательного процесса будет способствовать формированию у будущих дефектоло-гов высокого уровня профессиональной компетенции, ориентированной на психолого-педагогическое сопровождение семей, воспитывающих дошкольников с ОВЗ.
Литература
1. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение детей младшего школьного возраста / Э. М. Александровская, Н. В. Куренкова. — Текст : непосредственный // Журнал прикладной психологии. — 2000 — № 6.
2. Алмазова, А. А. Профессиональная лингвистическая подготовка учителей-логопедов в системе высшего образования : 13.00.03 : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Алмазова Анна Алексеевна. — Москва, 2019. — Текст : непосредственный.
3. Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / М. Р. Битянова. — Москва : Совершенство, 2011. — Текст : непосредственный.
4. Зимняя, И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образова-
нии / И. А. Зимняя. — Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. — Текст : непосредственный.
5. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка: от концепции к практике / Е. И. Казакова. — Текст : непосредственный // Психолого-педагогическое медико-социальное сопровождение развития ребенка. — Санкт-Петербург, 1998.
6. Квасова, А. Ю. Организация психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями / А. Ю. Квасова, Н. А. Андронова, О. Н. Яковлева. — Текст : непосредственный // Проблемы социально-экономического развития Сибири. — 2017. — № 1 (27).
7. Китик, Е. Е. Виртуальные инструменты формирования профессиональных компетенций логопедов / Е. Е. Китик. — Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2015. — № 6.
8. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация : пер. с англ. — Москва : Когито-Центр, 2002. — Текст : непосредственный.
9. Компетенции в образовании и опыт проектирования / под ред. А. В. Хуторского. — Москва : Эйдос, 2007. — Текст : непосредственный.
10. Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста / под науч. ред. проф. Л. М. Шипицыной. — Санкт-Петербург : Речь, 2003. — Текст : непосредственный.
11. Кукушкина, О. И. Проектирование интерактивных моделей для обучения студентов умению анализировать и прогнозировать тенденции развития практики / О. И. Кукушкина, А. В. Бахин. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2014. — № 6.
12. Левшина, Н. И. Консультационные центры как средство сопровождения дошкольного семейного образования / Н. И. Левшина, Л. Н. Санникова, С. Н. Юре-вич. — Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2018. — № 6.
13. Николаева, Т. В. Информационные технологии в обучении сурдопедагогов : 13.00.03 : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Николаева Татьяна Вячеславна. — Москва, 2015. — Текст : непосредственный.
14. Орешкина, М. Е. Деонтология в профессиональной деятельности логопеда : 13.00.03 : автореф. дис. . канд. пед. наук / Орешкина Мария Евгеньевна. — Москва, 2007. — Текст : непосредственный.
15. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнау-ки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 (г. Москва) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
16. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании)» : приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
17. Слободчиков, В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: введение в психологию субъективности : учеб. пособие для вузов / В. И. Слободчиков, И. Е. Исаев. — Москва : Школа-Пресс, 1995. — Текст : непосредственный.
18. Стребелева, Е. А. Современные формы помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии / Е. А. Стребелева, А. В. Закрепина. — Текст : непосредственный // Дефектология. — 2005. — № 1.
19. Ткачева, В. В. Семья ребенка с отклонениями в развитии: диагностика и консультирование / В. В. Ткачева. — Москва : Книголюб, 2007. — Текст : непосредственный.
20. Федотова, Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования в условиях социального партнерства / Г. А. Федотова. — Москва : АПО, 1998. — Текст : непосредственный.
21. Филатова, И. А. Обоснование концепции деонтологической подготовки пе-дагогов-дефектологов / И. А. Филатова. — Текст : непосредственный // Педагогическое образование в России. — 2011. — №4. — С. 153—159.
22. Хуторской, А. В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения / А. В. Хуторской. — Санкт-Петербург : Питер, 2004. — Текст : непосредственный.
23. Яковлева, И. М. Формирование профессиональной компетентности учителя-олигофренопедагога в системе непрерывного педагогического образования : 13.00.03 : автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Яковлева Ирина Михайловна. — Москва,
2010. — Текст : непосредственный.
24. Solga, H. The German Vocational Education and Training System: Its Institutional Configuration, Strengths, and Challenges / H. Solga, P. Protsch, C. Ebner, C. Brzinsky-Fay. — Berlin : Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung gGmbH, 2014. — URL: https://bibliothek.wzb.eu/pdf/2014/i 1 4—502.pdf. — Text : electronic.
References
1. Aleksandrovskaya, E. M. Psikhologiche-skoe soprovozhdenie detey mladshego shkol'nogo vozrasta / E. M. Aleksandrovskaya, N. V. Kurenkova. — Tekst : neposredstvennyy // Zhurnal prikladnoy psi-khologii. — 2000 — № 6.
2. Almazova, A. A. Professional'naya ling-visticheskaya podgotovka uchiteley-logo-pedov v sisteme vysshego obrazovaniya : 13.00.03 : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Almazova Anna Alekseevna. — Moskva, 2019. — Tekst : neposredstvennyy.
3. Bityanova, M. R. Organizatsiya psikho-logicheskoy raboty v shkole / M. R. Bi-tyanova. — Moskva : Sovershenstvo,
2011. — Tekst : neposredstvennyy.
4. Zimnyaya, I. A. Klyuchevye kompetent-nosti kak rezul'tativno-tselevaya osnova kompetentnostnogo podkhoda v obrazova-nii / I. A. Zimnyaya. — Moskva : Issledova-tel'skiy tsentr problem kachestva podgotovki spetsialistov, 2004. — Tekst : neposredstven-nyy.
5. Kazakova, E. I. Sistema kompleksnogo soprovozhdeniya rebenka: ot kontseptsii k praktike / E. I. Kazakova. — Tekst : nepo-sredstvennyy // Psikhologo-pedagogicheskoe mediko-sotsial'noe soprovozhdenie razvitiya rebenka. — Sankt-Peterburg, 1998.
6. Kvasova, A. Yu. Organizatsiya psikho-logo-pedagogicheskogo soprovozhdeniya semey, vospityvayushchikh detey s ograni-chennymi vozmozhnostyami / A. Yu. Kvasova, N. A. Andronova, O. N. Yakovleva. — Tekst : neposredstvennyy // Problemy sot-sial'no-ekonomicheskogo razvitiya Sibiri. — 2017. — № 1 (27).
7. Kitik, E. E. Virtual'nye instrumenty for-mirovaniya professional'nykh kompetentsiy logopedov / E. E. Kitik. — Tekst : neposred-stvennyy // Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvitiya. — 2015. — N° 6.
8. Kompetentnost' v sovremennom ob-shchestve: vyyavlenie, razvitie i realizatsiya : per. s angl. — Moskva : Kogito-Tsentr,
2002. — Tekst : neposredstvennyy.
9. Kompetentsii v obrazovanii i opyt pro-ektirovaniya / pod red. A. V. Khutors-kogo. — Moskva : Eydos, 2007. — Tekst : neposredstvennyy.
10. Kompleksnoe soprovozhdenie detey doshkol'nogo vozrasta / pod nauch. red. prof. L. M. Shipitsynoy. — Sankt-Peterburg : Rech',
2003. — Tekst : neposredstvennyy.
11. Kukushkina, O. I. Proektirovanie inte-raktivnykh modeley dlya obucheniya studen-tov umeniyu analizirovat' i prognozirovat' tendentsii razvitiya praktiki / O. I. Kukush-kina, A. V. Bakhin. — Tekst : neposredstvennyy // Defektologiya. — 2014. — № 6.
12. Levshina, N. I. Konsul'tatsionnye tsentry kak sredstvo soprovozhdeniya doshkol'nogo semeynogo obrazovaniya / N. I. Levshina, L. N. Sannikova, S. N. Yurevich. — Tekst : neposredstvennyy // Doshkol'noe vospita-nie. — 2018. — № 6.
13. Nikolaeva, T. V. Informatsionnye tekh-nologii v obuchenii surdopedagogov : 13.00.03 : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Nikolaeva Tat'yana Vyacheslavna. — Moskva, 2015. — Tekst : neposredstvennyy.
14. Oreshkina, M. E. Deontologiya v profes-sional'noy deyatel'nosti logopeda : 13.00.03 : avtoref. dis. ... kand. ped. nauk / Oreshkina Mariya Evgen'evna. — Moskva, 2007. — Tekst : neposredstvennyy.
15. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyskoy Federatsii (Minobrnauki Rossii) ot 17 oktyabrya 2013 g. № 1155 (g. Moskva)
«Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstven-nogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'no-go obrazovaniya».
16. Professional'nyy standart «Pedagog (pe-dagogicheskaya deyatel'nost' v doshkol'nom, nachal'nom obshchem, osnovnom obshchem, srednem obshchem obrazovanii)» : prikaz Ministerstva truda i sotsial'noy zashchity RF ot 18 oktyabrya 2013 g. № 544n.
17. Slobodchikov, V. I. Osnovy psikhologi-cheskoy antropologii. Psikhologiya chelo-veka: vvedenie v psikhologiyu sub"ektivnos-ti : ucheb. posobie dlya vuzov / V. I. Slobodchikov, I. E. Isaev. — Moskva : Shkola-Press, 1995. — Tekst : neposredstvennyy.
18. Strebeleva, E. A. Sovremennye formy pomoshchi sem'e, vospityvayushchey rebenka s otkloneniyami v razvitii / E. A. Strebeleva, A. V. Zakrepina. — Tekst : neposredstvennyy // Defektologiya. — 2005. — № 1.
19. Tkacheva, V. V. Sem'ya rebenka s otklo-neniyami v razvitii: diagnostika i konsul'tiro-vanie / V. V. Tkacheva. — Moskva : Knigo-lyub, 2007. — Tekst : neposredstvennyy.
20. Fedotova, G. A. Razvitie dual'noy formy professional'nogo obrazovaniya v usloviyakh sotsial'nogo partnerstva / G. A. Fedotova. —
Moskva : APO, 1998. — Tekst : neposreds-tvennyy.
21. Filatova, I. A. Obosnovanie kontseptsii deontologicheskoy podgotovki pedagogov-defektologov / I. A. Filatova. — Tekst : neposredstvennyy // Pedagogicheskoe obra-zovanie v Rossii. — 2011. — №4. — S. 153—159.
22. Khutorskoy, A. V. Praktikum po didak-tike i sovremennym metodikam obucheniya / A. V. Khutorskoy. — Sankt-Peterburg : Piter, 2004. — Tekst : neposredstvennyy.
23. Yakovleva, I. M. Formirovanie profes-sional'noy kompetentnosti uchitelya-oligofre-nopedagoga v sisteme nepreryvnogo pedago-gicheskogo obrazovaniya : 13.00.03 : avtoref. dis. ... d-ra ped. nauk / Yakovleva Irina Mikhaylovna. — Moskva, 2010. — Tekst : neposredstvennyy.
24. Solga, H. The German Vocational Education and Training System: Its Institutional Configuration, Strengths, and Challenges / H. Solga, P. Protsch, C. Ebner, C. Brzinsky-Fay. — Berlin : Wissenschaftszentrum Berlin für Sozialforschung gGmbH, 2014. — URL: https://bibliothek.wzb .eu/pdf/2014/i 14—502.pdf. — Text : electronic.
СпецнапLное 06pa30BaHHe. 2020. № 3
157