Научная статья на тему 'ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ'

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
419
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЬЮТОРСТВО / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПОСТИНТЕРНАТНАЯ АДАПТАЦИЯ / ПРОГНОЗ УСПЕШНОСТИ / КАРЬЕРНЫЙ РОСТ / КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ / ТЬЮТОРСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЯ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / ОВЗ / TUTORSHIP / PEDAGOGICAL PSYCHOLOGY / PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT / PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES / ADAPTATION AFTER LEAVING A BOARDING SCHOOL / PREDICTION OF SUCCESS / ADVANCEMENT / CRITERIA OF EFFECTIVENESS / TUTOR SUPPORT / CHILDREN WITH DISABILITIES / DISABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Екжанова Елена Анатольевна, Соловьева Ирина Леонидовна

Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ усилиями тьютора и других специалистов службы сопровождения на этапе завершения периода школьного обучения и вхождения воспитуемого во взрослую жизнь. В статье обсуждаются специфические особенности индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на этом этапе, возможности эффективных технологий и перспективы их использования в работе с детьми, относящимися к разным нозологическим группам. Абсолютно голословно положение о том, что меньшая степень выраженности отклонения в развитии облегчает ребенку с ОВЗ процесс вхождения в социум. Прямых корреляций не существует. Наши материалы показывают, что решающим фактором, облегчающим этот процесс, является наличие рядом с ребенком заинтересованного в его судьбе, профессионально состоявшегося взрослого. Именно на этот стержень затем нанизываются правильные подходы, методы и технологии. Читателю предлагается ознакомиться со следующими технологиями: прогноз успешности, динамическое наблюдение за индивидуальной профориентационной траекторией выпускника школы; технологии влияния на рост мотивационной составляющей при выборе профессии подростком с ОВЗ. В статье описываются условия и способы раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ, возможности их карьерного роста и другие аспекты реализации в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Екжанова Елена Анатольевна, Соловьева Ирина Леонидовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TUTOR SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES DURING THEIR ADAPTATION AFTER LEAVING A BOARDING SCHOOL

The article deals with the problem of psycho-pedagogical support for children with disabilities by a tutor and other specialists of the pedagogical support services at the stage of leaving secondary schooling and entering the world of adult life. The article discusses specific features of individual educational routes at this stage, opportunities of using efficient technologies, and their perspectives in the work with children belonging to various nosological groups. The statement that a lesser degree of manifestation of a developmental deviation is a precondition of an easy adaptation of the child with disability to society is absolutely false. There are no direct correlations. The study shows that the presence near the child of an adult person professionally qualified and eager to help the child grow up is the decisive factor facilitating this process. This is a pivot around which correct approaches, methods and technologies rotate. The readers of the article are offered information about the following technologies: academic success predictions and a dynamic observation of individual career education trajectory of a school leaver; technologies of stimulating the motivational component in the choice of a future occupation by the child with a disability. The article describes the conditions and the ways of development of the creative potential of children with disabilities, their advancement opportunities and other aspects of their adaptation to society

Текст научной работы на тему «ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ»

УДК 37.015:376.1 DOI 10.26170/sp20-01-03

ББКЮ962.19 ГСНТИ 14.29.01 Код ВАК 13.00.03

Е. А. Екжанова E. A. Ekzhanova I. L. Solovyeva Moscow, Russia

И. Л. Соловьева

Москва, Россия

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ТЬЮТОРСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ НА ЭТАПЕ ПОСТИНТЕРНАТНОЙ АДАПТАЦИИ

Аннотация. Статья посвящена проблеме психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ усилиями тьютора и других специалистов службы сопровождения на этапе завершения периода школьного обучения и вхождения воспитуемого во взрослую жизнь. В статье обсуждаются специфические особенности индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ) на этом этапе, возможности эффективных технологий и перспективы их использования в работе с детьми, относящимися к разным нозологическим группам. Абсолютно голословно положение о том, что меньшая степень выраженности отклонения в развитии облегчает ребенку с ОВЗ процесс вхождения в социум. Прямых корреляций не существует. Наши материалы показывают, что решающим фактором, облегчающим этот процесс, является наличие рядом с ребенком заинтересованного в его судьбе, профессионально состоявшегося взрослого. Именно на этот стержень затем нанизываются правильные подходы, мето-

PSYCHO-PEDAGOGICAL TECHNOLOGIES OF TUTOR SUPPORT FOR CHILDREN WITH DISABILITIES DURING THEIR ADAPTATION AFTER LEAVING A BOARDING SCHOOL

Abstract. The article deals with the problem of psycho-pedagogical support for children with disabilities by a tutor and other specialists of the pedagogical support services at the stage of leaving secondary schooling and entering the world of adult life. The article discusses specific features of individual educational routes at this stage, opportunities of using efficient technologies, and their perspectives in the work with children belonging to various nosological groups. The statement that a lesser degree of manifestation of a developmental deviation is a precondition of an easy adaptation of the child with disability to society is absolutely false. There are no direct correlations. The study shows that the presence near the child of an adult person professionally qualified and eager to help the child grow up is the decisive factor facilitating this process. This is a pivot around which correct approaches, methods and technologies rotate. The readers of the article are offered information about the following technologies: academic success predictions and a dynamic observation of individual ca-

ды и технологии. Читателю предлагается ознакомиться со следующими технологиями: прогноз успешности, динамическое наблюдение за индивидуальной профориентационной траекторией выпускника школы; технологии влияния на рост мотивационной составляющей при выборе профессии подростком с ОВЗ. В статье описываются условия и способы раскрытия творческого потенциала детей с ОВЗ, возможности их карьерного роста и другие аспекты реализации в социуме.

Ключевые слова: тьюторство; педагогическая психология; психолого-педагогическое сопровождение; психолого-педагогические технологии; постинтернатная адаптация; прогноз успешности; карьерный рост; критерии эффективности; тьюторское сопровождения; дети с ограниченными возможностями здоровья; ограниченные возможности здоровья; ОВЗ.

Сведения об авторе: Екжанова Елена Анатольевна, доктор педагогических наук, профессор.

Место работы: профессор кафедры логопедии, Институт специального образования и комплексной реабилитации, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, корп. 2.

E-mail: ekzhanova@mail.ru.

Сведения об авторе: Соловьева Ирина Леонидовна, кандидат педагогических наук, доцент.

Место работы: доцент кафедры логопедии, Московский городской педагогический университет.

Контактная информация: 119261, корп. 2.

E-mail: info@mgpu.ru.

reer education trajectory of a school leaver; technologies of stimulating the motivational component in the choice of a future occupation by the child with a disability. The article describes the conditions and the ways of development of the creative potential of children with disabilities, their advancement opportunities and other aspects of their adaptation to society.

Keywords: tutorship; pedagogical psychology; psycho-pedagogical support; psycho-pedagogical technologies; adaptation after leaving a boarding school; prediction of success; advancement; criteria of effectiveness; tutor support; children with disabilities; disabilities.

About the author: Ekzhanova Elena Anatol'yevna, Doctor of Pedagogy, Professor.

Place of employment: Professor of Department of Logopedics, Institute of Special Education and Complex Rehabilitation, Moscow City Pedagogical University, Moscow, Russia.

Россия, г. Москва, ул. Панфёрова д. 8,

About the author: Solov'eva Irina Leonidovna, Candidate of Pedagogy, Associate Professor.

Place of employment: Associate Professor of Department of Logopedics, Moscow City Pedagogical University. Россия, г. Москва, ул.Панферова, д. 8,

Одним из наиболее сложных моментов непрерывного образования ребенка с ОВЗ является период завершения школьного обучения и переход на этап овладения профессией. По данным исследований разных авторов, нахождение тьютора рядом с ребенком в этот непростой период значительно облегчает усилия ребенка и повышает качество вхождения во взрослую жизнь [3; 4; 7; 10; 12].

Если посмотреть на профессиональный стандарт, утвержденный Министерством труда и социального развития 10 января 2017 г., то в приведенном там описании трудовых функций отражены три блока требований: к содержанию педагогического сопровождения, к организации образовательной среды, в которой реализуется индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ), и к организационно-методическому обеспечению реализации ИОМ для ребенка с ОВЗ и инвалидностью. Следовательно, при разработке любых технологий сопровождения периода постинтернатной адаптации в структуре самой технологии должны быть представлены все три компонента.

Авторы статьи предлагают взглянуть на процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка в этот период с позиции использования механизмов адап-

© Екжанова Е. А., Соловьева И. Л., 2020

тации в жизни ребенка с ОВЗ. Под адаптацией предлагается понимать в данном случае обучение ребенка умению определять имеющиеся условия и применять имеющиеся и формируемые способы деятельности, которые приведут к эффективному включению в избранную профессиональную деятельность.

Определим место тьютора в этом сложном и ответственном процессе. Тьютор, как проводник осознанного отношения ребенка к себе, к своим интересам, возможностям и потенциям, поддерживает ребенка на протяжении движения по траектории образовательно-воспитательного маршрута. Прежде всего, с нашей точки зрения, для этого требуется эмоционально близкий взрослый, который помогает ребенку поверить в собственные силы и добавляет уверенности в правильности профессионального выбора, расширяя при этом представления воспитуемого о профессиональной сфере и обучая его способам самопринятия и самопрезентации. Рассмотрим технологии тьюторского сопровождения ребенка с ОВЗ на основе создания индивидуального образовательного маршрута.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) — это стратегия движения ребенка в образовательном пространстве,

специально созданном для ребенка с ОВЗ или инвалидностью и членов его семьи.

В специальной литературе имеются и другие определения, например: «...персональный путь реализации личностного потенциала каждого ученика в образовании» [1].

При разработке ИОМ специалистам важно учитывать следующие показатели:

- возраст обучающегося;

- особенности его психофизического развития;

- индивидуальные склонности и предпочтения, выявленные в течение всего периода обучения;

- соответствие параметров психофизического развития, состояния соматического здоровья требованиям программы профессиональной деятельности;

- наличие семейных профессиональных предпочтений;

- возможности общеобразовательной организации в формате допрофессиональной подготовки по выбранному направлению подготовки;

- кадровое обеспечение курсов допрофессиональной подготовки;

- материально-техническое обеспечение общеобразовательной организации, необходимое для овладения допрофессиональными компетенциями;

- индивидуальные возможности обучающегося для освоения нового программного материала в

рамках допрофесиональной деятельности.

Профориентационная деятельность тьютора включает следующие направления: профориента-ционное информирование (сообщение информации о профессиях, необходимых компетенциях для ее освоения, медицинских показателях), профдиагностика, осуществление профессиональной пробы, профессионального отбора, профориентации.

Подросток в качестве зрителя с тьютором и родителями участвует в таких мероприятиях, как, например, муниципальный (городской) конкурс профессионального мастерства, мероприятия региональных чемпионатов по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ОВЗ «Абилимпикс» и др.

В работах Е. А. Климова, Г. В. Резапкиной имеется информация о проведении процедуры профориентационных проб, в том числе и адаптированных к различным категориям детей с ОВЗ [11; 13]. Авторами рекомендована работа по подбору профессий для обучающихся на основе про-фессиограмм и психограмм. Из профессиограмм, разработанных для выпускников с нормативным развитием, тщательно отбирались те, которые можно порекомендовать выпускникам с ОВЗ с учетом их медицинских показаний. Мы рекомендуем использовать типо-

логию профессий по Е. А. Климову, разработавшему теорию типологического индивидуального стиля и теорию стилей профессиональной деятельности [11].

Для некоторых профессий были составлены профессио-граммы. Приведем пример.

Художник росписи по дереву

Работает на предприятиях, выпускающих художественные изделия. Выжигает, наносит рисунки различной сложности по всем видам росписи (хохломской, городецкой, загородкой и др.).

Требования к индивидуальным особенностям специалиста Необходимо обладать художественным вкусом, хорошим зрением, усидчивостью, тонкой чувствительностью рук.

Медицинские противопоказания Работа не рекомендуется людям, имеющим заболевания опорно-двигательного аппарата, протекающие в тяжелой форме нервно-психические заболевания, значительное снижение остроты зрения, аллергию на древесную пыль и лакокрасочные материалы, кожные заболевания, препятствующие работе, деформацию пальцев рук.

Требования к профессиональной подготовке

Должен знать: основы живописи, композиции рисунка на изделиях различных форм, приемы и

особенности всех видов росписи на токарных изделиях и мебели, росписи с выжиганием, качество и свойство красок, растворителей, лаков, применяемых при росписи, приемы составления колеров.

Профессиональная успешность во многом определяется совпадением желаний человека и его возможностей. Следовательно, требуется уточнить сформирован-ность профессиональных интересов подростков и соотнести их с профессиональным выбором, например на основе методики «Мои профессиональные интересы» (Г. В. Резапкина) [13].

Остановимся подробнее на основных направлениях деятельности тьютора, занимающегося профориентационной работой:

• профинформация (знакомство подростков с ОВЗ с миром профессий, с учебными профессиональными заведениями; информирование педагогов и родителей о современной ситуации на рынке труда);

• профдиагностика (помощь подростку в самопознании: определяются его реальные возможности и способности, необходимые для достижения профессиональных целей);

• коррекция личностного развития подростка для подготовки к будущей профессиональной деятельности;

• психологическая поддержка самоопределяющихся подрост-

ков, позволяющая вселить уверенность и оптимизм по отношению к своему профессиональному будущему, сделать адекватный профессиональный выбор при планировании жизненных и профессиональных перспектив. Имеются и другие направления в деятельности тьютора, но они, как правило, связаны с индивидуализацией подхода к каждому обучающемуся.

Точечное психо лого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе непрерывного образования позволяет осуществить персонализацию процесса социализации каждого из детей, в том числе и в системе дополнительного образования, и в работе с семьей и ребенком по месту жительства [5].

В этой статье хотелось бы напомнить об идеях большого подвижника в деле социализации детей со сложными нарушениями развития Бориса Викторовича Белявского. Именно труд он считал основой включения таких детей в жизнь социума. Он был уверен, что наступило то время, когда наше государство в состоянии создавать специализированные предприятия для людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, множественными нарушениями развития, подобные тем, что существуют во многих странах мира. Знание о подобных перспективах стимулиро-

вало бы семью и школу к более глубокой проработке имеющихся у детей проблем и формировало бы у самих воспитуемых мотивацию на получение профессионального образования с последующим трудоустройством [2, с. 4].

Рассмотрим конкретный пример. Антонина П., обучающаяся с нарушением слуха, в старшей школе проявила себя как талантливая исполнительница танцев и жестовой песни. Была лауреатом многих фестивалей «Надежда». Для того чтобы включить неслы-шащего ребенка в исполнение жестовой песни, собирался временный творческий коллектив специалистов школы-интерната. Учитель по развитию слухового восприятия и формированию произношения (далее РОС и ФП) работал над развитием артикуляции, мелодекламации. Учитель русского языка работал над смыслом, лексикой и грамматикой текста песни. Учитель музыкально-ритмических занятий совместно с педагогами по хореографии работал над сценографией песни, пластикой и мимикой, специалисты точечно отбирали жесты и создавали яркий сценический образ. Тьюторскую поддержку Антонины на всех занятиях брала на себя учитель РОС и ФП, сопровождая девушку на занятиях и репетициях. На вхождение в сценический образ требовалось от месяца до целой учебной четверти.

Учитель РОС и ФП в данном случае взял на себя роль тьютора, с которой блестяще справился. Поставив перед собой задачу раскрытия творческого потенциала своей подопечной, он поддерживал ее личностное становление на протяжении всего срока обучения, сопровождая основные этапы профессионального выбора. Антонина П. получила среднее общее образование, а затем поступила в Государственную специализированную академию искусства, которую успешно окончила. В настоящее время Антонина — актриса театра «Не-дослов», преподаватель жестово-го языка в ГСАИ. Как показывает наш опыт, обучающиеся, прошедшие путь постепенного погружения в профессию под руководством заинтересованного взрослого, на всю жизнь связывают себя с творчеством, некоторые становятся актерами профессиональных театров, работают в коллективах художественной самодеятельности, включают творчество в сферу своих личных интересов. Это был вариант тьюторского сопровождения неслышащего ребенка в условиях специальной школы.

Рассмотрим пример сопровождения школьника с ОВЗ в среднем звене общеобразовательной школы в условиях инклюзивной практики. Ученик 5 класса Александр Н. 2007 года рождения обучается в данной общеобразо-

вательной организации с первого класса. В первом классе специалистами консилиума у Александра были выявлены трудности в обучении, с целью уточнения программы обучения он был отправлен на районную психолого-медико-педагогическую комиссию, где ему было рекомендовано обучение по адаптированным учебным планам для обучающихся с ЗПР, занятия с логопедом и психологом. Для Александра была разработана адаптированная образовательная программа и программа индивидуального сопровождения педагогом-тьютором. Из педагогического анамнеза обучающегося Александра Н.: «Программу первого-второго класса Саша осваивал с трудом, после смерти матери у него появились не только трудности в освоении учебного материала, но трудности в общении со сверстниками». По окончании четвертого класса отцу Александра, после диагностики в районной ПМПК, было предложено изменить учебный план (предложен был учебный план для обучающихся с умственной отсталостью) из-за неусвоения общеобразовательной программы по итогам обучения в начальной школе и продолжить обучение в классе специального (коррекци-онного) обучения. Отец отказался, и тогда специалисты районной ПМПК рекомендовали Александ-

ру Н. в 5 классе обучение по адаптированным учебным планам для детей с ЗПР. Однако по настоянию отца Александр в пятом классе продолжил обучение по общеобразовательной программе. Школа, в которой обучается Александр, реализует технологию интегрированного обучения, является инклюзивной школой для обучающихся с ОВЗ, поэтому возможности открыть 5 класс специального (коррекционного) обучения в школе не было. В связи с этим было организовано индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение Александра Н. педагогом-тьютором на учебных занятиях, так как контрольных и консультативных мероприятий для родителей и Александра со стороны специалистов психолого-педагогического сопровождения школы было недостаточно. С согласия отца Александра, педагог-тьютор много внимания уделил личному взаимодействию с Александром. В беседах акцент делался на личных интересах ребенка, анализе результатов участия ребенка в системе дополнительного образования, которое было достаточно интенсивным на первой ступени обучения. Были выявлены личные предпочтения мальчика в деятельности, в общении, обсуждены и поставлены целевые ориентиры на перспективы жизни и обучения. Мальчик заинтересо-

вался рядом профессий и личными качествами людей, необходимыми для предполагаемой профессиональной деятельности. Прогресс в развитии, общении и обучении ребенка отметила и классный руководитель. Это стало возможным благодаря реализации плана системного педагогического сопровождения педагогом-тьютором и другими специалистами службы сопровождения. Педагог-тьютор в настоящее время ежедневно посещает класс, в котором обучается Александр, сопровождает мальчика на тех предметах, которые сложно усваиваются ребенком (математика, русский язык, иностранный язык, история, география), беседует с учителями. В арсенале ее технологий есть нетрадиционные подходы, которые помогают ребенку в сложных учебных ситуациях. Например, Александра научили мнемотехникам. Он знает и активно использует приемы релаксации и снятия мышечного напряжения. Педагог-тьютор по-прежнему консультирует отца Саши по вопросам оказания помощи не только в изучении и усвоении программы, но ив поддержании усилий ребенка по соблюдению и наведению чистоты у себя на столе, в своей комнате, порядка в портфеле. Мальчик начал задумываться о дальнейшем выборе жизненного пути. В будущем он планирует связать

свою жизнь с помощью людям. А это огромный спектр профессий, и мальчик еще сумеет определиться со своим выбором [7].

К наиболее эффективным технологиям, влияющим на рост показателей мотивационной составляющей при выборе профессии подростком с ОВЗ, относится технология «Персонализация процесса социальной инклюзии», которая позволяет ребенку с помощью тьютора определить условия и способы осуществления карьерного роста. Ее составными частями являются:

- изучение и формирование личностных, творческих предпочтений на допрофессиональ-ном уровне;

- дальнейшее изучение воспитанника, точечные профориента-ционные пробы, индивидуальное проектирование в системе дополнительного образования с учетом персональных возможностей подростка, его взаимодействие с различными социальными институтами, в которые включается каждый из детей: семья, общеобразовательная организация, дворец творчества, секция по месту жительства;

- проектирование развития ценностных (аксиологических) ориентиров, личностных свойств и качеств ребенка, с учетом актуального уровня его психофизического развития;

- оценка сформированности мотиваторов для саморазвития в

творческом процессе — готовность к участию в занятиях, конкурсах, устойчивые отношения в различных ситуациях — индивидуальных «мишенях» дополнительного образования, развитие семейных творческих традиций;

- коррекция намеченного маршрута с учетом личностных достижений школьника и проявлений его активности во внутришколь-ной социокультурной среде;

- анализ результатов коррекции;

- планирование нового маршрута дополнительного образования.

Выделим педагогические условия эффективности технологии «Персонализации процесса социальной инклюзии»:

- педагогическая компетентность педагога;

- педагогический оптимизм и вера педагога в положительный результат своего воздействия; поддержка минимального продвижения подростка;

- педагогическое мастерство педагога, умение изучать личность в динамике и на основе этого наблюдения уметь корректировать индивидуальную творческую траекторию, помня о потенциальных возможностях духовного, душевного и физического саморазвития;

- создание «безбарьерных» сред, адаптированных к жизнедеятельности подростка в системе дополнительного образования;

- создание социокультурной среды средствами дополнительного образования и досуговой деятельности по месту жительства;

- умение создавать условия для включения подростка в совместную деятельность в диаде «подросток — педагог», «подросток — педагог дополнительного образования».

В процессе непрерывного образования обучающихся с ОВЗ возможно применение и других современных технологий лично-стно ориентированной деятельности, среди которых хотим отметить следующие:

- технология социального проектирования деятельности подростка;

- технология анализа опыта, проблем и ресурсов общеобразовательной организации, дворца творчества, центра досуга и спорта;

- технология конструктивного сотрудничества;

- стратегия разумного приспособления универсальных учебных действий в диаде «подросток — педагог дополнительного образования» в условиях социальной инклюзии;

- обеспечение принципа персо-нализации и доступности всей системы дополнительного образования и ее отдельных структур потребностям детей;

- процедура признания и оценки персональных творческих достижений подростка в условиях социальной инклюзии [8].

Когда мы говорим о прогнозе успешности, то необходимо принимать во внимание состояние здоровья и индивидуальные психофизические особенности развития обучающихся; медицинские противопоказания; личностные интересы обучающихся, совпадение личностных интересов юношей и девушек, их профессионального потенциала. Требуется использовать ситуативное погружение в предметно-игровую ситуацию, отражающую специфику избранной профессии; пролонгированное погружение в условно-профессиональную ситуацию с акцентированием внимания на рисках, сложностях и примерах их разрешения [6].

Технология динамического наблюдения за индивидуальной профессиональной траекторией базируется на четкой иерархии признаков, свидетельствующих о появлении и нарастании мотиваторов, способствующих развитию и готовности к построению успешной карьеры.

Применяя те или иные технологии, всегда нужно помнить о критериях их эффективности при оценке результатов проводимой работы. Планы и отчеты — важная составляющая в деятельности специалиста. Но еще важнее объективные и субъективные факторы, сказывающиеся на самочувствии и самоощущении ребенка. К таким критериям мы относим

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

снижение соматической заболеваемости у опекаемого, уменьшение количества пропусков занятий по болезни, наличие у ребенка друзей среди сверстников, нормализацию отношений подростка с родителями, вовлеченность взрослеющего ребенка в индивидуальные и коллективные виды труда, постоянно совершенствующиеся навыки самообслуживания и ухода за своим телом, трепетное отношение к животным, возникновение желания помогать и получать объективную похвалу.

Рассмотрим еще один ИОМ, который начали практически реа-лизовывать еще в прошлом веке. Неслышащий Виталий Е. родился в Москве в 1982 г. Начал рисовать с четырех лет. Все свободное время посвящал живописи, обучался в школе-интернате № 65. Виталий стал активно заниматься живописью с неслышащей художницей, учителем по ИЗО школы-интерната № 65, членом Союза художников РФ Э. Л. По-тетюевой, взявшей на себя фактическое тьюторское сопровождение. Ссылаясь на собственный пример, она сумела организовать для этого мальчика поддерживающее обучение, которое привело к высоким достижениям, ставшим высочайшими мотиваторами для Виталия. Его победы на международных выставках в 1995—2005 гг. повысили его личностную веру в собственные

силы, стали фундаментом будущего личностного роста. Профессиональное кредо было подтверждено сотрудничеством с А. М. Шиловым. После окончания школы юноша поступил в Научно-практический реабилитационный центр на отделение «Роспись по фарфору», чем и продолжает заниматься в настоящее время, выработав собственный художественный стиль, близкий к наитивизму, а по духу — к работам А. М. Шилова, Р. Кента, Н. Пиросмани [15].

Рассмотренные подходы, технологии и характеристики тью-торской поддержки доказывают необходимость и эффективность предложенных путей психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в процессе их взаимодействия и выстраивания взаимоотношений со сверстниками как в специальной, так и в инклюзивной общеобразовательной школе. Обучающиеся с ОВЗ и их ближайшее окружение оказались способны к рефлексии и формированию перспективного видения развития в целом с учетом специфических особенностей построения для каждого из них индивидуальных образовательных маршрутов на разных этапах школьного обучения. Возможности использования эффективных технологий и понимание перспектив их реализации в работе с детьми, относящимися к разным нозологическим группам, прак-

тически безграничны. Правильный подход, вера в силы и возможности ребенка, сотрудничество с семьей и подключение высокомотивированного взрослого оказывают колоссальное влияние на рост мотивационной составляющей при выборе профессии подростком с ОВЗ. Они создают базу для накопления необходимых профессиональных и личностных навыков, обеспечивают реализацию в профессии и способствуют последовательному карьерному росту молодых людей, переступивших через имеющиеся у них ограничения.

Литература

1. Алехина, С. В. Принципы инклюзии в практике образования / С. В. Алехина. — Текст : непосредственный // Аутизм и нарушение развития. — 2013. — № 1. — С. 1—6.

2. Белявский, Б. В. Некоторые мысли об обучении детей с ТМНР / Б. В. Белявский. — Текст : непосредственный //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2018. — №7. — С. 3—4.

3. Белявский, Б. В. Система работы по профориентации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях: тенденции и перспективы / Б. В. Белявский, И. Л. Соловьева. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2016. — № 2 (42). — С. 5—14.

4. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгаж-ноковой. — Москва : ВЛАДОС, 2007. — 239 с. — Текст : непосредственный.

5. Егорова, Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями : учеб. пособие / Т. В. Егорова. — Балашов : Николаев, 2002. — 63 с. — Текст : непосредственный.

6. Екжанова, Е. А. Основы интегрированного обучения : пособие для вузов / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. — Москва : Дрофа, 2008.— 210 с. — Текст : непосредственный.

7. Екжанова, Е. А. Модель педагогического сопровождения педагогом-тьютором детей с ОВЗ в условиях интегрированного обучения / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. — Текст : непосредственный // Специальное образование. — 2018. — № 4 (52). — С. 21—41.

8. Екжанова, Е. А. Особенности составления индивидуального коррекционно-образовательного маршрута для детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью / Е. А. Екжанова, Е. В. Резникова. — Текст : непосредственный // Европейский журнал социальных наук. — 2016. — № 10. — С. 172—176.

9. Екжанова, Е. А. Клинико-психолого-педагогический подход на службе специального образования / Е. А. Екжанова, И. А. Чистоградова, Д. Ю. Ткачев // Педагогика. — 2013. — № 5. — С. 89—95.

10. Зыбарева, Н. Н. Тьюторское сопровождение инклюзивного образования / Н. Н. Зы-барева. — URL: http://www.thetutor.ru/lec hebn_ped/articles.htm (дата обращения: 15.10.2018). — Текст : электронный.

11. Климов, Е. А. Как выбирать профессию. Книга для учащихся / Е. А. Климов. — Москва, 1990. — Текст : непосредственный.

12. Ковалева, Т. М. Не учитель, не психолог, не классный руководитель: тьюторст-во как одно из направлений преодоления формальной педагогики / Т. М. Ковалева. — Текст : непосредственный // Первое сентября. — 2004. — № 66.

13. Резапкина, Г. В. Профессия и карьера / Г. В. Резапкина. — Текст : непосредственный // Школьный психолог. — 2009. — № 2.

14. Соловьева, И. Л. Индивидуальные траектории высшего профессионального образования лиц с нарушениями слуха / И. Л. Соловьева. — Текст : непосредственный // Инклюзивное профессиональное образование лиц с ОВЗ : сб. материалов междисциплинарной конференции (Москва, ФИРО, май 2009 г.). — Москва : ФИРО, 2010. — С. 147—155.

15. Соловьева, И. Л. Социализация обучающихся с нарушениями слуха средствами внеурочной деятельности в системе непрерывного образования : моногр. / И. Л. Соловьева. — Москва : Новое образование ; Санкт-Петербург : Свое издательство, 2017. — 80 с. — Текст : непосредственный.

References

1. Alekhina, S. V. Printsipy inklyuzii v praktike obrazovaniya / S. V. Alekhina. — Tekst : neposredstvennyy // Autizm i narushenie razvitiya. — 2013. — № 1. — S. 1—6.

2. Belyavskiy, B. V. Nekotorye mysli ob obuchenii detey s TMNR / B. V. Belyavskiy. — Tekst : neposredstvennyy //Vospitanie i obuchenie detey s narusheniyami razvi-tiya. — 2018. — №7. — S. 3—4.

3. Belyavskiy, B. V. Sistema raboty po proforientatsii obuchayushchikhsya s ogranichennymi vozmozhnostyami zdorov'ya v obrazovatel'nykh organizatsiyakh: tenden-tsii i perspektivy / B. V. Belyavskiy, I. L. So-lov'eva. — Tekst : neposredstvennyy // Spe-tsial'noe obrazovanie. — 2016. — № 2 (42). — S. 5—14.

4. Vospitanie i obuchenie detey i podrost-kov s tyazhelymi i mnozhestvennymi naru-sheniyami razvitiya: programmno-metodi-cheskie materialy / pod red. I. M. Bgazhno-kovoy. — Moskva : VLADOS, 2007. — 239 s. — Tekst : neposredstvennyy.

5. Egorova, T. V. Sotsial'naya integratsiya detey s ogranichennymi vozmozhnostyami : ucheb. posobie / T. V. Egorova. — Balashov : Nikolaev, 2002. — 63 s. — Tekst : neposredstvennyy.

6. Ekzhanova, E. A. Osnovy integrirovan-nogo obucheniya : posobie dlya vuzov / E. A. Ekzhanova, E. V. Reznikova. — Moskva : Drofa, 2008.— 210 s. — Tekst : neposredstvennyy.

7. Ekzhanova, E. A. Model' pedagogi-cheskogo soprovozhdeniya pedagogom-t'yutorom detey s OVZ v usloviyakh integri-rovannogo obucheniya / E. A. Ekzhanova, E. V. Reznikova. — Tekst : neposredstven-

nyy // Spetsial'noe obrazovanie. — 2018. — № 4 (52). — S. 21—41.

8. Ekzhanova, E. A. Osobennosti sostavle-niya individual'nogo korrektsionno-obrazo-vatel'nogo marshruta dlya detey s tyazheloy i glubokoy umstvennoy otstalost'yu / E. A. Ekzhanova, E. V. Reznikova. — Tekst : nepos-redstvennyy // Evropeyskiy zhurnal sotsial'-nykh nauk. — 2016. — № 10. — S. 172— 176.

9. Ekzhanova, E. A. Kliniko-psikhologo-pedagogicheskiy podkhod na sluzhbe spe-tsial'nogo obrazovaniya / E. A. Ekzhanova, I. A. Chistogradova, D. Yu. Tkachev // Pe-dagogika. — 2013. — № 5. — S. 89—95.

10. Zybareva, N. N. T'yutorskoe soprovozh-denie inklyuzivnogo obrazovaniya / N. N. Zybareva. — URL: http://www.thetutor.ru/le chebn_ped/articles.htm (data obrashcheniya: 15.10.2018). — Tekst : elektronnyy.

11. Klimov, E. A. Kak vybirat' professiyu. Kniga dlya uchashchikhsya / E. A. Klimov. — Moskva, 1990. — Tekst : neposredstvennyy.

12. Kovaleva, T. M. Ne uchitel', ne psi-kholog, ne klassnyy rukovoditel': t'yutorstvo kak odno iz napravleniy preodoleniya for-mal'noy pedagogiki / T. M. Kovaleva. — Tekst : neposredstvennyy // Pervoe sentya-brya. — 2004. — № 66.

13. Rezapkina, G. V. Professiya i kar'era / G. V. Rezapkina. — Tekst : neposredstvennyy // Shkol'nyy psikholog. — 2009. — № 2.

14. Solov'eva, I. L. Individual'nye traektorii vysshego professional'nogo obrazovaniya lits s narusheniyami slukha / I. L. Solov'eva. — Tekst : neposredstvennyy // Inklyuzivnoe professional'noe obrazovanie lits s OVZ : sb. materialov mezhdistsiplinarnoy konferentsii (Moskva, FIRO, may 2009 g.). — Moskva : FIRO, 2010. — S. 147—155.

15. Colov'eva, I. L. Sotsializatsiya obu-chayushchikhsya s narusheniyami slukha sredstvami vneurochnoy deyatel'nosti v sisteme nepreryvnogo obrazovaniya : monogr. / I. L. Solov'eva. — Moskva : Novoe obrazo-vanie ; Sankt-Peterburg : Svoe izdatel'stvo, 2017. — 80 s. — Tekst : neposredstvennyy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.