Теории и технологии инклюзивного образования Theories and Technologies Inclusive Education
DOI: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-32-39 УДК 371.9
ЖИМАЕВА Екатерина Михайловна
ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО»,
г. Москва, Россия [email protected]
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ, В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация. В предлагаемой статье описаны типичные проблемы семей детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на этапе их дошкольного детства. Также в статье приведены результаты исследования, в котором обозначена роль педагогического коллектива дошкольной образовательной организации в решении проблем семей, воспитывающих детей с ОВЗ, описаны формы и методы работы с ними в условиях дошкольного учреждения. Кроме того, в рамках данной статьи обоснована необходимость оказания социально-педагогической помощи на этапе посещения ребенком дошкольной образовательной организации.
Ключевые слова: дети с ограниченными возможностями здоровья, семья ребенка с ОВЗ, социально-педагогическое сопровождение семей детей с ОВЗ, дошкольная образовательная организация
Для цитирования: Жимаева Е.М. Социально-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, в условиях дошкольной образовательной организации. Историческая и социально-образовательная мысль. 2019. Том. 11. № 6 - 1. С. 32-39.
doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-32-39.
Ekaterina M. ZHIMAEVA
Institute for the Childhood, Family and Education Studies of Russian Academy
of Education Moscow, Russia [email protected]
SOCIAL-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARENTS, RAISING CHILDREN WITH DISABILITIES, IN THE CONDITIONS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL
ORGANIZATIONS
Abstract. This article describes typical problems of families of children with disabilities at the stage of their preschool childhood. The article also presents the results of a study that outlines the role of the teaching staff of a preschool educational organization in 32 -
solving the problems of families raising children with disabilities, describes the forms and methods of working with them in a preschool. In addition, within the framework of this article, the necessity of providing social and pedagogical assistance at the stage of a child attending a preschool educational organization is substantiated.
Keywords: children with physically challenged, family with child with physically challenged, social and pedagogical support for families of children with physically challenged, organization of preschool educational
For citation: Zhimaeva E.M. Historical and Social Educational Idea. 2019. Vol. 11. No.6-1. PP. 32-39.
doi: 10.17748/2075-9908-2019-11-6/1-32-39. (In Russ., abstract in Eng.).
Благодарность: Статья подготовлена в рамках выполнения
государственного задания ФГБНУ «ИИДСВ РАО» № 25.9403.2017/8.9
«Система психолого-педагогического обеспечения образовательного процесса в дошкольном детстве».
Acknowledgement: The article was prepared as part of the implementation of the state task of the FSBSI "IIDSV RAO" No. 25.9403.2017/8.9 "The System Of Psychological And Pedagogical Support of the Educational Process
In Preschool Childhood".
На современном этапе развития российского общества инклюзивное обучение является ведущей стратегией образовательной политики в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не только на уровне основного общего, но и на уровне дошкольного образования.
В соответствии с «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562) основными задачами дошкольных образовательных организаций являются:
• охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
• обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
• взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников, в том числе и воспитанников с ОВЗ [1].
Однако необходимо отметить, что как в плане медицинской и социальной реабилитации, так и в плане социальной защиты, проблемы ребенка с ОВЗ недопустимо рассматривать в отрыве от семьи, в которой он воспитываются. Активное и грамотное привлечение родителей к работе со своим ребенком считается основным методом психотерапии семьи, и является необходимым условием успешной социализации детей с особыми образовательными потребностями [2].
Вместе с тем современные исследователи отмечают (И.Ю. Левченко, В.В. Ткачевой, Л.М. Шипицина, А.А. Майер, Е.Д. Худенко и др.), что родители детей, имеющих какие-либо нарушения в развитии, испытывают значительные
трудности как медицинского, социального, материального, так и психолого -педагогического характера.
Так, в исследованиях И.Ю. Левченко и В.В. Ткачевой отмечается, что появление в семье особого ребенка во многих случаях оказывает разрушительное воздействие как на внутрисемейные и детско-родительские отношения, так и отношения семьи с социумом. По мнению И.Ю. Левченко, причины этих нарушений могут быть связаны как с психофизическим состояние ребенка, так и колоссальной эмоциональной нагрузкой, которую несут члены семьи в связи с длительно действующим стрессом [3].
Е.В. Камышова, О.А. Ульмова, Е.А. Чапаева в своем исследовании отмечают наличие у семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, проблем, связанных с архитектурной недоступностью окружающей среды, сложностями получения ребенком качественного дошкольного, школьного средне-специального и высшего образования, конфликтами во взаимодействии со специалистами и окружающими людьми и т.п. [4].
Кроме того, как отмечают М.Х. Машукова, Д.Ф. Максидова большинство семей, воспитывающих детей с ОВЗ, находятся в тяжелом материальном положении: согласно субъективной оценке 41% родителей из полных семей, 76% родителей, находящихся в разводе, и 66,7% матерей-одиночек не имеют достаточных средств на покупку продуктов питания. 44% семей оплачивают лечение детей, при этом почти половина из них отказывают себе в питании, а остальные либо балансируют на грани бедности, либо имеют трудности по другим статьям семейных расходов [5].
Таким образом, с одной стороны, появление в семье ребенка с ОВЗ со временем формирует в ней комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования. С другой стороны, различные нарушения в развитии негативно сказываются на становлении личности самого ребенка, на социальной ситуации его развития. [6; 7].
Однако необходимо отметить, что названные выше проблемы накапливаются постепенно, по мере взросления ребенка. Это, в свою очередь, означает, что если начать оказывать помощь семье на ранних этапах его развития, то большинство из этих проблем можно было бы предотвратить или значительно смягчить.
Сегодня зарубежные и российские исследователи выделяют шесть наиболее тяжелых кризисных периодов жизненного цикла, которые проходит любая семья, имеющая в своем составе ребенка с отклонениями в развитии:
• первый период связан с осознанием того, что ребенок болен, получением точного диагноза, эмоциональным привыканием, информированием других членов семьи о случившемся;
• второй период определяется спецификой развития ребенка в первые годы жизни, поскольку родители с волнением наблюдают за тем насколько успешно их ребенок достигает определенных ступеней той нормы, которая известна для большинства здоровых детей определенного возраста;
• третий период - достижение ребенком школьного возраста, уточнение формы и способа обучения;
• четвертый период начинается с переходом ребенка в подростковый возраст;
• пятый период семейных сложностей - начало взрослой жизни, совершеннолетие;
• шестой период уже связан со взрослой жизнью члена семьи с ограниченными возможностями здоровья [8; 9].
В рамках данной статьи более детально мы рассмотрим два первых кризисных периода жизни особой семьи, т.к. именно в них начинает формироваться тот комплекс проблем семьи, который может привести как к невозможности успешной социальной интеграции ребенка с ОВЗ в общество, так и к социальной изолированности самой семьи и который для разрешения этих проблем требует оказания семье комплексной помощи и поддержки.
Кроме того, эти два периода чаще всего приходятся на дошкольное детство, т.е. на период посещения ребенком дошкольной образовательной организации. Переживая данные кризисные периоды, семья, имеющая ребенка с ОВЗ, сталкивается с рядом специфических проблем, основными из которых являются:
• отсутствие полной информации о нарушениях ребенка и их влиянии на перспективы дальнейшего развития;
• проблема информирования других членов семьи о нарушениях ребенка;
• построение эффективного взаимодействия со специалистами как в области медицинской реабилитации, так и по коррекционно-развивающей работе (дефек-тологами, психологами, логопедами и другими специалистами)
• оформление необходимой документации при получении официального статуса (например, инвалидности), льгот, пособий;
• недостаток информации об учреждениях, оказывающих психолого -педагогические, медико-социальные, юридические, коррекционные услуги семьям;
• преодоление чувства вины и стыда за появление ребенка с нарушениями перед собой и обществом и др.
Также, как показало наше анкетирование 50 родителей из Тулы, Москвы, Калуги, Екатеринбурга, Тульской, Саратовской, и Калужской областей, проведенное в рамках подготовки данной статьи, родители детей с ОВЗ, посещающих детское дошкольное учреждение, сталкиваются с материальными (41,9% опрошенных), медицинскими (29%), а также с трудностями во взаимодействии со специалистами (16,1%). Кроме того, у такого же количества родителей имеются трудности, связанные с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ в домашних условиях.
Указанный выше тезис подтверждается исследованием Е.В. Устиновой, которая попыталась выявить причины негармоничного воспитания и искажения детско-родительских отношений в семьях дошкольников, имеющих особенности в развитии. В том числе ним относятся:
• воспитательная неуверенность родителей (90% семей);
• страх за здоровье ребенка (60% опрошенных);
• неустойчивость воспитательной тактики в семье (20%);
• предпочтение «инфантилизации» в процессе воспитания ребенка (60%) [10]. 67,7% опрошенных нами родителей отмечают у своих детей отставание в речевом развитии, 45,2% - расстройства эмоционально-волевой сферы. 29% детей, по мнению их родителей, неусидчивы и нетерпеливы. 22,6% родителей отмечают у своих детей отставание в психическом развитии. Такое же количество родителей воспитывает детей с нарушениями зрения. Остальные респонденты воспитывают детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (12,6%), слуха (3,2%), соматическими проблемами (12,6%), а также трудностями в общении (19%).
Преодолевать трудности, связанные с воспитанием и развитием особого ребенка опрошенным матерям помогают в основном отцы детей и их бабушки. В основном эта помощь заключается в решении бытовых вопросов, а также организации досуга ребенка. При этом необходимо отметить, что вклад в помощь в воспитание и развитие ребенка с ОВЗ сотрудников детского дошкольного учреждения отметил только один человек.
Необходимо уточнить, что 87,1% опрошенных родителей рассчитывают на помощь воспитателей и специалистов дошкольной образовательной организации при проведении с ребенком коррекционно-развивающей работы, 71% - на помощь во всестороннем развитии познавательных и творческих способностей ребенка, 67,7% - на помощь при подготовке к школе, 54,8% - на помощь при развитии и совершенствовании навыков самообслуживания.
Опрошенные родители нуждаются в знаниях о том, оздоравливать и развивать ребенка в домашних условиях (58,1% опрошенных родителей), более полной информации о нарушениях ребенка и их влиянии на его дальнейшую жизнь (45,2%). 32,3% респондентов нуждаются в информации об учреждениях, оказывающих психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую помощь ребенку и различные виды поддержки семье в целом.
На наш взгляд нуждаемость опрошенных семей в подобной информации объясняется тем, что работа с родителями в дошкольных учреждениях не отличается разнообразием. 41,9% опрошенных отмечают, что работа с родителями в дошкольных учреждениях, посещаемых их детьми, проводиться в основном в форме индивидуальных консультаций со специалистами, а также в форме размещения информационных материалов на сайте организации, информационных стендов, папок-передвижек (19,4%), 29% не знают о такой работе. Только в 9,7% случаев с родителями проводятся тематические беседы по вопросам воспитания и обучения детей с ОВЗ, а у 16,4% родителей специальная работа проводится воспитателями в группах.
Между тем, 58,1% родителей нуждаются в предоставлении информации в различных формах: индивидуальных и групповых консультациях, проведении тематических бесед, а также информирования родителей на сайте образовательной организации, размещения материалов на специальных стендах и папках-передвижках.
Таким образом, анализ результатов нашего пилотного исследования позволяет сделать вывод о том, что семьям, воспитывающим ребенка с ОВЗ, необходима комплексная психологическая, социальная, педагогическая помощь, а также социально-педагогическое сопровождение.
Под социально-педагогическим сопровождением семьи ребенка с ОВЗ современными исследователями понимается деятельность, направленная на актуализацию ресурсов семьи, обеспечивающих эффективность ее функционирования, особенно в периоды кризисов, связанных с воспитанием и развитием ребенка с ОВЗ.
Основными задачами такой деятельности, по мнению Т.Н. Воронцовой, являются:
• выявление и актуализация ресурсов родителей и/или ребенка;
• организация обучения членов семьи знаниям и навыкам, необходимых для ухода и развития ребенка, его социализации;
• психологическая помощь по преодолению трудностей, связанных с освоением новых навыков;
• мотивирование семьи на получение запланированной помощи [11]. Кроме того, социально-педагогическое сопровождение предполагает оказание социально-педагогической, правовой и информационной поддержки семьям в вопросах воспитания, обучения и развития детей с нарушениями в развитии.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности по сопровождению семей детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации являются:
• подготовка информационных материалов, размещаемых педагогами на информационных стендах, папках-передвижках, родительских уголках в группах;
• проведение совместно с педагогами групповых консультаций по актуальным для родителей вопросам воспитания, обучения и развития детей, культурных, познавательных, развлекательных мероприятий;
• вовлечение родителей детей ОВЗ в образовательную деятельность дошкольной организации посредством реализации совместных образовательных проектов [12].
Подводя итог сказанному выше необходимо отметить, что в настоящее время ведущей стратегией образовательной политики государства в отношении детей с нарушениями в развитии как школьного, так дошкольного возраста является инклюзивное обучение. Такое обучение рассматривается сегодня обществом не только как способ получения детьми с ОВЗ качественного образования, но и как эффективный метод социальной интеграции особых детей в социум. Однако, чтобы инклюзивное образование действительно приносило не только позитивные плоды детям с ОВЗ, но и их родителям, необходима помощь и поддержка со стороны общества и государства.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 октября 2011 г. № 2562 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении».
URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70019644/.
2. Куликова Е.А., Блинов Л.В. Внедрение технологии в практику подготовки родителей к взаимодействию с детьми с ОВЗ // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologii-v-praktiku-podgotovki-roditeley-k-vzaimodeystviyu-s-detmi-s-ovz/viewer.
3. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. / URL: uidmehadasova.ucoz.ru.
4. Камышова Е.В., Ульмова О.А., Чапаева Е.А. Инвалидность ребенка как фактор риска семейного благополучия: аспекты социальной работы. Саранск: Афанасьев В.С., 2013. С. 10-12.
5. Машукова М.Х., Максидова Д.Ф. Особенности социокультурной реабилитации детей-инвалидов. Нальчик: Издательство «Принт Центр», 2015. 161 с.
6. Жимаева Е.М. Социально-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации // Журнал педагогических исследований. 2019. №5.
7. Социально-педагогическое сопровождение детей разных категорий. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2011. С. 53.
8. Худенко Е.Д., Поташова И.И., Кальянов И.В., Луданова Ю.Н., Любимова М.Н. Современные технологии оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим ребенка-инвалида. М., 2008. С. 28-29.
9. Обычные семьи, особые дети. М.: Теревинф, 2007.
10. Устинова Е.В. Преодоление эмоциональных нарушений у дошкольников с церебральным параличом в процессе оптимизации их отношений с родителями // Дефектология. 2005. № 1. С. 52-57.
11. Воронцова Т.Н. Сопровождение семьи ребенка с ОВЗ как проблема специального (дефектологического) образования // Студенческий: электрон. научн. журн. 2018. № 23 (43). URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905.
12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 (ред. от 21.01.2019) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) / URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/.
REFERENCES
1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 27 oktyabrya 2011 g. № 2562 «Ob utverzhdenii Tipovogo polozheniya o doshkol'nom obrazovatel'nom uchrezhdenii» [Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of October 27, 2011 No. 2562 "On approval of the Model Regulations on a preschool educational institution"]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70019644/. (In Russ.).
2. Kulikova E.A., Blinov L.V. Vnedrenie tekhnologii v praktiku podgotovki roditelej k vzaimodejstviyu s det'mi s OVZ [The introduction of technology into the practice of preparing parents for interaction with children with disabilities]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vnedrenie-tehnologii-v-praktiku-podgotovki-roditeley-k-vzaimodeystviyu-s-detmi-s-ovz/viewer. (In Russ.).
3. Levchenko I.Yu., Tkacheva V.V. Psihologicheskaya pomoshch' sem'e, vospityvay-ushchej rebenka s otkloneniyami v razvitii [Psychological assistance to a family raising a child with developmental disabilities]. URL: uidmehadasova.ucoz.ru. (In Russ.).
4. Kamyshova E.V., Ulmova O.A., Chapaeva E.A. Invalidnost' rebenka kak faktor riska semejnogo blagopoluchiya: aspekty social'noj raboty [Disability of the child as a risk factor for family well-being: aspects of social work]. Saransk: Afanasyev V.S., 2013. Pp. 10-12. (In Russ.).
5. Mashukova M.Kh., Maksidova D.F. Osobennosti sociokul'turnoj reabilitacii detej-invalidov [Features of social-cultural rehabilitation of children with disabilities]. Nalchik: Print Center Publishing House, 2015. 161 p. (In Russ.).
6. Zhimaeva E.M. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej s OVZ v usloviyah doshkol'noj obrazovatel'noj organizacii [Social and pedagogical support for children with disabilities in a preschool educational organization]. Journal of Pedagogical Research. 2019. No. 5. (In Russ.).
7. Social'no-pedagogicheskoe soprovozhdenie detej raznyh kategorij [Social and pedagogical support of children of different categories]. Kostroma: Kostroma State University named after O.N. Nekrasov, 2011. P. 53. (In Russ.).
8. Khudenko E.D., Potashova I.I., Kalyanov I.V., Ludanova Yu.N., Lyubimova M.N. Sov-remennye tekhnologii okazaniya konsul'tativnoj pomoshchi roditelyam, vospityvayushchim rebenka-invalida [Modern technologies for providing advisory assistance to parents raising a disabled child]. Moscow, 2008. Pp. 28-29. (In Russ.).
9. Obychnye sem'i, osobye deti [Ordinary families, special children]. Moscow: Terevinth, 2007. (In Russ.).
10. Ustinova E.V. Preodolenie emocional'nyh narushenij u doshkol'nikov s cere-bral'nym paralichom v processe optimizacii ih otnoshenij s roditelyami [Overcoming emotional disturbances in preschool children with cerebral palsy in the process of optimizing their relationship with parents]. Defectology. 2005. No. 1. Pp. 52-57. (In Russ.).
11. Vorontsova T.N. Soprovozhdenie sem'i rebenka s OVZ kak problema special'nogo (defektologicheskogo) obrazovaniya [Accompanying the family of a child with disabilities as a problem of special (defectological) education]. Student electron. scientific journal. 2018. No. 23 (43).
URL: https://sibac.info/journal/student/43/124905. (In Russ.).
12 Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.10.2013 No. 1155 (red. ot 21.01.2019) «Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovaniya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 14.11.2013 No. 30384) [Order of the Ministry of Education and Science of Russia dated October 17, 2013 No. 1155 (as amended on January 21, 2019) "On the Approval of the Federal State Educational Standard for Preschool Education" (Registered in the Ministry of Justice of Russia November 14, 2013 No. 30384)]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/. (In Russ.).
Информация об авторе: Жимаева Екатерина Михайловна, научный сотрудник, ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», г. Москва, Россия [email protected]
Статья поступила в редакцию 11.11.2019 После доработки: 23.11.2019 Принята к публикации: 27.12.2019
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи
Information about the author: Ekaterina M. Zhimaeva, Researcher, Institute for the Childhood, Family and Education Studies of Russian Academy of Education, Moscow, Russia [email protected]
Received: 11.11.2019
Received after reworking: 23.11.2019
Accepted for publication : 27.12.2019
The author have read and approved the final manuscript