Научная статья на тему 'Подготовка педагогов ДОУ к организации оценки индивидуального развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в рамках системы повышения квалификации'

Подготовка педагогов ДОУ к организации оценки индивидуального развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в рамках системы повышения квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
988
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГОВ / РАБОТАЮЩИХ С ДЕТЬМИ С ОВЗ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ "ПЕДАГОГ (ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО / НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО / ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) (ВОСПИТАТЕЛЬ / УЧИТЕЛЬ)" / КАЧЕСТВЕННО-КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА / МОНИТОРИНГ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврова Галина Николаевна

В статье представлена система работы со слушателями курсов повышения квалификации в освоении ими технологии организации оценки индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация данных аспектов деятельности педагогов ДОУ рассматривается в системе повышения квалификации при реализации образовательной программы модульного курса «Организация оценки личностного развития ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». Описана технология выявления особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и мониторинг динамики развития детей с использованием планируемых промежуточных результатов освоения содержания образовательных областей ФГОС ДО. Представлена разработанная на основании теоретических и методологических подходов программа «ДИА-ДЕФ» для педагогической диагностики индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Освоение содержания модульного курса позволит педагогам получить новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Определяемые в статье компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, по организации мониторинга индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья, соотносятся с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврова Галина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Training of PEI teachers to organize individual assessment of preschool children with disabilities within the framework of advanced training system

The article presents the system of work with students of advanced training courses of technology assessment organization the individual development of children with disabilities in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of preschool education. Implementation of these aspects of PEI (preschool educational institution) teachers is seen in the system of advanced training in the implementation of educational modular course program of “Organization of assessment of personality development of the child with disabilities within adoption of the Federal state educational standard of preschool education”. The technology of identify the special educational needs of children with disabilities and monitoring of the dynamics of children development with the use planned interim results of development of educational content areas of FSES PE is described. The “DIA-DEF” program developed on the basis of theoretical and methodological approaches for pedagogical diagnostics of individual development of children with disabilities is presented. Development of the modular course content will allow teachers to gain new competencies required for professional work and professional development within the framework of existing qualifications. Competence of teachers working with disabled children, by the organization of monitoring of individual development of children with disabilities, are related to the requirements of professional standards “Teacher (teaching activities in preschool, primary general, basic general and secondary general education) (tutor, teacher)”.

Текст научной работы на тему «Подготовка педагогов ДОУ к организации оценки индивидуального развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в рамках системы повышения квалификации»

▲

ЧИППКРО

УДК 373.2+378.091.398

Подготовка педагогов ДОУ к организации оценки индивидуального развития дошкольника с ограниченными возможностями здоровья в рамках системы повышения квалификации

Г. Н. Лаврова

Training of PEI teachers to organize individual assessment of preschool children with disabilities within the framework of advanced training system

G. N. Lavrova

Аннотация. В статье представлена система работы со слушателями курсов повышения квалификации в освоении ими технологии организации оценки индивидуального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Реализация данных аспектов деятельности педагогов ДОУ рассматривается в системе повышения квалификации при реализации образовательной программы модульного курса «Организация оценки личностного развития ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО». Описана технология выявления особых образовательных потребностей детей с ОВЗ и мониторинг динамики развития детей с использованием планируемых промежуточных результатов освоения содержания образовательных областей ФГОС ДО. Представлена разработанная на основании теоретических и методологических подходов программа «ДИА-ДЕФ» для педагогической диагностики индивидуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Освоение содержания модульного курса позволит педагогам получить новые компетенции, необходимые для профессиональной деятельности, и повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации. Определяемые в статье компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, по организации мониторинга индивидуального развития детей с ограниченными возможностями

здоровья, соотносятся с требованиями профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем и среднем общем образовании) (воспитатель, учитель)».

Abstract. The article presents the system of work with students of advanced training courses of technology assessment organization the individual development of children with disabilities in accordance with the requirements of the Federal State Educational Standards of preschool education. Implementation of these aspects of PEI (preschool educational institution) teachers is seen in the system of advanced training in the implementation of educational modular course program of "Organization of assessment ofpersonality development of the child with disabilities within adoption of the Federal state educational standard of preschool education ".

The technology of identify the special educational needs of children with disabilities and monitoring of the dynamics of children development with the use planned interim results of development of educational content areas of FSES PE is described. The "DIA-DEF" program developed on the basis of theoretical and methodological approaches for pedagogical diagnostics of individual development of children with disabilities is presented. Development of the modular course content will allow teachers to gain new competencies required for professional work and professional development within the framework of existing qualifications. Competence of teachers working with dis-

abled children, by the organization of monitoring of individual development of children with disabilities, are related to the requirements of professional standards "Teacher (teaching activities in preschool, primary general, basic general and secondary general education) (tutor, teacher)".

Ключевые слова: система повышения квалификации, образовательная программа, профессиональные компетенции педагогов, работающих с детьми с ОВЗ, профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», качественно-количественная оценка индивидуального развития ребенка, мониторинг развития.

Keywords: advanced training system, educational program, professional competences of teachers working with disabled children, professional standard "The teacher (educational activities in the field of preschool, primary general, basic general and secondary education) (tutor, teacher) ", qualitative and quantitative assessment of the individual child's development, development of monitoring.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) указывает на необходимость индивидуализации образования, так как любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности. Они составляют те «внутренние условия», без учета которых невозможно достичь эффективности образовательной деятельности [1]. Согласно пункту 3.2.3 Стандарта, при реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

В пункте 2.5 Примерной основной образовательной программы дошкольного образования указано, что в течение месяца с момента начала посещения группы (продолжения посещения после летнего периода) осуществляется педагогическая и психологическая диагностика, в том числе ребенка с ОВЗ.

Система комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ базируется на принципах, определяющих, как содержание психолого-педагогической диагностики, технологию анализа ее результатов, так и планируемых результатов освоения содержания адаптированной образовательной программы, что явилось теоретической и методологической основой подходов и педагогических принципов для разработки Программы «Познаём ребенка». В частности это:

- учение об общих и специфических закономерностях развития детей нарушения развития, т. е. развитие их психики подчиняется в основном тем же закономерностям, что и развитие психики ребенка в норме (Л. С. Выготский, Н. Н. Малофеев);

- концепция о соотношении первичных и вторичных нарушений, предполагающая необходимость выделения ведущего дефекта и вторичных нарушений, механизм возникновения которых различен (Л. С. Выготский);

- концепция о соотношении мышления и речи, так как возникновение речи существенным образом перестраивает память, восприятие и особенно мышление, мыслительные операции, но вместе с тем речевое развитие во многом определяется формированием познавательных процессов (Л. С. Выготский, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия, Ж. Пиаже и др.) [2, с. 14-19].

Программа «Познание ребенка» предназначена для изучения особенностей развития ребенка с ОВЗ раннего и дошкольного возраста, его индивидуальных образовательных потребностей. Для обеспечения готовности педагогов к психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО организуются модульные курсы повышения квалификации для учителей-дефектологов на тему «Организация оценки личностного развития ребенка с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ДО».

Основной целью курса является изучение технологии психолого-педагогической диагностики детей с ОВЗ на основе использования Программы «Познание ребенка», которая позволит педагогам дошкольной организации:

- определить уровень возможного освоения образовательной программы ребенком;

- выявить индивидуальные особенности его развития в зависимости от первичного нарушения и его особые образовательные потребности;

- разработать индивидуальные планы кор-рекционно-развивающей работы;

- связать с оценкой эффективности коррек-ционно-развивающих воздействий на основе анализа достижений детьми планируемых промежуточных результатов освоения содержания образовательных областей ФГОС ДО;

- обосновать причины трудностей освоения образовательной программы, определить перспективы и возможности каждого воспитанника к самостоятельному развитию;

- учесть условия, возможности семьи в воспитании и обучении ребенка.

Программа модульного курса содержит три основные темы, содержание которых направлено на расширение знаний слушателей по применению психолого-педагогических технологий, позволяющих осуществлять решение задач по психологической реабилитации, абилитации и инклюзии детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС ДО, на уточнение представлений педагогов о проектировании индивидуальных коррекцион-но-развивающих планов для воспитанников ДОУ, на формирование практических навыков по подведению итогов освоения содержания образовательных областей ребенком и вычисление вида динамики его развития на основе программы «ДИА-ДЕФ». Первый раздел модульного курса раскрывает организацию, содержание психолого-педагогической диагностики развития детей раннего и дошкольного возраста. Для организации данного аспекта деятельности педагогам предлагается программа «ДИА-ДЕФ». В программе в первом разделе представлена структура протокола психолого-педагогической диагностики, включающая методы изучения детей раннего и дошкольного возраста, разработанные отечественными учеными С. Д. Забрамной, Л. А. Венгер, А. А. Катаевой, Э. И. Леонгард, И. А. Коробейниковым, Я. А. Коломинским, Е. А. Стребелевой, М. М. Семаго, Н. Я. Семаго, Г. А. Урунтаевой, О. Н. Усано-вой, Е. О. Смирновой и многих других отечественных авторов [3].

Учитель-дефектолог анализирует данные результатов психолого-педагогической диагно-

стики, составляет педагогическое заключение, обосновывает уровень возможного освоения образовательной программы, выделяет основные образовательные потребности и возможности ребенка (подгруппа: сильная или слабая, количество индивидуальных занятий в неделю, рекомендации для воспитателей и для родителей), разрабатывает содержание индивидуальных планов коррекционной работы (задачи, игры, упражнения).

Считаем, что наиболее эффективным является подход к анализу результатов диагностики дошкольников с ограниченными возможностями здоровья отечественных ученых И. Ю. Левченко, Н. А. Киселёвой, которые предлагают для удобства сравнения между собой количественных оценок разнородных качественных показателей «высший оценочный балл - 3, низший - 1 балл и промежуточные значения как результат постепенного уменьшения высшего значения оценочного параметра -3 балла при переходе к его низшему значению - 1 балл» [4, с. 96].

Каждый оценочный показатель наполнен совокупностью оценочных параметров, которые ранжированы в рамках показателя. Высший бал получает тот оценочный параметр, который соответствует проявлению качественного показателя при нормальном уровне психического развития ребенка. Все другие свидетельствуют об отклонении от нормы.

В программе «ДИА-ДЕФ» качественно-количественная оценка результатов диагностики представлена на основе комплекса методик для каждого возраста с 2-7 лет.

Известно, что воспитанникам с отклонениями в психофизическом развитии характерны качественно неоднородные уровни физического, речевого, познавательного и социального развития. Поэтому целевые ориентиры адаптированной образовательной программы (АОП) дошкольной образовательной организации, реализуемой с участием детей с ограниченными возможностями здоровья, должны учитывать не только возраст ребенка, но и уровень развития его личности, степень выраженности различных нарушений, а также индивидуально-типологические особенности развития ребенка [5, п. 2.5].

Это положение определило основные подходы к разработке планируемых результатов

освоения содержания образовательных областей ФГОС ДО.

В качестве практического задания слушателям модульного курса предлагается описать планируемые результаты освоения содержания образовательных областей детьми с разными категориями отклонений (ЗПР, интеллектуальной недостаточностью, нарушениями речи, зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата).

Второй раздел модульного курса посвящен освоению технологии мониторинга индивидуального развития детей с ОВЗ. Программа «ДИА-ДЕФ» представляет педагогическую диагностику индивидуального развития детей, содержание которой разработано с учетом приоритетных направлений, определенных ФГОС ДО: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», а также планируемых промежуточных результатов, выделенных нами на основе содержания Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования (пилотный вариант) «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой. М. А. Васильевой (2015) и Программы «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание: Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта» Е. А. Ек-жановой Е. А. Стребелевой (2003) (планируемые результаты разработаны и отражены в программе «Познаем ребенка» для детей с нарушениями в интеллектуальном развитии) [6; 7; 8; 9; 10].

Необходимо заметить, что в разработке содержания планируемых результатов, слушателями используются рекомендации Примерной адаптированной основной образовательной программы для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Л. Б. Баряевой, Т. В. Волосо-вец, О. П. Гаврилушкиной, Г. Г. Голубевой под редакцией профессора Л. В. Лопатиной, и программы подготовки детей к школе детей с задержкой психического развития С. Г. Шевченко.

Это позволяет разработать качественно-количественную оценку наблюдений и итогов коррекционно-развивающей работы с дошкольниками с ОВЗ. Форма проведения мониторинга преимущественно представляет собой

наблюдение за активностью ребенка в различные периоды пребывания в дошкольном учреждении, анализ продуктов детской деятельности рисунков, лепных поделок и т. п.

Оценку результатов по освоению содержания образовательных областей ФГОС ДО (планируемые результаты) детьми ОВЗ предлагается проводить не только на основе учета возрастных нормативов по каждому разделу образовательной области, включающей определенное количество показателей, но и уровня его самостоятельности и видов оказываемой ему помощи в обучении и воспитании. В ходе мониторинга учитывается не только «количество» оказываемой ребенку помощи, но и ее «качество», так как затруднения в обучении могут быть связаны не только с недостатками умственного развития, но и с эмоционально-волевыми особенностями воспитанника.

В ходе коллективного обсуждения в рамках модульного курса слушатели выделяют и наполняют содержанием виды психолого-педагогической помощи детям с ОВЗ:

- стимулирующая (активизация собственных сил ребенка: «Подумай», «Посмотри внимательно»);

- эмоционально-регулирующая (положительная или отрицательная оценка деятельности: «Молодец», «Очень хорошо», «Ты не подумал, неверно»);

- направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания в более медленном темпе: «Вспомни, что надо сделать», «Послушай задание, вопрос» и т. п.);

- организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка: «Как можно назвать одним словом?», «Чем отличаются?» и т. п.)

- обучающая (объяснение способа выполнения задания).

Для удобства сравнения между собой количественных оценок разнородных качественных показателей образовательных областей, а также для подведения итогов по результатам освоения образовательных областей, предлагается слушателям предлагается использовать условно:

- высший оценочный балл - 3,

- низший - 1 балл,

- промежуточные значения, как результат постепенного уменьшения высшего значения

оценочного параметра - 3 балла при переходе к его низшему значению - 1 балл.

Ниже приводятся качественно-количественные характеристики показателей образовательных областей в баллах (для слушателей данные материалы предлагаются как раздаточные).

1 балл: (низкий уровень) ребенок не демонстрирует умение, или наблюдаемое качество или показатель той или иной образовательной области, либо пытается принять задание и степень выраженности того или иного качественного показателя крайне низкая, либо отмечаются слабые попытки выполнить задание, но помощь не эффективна. В процессе обучения необходима обучающая (объяснение способа выполнения задания) помощь и организующая (организация мыслительной деятельности, контроль действий ребенка).

1,5 балла: (ниже среднего уровень) ребенок демонстрирует умение или наблюдаемое качество или показатель в единичных случаях, или это носит случайный характер, необходима организующая (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) или обучающая (объяснение способа выполнения задания) помощь, либо ребенок постоянно обращается за помощью к взрослому, эффект незначителен.

2 балла: (средний уровень) ребенок демонстрирует умение, или наблюдаемое качество или показатель, но отмечаются неточности, ошибки и необходима либо направляющая (постановка цели, повторение инструкции, задания), либо организующая помощь (организация мыслительной деятельности и контроль действий ребенка) или эмоционально-регулирующая (положительная или отрицательная оценка деятельности).

3 балла - (высокий уровень) ребенок демонстрирует умение или наблюдаемое качество или показатель постоянно, отмечается высокая степень самостоятельности, успешность ребенка не зависит от особенностей ситуации, но возможно, что в некоторых случаях, необходима стимулирующая помощь «подумай» и т.п. Балльные оценки соответствуют для детей 2-7 лет, как типично развивающихся, так для детей с ОВЗ (с интеллектуальной недостаточностью).

В ходе освоения программы модульного курса необходимо обратить внимание педаго-

гов на то, что показатели образовательных областей, которые оценены в 1 и 1,5 балла являются основанием для включения их в индивидуальный план работы с воспитанником, и обосновывают содержание рекомендаций по организации процесса взаимодействия педагога с ребенком. В данном случае это могут быть следующие рекомендации:

- при затруднениях ребенка использовать обучающую помощь, т. е. подробно объяснять способы выполнения задания;

- обратить внимание на развитие умения ставить цель, выполнять работу до конца и осуществлять контроль действий ребенка, по возможности повторять задание, словесную инструкцию в более медленном темпе;

- чаще применять эмоционально-регулирующую помощь, а именно положительную или отрицательную оценку деятельности ребенка: «Молодец», «Очень хорошо, постаралась», «Ты не подумала, неверно».

Результаты наблюдений необходимо доводить до сведения родителей, это помогает привлечь их к решению тех или иных трудностей в воспитании и обучении детей с ОВЗ.

Третий раздел программы модульного курса посвящен изучению технологии мониторинга динамики развития детей, их успешности в освоении содержания адаптированной образовательной программы дошкольного образования.

Известно, что в конце учебного года проводится изучение итогов обучения и воспитания. Это позволяет дать оценку индивидуального развития воспитанников с ОВЗ, связать с оценкой эффективности коррекционно-развиваю-щих воздействий и выявить перспективы и возможности развития каждого ребенка и оптимизировать работу с воспитанниками группы на следующий учебный год.

Динамика развития ребенка с ОВЗ зависит от: выраженности нарушения; объема нарушений (их локальности или тотальности, системности); механизма, причин нарушений психической деятельности. Но данные критерии учитываются педагогами группы при разработке содержания индивидуального перспективного плана работы с ребенком в начале учебного года, на основании итогов психолого-педагогической диагностики, позволяющих выявить уровень возможного освоения образовательной программы.

Учитель-дефектолог (ответственный за кор-рекционную работу на группе) совместно с воспитателями группы, музыкальным руководителем и физ. инструктором осуществляет анализ итогов освоения содержания образовательных областей (май), и заполняют карты индивидуального развития воспитанников группы.

Для выявления вида динамики развития ребенка в программе «Познаём ребенка» выделены 2 раздела, содержание которых обсуждается в ходе работы со слушателями.

Первый раздел - это результат освоения содержания АОП (образовательные области «Социально-коммуникативное», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» максимальная сумма баллов - 15).

Второй раздел - это показатели динамики:

1) устойчивость, активность и самостоятельность познавательных интересов ребенка;

2) умение воспроизводить учебный материал полно и точно осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

3) умение сосредоточенно и увлеченно работать (устойчивость внимания, и его сохранность в течение занятия);

4) умение спланировать свою деятельность и подбирать необходимые средства, определять последовательность действий, видеть и исправлять ошибки в работе (самоконтроль);

5) особенности речевой регуляции (планирования) деятельности;

6) целенаправленность деятельности, умение работать по показу, образцу, словесной инструкции;

7) работоспособность;

8) особенности коммуникативных навыков, социальная компетентность (общение со взрослым);

9) особенности коммуникативных навыков социальная компетентность (общение со сверстником);

10) обучаемость.

Оценивание каждого показателя осуществляется в баллах, используя качественно-количественные оценки показателей диагностики, которые приведены выше, с учетом возрастных нормативов. Максимальное количество баллов по второму разделу составляет 30 баллов.

Результаты первого и второго разделов позволяют определить вид динамики. Это может быть положительная, относительно положительная, отрицательная, незначительная, волнообразная, избирательная динамика и др.

Для изучения слушателям модульного курса предоставляются описания возможных видов динамики:

Положительная динамика: высокий уровень (от 100 до 93%; от 45 до 42 баллов). Предполагается высокий уровень освоения ребенком содержания образовательной программы в соответствии с его возможностями, а также значительный рост самостоятельности в различных видах деятельности, его коммуникативной и социальной компетенции.

Положительная динамика: средний уровень (от 91 до 77,7%: от 41 до 35 баллов). Предполагается хороший уровень усвоения содержания образовательной программы, рост самостоятельности, но возможны незначительные трудности организации собственной деятельности, актуализации имеющихся знаний, замедленный темп усвоения знаний, умений и навыков и их непрочность.

Относительно положительная динамика: ниже среднего уровень (от 75,5 до 64%: от 34 до 29 баллов). Предполагается удовлетворительный уровень освоения образовательной программы. Характерно длительное время усвоения знаний, умений и навыков, правил поведения. Бедность, отрывочность, бессистемность знаний и представлений об окружающем, низкая обучаемость, а также трудности переноса усвоенных знаний, опыта общения в практику реальных жизненных ситуаций.

Незначительная динамика: низкий уровень (от 62 до 33,3%: от 28 до 15 баллов). Предполагается неудовлетворительный уровень освоения образовательной программы. Данные результаты могут быть обусловлены либо грубой степенью недостаточности обучаемости, либо частыми соматическими заболеваниями ребенка, либо наличием неблагоприятных психосоциальных условий воспитания ребенка в семье, а также неправильно подобранными методами и приемами работы с ребенком специалистами учреждения. Возможен рост конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении.

Отрицательная динамика развития. Предполагается невозможность ребенка осваивать содержание разделов всех видов программ, а также резкое снижение интереса, работоспособности, продуктивности ребенка, обучаемости, его успешности во всех видах детской деятельности, росте конфликтности, агрессивности ребенка, появление неадекватных поступков в поведении.

Данные результаты возможны как следствие наследственно-обусловленных заболеваний или черепно-мозговых травм, что предполагает необходимое дополнительное комплексное обследование ребенка и корректировку методов обучения и воспитания ребенка и содержания индивидуальной программы сопровождения его развития.

Волнообразная динамика развития. Предполагается скачкообразное, неравномерное освоение содержания разделов всех видов программ во времени. Возможно вследствие высокой утомляемости или астенизации, эписин-дрома, невропатии, неврозоподобной симптоматики, неблагоприятных социальных условий и других причин, обусловливающих в итоге незначительную продуктивность и успешность ребенка во всех видах детской деятельности, трудности в общении со сверстниками и взрослыми.

Избирательная динамика развития. Предполагается хороший или достаточный уровень успешности ребенка в одних видах деятельности и неудовлетворительный уровень освоения того или иного раздела образовательной программы. Возможно, вследствие специфических и индивидуальных особенностей эмоционально-волевой и личностной сферы ребенка, его интересов, наклонностей и способностей (РДА или др.). Данный подход позволяет выявить причины трудностей ребенка в освоении образовательной программы, учесть его потребности и возможности к самостоятельному развитию и на этой основе осуществить максимальную индивидуализацию обучения и воспитания в условиях дошкольной образовательной организации.

Считаем, что использование математической обработки результатов педагогической диагностики позволит педагогам выстроить индивидуальную траекторию развития ребенка, связать с оценкой эффективности коррекционно-

развивающих воздействий на основе анализа его достижений планируемых промежуточных результатов, обеспечить хранение и сравнение результатов каждого ребенка и своевременно оптимизировать коррекционно-развивающую работу на группе дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО.

В случаях низкого уровня освоения содержания образовательных областей, либо невозможности комплексного освоения воспитанником содержания программы из-за тяжести физических и (или) психических нарушений, подтвержденных в установленном порядке психолого-медико-педагогической комиссией или психолого-медико-педагогическим консилиумом учреждения, содержание плана коррекци-онно-развивающей работы с ребенком формируется с использованием планируемых результатов для детей с интеллектуальной недостаточностью, что предусмотрено программой «ДИА-ДЕФ», либо с акцентом на социализацию воспитанника и формирование практически-ориентированных навыков.

Таким образом, реализация программы модульного курса способствует совершенствованию и (или) получению новой компетенции педагогами, необходимой для профессиональной деятельности, и повышению профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации:

- знание и владение методами диагностики детей раннего и дошкольного возраста;

- владение технологиями проектирования индивидуального плана работы на основе диагностического изучения развития ребенка и выявления его особых образовательных потребностей;

- умение обеспечивать оценку индивидуального развития детей с ОВЗ в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- оказание квалифицированной консультативной помощи участникам образовательного процесса и членам семьи ребенка с ОВЗ;

- способность к формулировке обоснованных психолого-педагогических рекомендаций для специалистов дошкольной образовательной организации и родителям ребенка с ОВЗ.

Библиографический список:

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от17 октября 2013 г.

№ 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384) // Интернет-портал «Российской газеты» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 23.12.2016).

2. Навигатор образовательных программ дошкольного образования : Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилуш-кина, Г. Г. Голубева и др. ; под ред. профессора Л. В. Лопатиной. - СПб, 2014. - 386 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// Navigator.firo.ru. (дата обращения: 23.12.2016).

3. Лаврова Г. Н. Организация системы мониторинга в специальном (коррекционном) образовании в условиях введения ФГТ : методические рекомендации / Г. Н. Лаврова. - Челябинск : Цицеро, 2012. - 160 с.

4. Левченко И. Ю. Психологическое изучение детей с нарушениями развития / И. Ю. Левченко, Н. А. Киселева. - М. : Книголюб, 2008. - 160 с.

5. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf. (дат обращения: 23.12.2016).

6. Екжанова Е. А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. - М. : Просвещение, 2003. - 272 с.

7. Яковлева Г. В. Реализация проблемы проектирования внутренней системы оценки качества образования в ДОУ средствами дополнительных профессиональных программ / Г. В. Яковлева // Научное обеспечение системы повышения качества квалификации кадров. -2015. - № 3 (24). - С. 9-12.

8. Организация и содержание диагностической и коррекционно-развивающей работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии / ред.-сост. Г. Н. Лаврова, В. Я. Салахо-ва. - Челябинск : Издательство ИИУМЦ «Образование», 2007. - 329 с.

9. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного обра-

зования (пилотный вариант) / под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Василевой. - 3 изд., испр. и доп. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

10. Программа. Подготовка детей к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1, 2 / под общей ред. С. Г. Шевченко (Программы и методические материалы). - М. : Школьная Пресса, 2005. - 96 с. (Программы имеют гриф «Допущены Министерством образования РФ», включены в Федеральный перечень учебников, учебно-методических и методических изданий).

References:

1. Ministry of Education and Science of the Russian Federation from 10/17/2013, N 1155 "About approval of the federal state educational standards of preschool education" (registered by Ministry of Justice of Russia 11/14/2013, Registration number 30384) [Prikaz Ministerstva obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii ot10/17/2013, N 1155 "Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija"] // Internet portal "Rossiyskaya Gazeta" [Web resource]. Access mode: https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (accessed date: 12/23/2016).

2. Navigator of educational programs of preschool education / Approximate adapted basic education program for preschool children with severe speech disorders [Navigator obrazova-tel'nyh programm doshkol'nogo obrazovanija / Primernaja adaptirovannaja osnovnaja obrazova-tel'naja programma dlja doshkol'nikov s tjazhelymi narushenijami rechi] / L. B. Baryaeva, T. V. Volo-sovets, O. P. Gavrilushkin, G. G. Golubeva, etc.; ed. by Professor L. Lopatin, St. Petersburg, 2014. 386 p. [Web resource]. Access mode: http://Navigator.firo.ru (accessed date: 12/23/2016).

3. Lavrov G. N. Organization of monitoring system in a special (correctional) education within adoption of the Federal Government Requirements. Guidelines / [Organizacija sistemy monitoringa v special'nom (korrekcionnom) obrazovanii v uslovijah vvedenija FGT. Metodicheskie rekomendacii] G. N. Lavrov, Chelyabinsk : Cicero, 2012. 160 p.

4. Levchenko I. Y., Kiselyova N. A. The psychological study of children with developmental disorders [Psihologicheskoe izuchenie detej s na-

ЧИППКРО

rushenijami razvitija] / I. Y. Levchenko, M. : "Knigolyub" Publishing House, 2008. 160 p.

5. Exemplary basic educational program of preschool education [Primernaja osnovnaja obra-zovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovani-ja] [Web resource]. Access mode: firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/POOP_DO.pdf (accessed date: 12/23/2016).

6. Ekzhanova E. A., Strebeleva E. A. Program of preschool educational institutions compensating for children with intellectual disabilities. Correction and Development Training and Education [Programma doshkol'nyh obrazovatel'nyh uchrez-hdenij kompensirujushhego vida dlja detej s naru-shenijami intellekta. Korrekcionno-razvivajushhee obuchenie i vospitanie] / E. A. Ekzhanova, E. A. Strebeleva, M. : Prosveshhenie, 2003. 272 p.

7. Yakovleva G. V. Implementation problems of designing of internal quality assessment system of PEI by additional professional programs / G. V. Yakovleva // Scientific support of a system of advanced training, 2015, N 3 (24), pp. 9-12.

8. The organization and content of diagnostic and corrective-developing work with preschool

children with developmental disorders [Organiza-cija i soderzhanie diagnosticheskoj i korrekcionno-razvivajushhej raboty s doshkol'nikami, imejush-himi otklonenija v razvitii] / ed. by G. N. Lavrova, V. Y. Salakhova, Chelyabinsk : Publisher IPEMC "Education", 2007. 329 p.

9. From birth to school. An exemplary educational program of preschool education (pilot version) [Ot rozhdenija do shkoly. Primernaja obsh-heobrazovatel'naja programma doshkol'nogo obra-zovanija (pilotnyj variant)] / edited by N. E. Ve-raksa, T. S. Komarova, M. A. Vasileva, M. : MO-ZAIKA-SINTEZ, 2014. 368 p.

10. Program. Training children for school of children with mental retardation. Book 1, 2 / Under the general editorship [Programma. Pod-gotovka detej k shkole detej s zaderzhkoj psihi-cheskogo razvitija], S. G. Shevchenko (Programs and training materials). M. : School Press, 2005. 96 p. (Programs are classified as "Approved by the Ministry of Education of the Russian Federation", included in the federal list of textbooks, educational and methodical editions).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.