Научная статья на тему 'Проектирование образовательной среды дошкольной организации, реализующей инклюзивную практику'

Проектирование образовательной среды дошкольной организации, реализующей инклюзивную практику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
878
496
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Петрова Е.А., Юрченко Т.И.

Целью статьи является определение подходов к проектированию образовательной среды дошкольной организации, реализующей практику инклюзивного образования. Авторами представлен анализ изменений в группе организационно-коммуникационных, содержательно-методических и пространственно-семантических факторов образовательной среды по отношению ко всем субъектам образовательных отношений (педагогам, родителям, детям), с учетом этапа реализации инклюзивной практики образовательным учреждением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проектирование образовательной среды дошкольной организации, реализующей инклюзивную практику»

Проектирование образовательной среды дошкольной

организации, реализующей инклюзивную практику

Петрова Е. А.

кандидат педагогических наук доцент кафедры специальной (коррекционной) педагогики

СПб АППО, Санкт-Петербург, Россия

Юрченко Т. И.,

заведующая ГБДОУ № 83 Фрунзенского района, Санкт-Петербург, Россия

Аннотация. Целью статьи является определение подходов к проектированию образовательной среды дошкольной организации, реализующей практику инклюзивного образования. Авторами представлен анализ изменений в группе организационно-коммуникационных, содержательно-методических и пространственно-семантических факторов образовательной среды по отношению ко всем субъектам образовательных отношений (педагогам, родителям, детям), с учетом этапа реализации инклюзивной практики образовательным учреждением.

На рубеже XX - XXI веков общественность и специалисты достаточно активно обсуждали возможность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательные учреждения. Высказывались различные суждения, приводились аргументы «за» и «против». В современной реалии инклюзивное образование стало действительностью. Существенным фактором, способствующим развитию инклюзивного образования, стал факт ратификации Россией «Конвенции о Правах инвалидов» (2012) и принятие нового Закона об образовании (2012). Впервые в отечественной законодательной базе закреплен термин «инклюзивное образование», дано четкое его определение.

Эффективность включения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательный процесс совместно с типично развивающимися сверстниками сопряжена с процессом создания условий, способствующих развитию потенциальных возможностей воспитанников с разными образовательными потребностями. Организация специальных условий приводит к системным изменениям в ДОО, затрагивая все компоненты образовательной среды. Поэтому проблема проектирования изменений в образовательной среде организации, реализующей инклюзивную практику, является актуальной.

В определении понятия «образовательная среда» нам близка позиция С.В. Тарасова, который характеризует образовательную среду как «совокупность социальных, культурных, а также специально организованных в образовательном учреждении психолого-педагогических условий, в результате взаимодействия которых с индивидом происходит становление личности, ее мировосприятия» (Тарасов С.В., 2001, с. 24).

С.В. Тарасов предлагает выделять следующие компоненты (факторы) образовательной среды:

а) группа коммуникационно-организационных факторов: включающая особенности всех субъектов образовательной среды, коммуникационную сферу (стиль общения и преподавания, характер внутрисемейных отношений и т.д.); организационные условия (особенности управленческой культуры, наличие творческих групп педагогов, инициативных групп родителей и др.);

б) группа содержательно-методических факторов, включающая содержательную сферу (концепции обучения и воспитания, образовательные программы, учебно-методические пособия); формы, методы и технологии организации образования;

в) группа пространственно-семантических факторов, включающая архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства дошкольников, предметно-развивающую среду.

Предлагаем рассмотреть изменения, происходящие в компонентах образовательной среды дошкольной организации (организационно-коммуникационных и содержательно-методических), по отношению ко всем субъектам образовательных отношений (педагогам, родителям, детям), на разных этапах реализации инклюзивного образования. Следует отметить, что реализация инклюзивного образования - процесс эволюционный, предполагающий смену этапов своего развития: подготовительный этап, этап вхождения в инклюзивную практику и этап реализации инклюзивного образования.

Подготовительный этап предполагает изменения в образовательной среде по отношению к двум субъектам образовательного процесса: педагогам (специалистам и воспитателям) и родителям. Его временные границы можно определить от момента принятия общеобразовательной организацией решения о включении детей с ОВЗ, до момента фактического прихода детей в группу.

Ключевые изменения на данном этапе связаны с группой организационно-коммуникационных факторов. В первую очередь, это формирование готовности специалистов и воспитателей к расширению функциональных обязанностей. Специфика деятельности специалистов (учителя-дефектолога, учителя-логопеда) в группах комбинированной направленности сопряжена с разнообразием возможностей воспитанников (один специалист работает с детьми разных возрастных категорий, с разными типологическими особенностями), с увеличением нагрузки по сопровождению воспитателей (количественный и качественный аспект), готовность к организации взаимодействия как с родителями, воспитывающими детей с ОВЗ, так и с родителями типично развивающихся детей. Развитие готовности воспитателя к расширению функциональных обязанностей связано с необходимостью реализовывать разно уровневые образовательные программы, создавать условия для включения детей с ОВЗ в детский коллектив. Специфика деятельности специалистов и воспитателей отражена в должностных инструкциях. Значимым аспектом в группе организационно-коммуникационных факторов является планирование и реализация деятельности по формированию у воспитателей эмпатии - способности к принятию детей с ОВЗ и их родителей через систему психологических тренингов, педагогических мастерских.

Говоря об изменениях в коммуникационных факторах образовательной среды по отношению к родителям, следует отметить приоритетность права выбора родителем образовательной организации, формы получения образования. Подписание договора с образовательной организацией является фактом принятия родителем специфики деятельности учреждения (инклюзивное образование), принятие активной позиции в реализации образовательной программы ДОО.

Серьезная работа потребуется от специалистов и воспитателей по внесению изменений в группу содержательно-методических факторов образовательной среды. Это и внесение изменений в основную образовательную программу организации, и организация работы медико-психолого-педагогического консилиума (подбор диагностических материалов, выработка основ разработки индивидуального образовательного маршрута, адаптированной образовательной программы), подбор и разработка парциальных программ в части, формируемой участниками образовательного процесса, направленных на социально-коммуникативное развитие и организацию взаимодействия детей с разными образовательными потребностями и т.д. На подготовительном этапе необходимо также планирование повышение квалификации воспитателей в области специальной педагогики.

Преобразования в пространственно-семантической группе факторов образовательной среды связаны с подготовкой предметно-развивающей среды (кабинеты специалистов, медицинский блок, развивающая среда групп - пособия, зонирование и т.д.).

Этап вхождения в инклюзивную практику по своей сути является адаптационным периодом. Его начало связано с фактическим приходом в образовательное учреждение детей с ограниченными возможностями здоровья, завершение - с принятием ролей субъектами образовательных отношений.

Отличительной чертой, характеризующей развитие организационно-коммуникационных факторов образовательной среды, является формирование команды специалистов, творческих групп педагогов. Их наличие в образовательном учреждении, реализующем инклюзивное образование, является одним из ключевых условий обеспечения качества образования. Включение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательный процесс способствует развитию педагогической рефлексии воспитателей по отношению к детям с ОВЗ, основанной на понимании особенностей их психофизического развития, умении проектировать и организовывать взаимодействие процесс в зоне ближайшего развития ребенка.

Изменения в группе организационно-коммуникационных факторов образовательной среды связаны также с изменением родительской позиции: формирование естественного восприятия и социально желательного стиля взаимодействия в семье, а также преодоление существующих в обществе стереотипов по отношению к «особым» детям. Развитие ценностного компонента значимо и для детского сообщества. Основной показатель преобразований - принятие «не таких, как я», умение и желание вступать в контакт с разными детьми. Следует отметить, что при формировании детских взаимоотношений значимым фактором является возрастной показатель - на этапе старшего возраста более остро проявляется проблема сравнения и противопоставления «я» - «не такой, как я», что приводит к необходимости разработки и внедрения дополнительных образовательных программ по социально-коммуникативному развитию воспитанников.

Изменения в группе организационно-коммуникационных факторов во многом предопределяются преобразованиями в группе содержательно-методических факторов. Раскроем их более подробно на этапе вхождения образовательного учреждения в инклюзивное образование.

Первое направление связано с организацией психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ: проведение психолого-педагогической диагностики, разработка индивидуального образовательного маршрута (адаптированной образовательной программы), организация индивидуальных и групповых форм работы.

Второе направление - планирование и организация взаимодействия детей с разными образовательными возможностями в ходе непосредственной образовательной, самостоятельной деятельности, при выполнении режимных моментов. Одним из ключевых положений является активное включение детей с ОВЗ во все виды детской деятельности. В ходе организации непосредственной образовательной деятельности необходима корректировка содержания с учетом разных образовательных возможностей детей, разработка дополнительных парциальных программ по социально-коммуникативному развитию дошкольников с разными образовательными потребностями, использование личностно-ориентированных технологий: педагогическая мастерская, работа по закрытой картине (методика Н.М. Быковой), мнемотехника, проектная деятельность и т.д.

Создание специальных условий для детей требует подготовленности педагогических кадров. Поэтому следующим значимым направлением развития содержательно-методических факторов является система работы с педагогами, которая предполагает

внутрифирменное обучение воспитателей специалистами ДОУ: семинары, тренинги, мастер-классы, интегрированные занятия и т.д.

Преобразований требует и система работы с родителями, включающая диагностический блок (определение типа семейного воспитания, уровня коммуникативной толерантности), групповые формы работы (педагогические мастерские, тренинги, мастер-классы), организацию совместной деятельности родителей с детьми (участие в проектной деятельности) и индивидуальные формы сопровождения. Система работы с педагогами и родителями строится с учетом принципов андрагогики, что способствует развитию позиции активных субъектов образовательного процесса, педагогической рефлексии по вопросам воспитания детей с разными образовательными потребностями, родительской рефлексии по вопросам воспитания в семье.

Преобразования в образовательной среде ДОО, реализующего инклюзивное образование, носят системный характер. Планирование изменений в образовательной среде ДОО на первых этапах развития инклюзивной практики позволит создать условия для качественного образования детей с разными образовательными возможностями на третьем этапе - этапе реализации инклюзивной практики.

Результатом реализации инклюзивного образования в дошкольном учреждении являются качественные преобразования для всех субъектов образовательных отношений. Для специалистов они заключаются в умении проектировать образовательный процесс с учетом особенностей детей с разными образовательными потребностями, умении организовывать психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей).

Для воспитателей - преодоление стереотипного восприятия лиц с ОВЗ, развитие педагогической рефлексии, умение проектировать образовательный процесс с учетом особенностей детей с разными образовательными потребностями, умение организовывать образовательный процесс, исходя из его развивающей (коррекционно-развивающей направленности), овладение личностно-ориентированными

педагогическими технологиями, что соответствует требованиям профессионального стандарта педагога.

Для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья -принятие особенностей развития ребенка, формирование социально желательного стиля взаимодействия в семье (создание в семье условий для развития ребенка), формирование родительской рефлексии по вопросам развития ребенка, готовность к более осознанному выбору форм дальнейшего образования ребенка (с учетом возможностей, потребностей и интересов ребенка).

Для родителей, воспитывающих типично развивающихся детей: преодоление стереотипного восприятия лиц с ОВЗ, формирование родительской рефлексии по вопросам развития ребенка, формирование социально желательного стиля взаимодействия в семье (создание в семье условий для развития ребенка).

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: развитие потенциальных возможностей и способностей, максимально возможная социализация.

Для типично развивающихся воспитанников - развитие потенциальных возможностей и способностей (достижение целевых ориентиров), взаимодействие с окружающими на основе признания самоценности каждого, развитие коммуникативной культуры.

Таким образом, обеспечение качественного образования детей с разными образовательными возможностями требует от администрации и педагогического коллектива планомерной работы по проектированию и реализации изменений в образовательной среде с учетом этапов развития инклюзивной практики.

Литература

- Инклюзивная практика в дошкольном образовании. Пособие для педагогов дошкольных учреждений 2011./ Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой - М.

- Прочухаева М.М., Самсонова Е.В. 2010. Инклюзивное образование. Выпуск 4. Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду. - М.

- Рудь Н.Н. 2011. Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения. Методическое пособие. - М.

- Тарасов С.В. 2001. Теоретико-методологические основы становления мировосприятия школьников в условиях современной социокультурной среды: Дис. д-ра пед. наук. СПб.

- Тарасов С.В. 2001. Школьник в современной образовательной среде: Монография. - СПб.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.