Научная статья на тему 'Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза - будущие воспитатели доо'

Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза - будущие воспитатели доо Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
553
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬ ДОО / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ / PRESCHOOL TEACHER / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES IN PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Архипова Елена Филипповна, Синицына Наталья Анатольевна

Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза будущие воспитатели ДОО

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Архипова Елена Филипповна, Синицына Наталья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

What Do Undergraduate Students, Future Preschool Teachers,Think about Inclusive Education?

The article presents analyzed data from a poll of early childhood education undergraduate students. The aim of the poll was to capture their understanding of their place in educational process, attainment of skills necessary for employment, and position on modern educational trends, in inclusive education. The demands on preschool teachers, on their basic occupational tasks according to the professional standard, are presented. The poll was in the form of the essay. The article shows the structure of the essay and the list of questions to the undergraduates. To illustrate fragments of the essays, students’ answers are given. The results of the analysis are shown in diagrams. The study reveals the most pressing issues, the answers to which can help better prepare undergraduates for future vocational activity with disabled children.

Текст научной работы на тему «Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза - будущие воспитатели доо»

УДК 376.3/373.2

Е. Ф. Архипова, Н.А. Синицына

Что думают об инклюзивном образовании студенты вуза -будущие воспитатели ДОО

Архипова Елена Филипповна - доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии дефектологического факультета МПГУ, Институт детства (Москва, Россия)

Синицына Наталья Анатольевна - магистр направления «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья», старший преподаватель ЧГПУ им. И.Я. Яковлева (Чебоксары, Россия)

В статье приводятся данные анализа ответов по опросу студентов, получающих высшее дошкольное образование. Целью опроса студентов являлось выяснение их понимания своего места в образовательном процессе, знания трудовых функций, ориентирование в современных образовательных тенденциях, в инклюзивном образовании. В статье приводятся требования к педагогу ДОО, к основным трудовым действиям воспитателя согласно профессиональному стандарту. Опрос проводился в виде эссе, показаны структура эссе и перечень вопросов для студентов. Для иллюстрации фрагментов эссе приводятся ответы студентов. Результаты анализа ответов представлены в виде диаграмм. Исследование позволило определить круг актуальных вопросов, ответы на которые помогут лучше подготовить студентов к будущей профессиональной деятельности с детьми с ОВЗ.

Ключевые слова: воспитатель ДОО, инклюзивное образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.

What Do Undergraduate Students, Future Preschool Teachers, Think about Inclusive Education?

Elena F.Arkhipova, Doctor of Pedagogy, Professor at the Speech Therapy Department, Defectology Faculty, Moscow State Pedagogical University (Moscow, Russia)

Natalia A. Sinitsyna, Senior Lecturer at the Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev (Cheboksary, Russia)

The article presents analyzed data from a poll of early childhood education undergraduate students. The aim of the poll was to capture their understanding of their place in educational process, attainment of skills necessary for employment, and position on modern educational trends, in inclusive education. The demands on preschool teachers, on their basic occupational tasks according to the professional standard, are presented. The poll was in the form of the essay. The article shows the structure of the essay and the list of questions to the undergraduates. To illustrate fragments of the essays, students' answers are given. The results of the analysis are shown in diagrams. The study reveals the most pressing issues, the answers to which can help better prepare undergraduates for future vocational activity with disabled children.

Keywords: preschool teacher, inclusive education, children with disabilities in preschool educational institutions.

Согласно профессиональному стандарту педагога дошкольного образования к трудовым действиям воспитателя предъявляется ряд требований.

Прежде всего, совместное с психологом и другими специалистами планирование и корректировка образовательных задач с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка в ДОО.

Далее определяется требование реализации воспитателем педагогических рекомендаций психолога, логопеда, дефектолога в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями.

Не менее значимым требованием является создание благоприятных условий и благоприятного психологического климата для лучшего взаимодействия между воспитанниками группы, имеющими различные возможности здоровья. Одним из основных требований является осуществление непосредственного общения с каждым воспитанником с учетом его особых образовательных потребностей.

Для успешного осуществления педагогической деятельности по реализации программ дошкольного образования, воспитателю ДОО необходимо уметь ориентироваться в современных тенденциях развития дошкольного образования, владеть умениями выстраивать партнерские взаимоотношения в педагогическом коллективе, а также с родителями воспитанников, используя методы и средства для их психолого-педагогического просвещения. В то же время воспитатель должен знать особенности детей с ограниченными возможностями здоровья и проявления особых образовательных потребностей всех детей, входящих в эту категорию.

С целью понимания видения будущим воспитателем своего места в образовательном процессе, знания им своих трудовых функций, его ориентирования в современных образовательных тенденциях нами был проведен опрос среди студентов-бакалавров 3 курса заочного отделения, обучающихся по направлению «Дошкольное образование» (Чувашия). Для этого был составлен «опросник», включающий несколько вопросов.

В опросе приняли участие 90 студентов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, Чебоксары. Контингент опрашиваемых составили обучающиеся студенты в возрасте от 20-45 лет, проживающие в городах и районах Чувашии. Среди них были младший медицинский

и младший педагогический персонал, воспитатели без профильного образования, а также специалисты, занятые в сфере других отраслей, и домохозяйки.

Из предварительной беседы выяснилось, что большинство студентов имели некоторый опыт взаимодействия с детьми с ОВЗ, с детьми, имеющими особые образовательные потребности, и их родителями.

Структура эссе для ответов студентов

Студентам было предложено ответить на три вопроса и оформить свои ответы в виде эссе.

Для облегчения дальнейшей обработки полученных данных и для упрощения студентам задачи написания сочинения - эссе, была предложена структура эссе, которая включала следующие компоненты: вступление, формулировка проблемы, высказывание своей точки зрения на проблему, аргументация, примеры и заключение.

Обучающимся были предложены вопросы:

1. Роль воспитателя ДОО в процессе кор-рекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии.

2. Актуальные проблемы ДОО в связи с организацией совместного обучения детей с нарушениями в развитии и здоровых детей.

3. Идеальная картина воспитательно-образовательного процесса в ДОО в условиях инклюзивного образования.

Результаты опроса

Результаты опроса показали, что большинство будущих воспитателей понимают свою роль в образовательном процессе, разбираются в современных тенденциях дошкольного образования, ориентируются в вопросах, касающихся проблем особых образовательных потребностей некоторых категорий детей. Из общего числа работ процент таких сочинений составил 80% (см. рис.1).

В то же время были респонденты, которые не поняли своей задачи в ходе опроса. Это выражалось в несоответствующем теме содержании написанных ими эссе. Из общего числа работ процент таких сочинений составил 20% (см. рис. 1).

Было изучено 72 эссе, 8 из них имели дублированное, переписанное студентами друг у друга содержание.

Рис. 1

Данное обстоятельство не позволило дать адекватную оценку мнению 8 студентов, касающемуся проблемных вопросов. Эти 8 эссе с дублированным содержанием были условно отнесены в разряд «затрудняюсь ответить» и не учитывались при дальнейшем анализе работ.

Наиболее значимым для оценки уровня ориентированности будущих воспитателей ДОО в сфере их деятельности в отношении детей, обучающихся в условиях инклюзивного образования, стал анализ 64 оставшихся эссе.

Этот анализ показал, что студенты в разной степени ориентируются в представленной проблеме. Среди работ присутствовали эссе, в которых студенты выражали свое мнение не по всем трем предложенным вопросам, а, например, только по одному или по двум вопросам, количество таких работ составляет 10-12 от общего числа эссе.

Более подробное изучение эссе позволило выделить основные ответы студентов по проблемным вопросам и условно обобщить их по смысловому содержанию.

Примеры ответов студентов на первый вопрос представлены на рис. 2.

Обобщенно ответы на первый вопрос содержали следующие тезисы.

1. Разработка специальных педагогических технологий.

2. Участие в психолого-педагогической работе.

3. Работа с родителями.

4. Выявление отклонений в развитии у детей.

5. Занятие по программе, закрепление полученных навыков у детей с ОВЗ.

6. Создание благоприятного климата в детском коллективе.

Детский сад является местом, где все дети независимо от своих возможностей здоровья могут полноценно развиваться. ДОО обеспечивает социальную направленность воспитания, социализацию ребенка в обществе. Студенты, получающие профессию воспитателя, видят и понимают роль воспитателя в ДОО. Прежде всего, как возможность помочь ребенку с нарушенным развитием быстрее и лучше адаптироваться к жизни в социуме. Будущие воспитатели осознают, что качество общения ребенка с окружающими, его самооценка будут зависеть от того, насколько хорошо воспитатель сможет создать условия для развития

□ Разработка спеп.пелягогнчесхнх технчлоггсЛ

□ Участие в испхолого-пежгюпмеской раооте

□ Работа с ршлтстимп

□Витание отклонений е раэдгтш! у детей

■ Занятия по программе, закрепление порученных навыков у тетей с ОВЗ

ПСоианпе благоприятного эмош тонального климата в нетскоы коллективе

Рис. 2. Роль воспитателя ДОО в процессе коррекционно-развивающей работы с детьми с отклонениями в развитии

□ HcrjoíTiTQK пикоютсчссмН гйговносгп п nmncrtpntl у с леи i 1стоэ. работающих с дегыш с ОВЭ, неумение еостжтт! ШР pecina сОБЭ пребстпы ечмзтветсгми i с жй

1 йпыпал шпошкмосп групп. клыетвие чего неаоетяток

вреигт] мегапятеля дм julíotu с ,|етьмн с 0&"í, е(пгаеяо

ычестм й4рй1ввлй[й иоровьк лемн

□ nípetiiuHMiuif рслие.тями океегсгминосш н »иилшише jeiflí t obí w nfjíroros доо

P Hopivui'jiKn pojiiiLvmji и реальны?: возможностей детгП г нарушениями в рпчзгп 11::

■ Нснооннтое финансирование ДОО. ыеоборулмашюси, Il®l«IljíHltlí. нклостато* <П4Ш!|1Л1»113>ЭМННОГ| MÍTOJjrKCKOh

Р ДОО нс хочет прпнизштъ Jtrtd г ОБ Э

a Нелойрожелателлиу отквикяие персонала ДОО к лет «и С ОВЗ

□ НЬкМаЫлерешПГММЙ Ооучяи, СВОМХ ¡JOpOEbiK JtKft СПЫ№»

■ Конфшитъг íjjojkííhk jereíl II jeielí с QB3 í группе

Рис. 3. Актуальные проблемы ДОО в связи с организацией совместного обучения детей с нарушениями в развитии и здоровых детей

каждого ребенка внутри детского и родительского коллектива.

Среди ответов также было выделено, что воспитатель проводит большое количество времени с детьми группы, он имеет возможность длительно наблюдать за ними, первым выявить ребенка с нарушенным развитием. Воспитатель взаимодействует со специалистами детского сада, помогает детям овладевать навыками самообслуживания, проводит развивающие занятия по образовательным областям, закрепляет полученные на занятиях с дефектологом, логопедом, психологом умения ребенка, осуществляет взаимосвязь с родителями.

В ходе работы воспитатели могут сталкиваться с рядом проблем. Результаты анализа ответов студентов по второму вопросу представлены на рис. 3.

Обобщенно ответы на второй вопрос содержали следующие тезисы.

1. Недостаток психологической готовности и компетенций у специалистов, работающих с детьми с ОВЗ, неумение составлять ИПР ребенка с ОВЗ и работать в соответствии с ней.

2. Большая наполняемость групп, вследствие чего недостаток времени воспитателя для работы с детьми с ОВЗ, снижено качество образования здоровых детей.

3. Перекладывание родителями ответственности за воспитание детей с ОВЗ на педагогов ДОО.

4. Переоценка родителями реальных возможностей детей с нарушениями в развитии.

5. Недостаточность финансирования ДОО, необорудованность помещений, недостаток специализированной методической литературы.

6. ДОО не хочет принимать детей с ОВЗ.

7. Недоброжелательное отношение персонала ДОО к детям с ОВЗ.

8. Нежелание родителей обучать здоровых детей совместно с детьми с ОВЗ.

9. Конфликты здоровых детей и детей с ОВЗ в группе.

В числе наиболее острых проблем студенты назвали проблему совместного обучения детей здоровых и детей с нарушениями развития и проблему некомпетентности педагогов в вопросе составления индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ и дальнейшей работе по этой программе. У студентов недостаточно представлений о том, как может сочетаться индивидуальная программа с основной общеобразовательной программой ДОО. Респонденты отмечают, что довольно часто встречаются на практике с ситуацией непринятия детей с ОВЗ родителями здоровых детей. В некоторых ответах студенты также указывают на наличие конфликтов между здоровыми детьми и детьми с нарушениями развития.

Студенты, работающие воспитателями, в ответах в эссе и в ходе беседы на занятиях отмечали, что не все узкие специалисты ДОО считают нужным включать воспитателя в круг командного взаимодействия по вопросам сопровождения ребенка. В итоге воспитатель остается один на один с ребенком с проблемами в развитии и его родителями, не получая должных рекомендаций в каждом отдельном случае. Некоторые студенты сетовали, что в условиях районов республики, в сельской местности в детских садах нет специалистов, к которым воспитатель может обратиться за помощью

в вопросе воспитания детей с особенностями в развитии, или их недостаточно по причине, что многие студенты после окончания университета переезжают работать в город.

Это означает, что никто не помогает ребенку в освоении образовательной программы и никто не учитывает его особых образовательных потребностей.

Примеры ответов студентов в эссе

А.А. «Я работаю в садике. К нам в группу привели девочку с отклонениями в развитии. Воспитатель «не горел» желанием работать с таким ребенком, ходил жаловаться к заведующей, просил дополнительную плату, т.к. ответственность возрастает. Конечно, должны быть специальные педагоги в такой группе, а у нас их не было. В итоге под давлением родители не стали водить ребенка в садик. Я считаю, что сложившаяся ситуация неправильна. Нужно было приложить усилия и сделать все возможное, чтобы девочка начала ходить в детский сад. Потому что дети с нарушениями имеют право на развитие в детском саду со здоровыми детьми, на общение, на полноценное детство».

Ч.Д. «У моей сестры в садике ввели нововведение в виде инклюзии, и одни родители, узнав о том, что их ребенок обучается с ребенком с нарушениями, забрали своего ребенка из образовательного учреждения».

Ц.С. «У нас в группе есть девочка, которая неуравновешенная в плане психического развития, она очень нервная. Показывает свой характер. В группе с детьми не ладит. Эту девочку в группе дети не любят, не хотят с ней общаться, она изгой».

Л.Т. «В соседнем доме есть две девочки-двойняшки с синдромом Дауна, которые ходят в общеразвивающий, обычный детский сад. Но все родители категорично против нахождения этих девочек в группе. Даже сами дети внутри группы очень настороженно относятся к ним, не очень понимают их. Хотя видно, что воспитатели стараются всячески помочь им адаптироваться».

А.Н. «У нас в саду нет детей-инвалидов, но в прошлом году у нас выпустился один проблемный мальчик. Воспитатель был на грани ухода из сада. А родители ребенка с дефицитом внимания очень долгое время не хотели понимать проблему. Для них виноваты были все, кроме них.

И вот еще проблема - не всегда нарушения выявляются в раннем детстве. И родители очень агрессивно реагируют на то, что воспитатели хотят им помочь. Некоторые родители не видят проблемы. И пусть это звучит жестоко, но я против инклюзивного образования, потому что слишком много тех, кто страдает».

П.Н. «У меня в детском саду был ребенок с ДЦП. Первое время дети и родители негативно относились к нему. Но проводя беседы с детьми, с родителями отношения детей изменились. Но у меня была проблема с рабочей программой, с созданием условий, с незнанием, как с таким ребенком заниматься. Но мне кажется, что такие дети теряются на фоне других. Потому что в группе много детей и с ними заниматься отдельно время не хватает. А им же больше нужно уделять время. Но дети по-другому стали относиться друг к другу, стали переживать, помогать, не смеялись над ошибками. По-другому стали вести себя и родители».

А.Н. «Сейчас дети с отклонениями в развитии могут ходить в детский сад вместе со здоровыми детьми. Но почему-то сейчас в ДОУ группы заполнены до 30 человек. И очень тяжело представить себе картину, где в группе с таким количеством детей есть один ребенок-инвалид. Возможно ли его полноценное развитие в таких условиях? Возможно ли ему уделить столько внимания, сколько ему нужно? Знает ли воспитатель о тонкостях его нарушений и как с ним работать? А если педагог некомпетентен? А как же другие дети? Они же тоже не должны лишаться полноценного внимания воспитателя».

М.А. «Некоторые дети не могут обслуживать себя, в результате чего воспитатель разрывается между особенными и обычными детьми. Обычные дети остаются без присмотра, из-за этого могут быть несчастные случаи».

Во многих ответах студентов - будущих воспитателей было также отмечено, что не всегда здоровые дети проявляют жалость, сочувствие к детям, имеющим проблемы в здоровье.

Большой списочный состав детей в группе, отсутствие младшего воспитателя не позволяют воспитателю полноценно вести работу со здоровыми детьми и с детьми с особенностями в развитии.

Студенты, работающие воспитателями, сообщали, что не во всех ДОО разрабатывается индивидуальная адаптированная программа

для ребенка с ОВЗ, не хватает специализированной методической литературы. Кроме того, помещения ДОО недостаточно приспособлены для нахождения в них детей с ОВЗ.

Однако, несмотря на ряд проблем, наблюдается положительная тенденция, которая касается готовности и мотивированности студента - будущего воспитателя работать с детьми с особыми образовательными потребностями, при условии определенной перестройки воспитательного процесса в ДОО.

Предложения студентов

Приводим некоторые ответы студентов на третий вопрос.

Что такое «идеальная картина воспитательно-образовательного процесса в ДОО в условиях инклюзивного образования»?

К.Т. «Группы, где есть дети с нарушениями в развитии, надо дополнить еще одним педагогом, который будет заниматься непосредственно с такими детьми. Тем самым разгружая основного воспитателя и давая возможность посвящать себя другим детям».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Л.Г. «Нужны инклюзивные группы, специально обученные педагоги. В моей практике была группа со здоровыми детьми и одна девочка с нарушением слуха, т.е. она почти не слышала. К ней нужен был отдельный подход, мне было тяжело на занятии. Поэтому я думаю, что для слабослышащих детей нужны специальные педагоги, специальные условия».

И.Т. «Моя точка зрения такова, что детей с отклонениями в развитии не нужно воспитывать в одной группе со здоровыми детьми. Да, дети с отклонениями в развитии - это тоже дети, но дети особенные. Значит, их воспитывать и обучать нужно особенно, в особенных ДОО. Но это не для того, чтобы они не мешали здоровым детям, а для того, чтобы они сами могли развиваться полноценно, грамотно, с нужными и важными специалистами. Ведь в обычных детских садах воспитатели без определенных знаний в работе с такими сложными детьми, отличающимися от здоровых детей. А дети в обычных детских садах? Почему нужно лишать их полноценного воспитания? Я считаю, что эти две группы детей нужно разделять».

И.В. «Очень многое зависит от воспитателя, особенно, когда в группе находятся раз-

ные дети. Педагог должен помочь им всем найти общий язык, чтобы дети, независимо от состояния здоровья, играли, дружили, развивались, воспитывались и обучались вместе, несмотря ни на что».

М.Р. «В нашем саду есть обычные дети и особенные. Когда мы проводим занятия, мы видим положительную динамику с той и с другой стороны. Дети меняются. Дети приходят «закрытые» и неохотно идут на контакт. Но когда есть рядом здоровые дети, которые хотят им помочь и показать, они это чувствуют. Нам приятно создавать дружескую атмосферу, когда дети внимательны друг к другу. У них даже нет конфликтов. Мы объясняем детям, что мы все разные, но мы тоже похожи друг на друга: все едим, пьем, спим, должны помогать друг другу. Родители тоже довольны, они не говорят, чтобы их дети не общались с проблемными детьми. Во всех мероприятиях участвуют дети обычные и особенные».

А.А. «Если воспитатели начнут пользоваться разработанными программами, то работать будет легче».

0.С. «Педагог должен любить свою работу, обладать широким кругозором, знаниями, владеть компьютерными технологиями, разбираться в проблемах. Идеальная картина инклюзии при участии родителей».

На рис. 4 представлены наиболее частые ответы студентов на третий вопрос, которые касаются видения ими идеальной картины воспитательно-образовательного процесса в ДОО в условиях инклюзивного образования.

Обобщенно ответы на третий вопрос содержали следующие тезисы.

1. Курсы повышения квалификации для воспитателей ДОО.

2. Небольшая наполняемость групп.

3. Обучение детей с ОВЗ по месту жительства.

4. Наличие помощника - тьютора.

5. Отдельные группы для детей с ОВЗ.

6. Командное сопровождение ребенка с ОВЗ.

7. «Принятие» детей с ОВЗ, создание климата доверия.

8. Достаточная материально-техническая база, наличие специальной литературы, доплата педагогам за работу с детьми с ОВЗ.

9. Разработанность индивидуальной программы развития ребенка с ОВЗ, умение воспитателя совмещать работу по индивидуальной и общей программе ДОО.

10. Психологическая подготовка детей группы, родителей здоровых детей к принятию детей с ОВЗ.

11. Моральная устойчивость воспитателя.

12. Осуществление индивидуального подхода к ребенку с ОВЗ.

13. Взаимодействие ДОО с медицинскими организациями.

Среди наиболее частых ответов студентов об идеальных условиях воспитания детей с проблемами в развитии в ДОО были ответы, связанные с организацией командного сопровождения ребенка с ОВЗ, в которое входят все педагоги, работающие с ребенком, и родители этого ребенка. Также многие

□ Курсы повышения квалификации лтя восшпателей ДОО

■ небольшая вшимшмыот гууяп

□ Обучение ^кй с ОЕЗ по ыесту жительства

□ Наличие помощника. тьюторе

■ Отдгзьные группы ата детей с ОЕЗ ОКсмлшное сопромчоятпе рейнка с ОВЗ

■ "Ирмиятке" тетей с ОВЭ. сюланне климата иомрги

□ Достаточная макр^тьшэ-теизнческая база. веяние со«], .ипературы. лошата пвлагогам за рабоху с ^ети:н е ОВ*

■ Разработанность 1ШР ребенк?.. Умение воспитателя С04ы4щать работу по []ПР гг обшей Программе

ОПскхологтгчесмя пожютовка нетей группы, ролпч.тей

здоровых детей к пришгппю летеГс с ОВЗ

О Моральная усгойчаостъ воспитателя

□ Осушл'1 вленке ш^шйщуыьноГО подхода у ребенку 0 ОВ5

■ ИзшгчодеГкине ДОО с иеа. оргянпэацгиеЛ

Рис. 4. Идеальная картина воспитательно-образовательного процесса в ДОО в условиях инклюзивного образования

студенты связывают такие условия с организацией доступной среды для детей с нарушениями развития. Идеальную картину воспитательно-образовательного процесса в ДОО в условиях инклюзивного образования студенты видят в обязательной организации специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОО.

Для того чтобы процесс взаимодействия участников воспитательного процесса был эффективным, по мнению студентов, необходимо, создать в дошкольной организации климат доверия между специалистами и воспитателями ДОО, а также специалистами и родителями. Также нужно обеспечить воспитателей необходимой методической литературой, проводить курсы повышения квалификации. Были также пожелания научить воспитателей работать с индивидуальной программой развития проблемных детей.

Однако не все студенты согласны с тем, что обучение детей разных категорий по здоровью должно происходить совместно со здоровыми детьми.

Идеальной моделью образовательного процесса в ДОО для таких студентов представляется система, при которой обучение детей здоровых и детей с нарушениями развития будет происходить отдельно друг от друга, однако играть и проводить досуг дети будут вместе.

Практически все опрошенные студенты, обучающиеся по профилю «Дошкольное образование», в полной мере осознают значимость своей педагогической деятельности для процесса обучения и воспитания детей с нарушениями развития, проявляют заинтересованность в обучении. Студенты ориентируются в проблеме, связанной с внедрением в процесс обучения и воспитания новой образовательной тенденции. Инклюзивное образование многим видится как хорошая возможность для того, чтобы воспитать нравственные качества и чувства взаимопомощи в здоровых детях по отношению к детям с отклонениями в развитии. Для детей же с проблемами в развитии инклюзия выступает как возможность проявить свои способности в наибольшем объеме, несмотря на ограничения в здоровье.

Выводы по результатам исследования

Для того чтобы воспитательно-образовательный процесс в ДОО происходил наиболее эффективно для двух групп детей (здоровых

детей и детей с ОВЗ), в педагогической практике специалистам необходимо:

- придерживаться общих дидактических и коррекционных принципов специальной педагогики;

- создать алгоритм возможных действий воспитателя при появлении в его педагогической практике детей с нарушениями в развитии;

- разработать стратегию командного сопровождения семей, имеющих детей с ОВЗ;

- создать в образовательной организации специальные условия для обеспечения педагогического процесса в условиях инклюзии;

- менять представления общества о детях с нарушениями развития и способах их образования;

- предоставить возможность студентам на этапе обучения по профилю «Дошкольное образование», в целях повышения их педагогической компетентности, при желании получать параллельно дополнительное образование по программам профессиональной переподготовки по профилям «Логопедия», «Дошкольная дефектология», «Коррекционная педагогика и специальная психология», которые действуют в университете ЧГПУ им. И.Я. Яковлева, г. Чебоксары. В вузе предусмотрена возможность получения студентами дополнительного образования по коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Проведенное исследование, посвященное изучению уровня представления студентов третьего курса заочного отделения, обучающихся по профилю «Дошкольное образование», о своей трудовой деятельности в роли воспитателей, показало степень подготовленности студентов к работе с детьми с ОВЗ. В то же время, высветились вопросы, на которые студенты хотели бы получить ответы, пока они еще учатся в вузе.

Опрос в целом показал зрелость студентов, мотивированность их к будущей роли воспитателей ДОО, где будут дети с ОВЗ.

Студенты хотят больше узнать об этой проблеме, чтобы отвечать требованиям профессионального стандарта педагога.

Анализ ответов студентов поможет педагогам вуза учесть запрос студентов в дополнительных знаниях по проблемам образования детей с ограниченными возможностями здоровья.

Возможно, потребуется увеличение количества часов в учебном плане по дисциплинам «Основы специальной педагогики и психоло-

гии», а также по дисциплине «Инклюзивное образование в дошкольном образовательном учреждении».

Таким образом, исследование направлено на поиск путей усовершенствования профессиональной подготовки в вузе педагогов дошкольного образования. Анализ данных исследования дает представление об ориентированности студентов в современном образовательном пространстве. Данные исследования позволяют определить круг актуальных для студента вопросов, ответы на которые помогут лучше подготовиться им к будущей профессиональной деятельности в плане помощи детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На многие вопросы они смогут получить ответы еще в процессе учебы в вузе. Кроме того, данные исследования позволят разработать стратегию взаимодействия науки и практики, то есть педагоги дошкольной образовательной организации смогут получать необходимую консультативную помощь. ■

Литература

1. Головчиц ЛА., Микляева Н.В. Проблемы дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и профессиональная подготовка педагогов в современных условиях // Дефектология. - 2016. -№2. - С. 44-52.

2. Ершова Л.О. Инклюзивное образование: какие есть проблемы? // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - 2016. - №1(67). -С. 11-14.

3. Королева ЕА. Нормативная правовая база инклюзивного образования детей с ОВЗ // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - №6. - С. 61-66.

4. Левченко И.Ю., Бутко ГА, Орти-на Т.Ю. Психолого-медико-педагогический консилиум в детском саду для детей с задержкой психического развития // Специальная психология. - 2009. - №2(20). - С. 11-18.

5. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

6. Открытия. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Е.Г. Юдиной. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. - 160 с.

7. Письмо заместителя министра Мин-обрнауки России от 07.06.2013 №ИР-535/07

«О коррекционном и инклюзивном образовании детей». - URL: http://edu53.ru/np-includes/ upload/2013/12/09/4613.pdf

8. Письмо Минобрнауки России от 18.04.2008 №АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». - URL: http://docs.cntd. ru/document/902122269

9. Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27.03.2000 №27/901)6) «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения». - URL: http://mosmetod.ru

10. Письмо Минобрнауки России от 13.01.2016 №ВК-15/07 «О направлении методических рекомендаций по реализации моделей раннего выявления отклонений и комплексного сопровождения с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии». - URL: http://gov.cap.ru

11. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 декабря 2013 года №723 «Об организации работы по межведомственному взаимодействию федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы с психолого-медико-педагогическими комиссиями». - URL: http://docs.cntd. ru/document/499072251

12. Приказ от 18 октября 2013 г. №544н «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дош кольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"». - URL: https://rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

13. Приказ от 04.12.2015 №1426 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование (уровень бакалавриата)». - URL: http://fgosvo.ru/ uploadfiles/fgosvob/440301 .pdf.

14. Приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 №1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии». - URL: https:// rg.ru/2013/11/01/medkomissia-dok.html

15. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного обра-

зования». - URL: https://rg.ru/2013/10/23/obr-dok.html

16. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 20 мая 2015 г. №2/15). -URL: http://fgosreestr.ru

17. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Л.В. Лопатиной. - Санкт-Петербург, 2014. - 386 с.

18. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Под ред. Н.В. Нищевой. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2015. - 245 с.

19. Ребенок в инклюзивном образовательном учреждении: методическое пособие / Под. ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. -М.: РУДН, 2010. - 148 с.

20. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015, регистрационный № 26). - URL: http://www.edustan-dart.ru/sanpin-dlya-obuchayushhihsya-s-ovz/

21. Сахарова Е.П. Организация инклюзивного пространства в ДОО города Чебоксары / Управление дошкольным образовательным учреждением №8, 2016. - С. 34-39.

22. Симонова Т.Н. Новая роль специальной педагогики на этапе перехода к инклюзивной практике обучения детей с особыми образовательными потребностями // Коррекционная педагогика. Теория и практика. - 2016. - №4(70). - С. 4-7.

23. Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы». - URL: http://base.garant.ru/70183566

24. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - URL:http://portal.iv-edu.ru

Статья поступила в редакцию 24.01.201 7 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.