Научная статья на тему 'Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте реализации инклюзивного образования'

Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте реализации инклюзивного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
522
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гуманитарные науки
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА / ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ВОСПИТАТЕЛИ / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕТИ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ / ОГРАНИЧЕННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ЗДОРОВЬЯ / METHODICAL WORK / PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTION / CAREGIVERS / INCLUSIVE EDUCATION / CHILDREN WITH DISABILITIES / LIMITED HEALTH OPPORTUNITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глузман Юлия Валерьевна

Автором раскрыто содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте инклюзивного образования, представлен анализ инклюзивных практик и инновационных форм методической работы в Республике Крым.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте реализации инклюзивного образования»

Ю. В. Глузман

УДК 316.64

СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Статья написана при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта №18-513-00019 «Подготовка будущих педагогов к проектированию коррекционно-развивающей среды инклюзивного образования»

азвитие современной системы образования строится с учетом реализации принципа доступности для всех категорий обучающихся, в том числе с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Важно отметить, что активная реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ с 2016 г. позволила увеличить количество обучающихся с ОВЗ в школах. Однако эти же дети до школы находились в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и не всегда в формате инклюзивной группы. Преемственность инклюзивного образования должна присутствовать на всех ступенях системы образования, что даст возможность обучающихся с различными нарушениями получить качественное образование.

Обязательным условием эффективности инклюзивного образования является организация системной методической подготовки специалистов образовательных учреждений: воспитателей, психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов. Значение методической работы активно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно

совершенствовать качество содержания образования, посредством инноваций в программно-методическом обеспечении, в методиках воспитания и обучения детей дошкольного возраста, в том числе детей с инвалидностью и ОВЗ; совершенствовать качество организации педагогической деятельности, используя более эффективные методы, приемы и формы работы с детьми.

Цель статьи - раскрыть на основе анализа инклюзивных практик содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте реализации инклюзивного образования.

Внедрение инклюзивного образования в дошкольном учебном заведении происходит поэтапно и требует организации надлежащего методического сопровождения всех участников образовательного процесса: детей и взрослых, специалистов различных направлений, родителей.

В трудах отечественных ученых представлены различные аспекты методической работы в дошкольном учреждении: возможности методической работы как средства повышения квалификации педагогов (Н. В. Ба-бинова [1], О. В. Дыбина); управление методической работой (Н. А. Андреева, Н. А. Диль-дина [3], Е. А. Сидякина, Т. Я. Рудая [6], Л. А. Шакирова [8]); формы и методы методической работы в дошкольном образовательном учреждении (Ю. В. Богинская [2], Р. А. Дол-жикова, И. В. Зотова [4], Е. В. Логинова, М. Н. Суч-кова [4], А. Р. Усманова [7]). Однако вопросы организации методической работы в условиях создания инклюзивной образовательной среды недостаточно изучены.

Работа педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения направлена на достижение главной цели - подготовку детей с инвалидностью и ОВЗ к самостоятельной жизни. Как показывает опыт, обучение детей с ОВЗ совместно с их здоровыми сверстниками способствует их социальной адаптации. Инклюзия предусматривает изменения. Это непрерывный процесс обучения и активного участия всех детей в жизни учреждения.

Дошкольное образовательное учреждение предоставляет ребенку с ОВЗ, во-первых, возможность получить образование в соответствии со своими индивидуальными способностями, во-вторых, общаться и заниматься совместными делами со своими сверстниками. Кроме того, обеспечивается реализация права детей с ОВЗ на равный доступ к качественному образованию.

Сегодня ДОУ - это учреждение, которое обеспечивает инклюзивное обучение как систему образовательных услуг, в частности:

- адаптирует учебные программы и планы, окружающую среду, методы и формы обучения для детей с ОВЗ;

- создает положительный микроклимат;

- сотрудничает со специалистами для предоставления специальных услуг в соответствии с различными образовательными потребностями детей.

Непосредственная цель методической работы - это создание оптимальных условий для непрерывного повышения уровня общей и педагогической культуры участников образовательного процесса.

Задачи методической работы в рамках реализации инклюзивного образования можно выделить следующие:

- обучение и развитие педагогических кадров, управление повышением их квалификации в соответствии с нормами доступности инклюзивной образовательной среды;

- выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта инклюзивных практик педагогов ДОУ;

- подготовка адаптированного методического обеспечения для осуществления инклюзивного образовательного процесса с учетом разных нозологических групп дошкольников;

- координация деятельности в дошкольном образовательном учреждении и семье в обеспечении всестороннего непрерывного развития воспитанников с инвалидностью и ОВЗ;

- координация деятельности ДОУ с учреждениями окружающего социума для реализации задач развития воспитанников и ДОО в целом;

- анализ качества работы с целью создания условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности воспитанников через повышение профессиональной компетентности педагогов инклюзивных групп.

Методическое сопровождение инклюзивного образования невозможно без внедрения инноваций. Инновационная методическая работа - ключ к успеху в образовательной реформе. Работа методической службы ДОУ базируется на трех составляющих: наука, инновации, педагогический опыт. Методисты используют профессиональные знания в процессе практической методической деятельности, возможности современных технических средств обучения, Интернет-ресурсов и обучают этому педагогических работников дошкольного образовательного учреждения.

Работники методического кабинета, учитывая различные образовательные педагогические потребности, целенаправленно работают над формированием личности педагога-исследователя, педагога-новатора в процессе проведения активных форм методической работы: круглых столов, мастер-классов, тренингов, дискуссий, защит творческих проектов, панорам педагогических идей и инноваций, конкурса педагогического мастерства, выставок материалов инновационных учебно-воспитательных технологий.

С целью обеспечения научно-методического сопровождения инклюзивного образования в ДОУ создается координационная группа педагогов, разрабатывающая план действий по научно-методическому и психолого-педагогическому сопровождению мероприятий для внедрения принципов инклюзивного образования, определению факторов и условий его реализации в детском саду, направлений развития инклюзивных подходов в учебно-воспитательном процессе, интеграции их в ежедневную практику работы.

Как показал анализ опыта работы ДОУ, в методическом кабинете на помощь воспитателям инклюзивных групп собраны материалы:

- нормативные документы;

- специальная литература;

- каталог статей периодической и профессиональной прессы;

- опыт работы отечественных и зарубежных педагогических коллективов по данному вопросу;

- методические рекомендации по различным вопросам инклюзивного образования;

- образцы планирования учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми;

- квалификационные характеристики педагогов, работающих в группах с инклюзивной формой обучения;

- расписание индивидуальных коррекцион-ных занятий;

В целом деятельность ДОУ должна быть направлена на проведение определенных мероприятий и создание условий для овладения педагогами специальными знаниями, педагогическими технологиями, которые позволят обеспечить квалифицированное обучение детей с инвалидностью и ОВЗ [5].

Внедрению инклюзивного образования в дошкольном образовательном заведении предшествует изучение теоретической осведомленности педагогов с этой проблемой, проведение широкого спектра методических мероприятий, в частности: педагогические советы, теоретические, научно-практические семинары и конференции, консультации, тимбил-динг-дни, тренинги для педагогов и родителей.

Важно отметить, что анализ опыта инклюзивных практик показал, что педагогические советы проводятся по таким темам, как: «Концептуальные основы развития инклюзивного образования в дошкольном учебном заведении», «Работа специалистов с семьями детей с нарушениями психофизического развития», «Социально-психологическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учебном заведении».

Кроме того, в процессе методической работы проводятся тематические консультации: «Групповая психолингвотерапия в формировании речевой деятельности», «Сказко-терапия как технология социально-эмоционального развития ребенка», «Использование игровой терапии в психокоррекционной работе с детьми с ОВЗ».

В содержание методической работы входит проведение мастер-классов, (например, «Образовательная технология «Sand play»: коррекция проблем у дошкольников с помощью рисования песком»); тренингов для педагогов и родителей («Дети с особыми потребностями в образовательном пространстве»); участие в научно-практических конференциях («Педагогические стратегии и подходы в работе с детьми с особыми образовательными потребностями») и городских семинарах («Инклюзивное образование как прогрессивная тенденция в развитии дошкольного образования») и др.

Особо значимым в методической деятельности специалиста дошкольного образовательного учреждения является организация и проведение «Недели инклюзии». Так, проведенная в Республике Крым в начале апреля неделя инклюзивного образования «Разные возможности - равные права» была направлена на формирование толерантного отношения к детям с инвалидностью и ОВЗ. Основными формами стали семинары, вебинары, консультации, выставки детских рисунков, флешмобы, квесты, игры, презентации, тренинги, просмотры тематических мультфильмов и видеофильмов, оформление родительских уголков, выставки научно-методической литературы, круглые столы и т.п.

Результаты изучения содержания методической работы ДОУ Республики Крым свидетельствуют о том, что педагогам не хватает стажировок, семинаров-практикумов и индивидуальных консультаций по работе с детьми с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата.

Итак, как показал анализ опыта методической работы в дошкольных образовательных учреждениях, возможности инклюзивного образования используются специалистами фрагментарно и в не полной мере. Сложности вызывают участие в научно-методической работе, разработка адаптированного методического материала. В то же время важно отметить, что педагоги указывают на необходимость и важность дополнительной подготовки к работе с дошкольниками различных нозологических групп. Таким образом,

перспективным направлением подготовки педагогов ДОУ к методической работе является проведение стажировок в образовательных учреждениях с лучшими инклюзивными практиками.

АННОТАЦИЯ

Автором раскрыто содержание методической работы в дошкольном образовательном учреждении в контексте инклюзивного образования, представлен анализ инклюзивных практик и инновационных форм методической работы в Республике Крым.

Ключевые слова: методическая работа, дошкольное образовательное учреждение, воспитатели, инклюзивное образование, дети с инвалидностью, ограниченные возможности здоровья.

SUMMARY

The author presents the content of the methodological work in the preschool educational institution in the context of inclusive education as well as the analysis of inclusive practices and innovative forms of methodical work in the Republic of Crimea.

Key words: methodical work, pre-school educational institution, caregivers, inclusive education, children with disabilities, limited health opportunities.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабинова Н. В. Методическая работа как средство повышения квалификации педагогов дошкольной образовательной организации // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития. - 2015. -№ 2 (5). - С. 13-16.

2. Богинская Ю. В. Инклюзивная образовательная среда дошкольного образовательного учреждения и начальной школы: комплексный подход // Гуманитарные науки (г. Ялта). - 2015. - № 4 (32). - С. 47-53.

3. Дильдина Н. А. Методическая работа в дошкольной образовательной организации: учеб.-метод. пособие. - Челябинск: Изд-во ЗАО «Библиотека А. Миллера», 2018. - 102 с.

4. Зотова И. В., Сучкова М. Н. Формы, методы и средства методического руководства работой педагогов в дошкольном образовательном учреждении // European Science. -

2019. - № 1 (43). - С. 56-60.

5. Потапова О. Е. Инклюзивные практики в детском саду: метод. рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128 с.

6. Рудая Т. Я. Управление методической работой в дошкольном учебном учреждении на этапе внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования // Проблемы современного педагогического образования. - 2015. - № 46-1. -С. 329-336.

7. Усманова А. Р. Традиционные формы методической работы в дошкольном образовательном учреждении // Январские педагогические чтения. - 2018. - № 4 (16). - С. 132137.

8. Шакирова Л. А. Управление методической работой в дошкольном образовательном учреждении // Современные тенденции развития дошкольного и начального образования в Дальневосточном регионе. - 2013. -№ 1. - С. 277-284.

/iî©iv\

(Шй)

В. В. Скрипниченко

УДК 376

ПЕРСПЕКТИВЫ СЕТЕВОГО

ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

КАК УСЛОВИЯ

СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ

ВОЗМОЖНОСТЯМИ

ЗДОРОВЬЯ

ажнейшим ориентиром в подготовке ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к жизни в социуме в соответствии с требованиями Федеральных госу-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.