УДК 376.36+373.2
ОПЫТ СОЗДАНИЯ ЛЕКОТЕКИ НА БАЗЕ ДОУ
Гродина Татьяна Францевна.
Новосибирск, МКДОУ «Детский сад № 262 комбинированного вида», старший воспитатель, педагог-психолог, joker818181@mail.ru.
Аннотация. В статье представлен опыт создания службы лекотеки на базе дошкольной образовательной организации. Описаны этапы работы, проблемное поле создания службы в современном детском саду. Представлен опыт работы по внедрению инклюзивного образования в дошкольной организации.
Ключевые слова: лекотека, дети с ОВЗ, инклюзивное образование.
THE EXPERIENCE OF THE LEKOTEKA CREATION ON THE BASIS OF ChEE
Grodina Tatyana Frantsevna.
Novosibirsk, MKChEE «Kindergarten № 262 combined type», senior teacher, teacher-psychologist, joker818181 @mail.ru.
Abstract. The article presents the experience of creating a lekoteka service on the basis of preschool educational organization. The stages of work, a problem field of service creation in a modern kindergarten are described. The implementation experience of inclusive education in preschool organization is presented.
Key words: lekoteka, children with disabilities, inclusive education.
В настоящее время коренным образом изменяется система и содержание образования в нашей стране. Сегодня никого не удивляет организация такой службы психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития, как лекотека.
В переводе со шведского «leko» обозначает «игрушка», а «tek» с греческого переводится как «собрание».
Лекотеки создается для таких детей от 1,5 до 7 лет, которые не имеют возможности вместе с другими посещать детские сады или школы. Но в тоже время им необходима помощь дефектолога, логопеда, психолога. Уникальным является то, что направлена она не только на работу с детьми, но и с их родителями. А для семьи это очень важно.
Предпосылками внедрения проекта открытия лекотеки является опыт дошкольного образовательного учреждения по разработке сопровождения инклюзивного образования. Актуальность выбора данного направления работы обусловлена ростом процента детей, имеющих ограниченные возможности здоровья не только для освоения программ образования, успешной социализации
и интеграции в детское сообщество, но даже не позволяющие в целом посещать дошкольное образовательное учреждение.
В настоящее время государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (Закон об образовании РФ [1], ФГОС ДО РФ [2]) дает дошкольникам возможность посещать образовательное учреждение любого вида, где ребенок может воспитываться, обучаться независимо от состояния здоровья, при наличии в ДОУ условий для коррекционной работы.
Обеспечение внедрения федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и образования, обучающихся с ОВЗ - это одна из задач Федеральной целевой программы развития образования на 20162020 годы, принятой Правительством РФ в 2015 году [3]. Ряд мероприятий, предусмотренных программой, направлены не только на повышение качества образовательных услуг, но и на улучшение инфраструктуры дошкольных организаций. В частности, важным элементом данной задачи станет поддержка инноваций в сфере образования детей с ОВЗ, инвалидностью.
Целевой аудиторией деятельности лекотеки являются дети со сложными нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами (дети с расстройством аутистического спектра (РАС), дети с детским церебральным параличом (ДЦП) и другими двигательными нарушениями, дети с интеллектуальной недостаточностью, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью (СДВГ), дети с тяжелыми сенсорными нарушениями, дети с болезнью Дауна), их семьи, нуждающиеся в грамотном медико-психолого-педагогическом сопровождении, а также и педагоги ДОУ.
Традиционно, в рамках лекотеки, оказывается профессиональная помощь всеми необходимыми специалистами ребенку и его родителям (законным представителям) по вопросам организации процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Деятельность лекотеки основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, арт-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической поддержки развития личности детей с особыми потребностями.
Организация лекотеки на базе ДОУ начинается с создания нормативно-правового обеспечения его деятельности. Издается приказ по учреждению, согласно которому определяется состав специалистов центра «Лекотека», включающий педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. Руководство лекотекой возлагается на старшего воспитателя. Все специалисты должны соответствовать требованиям к уровню образования и направлению подготовки, а руководитель лекотеки - иметь степень магистра в области психологии.
Лекотека подразумевает еженедельные, бесплатные, индивидуально-коррекционные занятия для детей с особенностями развития, не имеющими возможности посещать дошкольное учреждение.
Следующим шагом в обеспечении деятельности лекотеки на базе ДОУ является методическое оснащение службы - создание программ деятельности
специалистов лекотеки (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя и инструктора по физической культуре). На основе научно-методических разработок и рекомендаций, имеющихся в литературе, создается база диагностических методик, комплексов игр и упражнений для детей с ОВЗ для организации диагностической и коррекционно-развивающей работы в рамках лекотеки.
Третьим шагом в запуске лекотеки должна стать подготовка материально-технического оснащения службы. Для этого в ДОУ необходимо организовать условия для создания кабинетов, приобретение оборудования, утверждение кадрового состава. Для детей с ОВЗ и их родителей создаются все необходимые условия, чтобы они чувствовали себя комфортно, безопасно и могли получить квалифицированную помощь специалистов учреждения.
Специальные помещения, выделенные и оформленные, предназначены: для индивидуальной работы с ребенком и его семьей; для групповой работы с детьми; для проведения групповых родительских тренингов; для работы с педагогами ДОУ.
Для оказания образовательных услуг должны быть дополнительные помещений: музыкальный зал, спортивный зал, сенсорная комната, кабинет ИЗО-деятельности, кабинеты узких специалистов (учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога).
Последний шаг при запуске работы службы - распространение информации о работе лекотеки: через информирование родителей детского сада, создание и распространение буклетов, презентации проекта.
На сегодняшний день в рамках работы центра «Лекотека» проведена работа с воспитанниками детского сада, которые по причине сложности дефекта не могут посещать детский сад постоянно на равных условиях с другими детьми и лекотека для данных детей и их семей явилась вариантом получения квалифицированной помощи и сопровождения специалистов.
Таким образом, организация и запуск службы лекотеки на базе ДОУ имеет ряд особенностей, связанных с необходимостью нормативно-правовой, методической, материально-технической и кадровой подготовки учреждения.
Проблемным полем деятельности лекотеки является недостаточная распространенность информации об особенностях такой формы помощи среди семей детей с ОВЗ, что при всей востребованности пока не позволяет запустить их в полном объеме.
Библиографический список:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-Ф3 (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_^140174/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
3. Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 № 1642 (ред. от 26.04.2018) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования»» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286474/